Содержание
3. Прогнозирование социальных вопросов. 11
Список использованной литературы. 15
3. Прогнозирование социальных вопросов.
Социально-политическое прогнозирование — самая молодая отрасль предсказания будущего в рамках внутрифирменного планирования.
В западной экономике возникновение социально-политического прогнозирования было связано с серьезными изменениями в этой сфере жизни. Среди наиболее значимых факторов последнего времени, оказывающих влияние на деятельность фирмы, называют: социальные — консьюмеризм (движение в защиту факторы: прав потребителей),
— экологизм (движение в защиту окружающей среды);
— рабочие движения. политические — законодательство о труде, факторы: — взаимоотношения правительства
и бизнеса.
Для российских экономических организаций социально-политический компонент имеет в настоящее время не меньшее, а, скорее, даже более важное значение.
В период централизованно управляемой экономики российские предприятия жили в условиях достаточно стабильной социально-политической среды. Для советской экономики были характерны такие явления, как:
• диктат производителя над потребителем;
• отсутствие независимых экологических движений;
• формальный характер защиты прав работников профсоюзами;
• отрицание особых целей деятельности предприятия по сравнению с целями общего народнохозяйственного комплекса и, следовательно, серьезных противоречий между предприятиями и центральными органами управления.
Конечно, реальные противоречия между интересами предприятий и интересами экономического центра существовали, однако они были подавлены, не принимали открытой формы и, таким образом, не учитывались в формальном планировании предприятия. К тому же политика государства по отношению к предприятиям имела устойчивый, неизменный характер. [6.c.429]
Современная социально-политическая среда российского предпринимательства крайне изменчива и нуждается в постоянной, кропотливой работе по ее предсказанию, даже если полученные прогнозы не отличаются высокой степенью точности.
Методы социально-политического прогнозирования в большой степени заимствованы из двух ранее возникших отраслей прогнозирования: экономической и технологической. В социально-политическом прогнозировании используются:
=> сценарии;
=> метод перекрестного влияния;
=> метод Дельфи;
=> различные техники маркетинговых исследований в сфере политических и социальных явлений;
=> метод исторических аналогий (один из самых древних методов прогнозирования) и т.д.
Наряду с ними существуют особые техники, разработанные специально для получения социально-политических прогнозов. Среди них — создание профилей общественных ценностей, применение матрицы «вероятность—воздействие».
Профили общественных ценностей
Впервые техника определения профилей общественных ценностей была применена специалистами подразделения организационной среды американской компании «Дженерал Электрик». [4.c.431]
Техника определения профилей означает:
1. выделение пар противостоящих признаков, которые могут охарактеризовать выбранный объект (в нашем случае это такие противостоящие признаки, как «национализм—интернационализм», «организация—индивид» и т.д.).
2. оценку признака по n-балльной шкале, в нашем случае — по 6-балльной шкале. При этом если один из пары признаков получает оценку т, то оставшийся — оценку n — т;
3. занесение оценки в таблицу профилей в виде вертикальной черты и соединение вертикальных черт в виде единого контура (профиля).
Полученный результат (профиль) говорит о тяготении социально-политической среды к той или иной системе ценностей.
По горизонтали указана вероятность событий, справа налево она уменьшается. По вертикали — степень их воздействия на анализируемую среду, уменьшение диффузии или воздействия происходит от верхних секторов матрицы к нижним.
Матрица «вероятность—воздействие», или «вероятность—диффузия», позволяет оценить предполагаемое событие с точки зрения:
1) вероятности события или тенденции;
2) степени, с которой событие может быть рассеяно в рамках анализируемой среды — региона, страны, отрасли или мира (диффузия — это степень распространения события в среде).
Данный способ анализа среды известен по главе «Стратегическое планирование». Общим методом оценки социально-политической среды является анализ приоритетов социального давления, также предложенный специалистами «Дженерал Электрик». Иначе этот анализ называют «социальные потребности—социальные риски».
В заключение главы отметим некоторые источники ошибок применения методов прогнозирования среды бизнеса и способы их. [6.c.432]
Источники ошибок в прогнозировании
Основными источниками могут быть названы:
1. Простое перенесение (экстраполяция) данных из прошлою и будущее (например, отсутствие у фирмы иных вариантов прогноза, кроме 10% роста продаж).
2. Невозможность точно определить вероятность события и его воздействия на исследуемый объект. 3. Непредвиденные трудности (разрушительные события), влияющие на осуществление плана, например внезапное увольнение начальника отдела сбыта.
Ошибки первой категории могут быть сужены путем применения методов регрессионного анализа, криволинейного сглаживания и других техник.
Ошибки второй категории частично могут быть преодолены при помощи метода Дельфи, сценариев, моделей, анализа модели жизненного цикла.
В целом точность прогнозирования повышается по мере накопления опыта прогнозирования и отработки его методов. [6.c.434]
Список использованной литературы.
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. — М Финансы и статистика, 1998.
2. Багршовский КА., Рубцов В.А. Модели и методы прогнозирования и долгосрочного планирования: Учеб. пособие. М., 1992.
3. Идрисов А.Б. и др. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. — М.: Филинъ, 1997.
4. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики 2-е издание, перераб. и доп. М.: Изд-во РАГС, 2003. – 832 с.
5. Морозова Т.Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 318 с.
6. Стратегическое планирование: Учебник /Под ред. ЭА Уткина. — М.: Тандем, 1998. с.440
7. Черныш Е.Л. Прогнозирование и планирование, М.: Издательство. ПРИОР, 2002. 176 с.