Содержание





1. Структура единой транспортной системы страны... 3

2. Понятие и виды транспортно-экспедиционных операций   9

Список литературы... 16


1. Структура единой транспортной системы страны

Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических особенностей. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю, увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость про­дукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной промышленности, где они могут достигать 50%.

Полные же транспортные издержки народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют 10% от валового общественного продукта страны. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукта у потребителя называют коэффициентом транспортной слагающей. Он играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной организации производительных сил.

Транспортная система Российской Федерации включает автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, внутренний водный и трубопроводный виды транспорта. Элементами транспортной системы являются также промышленный транспорт и городской общественный транспорт. Транспорт обеспечивает получение около 8% ВВП. На транспорте занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения.[1]

Развитие транспорта и других отраслей экономики тесно взаимосвязаны. Характер подвижности населения, уровень развития производства и торговли определяют спрос на услуги транспорта. Вместе с тем, транспорт является системообразующим фактором, влияя на уровень жизни и развитие производительных сил.

Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования.

Транспорт общего пользования — транспорт, удовлетворяющий потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественном транспорте) или грузов.

Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспор­тной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, геогра­фическими и историческими особенностями развития.

В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопро­водный, морской, железнодорожный и внутренний водный транспорт, а в перевозке пассажиров — железнодорожный и автомобильный. Однако необходимо иметь в виду, что эффек­тивность использования того или иного вида транспорта необ­ходимо рассматривать в каждом конкретном случае с учетом многих факторов, таких, как вид груза, его массовость, рас­стояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, техни­ко-эксплуатационные условия необходимого участка пути и т.п.

Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признаётся перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществить перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.

Транспорт необщего пользования (ведомственный), как правило, перевозит грузы и пассажиров своего предприятия, объединения (ассоциации, концерна и т.п.).

Учёт и анализ деятельности транспорта опираются на систему показателей, с помощью которых измеряют объём и качество его работы. Наряду со специфическими применяют группу показателей, общих для всех видов транспорта.

Для измерения перевозочной работы используют следующие показатели: перевозка грузов в тоннах; грузооборот в тонно-километрах; перевозка пассажиров; пассажирооборот в пассажиро-километрах.

Грузооборот определяется как сумма произведений веса каждой партии (отправки) перевозимого груза в тоннах на расстояние её перевозки в километрах.

Пассажирооборот характеризует перевозку пассажиров с учётом расстояний, на которые перевезены пассажиры. Показатели перевозочной работы грузов и пассажиров представлены в таблице 1.

Показатель «объём перевозок» учитывает массу перевезённого груза и определяется как Q=∑qnn, где q – количество отправленного груза с 1,2, …, n-го пункта сети.

Объём перевозок пассажиров за год рассчитывают следующим образом: A=Σаnn, где a1, а2,…, аn —число отправленных пассажиров соответственно с 1-го, 2-го,…, n-го пункта сети.[2]

Таблица 1. Основные показатели перевозочной работы транспорта в Российской Федерации в 1994-2002 годах[3]

 

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Перевозки грузов, млрд.т

13,2

12, 0

10,9

10,3

9,6

10,3

11,1

11,4

11,8

Грузооборот, млрд. ткм.

3737,3

3714,2

3543,1

3407,6

3289,2

3486,4

3662,9

3780,

3991,2

Перевозки пассажиров, млрд.чел.

49,0

47, 6

47,1

47,3

47,1

44,5

44,8

45,2

44,0

Пассажирооборот, трлн. пасс-км

693,3

620,4

582,5

560,8

527,8

508,0

538,8

540,9

537,4


В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажи­ров на средние расстояния и в пригородном сообщении.

Автомобильный транспорт не может составить конкуренции железнодо­рожному в массовых межрайонных грузовых перевозках прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.

Сфера применения автомобильного транспорта в России — внутригород­ские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, а также перевозки на средние и дальние расстояния ценных малотоннажных и скоропортящихся грузов.

Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импорт­ные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.

Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдель­ных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние деся­тилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.

Трубопроводный транспорт, в отличие от вышеописанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначен­ным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры.

По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспеци­ализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеет большое значение в транспор­тировке ряда ценных, скоропортящихся и срочных грузов.

