Содержание

3. Прогнозирование социальных вопросов. 11

Список использованной литературы. 15

3. Прогнозирование социальных вопросов.


Социально-политическое прогнозирование — самая молодая от­расль предсказания будущего в рамках внутрифирменного плани­рования.

В западной экономике возникновение социально-политического прогнозирования было связано с серьезными изменениями в этой сфере жизни. Среди наиболее значимых факторов последнего времени, оказывающих влияние на деятельность фирмы, назы­вают: социальные — консьюмеризм (движение в защиту факторы: прав потребителей),

— экологизм (движение в защиту окружающей среды);

— рабочие движения. политические — законодательство о труде, факторы: — взаимоотношения правительства

и бизнеса.

Для российских экономических организаций социально-поли­тический компонент имеет в настоящее время не меньшее, а, ско­рее, даже более важное значение.

В период централизованно управляемой экономики российские предприятия жили в условиях достаточно стабильной социально-политической среды. Для советской экономики были характерны такие явления, как:

• диктат производителя над потребителем;

• отсутствие независимых экологических движений;

• формальный характер защиты прав работников профсоюзами;

• отрицание особых целей деятельности предприятия по срав­нению с целями общего народнохозяйственного комплекса и, следо­вательно, серьезных противоречий между предприятиями и центральными органами управления.

Конечно, реальные противоречия между интересами предпри­ятий и интересами экономического центра существовали, однако они были подавлены, не принимали открытой формы и, таким образом, не учитывались в формальном планировании предпри­ятия. К тому же политика государства по отношению к предпри­ятиям имела устойчивый, неизменный характер. [6.c.429]

Современная социально-политическая среда российского пред­принимательства крайне изменчива и нуждается в постоянной, кропотливой работе по ее предсказанию, даже если полученные прогнозы не отличаются высокой степенью точности.

Методы социально-политического прогнозирования в большой степени заимствованы из двух ранее возникших отраслей прогнози­рования: экономической и технологической. В социально-политиче­ском прогнозировании используются:

=> сценарии;

=> метод перекрестного влияния;

=> метод Дельфи;

=> различные техники маркетинговых исследований в сфере по­литических и социальных явлений;

=> метод исторических аналогий (один из самых древних мето­дов прогнозирования) и т.д.

Наряду с ними существуют особые техники, разработанные спе­циально для получения социально-политических прогнозов. Сре­ди них — создание профилей общественных ценностей, примене­ние матрицы «вероятность—воздействие».

Профили общественных ценностей

Впервые техника определения профилей общественных ценно­стей была применена специалистами подразделения организаци­онной среды американской компании «Дженерал Электрик». [4.c.431]

Техника определения профилей означает:

1. выделение пар противостоящих признаков, которые могут охарактеризовать выбранный объект (в нашем случае это такие противостоящие признаки, как «национализм—интернационализм», «организация—индивид» и т.д.).

2. оценку признака по n-балльной шкале, в нашем случае — по 6-балльной шкале. При этом если один из пары признаков полу­чает оценку т, то оставшийся — оценку n — т;

3. занесение оценки в таблицу профилей в виде вертикальной черты и соединение вертикальных черт в виде единого контура (профиля).

Полученный результат (профиль) говорит о тяготении социаль­но-политической среды к той или иной системе ценностей.

По горизонтали указана вероятность событий, справа налево она уменьшается. По вертикали — степень их воздействия на анализируемую среду, уменьшение диффузии или воздействия про­исходит от верхних секторов матрицы к нижним.

Матрица «вероятность—воздействие», или «вероятность—диффу­зия», позволяет оценить предполагаемое событие с точки зрения:

1) вероятности события или тенденции;

2) степени, с которой событие может быть рассеяно в рамках анализируемой среды — региона, страны, отрасли или мира (диф­фузия — это степень распространения события в среде).

Данный способ анализа среды известен по главе «Стратегиче­ское планирование». Общим методом оценки социально-политической среды явля­ется анализ приоритетов социального давления, также предложен­ный специалистами «Дженерал Электрик». Иначе этот анализ на­зывают «социальные потребности—социальные риски».

В заключение главы отметим некоторые источники ошибок при­менения методов прогнозирования среды бизнеса и способы их. [6.c.432]

Источники ошибок в прогнозировании

Основными источниками могут быть названы:

1. Простое перенесение (экстраполяция) данных из прошлою и будущее (например, отсутствие у фирмы иных вариантов прогно­за, кроме 10% роста продаж).

2. Невозможность точно определить вероятность события и его воздействия на исследуемый объект. 3. Непредвиденные трудности (разрушительные события), влия­ющие на осуществление плана, например внезапное увольнение начальника отдела сбыта.

Ошибки первой категории могут быть сужены путем примене­ния методов регрессионного анализа, криволинейного сглажива­ния и других техник.

Ошибки второй категории частично могут быть преодолены при помощи метода Дельфи, сценариев, моделей, анализа модели жизненного цикла.

В целом точность прогнозирования повышается по мере накоп­ления опыта прогнозирования и отработки его методов. [6.c.434]

Список использованной литературы.

1.     Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. — М Финансы и статистика, 1998.

2.     Багршовский КА., Рубцов В.А. Модели и методы прогнозирования и долгосрочного планирования: Учеб. пособие. М., 1992.

3.     Идрисов А.Б. и др. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. — М.: Филинъ, 1997.

4.     Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики 2-е издание, перераб. и доп. М.: Изд-во РАГС, 2003. – 832 с.

5.     Морозова Т.Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 318 с.

6.     Стратегическое планирование: Учебник /Под ред. ЭА Уткина. — М.: Тандем, 1998. с.440

7.     Черныш Е.Л. Прогнозирование и планирование, М.: Издательство. ПРИОР, 2002. 176 с.