СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................................................................................................. 3

1. Литературный обзор...................................................................................... 5

1.1. Из истории парфюмерных товаров............................................................ 5

1.2. Факторы, влияющие на ассортимент и качество парфюмерных товаров. 9

1.2.1. Сырье для производства парфюмерных товаров................................... 9

1.2.2. Технология изготовления парфюмерной продукции............................ 17

1.3. Ассортимент парфюмерных товаров........................................................ 19

1.4. Требования к качеству парфюмерных товаров........................................ 22

2. Практическое задание................................................................................... 27

2.1. Объект, место и методы............................................................................. 27

2.2. Краткая характеристика технико-экономические характеристика фирменного отдела «Новая заря» ГУМа «Россия».............................................................. 28

2.2.1. Структура ассортимента фирменного отдела «Новая заря»................ 28

2.2.2. Выводы и предложения.......................................................................... 39

Заключение........................................................................................................ 40

Список литературы........................................................................................... 42

ВВЕДЕНИЕ

Родиной современной парфюмерии считается Древний Восток, страны которого благодаря высокому культурному развитию и хорошим климатическим условиям производили большое количество разных благовоний. Тонкими ценителями ароматов были египтяне и ассирийцы.

Аравия была крупным поставщиком бальзамических веществ и пряностей. Много благовоний производила Индия. В Греции (на острове Кипр) еще в средние века были созданы лучшие мужские духи «Шипр». Через Грецию парфюмерия проникла в Рим, а оттуда во Францию, где получила широкое развитие.

На Руси обычай применения благовоний возник в VII-VIII вв., но совместное производство парфюмерных товаров началось только в первой половине ХIХ в. Первой была парфюмерная фабрика К.П. Гика.

В 1914 г. в царской России насчитывалось около 20 предприятий парфюмерно-косметической промышленности. Парфюмерные товары в царской России были предметом роскоши.

После Великой Октябрьской социалистической революции парфюмерно-косметические товары превратились из предмета роскоши в предмет первой необходимости.

На Украине, в Крыму, на Кавказе, в Средней Азии и в Молдавии выращивают различные эфиронозные растения (розу, ирис, кориандр, лаванду, шалфей и др.), которые обеспечивают парфюмерную промышленность эфирными маслами. Переработкой этих материалов и выработкой синтетических душистых веществ заняты комбинаты в Краснодаре, Калуге, Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

В настоящее время по объему производства парфюмерных изделий и по потреблению их на душу Россия занимает первое место в мире. Увеличение производства парфюмерных товаров сопровождается повышением их качества и расширением ассортимента. По богатству и разнообразию букета, тонкости и нежности аромата отечественные парфюмерные изделия в состоянии удовлетворить самые разные вкусы покупателей.

Развитие отечественной парфюмерной промышленности сопровождалось и сопровождается становлением и развитием сырьевой базы, и особенно производством натуральных эфирных масел и синтетических душистых веществ. СССР занимало первое место в мире по производству розового, кориандрового и мускатно-шалфейного эфирных масел. Расширился и ассортимент синтетических душистых веществ, насчитывающий в настоящее время более 200 наименований.

В парфюмерной промышленности нашей страны осуществляется переход от отдельных машин-автоматов к автоматическим линиям, ведется большая работа по замене периодически действующих аппаратов непрерывно действующими, обеспечивающими более высокую производительность, автоматизацию и рост производительности труда.

Важное значение для развития парфюмерной промышленности имели работы ученых А.Е. Фаворского, В.Е. Тищенко, П.П. Шарыгина, А.Н. Несмеянова и др.

Цель работы – определить сущность парфюмерных товаров.

Задачи работы:

1) дать общую характеристику парфюмерных товаров;

2) изучить факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность парфюмерных товаров;

3) ознакомиться с ассортиментом парфюмерных товаров ГУМ «России»;

4) изучить требования к качеству парфюмерных товаров.

1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1. ИЗ ИСТОРИИ ПАРФЮМЕРНЫХ ТОВАРОВ

Слово «парфюмерия» происходит от французского fumer (дымиться, испаряться, курить) и итальянского perfumo. Это объясняется тем, что наиболее распространненным   было применение благовоний для ароматизации жилых и общественных помещений путем сжигания душистых растений и смол в специальных приспособлениях.

К парфюмерным товарам относят духи, одеколоны, парфюмерные наборы и душистые (туалетные) воды, основное назначение которых ароматизировать кожу, волосы, одежду и т.д. Некоторые из них применяются как гигиенические и освежающие средства.

Таинственный, сладостный мир запахов неудержимо влечет к себе. У этого загадочного мира есть своя история, свои законы и свои традиции. История парфюмерии неразрывно связана с историей человечества.

Аромат - некая магическая субстанция, способная перенести нас в иное измерение, «приподнять» над обыденностью. Это уникальное свойство запахов прекрасно знали и использовали в древности, когда ароматы служили культовым целям. Жрецы сжигали в курительницах травы, корни растений и цветы во время священных ритуалов, жертвоприношений и праздничных обрядов, пытаясь с помощью запаха постичь божественные тайны и соединить в едином эмоциональном порыве разных людей. Ещё в древние времена люди поняли, что, сжигая дерево, смолы, можно улучшить вкус пищи. Беря своё начало от благовоний, когда-то курившихся на жертвенных алтарях храмов, духи распространили своё влияние и господство во времени и пространстве. Египтяне прославляли своих богов окуриванием и изготавливали благовонные мази и ароматные масла, которыми сопровождались различные обряды и дополнялись женские туалеты. Греки же привезли из своих экспедиций новые ароматы, а в античном Риме запахам придавалась целебная сила. Нашествия варваров приостановили употребление ароматов на Западе. И тогда народы ислама стали развивать искусство парфюмерии: арабы и персы превратились в несравненных знатоков пряностей, изобретя перегонный куб и улучшив дистилляцию.

Необходимо было дождаться XII века и расширения торговых отношений, чтобы этот феномен снова получил развитие. Открытие университетов способствует этому. Короли, господа и придворные открывают для себя гигиенические и обольстительные свойства парфюмерии. Очень быстро Венеция становится столицей парфюмерии, центром переработки пряностей с Востока.

Вторая половина XIV века является свидетельницей рождения жидких духов на основе спирта и эфирных масел, которые используют под названием ароматических вод. Легенда гласит, что рецепт первой «Воды королевы Венгрии», на основе розмарина, был подарен королеве Венгрии Елизавете монахом. Принимая эту воду внутрь, тяжело больная королева выздоровела.

