Содержание
1. Система социальных норм: понятие, виды социальных норм, место право в данной системе. 3
2. Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие и стадии. 6
3. Личные имущественные и неимущественные права и обязанности супругов 11
Список литературы.. 19
1. Система социальных норм: понятие, виды социальных норм, место право в данной системе.
Социальные нормы, подобно другим ценностям, выполняют функции оценки и ориентации личности, общности. Вместе с тем они не ограничиваются этими функциями. Нормы осуществляют регулирование поведения и социальный контроль за поведением. Они носят ярко выраженный волевой характер. Это не только выражение мысли, но и выражение воли. При этом, в отличие от индивидуального волеизъявления, норма выражает типичные социальные связи, дает типовой масштаб поведения. Норма не только оценивает и ориентирует, подобно идеям, идеалам, но и предписывает. Ее характерной чертой является императивность. Это единство оценки и предписания.
Социальные нормы — это правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом.
Регулирующее воздействие норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижения.
Вследствие того, что нормы предусматривают и общие принципы поведения, и конкретные его параметры, они могут давать более полные модели, эталоны должного, нежели другие ценности.
Нарушение норм вызывает более конкретную и четкую негативную реакцию со стороны социальной группы, общества, его институциональных форм, направленную на преодоление отклоняющегося от нормы поведения. Поэтому нормы являются более действенным средством борьбы с девиацией, средством обеспечения порядка, устойчивости общества.
Нормы возникают вследствие потребности в определенном поведении. Так, например, одной из самых древних норм была норма честного отношения к своей доле в общественном труде. На заре человечества можно было выжить, только придерживаясь данной нормы. Она появилась в результате закрепления повторяющихся необходимых совместных действий. Интересно, что эта норма не потеряла своего значения и в настоящее время, хотя ее питают иные потребности, актуализируют другие факторы.
Многообразие социальной реальности, социальных потребностей порождает и многообразие норм. Классифицировать нормы можно по разным основаниям. Для социолога имеет значение выделение норм по субъектам, носителям норм. По этому основанию выделяют общечеловеческие нормы, нормы общества, групповые, коллективные. В современном обществе наблюдается сложная коллизия, взаимопроникновение этих норм[1].
По объекту или сфере деятельности разграничиваются нормы, действующие в области определенных видов отношений: политические, экономические, эстетические, религиозные и т.д. По содержанию: нормы, регулирующие имущественные отношения, общение, обеспечивающие права и свободы личности, регламентирующие деятельность учреждений, взаимоотношения между государствами и т.д.
По месту в нормативно-ценностной иерархии: основополагающие и второстепенные, общие и конкретные. По форме образования и фиксации: жестко фиксированные и гибкие. По масштабам применения: общие и локальные.
По способу обеспечения: опирающиеся на внутреннее убеждение, общественное мнение или на принуждение, на силу государственного аппарата.
По функциям: нормы оценки, ориентирующие, контролирующие, регламентирующие, карающие, поощряющие.
По степени устойчивости: нормы, опирающиеся на социальною привычку, на обычай, традиции и не имеющие такого основания и др.
Несмотря на разнообразие социальных норм, у них есть общие черты:
1) все они регулируют общественные отношения;
2) все социальные нормы адресуются людям или их объединениям;
3) они определяют границы должного и возможного поведения;
4) преследуют одну и ту же цель - упорядочение общественных отношений;
Между социальными нормами существуют значительные различия. Они состоят в следующем: Во-первых, по источникам формирования. Так, право исходит от государства, состоит из норм, установленных государством; нормы же морали, например, а также обычаи, традиции, создаются обществом, и для того, чтобы они действовали, не обязательно признание их государством. Во-вторых, они различаются формой, в которую облекаются: нормы права существуют только в официальной, установленной государством форме (как правило письменной - закон, указ, постановление), для морали же не существует строго фиксированной формы. В-третьих, различия определяются и критериями, по которым оценивают поведение и поступки людей - мораль и право: мораль оценивает поведение с точки зрения добра и зла, чести, совести, поощряемого и порицаемого обществом, а право - с точки зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого. В-четвертых, по характеру ответственности за нарушение норм права следует юридическая ответственность, а за нарушение норм морали - общественное порицание. В-пятых, по объему регулируемых общественных отношений: нормы морали регулируют значительно больший круг общественных отношений, чем право. Не все общественные отношения подвержены правовому регулированию, в то время, как с точки зрения морали могут быть оценены любые поступки и отношения.
