Содержание
1. Структура единой транспортной системы страны... 3
2. Понятие и виды транспортно-экспедиционных операций 9
Список литературы... 16
1. Структура единой транспортной системы страны
Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.
Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических особенностей. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю, увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной промышленности, где они могут достигать 50%.
Полные же транспортные издержки народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют 10% от валового общественного продукта страны. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукта у потребителя называют коэффициентом транспортной слагающей. Он играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной организации производительных сил.
Транспортная система Российской Федерации включает автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, внутренний водный и трубопроводный виды транспорта. Элементами транспортной системы являются также промышленный транспорт и городской общественный транспорт. Транспорт обеспечивает получение около 8% ВВП. На транспорте занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения.[1]
Развитие транспорта и других отраслей экономики тесно взаимосвязаны. Характер подвижности населения, уровень развития производства и торговли определяют спрос на услуги транспорта. Вместе с тем, транспорт является системообразующим фактором, влияя на уровень жизни и развитие производительных сил.
Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования.
Транспорт общего пользования — транспорт, удовлетворяющий потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественном транспорте) или грузов.
Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития.
В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный транспорт, а в перевозке пассажиров — железнодорожный и автомобильный. Однако необходимо иметь в виду, что эффективность использования того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в каждом конкретном случае с учетом многих факторов, таких, как вид груза, его массовость, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, технико-эксплуатационные условия необходимого участка пути и т.п.
Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признаётся перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществить перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.
Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.
Транспорт необщего пользования (ведомственный), как правило, перевозит грузы и пассажиров своего предприятия, объединения (ассоциации, концерна и т.п.).
Учёт и анализ деятельности транспорта опираются на систему показателей, с помощью которых измеряют объём и качество его работы. Наряду со специфическими применяют группу показателей, общих для всех видов транспорта.
Для измерения перевозочной работы используют следующие показатели: перевозка грузов в тоннах; грузооборот в тонно-километрах; перевозка пассажиров; пассажирооборот в пассажиро-километрах.
Грузооборот определяется как сумма произведений веса каждой партии (отправки) перевозимого груза в тоннах на расстояние её перевозки в километрах.
Пассажирооборот характеризует перевозку пассажиров с учётом расстояний, на которые перевезены пассажиры. Показатели перевозочной работы грузов и пассажиров представлены в таблице 1.
Показатель «объём перевозок» учитывает массу перевезённого груза и определяется как Q=∑qnn, где q – количество отправленного груза с 1,2, …, n-го пункта сети.
Объём перевозок пассажиров за год рассчитывают следующим образом: A=Σаnn, где a1, а2,…, аn —число отправленных пассажиров соответственно с 1-го, 2-го,…, n-го пункта сети.[2]
Таблица 1. Основные показатели перевозочной работы транспорта в Российской Федерации в 1994-2002 годах[3]
|
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
Перевозки грузов, млрд.т |
13,2 |
12, 0 |
10,9 |
10,3 |
9,6 |
10,3 |
11,1 |
11,4 |
11,8 |
Грузооборот, млрд. ткм. |
3737,3 |
3714,2 |
3543,1 |
3407,6 |
3289,2 |
3486,4 |
3662,9 |
3780, |
3991,2 |
Перевозки пассажиров, млрд.чел. |
49,0 |
47, 6 |
47,1 |
47,3 |
47,1 |
44,5 |
44,8 |
45,2 |
44,0 |
Пассажирооборот, трлн. пасс-км |
693,3 |
620,4 |
582,5 |
560,8 |
527,8 |
508,0 |
538,8 |
540,9 |
537,4 |
В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении.
Автомобильный транспорт не может составить конкуренции железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.
Сфера применения автомобильного транспорта в России — внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, а также перевозки на средние и дальние расстояния ценных малотоннажных и скоропортящихся грузов.
Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.
Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.
Трубопроводный транспорт, в отличие от вышеописанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры.
По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеет большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся и срочных грузов.
Значение того или иного вида транспорта в транспортной системе определяется прежде всего его долей в общем грузообороте и пассажирообороте, правда, пассажирские перевозки составляют лишь 1/10 часть от общей нагрузки на транспортную систему в целом (таблица 2).
