Информационные системы в экономике. Обзорная лекция
для студентов III курса специальностей 060400 - «Финансы и кредит» и 060500 - «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Кафедра Автоматизированной обработки экономической информации
Автор: д.э.н., проф. Б. Е. Одинцов
Вводная часть
Уважаемые студенты!
Вашему вниманию предлагается обзорная (установочная) лекция по курсу " Информационные системы в экономике" .
Понятие «информационная система» появилось давно, примерно тогда же, когда появилось понятие «система управления», которое в свою очередь, рассматривалось всегда в качестве средства воздействия на сообщество людей, стремящихся к достижению вполне определенной цели. Очевидно, что управление не мыслимо без информации, получить которую можно как с помощью средств автоматизированных средств, так и без таковых. Например, во времена Конфуция, в древнем Китае, управление осуществлялось без каких либо средств автоматизации, однако организованная им информационная система функционировала весьма эффективно. Сегодня понятие «информационная система», как правило, базируется на современных средствах обработки информации (компьютерах) и инфокоммуникационных технологиях.
Если еще 15-20 лет назад применение новых информационных технологий позволяло их владельцам повысить свою конкурентоспособность за счет повышения оперативности и точности информации, предназначенной для управления, то в последнее десятилетие положение меняется коренным образом. Сегодня информационные системы и технологии подобно электроэнергии и телефону обеспечивают лишь средний уровень эффективности управления и не более (уровень «как все»). Широкое тиражирование новейших информационных технологий за счет стандартизации, делает невозможным приобретение ощутимых преимуществ их владельцам. Необходимость превзойти уровень «как все», стремление использовать в процессе принятия производственных, финансовых, инвестиционных и других решений использовать специальную компьютерную поддержку становится обязательным для большинства субъектов рыночной экономики.
Опыт работы во Всероссийском заочном финансово-экономическом институте показывает, что успешное обучение студента-заочника может быть достигнуто лишь в том случае, если учебное пособие, наряду с раскрытием теоретических положений, снабжено необходимыми методическими указаниями к выполнению важнейших практических и лабораторных занятий. К таким занятиям относится обучение студентов самостоятельному решению задач в интегрированных информационных средах, а также решению не сложных локальных экономических (производственных, управленческих, учетных, плановых, маркетинговых, аналитических и других) задач с помощью популярных и широко распространенных программных средств. Это возможно лишь при наличии детальных практических материалов, содержащих методику постановки и решения оперативных и аналитических задач, решение которых ориентировано на использование распространенных в нашей стране базовых информационных технологий. Поэтому соглашаясь с напутствием Исаака Ньютона, учившего, что "При изучении наук примеры полезнее, чем правила”, в учебнике приведено большое количество примеров, обеспечивающих понимание фундаментальных понятий.
Цель изучения дисциплины «Информационные системы в экономике» состоит в формировании у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков в применении современных инфокоммуникационных технологий, предназначенных для эффективного управления предприятием или организацией в рыночных условиях.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
а) знать
- тенденции развития процессов информатизации общества и уметь применять их на практике;
- состав, структуру и функциональные возможности современных информационных систем, в том числе систем класса ERP ;
- средства информационного моделирования процессов управления с использованием графических международных стандартов;
- информационные ресурсы предприятий и организаций и применять их в практике управления экономической деятельностью ;
б ) уметь:
- моделировать бизнес-процессы на основе известных графических средств;
- использовать интегрированные информационные системы в управлении предприятиями и организациями;
- осуществлять формализацию профессиональных знаний, выполнять постановку экономических задач и решать их с помощью современных программных инструментальных средств;
- формировать управленческие решения на основе интеллектуальных компьютерных инструментальных средств;
в) иметь представление о:
- стандартах создания современных информационных систем, содержании основных технологических операций обработки данных;
- концепции ERP -систем и принципах их создания;
- информационном бизнесе, информационном рынке, информационном сервисе и информационной инфраструктуре предприятия, информационных ресурсах, используемых в процессе управления;
- инфокоммуникационных технологиях, используемых в электронном бизнесе;
- методах и средствах компьютерного формирования управленческих решений.
"Информационные системы в экономике" как учебная дисциплина изучается студентами II I курса ( I образование) и ( II образование) специальностей 06.04.00 - "Финансы и кредит", 060500 – "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", а также будущими бакалаврами экономики и менеджмента в течение одного семестра. За этот учебный период Вам предлагается изучить следующие темы. Первая тема вводная. В ней раскрываются основные понятия, используемые в процессе изучения дисциплины. Вторая тема посвящена анализу сущности информационных систем, их структуре и организации, третья - принципам их создания, внедрения и функционирования, способам их оценки и выбора. Тема четыре предназначена для раскрытия информационных технологий и содержания базового программного обеспечения, которое используется для их реализации. Тема пять, посвящена информационным ресурсам предприятий и организаций и применению компьютерных информационных технологий в практике управления, а шесть – инфокоммуникационным технологиям. В седьмой теме представлено содержание этапов решения экономических задач в трех программных средах: MS Excel , MS Access и NS Navision . В последней восьмой теме рассматриваются современные компьютерные технологии, используемые для поддержки управленческих решений. Знание теоретического материала контролируется в форме письменного экзамена. Условием допуска к нему является предварительное получение студентом двух зачетов.
