Содержание



Введение. 3

1.   Экологические права граждан Российской Федерации. 4

2.   Экологические обязанности граждан Российской Федерации. 9

Заключение. 14

Список литературы.. 15




































Введение



    Основным правом каждого человека является право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции РФ). Оно основано на положениях Хартии прав человека, Всемирной декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.  Это право закреплено в Стокгольмской декларации, принятой на конференции ООН по охране окружающей среды  (1972 г.), и в последующих международных документах.

    Это важнейшее право каждого человека лежит в основе существования  всего  человечества.  Экология в этом  случае  играет  важнейшую роль, поскольку  хорошо известно,  замедление решения как планетарных,  так и региональных  экологических  проблем  может привести  к исчезновению  всего живого на   планете,  в  том  числе  и человека.

    Из этого основного права человека вытекают все  остальные  его права,   в  том  числе и экологические.

    Конституция РФ  говорит не только об экологических правах,  но   она еще закрепляет  и  обязанности.

    Рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей среды, необходимости воспроизводства  природных ресурсов и недопущения  необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека – основные задачи, долг человечества.

     Итак, цель данной работы – раскрыть сущность, содержание  экологических прав и обязанностей  граждан, которые закреплены в Основном законе – Конституции Российской Федерации.







1.  Экологические права граждан Российской Федерации


Вторая глава Конституции конкретизирует и развивает положения ст. 2 и 7 о человеке, его правах и свободах как высшей ценности. С принятием Конституции завершился определенный период, начавшийся в 1991 г., в рамках которого осуществлялся поворот правовой системы Российской Федерации к признанию и гарантированности прав человека и гражданина. 22 ноября 1991 г. в Российской Федерации была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина в полном соответствии с Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Таким образом, была воспринята общая концепция прав человека, развитая в этих международных актах. Подписав 10 июля 1992 г. в Хельсинки Декларацию "Надежды и проблемы времени перемен", Российская Федерация подтвердила свои обязательства соблюдать Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 г. в области прав человека.1

Во исполнение этих обязательств 21 апреля 1992 г. содержание раздела "Государство и личность" действовавшей в то время Конституции Российской Федерации было заменено, с незначительными коррективами, положениями Декларации прав и свобод человека и гражданина. Однако новый по содержанию раздел не был достаточно органично связан с остальными разделами Конституции.

В принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина закреплены в числе основ конституционного строя. Перечень и содержание этих прав соответствуют провозглашенным правам и свободам в указанных международных актах.

В связи с присоединением Российской Федерации к Уставу Совета Европы (Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 1996 г.) России предстоит присоединиться и к ряду международных договоров2:

- Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и следующим протоколам к ней:

Протоколу N 1 от 20 марта 1952 г., Протоколу N 2 (о наделении Европейского суда по правам человека компетенцией выносить консультативные заключения) от 6 мая 1963 г.,  Протоколу N 4 (об обеспечении некоторых иных прав и свобод, помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Протокол N 1 к ней) от 16 сентября 1963 г.,  Протоколу N 7 от 22 ноября 1984 г., Протоколу N 9 от 6 ноября 1990 г., Протоколу N 10 от 25 марта 1992 г., Протоколу N 11 к Конвенции, вносящему структурные изменения в созданный на ее основе контрольный механизм, от 11 мая 1994 г.;

В духе указанных международных актов Конституция Российской Федерации исходит из принципа независимости прав и свобод человека от произвола государства. При этом не только универсальные, но и региональные международные акты имеют правовую регулятивную силу на территории Российской Федерации.3

Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека.

Гражданин вовлечен в устойчивую политико - правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей. Лица, постоянно проживающие на территории конкретного государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина. И государство, утвердившееся на основе права и демократии, может наиболее эффективно обеспечить права и свободы граждан.

Российское государство, зафиксировав права человека и гражданина в Конституции, обязуется через деятельность органов государственной власти, управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту.

Содержание гл. 2 Конституции соответствует в основном общепризнанному демократическим сообществом перечню прав и свобод. В совокупности они составляют систему гражданских (личных), политических, социальных, экономических, культурных, экологических прав.

Во второй половине XX в. появилась новая группа прав - экологических, вызванная к жизни противоречиями научно - технической революции и проблемой выживания человечества как биологического вида (использование атомной энергии, развитие химической промышленности, разработка природных ресурсов новой техникой и т.д.).

Статья 42 Конституции Российской Федерации  закрепляет  три, по  существу самостоятельных, но тесно  связанных между собой,  экологических права человека:

1)    право на благоприятную окружающую среду;

2)    право на достоверную информацию о ее состоянии;

3)    право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу  экологическим правонарушением.

        Под «благоприятной»4  окружающей средой  в ст. 42 Конституции РФ следует понимать  такую среду, параметры которой  соответствуют  установленным стандартам, обеспечивающим охрану жизни и здоровья  человека, растительного  и животного мира, сохранение генетического фонда.