В то же время нормы права и нормы морали тесно связаны в регулировании общественных отношений. Нормы права только тогда добровольно соблюдаются и исполняются, когда они имеют моральное обоснование.
2. Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие и стадии.
Законы, как и другие нормативные правовые акты, представляют собой результат правотворчества. Но их разработка и принятие имеют свои особенности, обусловленные местом и ролью закона в правовой системе общества. Создается закон в процессе законотворчества — важнейшей составной части нормотворческой деятельности.
Законотворческий (законодательный) процесс включает в себя ряд последовательных стадий.
1. Законодательная инициатива — право определенных органов, негосударственных организаций и должностных лиц ставить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмотрение законодательного органа. В соответствии со ст. 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Право законодательной инициативы предполагает обязанность законодательного органа рассмотреть в определенный срок предложение об издании закона или внесенный на его рассмотрение законопроект.
Готовят законопроекты различные органы и даже отдельные лица. Чаще всего в законотворческой практике применяется отраслевой, ведомственный принцип, в соответствии с которым проекты законодательных актов готовятся теми органами, профилю которых они соответствуют. Так, Министерство внутренних дел разработало проекты законов «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»; Министерство: бороны — проект Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»; Прокуратура — проект Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и т.д. Такой порядок подготовки законопроектов далеко не безупречен, ибо здесь могут отчетливо просматриваться ведомственный интерес, кабинетное согласование вопросов, а иногда и некомпетентное вмешательство некоторых государственных структур и должностных лиц. Закономерно поэтому, что наличие Федерального Собрания как постоянно действующего органа (ч. 1 ст. 99 Конституции) привело к подготовке законопроектов в его комитетах и комиссиях, причем нередко на альтернативной основе. Однако полное отстранение министерств и ведомств, организаций от подготовки проектов законов, которые будут регулировать их деятельность, было бы также неправильным.
2. Обсуждение законопроекта. Оно происходит на сессии или заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, вынесшего законопроект на обсуждение. Принимающие участие в работе законодательного органа депутаты затем обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него
поправки.
3. Принятие закона. Оно происходит путем открытого голосования депутатов. Российский закон считается принятым, если з каждой из палат (если речь идет о раздельном голосовании — по палатам) за него проголосовало более половины членов палаты. Для принятия федерального конституционного закона установлена более сложная процедура. Иногда по законопроектам проводят поименное голосование.
4. Опубликование (промульгация) закона. Официальная публикация — необходимое условие вступления в силу всякого закона. «На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы ».
Официальными источниками (изданиями) опубликования нормативных правовых актов Федерального Собрания, Президента, Правительства, решений Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции и соответствии ей нормативных правовых актов высших органов власти и управления является «Российская газета» или «Собрание законодательства Российской Федерации».
«Собрание законодательства Российской Федерации» состоит из пяти разделов:
— в первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы;
— во втором разделе — акты палат Федерального Собрания:
— в третьем разделе — указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
— в четвертом — постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
— в пятом — решения Конституционного Суда Российское Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии ей актов Президента, высших представительных и исполнительных органов Российской Федерации.
Принятый Государственной Думой федеральный конституционный закон и федеральный закон направляются на одобрение ь Совет Федерации, где он должен быть рассмотрен в срок, не превышающий четырнадцати дней (если в течение этого срока закон не рассмотрен, он считается одобренным Советом Федерации» Одобренный Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту России. В течение четырнадцати дней Президент либо подписывает закон, либо отклоняет его. Публикуется закон не позднее семи дней после подписания его Президентом Российское Федерации.
Принимаемые в Российской Федерации законы можно сгруппировать следующим образом.
1. По значимости и юридической силе — законы конституционные и обыкновенные (текущие). Главным конституционным законом является сама Конституция. Принятая на Всероссийском референдуме в 1993 г. Конституция Российской Федерации устанавливает и закрепляет основы, принципы и положения общественного и государственного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, государственное устройстве структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления.
Федеральные конституционные законы — это законы, внося щие поправки к главам 3-8 Конституции, а также законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанные в Конституции. Таков Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»;
Федеральные конституционные законы принимаются не простым большинством, а в особом порядке — для его принятия требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, а для одобрения в Совете Федерации — не менее трех четвертей голосов от общего числа членов этой палаты.