По пройденному материалу выполняется контрольная работа, цель которой заключается в закреплении у студентов основных практических знаний в области самостоятельного применения компьютерных технологий для решения экономических задач. Тематику контрольных работ и методические указания по их выполнению вы найдете в методических указаниях под названием «Информационные системы в экономике», «Информационные системы в управлении социально-трудовой сферой», «Информационные технологии управления», «Информационные системы маркетинга» : Методические указания, темы и варианты контрольных работ для студентов 3 курса (1 и 2 образования) специальностей: 06.04.04 - «Финансы и кредит» и 6.05.00 – «Бухучет, анализ и аудит», для студентов 4 курса специальностей 06.02.00 – «Экономика труда», 06.10.00 – «ГМУ», 06.15.00 – «Маркетинг» (1 и 2 образование). – М., ВЗФЭИ. 2007. Выполненная контрольная работа защищается в сроки, указанные преподавателем для получения зачета.
Кроме контрольной работы студент обязан выполнить ряд лабораторных работ в компьютерном классе в сопровождении преподавателя. Целью проведения лабораторных занятий является приобретение студентами навыков в решении экономических задач, а также применении распространенных интегрированных программных систем в управлении бизнес-процессами. Отчет о лабораторных работах оформляется в соответствии с установленными правилами и защищается в сроки, указанные преподавателем для получения зачета.
Стандартный набор учебно-методических материалов по дисциплине включает в себя следующие компоненты:
- Обзорная установочная лекция.
- Программа курса "Информационные системы в экономике" для студентов II I курса ( I образование) и ( II образование ) специальностей 06.04.00 - "Финансы и кредит", 060500 – "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" (М.: ВЗФЭИ, 2007).
- Конспект лекций по курсу "Информационные системы в экономике".
- Экзаменационные вопросы.
- Компьютерная обучающая программа по дисциплине "Информационные системы в экономике" (в дальнейшем КОПР).
- Тесты для самопроверки знаний студентов по курсу "Информационные системы в экономике".
В качестве основной учебной литературы Вам предлагается:
1. Учебное пособие: Романов А.Н., Одинцов Б.Е. "Информационные системы в экономике" (М.: Вузовский учебник, 2006).
2. Романов А.Н., Одинцов Б.Е. Советующие информационные системы в экономике: Уч. пособие для вузов.-М.: ЮНИТИ, 2000.
3. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов, изучающих дисциплины: Информационные системы в экономике, Информационные системы в управлении социально-трудовой сферой, Информационные технологии управления, Информационные системы маркетинга (М.: ВЗФЭИ, 2007).
4. Методические указания по выполнению лабораторных работ в компьютерном классе по данному курсу.
Кроме того, необходимо ознакомиться с основными положениями следующих нормативных актов:
· Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 г.
· Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене», № 85-ФЗ от 04.07.1996 г.
· Базовые российские стандарты в области открытых систем: http ://cert .stankin .ru /1/1-2.html .
· ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93. Оценка программной продукции, М.: ИПК изд. стандартов, 1994.
· ГОСТ 28195-89. Оценка качества программных средств. Общие положения. М.: ИПК изд. стандартов, 2001.
· ИСО/МЭК 12207—95 «Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств», М.: ИПК изд. Стандартов, 2000.
К вашим услугам фонды библиотеки ВЗФЭИ, в которых имеется справочная, учебная и научная литература по информационным технологиям и информационным системам. Дополнительно к стандартному набору учебно-методических материалов мы рекомендуем Вам воспользоваться следующими изданиями:
1. Одинцов Б.Е. Обратные вычисления в формировании экономических решений.-М.: Финансы и статистика, 2000.
2. Бочаров Е.П. Интегрированные корпоративные информационные системы: Принципы построения: Учеб. пособие/Е.П. Бочаров, А.И. Колдина.- М.: Финансы и статистика, 2005.
3. Информационные системы и технологии в экономике и управлении/Под ред. проф. В.В. ТрофимоваМ.: Высшее образование, 2007.
4. Коротков А.В. Интегрированные информационные системы в бизнесе.-М: 2006.
5. Липаев В.В. Процессы и стандарты жизненного цикла сложных программных средств. Справочник.-М.: СИНТЕГ, 2006.
6. Ойхман Е.Г, Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии.- Финансы и статистика, 1997.
8. Прохоров А. Рынок информационных технологий 2000-2006; тенденции, прогнозы/Компьютер-пресс, 2006, № 1, стр. 4-11.
9. Никитин А.В., Рачковская И.А., Савченко И.В. Управление предприятием (фирмой) с использованием информационных систем: Уч. пособие.- М.: Инфра-М, 2007.
10. Дайитбегов Д.М., Черноусов Е.А. Основы алгоритмизации и алгоритмические языки: учебное пособие.- 2-е изд.- М.: Финансы и статистика, 1992.
11. Костров А.В. Основы информационнго менеджмента: Уч. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2001.
12. Барсегян А.А., Куприянов М.С., Степаненко В.В., Холод И.И. Методы и модели анализа данных: OPLAP и Data Mining .- СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
13. Румянцев В.Ф., Баркалов С.А., Гуреева И.В., Портных В.А. Информационные технологии в управлении бизнес-процессами.- М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова, 2001.
14. Бугорский В.Н. Сетевая экономика.- М.: Финансы и статистика, 2007.
15. Петренко С.А., Курбатов В.А. Политика информационной безопасности, М.: Компания АйТи, 2006.
16. Романец Ю.В., Тимофеев П.А., Шаньгин В.Ф. Защита информации в компьютерных системах и сетях. М.: Радио и связь, 2001.
Рекомендуется также использовать публикации в таких журналах, как «Открытые системы», «Системы управления и информационные технологии», «Бухгалтер и компьютер», «Информационные технологии».