XVI век соединил профессию перчаточника с профессией парфюмера, так как в моду вошли парфюмированные перчатки. В эпоху Возрождения и далее, в XVI и XVII веках, отказались от их использования. Как реванш потребление ароматов удвоилось для маскировки неприятных запахов.

Первый переворот в истории парфюмерии произошёл, когда после Великой Французской революции гильдия перчаточников и парфюмеров распалась на две самостоятельные группы.

В 1608 году во Флоренции, в монастыре Санта Мария Новелла возникает первая парфюмерная фабрика в мире. Фабрикантами становятся сами монахи-доминиканцы. Покровительствовали им и делали богатые вклады в монастырь герцоги и князья, сам папа римский.

В 1709 году в Кёльне француз Жан-Мари Фарина, торговавший специями, впервые выпустил в продажу душистую воду, названную в честь города «Кёльнской водой». Во Францию она была завезена во второй половине XVI11 века и с тех пор стала распространяться под французским названием о-де-колон. (Император Наполеон покупал до 60 флаконов в месяц).

Затем в XIX веке Жан Герлен («Guerlain»), Франсуа Коти («Coty») и Эрнест Дальтроф («Сатп») – «отцы» современной парфюмерии - выдвинули несколько основополагающих теорий в науке создания запахов. В середине прошлого века производство духов перестало быть кустарным. Стали создаваться крупные парфюмерные компании.

Следующий поворотный момент в истории парфюмерии приходится на 10-е годы XX столетия, когда кутюрье решили соединить модельный бизнес и парфюмерию. В 1911 году Поль Пуаре стал первым, кому пришла в голову идея ароматами дополнить линии одежды. Коммерческую логику идеи довела до конца великая Габриэль Шанель, выпустившая в 1921 году духи со своим товарным знаком («Сhanel №5»).

Духи же продолжают эволюцию. Франсуа Коти стал первым, кто соединил в композициях натуральные запахи с запахами, созданными искусственно. В 1917 году он выпустил «Chypre» (Шипр), ставший впоследствии прародителем для целого семейства запахов. Развивались так называемые восточные и амбровые запахи, передающие мягкие, пудровые, ванильные и ярко выраженные животные ароматы.

В начале 20-х годов были открыты способы создания ароматов синтетическим путём: «революцию» в парфюмерии совершили альдегиды, впервые использованные в «Chanel №5». Количество новых духов резко возросло.

В 50-х годах французская парфюмерия достигла наивысшего своего подъёма. Во Франции работали самые талантливые составители духов - парфюмеры. Переживают взлёт духи для мужчин. В то же время обостряется международная конкуренция с приходом духов из-за Атлантики.

На начало 60-х приходится большой «бум» ароматов для мужчин. В 70-е годы пришла мода на коллекции «pret-a-porter». Так возникла новая парфюмерия «pret-a-porter de lux», не потерявшая высокого качества и изысканности «haute couture», но ставшая более доступной.

80е годы запомнились экспериментами в области флаконов, появилась также мода на густые, тяжёлые, «амбровые» ароматы. На исходе 80х в парфюмерных лабораториях создаются совершенно новые букеты. Это так называемые свежие озоновые и морские мотивы, напоминающие об океанах и водорослях.

В 90е годы «эгоистичные» запахи прошедшего десятилетия сменились естественноприродными, более лёгкими ароматами. Морские ноты конца 80х трансформируются в так называемые водяные мотивы, вызывающие ассоциации с лотосом и кувшинками. Новая технология «Живые цветы» («Living-Flower Technology») позволяет теперь «собирать» запах несорванных цветов и растений. Для этого их помещают под стеклянный колпак и через специальное ответвление «вытягивают» аромат.

Огромной популярностью на протяжении последних лет пользуются запахи фруктовые. По мнению специалистов, духи конца этого века вобрали в себя ароматы лимона, апельсина, смородины, ананаса, манго, и на начало нового тысячелетия они не изменятся.

Духам модного направления присущи изящество, максимальная лаконичность запахов, нежность. В них прекрасно уживаются лёгкость и богатство, они хорошо гармонируют с естественным запахом кожи, прозрачны, осязаемы и неуловимы.

С тех пор, как люди научились использовать магическую силу аромата, прошло много веков. Со временем парфюмерия отделилась от своих «прародителей» и заняла достойное место среди других искусств [5, C. 8-10].

1.2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АССОРТИМЕНТ И КАЧЕСТВО ПАРФЮМЕРНЫХ ТОВАРОВ

1.2.1. СЫРЬЕ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ПАРФЮМЕРНЫХ ТОВАРОВ

СЫРЬЕ. Сырьем для производства парфюмерных товаров служат душистые вещества, этиловый спирт, настои душистых веществ, вода и красители.

Самыми дорогими и стойкими являются духи. Обычно они содержат 20-35% парфюмерной композиции, растворенной в 90% спирте плюс фиксатор. В составе духов используются наиболее дорогие и ценные натуральные эфирные масла и синтетические душистые вещества.

Парфюмированная вода - дневные духи, «дух духов», следующий по концентрации вид парфюмерной продукции - 5-25% концентрата растворенные в 90% спирте.

Туалетная вода - 6-15% концентрата и 85% спирт.

Одеколон - 6% парфюмерной композиции в 70-80%спирте. Такого вида парфюм выпускают для мужчин.

Одна парфюмерная формула содержит, в среднем, порядка сотни элементов как натуральных так и синтетических. И именно дозировка их, их сочетание между собой приводит к определенному результату, нужной композиции, для достижения которой, как правило, требуется огромное количество проб.

Натуральные душистые вещества. Они делятся по происхождению на вещества растительного и животного происхождения.

К растительным душистым веществам относятся эфирные и экстрактные масла, смолы, бальзамы и растения, применяемые для спиртовых настоев.

К душистым веществам животного про­исхождения относятся мускус, амбра, бобровая струя, цибет и др.

Эфирные масла - это легколетучие маслянистые жидкости, добываемые из цветов (розы, жасмина и др.), цветочных почек (гвоздики), плодов (аниса), кожуры плодов (лимона, апельси­на), листьев (мяты), древесины (сандалового дерева) и др. Эфирные масла получают из свежих или высушенных эфиромасличных растений путем перегонки водяными парами (на­пример, розовое, гераниевое, мятное и некоторые другие), пу­тем выжимания их из корки (цитрусовое), путем экстракции при помощи летучих растворителей [8, C. 285].

Экстрактные масла счита­ются наиболее качественными и применяются для изготовле­ния духов высшего сорта:

абсолю, или абсолютное масло - высококонцентрированное натуральное душистое вещество с сильным и стойким запахом, получаемое из экстрактовых эфирных масел. Летучими и нелетучими растворителями из цветочного сырья извлекают экстрактовое масло, а затем конкрет, из которого путем обработки спиртом с последующей его отгонкой получают абсолю.

