Содержание


Введение. 3

1. Понятие правовых актов управления и их юридическое значение. 5

2. Классификация правовых актов управления. 8

3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления. Действие правовых актов управления. 11

3. 1. Порядок издания правовых актов. 11

3. 2. Форма акта. 13

3. 3.   Регистрация. 15

3. 4. Порядок опубликования. 18

4. Компетенция органов исполнительной власти по изданию административных актов. 24

Заключение. 25

Список литературы.. 27
















Введение


      Осуществление  исполнительной власти (государственное  управление)  реализуется  в  конкретных  формах  исполнительно–распорядительной деятельности  (формах государственного  управления)  органов исполнительной власти  и их должностных лиц.  Категория «форма  государственного управления»1  связана с реализацией  компетенции  органа исполнительной власти, поскольку именно   управленческие действия   позволяют     осуществить  внешнее выражение  компетенции (то есть  обязанностей и полномочий)    субъекта    государственного управления.

    Формы государственно-управленческой деятельности  органов исполнительной власти  и их должностных  лиц   определяются   правом, закрепляются  в законах и иных  нормативных правовых актах, определяющих    деятельность указанных  органов.  Следовательно, в государственном  управлении  государственные органы   и должностные лица  должны использовать   только те формы деятельности, которые установлены  нормами административного права.  Несоблюдение  норм права влечет за собой недействительность   действий органа исполнительной власти  или должностного  лица.

    Административно-правовые формы государственного  управления  всегда  влекут за собой  четко выраженные  юридические последствия, связанные  с возникновением, изменением или прекращением  административно-правовых отношений (например, составление протокола об административном правонарушении, издание приказа о присвоении классного чина и т. п.).

    Правотворческая  форма государственного управления   заключается  в издании субъектами  государственного  управления  родзаконных  нормативных правовых актов управления, регулирующих   общественные отношения  в  сфере   их государственно-управленческой деятельности.

    Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

 Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  в своей  правотворческой деятельности  руководствуются  также  законодательством  соответствующих  субъектов  Российской Федерации. 

 Издание  индивидуальных правовых актов управления  осуществляется  субъектом  государственного  управления  тогда, когда  по обстоятельствам  дела  субъект  государственного  управления  в соответствии  с  правовыми  нормами  должен    принять решение в виде  индивидуального  правового акта.

Выбранная тема  работы является весьма актуальной в современных условиях, когда в Российской Федерации активно осуществляется правовая реформа,  и закладываются основы правого государства,  важно  изучить  тонкости административно – правовых форм, методов осуществления  исполнительной власти.

 Итак, цель работы – раскрыть сущность понятия «правовые акты управления».  Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)): раскрыть содержание понятия правовых  актов управления и их юридическое значение,   исследовать  классификацию  правовых актов управления,  рассмотреть основные требования, предъявляемые к правовым  актам управления, показать их  действие.

 



1. Понятие правовых актов управления и их юридическое значение

        Издание правовых актов управления  является  одной  из основных административно-правовых форм государственного управления.

        Правовое регулирование  в Российской Федерации только законами не исчерпывается. Соответствующие  отношения  регулируются  актами Президента, Правительства, а также министерств и иных федеральных органов власти, то есть подзаконными актами.

        Правые акты  управления  имеют   следующие   характерные  черты:

1.     Подзаконность;

2.     Правовой характер;

3.     Авторитарность;

4.     Императивность.2

   

   1. Подзаконность акта управления  означает, что  издаваемый  акт  не должен  противоречить  требованиям  действующих  законодательных  актов  и  издается  в пределах  компетенции  данного  органа  управления. 

   Подзаконность акта управления в широком смысле  понимается   и как соответствие  актов не только  закону,   но   и   актам  Президента  Российской Федерации,   Правительства   Российской Федерации    и   других    органов исполнительной  власти.


   2. Правовой  характер   актов   управления  означает,  что  он  может   вызывать   определенные    юридические  последствия.    Эти последствия  могут  выражаться   в  установлении  соответствующих   правил поведения (норм)   общего   характера   или  затрагивать   отношения,   связанные   с  конкретными  лицами.


   3. Авторитарность акта управления  означает  обязательность его исполнения  лицами  и  органами, на кого он  распространяется,  независимо  то  того,    являются   ли  эти  лица   подчиненными   органа   издавшего   акт, или   таковыми  не  являются.


  4. Императивность  акта  управления   связана   с   государственно-властными  полномочиями    субъектов  государственного   управления  и выражается   в  обязательности  его  исполнения, независимо  от согласия   исполнителей.


    По своему юридическому содержанию правовые акты управления подразделяются на нормативные  и индивидуальные. 