Таким образом, информацию по современным компьютерным информационным технологиям можно и нужно черпать из множества самых разнообразных источников. Базовую же ориентировочную основу Вам даст упоминавшийся выше стандартный набор учебно-методических материалов. Порядок его использования мы предлагаем следующий.
Приступая к изучению дисциплины «Информационные системы в экономике» прочитайте до конца настоящую обзорную (установочную) лекцию. Это позволит Вам оценить рекомендуемые способы организации самостоятельной работы, основные формы контроля за усвоением материала, а также получить представление об общей структуре и наиболее важных проблемах курса.
Далее следует ознакомиться с программой курса. В ней Вы найдете тематический план, краткое изложение содержания дисциплины, а также перечень основной и дополнительной литературы.
Затем можно приступать к работе с традиционным учебником и КОПР. Помните, что КОПР не заменяет учебник, а дополняет его, служит вспомогательным средством организации изучаемого материала, а также средством корректировки и контроля его усвоения. Поэтому проработку каждой темы курса следует начинать с чтения соответствующей главы учебника.
После проработки какой-либо главы учебника следует обратиться к аналогичному разделу КОПР. В нем содержится краткий, сжатый конспект данной темы курса, в котором для каждого нового понятия вводится его определение, устанавливается его связь с предыдущим материалом. Просмотрите текст изучаемой темы на экране дисплея. Проверьте и уточните свои записи и память: все ли выделенные в тексте КОПР структурные компоненты, признаки, принципы и т.д. в них зафиксированы. Повторите определения основных понятий темы. Если Вам встретилось новое, не определяемое в данной теме понятие, или Вы сомневаетесь в значении уже знакомого термина, воспользуйтесь глоссарием, имеющимся в КОПР.
Проверьте также, насколько прочны в Вашей памяти ассоциативные и логические взаимосвязи различных элементов содержания темы. Например, понятие информационной технологии, непременно должно ассоциироваться с системой, которая в свою очередь состоит из других технологий, более простых - базовых. Каждый тип информационной системы должен ассоциироваться с конкретным типом системы управления, например, интегрированные информационные системы, ориентируются на обслуживание бизнес-процессов, а функционально-позадачные – на объекты управления, где бизнес-процессы отсутствуют. Если в результате такой проверки выявились пробелы в знаниях, то Вы всегда можете вызвать на экран монитора соответствующие разделы КОПР.
Объективно оценить степень усвоения той или иной темы курса Вам помогут тестовые задания, предназначенные для проверки знаний обучаемого. Задания эти формализованы: они предполагают либо выбор правильного варианта ответа из нескольких возможных, либо установление соответствия между различными понятиями, подходами, именами и т.д. Задания даются в программе с ответами. Они предназначены для Вашей “тренировки” и самоконтроля. Если введенный в компьютер ответ окажется неверным, то всегда есть возможность вернуться к соответствующим разделам учебника, КОПР или словаря и найти правильное решение.
Перейдем теперь к обзору учебного материала по курсу "Информационные системы в экономике", сопровождая его соответствующими комментариями.
Тема 1. Информатизация общества, основные понятия и определения
Первая тема " Информатизация общества, основные понятия и определения" предназначена для изучения понятийного аппарата дисциплины, для чего вводятся определения таких базовых понятий как информация, данные, знания, информационная система, экономическая задача. Здесь же раскрывается содержание процесса информатизации общества, и анализируются направления его развития. Особенное внимание следует уделить тенденциям в развитии информатизации, первая из которых состоит в слиянии компьютеров и средств коммуникаций. Коммуникации, как средства обеспечения взаимосвязи граждан, создают условия для материального производства, а также деятельности компаний, учреждений, организаций и т.д. В настоящее время они переживают этап конвергенции (сближения, слияния) с компьютерной (информационной) техникой, что породило феномен под названием "инфокоммуникационные технологии".
Следующая тенденция в развитии информатизации касается смены взглядов на создание программного обеспечения. Новый взгляд состоит в отказе от закрытости и переходе к открытым программным и другим системам. Открытой системой называется система, которая взаимодействует с другими в соответствии с принятыми международными стандартами.
Важнейшим понятием в данной теме является информационная система. Следует особо отметить, что информационные системы существуют с того времени, как появилась потребность в управлении. Поэтому необходимо различать информационные системы с различной степенью автоматизации функций управления. Именно на такое понимание содержания информационной системы направлено определение, данное в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации».
Заканчивается данная тема раскрытием содержания новейших понятий, возникших в области информатики в последнее десятилетие. К ним относятся: информационный бизнес, информационный рынок, информационный менеджмент, информационный сервис и информационная инфраструктура. Эти понятия необходимы для понимания конечными пользователями (менеджерами, финансистами, маркетологами и т.д.) сущности рыночных отношений, возникающих в процессе производства компьютеров и программных продуктов, их продажи, а также предоставлении информационных, консалтинговых, инфокоммуникационных и других услуг.
Тема 2. Информационные системы, их структура и организация
Вторая тема " Информационные системы, их структура и организация" посвящена классификации и изучению состава информационных систем, описанию процессов их функционирования, разъяснению разницы между интегрированными и функционально-позадачными системами, выяснению сущности систем класса ERP .