Таблица 2. Протяжённость транспортных путей, грузо- и пассажирооборот различных видов транспорта общего пользования в 2003 г.[4]
Вид транспорта |
Протяженность транспортных путей, тыс. км. |
Грузооборот |
Пассажирооборот |
||
Млрд. т-км. |
Уд. вес, % |
Млрд. пассажиро-км. |
Уд. вес, % |
||
Железнодорожный Морской Внутренний водный Трубопроводный Автомобильный Воздушный Другие виды Транспорт всего |
86 - 89 214 760 - 8,1 - |
1020 150 65 1888 21 2 - 3146 |
32,42 4,77 2,07 60,01 0,67 0,06 - 100 |
152,9 0,03 0,7 - 171,6 55,5 100,47 481,2 |
31,77 0,01 0,15 - 35,66 11,53 20,88 100 |
Как видно из таблицы 2, ведущее место по грузообороту среди универсальных видов транспорта принадлежит железнодорожному — 32,4%, а на долю автомобильного, морского и речного приходится менее 8% от общего грузооборота. Доля железнодорожного и речного транспорта в общем грузообороте последние десятилетия падает. В то же время доля узкоспециализированного трубопроводного транспорта постоянно увеличивается и в настоящее время составляет 60%. Доля воздушного транспорта в грузообороте крайне незначительна.
Роль отдельных видов транспорта в пассажирских перевозках выглядит иначе. Как видно из таблицы 2, важное место в пассажирообороте занимают железнодорожный, автомобильный и воздушный транспорт. Такая структура грузо- и пассажирооборота связана с техникою экономическими особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России. Немаловажное значение имеет и себестоимость перевозок различными видами транспорта.
В период 1994-2002 на транспорте был реализован ряд целевых программ, направленных на совершенствование правовых и экономических условий транспортной деятельности, развитие институциональных преобразований, обеспечение безопасности дорожного движения, мореплавания и судоходства, поддержку социально значимых видов перевозочной деятельности, стимулирование инвестиций в транспорт, повышение конкурентоспособности национальной транспортной системы на мировом транспортном рынке.
В настоящее время основным программным документом, на основе которого осуществляется развитие транспортной системы Российской Федерации, является Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)».
2. Понятие и виды транспортно-экспедиционных операций
Транспортная экспедиция - отрасль экономики, являющаяся составным элементом транспортного комплекса РФ, которая объединяет юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих транспортно-экспедиционную деятельность, а также органы, уполномоченные осуществлять управление транспортно-экспедиционной деятельностью.
Транспортно-экспедиционная деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с организацией выполнения по договору транспортной экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза и операций по доставке груза.
Экспедиторские организации -это полномочные нейтральные посредники между отправителями, получателями и транспортом. Экспедиция выделяется из сферы производства и торговли и функционирует в качестве третьего юридического лица.
Виды услуг, выполняемые по договору транспортной экспедиции согласно Гражданского Кодекса РФ включают:
- услуги, связанные с перевозкой груза;
- выбор транспорта и маршрута перевозки;
- заключение договора (договоров) перевозки груза;
- услуги по обеспечению отправки и получения груза;
- сопровождение груза в пути, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.[5]
Порядок их выполнения определяется настоящим Законом, ‘‘Правилами транспортно-экспедиционного обслуживания’’, уставами и кодексами различных видов транспорта.
Номенклатура и перечень услуг транспортной экспедиции регламентируется Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и Общероссийским классификатором услуг населению, утверждаемыми федеральным транспортным органом и Госстандартом РФ.
