Содержание



1. Особенности аудита накладных расходов в строительстве. 3

2. Особенности анализа валового дохода, издержек обращения, финансовых результатов в торговых организациях. 7

Задача №2. 13

Задача №6. 14

Задача №10. 14

Задача №14. 15

Список литературы.. 17

1. Особенности аудита накладных расходов в строительстве


В строительстве расходы по организации и управлению производством называются накладными.

Накладные расходы в зависимости от их связи с объемом производства подразделяются на постоянные и переменные.

Для  определения  стоимости  строительства  на  различных  стадиях следует использовать систему норм накладных расходов, которые по своему функциональному назначению и  масштабу применения подразделяются на следующие виды:               

     - укрупненные нормативы по основным видам строительства;         

     - нормативы по видам строительных и монтажных работ;            

     -  индивидуальные нормы для конкретной строительно - монтажной или ремонтно - строительной организации;                            

     -   предельные   нормы  накладных  расходов  на  строительные,  монтажные,  специальные  строительные работы,  предназначенные для  определения стоимости работ в базисном уровне цен.                  

Накладные  расходы  нормируются  косвенным   способом   в   процентах от выбранной базы исчисления:                             

     - средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов)  в составе прямых затрат;                                            

     - сметной стоимости прямых затрат в  базисном  уровне  сметных  норм и цен.[1]                              

Бухгалтерский  учет   по   накладным   расходам   ведется  строительными   организациями   в   соответствии   с   принципами,  установленными бухгалтерским стандартом учета  затрат  и  доходов,  связанных со строительством.                                        

     Учет затрат по  накладным расходам осуществляется  на  основе  первичной  учетной документации (платежные требования,  накладные,  выписки  банков,  расчетные  ведомости,  наряды,  акты,  авансовые   расчеты    и    др.),   оформленной   в   порядке,   установленном  соответствующими нормативными актами.                               

Учет накладных расходов ведется в журнале - ордере №10-с  по счету 26 «Общехозяйственные (накладные) расходы»  раздельно  по накладным  расходам,  относящимся  к основному производству,  и по расходам,  относящимся к вспомогательным производствам.  Накладные расходы,   связанные   с   содержанием  непроизводственной  сферы,  учитываются   непосредственно   на   счете    29    «Обслуживающие  производства и хозяйства».[2]                                          

Накладные расходы основного производства  в  строительных    организациях  ежемесячно пропорционально прямым затратам относятся    к затратам по производству строительных работ, отражаемым на счете   20  «Основное  производство»,  а  также  учитываемым  на  счете 08   «Вложения во внеоборотные активы»  (кроме  затрат  по  возведению  временных   нетитульных сооружений).                                            

Накладные расходы    основного    производства    в    трестах   (структурных подразделениях) механизации ежемесячно распределяются    пропорционально прямым затратам на счета учета строительных работ,   выполненных  для  заказчиков  по  договорам  подряда,  и  работ по   эксплуатации строительных машин и механизмов, оказанных в качестве   услуг.                                                              

Отдельные виды расходов, включаемых в накладные расходы в   пределах    установленных   норм,   рассчитываемых   от   объемных   показателей  (на  представительские  расходы,  рекламу,  повышение   квалификации),  определяются  в  установленном  порядке в целом по   строительной организации с последующим  распределением  лимита  по   структурным подразделениям.                                         

Учет фактически произведенных расходов осуществляется в рамках отчетного периода. По окончании отчетного периода накладные расходы должны быть распределены между всеми строящимися объектами, в соответствии с выбранной базой распределения, таким образом, накладные расходы попадают в фактическую себестоимость выполненных объемов строительно-монтажных работ по каждому объекту. Такая последовательность в учете накладных расходов позволяет определить общую сумму накладных расходов фактически произведенных за отчетный период и сравнить с установленным лимитом и сформировать полную себестоимость строительно-монтажных работ по каждому объекту. Учет накладных расходов связанных с производством строительных работ, выпуском продукции и оказанием услуг вспомогательными производствами, а также с выполнением некапитальных работ ведется на счете 26 «Общехозяйственные расходы».

Все начисления на зарплату, которые производятся во внебюджетные социальные фонды, в строительстве включаются в состав накладных расходов. При этом делается проводка: Дт26 Кт69.

