Содержание


Практическое задание 1.  Общие положения налогового права. Законодательство о налогах и сборах. Система налогов и сборов. 3

Задание 1.  Исчисление  сроков, установленных законодательством  о налогах и сборах. 3

Задание 2.  Действие  международн6ых  договоров  по вопросам налогообложения. 5

Задание 3.  Институты, понятия и термины, используемые  в Налоговом кодексе. 6

Задание 4. Система налогов  и сборов в Российской Федерации. 6

Практическое задание 7.  Налог на добавленную стоимость. 7

Задание 1. Постановка на учет. 7

Задание 2.  Освобождение от обязанности  уплачивать НДС.. 7

Задание 3. Освобождение от НДС стоимости услуг. 7

Задание 4. Объект налогообложения НДС.. 8

Задание 5. Место  реализации работ (услуг) 9

Задание 6. Операции, освобождаемые  от НДС.. 12

Задание 7. Определение налоговой базы по НДС.. 17

Задание 8. Ставки  НДС.. 18

Задание 9. Налоговые вычеты.. 19

Задание  10. Налоговая  декларация по НДС. Счета-фактуры.. 20

Практическое  задание 12. Налог на добычу полезных  ископаемых. 24

Задание 1. О введении главы 26 НК в действие. 24

Задание 2. Налоговые ставки. Налоговая база. 25

Список использованных нормативных актов и литературы.. 27


Практическое задание 1.  Общие положения налогового права. Законодательство о налогах и сборах. Система налогов и сборов


Задание 1.  Исчисление  сроков, установленных законодательством  о налогах и сборах


Норма права

Исчисление срока

Начало течения срока

годами

кварталами

месяцами

неделями

днями

Ст. 192 ГК РФ

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

К сроку, исчисляемому кварталами года, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами. При этом квартал считается равным трем месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

Срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока.

Срок, определенный в полмесяца, рассматривается как срок, исчисляемый днями, и считается равным пятнадцати дням.

Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Ст. 14 ТК РФ

Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока.

В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты,

Ст. 4.6, 27.5 КоАП РФ

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Срок административного задержания не должен превышать три часа.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.


Ст. 6.1 НК РФ

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели.

В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты.


Норма права

Исчисление срока

Начало течения срока

годами

кварталами

месяцами

неделями

днями

Ст. 192 ГК РФ

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

К сроку, исчисляемому кварталами года, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами. При этом квартал считается равным трем месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

Срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока.

Срок, определенный в полмесяца, рассматривается как срок, исчисляемый днями, и считается равным пятнадцати дням.

Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Ст. 14 ТК РФ

Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока.

В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты,

Ст. 4.6, 27.5 КоАП РФ

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Срок административного задержания не должен превышать три часа.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.


Ст. 6.1 НК РФ

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели.

В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты.


Задание 2.  Действие  международн6ых  договоров  по вопросам налогообложения


В  соответствии со ст. 6 Договора  от 17 июня 1992 г. между РФ и США Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения  от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал  Прибыль   лица   с   постоянным   местопребыванием  в  одном Договаривающемся  Государстве  облагается   налогом  только  в   этом Государстве, если  только это  лицо с  постоянным местопребыванием не осуществляет или не  осуществляло коммерческую деятельность  в другом Договаривающемся  Государстве  через  расположенное  там   постоянное представительство.    Если    лицо    с  постоянным  местопребыванием осуществляет или осуществляло коммерческую деятельность, как  сказано выше,  прибыль  лица  с  постоянным местопребыванием может облагаться налогом  в  другом  Государстве,  но  только  в  той  части,  которая относится  к   имуществу  или   к  деятельности   такого  постоянного представительства.                                                   

Если  лицо  с   постоянным местопребыванием  в  одном  Договаривающемся Государстве осуществляет или осуществляло коммерческую деятельность в другом  Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное представительство,  то в   каждом   Договаривающемся   Государстве   к   такому  постоянному представительству относится прибыль,  которую оно могло  бы получить, если бы  оно было  отдельным и  самостоятельным лицом, осуществляющим такую  же  или  аналогичную  деятельность  в таких же или аналогичных

условиях.                                                           

При   определении   прибыли   постоянного  представительства допускается вычет  расходов, понесенных  для целей  этого постоянного представительства.  При  этом  допускается обоснованное распределение документально  подтвержденных  расходов  между  лицом  с   постоянным местопребыванием  в   одном   Договаривающемся  Государстве   и   его постоянным представительством в другом Договаривающемся  Государстве.