        Учет экологических требований при регулировании  экологопользования  природных ресурсов для удовлетворения экономических интересов и потребностей человека  производится путем лимитирования экологопользования. Лимиты представляют собой систему экологических  ограничений по территориям.

        Благоприятная окружающая среда характеризуется также способностью удовлетворять эстетические потребности человека  в сохранении видового многообразия.  Поддержание благоприятного состояния окружающей среды для удовлетворения этих потребностей обеспечивается созданием и регулированием режима особо  охраняемых природных территорий и объектов.

К ним относятся  государственные природные заповедники,  государственные природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, природные парки, дендрологические парки  и ботанические сады, курортные и лечебно – оздоровительные зоны.

        Итак, окружающая среда является благоприятной, если ее состояние  соответствует нормативам, касающимся ее чистоты,  ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.

       Конституцией РФ предусмотрено также право граждан на достоверную информацию  о состоянии окружающей среды.

       Достоверной является заведомо неискаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные  государственные органы в области охраны окружающей среды.  Уровень достоверности информации зависит, в частности, от уровня развития экологической науки  и техники  в сфере мониторинга и контроля.

       Третье экологическое право, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ - право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу  экологическим правонарушением. Есть мнение, что для осуществления этого права отсутствует особый механизм. О.С. Колбасов считает данную точку зрения ошибочной, так как,  если рассматривать  экологический вред как разновидность имущественного вреда или вреда здоровью вообще, но обусловленного   экологическими причинами, можно, используя общий механизм, обойтись   и без специального. 5

        Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (транспортные организации, промышленные предприятия), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности.
























2.  Экологические обязанности граждан Российской Федерации


        Статья 58 Конституции Российской Федерации говорит о  том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.6

С развитием научно - технического прогресса увеличилось отрицательное воздействие человеческой деятельности на окружающую природную среду, вследствие чего загрязняются атмосферный воздух, вода, земля. В результате катастроф и стихийных бедствий деградируют земли. От пожаров, загрязнения воздуха и подземных вод гибнут леса. Все это отрицательно сказывается на здоровье людей.

       Ученые утверждают, что в настоящее время перед Россией стоит задача экологического выживания. Необходимо прекратить дальнейшее разрушение природы.

Конституционная обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам конкретизируется в нескольких законах.

Прежде всего это предусмотрено в Законе Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г.

        Согласно ст. 12 этого Закона граждане обязаны принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Участие граждан в охране окружающей природной среды возможно не только путем непосредственного добровольного выполнения работ по охране природы, но и путем внесения средств во внебюджетные государственные экологические фонды и в общественные фонды окружающей среды. Указанные фонды расходуются исключительно на охрану окружающей природной среды.  

       Граждане могут участвовать в общественном экологическом контроле и общественной экологической экспертизе.

Для установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих безопасность населения, Законом закреплено нормирование качества окружающей природной среды. В связи с этим очень важно соблюдение производителями сельскохозяйственной продукции предельно допустимых норм применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве. От этого во многом зависит состояние здоровья населения.

Выполнение экологических обязанностей во многом зависит от уровня сознательности населения, а сознательность развивается экологическим воспитанием, которое должно начинаться с младенческого возраста. Оно дополняется экологическим образованием.

В связи с этим в ст. 73 Закона "Об охране окружающей природной среды" предусмотрено, что с целью повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов необходимо установить систему всеобщего комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающую весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации. Большую роль играет здесь деятельность средств массовой информации.

Значительная часть обязанностей граждан по охране природы и рациональному использованию ее ресурсов установлена в законодательстве о земле, ее недрах, в водном, лесном законодательстве.

Так, в Земельном кодексе Российской Федерации (ст. 101) предусмотрено, что собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы осуществляют:   1) рациональную организацию территории;

                     2) восстановление и повышение плодородия почв, а также

                        других полезных свойств земли;

                     3) защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей,

                       подтопления, заболачивания, вторичного засоления,

                       иссушения, уплотнения, загрязнения отходами

                       производства, химическими и радиоактивными веществами,  

                       от других процессов разрушения.

К охране земель также относятся защита от заражения сельскохозяйственных угодий и других земель карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорняками, кустарником и мелколесьем, других процессов ухудшения культуртехнического состояния земель; рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств и своевременное вовлечение в хозяйственный оборот; снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

За рациональное использование и охрану земель возможно экономическое стимулирование собственников земли, землепользователей и арендаторов, например установление повышенных цен на экологически чистую продукцию, поощрение за улучшение качества земель, повышение плодородия почвы, продуктивности земель лесного фонда.

Законодатель не уточняет формы возможного поощрения, оставляя это на усмотрение государственных органов - исполнителей закона. Это могут быть льготы по платежам за землю, принятие за счет бюджета всех или части расходов пользователя земли, необходимых для поддержания результатов проделанных работ, и др.