В договорах заключенных между заказчиком и подрядной организацией могут быть предусмотрены услуги оказываемые первыми (заказчиком) вторым (подрядчику) которые осуществляются сверх установленной сметной стоимости.

Подрядчик за счет накладных расходов должен возместить заказчику стоимость дополнительных услуг. Такой же порядок существует и во взаимоотношениях между ген подрядчиком и субподрядчиком, как правило это связано с затратами непосредственно возникающими при производстве работ на строительных площадках, т.е. затраты по благоустройству, содержанию бытовок несет ген подрядная организация, а субподрядчик возмещает расходы.

В связи с этим по окончании месяца накладные расходы возмещенные субподрядчиком генподрядчику отражаются Дт60 Кт26. Ежемесячно для правильного определения выполненных работ субподрядная организация относит оговоренные договором суммы отчислений Дт26 Кт60. По окончании месяца накладные расходы основного производств списываются с Кт26 в Дт счетов в соответствии с выбранной методологией учета и распределения накладных расходов, т.е. Учетной политикой.

Все накладные расходы по основному производству списываются с Кт26 Дт20.

Распределение между объектами строительства ведется либо пропорционально прямым затратам учтенным по каждому объекту строительства в данном отчетном периоде либо зарплате производственных рабочих по каждому объекту строительства в данном периоде. Таким образом, в ЖО-10с накладные расходы из раздела «Общехозяйственные расходы» попадают в раздел «Основное производство».

Особенность аудита накладных расходов в строительстве связана со спецификой учета накладных расходов, изложенных выше.

Аудитору необходимо проверить:[3]

-         лицензию на проведение строительных работ, договор на строительство;

-         проектно-сметную документацию;

-         правильное определение нормативов накладных расходов;

-         наличие первичных учетных документов;

-         отсутствие арифметических ошибок;

-         правильно ли начислены и уплачены налоги в бюджет и государственные внебюджетные фонды;

-         правильность бухгалтерских проводок.


2. Особенности анализа валового дохода, издержек обращения, финансовых результатов в торговых организациях


Финансовый результат деятельности предприятий в конечном итоге характеризуется показателями прибыли (убытка). Известно, что без получения прибыли предприятие не может развиваться в рыночной экономике, за исключением организаций, финансируемых за счет государства или других источников. Поэтому задача улучшения финансового результата является жизненно важной для хозяйствующего субъекта. Анализ финансовых показателей позволяет выявить возможности улучшения финансового положения и по результатам расчетов принять экономически обоснованные решения.

В процессе анализа решаются следующие задачи:

-         изучение данных о формировании финансового результата и использовании прибыли;

-         исследование динамики показателей прибыли и рентабельности предприятия;

-         выявление и измерение влияния основных факторов, воздействующих на финансовый результат;

-         выявление резервов и их использование для повышения прибыли и рентабельности предприятия.

Основными источниками информации анализа финансовых результатов являются данные бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Из форм бухгалтерской отчетности используют:

Бухгалтерский баланс, форма № 1, где отражаются нераспределенная прибыль или непокрытый убыток отчетного и прошлого периодов (раздел III пассива).

Отчет о прибылях и убытках, форма № 2, составляется за год и по внутригодовым периодам. Он является главным источником информации о формировании и использовании прибыли. В нем показаны статьи, формирующие финансовый результат от всех видов деятельности. В этой форме отчетности приводятся валовой доход.

Валовой доход торговли: показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению[4]

Размер валового дохода является главным источником финансирования торговой деятельности. От него зависит размер прибыли и рентабельность организации.

Задачами анализа валового дохода являются:

1) Изучение динамических изменений валового дохода и его соотношений:

-         с товарооборотом;

-         с себестоимостью товаров;

-         с издержками товарного обращения.

2) Оценка изменений валового дохода по формам приобретения товаров.

3) Определение резервов роста валового дохода и эффективности торговли.

Основным показателем, определяющим размер валового дохода, является торговая надбавка к себестоимости товаров. Уровень надбавки устанавливается в зависимости от покупательского спроса, выраженного рыночными ценами на данный товар, себестоимости и издержек обращения этого товара.