Все остальные законы, принятые Федеральным Собранием Российской Федерации в пределах его компетенции и в порядке реализации своих функций, являются обыкновенными (текущими). Таковы, например, Федеральные законы, как Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г.; Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 г.; Федеральный закон «О лекарственных средствах» 1998 г. и др. Федеральные обыкновенные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов каждой палаты Федерального Собрания. При этом датой принятия обыкновенного федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а датой принятия федерального конституционного закона :читается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.
2. По органу, принимающему закон, следует различать в Российской Федерации законы общефедеральные и законы субъектов Федерации. Особенность последних в том, что они не могут противоречить (во всяком случае не должны) общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации.
3. По объему и объекту регулирования — общие и специальные законы. Общие законы посвящены целой сфере общественных отношений. Например, кодексы. Специальные законы регулируют более узкие области общественных отношений (например, «Патентный закон Российской Федерации» 1992 г.; Федеральный закон «О судебных приставах» 1997 г. и др.).[2]
3. Личные имущественные и неимущественные права и обязанности супругов
В браке равенство супругов является одним из основополагающих принципов.
Равенство супругов в семье исходит из конституционных положений, определяющих основы правового статуса личности: о равных правах и свободах мужчины и женщины и равных возможностях их реализации, о свободе выбора каждым гражданином места своего пребывания и жительства, рода деятельности и профессии, как равных правах и обязанностях обоих родителей в воспитании детей, о недопустимости отмены и умаления этих прав и свобод граждан.
Установленные законом личные права и обязанности супругов направлены на развитие наиболее существенных и позитивных сторон совместной жизни равноправных личностей. При этом СК РФ устанавливает только общие принципиальные положения, которые имеют важное значение для обеспечения равноправия супругов в семье, для защиты личных интересов каждого из них и для надлежащего воспитания детей.
Вступление в брак никоим образом не может ограничивать правоспособность каждого из супругов. Каждый супруг независимо от воли другого или иных лиц может выбрать род занятий, получить профессию по своему желанию, решить для себя вопрос, где ему жить и как: совместно с другим супругом или отдельно от него. Эти права супругов тесно связаны с личностью каждого из них, и они не могут быть отменены или ограничены путем заключения соглашения между супругами. Если такие условия включены в брачный договор, они являются ничтожными. Но, несмотря на диспозитивность нормы, юридическая свобода выбора рода занятий, профессии, места пребывания и жительства должна пониматься и осуществляться супругами на основе взаимного уважения и взаимопонимания, ответственности перед семьей всех ее членов.
Как правило, выбор занятий и профессии супругами согласовывается исходя, в первую очередь, из интересов семьи. Споры о препятствии кем-либо из супругов в получении образования в судебной практике не встречаются. Но реализация данного права в жизни может быть причиной семейного конфликта, распада семьи и развода, особенно в тех случаях, когда избранная деятельность противозаконна или антисоциальна.
Каждому из супругов предоставляется возможность самостоятельно определять для себя место жительства. Однако СК отдает приоритет совместному проживанию супругов. Вопрос о месте жительства супругов должен решаться по их взаимному согласию. Совместное жительство супругов, особенно в тех случаях, когда в семье есть дети, является важнейшим условием ее прочности. Так, супруг приобретает право пользования жилым помещением и в тех случаях, когда вселяется на жилую площадь супруга - собственника данного жилого помещения (ст. 292 ГК РФ). Когда же совместное проживание по каким-либо причинам невозможно, закон исходит из свободного решения каждым из супругов вопроса о раздельном проживании.
Местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. По месту жительства супругов (родителей) определяется место жительства их несовершеннолетних детей, не достигших 14 лет. Если родители проживают раздельно, местом жительства ребенка считается место жительства того из родителей, с кем останется проживать ребенок.
Ни один из супругов в семейной жизни не может пользоваться какими-либо преимуществами по сравнению с другим. Равенство супругов в семье обеспечивается установлением общего принципа решения супругами всех вопросов жизни семьи. Они должны решаться супругами совместно, т.е. по взаимному согласию. Однако это не означает ограничения личной свободы каждого из супругов.
Никто из супругов не вправе навязывать свою волю другому при решении любого вопроса жизни семьи: о планировании семьи, о воспитании детей, об их образовании, о распределении семейного бюджета, ведении домашнего хозяйства и т.п. Если в семье между супругами возникают разногласия, то в зависимости от их характера они могут стать предметом рассмотрения суда или органа опеки и попечительства. Так, спор об имени или фамилии ребенка (при разных фамилиях родителей) рассматривается органом опеки и попечительства, а спор о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей или об участии в воспитании ребенка отдельно проживающего родителя - судом.