Значение того или иного вида транспорта в транспортной системе определяется прежде всего его долей в общем грузообороте и пассажирообороте, правда, пассажирские перевозки составляют лишь 1/10 часть от общей нагрузки на транспортную систему в целом (таблица 2).

Таблица 2. Протяжённость транспортных путей, грузо- и пассажирооборот различных видов транспорта общего пользования в 2003 г.[4]

Вид  транспорта

Протяженность транспортных путей, тыс. км.

Грузооборот

Пассажирооборот

Млрд. т-км.

Уд. вес, %

Млрд. пассажиро-км.

Уд. вес, %

Железнодорожный

Морской

Внутренний водный

Трубопроводный

Автомобильный

Воздушный

Другие виды

Транспорт всего

86

-


89

214

760

-

8,1

-

1020

150


65

1888

21

2

-

3146

32,42

4,77


2,07

60,01

0,67

0,06

-

100

152,9

0,03


0,7

-

171,6

55,5

100,47

481,2


31,77

0,01


0,15

-

35,66

11,53

20,88

100


Как видно из таблицы 2, ведущее место по грузообороту среди универсаль­ных видов транспорта принадлежит железнодорожному — 32,4%, а на долю автомобильного, морского и речного приходится менее 8% от общего грузооборота. Доля железнодорожного и речного транспорта в общем грузо­обороте последние десятилетия падает. В то же время доля узкоспециализи­рованного трубопроводного транспорта постоянно увеличивается и в насто­ящее время составляет 60%. Доля воздушного транспорта в грузообороте крайне незначительна.

Роль отдельных видов транспорта в пассажирских перевозках выглядит иначе. Как видно из таблицы 2, важное место в пассажирообороте занимают железнодорожный, автомобильный и воздушный транспорт. Та­кая структура грузо- и пассажирооборота связана с техникою экономическими особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России. Немаловажное значение имеет и себестоимость пере­возок различными видами транспорта.

В период 1994-2002 на транспорте был реализован ряд целевых программ, направленных на совершенствование правовых и экономических условий транспортной деятельности, развитие институциональных преобразований, обеспечение безопасности дорожного движения, мореплавания и судоходства, поддержку социально значимых видов перевозочной деятельности, стимулирование инвестиций в транспорт, повышение конкурентоспособности национальной транспортной системы на мировом транспортном рынке.

В настоящее время основным программным документом, на основе которого осуществляется развитие транспортной системы Российской Федерации, является Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)».


2. Понятие и виды транспортно-экспедиционных операций

Транспортная экспедиция - отрасль экономики, являющаяся составным элементом транспортного комплекса РФ, которая объединяет юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих транспортно-экспедиционную деятельность, а также органы, уполномоченные осуществлять управление транспортно-экспедиционной деятельностью.

Транспортно-экспедиционная деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с организацией выполнения по договору транспортной экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза и операций по доставке груза.

Экспедиторские организации -это полномочные нейтральные посредники между отправителями, получателями и транспортом. Экспедиция выделяется из сферы производства и торговли и функционирует в качестве третьего юридического лица.

Виды услуг, выполняемые по договору транспортной экспедиции согласно Гражданского Кодекса РФ включают:

-       услуги, связанные с перевозкой груза;

-       выбор транспорта и маршрута перевозки;

-       заключение договора (договоров) перевозки груза;

-       услуги по обеспечению отправки и получения груза;

-       сопровождение груза в пути, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.[5]

Порядок их выполнения определяется настоящим Законом, ‘‘Правилами транспортно-экспедиционного обслуживания’’, уставами и кодексами различных видов транспорта.

Номенклатура и перечень услуг транспортной экспедиции регламентируется Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и Общероссийским классификатором услуг населению, утверждаемыми федеральным транспортным органом и Госстандартом РФ.