Особо подчеркнем следующее: для того, чтобы разобраться в структуре информационных систем вначале следует научиться различать объекты управления, для обслуживания которых они создаются. Одни объекты функционируют в сфере бизнеса, и тогда информационные системы должны создаваться с ориентацией на обслуживание бизнес-процессов. Но существуют и такие объекты, где бизнес-процессы отсутствуют, например, налоговое, статистическое, региональное, муниципальное или государственное управление. Характерной чертой такого рода информационных систем является их ориентация на решение локальных, часто плохо связанных между собой управленческих задач. Первый класс информационных систем называется интегрированными, а второй - функционально-позадачными, Среди интегрированных систем особо выделяются системы класса ERP ( Enterprise Resources Planning – планирование ресурсов предприятия). Их высокая эффективность и широкая популярность позволяют считать их стандартами построения информационных систем де-факто.
Обратите внимание на то, что система считается интегрированной (системой класса ERP ), если она обеспечивает информационную поддержку следующего минимального набора функций: SCM ( Supply Chain Management ) – управление цепочками снабжением, CRM ( Customer Relationship Management ) – управление взаимоотношениями с клиентами, CRP ( Capacity Requirements Planning ) – планирование потребности в производственных мощностях.
Тема 3. Создание, внедрение и выбор информационных систем
Тема третья " Создание, внедрение и выбор информационных систем" необходима для получения общего представления о подходах к разработке информационных систем, о критериях их оценки и выбора, а также способах расчета экономической эффективности.
Создание информационных систем базируется на научной и технологической основах. Научной основой является системный анализ, а технологической - стандартизация всех проектных решений. Системный анализ объекта, процесса или явления является частью общей теории систем и служит научной базой для изучения и создания систем управления объектами различной природы. Он применяется в тех случаях, когда проблема или задача достаточно сложна, характеризуется многоплановостью, неоднозначностью, масштабностью и поэтому вначале не может быть полностью охвачена и представлена формальными средствами. Именно к таковым относится проблема создания или совершенствования информационной системы. Среди всех этапов системного анализа важнейшими являются выделение изучаемого объекта из окружающей среды и установление прямой и обратной связей в его системе управления.
Следует особо подчеркнуть, что создаются информационные системы в соответствии со стандартами, которые разрабатываются многочисленными международными и национальными организациями. Кроме того, существуют ассоциации и консорциумы, предоставляющие рекомендации, полезные в деле автоматизации управленческих процессов.
Стандарты в области информационных технологий можно классифицировать по уровню утверждающей организации и по предмету стандартизации. В первый класс входят функциональные стандарты (стандарты на языки программирования, интерфейсы, протоколы), а во второй - стандарты на организацию жизненного цикла (ЖЦ) информационных систем. Следует различать стандарты, располагаемые на верхнем уровне иерархии - международные стандарты ( ISP ), располагаемые на среднем уровне - региональные стандарты, создаваемые для группы стран или континентов, и располагаемые на нижнем уровне - национальные стандарты, действующие в рамках отдельных государств.
Обратите внимание на то, что большинство стандартов предназначено для создания открытых информационных систем. Открытая информационная система – это система, которая способна взаимодействовать с другой системой посредством использования международных стандартов. Стандарты открытых информационных систем необходимы для обеспечения взаимодействия информационных технологий за счет достижения следующих видов мобильности: мобильность данных, мобильность программ, мобильность пользователя, расширяемость. Изучая каждый из видов мобильности необходимо обязательно пользоваться соответствующими примерами, приведенными в учебном пособии.
В процессе своего использования стандарты должны конкретизироваться в соответствии с целями управления и спецификой объекта управления. Поэтому из множества стандартов выделяются те, что наилучшим образом отражают специфику обслуживаемой сферы управления с одной стороны, а с другой – доступны по цене. Выделенное подмножество стандартов определяет состав проблемно-ориентированного профиля. Профили стандартов ориентируются на определенные типы предприятий, функции управления и классы задач.
Студент должен знать, что сегодня существует достаточно подходов к созданию информационных систем. В рамках настоящего учебного материала рассматривается лишь два подхода: с учетом стандартов их жизненного цикла и с ориентацией на бизнес-процессы. Первый подход является более общим, так как содержит этапы проектирования без ориентации на специфику управляемого объекта, второй должен применяться там, где требуется информационная поддержка бизнес-процессов.
Завершается данная тема оценкой эффективности информационных систем и их выбором на рынке программных продуктов. Определение эффективности – это фундаментальная проблема, которая в области информатики в целом пока не решена. Однако в процессе принятия решений об инвестициях в информационную систему можно руководствоваться тремя родами доходов, получаемых в результате ее внедрения.
1. Доход, первого рода получают за счет применения таких информационных сервисов, которые непосредственно влияют на экономические показатели предприятия (сокращение простоя оборудования за счет решения оптимизационной задачи, сокращение затрат на хранение запасов материалов за счет повышения ритмичности поставок и т.д.).
2. Доход второго рода получают за счет повышения производительности и качества труда, непосредственно зависящих от средств автоматизации управленческих функций (снижение трудовых затрат на ввод первичных документов за счет их передачи по каналам связи, сокращение времени решения бухгалтерских, финансовых, маркетинговых и других задач за счет применения средств автоматизации и т.д.). Обратите внимание, что этот доход может быть измерен с помощью экономических показателей, находящихся в бухгалтерской отчетности.
3. Доход третьего рода получают за счет положительного взаимовлияния уже автоматизированных управленческих процессов на другие автоматизированные или не автоматизированные. Доходы третьего рода измерить достаточно трудно, нет общепризнанных взглядов, подходов и, соответственно, методик. Однако синергетический (системный) эффект несомненно имеет место, что обязывает прилагать усилия к его изучению.