азалии масло - эфирное масло из верхушечных соцветий азалии Azalea pontica, называемой на Кавказе и в Житомирской области желтым рододендроном Rhododendron luteum. Абсолютное масло представляет собой вязкую массу желто-коричневого или зеленоватого цвета со стойким цветочным запахом. Содержит гексиловый, гептиловый, коричный спирты, терпинеол, линалоол, сесквитерпеноиды (кариофиллен, кадинен, неролидол и др.), метиловые эфиры эвгенола и изоэвгенола, а также бензиловые эфиры бензойной, салициловой и антраниловой кислот. Применяется в композициях высших сортов парфюмерии.

аира масло - эфирное масло из сухих корней аира болотного Acorus calamus. Вязкая жидкость желто-коричневого цвета со своеобразным пряным запахом. Масло содержит b-азарон в качестве основного компонента, а также (Z,Z)-4,7-декадиеналь, ряд сесквитерпеноидов, которые и определяют запах аирного масла. Используется в парфюмерных композициях

акации масло - эфирное масло из цветов деревьев (Acacia farnesiana и Acacia dealbata). Абсолютное масло акации получают из конкрета акации. Темно-желтая или коричневая жидкость с сильным стойким пряно-травянистым запахом. В состав абсолютного масла входят метилсалицилат, гераниол, фарнезол, бензиловый спирт. Высокая цена конкрета, и тем более самого абсолютного масла привела к замене его в парфюмерии на композиции из недорогих синтетических душистых веществ.

альдегид анисовый, или обепин, пара-метоксибензальдегид - жидкость с приятным запахом мимозы, боярышника. Содержится в анисовом, фенхельном и многих других эфирных маслах. Чаще всего анисовый альдегид получают окислением метилового эфира пара-крезола. Хорошие результаты дает способ метилирования пара-гидроксибензальдегида. Используется во многих парфюмерных композициях и отдушках при дозировке до 5%.

альдегид дециловый, или деканаль жидкость с сильным альдегидным запахом, при разбавлении проявляются ноты апельсиновой корки. Содержится в цитрусовых, хвойных и многих цветочных эфирных маслах. Получают дегидрированием децилового спирта на специальных катализаторах. Используется в малых дозах (до 2%) в парфюмерных композициях и отдушках различного назначения.

ацетат спирта листьев, или цис-3-гексенилацетат - жидкость с очень сильным запахом свежескошенной травы, листьев, недозрелых фруктов. Получают ацетилированием цис-3-гексенола.

пара-ацетиланизол, или пара-метоксиацетофенон - кетон, продукт взаимодействия уксусной кислоты и анизола. Кристаллическая масса с сильным стойким запахом сена и цветочными нотами мимозы, боярышника. Компонент эфирных масел. Используется в парфюмерных композициях [4, C. 77-79].

Сухое растительное сырье - это высушенные душистые ча­сти растений (семена, кора и др.), применяемые в виде спир­товых настоев. Они представляют собой ценную составную часть духов, так как обладают полным и стойким запахом.

Смолы представляют собой выделения из надрезов некото­рых деревьев, произрастающих в районах с жарким климатом. Чаще всего применяют стиракс (из надрезанного молодого дерева - ликвидамбра), бензойную смолу (из деревьев семейства стираксовых) и ладан (из веток кустарника цистус).

Бальзамы - это полужидкие вещества - растворы древес­ных смол в эфирных маслах. Наибольшее применение имеет толуанский бальзам, обладающий ванильным запахом.

Смолы и бальзамы ценны не только тем, что имеют свой собственный запах, но и тем, что являются отличными фиксато­рами, повышающими стойкость запаха духов.

Мускус - это зернистое вещество темно-коричневого цвета, получаемое из высушенных желез внутренней секреции мускус­ного оленя - кабарги.

Амбра - жирная восковидная масса серо-зеленого цвета, добываемая из пищеварительного тракта кашалотов и состоящее на 80% из холестерина. Амбру находят также в виде кусков, плавающих на поверхности моря у тропиков. В парфюмерии применяют настой амбры, способный фиксировать запах. Его разновидностью является – амброксид – один из важнейших компонентов натуральной серой амбры. Кристаллическая масса с сильным амбровым запахом и легким древесным оттенком. Промышленное производство основано на окислении склареола либо на циклизации фарнезилкарбоновой кислоты до получения склареолида; последний затем восстанавливается и дегидратируется. Используется в парфюмерных композициях и отдушках высших сортов.

Бобровая струя - продукт выделения парных желез речного самца бобра, встречающегося в Сибири.

Цибет - мазеподобное выделение желез внутренней секреции цибетовой кошки, обитающей в Северной Африке и Азии.

Душистые вещества животного происхождения применяются в парфюмерии в виде настоев и значение их очень велико: они облагораживают и обогащают запахи и увеличивают время вос­приятия их. Кроме того, они устанавливают гармонию между запахами духов и кожи человека [8, C. 285-286].

Синтетические душистые вещества. Это продукты химиче­ской переработки нефти, каменного угля, древесины и эфирных масел, из которых выделяют отдельные составные части и пере­рабатывают в душистые вещества. В связи с непостоянством качества и некоторой дефицитностью натуральных душистых веществ проблема создания синтетических душистых веществ привлекает особое внимание парфюмеров всех стран. В настоя­щее время синтезировано значительное количество душистых веществ: терпиневое - с запахом сирени, ванилин - с запахом ванили, кумарин - с запахом сена и др.

Синтетические душистые вещества могут иметь не только запахи, соответствующие запаху цветов или свежей зелени, но и такие, которые не встречаются в природе, благодаря чему возможно создание духов и других парфюмерных товаров с различными фантазийными запахами, что позволяет значительно расширить ассортимент парфюмерных товаров, например:

аббаверт [2-(1-этилпентил)-1,3-диоксалан] - душистое вещество широкого применения для различных сред, за исключением продуктов с низким значением рН (2–6), в которых оно неустойчиво. Обладает мощным запахом зелени, напоминающим листву, но с фруктовой и древесной нотами. Хорошо вписывается в композиции цветочного направления, добавляя к современным композициям направления зелени интересные ноты. Abbavert - продукт компании «Bush Boak Allen».

Спирт применяют в парфюмерии как растворитель для ду­шистых веществ и как дезинфицирующее и освежающее сред­ство в одеколонах и душистых водах. Для производства пар­фюмерных товаров применяют этиловый спирт-ректификат выс­шей очистки, крепостью 96,2°.