Экспедиторы могут быть классифицированы по следующим признакам:

-       по специализации - на юридические, страховые, терминальные (погрузочно- разгрузочные работы, хранение), стивидорные ( погрузка и крепление груза в вагонах, на судах или автомобилях, выгрузка, взвешивание), экспедиторские (сопровождение груза в процессе перевозки), тальманские ( прием, передача или выдача груза по количеству мест и массе);

-       по месту оказания услуг - экспедиторы, оказывающие услуги в пунктах отправления, перевалки и назначения груза, а также экспедиторы, оказывающие услуги по доставке груза;

-       по виду деятельности - экспедиторы, для которых транспортно-экспедиционная деятельность является основной, а также экспедиторы, для которых транспортно- экспедиционная деятельность является вспомогательной (сюда относятся и перевозчики, которые выполняют обязанности экспедитора в соответствии с заключенным договором транспортной экспедиции);

-       по сфере деятельности - международные экспедиторы (осуществляют деятельность, связанную с транспортно-экспедиционным обслуживанием экспортно-импортных и транзитных перевозок), операторы смешенных перевозок (осуществляют деятельность в пунктах стыка разных видов транспорта и при перевозках в смешанных сообщениях), а также внутренние экспедиторы (осуществляют деятельность в пунктах погрузки и выгрузки, а также при перевозке груза одним видом транспорта в пределах России).[6]

В качестве участников транспортно-экспедиционной деятельности помимо экспедитора могут выступать также юридические и физические лица, имеющие свидетельство о государственной регистрации, которых экспедитор привлек к исполнению своих обязанностей по договору транспортной экспедиции, при условии, что из договора не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично.

На наш взгляд, транспортно-экспедиционное обслуживание может выступать в двух видах: частичное ТЭО и полное ТЭО. Частичное ТЭО предполагает выполнение комплекса транспортно-экспедиционных услуг в пунктах отправления, назначения, перевалки груза и пунктах приемки груза. Полное ТЭО предполагает организацию доставки груза, т.е. выполнения всего комплекса услуг транспортной экспедиции по организации перевозки груза по схеме - ‘‘от двери до двери’’.

Транспортно-экспедиционная деятельность является неотъемлемым важным элементом системы движения грузов и связанным с ней обслуживанием многочисленных грузоотправителей, грузополучателей, потребителей транспортно-экспедиционных услуг.

Более 90 процентов времени движения продукции до конечного потребителя связано с прохождением ее по различным каналам материально-технического обслуживания и, главным образом, с хранением и транспортировкой.

В настоящее время велики непроизводительные расходы и потери во всех отраслях экономики, в том числе на транспорте. Обще транспортные издержки в Российской Федерации достигают примерно 300 млрд.руб.

Потери отдельных видов сельскохозяйственной продукции в процессе ее заготовки, переработки, транспортировки и хранения достигают 40 процентов.

Сократить эти потери в значительной мере возможно за счет создания системы транспортно-экспедиционного обслуживания и широкой сети транспортно-экспедиционных предприятий различных форм собственности.

Мировой опыт показывает, что наличие широкой и развитой сети транспортно-экспедиционных предприятий является неотъемленным элементом инфраструктуры транспорта. Так, например, во Франции осуществляют свою деятельность свыше 1000 транспортно-экспедиционных фирм. В России количество транспортно-экспедиционных организаций свыше 17 тысяч.

Перспектива образования в Европе единого рынка со свободным движением капитала, людских ресурсов, грузов и услуг требует совершенствования транспортной системы.

Вложение капитала только в развитие технических средств транспортирования грузов уже не может удовлетворить все потребности клиентов транспорта. Эффективность работы транспорта может быть обеспечена только на основе его комплексного развития, в том числе за счет инфраструктуры, уровень развития которой значительно отстает от уровня развития технических средств транспорта.

Создание инфраструктуры транспорта является первоочередной задачей правительства России в области транспорта и ее решение связано с организацией и развитием рыночной системы транспортно-экспедиционного обслуживания с созданием широкой сети мелких, средних и крупных организаций экспедиторов, создаваемых на основе всех форм собственности (акционирование, частная, государственная и др.).

Без создания системы транспортно-экспедиционного обслуживания невозможно решение задач по взаимодействию различных видов транспорта.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует система транспортно-экспедиционного обслуживания как таковая. Имеются немногочисленные организации и предприятия экспедиторов на отдельных видах транспорта (автомобильном, железнодорожном, морском), которые практически между собой не взаимодействуют, в результате уровень обеспечения транспортных и других связанных с ними потребностей остается низким, работа различных видов транспорта рассогласована.