Фактической себестоимостью товарных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

В анализе следует измерить и оценить эффективность торговли по показателю валового дохода. Эффективность продаж по валовому доходу измеряют отношениями (уровнями) валового дохода к товарообороту, себестоимости товаров, издержкам товарного обращения.

Анализ издержек обращения направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы торгового предприятия за счет рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и организации торгового обслуживания потребителей. В конкурентной борьбе предприятий за максимально высокую прибыль необходимо проводить систематический анализ фактических издержек с целью недопущения случаев их неэффективного расходования.

Изучение издержек обращения позволяет дать более правильную оценку показателей прибыли и рентабельности, генеральных, текущих и стратегических целей.

Борьба за рациональное использование материальных, трудовых и финансовых результатов в сфере товарного обращения требует правильной постановки учета, контроля и анализа. Этим определяются задачи анализа затрат в торговле. В современных условиях основными задачами анализа издержек обращения являются:

- изучение выполнения сметы издержек обращения предприятия торговли за отчетный год;

- изучение тенденций изменения издержек обращения за анализируемый период;

- определение основных факторов, оказывающих влияние на сумму и уровень издержек обращения и оценка степени их воздействия;

- изыскание резервов экономии ресурсов предприятия при одновременном улучшении качественных показателей деятельности предприятия;

- выявление нерациональных расходов и потерь и разработка мер, направленных на их ликвидацию.

Для анализа издержек обращения используются данные бухгалтерского отчета, в котором издержки обращения отражаются на активном счете 44 "Издержки обращения"/ Наибольший интерес с точки зрения анализа представляют данные аналитического учета по статьям и субстатьям.

Все показатели издержек обращения можно рассматривать с точки зрения макроэкономики и микроэкономики. Макроэкономические показатели (затратоемкость по отношению к внутреннему валовому продукту, затратоемкость добавленной стоимости и др.) характеризуют затратность сферы обращения в целом, а также по отдельным отраслям и подотраслям, показывают вклад сферы обращения в народнохозяйственный эффект.

Однако больший интерес представляют показатели оценки издержек обращения на уровне предприятия. Среди важнейших показателей можно выделить следующие группы:

- абсолютные (сумма текущих затрат, сумма постоянных издержек обращения и др.);

- относительные (уровень издержек обращения, издержкоотдача);

- структурные (доля постоянных издержек в совокупных, доля переменных издержек в совокупных и т.д.);

- предельные

-индексные.

В общей системе показателей издержек обращения основным (начальным) показателем является абсолютная сумма, которая отражается в бухгалтерской и статистической отчетности и является синтетическим показателем, так как складывается из сумм разных видов расходов по отдельным предприятиям. Однако, для информационного обеспечения экономического анализа с целью элиминирования размерности товарооборота чаще используются основные показатели, среди которых наиболее популярным является уровень издержек обращения.

Этот показатель можно интерпретировать как средние издержки торгового предприятия. Он показывает сумму издержек обращения, приходящуюся на 100 руб. товарооборота. Этот показатель широко используется при анализе динамики затрат, при осуществлении сравнительного анализа (по предприятиям, по товарным группам и т.д.), при построении экономико-математических моделей для оценки влияния различных факторов на издержки.

Уровень издержек обращения должен соответствовать их оптимальному размеру и структуре. Не всегда снижение суммы издержек обращения ведет к положительному результату. Изменение суммы издержек обращения оценивается индексом суммы.

Рост затрат является экономически оправданным, когда он связан с повышением качества обслуживания, направлен на ускорение оборачиваемости товаров, совершенствование товародвижения, и в конечном счете, ведет к росту объема товарооборота и увеличению доли рынка, завоеванной предприятием. Поэтому для оценки динамики издержек целесообразно использовать индекс уровня издержек обращения.

Важным фактором, требующим оценки при анализе издержек обращения, является издержкоемкость различных товаров. Издержкоемкость различных товаров неодинакова, что обусловлено их физическими и экономическими свойствами, различиями в спросе и предложении. Эти различия сказываются на уровне цен конкретных товаров (издержки обращения являются элементом торговой надбавки) и на среднем уровне издержек обращения (так как он зависит от структуры товарооборота). Уровень издержек обращения отдельных товаров (потоварные издержки) можно определить расчетным путем, распределяя все расходы на конкретные товары пропорционально структуре продажи. Однако, эта методика достаточно спорна, так как возникает вопрос: что принимать за базу распределения - физический объем товаров или их стоимость. Современный учет не имеет для реализации это методики информационной базы.