В большинстве случаев закон не допускает вмешательства "арбитра" в принятие супругами решений. Спорные вопросы могут быть решены только путем взаимных договоренностей и уступок. Если единства в их решении не достигается, то это может привести к серьезным конфликтам в семье и в конечном итоге - к разводу.
Благополучие семьи во многом зависит от совместных усилий обоих супругов. Супруги обязаны оказывать друг другу взаимную помощь, которая проявляется как в материальной, так и в моральной поддержке. Взаимная помощь становится особенно необходимой при нетрудоспособности одного из супругов (болезнь, инвалидность, беременность, уход за малолетними детьми, детьми-инвалидами). Обеспечение приоритетной защиты нетрудоспособных членов семьи является одним из принципов семейного права. Причем оба супруга должны не только стремиться в меру своих сил и возможностей содействовать материальному благополучию семьи, но и создавать в ней благоприятную атмосферу, способствовать всестороннему духовному, нравственному и физическому развитию всех членов семьи, особенно несовершеннолетних детей. Забота о детях, их воспитании является равным правом и обязанностью родителей.
В соответствии с СК РФ недостойное поведение одного из супругов в семье может повлечь для него ряд негативных правовых последствий. Например, суд вправе освободить супруга от обязанности по содержанию другого супруга (хотя и нетрудоспособного и нуждающегося), если тот недостойно вел себя в семье; суд также вправе отступить от начала равенства долей супругов при разделе их общего имущества, если один из супругов расходовал его в ущерб интересам своей семьи.
Выбор супругами фамилии
Вопрос о фамилии супругов - это часть их правового статуса. Соблюдается принцип полного равенства супругов в семье. Каждый из них решает вопрос о фамилии самостоятельно и независимо от чьей-либо воли.
Супруги вправе по своему желанию избрать фамилию одного из супругов в качестве общей фамилии, ею может быть фамилия как мужа, так и жены. Как правило, супруги принимают общую фамилию. Общая фамилия подчеркивает общность интересов всех членов семьи и облегчает реализацию прав и обязанностей супругами, родителями и детьми. Однако это не умаляет право каждого из супругов сохранить при вступлении в брак свою добрачную фамилию.
Кодекс предоставляет супругам также право именоваться двойной фамилией, т.е. присоединить к фамилии одного из супругов фамилию другого. Это право имеет одно исключение: если один из супругов уже носит двойную фамилию, дальнейшее соединение фамилий не допускается.
Субъекты РФ могут решать вопрос о предоставлении супругам права носить двойную фамилию. Если законом субъекта РФ не будет установлено по данному вопросу исключение, будет действовать общее правило.
Своим правом выбора фамилии супруги могут воспользоваться только при заключении брака (в момент его регистрации в органах загса) или при его расторжении. В дальнейшем, в период брака, изменение фамилии (на добрачную, мужа (или жены), двойную фамилию) допускается только на общих основаниях. При этом перемена фамилии одним из супругов не влечет автоматического изменения фамилии другого. Он может сохранить свою фамилию (добрачную или приобретенную при заключении брака) или изменить ее в установленном порядке независимо от желания другого супруга.
Вопрос о фамилии в случае расторжения брака супруги решают также самостоятельно. Каждый из них может после развода оставить фамилию, принятую им при заключении брака, либо обратиться с просьбой восстановить ему добрачную фамилию. Согласие другого супруга на сохранение его фамилии разведенным супругам не требуется.
При признании брака недействительным лицам, состоявшим в таком "браке", присваиваются их добрачные фамилии. Однако добросовестный супруг вправе сохранить фамилию, избранную им при заключении брака. Вопрос об изменении фамилии ребенка после расторжения брака его родителей (или признания его недействительным) решается по общим правилам.
Перемена гражданином фамилии не влияет на его гражданские права и обязанности, не является основанием для их прекращения или изменения. Гражданин, переменивший фамилию, вправе требовать внесения за свой счет соответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнюю фамилию. При этом на самого гражданина, переменившего фамилию, возлагается обязанность уведомить своих кредиторов и должников, и на него же возлагаются неблагоприятные последствия, вызванные отсутствием этих сведений.[3]
Законный режим имущества супругов
Имущество супругов - материальная основа их совместной жизни.
