Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования -

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра правоведения

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по правоведению на тему :

Аудиторская проверка кредитных организаций, коллективный договор

                     Преподаватель: Новиков Андрей Владимирович

                                                                   (ученая степень, звание, Ф.И.О.)

                         

                             Студент 2-ВО: Горшков А. В.,ФК, финансы и кредит_

                                                          (Ф.И.О., факультет, спец-ция, № личного дела)

Ярославль – 200­­9 г.

                                                    Содержание                                                 стр.

1.     Аудиторская проверка кредитных организаций……………………..3

2.     Коллективный договор………………………………………………...10

3.     Список литературы…………………………………………………….16




























Вопрос 1.


  Аудиторская деятельность кредитных организаций.

Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица).

Аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 августа  2001 г.   № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»  (с изменениями от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.),  другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.).

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Для целей Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.) под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Для целей Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.) под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:

1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение маркетинговых исследований;

10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

11) обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

Законодательство Российской Федерации и иные акты об аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.) и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

Нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать Федеральному закону от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.).

Особенности правового положения аудиторских организаций, осуществляющих аудиторские проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов, определяются Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации».

Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Федеральному закону от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.) и иным федеральным законам.

На основании и во исполнение Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.) и иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности.

В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации Федеральному закону от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.) или иному федеральному закону применяется Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.) или соответствующий федеральный закон.

Аудитор

Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

Кредитная организация самостоятельно выбирает аудиторскую фирму для проведения у нее аудиторской проверки. Аудиторская фирма, осуществляющая ежегодную проверку деятельности кредитной организации с целью подтверждения достоверности годового отчета, утверждается общим собранием участников кредитной организации.


Аудит кредитных организаций могут осуществлять аудиторские фирмы, имеющие лицензию Банка России.


Для проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита (далее “аудиторской деятельности”) Центральным банком Российской Федерации создана Центральная аттестационно - лицензионная аудиторская комиссия (ЦАЛАК) Банка России. Лицензия на банковский аудит выдаётся ЦАЛАК Банка России на срок от одного года до пяти лет с учетом заявления аудиторской фирмы.


Проверку кредитной организации должны проводить аттестованные аудиторы.


Аттестат выдаётся ЦАЛАК Банка России сроком до трех лет. Датой выдачи аттестата является день принятия решения о выдаче аттестата лицу, прошедшему аттестацию.


Для соблюдения условия независимости аудита Банк России установил ограничения для сотрудников и фирм, которые могут проводить аудит той или иной конкретной аудиторской организации.


Аудиторская проверка не может проводиться:


аудиторами, являющимися учредителями, акционерами проверяемой кредитной организации либо состоящими в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с указанными лицами, или руководителями и иными должностными лицами


аудиторскими фирмами в отношении кредитных организаций, являющихся их учредителями, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами;


аудиторскими фирмами (аудиторами) оказывавшими данной кредитной организации услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.

Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;

2) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;

4) отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих, либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;

5) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации и Федеральному закону от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.).

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.);

2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

3) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

1) получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

2) получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;

3) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

1) заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;

2) создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;

3) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;

4) оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;

5) своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам;

6) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Объектом аудиторской проверки является годовой отчет кредитной организации, а также отчетность, подлежащая опубликованию в открытой печати (далее “публикуемая отчетность”), порядок составления которых устанавливается Банком России.


В процессе аудиторской проверки аудиторская фирма (аудитор) рассматривает:

Соблюдение действующего законодательства и нормативных актов Банка России по совершаемым организацией операциям;

Соблюдениё правил бухгалтерского учета и отчетности по совершаемым кредитной организацией операциям;

Выполнение экономических нормативов, установленных Банком России;

Качество управления кредитной организацией, в том числе состояние системы внутреннего контроля:


адекватность структуры управления видам и объемам выполняемых кредитной организацией операций (участие органов управления в принятии решений, распределение обязанностей между руководителями, наличие положений о структурных подразделениях и должностных инструкций);


оценка кредитной политики и качества управления кредитными рисками: (наличие кредитного комитета; процедура рассмотрения кредитной заявки; наличие необходимой и достаточной информации о заемщике; обеспеченность ссуд,  правильность оформления залоговых обязательств; контроль за своевременностью возврата кредитов, в том числе инсайдерами и работниками кредитной организации; обоснованность  пролонгирования ссуд; постановка и проведение исковой работы; полнота сформированного резерва на возможные потери по ссудам);


состояние внутреннего учета и отчетности по видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;


управление рисками при осуществлении кредитной организацией операций на рынке ценных бумаг, полнота сформированного резерва под обесценение ценных бумаг;


организация контроля за отражением всех операций в бухгалтерском учете и подготовкой достоверной отчетности;


организация работы по проведению проверок и ревизий;


организация контроля  за деятельностью филиалов;


выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки.