Отсутствие единой системы транспортно-экспедиционного обслуживания, регулирующей взаимоотношения экспедиторов с перевозчиками на различных видах транспорта, экспедиторов с клиентами, экспедиторов с государством, приводит к значительным непроизводительным потерям времени, материальных и финансовых ресурсов.

Под транспортно-экспедиционным обслуживанием предприятий и организаций понимается организация и осуществление транспортно-экспедиционных операций по отправлению и прибытию их грузов с использованием различных видов транспорта (железнодорожного, речного, воздушного и междугородного автомобильного).

Транспортно-экспедиционные операции осуществляются как непосредственно у грузоотправителей, так и в пунктах отправления грузов различными видами транспорта, в транспортных узлах при перевалке грузов с одного вида транспорта на другой, на грузовых дворах железнодорожных станций, в портах, аэропортах, на грузоперерабатывающих терминалах, пограничных пунктах, в пути следования груза и у грузополучателя.

При комплексном транспортно-экспедиционном обслуживании предусматривается единая и полная ответственность экспедитора за своевременную и качественную доставку груза от грузоотправителя до грузополучателя по единому документу с выполнением всех необходимых операций, а также предоставлением необходимого комплекса транспортно-логистического сервиса.

В соответствии с современными квалификационными требованиями к транспортно-экспедиционным компаниям они выполняют следующие основные функции:

-       организацию выполнения доставки грузов с гарантией сохранности на условиях и в сроки, обусловленные договором транспортной экспедиции, договором перевозки грузов и другими договорными обязательствами с грузовладельцами;

-       координацию взаимодействия всех участников доставки грузов;

-       составление технологического и экономического обоснования транспортно-технологических маршрутов и схем доставки грузов с учетом пожеланий и требований грузовладельцев;

-       организацию выполнения услуг по приему товаров (грузов), их перевозке и выдаче в установленном порядке;

-       организацию фрахтования транспортных средств (автомобилей, вагонов, морских и речных судов, авиатранспорта);

-       осуществление контроля за экспедиторской (отправительской) маркировкой грузов и пломбированием перевозочных средств, контейнеров, хладокамер, бункеров и других хранилищ;

-       контроль за ходом выполнения погрузо-разгрузочных, перегрузочных, перевалочных, складских и упаковочных работ, за соблюдением сроков и условий хранения, накопления и выдачи грузов;

-       оформление товарно-транспортных и других сопроводительных документов на всех этапах реализации - транспортно-технологических маршрутов и схем доставки грузов, а также грузовых таможенных деклараций и других документов, необходимых для таможенной очистки грузов, в соответствии с установленными требованиями;

-       оформление документов, связанных со страхованием грузов;

-       расчет провозных платежей и сборов;

-       информирование грузовладельцев о движении грузов;

-       произведение в установленном порядке переадресовки грузов, организация реализации невостребованных грузов, а также при необходимости работ по розыску грузов, транспортных средств.[7]

Специализированные транспортно-экспедиционные компании освобождают клиентов от несвойственных им работ, способствуя ускорению движения товароматериальных потоков, сокращению транспортных издержек, уменьшению потерь и порчи грузов, предоставлению клиентам дополнительных сервисных и коммерчески-деловых услуг.



Список литературы

1.     Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Наука, 2001.

2.     Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003.

3.     Сегунин Н.С. Транспортный комплекс РФ / Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2003.

4.     Экономическая и социальная география России Учебник /Под ред. А.Т. Хрущева. – М.: МГУ, 2002.

5.     Федоров С.П. Транспортная система России. – М.: Дрофа, 2002.



[1] Сегунин Н.С. Транспортный комплекс РФ / Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2003. – с. 38.

[2] Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Наука, 2001. – с. 215.

[3] Федоров С.П. Транспортная система России. – М.: Дрофа, 2002. – с. 15.

[4] Сегунин Н.С. Транспортный комплекс РФ / Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2003. – с. 47.

[5] Сегунин Н.С. Транспортный комплекс РФ / Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2003. – с. 314.

[6] Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. – М.: Транспорт, 2003. – с. 109.

[7] Федоров С.П. Транспортная система России. – М.: Дрофа, 2002. – с. 348.