В процессе приобретения информационных систем или технологий вначале их следует оценить, а затем и выбрать, исходя их возможностей и потребностей покупателя. Однако прежде чем выполнять эти действия необходимо получить достоверную информацию о производителе покупаемого программного продукта. Как правило, эта информация включает: оценку репутации фирмы-производителя на рынке программных продуктов, число продаж данного программного продукта, количество внедрений данного продукта фирмой-производителем, соответствие покупаемой системы стандартам открытых систем и пр.
В материалах учебного пособия оценка осуществляется на основе анализа соответствия продукта-претендента пожеланиям пользователя по ряду характеристик, важнейшими среди которых являются: функциональные возможности, надежность и безопасность, практичность и удобство применения, эффективность, сопровождаемость. В учебном пособии вы найдете таблицу, заполнение которой позволит выполнить несложные расчеты и оценить уровень пригодности покупаемой системы. Для этого каждая характеристика оценивается с помощью атрибутов. В зависимости от их наличия или отсутствия информационную систему, можно оценить нулем или единицей (ДА, НЕТ). Если сумму всех единиц разделить на число, характеризующее "идеальную" систему, то можно получить оценку анализируемой информационной системы.
Тема 4. Информационные технологии и их базовое программное обеспечение
Тема четвертая " Информационные технологии и их базовое программное обеспечение" раскрывает содержание понятия, которое пока не имеет однозначного толкования в современной научной и учебной литературе. Понятие информационной технологии, так же как и понятие информационной системы и системы вообще, характеризуется иерархичностью, многоплановостью, нечеткостью. Изучая данную тему, следует иметь в виду, что всякая технология, кроме базовой, включает в себя другие подтехнологии, взаимоотношения между которыми можно представить в виде дерева. Для понимания этого материала необходимо изучить основные технологические процедуры, которые состоят из ряда типовых технологических операций. Важнейшими операциями являются: операции ввода первичных документов, сортировки, поиска и обработки данных. Обратите внимание на операции сортировки и поиска, без понимания которых невозможно разобраться ни в одной информационной технологии. Внимательно рассмотрите примеры. Они помогут Вам понять сущность указанных операций.
Тема 5. Информационные ресурсы предприятий и организаций
Тема пятая " Информационные ресурсы предприятий и организаций" включает в себя материал, касающийся описания и организации всех видов документов, как традиционных (бумажных), так и электронных, используемых для управления предприятием или организацией. Последовательно рассматриваются: структура и содержание информационных ресурсов, методы их классификации и кодирования, излагаются способы электронного документооборота. Особое внимание уделяется собственным внутримашинным информационным ресурсам, таким как базы данных, хранилища данных и базы знаний. Поэтому раскрывается их структура и рекомендации по использованию в практике управления предприятиями.
Особое внимание в данной теме следует уделить изучению базы данных. Главная особенность баз данных, существенно отличающая их от других форм компьютерного существования данных, например, от файловой системы, состоит в ориентации на интерактивный режим работы с ними конечного пользователя (бухгалтера, финансиста, менеджера и т.д.). Понятие «персональный компьютер» появилось, во многом благодаря базам данных. Широкое применение баз данных не профессионалами-программистами стало возможным благодаря специально созданному программному комплексу – системам управления базами данных (СУБД).
Следует обратить внимание на то, что появление СУБД избавило пользователей от обязательного привлечения к процессу решения экономических задач профессионалов-программистов, так как отпала потребность в знании значительного количества тонкостей, связанных с организацией, хранением и обработкой данных. Например, создание базы данных стало возможным, так выполнив ряд простейших процедур (выделение входных оперативных документов, выделение условно-постоянных документов, разработка результирующих документов, таблиц, отчетов) не представляет особого труда описание этих документов средствами СУБД. Обработка данных осуществляется либо путем нажатия ряда кнопок на экране монитора, либо указанием простейших операторов, реализующих алгоритм решения задачи.
Обратите внимание на то, что дальнейшее развитие баз данных привело к появлению хранилищ данных, назначение которых отлично от баз данных. Если последние предназначены для оперативного отражения ежедневных производственно-хозяйственных, финансовых и других операций предприятия, то хранилища данных необходимы для долговременного хранения данных в специально создаваемых многомерных информационных кубах. Информационные кубы, то есть хранилища данных, предназначены исключительно для аналитической обработки данных и формирования решений. Сегодня хранилища данных становятся неотъемлемой частью средств, необходимых для принятия корпоративных и других решений. Особое внимание учащемуся следует уделить изучению таких операций с хранилищем данных как срез куба, его вращение, консолидация и детализация. Обращаем Ваше внимание на то, что знание данного материала будет основой для понимания следующего, а именно формирование управленческих решений с помощью хранилищ данных.
Последним информационным ресурсом, изучаемым в рамках настоящего учебного курса, являются знания. Они также как и данные хранятся в компьютере и используются в соответствии с разработанной моделью. В результате получают базу знаний. Работа с базами знаний – это одно из перспективных направлений искусственного интеллекта, целью которого является разработка инструментальных средств, позволяющих решать задачи, традиционно считающиеся интеллектуальными.
База знаний – это одна из форм информационного моделирования, представляющая собой знания человека (эксперта, специалиста), помещенные в память компьютера в соответствии с некоторой моделью. Модель, как известно, - это правила или соглашения, выполнение которых позволяет представить некоторую сферу знаний в том виде, которая позволяет использовать формальные (программные) средства для их обработки (получение новых знаний).
Среди существующих моделей представления знаний в данной теме рассматриваются наиболее популярные: семантические сети, деревья выводов, деревья целей и нечеткие множества.