Вода применяется главным образом для разведения спирта до нужной концентрации и должна соответствовать показате­лям стандарта для питьевой води.

Красители применяются в тех случаях, когда парфюмерной жидкости нужно придать определенный цвет. Для этой цели используются органические красители, растворимые в спирте и воде [8, C. 286].

КАЧЕСТВО. Качество парфюма напрямую зависит от качества используемого сырья. Это и определяет разницу между престижной маркой, где используются в основном натуральные и качественные компоненты от продукции «масс-маркет», где использование подобных компонентов невозможно по причине высокой цены.

Критерии запаха:

·        Стойкость;

·        Крепость;

·        Шлейф; 

·             Узнаваемость, возможность распознать;

·        Ассоциировать запах с фирмой, со стилем.

Крепость запаха определяется процентным содержанием парфюмерной композиции.

Стойкость запаха зависит не только от количества концентрата, но и от типа запаха.

Свежие, цитрусовые, травяные и цветочные ароматы менее стойкие по сравнению с восточными, ванильными, амбровыми и мускусными. Чтобы усилить любимый запах надо использовать изделия одной парфюмерно-косметической серии.

ХАРАКТЕР ДУХОВ. Характер духов проявляется медленно, в несколько этапов.

Термины: «начальная (головная) нота», нота «сердца (средняя), «конечная (базисная) нота» - означают фазы раскрытия букета.

Начальная нота проявляется в течение первых 15 мин. испарения. Она создает первое, спонтанное впечатление о духах. Создается она наиболее летучими компонентами композиции: цитрусовыми, травяными, альдегидными, зелеными, озоновыми ароматами.

Нота «сердца» - ядро духов, определяет тип запаха. Она раскрывается вслед за начальной нотой и держится в течение 3-4 часов. В это время проявляются все основные ароматы композиции: фруктовые, цветочные, пряные, древесные, животные и др.

Конечная нота ощущается в завершающей стадии испарения и держится 4-5 часов. В ней проявляются животные, мускусные, ванильные, янтарные запахи, они обеспечивают силу и стойкость духов. Визуально аромат можно представить себе в форме треугольника и таким образом увидеть, какую роль играют те или иные ноты на каждой стадии раскрытия аромата.

Виды запахов:

¨    горькие: герань, лимон, мандарин, пион, сирень, флердоранж (цветок апельсина).

¨    тонкие: акация, гелиотроп, ирис, левкой, магнолия, мимоза, настурция, пион, роза.

¨    сладковатые: акация, мандарин, тубероза, ваниль.

¨    зеленые: гвоздика, фиалка (листья), нарцисс, гальбанум (смола), мирра.

¨    теплые: акация, душистый горошек, персик, сандал, тубероза, жимолость, животные запахи.

¨    густые, тяжелые: гвоздика, ладан, лилия, пачули, тубероза, ладан.

¨    пряные: жасмин, пачули, цикламен, корица, гвоздика, ветивер (корни), ладан.

¨    запах кожи, табака получают из бессмертника.

¨    животные: Серая амбра-железа кашалота выделяет секрет, который дает живой, теплый аромат, с нотами морского побережья, с оттенками запаха чая. Применяется для придания стойкости, в качестве фиксатора.

Душистые вещества, применяемые в парфюмерной промышленности, подразделяются на натуральные и синтетические [2, C. 177-179].

1.2.2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПАРФЮМЕРНОЙ ПРОДУКЦИИ

Производство парфюмерии состоит из следующих операций:

¨    составление композиции-базы,

¨    приготовление парфюмерной композиции,

¨    приготовление парфюмерной жидкости,

¨    вызревание жидкости,

¨    фильтрация жидкости,

¨    разлив жидкости во флаконы,

¨    закупорка флаконов,

¨    маркировка и упаковка флаконов.

Приготовление композиции – наиболее важная операция в технологии парфюмерии. Композиция – это смесь душистых веществ для изделий соответствующего наименования с приятным интенсивным запахом. Для создания той или иной композиции берут в различных сочетаниях натуральные и синтетические вещества, одни из которых дают основныой запах, другие – дополняют его ярче и полнее.

Состав композиций-баз велик (60-80 и более наименований душистых веществ).

Парфюмерную композицию приготовляют путем добавления к композиции-базе различных душистых веществ. При этом учитывается замысел парфюмера и направление будущих духов.

Приготовление парфюмерной жидкости состоит в растворении парфюмерной композиции в спирте, добавлении настоев, воды и красителей.

Свежеприготовленная парфюмерная жидкость может дать при хранении осадок и помутнение, кроме того, она еще не от­вечает требуемым качествам запаха, так как он проявляется полностью не сразу.

Для «созревания» и удаления запаха спир­та необходим определенный срок вызревания жидкости, которое длится от нескольких дней до года.

После выстаивания парфюмерные жидкости фильтруют для удаления нерастворяющихся частиц, разливают во флаконы на расфасовочных машинах. Затем флаконы закупоривают, этикируют и упаковывают [1, C. 209].

1.3. АССОРТИМЕНТ ПАРФЮМЕРНЫХ ТОВАРОВ

Парфюмерные товары подразделяются на духи, одеколоны и душистые туалетные воды.

ДУХИ. Духи представляют собой приятно пахнущие спиртовые или водно-спиртовые растворы парфюмерных композиций. Основное в духах – их запах, его направление, оригинальность, стойкость. Всего в стране вырабатывается более 400 наименований духов, которые подразделяются по консинстенции, характеру запаха, цвету, содержанию композиции и стойкости запаха.

По консистенции духи подразделяются на жидкие и сухие. Сухие духи («саше») – измельченные пахучие растения или смесь сухих душистых веществ с наполнителями. Их помещают в мешочки из вискозной ткани и используют для ароматизации белья.

По характеру запаха духи делятся на духи цветочного и фантазийного направления. Духи цветочного направления имитируют запах какого-либо растения, чаще всего цветка или букета цветков и носят соответствующее название – «Нарцисс», «Фиалка», «Магнолия», «Роза», «Лесной ландыш», «Ночная фиалка».

У духов фантазийного направления нет конкретного запаха, существующего в природе. Запах таких духов – плод творчества парфюмера. Их наименования ассоциируются с каким-либо событием, ощущением, явлением: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Голубой ларец», «Лада», «Пиковая дама», «Золушка», «Восторг».

По типу запаха духи подразделяются на теплые – «Красная Москва», «Минон», «Только ты»; свежие – «Вечер», «Сирень», «Ландыш», сладкие – «Жасмин», «Триумф», холодные «Лесной ландыш», «Белая ночь», сухие – «Шипр», «Пиковая дама».