За нарушение земельного законодательства установлена материальная, административная и уголовная ответственность. Применение ответственности к земельным правонарушениям возможно лишь в случаях, если они нашли отражение в действующем законодательстве.

Проблемы охраны окружающей среды нашли свое отражение и в Основах лесного законодательства Российской Федерации (1993 г.), предусматривающих обязанности граждан по охране лесов в нескольких статьях (ст. 35 "Обязанности лесопользователей", ст. 57 "Обязанности лесопользователей по соблюдению требований по сохранению благоприятных условий для восстановления лесов", ст. 58 "Обязанности владельцев лесного фонда по повышению продуктивности и качества лесов", ст. 59 "Цели и задачи охраны и защиты лесов", ст. 60 "Порядок осуществления мероприятий по охране и защите лесов", ст. 65 "Участие граждан и общественных объединений в сфере лесных отношений").

Согласно требованиям Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1993 года7, граждане при возникновении лесного пожара обязаны немедленно принять меры к его тушению, а при невозможности потушить пожар своими силами - сообщить о нем работникам лесного хозяйства, милиции или местной администрации.

Ряд обязанностей по охране вод возлагает на граждан Водный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 18 октября 1995 г. Например, при использовании водных объектов граждане обязаны осуществлять производственно - технологические, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для них.

Подробно регламентирована охрана животного мира Федеральным законом "О животном мире" 1995 г.8   Так, в ст. 12 этого Закона к числу принципов государственного управления в области охраны и устойчивого использования животного мира отнесено осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокое обращение с животными, в соответствии с общими принципами гуманности.

Граждане, занимающиеся содержанием и разведением животных, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно - ветеринарные и зоологические требования (ст. 26).

Это означает, в частности, что животных следует оберегать от заболеваний, тем самым, оберегая от заболеваний людей, так как некоторые болезни животных передаются людям.

В Законе предусмотрено, что несоблюдение указанных требований влечет за собой административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом объекты животного мира подлежат конфискации в судебном порядке.

Закон (ст. 40) запрещает применение многозахватывающих капканов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В ст. 56 Закона предусмотрено, что объекты животного мира, изъятые из природной среды с нарушением законодательства Российской Федерации об охране и использовании объектов животного мира, безвозмездно изымаются либо конфискуются у владельца и возвращаются в среду обитания.

В случае если физическое состояние животного не позволяет возвратить его в среду обитания, оно подлежит реализации в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с возмещением государству ущерба, нанесенного животному миру незаконным изъятием.









Заключение


    Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли  и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты.

     Статья 42 Конституции Российской Федерации  закрепляет  три, по  существу самостоятельных, но тесно  связанных между собой,  экологических права человека:

1)    право на благоприятную окружающую среду;

2)    право на достоверную информацию о ее состоянии;

3)    право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу  экологическим правонарушением.

    Конституция РФ гласит: «каждый обязан сохранять природу  и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

    Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. Так, в Законе об охране окружающей природной среды закреплена  обязанность граждан соблюдать требования природоохранного законодательства и установленные нормативы качества окружающей среды. Обязанность по охране лесов зафиксирована в Лесном кодексе Российской Федерации от 29 января 1997 г. федеральный закон о животном мире, который вводит ряд обязанностей граждан (соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром, не допускать разрушения или ухудшения  среды обитания животных, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, применять при использовании животным миром гуманные способы и др.). Действуют и иные природоохранные акты.

    За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.




Список литературы


1.     Конституция Российской Федерации. М., 2000.  1.

2.     Федеральный закон о присоединении России к Уставу Совета Европы от 23 февраля 1996 г. // РГ.  24 февр. 1996.

3.     САПП. 1993. N 3. Ст. 3612.

4.     СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.

5.     Данилов –Данильян В. И., Горшков В. Г. Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия (опыт эколого-экономического анализа). М., 1994.

6.     Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М., 1990.

7.     Права человека: Сб. универсальных и региональных международных документов. Сост. Шестаков Л.Н. М., 1990.



1 Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М., 1990. С. 14 - 57.


2 Федеральный закон о присоединении России к Уставу Совета Европы от 23 февраля 1996 г. // РГ. 1996. 24 февр.; см. также Права человека: Сб. универсальных и региональных международных документов. Сост. Шестаков Л.Н. М., 1990.


3 Ст. 15 Конституции Российской Федерации. – М., 2000. С. 7.

4 Данилов –Данильян В. И., Горшков В. Г. Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия (опыт эколого-экономического анализа). М., 1994. С. 96.

5 Государство и право. 1994. № 10. С. 107 – 117.


6 Конституция Российской Федерации. М., 2000.  С. 17.

7 САПП. 1993. N 3. Ст. 3612.


8 СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.