Такие    распределяемые    расходы    включают    управленческие    и общеадминистративные  расходы,  расходы  на  исследования и развитие, процент  и   плату  за   управление,  консультации   или  техническое содействие,  понесенные  как  в  Государстве,  в  котором расположено постоянное представительство,  так и  в любом  другом месте. Прибыль, относящаяся  к  постоянному  представительству, определяется ежегодно одним и тем же методом, если только нет веской и достаточной  причины для его изменения.                                                   

Постоянному    представительству    лица    с    постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве не  зачисляется какая-либо  прибыль  на  основании   лишь  закупки  этим   постоянным представительством товаров или изделий для этого лица.              

"Прибыль от  коммерческой деятельности"    включает,    например,    прибыль  от  осуществления производственной, торговой деятельности, от занятий сельским,  лесным хозяйством,  рыболовством,  от   транспорта,  связи  или   добывающей промышленности, от  сдачи в  аренду движимого  имущества, а  также от предоставления  услуг  силами  другого  лица.  Он  не включает доход, полученный физическим  лицом за  оказанные им  личные услуги  (либо в качестве  работающего  по  найму,  либо  в  результате  осуществления самостоятельной деятельности).

Тем самым  если российская организация планирует осуществлять предпринимательскую  деятельность в США, то в соответствии с  заключенным договором его  представительства  освобождаются от двойного налогообложения.

Задание 3.  Институты, понятия и термины, используемые  в Налоговом кодексе


Понятия гражданского права (ст. ГК)


Гражданское право – это отрасль права состоящая из правовых норм регулирующих на началах юридического равенства сторон имущественно стоимостные и личные неимущественные отношения.



Нормы налогового кодекса о применении гражданского  права

Статья 48 ГК РФ

Налог  на добавленную стоимость

(глава 21 НК РФ)

Ст. 17 ГК РФ

Налог на доходы  физических лиц (глава  23 НК РФ)



Задание 4. Система налогов  и сборов в Российской Федерации


Как известно, в соответствии со ст. 12 НК РФ в Российской  Федерации  устанавливаются  следующие   виды  налогов  и  сборов:  федеральные  налоги  и сборы,  налоги и сборы  субъектов Российской Федерации  (далее  -  региональные  налоги  и  сборы) и местные налоги и сборы.

Местными  признаются  налоги   и   сборы,   устанавливаемые  Налоговым Кодексом    и    нормативными    правовыми    актами  представительных  органов  местного  самоуправления,  вводимые   в  действие   в   соответствии   с  НК РФ   нормативными  правовыми актами представительных органов местного  самоуправления  и   обязательные   к   уплате   на   территориях   соответствующих   муниципальных образований.                                          

В  соответствии со ст. 15 НК РФ  к местным налогам и сборам относятся:                         

     1) земельный налог;                                           

     2) налог на имущество физических лиц;                         

     3) налог на рекламу;                                          

     4) налог на наследование или дарение;                         

     5) местные лицензионные сборы.   

В г. Хабаровске  введены следующие налоги:  земельный налог, налог на рекламу,  лицензионные сборы,  налог на наследование и дарение. В связи с тем,  что увеличение  ставок  налогов не предусматривается, то на сегодняшний день доходная  часть бюджета  на 2005 год от  налогов  составит 190000 рублей, из них 100000 руб. от земельного налога, 6000 руб. от  налога  на рекламу, лицензионные сборы составляют – 10000 руб.. налог  на наследование и дарение составляет  20000 руб.