Экспедиторы могут быть классифицированы по следующим признакам:
- по специализации - на юридические, страховые, терминальные (погрузочно- разгрузочные работы, хранение), стивидорные ( погрузка и крепление груза в вагонах, на судах или автомобилях, выгрузка, взвешивание), экспедиторские (сопровождение груза в процессе перевозки), тальманские ( прием, передача или выдача груза по количеству мест и массе);
- по месту оказания услуг - экспедиторы, оказывающие услуги в пунктах отправления, перевалки и назначения груза, а также экспедиторы, оказывающие услуги по доставке груза;
- по виду деятельности - экспедиторы, для которых транспортно-экспедиционная деятельность является основной, а также экспедиторы, для которых транспортно- экспедиционная деятельность является вспомогательной (сюда относятся и перевозчики, которые выполняют обязанности экспедитора в соответствии с заключенным договором транспортной экспедиции);
- по сфере деятельности - международные экспедиторы (осуществляют деятельность, связанную с транспортно-экспедиционным обслуживанием экспортно-импортных и транзитных перевозок), операторы смешенных перевозок (осуществляют деятельность в пунктах стыка разных видов транспорта и при перевозках в смешанных сообщениях), а также внутренние экспедиторы (осуществляют деятельность в пунктах погрузки и выгрузки, а также при перевозке груза одним видом транспорта в пределах России).[6]
В качестве участников транспортно-экспедиционной деятельности помимо экспедитора могут выступать также юридические и физические лица, имеющие свидетельство о государственной регистрации, которых экспедитор привлек к исполнению своих обязанностей по договору транспортной экспедиции, при условии, что из договора не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично.
На наш взгляд, транспортно-экспедиционное обслуживание может выступать в двух видах: частичное ТЭО и полное ТЭО. Частичное ТЭО предполагает выполнение комплекса транспортно-экспедиционных услуг в пунктах отправления, назначения, перевалки груза и пунктах приемки груза. Полное ТЭО предполагает организацию доставки груза, т.е. выполнения всего комплекса услуг транспортной экспедиции по организации перевозки груза по схеме - ‘‘от двери до двери’’.
Транспортно-экспедиционная деятельность является неотъемлемым важным элементом системы движения грузов и связанным с ней обслуживанием многочисленных грузоотправителей, грузополучателей, потребителей транспортно-экспедиционных услуг.
Более 90 процентов времени движения продукции до конечного потребителя связано с прохождением ее по различным каналам материально-технического обслуживания и, главным образом, с хранением и транспортировкой.
В настоящее время велики непроизводительные расходы и потери во всех отраслях экономики, в том числе на транспорте. Обще транспортные издержки в Российской Федерации достигают примерно 300 млрд.руб.
Потери отдельных видов сельскохозяйственной продукции в процессе ее заготовки, переработки, транспортировки и хранения достигают 40 процентов.
Сократить эти потери в значительной мере возможно за счет создания системы транспортно-экспедиционного обслуживания и широкой сети транспортно-экспедиционных предприятий различных форм собственности.
Мировой опыт показывает, что наличие широкой и развитой сети транспортно-экспедиционных предприятий является неотъемленным элементом инфраструктуры транспорта. Так, например, во Франции осуществляют свою деятельность свыше 1000 транспортно-экспедиционных фирм. В России количество транспортно-экспедиционных организаций свыше 17 тысяч.
Перспектива образования в Европе единого рынка со свободным движением капитала, людских ресурсов, грузов и услуг требует совершенствования транспортной системы.
Вложение капитала только в развитие технических средств транспортирования грузов уже не может удовлетворить все потребности клиентов транспорта. Эффективность работы транспорта может быть обеспечена только на основе его комплексного развития, в том числе за счет инфраструктуры, уровень развития которой значительно отстает от уровня развития технических средств транспорта.
Создание инфраструктуры транспорта является первоочередной задачей правительства России в области транспорта и ее решение связано с организацией и развитием рыночной системы транспортно-экспедиционного обслуживания с созданием широкой сети мелких, средних и крупных организаций экспедиторов, создаваемых на основе всех форм собственности (акционирование, частная, государственная и др.).
Без создания системы транспортно-экспедиционного обслуживания невозможно решение задач по взаимодействию различных видов транспорта.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует система транспортно-экспедиционного обслуживания как таковая. Имеются немногочисленные организации и предприятия экспедиторов на отдельных видах транспорта (автомобильном, железнодорожном, морском), которые практически между собой не взаимодействуют, в результате уровень обеспечения транспортных и других связанных с ними потребностей остается низким, работа различных видов транспорта рассогласована.