Семантическая сеть для понимания является наипростейшей – это ориентированный граф, вершины (узлы) которого соответствуют понятиям моделируемой предметной области, а дуги – отношениям между ними. В качестве понятий обычно выступают конкретные или абстрактные объекты, а отношений – связи. Здесь следует понять, что семантическая сеть, графически или с помощью матриц отражая декларативные знания, предназначена для констатации каких-либо фактов. Человек также пользуется семантической сетью, так как констатирует тот или иной факт, устанавливает связи между объектами реального мира. Принципиальная разница между базой данных и семантической сетью состоит в том, первая не содержит имена отношений между объектами в явной форме, а вторая – содержит.
Дерево вывода – это множество объединенных правил, отражающих условия выполнения некоторого процесса. В отличие от семантической сети с его помощью отражаются процедурные знания, то есть знания, указывающие на некоторые действия, которые следует выполнять. Такого рода модели применяются в случае использования неточных, обрывочных или противоречивых знаний. Формой представления такого рода знаний служат правила вида ЕСЛИ-ТО. Знание дерева вывода необходимо для понимания процесса формирование решений в условиях неопределенности, который будет рассматриваться в теме восемь.
Дерево целей является дальнейшим совершенствованием целевого управления, развиваемым в нашей стране с семидесятых годов прошлого столетия. В основу его построения положено понятие цели, измерение достижения которой осуществляется с помощью значений соответствующих экономических показателей. Например, уровень достижения цели “Увеличить рентабельность предприятия” можно измерить показателем “Рентабельность” в числовом диапазоне от 0 до 1. Цель “Увеличить рентабельность предприятия с 0,3 до 0,5” в дереве целей указывается именно таким образом. Кроме того, указание приоритетности путей в достижении целей позволяет формировать решения на основе обратных вычислений. Разница между деревом вывода и деревом целей состоит в том, первое применяется тогда, когда уровень в достижении целей и подцелей установить невозможно, а второе – если это сделать удается.
Знание дерева целей позволит студенту разобраться в процессе формирования решений в условиях определенности, излагаемого в теме восемь.
Нечеткие множества. Знания человека в большинстве случаев нечеткие. Человек оперирует такими понятиями как высокий, низкий, горячее, холодное, бедный, богатый и т.д. в повседневной производственной практике и в быту. Для того чтобы такого рода знания можно было использовать для формирования решений с помощью компьютера, в 1965 году Л.Заде предложил теорию нечетких множеств. В основе данной теории лежит понятие функции принадлежности, которая указывает степень принадлежности какого-либо элемента некоторому множеству элементов. Данная функция является субъективной и строится на основании знаний, опыта или ощущений некоторого субъекта к какому-либо объекту, процессу, явлению и т.д. С ее помощью создаются соответствующие графики, что позволяет формализовать процесс принятия решений.
Анализируя данную форму представления знаний в памяти компьютера (особенно функций принадлежности) учащемуся следует особо обратить внимание на операции пересечения и объединения нечетких множеств. Их знание позволит ему разобраться в методе формирования решений на основе нечетких множеств, рассматриваемого в теме восемь.
Тема 6. Инфокоммуникационные технологии систем управления
Тема шесть " Инфокоммуникационные технологии систем управления" отражает новейшие тенденции в развитии сетевой экономики, а также формы их реализации. Понятие «технология» включает в себя «инфокоммуникационные технологии», которые состоят из информационных технологий (аппаратных и программных средств), телекоммуникационного оборудования (абонентское оборудование, сетевое оборудование) и телекоммуникационных услуг (услуги в телефонных сетях общего пользования, услуги в сети Интернет, услуги мобильной телефонной связи и т п.). Инфокоммуникационные технологии обеспечили развитие нового сектора экономики, получившего название сетевого. Изучая сущность инфокоммуникационных технологий, необходимо сосредоточится на трех направлениях формирование сетевой экономики, развиваемых в РФ: электронный бизнес, банковские и другие расчеты, дистанционное обучение и выполнение работ.
Электронный бизнес - это бизнес, осуществляемый на основе информационных технологий и общедоступных средств коммуникаций (локальных и глобальных сетей). Ключевыми понятиями здесь служат виртуальный рынок и виртуальное предприятие. Виртуальный рынок – это рынок товаров и услуг, предоставляемых за счет инфокоммуникационных технологий, а виртуальное предприятие – это сетевое объединение на основе электронных средств связи нескольких традиционных предприятий, специализирующихся в различных областях деятельности.
Принципиальное отличие виртуального предприятия от традиционного состоит в том, что традиционное предприятие для выпуска продукции ищет возможности и ресурсы для производства и реализации продукции, а виртуальное ищет того, кто уже обладает соответствующими ресурсами, знаниями и опытом в производстве данной продукции.
Второе направление сетевой экономики развивается в направлении совершенствования банковских и других расчетов на базе инфраструктуры Интернет. Банковский сервис, использующий сетевые возможности получил название сетевого банкинга или итнтернет-банкинга, под которым понимается совокупность банковских услуг, предоставляемых банком своим клиентам в среде Интернет.
Третье направление сетевой экономики сосредоточено на повсеместном внедрении дистанционного образования, под которым понимается образовательная система, обеспечивающая получение знаний с помощью сетевых технологий. Сетевые технологии обеспечивают доступ к учебным материалам и консультации с преподавателями с помощью телекоммуникаций и сети Интернет.