По цвету духи бывают бесцветные и окрашенные.

В зависимости от содержания композиции и стойкости духи делят на группы – экстра, А, Б, В.

Духи группы экстра наиболее концентрированные, они содержат от 10 до 50% оригинальной композиции. Стойкость цветочных духов группы экстра не менее 50 ч, фантазийных – не менее 60 ч. Духи этой группы – «Триумф», «Только ты», «Торжество». Выпускают эти духи только в художественно оформленных футлярах и коробках.

Духи группы А содержат от 7,5 до 50% композиции и имеют стойкость запаха более 40 ч. Это духи «Белая сирень», «Северяночка», «Жемчуг», «8 марта».

Некоторые духи этой группы – «Ориган», «Шипр», «Эллада», «Белая сирень» – могут содержать и меньше композиции (5-9%).

Духи группы Б содержат от 5 до 10% композиции и имеют стойкость не менее 30 ч. В эту группу входят духи «пиковая дама», «Вечерние», «Моя мечта», «Душистый горошек».

Духи группы В содержат не менее 5% композиции и не более 23% воды. Стойкость их запаха не менее 30 ч. К этой группе относят духи «Южные», «Маки», «Магнолия».

Для популяризации основных сортов духов, а также для облечения выбора выпускают так называемые «пробные» духи в небольших флаконах до 15 мл и с простым оформлением.

ОДЕКОЛОНЫ. Одеколоны – это водно-спиртовые растворы душистых веществ, содержащие не менее 2% композиции и не менее 60% спирта.

Одеколоны имеют более слабый и менее стойкий по сравнению с духами запах и применяются как ароматические, освежающие и гигиенические средства.

Различаются одеколоны с запахом цветочного и фантазийного направления, а по содержанию композиции – группы экстра, А, Б, В.

Одеколоны группы экстра содержат от 3 до 5% высокостойких оригинальных композиций и не менее 80% спирта. К одеколонам этой группы относятся «Заря», «Лель», «Тайна», «Новая заря», «Наташа».

Одеколоны группы А содержат от 3 до 5% композиции и не менее 70% спирта. Это одеколоны «Шипр», «Россия», «Нарцисс», «В полете». Некоторые одеколоны этой группы могут содержать и больше композиции: «Сказка о царе Салтане» – 7%, «Днипро» – 7,5%, «8 марта» –9,5%.

Стойкость одеколонов группы А не менее 24 ч.

Одеколоны группы Б имеют от 3 до 4% композиции и не менее 70% спирта. К ним относятся духи «Радуга», «Руслан», «Золотая осень».

Одеколоны группы В содержат от 2 до 3% композиции и не менее 60% спирта, за исключением одеколонов «Новый» и «Экстра», которые включают 1,5-1,7% композиции.

Стойкость запаха одеколонов группы Б и В не нормируется.

ТУАЛЕТНЫЕ (ДУШИСТЫЕ) ВОДЫ. Душистые воды отличаются от одеколонов меньшим содержанием душистых веществ (до 1,1%) и спирта (до 60%). Некоторые из душистых вод содержат полезные добавки – борную кислоту, глицерин, настой хинной коры, уксусную кислоту и др.

В ассортимент туалетных вод входят «Красный мак», «Огни Москвы», «Манон», «Калинка» и др., которые применяются как ароматизирующие и гигиенические средства, для очищения и дезинфицирования кожи [6, C.218-221].

1.4. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ПАРФЮМЕРНЫХ ТОВАРОВ

Парфюмерные товары должны изготовляться в соответствии с требованиями стандартов по утвержденным технологическим инструкциям и рецептурам.

Парфюмерные товары должны изготовляться из доброка­чественного сырья и по составу соответствовать утвержденной рецептуре. Содержание композиции для каждого наименования парфюмерных изделий обусловлено рецептурой, но оно должно быть не ниже норм, установленных ГОСТами для каждой груп­пы изделий.

Парфюмерные товары по внешнему виду должны быть одно­родны и прозрачны без помутнения при температуре -5°С. При температуре ниже -5°C допускается помутнение, которое долж­но исчезнуть при температуре –18-20°С.

Цвет и запах парфюмерных товаров должен соответствовать цвету и запаху контрольного образца.

Стойкость запаха должна быть не менее установленной для каждой группы духов и оде­колонов.

Парфюмерные товары выпускаются одним сортом.

При аттестации по качеству парфюмерные товары оценива­ют но 30-балльной системе. Причем за запах дается высшая оценка. Высшую категорию присваивают изделиям, получившим 27-30 баллов, о том числе 5 баллов за внешнее оформление. Первую - получившим 20-26 баллов, в том числе 4 балла за оформление. Изделия, получившие менее 20 баллов, переводятся во вторую категорию. Эти изделия, если их качество не улуч­шится, снимаются с производства.

Основными показателями, по которым проводится аттеста­ция, являются: для духов всех групп и одеколонов групп экстра и А - качество запаха, его стойкость, внешнее оформление (при строгом соблюдении норм по физико-техническим показателям); для одеколонов групп Б, В и душистых вод - качество запаха, прозрачность жидкости и внешнее оформление.

Внешний вид парфюмерных товаров определяют просмотром флаконов с парфюмерной жидкостью в проходящем свете элек­трической лампы мощностью 40 Вт на расстоянии 20 см от лампы и 40 см от наблюдателя при перевертывании флакона пробкой вниз.

Цвет парфюмерных товаров определяют сравнением испытываемого и контрольного образцов, пользуясь при этом полоска­ми бумаги, смоченными испытуемым и контрольным товаром.

Стойкость запаха определяют органолептически, для чего берут полоску (5x10 см) предварительно простиранной марли, которую опускают в парфюмерную жидкость и просушивают в помещении с температурой +15—20 °С.

Парфюмерные товары должны соответствовать ГОСТам и разработанным техническим условиям:

Изделия парфюмерные жидкие (одеколоны, духи, воды туалетные и душистые), 

ГОСТ 17237-93 П.п. 1.1., 1.3.   в том числе:

ГОСТ 27429-87 П.п. 1.2., 1.3. СанПиН 1.2.681-97

Изделия парфюмерные жидкие во флаконах с колпачком-пульверизатором ГОСТ 26891-86

ГОСТ Р 51579-2000 Изделия косметические жидкие. Общие технические условия.

Р 51578-2000 Изделия парфюмерные жидкие. Общие технические условия.

29188.6-91 Изделия парфюмерно-косметические. Газохроматографический метод определения этилового спирта

29188.0-91 Изделия парфюмерно-косметические. Правила приемки, отбор проб, методы органолептических испытаний.