В некоторых случаях возможно определение потоварных издержек по данным выборочного обследования в специализированных торговых предприятиях.

Следовательно, состав показателей, формирующих издержки обращения, достаточно объемен и связан с системой показателей издержек обращения торговых предприятий.

На сумму и уровень издержек обращения оказывают влияние множество факторов, которые можно разделить на две группы:

- не зависящие от деятельности предприятия (экзогенные);

- зависящие от деятельности предприятия (эндогенные).

К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относится в первую очередь фактор цен. Рост цен на товары влияет на абсолютную сумму товарооборота, а, следовательно, и на уровень издержек обращения. Гипотетически этот фактор должен снижать уровень издержек обращения. Однако, при росте цен на товары происходит и повышение цен на услуги, следовательно, растут тарифы на железнодорожные, водные и автомобильные перевозки; арендные ставки; почтовые сборы и т.д. В результате этого увеличиваются суммы расходов по отдельным статьям и в целом по предприятию. На сумму расходов оказывают влияние изменение условий франкировки товаров, равномерность доставки товаров в торговую сеть (транспортом поставщиков), наличие договоров с промышленными предприятиями и их выполнение.

Влияние факторов, не зависящих от деятельности предприятия, в условиях рыночных отношений проявляется особенно остро. Эти факторы в большинстве предприятий оказывают решающее воздействие на сумму и уровень издержек обращения.

К числу важнейших эндогенных факторов относятся:[5]

- объем товарооборота;

- характер размещения товарооборота предприятия;

- товарная структура товарооборота;

- скорость товарного обращения;

- производительность труда работников торговли;

- численность работников и их структура;

- наличие торговой площади и степень эффективности ее использования;

- ритмичность и равномерность товарооборота;

- система товародвижения;

- формы и методы торгового обслуживания.

Учет и адекватная оценка всех факторов, оказывающих влияние на затраты торговли, являются условием формирования перспективных управленческих решений.


Задача №2


Проверить правильность расчета потоварной наценки на реализованные товары и определения валового дохода (по среднему проценту).

Данные организации:

Остаток товаров на начало отчетного месяца 3000 тыс. руб. Поступило товаров за месяц на сумму 15000 тыс. руб. Остаток товаров на конец месяца 5000 тыс. руб. Торговая наценка на поступившие товары 2700 тыс. руб., торговая наценка остаток товаров на начало месяца 600 тыс. руб.

Организация списала торговую наценку методом красного сторно в сумме 2100 тыс. руб.

Решение задачи.

Определим торговую наценку на остаток товара: 600/3000*100 = 20%

Определим торговую наценку на поступившие товары: 2700/15000*100=18%.

Средний процент составит: (20%+18%) / 2 = 19%

Определим торговую наценку на остаток товаров на конец месяца: 5000*19% / 119% =  798 руб.

Определим торговую наценку к списанию: 600+2700- 798 = 2502 тыс. руб. Следовательно, торговая наценка списана неверно.


Задача №6


Определить необходимый объем продаж на предстоящий год с таким расчетом, чтобы получить прибыль от торговой деятельности в сумме 500 тыс. руб.

Показатели


Предыдущий год


Предстоящий год


Сумма условно-постоянных расходов, тыс. руб.

250


Уровень условно-переменных расходов, %

15


Уровень валового дохода в % к товарообороту

30


Прибыль


500

Товарооборот

 

 


Ввиду того, что в условии задачи не обозначен вид прибыли (валовая, прибыль до налогообложения, чистая) будем считать, что нам необходимо получить валовую прибыль. При этом нам известен ее уровень к товарообороту. Поэтому необходимый объем продаж определяем следующим образом: 500 / 0,30 = 1 667 тыс. руб.