Тема 7. Решение экономических задач на основе базовых программных средств
Тема седьмая " Решение экономических задач на основе базовых программных средств" предназначена для обучения студента постановке и решению экономической задачи компьютерными средствами, а также раскрытию методов решения экономических задач. Для этого вначале рассматриваются графические способы моделирования экономических процессов с использованием широко признанных соглашений. Наиболее популярными являются диаграммы потоков данных ( DFD – Data Flow Diagrams ), применяемые для адекватного отражения информационных потоков. С их помощью достаточно легко представить бизнес-процессы, так как используется ограниченное количество графических обозначений. Для их построения используется всего четыре элемента: объекты, потоки данных, процессы и накопители данных.
Обратите внимание на то, что именно графическое представление бизнес-процессов позволяет существенно упростить осуществление постановки и решения экономических задач в различных программных средах.
Дальнейшее рассмотрение темы обращено к подробному описанию методов решения экономических задач. Здесь следует понять, что большинство решаемых в экономике задач является либо прямыми, либо обратными. Прямые задачи, можно назвать констатирующими, то есть рассчитывающими фактический уровень в достижении целей управления, а обратные – определение того, что следует сделать для того, чтобы достичь поставленной цели. Базовыми понятиями, которые следует знать в результате изучения методов решения экономических задач, являются: уровень достижения цели управления, пути достижения цели, приоритетность путей в достижении целей.
В материалах учебного пособия раскрываются разделы постановок задач, как прямых, так и обратных. Это позволяет приводить в тексте учебного пособия образцы их выполнения в трех программных средах: в MS Excel и MS Access – прямые задачи, а в MS Navision - обратные. В задачу студента входит изучить приведенные примеры, а за тем для закрепления материала решить аналогичные задачи. Условия задач можно взять из Методических указаний по выполнению контрольных работ, Москва, Вузовский учебник, 2007, 80 с.
Изучение теоретических основ решения задач необходимо для подготовки к лабораторным работам, предназначенным для получения практических навыков в использовании компьютеров в повседневной управленческой практике. Поэтому в материалах учебного пособия раскрывается содержание этапов решения экономических задач обоих типов - прямых и обратных. Сложными здесь являются два этапа: формализация процесса расчетов и составление программы решения задачи. Студенту следует учесть, что принципиальных отличий между постановками прямых и обратных задач нет, но есть разница в оформлении содержания ряда разделов.
Тема 8. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений
Тема восемь " Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений" предназначена для изучения общих характеристик методов формирование решений, этапов принятия решений и критериев их оценки, формирования решений средствами таблиц, в условиях определенности, неопределенности, риска, с помощью нейросетей и нечетких множеств.
Обращаем внимание студента на следующее пожелание: основой для ее понимания служит параграф 5.6.4. Базы знаний и их применение для формирования экономических решений. Поэтому, прежде чем приступить к изучению темы восемь необходимо как следует освежить в памяти указанный параграф.
Анализируя какой-либо тип решения необходимо установить его соответствие цели принимаемого решения. В учебном материале раскрывается содержание типов решений и целей управления. Сегодня существует огромное множество подходов к принятию решений, однако следует отметить, что все они являются в той или иной мере вариациями этапов, разработанных лауреатом Нобелевской премии Г. Саймоном. Он предложил три этапа, которые рассмотрены в учебном пособии. Их можно рассматривать как классические. Следует особо подчеркнуть, что не существует единого метода формирования решений. Метод формирования конкретного решения, как правило, содержит в себе несколько расчетов, которые подбираются в соответствии со спецификой задачи.
Формирование решений ориентировано на три класса задач, решаемых в условиях определенности, неопределенности и риска. Кроме хорошо известных методов формирования решений рассматриваются также способы использования нейросетей и нечетких множеств.
Изложение материала в рамках данной темы начинается с изложения простейших методов – табличных. Основная трудность применения данного метода заключается в указании коэффициентов значимости каждого из критериев оценки принимаемого решения. Это та качественная информация, которая собственно и отличает систему формирования решений от формальных оптимизационных и других методов. Коэффициенты значимости отражают опыт и знание лица, принимающего решение в конкретной предметной области.
К простейшим также можно отнести методы, базирующиеся на средствах электронной таблицы Excel . С ее помощью можно решать две задачи: прямую (Что будет, если?) и обратную (Как сделать, чтобы?). Первая задача решается достаточно просто: пользователь, изменяя исходные данные, может получить различные варианты решения. Здесь следует отметить особо: обратная задача, с помощью средств MS Excel , решается лишь для функций с одной переменной, что не позволяет их использовать для принятия реальных управленческих решений. Далее будет показано, каким образом можно решать полномасштабные обратные задачи с помощью дерева целей.
Центральное положение в данной теме занимает метод формирования решений, принимаемых в условиях определенности. Это значит, что: задача хорошо формализована (существует модель решения), существует критерий оценки качества решения, последствия решения известны. Сущность метода состоит в построении дерева целей, которое позволяет отвечать на вопросы вида: Как сделать, чтобы? Для этого дерево целей должно быть преобразовано в базу знаний путем указания на нем следующей информации: ограничения на терминальные узлы дерева целей (ограничения на ресурсы); приоритеты в достижении целей и направления в изменении уровня достижения целей (знак плюс или минус).
Формирование решений в условиях неопределенности может осуществляться либо на основе дерева вывода, либо на основе нечетких множеств. Дерево вывода является результатом синтеза правил вида ЕСЛИ-ТО. Неопределенность выражается в коэффициентах достоверности, как самих правил, так и условий, от которых зависит заключение в каждом из правил. Студент должен обратить внимание на то, что дерево вывода является одной их форм базы знаний, являющейся основой для построения экспертных систем. Правила в экспертную систему пользователь вводит самостоятельно с помощью специально разработанного интерфейса.