Семейный кодекс РФ предоставляет супругам возможность самим решать, как они будут определять свои имущественные правоотношения. Для этого они могут заключить брачный договор. Если же они не установят иное, будут действовать нормы, определенные в ст. 34-39 СК РФ. Таким образом, СК определяет два разных режима для имущества супругов - законный и договорный, предоставляя им право выбора между ними. Во втором случае они имеют широкие возможности, исходя из конкретных обстоятельств и своих интересов определить в брачном договоре свои имущественные правоотношения.
Основным является законный режим имущества супругов. СК РФ воспроизводит оправдавшие себя на практике положения о совместной собственности супругов на имущество, нажитое ими в период брака.
Важным было решение о том, что закон не устанавливал особой "семейной собственности". Следовательно, семья как таковая не рассматривается в качестве самостоятельного субъекта права. Во всех имущественных отношениях права и обязанности имеют только отдельные члены семьи. СК РФ не признает право собственности детей на имущество, принадлежащее их родителям.
Как правило, различается имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак (добрачное имущество), и имущество, приобретенное ими в период брака.
Действует режим совместной собственности на имущество, нажитое супругами в период брака, и раздельной собственности каждого из супругов на добрачное имущество, а также на имущество, полученное каждым из супругов во время брака в дар или по наследству, и на вещи индивидуального пользования, за исключением предметов роскоши. В СК РФ эти положения составляют законный режим имущества супругов.
Супруги, являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства, наряду с другими членами этого хозяйства имеют в совместной собственности имущество, обеспечивающее сельскохозяйственное производство. Эти объекты перечислены в ст. 257 ГК РФ. К ним, в частности, относятся: предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенные для хозяйства на общие средства его членов.
Все это имущество принадлежит членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не определено иное. Общим имуществом крестьянского хозяйства являются плоды, продукция и доходы, полученные в результате хозяйственной деятельности. Пользование имуществом происходит по взаимному согласию всех членов хозяйства. Сделки по распоряжению имуществом осуществляет глава хозяйства либо другое лицо по доверенности.
По закону, кроме собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства, супруги могут иметь свою общую собственность на вещи, приобретенные для семьи, денежные вклады и другие объекты. Каждый из супругов может иметь в своей собственности вещи, например, полученные по наследству, вещи индивидуального пользования и др.[4]
Совместная собственность супругов
Наиболее демократичные нормы закона регулируют вопросы совместного имущества супругов.
Совместная собственность - это общая собственность без определения долей. Участники совместной собственности сообща владеют и пользуются общим имуществом. Распоряжение этим имуществом осуществляется по их общему согласию, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка. Участник совместной собственности не может произвести отчуждения своей доли в праве совместной собственности на общее имущество, передать или подарить ее другому лицу. Для этого он должен сначала определить и выделить свою долю. Круг участников совместной собственности исчерпывающим образом установлен законом и не может быть расширен по желанию других участников совместной собственности.
В общей долевой собственности каждый участник имеет заранее определенную долю в праве собственности. Этой долей он может самостоятельно распоряжаться: подарить, передать, отдать в залог с соблюдением права преимущественной покупки ее другими участниками долевой собственности.
При законном режиме имущества супругов все приобретенное в период брака является их совместной собственностью. Участниками этой собственности являются только супруги. Из этого следует, что, независимо от активности участия каждого из супругов в создании общего имущества, они обладают равными правами на него.
Совместная собственность супругов - имущество, нажитое ими в период брака. Фактическая семейная жизнь, даже длительная, но без соответствующей регистрации брака, не создает совместной собственности на имущество. В подобных случаях может возникнуть общая долевая собственность лиц, которые общим трудом или средствами приобрели какое-то имущество.[5]
Список литературы
1. Конституция РФ от 12.12.93, официальное издание. М.; 1993г.
2. Гражданский кодекс РФ от 21.10.94 отдельное издание М.; 2002.-
3. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ Алексеев С.С., Государство и право, М. 1996 г.,
4. Гражданское право, учебник часть 1 и 2/ Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М.; 2002.-
5. Социология учебник для ВУЗов изд «Проспект» М; 2003.-
6. Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева изд. «Юристъ», М.; 2001.-
[1] Социология учебник для ВУЗов изд «Проспект» М; 2003.- ст. 47
[2] Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева изд. «Юристъ», М.; 2001.- ст. 334
[3] Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (Королев Ю.А. - М.: "Юридический Дом "Юстицинформ", 2003). Глава 6
[4] см. ст. 33 Семейный кодекс РФ
[5] см. ст. 34 Семейного кодекса РФ