    Нормативные правовые акты устанавливают в сфере управления соответствующие правила поведения (нормы) общего характера.

    Индивидуальные правовые акты вызывают юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения конкретных  административно – правовых отношений.

    Таким образом, правовой акт управления можно определить как основанное на законодательстве одностороннее юридически властное решение субъекта государственного управления, изданное в пределах его компетенции, регулирующее общественные отношения  в сфере государственного управления либо направленное  на возникновение, изменение  или прекращение конкретных  административно-правовых отношений.

    Правовые акты управления следует отличать от служебных документов, которые не имеют правового характера (протоколов, актов, справок, докладов, рапортов и других).

    Служебные документы не устанавливают и не изменяют конкретные правовые отношения. Однако служебные документы могут выступать основанием для издания правовых актов управления.

    Правовые акты управления издаются, как правило, в письменной форме.3

Однако в отдельных случаях допускается и его устная форма, например, в военном управлении в случае  отдания устных приказов   и  в  ряде других случаев, определенных законодательством.



























2. Классификация правовых актов управления


    Правовые акты управления можно классифицировать по следующим критериям.

    По юридическому содержанию   правовые  акты   управления     подразделяются на нормативные  и индивидуальные.4 

    Нормативными являются те  акты   управления,   которые содержат  в   себе    нормы права,   регулируют   общественные    отношения   в    сфере     государственного  управления,    рассчитаны на    длительный срок действия   и не имеют  конкретного персонифицированного  характера.    В нормативных правовых актах  управления  находит  свое   выражение      административное правотворчество.  

      В них конкретизируются нормы    законов и других актов   высшей юридической   силы   и определяются  типовые правила   поведения   в   сфере   государственного  управления.

     Этими актами  закрепляется  правовой статус  органов исполнительной власти, определяется порядок  совершения  определенных действий и процедур государственно-управленческого    характера, устанавливаются необходимые ограничения и запреты,      а     также регулируются    другие    вопросы       в     государственно – управленческой      сфере.

    Нормативные правовые акты управления    являются  одним    из   важнейших   источников  административного   права.

    Индивидуальные  акты   управления  не     содержат    в    себе   норм  права.    Они разрешают   конкретные вопросы   управления  на основе  законов   и   иных    нормативных правовых  актов, то  есть  являются    актами  применения  норм  права    к конкретным случаям.   Эти акты  вызывают юридические последствия в виде возникновения, изменения,   прекращения   конкретных   административно-правовых отношений  (например, указ   Президента   Российской  Федерации   о    присвоении   воинского   звания  высшего  офицера).


    По органам, их  издающим, правовые акты  управления подразделяются   на:

     1.  указы  и распоряжения Президента   Российской Федерации  по 

                    вопросам,   касающимся    государственного  управления;

     2.  постановления и распоряжения  Правительства    Российской

                   Федерации;

3.     постановления, приказы, распоряжения, положения, правила,

     инструкции  федеральных органов исполнительной власти; 

4.     постановления, приказы, распоряжения, положения, правила, инструкции   

     органов  исполнительной власти   субъектов  Российской Федерации.


    По территории действия  правовые акты   управления  подразделяются   на   акты,   действующие   на   всей    территории   Российской Федерации, территории субъекта  Российской Федерации,  административно-территориальной   единицы.


    По характеру компетенции   органов, их  издающих,   правовые  акты   управления  делятся  на   акты   общего,  межотраслевого   и отраслевого   управления.5

    Акты  общего  управления  издаются   субъектами  государственного   управления   общей компетенции – Правительством  Российской Федерации,     правительствами (администрациями)   субъектов  Российской Федерации.

    Акты межтраслевого управления   издаются  субъектами   государственного  управления    межотраслевой  компетенции (например, государственными  комитетами),  которые решают вопросы,  носящие межотраслевой  характер.

    Эти акты   обязательны  для  исполнения  всеми  органами  исполнительной власти,  организациями,  должностными  лицами, независимо  от   ведомственной   подчиненности,  а также  гражданами.

    Акты  отраслевого  управления  регулируют   общественные  отношения   и решают  управленческие  вопросы   в  определенной отрасли  управления.

    Такие акты издаются  субъектами  государственного  управления   отраслевой  компетенции  (в  частности   министерствами)  и  обязательны   для  подчиненных  им  органов,  организаций   и  должностных лиц,  а  также граждан,   вступающих  в  общественные  отношения   в  данной сфере    государственного  управления (например,  поступающих  на  военную  службу  по  контракту).





         















3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления. Действие правовых актов управления

3. 1. Порядок издания правовых актов


 Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

 Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.6

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

 Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также если в нормативном правовом акте содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других министерств и ведомств. Согласование нормативного правового акта оформляется визами.