Отсутствие единой системы транспортно-экспедиционного обслуживания, регулирующей взаимоотношения экспедиторов с перевозчиками на различных видах транспорта, экспедиторов с клиентами, экспедиторов с государством, приводит к значительным непроизводительным потерям времени, материальных и финансовых ресурсов.
Под транспортно-экспедиционным обслуживанием предприятий и организаций понимается организация и осуществление транспортно-экспедиционных операций по отправлению и прибытию их грузов с использованием различных видов транспорта (железнодорожного, речного, воздушного и междугородного автомобильного).
Транспортно-экспедиционные операции осуществляются как непосредственно у грузоотправителей, так и в пунктах отправления грузов различными видами транспорта, в транспортных узлах при перевалке грузов с одного вида транспорта на другой, на грузовых дворах железнодорожных станций, в портах, аэропортах, на грузоперерабатывающих терминалах, пограничных пунктах, в пути следования груза и у грузополучателя.
При комплексном транспортно-экспедиционном обслуживании предусматривается единая и полная ответственность экспедитора за своевременную и качественную доставку груза от грузоотправителя до грузополучателя по единому документу с выполнением всех необходимых операций, а также предоставлением необходимого комплекса транспортно-логистического сервиса.
В соответствии с современными квалификационными требованиями к транспортно-экспедиционным компаниям они выполняют следующие основные функции:
- организацию выполнения доставки грузов с гарантией сохранности на условиях и в сроки, обусловленные договором транспортной экспедиции, договором перевозки грузов и другими договорными обязательствами с грузовладельцами;
- координацию взаимодействия всех участников доставки грузов;
- составление технологического и экономического обоснования транспортно-технологических маршрутов и схем доставки грузов с учетом пожеланий и требований грузовладельцев;
- организацию выполнения услуг по приему товаров (грузов), их перевозке и выдаче в установленном порядке;
- организацию фрахтования транспортных средств (автомобилей, вагонов, морских и речных судов, авиатранспорта);
- осуществление контроля за экспедиторской (отправительской) маркировкой грузов и пломбированием перевозочных средств, контейнеров, хладокамер, бункеров и других хранилищ;
- контроль за ходом выполнения погрузо-разгрузочных, перегрузочных, перевалочных, складских и упаковочных работ, за соблюдением сроков и условий хранения, накопления и выдачи грузов;
- оформление товарно-транспортных и других сопроводительных документов на всех этапах реализации - транспортно-технологических маршрутов и схем доставки грузов, а также грузовых таможенных деклараций и других документов, необходимых для таможенной очистки грузов, в соответствии с установленными требованиями;
- оформление документов, связанных со страхованием грузов;
- расчет провозных платежей и сборов;
- информирование грузовладельцев о движении грузов;
- произведение в установленном порядке переадресовки грузов, организация реализации невостребованных грузов, а также при необходимости работ по розыску грузов, транспортных средств.[7]
Специализированные транспортно-экспедиционные компании освобождают клиентов от несвойственных им работ, способствуя ускорению движения товароматериальных потоков, сокращению транспортных издержек, уменьшению потерь и порчи грузов, предоставлению клиентам дополнительных сервисных и коммерчески-деловых услуг.
Список литературы
1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Наука, 2001.
2. Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003.
3. Сегунин Н.С. Транспортный комплекс РФ / Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2003.
4. Экономическая и социальная география России Учебник /Под ред. А.Т. Хрущева. – М.: МГУ, 2002.
5. Федоров С.П. Транспортная система России. – М.: Дрофа, 2002.
[1] Сегунин Н.С. Транспортный комплекс РФ / Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2003. – с. 38.
[2] Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Наука, 2001. – с. 215.
[3] Федоров С.П. Транспортная система России. – М.: Дрофа, 2002. – с. 15.
[4] Сегунин Н.С. Транспортный комплекс РФ / Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2003. – с. 47.
[5] Сегунин Н.С. Транспортный комплекс РФ / Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2003. – с. 314.
[6] Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003. – с. 109.
[7] Федоров С.П. Транспортная система России. – М.: Дрофа, 2002. – с. 348.