27429-87 Изделия парфюмерно-косметические жидкие. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение

 

МАРКИРОВКА И УПАКОВКА ПАРФЮМЕРНЫХ ТОВАРОВ. ГОСТ 27429-87 Изделия парфюмерно-косметические жидкие. «Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение».

Упаковка любого товара, а духов особенно - высочайшее искусство. Оболочка, как и сами духи, создается на долгие годы. Перевести язык запахов в зрительный ряд, передать первое представление об идее запаха стараются художники и дизайнеры. Еще в гробницах фараонов древнего мира были найдены сосуды со следами благовоний. Греки и римляне оставили замечательные образцы флаконов в виде миниатюрных амфор. Древнерусские красавицы пользовались специальными восточными украшениями - подвесками, в которые вкладывали ароматические вещества. При ходьбе подвески раскачивались, и вокруг распространялся аромат. В настоящее время широко распространен прием оформления флакона - в виде женской фигуры. Упаковка духов - это часть аромата. Сегодня законодатель моды в мире флаконов - фирма Баккара (фр.). Она основана в 1764г. Ее услугами пользуются ведущие Парфюмерные дома мира.

Духи расфасовывают в стеклянные, фарфоровые или кера­мические флаконы емкостью не более 65 мл с плотно притерты­ми пробками из стекла или стекла с полиэтиленовым покрыти­ем или с винтонарезными колпачками (с прокладкой) из пласт­массы или металла.

Одеколоны и душистые воды расфасовывают в стеклянные флаконы емкостью не более 250 мл. Флаконы с плечиками за­полняются парфюмерной жидкостью до уровня плечиков; фла­коны без плечиков должны иметь воздушное пространство не более 4% емкости флаконов.

Горлышки флаконов с притертыми пробками должны быть отделаны бодрюшем (пленка из говяжьих или бараньих ки­шок), лайкой или прозрачной пленкой; обвязаны канителью, шелковой или вискозной ниткой или ленточкой.

Выпускаются парфюмерные товары (одеколоны и душистые воды) и в аэрозольной упаковке.

Флаконы с духами и одеколонами могут быть уложены в художественно оформленные футляры или коробки или могут быть без футляров и коробок. Такие флаконы завертывают в оберточную бумагу и укладывают в сшивные или складные упа­ковочные картонные коробки. Парфюмерные наборы упаковы­вают в отдельные упаковочные коробки комплектно, причем флаконы, входящие в наборы групп А и экстра, предварительно обертывают бумагой.

На флаконы с парфюмерными товарами наклеивается худо­жественно оформленная этикетка с указанием на лицевой сто­роне этикетки наименования изделия; на обратной стороне - наименования предприятия, его местонахождения или его то­варного знака, месяца и года выработки, розничной цены, обо­значения стандарта, наименования группы изделия.

При выпуске парфюмерных изделий в футлярах с флакона­ми без этикеток всю маркировку размещают на футляре.

На бумажных клеевых лентах, которыми оклеивают коробки, типографским способом или штемпельной краской должны быть указаны наименование изделия и номер артикула; наиме­нование предприятия и его местонахождение; количество единиц изделия, упакованного в коробки; дата выработки, номер брига­ды; наименование группы изделия; обозначение стандарта.

На ящиках с парфюмерными товарами должны быть указаны наименование изделия и номер артикула; наименование предприятия-изготовителя и его местонахождение или наимено­вание грузоотправителя; наименование грузополучателя; поряд­ковый номер ящика и дата выработки; количество изделий в штуках; номер упаковщика; обозначение стандарта.

На крышках ящиков должны быть надписи: «Верх», «Не бросать!», «Стекло» [8, C. 292-293].

ХРАНЕНИЕ ПАРФЮМЕРНЫХ ТОВАРОВ.

При правильном хранении качество парфюмерных товаров сохраняется длительное время (несколько лет) [10, C. 190].

Духи очень плохо хранятся, поэтому, если ими редко пользуются или любят чередовать духи разных марок, не стоит покупать больших флаконов.

Духи нужно хранить плотно закупоренными и обязательно в стороне от прямых солнечных лучей. Неплохо держать флакон в коробочке.

Чем теплее в комнате, чем больше света падает на флакон и чем меньше в нем остается жидкости, тем быстрее она портится. В холодном и темном месте или в защитной коробочке большинство духов сохраняет свежесть полгода или даже дольше. В очень теплом месте они могут испортиться за несколько недель или даже несколько дней. Лучшее место для хранения духов – холодильник/

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

2.1. ОБЪЕКТ, МЕСТО И МЕТОДЫ

Объекты:

1) Serge Taccini

2) Tet a Tet

3) Русская красавица

Место: Лаборатория Сиб УПКа

Методы: органолептический (внешний осмотр и сравнение).

2.2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИРМЕННОГО ОТДЕЛА «НОВАЯ ЗАРЯ» ГУМА «РОССИЯ»

Фирменный отдел «Новая заря» расположен на первом этаже ГУМа «России». Цель работы данного отдела – распространение и пропаганда отечественного производителя. Фабрика «Новая заря» зарекомендовала себя как одним из ведущих производителей парфюмерно-косметических товаров на российском рынке. Эксклюзивным поставщиком данного отдела является Торговый Дом «Новая заря». Заказ на продукцию осуществляется при помощи каталогов и прайс-листов данного ТД. Наличие фирменного отдела фабрики «Новая заря» позволяет сократить путь товара к потребителю, расширить ассортимент за счет выпуска новинок данной фабрики.

Продажа парфюмерно-косметических товаров осуществляется через прилавочный метод торговли. Продавцы-консультанты отдела прошли специальную подготовку. Представители ТД проводят учебу с обслуживающим персоналом, знакомят с новой продукцией фабрики и дают более глубокую информацию об имеющемся ассортименте.

2.2.1. СТРУКТУРА АССОРТИМЕНТА ФИРМЕННОГО ОТДЕЛА «НОВАЯ ЗАРЯ»

Ассортимент фирменного отдела «Новая заря» представлен: духами. одеколонами, туалетными водами для мужчин и парфюмерными водами для женщин.

Рассмотрим соответствие информации для потребителей с требованиями ГОСТа Р 57391-99.