Виза включает в себя наименование должности руководителя министерства (ведомства) или его заместителя и личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату.

Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативного правового акта.

 Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой работе.

В подготовке проекта нормативного правового акта участвует юридическая служба федерального органа исполнительной власти.

Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок.

Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, могут создаваться рабочие группы.

По просьбе федеральных органов исполнительной власти и в соответствии с заключенными с ними договорами Министерство юстиции Российской Федерации может осуществлять юридическую экспертизу проектов подготовленных ими нормативных правовых актов.

 В процессе работы над проектом нормативного правового акта должны быть изучены относящиеся к теме проекта законодательство Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, практика применения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.


3. 2. Форма акта


Правовой акт управления издается по установленной форме и подписывается  соответствующим  должностным лицом. Форма акта (структура, реквизиты, язык) должна соответствовать принятым требованиям.  

       Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.

Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.

Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения законодательных актов Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования.

Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.

       Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.

Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти.

Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта.

       Если при подготовке нормативного правового акта выявились необходимость внесения существенных изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, то в целях их упорядочения разрабатывается единый новый акт.

        В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее изданных актах нормативные предписания, которые сохраняют свою силу.

Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти.

Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности.

Отдельные нормативные правовые акты могут подписываться (утверждаться) первыми заместителями (заместителями) руководителя федерального органа исполнительной власти, на которых в установленном порядке возложено руководство отраслевыми службами (блоками), сформированными в этих органах.

Предоставление таких полномочий, а также круг вопросов, по которым заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти вправе подписывать (утверждать) нормативные правовые акты, подлежит рассмотрению на заседании Правительства Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти.

По поручению Правительства Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти готовит и представляет в установленном порядке проект решения о внесении соответствующих изменений (дополнений) в положение о федеральном органе исполнительной власти.

Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:

наименование органа (органов), издавшего акт;

наименование вида акта и его название;

дата подписания (утверждения) акта и его номер;

наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату.

     

3. 3.   Регистрация


Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.7

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя:

юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации;

принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;

присвоение регистрационного номера;

занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

 Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения) представляются в Министерство юстиции Российской Федерации в 6 экземплярах (подлинник и 5 копий, одна из которых может быть представлена на магнитном носителе). Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в 2 экземплярах (подлинник и 1 копия).

Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, возлагается на орган, который указан первым в числе подписавших (утвердивших) акт.

К нормативному правовому акту прилагается справка, содержащая:

основания издания нормативного правового акта;

сведения о всех действующих нормативных правовых актах по данному вопросу и информацию о сроках их приведения в соответствие с принятым актом;

сведения о согласовании акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами, если такое согласование является обязательным.

Представленный на государственную регистрацию нормативный правовой акт должен быть завизирован, а прилагаемая справка подписана руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти, представляющего акт на регистрацию.

На обороте каждого листа оригинала нормативного правового акта проставляется виза руководителя юридической службы федерального органа исполнительной власти.

       Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Министерством юстиции Российской Федерации в срок до 15 дней с даты получения акта.

В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Министерством юстиции Российской Федерации, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях - до одного месяца.

       В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству Российской Федерации.

       Нормативные правовые акты, в государственной регистрации которых отказано, возвращаются Министерством юстиции Российской Федерации издавшему их органу с указанием причин отказа.

В течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации руководитель федерального органа исполнительной власти или лицо, исполняющее его обязанности, издает соответствующий документ об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого отказано, и направляет его копию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Нормативный правовой акт может быть возвращен Министерством юстиции Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти без регистрации по просьбе федерального органа исполнительной власти, представившего этот акт на государственную регистрацию, а также если нарушены установленный порядок представления акта на государственную регистрацию.

В случае возвращения нормативного правового акта без государственной регистрации при нарушении установленного порядка представления на государственную регистрацию нарушения должны быть устранены, а акт - повторно представлен на государственную регистрацию в течение месяца либо в Министерство юстиции Российской Федерации должна быть направлена копия документа об отмене нормативного правового акта.

В течение суток после государственной регистрации подлинник нормативного правового акта с присвоенным ему регистрационным номером направляется Министерством юстиции Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.


3. 4. Порядок опубликования


      Указы и распоряжения Президента Российской Федерации,   постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации  подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

      Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания.

      Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации.8

      Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде научно - техническим центром правовой информации "Система".

      Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.

      Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента Российской Федерации осуществляет Главное государственно - правовое управление Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации - Аппарат Правительства Российской Федерации.

 Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

       Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

 В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

 Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

 Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, который должен издаваться начиная со второго полугодия 1996 г. не реже двух раз в месяц, а с 1998 года - еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно - техническим центром правовой информации "Система".