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите

Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.).






Вопрос 2.



                                      Коллективный договор.

«Коллективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации».


С развитием и изменением экономической и социальной жизни общества роль и значение коллективного договора в регулировании труда неоднократно менялись. В условиях становления и развития рынка труда в современных условиях и новых по своему характеру общественных связях в современной Украине происходит очередное изменение содержания и сущности коллективного договора. Он становится основной разновидностью социально-партнёрского регулирования трудовых отношений непосредственно в организациях.


В настоящее время коллективный договор носит характер локально-правового нормативного акта, призванного служить трудовым кодексом для наёмных работников и работодателя в конкретной организации. Он является актом непосредственного участия трудовых коллективов в правовом регулировании труда работников данного производства, в создании локальных норм трудового права и в управлении предприятием.


В условиях перехода к рыночным отношениям сущность коллективного договора строится на двух началах:


на идее управленческой суверенности организаций в сфере труда, осуществляемой её главой;


на участии профсоюза в урегулировании трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений между работодателем и работниками.


При этом коллективный договор не должен рассматриваться как обыкновенная гражданско-правовая сделка, так как преследует другие цели и имеет более обширную социальную сферу действия. Так, в отличие от гражданско-правовой сделки, коллективный договор распространяет своё действие не только на непосредственных его участников, но и на тех работников организации, которые не имели прямого отношения к его разработке и одобрению.


Сторонами коллективного договора выступают:


работники в лице их представителей;


работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным в соответствии с уставом организации лицом.


Работники выступают не как отдельные обособленные личности, а в качестве самостоятельного субъекта - трудового коллектива организации. При этом сами работники и трудовые коллективы не участвуют в непосредственно в заключении коллективного договора, а действуют в лице представителей - органов профсоюзов или иных уполномоченных представительных органов. Таким образом, различаются сторона коллективного договора - ею являются работники (трудовой коллектив) и участники коллективного договорного процесса - ими на стороне работников могут быть профсоюзные органы и органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании работников организации и уполномоченные им.


Поскольку в современных условиях в организации возможны случаи, когда одновременно несколько представительных органов будут претендовать на заключение договора, разрешение проблемы полномочного органа должно быть отдано самим работникам. Если такой орган отсутствует, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный договор.


Другой стороной коллективного договора является работодатель. Представителем работодателя обычно выступает руководитель организации. Но уполномоченным представителем работодателя могут быть и другие должностные лица из числа администрации организации, имеющие соответствующие полномочия.


Официально представительские правомочия указанных должностных лиц должны быть оформлены особым приказом работодателя.


Решение о необходимости заключения коллективного договора с работодателем вправе принимать представители работников или общее собрание работников организации.


Поскольку коллективный договор выражает интересы двух социальных групп: наёмных работников и работодателей, его можно рассматривать как разновидность социально-партнёрского соглашения. Существуют и другие разновидности социального партнёрства, находящиеся на более высоком уровне:


на региональном или отраслевом уровне - в форме региональных, отраслевых тарифных или иных социально-экономических соглашений;


на общегосударственном уровне - в форме генеральных соглашений.


По количеству участников соглашения могут быть трёхсторонними и двухсторонними. В трёхсторонних соглашениях представители исполнительного органа власти могут выступать не только как посредники между работниками и работодателями, но и могут брать от имени исполнительного органа власти определённые обязательства.


Содержание соглашения определяют его стороны. Оно может предусматривать положения о содействии занятости, переобучении работников, о льготах предприятиям, создающим дополнительные рабочие места для труда инвалидов, молодёжи, об оплате труда, механизме её регулирования с учётом инфляции, о доплатах, об условиях труда, о содействии заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, укреплении трудовой дисциплины.


В соглашении могут быть отражены и другие трудовые и социально-бытовые вопросы, не противоречащие законодательству.


Срок действия соглашения определяют стороны, но не более трёх лет. Оно вступает в силу с момента подписания, если иной срок не указан в соглашении. Действие его распространяется на работников, работодателей, орган исполнительной власти, представители которых подписали соглашение.


В качестве инициатора коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению колдоговора вправе выступить любая из сторон. Для этого она должна послать письменное уведомление о начале переговоров другой стороне, которая обязана в семидневный срок со дня получения уведомления начать переговоры.


Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора стороны на равноправной основе образуют комиссию из своих представителей. Решением сторон определяется её состав, сроки, место проведения и повестка дня переговоров.


При ведении переговоров представители работников имеют право проводить в поддержку своих требований собрания, митинги, пикетирование, демонстрации, но в нерабочее время и без нарушения деятельности организации. В порядке исключительной меры, при не достижении согласия между сторонами по социально-трудовым вопросам, допускается организация и проведение забастовок.


При не достижении согласия сторон составляется протокол разногласий, в который вносятся окончательно сформулированные предложения сторон о мерах, необходимых для устранения причин разногласий, а также о сроке возобновления переговоров.


Заключение коллективного договора базируется на следующих принципах:


соблюдение законодательства;


полномочность представителей сторон;


равноправие сторон;


свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективного договора;


добровольность принятия обязательств;


реальность обеспечения принимаемых обязательств;


систематичность контроля и неотвратимость ответственности.


Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В него могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:


форма, система и размер оплаты труда;


механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен;


занятость, переобучение работников;


продолжительность рабочего времени и времени отдыха;


улучшение условий и охраны труда работников;


медицинское страхование;


экологическая безопасность и охрана здоровья;


льготы для работников, совмещающих работу с обучением;


контроль за выполнением коллективного договора;


отказ от забастовок по условиям внесённым в данный коллективный договор.


В коллективный договор включаются и те положения, которые трудовое законодательство прямо предписывает закреплять в этом договоре. Так, ст. 13 КЗоТ Украины предписывает фиксировать в коллективном договоре “вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, премий и иных поощрительных выплат”.


Таким образом, все условия коллективного договора по их характеру могут быть классифицированы по трём видам:


Нормативные условия, предоставляющие дополнительные льготы, преимущества или устанавливающие виды и размеры оплаты труда и т.п. Эти условия действуют весь период существования коллективного договора.


Обязательные условия, представляющие конкретные обязательства сторон с указание срока их выполнения и исполнителей, отвечающих за их выполнение. Эти условия действуют до их выполнения.


Организационные условия - э то условия о сроках действия договора, контроля  за его выполнением, о порядке изменения и пересмотра, а также об ответственности за нарушение условий коллективного договора.


Все условия коллективного договора могут лишь улучшать, по сравнению с законодательством условия труда работников. Условия, ухудшающие их, считаются недействительными.


Порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, состав комиссии для коллективных переговоров определяется сторонами и оформляется приказом по предприятию и постановлением профкома.


Работодатель обязан обеспечить профсоюзам возможность доведения разработанных ими проектов коллективного договора до каждого работника, предоставлять имеющиеся у него средства внутренней связи и информации, помещения для собраний, конференций.


В течении срока действия коллективного договора все его изменения, дополнения производятся только по взаимному согласию сторон в порядке установленном в договоре.


Контроль  за выполнением коллективного договора осуществляют непосредственно его стороны в порядке, определенном этим коллективным договором. Если владелец или уполномоченный им орган нарушил условия коллективного договора, профсоюзы, которые его заключили, имеют право послать владельцу или уполномоченному им органу письменное  заявление про устранение этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить нарушения или не достижении согласия в определенный срок профсоюзы имеют право обжаловать неправомерные действия или бездействие должностных лиц в суде.


Лица, представляющие работодателя, уклоняющиеся от ведения переговоров по заключению, изменению коллективного договора, не предоставления необходимой информации несут дисциплинарную ответственность или подвергаются штрафу в размере до 50 МРОТ. По требованию представителей работника собственник обязан принять меры к работодателю, по вине которого не выполняются условия коллективного договора (ст. 25— 28 Закона о коллективных договорах и соглашениях).

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет.































Список используемой литературы :

1.     Коммерческое право. Учебное пособие. / Под ред. М.М. Рассолова, М.: ЮНИТИ, 2001г.

2.     Финансовое право. Учебное пособие. / Под ред. М.М. Рассолова, М.: ЮНИТИ, 2001г.

3.     5.Гражданское право России: Курс лекций. – Часть 2. / Под ред. О.Н. Садикова. – М.: БЕК, 1997.

4.     6.Теория государства и права. / Под ред. А.И. Косарева. — М.: ЮНИ­ТИ, 2000.

5.     7.Основы государства и права. / Под ред. О.Е. Кутафина. — М.: Юрист, 1999.

6.     8.Правовые основы Российского государства. / Под ред. Н.А. Машкина. — М.: ЮНИТИ, 2002.