 

 

 

 

 

Таблица 1

Маркировка предоставленных товаров

Наиме-нование изделия

Страна изгото-витель

Фирма изго-товитель и юриди-ческий адрес

Наиме-нование группы изделия

Инфор-мация об обяза-тельной серти-фикации

Сос-тав

Объем

Обоз-начение стан-дарта

Срок хра-нения

Штри-ховой код

Зеленый виноград

Россия

ЗАО «Новая заря», ул. Павла Андреева, 23

Туалет-ная вода

Знак соот-ветствия стан-дартам РФ

Спирт дели-тур. вода, компо-зиция

100 мл

ГОСТ Р 51578-2000

До 08. 2007

есть

Скарлет

Духи

Спирт этило-вый, натур. компо-зиция

35 мл

До 07. 2007

Есть

Русская краса-вица

Парфю-мерная вода

Спирт дели-тур., вода, натур. компо-зиция

100 мл

До 06. 2008

Есть

Футбол

Оде-колон

Спирт ректи-фиро-ванный

50 мл

До 01. 2008

Есть

Вывод: Маркировка на представленных образцах полная и соответствует ГОСТу 57391-99.

Рассчитаем долю каждой группы товаров в общем ассортименте. Представленность духов: 20 наименований парфюмерной воды; 50 наименований одеколона; 15 наименований туалетной воды; 40 наименований туалетной воды.

Общее количество примем за 100%.

Доля духов составляет 16%; парфюмерной воды – 40%; туалетной воды 32%; одеколона – 12%. Результаты соотношения оформим в виде таблицы.

Таблица 2

Доли ассортимента

Название товарной группы

Количество

Удельный вес

Духи

20

16%

Парфюмерная вода

50

40%

Туалетная вода

40

32%

Одеколон

15

12%

Итого

125

100%

Представим результаты в виде диаграммы:

Как видно из диаграммы наибольшую долю ассортимента занимают туалетная и парфюмерная вода. Это связано с удобством пользования, более длительным пользованием и целевой категорией.

О качестве и стойкости парфюмерных товаров судят по основному запаху. Рассмотрим сходство и различие основного запаха у парфюмерной воды для женщин, туалетной воды для мужчин, одеколонов и духов.

Таблица 3

Парфюмерная вода для женщин

Стадии запахов

Наименование, условная крепость в %

Елена 79%

Галина 83%

Сирень счастья 80%

Белый ирис 80%

Энергия огня 80%

Начальный

Черная смородина, фруктовый

Бергамот,

яблоко

Белая клубника

Ландыш, роза, зелень

Бергамот, иланг-иланг, корица

Средний

Жасмин, ландыш, роза

Роза, лилия, жасмин, зеленая мята

Лилия, роза

Древесный ирис, персик

Гвоздика, персик, ландыш

Фон

Ссендал, кедр, мускус

Ссендал, мускус, мох

Гвоздика, белый мускус

Мох

Ваниль

Из данной таблицы мы видим, что наиболее распространенный запах относится к семейству цветочных:

Елена – цветочный;

Галина – цветочный;

Белый ирис – древесный;

Сирень счастья – цветочный;

Энергия огня – древесный.

Таблица 4

Туалетная вода для мужчин

Стадии запахов

Наименование, условная крепость в %

Зеленый виноград 83,2%

Олимп 82,8%

Ты и я 82,0%

Тайна 82,3%

Форвард 83,2%

Начальный

Цедра, мандарин, базилик

Сладкий, лимон, мандарин, бергамот, черная смородина, мята, базилик

Лимон, ландыш, черная смородина

Грейпфрут, черная смородина, мандарин

Бергамот, черная смородина, яблоко

Средний

Роза, фруктовая мята, зеленый чай

Ландыш, роза, ирис, жасмин

Жасмин, роза, мускатный орех, сандал

Базилик, гвоздика, сандал

Кедр, мох

Фон

Кедр, мускат

Кедр, мускат

Амбра, дубовый мох

Кедр, амбра, ваниль

Амбра

Из представленной таблицы видно, что основной запах относится к семейству древесных.

Зеленый виноград – цветочный;

Ты и я – древесный;

Тайна – древесный;

Форвард – древесный.

Таблица 5

Духи для женщин

Стадии запахов

Наименование, условная крепость в %

Сердце океана 89%

Злато скифов 87%

Скарлет 87%

Азалия 90,5% (экстра)

Тет-а-тет 87%

Начальный

Зелень клубники, фруктовый, кориандр, зеленое яблоко, черная смородина

Свежесть, бергамот

Роза

Бергамот, мандарин

Красный мандарин, черная смородина

Средний

Легкий, пряности, перец

Жасмин, иланг-иланг, яблоко, гвоздика, персик

Жасмин, ландыш, сандал

Фиалковый корень, сандал

Жасмин, иланг-иланг, роза

Фон

Мускус, табак древесный

Мох, сандал, ваниль

Амбра, мускус, ландыш, мох

Амбра, ваниль

Ванильный, мускусный, амбровый, мох

Из таблицы 5 видно, что основной запах цветочный и древесный.

Сердце океана – восточный;

Злато скифов – цветочный;

Скарлет – древесный;

Азалия – древесный;

Тет-а-тет – цветочный.

Таблица 6

Одеколоны для мужчин

Стадии запахов

Наименование, условная крепость в %

Футбол 84,3%

Табак 87,8%

Меркурий 87%

Тет-атет 86%

Дон Жуан 87,8%

Начальный

Лимон, бергамот, грейпфрут, черная смородина

Лавандовый

Свежий, лимон, апельсин

Пряный, мандарин, ананас, сельдерей, зеленый, черная смородина

Бергамот, герань, полынь

Средний

Ландыш, роза, жасмин

Кедровое дерево, табачный

Лаванда, базилик, зеленый, розовый, апельсиновый, ирисовый, герань, пряный

Жасмин, иланг-иланг, роза

Лаванда, корица

Фон

Кедр, мох, мускусный

Мускусный

Сандал, мускусный, амбровый

Амбровый, дубовый, мох, мускусный

Мох, мускус

Из таблицы можно сделать вывод, что основным запахом является цветочный.

Футбол – цветочный;

Табак – древесный;

Меркурий – цветочный;

Тет-а-тет – цветочный;

Дон Жуан – древесный.

Из приведенной таблицы мы видим:

Цветочное семейство - 10 (50%);

Древесное семейство – 9 (45%);

Восточное семейство – 1 (5%).

Представим данные в виде диаграммы.

В отделе представлены серии парфюмерной воды для женщин объединенные одной темой.

В серию «Ароматы любви» входят следующие парфюмерный воды:

Волшебство

Золотая амбра

Аромат мускуса

Тинейджер

Таблица 7

Серия «Аромат любви»

Стадии запаха

Наименование

Волшебство

Золотая амбра

Аромат мускуса

Тинейджер

Начало

Бергамот, лимон

Герань, роза, гвоздика

Иланг-иланг, мед

Мандарин, жимолость

Середина

Пачули

Пачули

Ландыш

Роза, жасмин

Фон

Ваниль, мускус

Ваниль

Мускус

Пачули, дубовый мох, кедр, мускус

В данной серии представлено семейство древесных

Волшебство – древесный,

Золотая амбра – древесный,

Аромат мускуса – древесный,

Тинейджер – цветочный.