Практическое задание 7.  Налог на добавленную стоимость

 

Задание 1. Постановка на учет

 

Форма N 12-НДС-1: кем выдано (наименование налогового органа и его код) российской организации (полное наименование в соответствии с учредительными документами); место нахождения (адрес места нахождения в соответствии учредительными документами)

Реквизиты Свидетельства о постановке на учет  в  налоговом  органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации (форма N 12-1-7); дата выдачи свидетельства (число, месяц, год).

Руководитель ИМНС (подпись, фамилия, имя, отчество).

     

Задание 2.  Освобождение от обязанности  уплачивать НДС

Правовые основания для получения освобождения от уплаты НДС кооперативу есть. На основании ч. 1 ст. 145 НК РФ - организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей.

Следует подготовить документы:

- выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

- выписка из книги продаж;

- выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

- копия журнала полученных и выставленных счетов - фактур.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

- документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала один миллион рублей;

- уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.


Задание 3. Освобождение от НДС стоимости услуг



В  соответствии с ч. 1 ст. 149  НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление  арендодателем  в  аренду  на  территории   Российской Федерации   помещений   иностранным   гражданам   или   организациям,  аккредитованным в Российской  Федерации. Таким образом, НДС  по сдаче  в аренду помещений иностранным организациям и гражданам не уплачивается.

 

Задание 4. Объект налогообложения НДС

 

объект налогообложения

ст. 146 Объектом налогообложения  признаются следующие операции

иными словами реализацией товаров, работ, услуг признается

  реализация  товаров  (работ,  услуг) на территории Российской

Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров

(результатов  выполненных  работ,  оказание  услуг)  по  соглашению о

предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных

 прав. 

1.  передача на  возмездной основе  права собственности на  товары, результаты выполненных  работ  одним лицом  другому лицу.

1. передача   на   территории   Российской   Федерации  товаров

(выполнение работ, оказание услуг)  для собственных нужд, расходы  на

которые не принимаются  к вычету (в  том числе через  амортизационные

отчисления) при  исчислении налога  на прибыль  организаций;

2.   выполнение  строительно  -  монтажных  работ для собственного

потребления;

3. ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации 

2. передача права собственности  на товары, результаты  выполненных  работ одним  лицом  для  другого лица, оказание  услуг на  безвозмездной основе

 

Смысловая нагрузка содержания левой и правой части неодинакова, правая часть дополняет смысловое содержание левой части, в частности дает определение «Реализация товаров, работ или услуг», которое содержится в п. 1 ст. 39 НК РФ, а именно:

«Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе». 1

Понятия Гражданского кодекса РФ облегчает понимание объекта налогообложения по НДС, дополняет его, в частности:

Ч. 1 ст. 2 ГК РФ – Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. 2

Ч. 3 ст. 1 ГК РФ - Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.


Задание 5. Место  реализации работ (услуг)

 

В соответствии со ст. 147 НК местом  реализации товаров признается

территория Российской  Федерации, при  наличии одного  или нескольких следующих обстоятельств:

   -  товар  находится   на  территории   Российской  Федерации   и  не

отгружается и не транспортируется;

  -   товар в момент начала  отгрузки или транспортировки находится  на территории Российской Федерации.

В данном случае хозяйственные операции не подпадают под действие ст. 147, и не являются объектом налогообложения.

В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 170 НК налоговым вычетам суммы НДС не подлежат, они подлежат налоговым вычетам в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ.

Задание 6. Операции, освобождаемые  от НДС

 

п. 1 ст. 149

п.2 ст. 149

п. 3 ст. 149

п.4,5,6,7 ст. 149

предоставление  арендодателем  в  аренду  на  территории   Российской

Федерации   помещений   иностранным   гражданам   или   организациям,

 аккредитованным в Российской  Федерации 



Продажа медицинских товаров;

 медицинские  услуги, оказываемые  медицинскими организациями  и

(или)  учреждениями,  в  том  числе  врачами,  занимающимися  частной

медицинской практикой, за  исключением косметических, ветеринарных  и

 санитарно  -  эпидемиологических  услуг.