Действие правовых актов управления.

 Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

 Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.

 Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственной регистрации направляются Министерством юстиции Российской Федерации в "Российскую газету", в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, в научно - технический центр правовой информации "Система" и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.

Акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.

 Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации.

 Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования.

При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.

 В случае обнаружения несоответствия действующего нормативного правового акта, а также акта, содержащего правовые нормы и не прошедшего государственную регистрацию, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации Министерство юстиции Российской Федерации представляет в Правительство Российской Федерации предложение об отмене или приостановлении действия такого акта с обоснованием и проектом соответствующего распоряжения.

























4. Компетенция органов исполнительной власти по изданию административных актов

    Правовой акт управления должен быть издан в соответствии  с законодательством  полномочным  органом  в пределах  его  компетенции. 9

    Правительство на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации и поручений Президента Российской Федерации Правительству издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации.

Акты Правительства подписываются Председателем Правительства, вступают в силу и подлежат опубликованию в порядке, установленном федеральным законом.

Акты Правительства по вопросам, подлежащим решению исключительно на заседаниях Правительства, издаются только после их рассмотрения на заседании.

Правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение  федеральных законов, указов и распоряжений  Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства  Российской Федерации,  а также  по инициативе  федеральных органов  исполнительной власти  в пределах их компетенции.10

 Структурные подразделения и территориальные  органы  федеральных органов исполнительной власти  не вправе издавать  нормативные  правовые акты. Нормативный правовой акт может быть издан  совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.




Заключение


       Правовой акт управления можно определить как основанное на законодательстве одностороннее юридически властное решение субъекта государственного управления, изданное в пределах его компетенции, регулирующее общественные отношения  в сфере государственного управления либо направленное  на возникновение, изменение  или прекращение конкретных  административно-правовых отношений.

       Издание правовых актов управления  является  одной  из основных административно-правовых форм государственного управления.

        Правовое регулирование  в Российской Федерации только законами не исчерпывается. Соответствующие  отношения  регулируются  актами Президента, Правительства, а также министерств и иных федеральных органов власти, то есть подзаконными актами.

        Правые акты  управления  имеют   следующие   характерные  черты:

1.     Подзаконность;

2.     Правовой характер;

3.     Авторитарность;

4.     Императивность.

    По своему юридическому содержанию правовые акты управления подразделяются на нормативные  и индивидуальные. 

    Нормативные правовые акты устанавливают в сфере управления соответствующие правила поведения (нормы) общего характера.

    Индивидуальные правовые акты вызывают юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения конкретных  административно – правовых отношений.

    Правовые акты классифицируются    по органам, их  издающим,  по территории действия,    по характеру компетенции   органов, их  издающих.   

    Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

 Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Правовой акт управления издается по установленной форме и подписывается  соответствующим  должностным лицом. Форма акта (структура, реквизиты, язык) должна соответствовать принятым требованиям.  

       Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

    Правовой акт управления должен быть издан в соответствии  с законодательством  полномочным  органом  в пределах  его  компетенции.














Список литературы


1.     Конституция Российской Федерации. М., 2000. 

2.     Федеральный конституционный закон от 17. 12. 1997 № 2 – ФКЗ (ред. от  19. 06. 2004) «О Правительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 14. 05. 97);

3.     Кодекс Российской Федерации об  административных правонарушениях  от 30. 12. 2001 № 195 – ФЗ (ред.  от 20. 08. 2004), принят ГД ФС РФ 20. 12. 2001. ( с изм.  и  доп., вступающими  в силу с 1 окт. 2004 г.);

4.     Федеральный закон от 25 мая 1994 г. (ред. 22. 10. 1999)  «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания».

5.     Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663; 1997. № 20. Ст. 2242; 1998. № 47. Ст. 577.

6.     Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 (ред. 30. 09. 2002) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 33.

7.     Алехин А. А., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2003.

8.     Бахрах Д. Н. Административное право. Часть Общая. М., 2001.

9.     Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. М., 1998.

10.                       Тихомиров С. В. Административное право Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Издательство «Юрлитинформ», 2003. – 608 с.



1 Алехин А. А., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2003. С. 128.


2 Там же. С. 134.

3 Там же. С. 140.

4 Бахрах Д. Н. Административное право. Часть Общая. М., 2001. С. 231.


5 Там же. С. 236.

6 Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 (ред. 30. 09. 2002) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 33.


7 Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 (ред. 30. 09. 2002) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 33.


8 Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663; 1997. № 20. Ст. 2242; 1998. № 47. Ст. 577.


9 Тихомиров С. В. Административное право Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Издательство «Юрлитинформ», 2003. С. 118.

10 Там же. С. 120.