Формирование решений в условиях риска отличается от предыдущих методов тем, что результаты их реализации можно подсчитать с помощью теории вероятности. В условиях риска можно использовать деревья решений, если альтернативы, отражающие варианты решения, находятся в отношениях соподчиненности. Как правило, условия появления альтернатив носят качественный характер и определяются вероятными величинами. Используя данный метод, следует учитывать, что иерархические отношения удобно представлять в виде дерева: дуги дерева отражают альтернативы частичных решений, а узлы – результаты. Тогда можно использовать простейшую формулу подсчета математического ожидания появления промежуточного или общего результата. Данный показатель является хорошим основанием для формирования решения.
Дальнейшее рассмотрение темы обращено к подробному изложению одного из подходов к формированию решения на основе нейросетей . Нейросетевые технологии, в отличие от экспертных систем, предназначены для воспроизведения неосознанных мыслительных усилий человека (например, человек плохо знает, как он узнает цвет предмета). Такого рода технологии используются для распознавания каких-либо событий или предметов. С их помощью можно воспроизвести многочисленные связи между множеством объектов. Принципиальное отличие искусственных нейросетей от обычных программных систем, например экспертных, состоит в том, что они не требуют программирования. Они сами настраиваются, т. е. обучаются тому, что требуется пользователю.
В процессе изучения данной темы студент должен вначале разобраться, как работает отдельный искусственный нейрон, а затем каким образом работает нейросеть и только после этого можно приступать к изучению процесса обучения нейросети. Зная, каким образом обучается нейросеть, без особого труда можно разобраться в ее применении для формирования решений. В учебном пособии предлагается пример, иллюстрирующий процесс использования нейросети для определения момента покупки акций одного из предприятий.
Завершается данная тема изложением метода формирования решений с помощью нечетких множеств. Обращаем внимание студента на то, что для его понимания служит параграф 5.6.4 (представление знаний с помощью нечетких множеств). Следует учитывать в процессе формирования решения данным методом то, что построение функций принадлежности соответствует понятиям критерия оценки, значения функций принадлежности являются самой оценкой, а свертку информации для выявления лучшей альтернативы лучше всего осуществлять на основе операции пересечения нечетких множеств.
Тема 9. Информационная безопасность и защита информации
В последней теме девятой " Информационная безопасность и защита информации" рассматриваются виды угроз информационной безопасности, методы и средства реализации такого рода угроз, а также средства защиты от них. Методы и средства защиты от известных видов угроз связываются в пособии с созданием системы информационной безопасности, характеристикой ее компонентов и этапами построения. Знание данного материала требуют проблемы сегодняшнего дня, отражающие постоянно возникающие угрозы информационного характера.
Основное внимание в данном учебном пособии уделяется вредоносным вирусам, симптомами, появления которых являются: появление в процессе работы компьютера неожиданных эффектов («падение» символов на экране, неправильная работа клавиатуры, неожиданные звуковые эффекты и т.п.), замедление работы компьютера, сбои и отказы в работе прикладных программ, порча и исчезновение файлов с магнитного диска и т.д.
Внимание студента должно быть обращено на то, что программно-технические средства защиты информационных систем можно разделить на три группы: антивирусное ПО, средства шифрования и средства защиты компьютерных сетей. При этом выделено несколько видов антивирусных программ: сканеры, CRC -сканеры, блокировщики, иммунизаторы.
В учебном пособии особо рассматриваются правила, регулярное выполнение которых позволит в какой-то мере повысить информационную безопасность.
Криптография является основой для функционирования любой защищенной сети. В общем случае это технология составления закодированных сообщений и их расшифровки. С помощью криптографии решают задачи обеспечения целостности и конфиденциальности данных, а также аутентификации пользователя. В процессе изучения данного материала следует уяснить, что существуют следующие виды шифрования: симметричное, асимметричное и использование односторонних хэш-функций. В учебном пособии учащийся найдет подробную характеристику перечисленных методов.
Технологии шифрования позволяют безопасно создавать распределенные информационные системы на базе сети Интернет. Распределенная информационная система подразумевает логическое объединение географически удаленных друг от друга локальных сетей предприятия, то есть компьютеры, находящиеся в разных локальных вычислительных сетях (ЛВС), считают, что они находятся в одной сети. Речь идет о создании виртуальной сети ( VPN ) предприятия на базе Интернет. Принцип реализации VPN следующий. Все пакеты данных, направляемые в удаленную ЛВС, шифруются и упаковываются в обычные IP -пакеты. При достижении адресата, пакеты «сбрасывают» оболочку, дешифруются и поступают на компьютер пользователя удаленной ЛВС.
Завершается данная тема утверждением и объяснением следующего требования: просто установки антивирусного программного обеспечения недостаточно, необходима организация системы информационной безопасности. Организация такой системы предполагает обеспечение ее правильной эксплуатации, то есть выполнение настройки соответствующих параметров, обеспечение регулярного обновления антивирусных баз данных, выполнения проверки сменных носителей с данными. Более того, антивирусные средства всегда появляются после появления новых вирусов и не все вредоносные программы (клавиатурные шпионы, трояны) обнаруживаются антивирусами. Следует понимать, что операционная система компьютеров не будет иметь уязвимостей, если своевременно устанавливать все обновления антивирусных программ.
В заключении хотелось бы отметить, что настоящая лекция не преследовала цели детального изложения дисциплины. Она является лишь навигатором в предстоящем Вам изучении информационных систем. Надеемся, что, прочитав ее, Вы составили общее представление о структуре и наиболее важных темах курса.
Благодарю за внимание!