Задача №10


Определить влияние факторов на изменение производства продукции животноводства

Виды животных, виды продукции

Поголовье

Продуктивность 1 головы

Базисный год

Отчетный год

Базисный год

Отчетный год

Коровы, молоко, ц

80

85

35

33

Молодняк на откорме, среднесуточный прирост одной головы, г

60

75

650

700


Изменение производства  по молоку составило:

В базисном году: 80*35 = 2800 ц

В отчетном году: 85*33 = 2805 ц

В отчетном году рост продуктивности составил: 2805 – 2800 = 5 ц

На увеличение продуктивности коров повлиял фактор численности: поголовье увеличилось на 85-80 = 5 коров.

Изменение производства молодняка составило:

В базисном году: 60*650 = 39 000 г

В отчетном году: 75*700 = 52 500 г

В отчетном году прирост продуктивности составил: 52500-39000=13500 г.

Повлиял фактор численности: 75-60 = 15 голов молодняка

Фактор продуктивности: 700-650 = 50 продуктивность.


Задача №14


Определить объем незавершенного строительства на конец периода, его изменение по сравнению с началом года и влияния факторов на это изменение

Тыс. руб.

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Изменения

Объем незавершенного строительства на начало года

2 400

3 800

1 400

Объем капитальных вложений

6 200

6 700

500

Ввод в действие объектов строительства

7 800

9 000

1 200

Объем незавершенного строительства на конец года

800

1 500

700


Определим объем незавершенного строительства на конец года.

Базисный год: 2400+6200-7800 = 800 тыс. руб.

Отчетный год: 3800+6700 – 9000 = 1500 тыс. руб.

Отклонения показателей определяем как разность между отчетным базисным годом.

Влияние факторов на изменение объема незавершенного строительства на конец периода будем определять методом цепных подстановок.

Базовое значение результативного показателя:

2400*6200*7800 = 116 064 000 000

Делаем первую подстановку фактического значения фактора «объем незавершенного строительства на начало года»:

3800*6200*7800 = 183 768 000 000

Делаем вторую подстановку – фактического значения фактора «объем капитальный вложений»:

3800**6700*7800 = 198 588 000 000

Делаем третью подстановку – фактического значения фактора «ввод в действие объектов строительства»:

3800*6700*9000 = 229 140 000 000

Тогда:

183 768 000 000 - 116 064 000 000 = 67 704 000 000 – влияние фактора «объем незавершенного строительства на начало года»

198 588 000 000 - 116 064 000 000 = 82 524 000 000 – влияние фактора «объем капитальных вложений»

229 140 000 000 - 116 064 000 000 = 113 076 000 000 – влияние фактора «ввод в действие объектов строительства»

Наибольшее влияние оказал фактор «ввод в действие объектов строительства».




Список литературы



1.     Постановление Государственного Комитета Российской Федерации по строительству  и жилищно - коммунальному комплексу  от 17 декабря 1999 г. N 76 «Об утверждении методических указаний по определению величины  накладных расходов в строительстве» (МДС 81-4.99)

2.     Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. – М.: Бератор-Пресс, 2003.

3.     Керимов В.Э., Иванова Е.В., Сухов Р.А. Управленческий учет на предприятиях розничной торговли. – М.: М.: ЭКЗАМЕН, 2002 г.

4.     Торговля. Термины и определения ГОСТ Р 51303-99, утв. пост. Госстандарта России от 11.08.99 № 242-ст.

5.     Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2004












[1]Постановление Государственного Комитета Российской Федерации по строительству  и жилищно - коммунальному комплексу  от 17 декабря 1999 г. N 76 «Об утверждении методических указаний по определению величины  накладных расходов в строительстве» (МДС 81-4.99)

[2]Постановление Государственного Комитета Российской Федерации по строительству  и жилищно - коммунальному комплексу  от 17 декабря 1999 г. N 76 «Об утверждении методических указаний по определению величины  накладных расходов в строительстве» (МДС 81-4.99)


[3]Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. – М.: Бератор-Пресс, 2003. – с. 117

[4]Торговля. Термины и определения ГОСТ Р 51303-99, утв. пост. Госстандарта России от 11.08.99 № 242-ст.


[5]Керимов В.Э., Иванова Е.В., Сухов Р.А. Управленческий учет на предприятиях розничной торговли. – М.: М.: ЭКЗАМЕН, 2002 г.- с. 109