 

Таблица 8

Серия «Лилия»

Стадии запаха

Наименование

Лилия днем

Лилия вечером

Лилия

Тайга

Начало

Бергамот, смородина, грейпфрут,

Роза, розовая слюда

Мандарин, персик

Листья финика

Середина

Роза, жасмин, фруктовый

Миндаль

Фиалка, жасмин, перечный, легкий

Роза, пачули, кориандр

Фон

Амбра, мох, мускус, спелодревесный

Мускус, амбра, кедр, ваниль

Мускус, ванилин

Древесный мох

В данной серии представлено семейство: цветочное, древесное и восточное.

Лилия днем – цветочный;

Лилия вечером – восточный;

Лилия – цветочный;

Тайга – древесный.

Таблица 9

Объем продаж за неделю

Наименование

Количество, шт.

Доля в %

«Тюркель»

31

7

«Новая заря»

75

19

«Орифлейм косметикс»

74

18

«Проктер энд Гембл»

70

17

«Свобода»

11

3

«Смит Кляйн»

26

6

«Юниливер»

16

4

«Л’Ореаль»

92

23

Другие

11

3

Итого

406

100

На основании представленных в таблице данных составим диаграмму.

Анализирую представленную диаграмму, можно сделать вывод, что производитель «Новая заря» пользуется большим спросом у покупателей. По представленным данным производитель «Новая заря» занимает «второе место» в списке продаж за неделю, «обогнав» тем самым такие известные марки как «Орифлейм» и «Проктер энд Гембл».  

2.2.2. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В фирменном отделе «Новая заря» не достаточно широко представлен ассортимент духов для женщин и одеколонов для мужчин. Это является основным резервом для привлечения новых покупателей. Наличие новых серий парфюмерных духов позволит наиболее полно познакомить потребителей с продукцией фабрики «Новая заря». Ассортимент парфюмерной и туалетной воды наиболее полный.

В целом продукция фабрики «Новая заря» представлен в достаточном ассортименте, что позволяет удовлетворить покупательский спрос на высоком уровне. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К парфюмерным товарам относятся духи, одеколоны, пар­фюмерные наборы и душистые воды, основное назначение кото­рых ароматизировать кожу, волосы, одежду и т. д. Некоторые виды парфюмерных товаров применяются как гигиенические и освежающие средства.

Состав всей парфюмерии одинаков. Ее делают из концентрата (парфюмерной композиции), спирта и воды, разница в пропорциях.

Одна парфюмерная формула содержит, в среднем, порядка сотни элементов как натуральных так и синтетических. И именно дозировка их, их сочетание между собой приводит к определенному результату, нужной композиции, для достижения которой, как правило, требуется огромное количество проб.

Качество парфюма напрямую зависит от качества используемого сырья. Это и определяет разницу между престижной маркой, где используются в основном натуральные и качественные компоненты от продукции «масс-маркет», где использование подобных компонентов невозможно по причине высокой цены. Крепость запаха определяется процентным содержанием парфюмерной композиции.

Характер духов проявляется медленно, в несколько этапов.

Чтобы получить тот или иной вид запаха в парфюмерной промышленности используют разнообразные душистые вещества. Они делятся по происхождению на вещества растительного и животного происхождения, а также синтетические. Наиболее важной и ответственной операцией в производстве парфюмерных товаров является составление композиции, которая представляет собой смесь душистых веществ с ровным характерным цветочным или фантазийным запахом.

Состав композиций-баз велик (60-80 и более наименований душистых веществ). В ассортимент парфюмерных товаров входят духи, одеколо­ны, душистые воды и парфюмерные наборы.

Парфюмерные товары должны изготовляться в соответствии с требованиями стандартов по утвержденным технологическим инструкциям и рецептурам.

Парфюмерные товары должны изготовляться из доброка­чественного сырья и по составу соответствовать утвержденной рецептуре. Содержание композиции для каждого наименования парфюмерных изделий обусловлено рецептурой, но оно должно быть не ниже норм, установленных ГОСТами для каждой груп­пы изделий.

Основными показателями, по которым проводится аттеста­ция, являются: для духов всех групп и одеколонов групп экстра и А - качество запаха, его стойкость, внешнее оформление (при строгом соблюдении норм по физико-техническим показателям); для одеколонов групп Б, В и душистых вод - качество запаха, прозрачность жидкости и внешнее оформление.

Каждая партия парфюмерных товаров, поступающих в торговую сеть, должна сопровождаться документом установленной формы, удостоверяющим качество товаров.

Производители и поставщики парфюмерных товаров предлагают большой ассортимент выпускаемой продукции. 

Следует отметить, что спрос на отечественные косметические изделия удовлетворяется не полностью.

Поэтому их производство растет более быстрыми темпами, чем производство парфюмерии.

Парфюмерные товары и духи в частности являются товарами массового и повседневного обихода. Они пользуются высоким и устойчивым спросом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Волошко Н.И., Черноморец Н.А. Парфюмерно-косметические товары: ассортимент, сертификация, особенности торговли. Учебное пособие. Белгород, БКАПК, 1995.

2.    Головашева В.А.  Драгоценные ароматы или духи известных ювелирных домов. М.: Издательство «Вече», 2000.

3.    Каспаров Г.Н. Основы производства парфюмерии и косметики. М.: Экономика, 1988.

4.    Кристал М.Н. Духи в граненом хрустале. М.: Издательство «Вече», 2000.

5.    Натуральная косметика и парфюмерия / Под ред. П.Ю. Назарова. М.: «Экономика», 2001.

6.    Поливанова Т.М. Трикотажные, галантерейные и парфюмерно-косметические товары (товароведение): Учебник для проф.-техн. училищ. М.: Экономика, 1981.

7.    Товароведение промышленных товаров. Учебное пособие / Под ред. А.Ф. Цветкова. М.: Экономика, 1981.

8.    Товароведение промышленных товаров: (Кожевенно-обувные, пушно-меховые, галантерейные, парфюмерно-косметические, ювелирные и художественные товары): Учебник для кооперативных вузов / Демидова Г.А., Дианич М.М., Егоров И.В. и др. М.: Экономика, 1981.

9.    Шашина Н. Народная экспертиза // «Невское время» № 127 (2250) 15 июля 2000г.

10.                       Фридман А. Парфюмерия и косметика. М.: «Пищевая промышленность», 1975.