услуги  по  уходу  за  больными,  инвалидами  и  престарелыми,

предоставляемых   государственными   и   муниципальными  учреждениями

социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена

соответствующими  заключениями  органов  здравоохранения  и   органов

социальной защиты населения;

услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению

занятий  с  несовершеннолетними  детьми  в  кружках, секциях (включая

спортивные) и студиях;

     5, непосредственно произведенных студенческими

и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений,  столовыми

медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и  реализуемых

ими   в   указанных   учреждениях,   а   также   продуктов   питания,

непосредственно произведенных  организациями общественного  питания и

 реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям

услуг по  сохранению, комплектованию и  использованию архивов,

оказываемых архивными учреждениями и организациями;

   услуг по перевозке пассажиров:

ритуальных  услуг,  работ  (услуг) по изготовлению надгробных

памятников  и  оформлению  могил,   а  также  реализация   похоронных

принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством  Российской

 Федерации);

 реализация   (передача   для  собственных   нужд)   предметов

религиозного назначения  и религиозной  литературы (в  соответствии с

перечнем,  утверждаемым   Правительством   Российской  Федерации   по

представлению религиозных  организаций (объединений),  производимых и

реализуемых      религиозными      организациями     (объединениями),

организациями, находящимися  в собственности  религиозных организаций

(объединений),  и  хозяйственными  обществами,  уставный (складочный)

капитал которых состоит  полностью из вклада  религиозных организаций

(объединений),  в  рамках  религиозной  деятельности,  за исключением

подакцизных  товаров  и  минерального  сырья,  а  также организация и

проведение указанными  организациями религиозных  обрядов, церемоний,

молитвенных  собраний   или  других   культовых  действий;  

     2) реализация  (в том  числе передача,  выполнение, оказание  для  собственных нужд) товаров  (за исключением подакцизных,  минерального

сырья  и  полезных  ископаемых,  а  также  других товаров по перечню,

утверждаемому  Правительством  Российской  Федерации по представлению

общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг  (за исключением брокерских и  иных посреднических услуг),  производимых и

реализуемых:

     общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы  общественных  организаций  инвалидов),  среди  членов  которых

инвалиды  и  их  законные   представители  составляют  не  менее   80  процентов;

     организациями,  уставный  капитал  которых  полностью  состоит из вкладов указанных в  абзаце втором настоящего  подпункта общественных организаций  инвалидов,  если  среднесписочная  численность инвалидов среди их  работников составляет  не менее  50 процентов,  а их доля в  фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

     учреждениями,  единственными  собственниками  имущества   которых  являются указанные в абзаце втором настоящего подпункта  общественные

организации  инвалидов,  созданными  для  достижения образовательных, культурных,  лечебно  -  оздоровительных,  физкультурно - спортивных,

научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям - инвалидам и их родителям;   лечебно   -   производственными   (трудовыми)   мастерскими   при

противотуберкулезных,      психиатрических,      психоневрологических учреждениях,    учреждениях    социальной    защиты   или  социальной

реабилитации населения;

     3)  осуществление  банками  банковских  операций  (за исключением инкассации), в том числе:   привлечение  денежных  средств  организаций  и  физических лиц во

вклады;  размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет; открытие  и  ведение  банковских  счетов организаций и физических

лиц;

     осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам;  кассовое обслуживание организаций и физических лиц;  купля  -  продажа  иностранной  валюты  в  наличной и безналичной

формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям  купли

- продажи иностранной валюты);

     осуществление операций  с драгоценными  металлами и  драгоценными

камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

     выдача  банковских  гарантий,   а  также  осуществление   банками следующих операций:

     выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

     оказание услуг,  связанных с  установкой и  эксплуатацией системы "клиент -  банк", включая  предоставление программного  обеспечения и

обучение обслуживающего  указанную систему  персонала;

     4)   операции,   осуществляемые   организациями,  обеспечивающими  информационное  и  технологическое  взаимодействие  между участниками

расчетов,  включая  оказание  услуг  по  сбору,  обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами;

     5)  осуществление  отдельных  банковских  операций организациями,  которые  в  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  вправе  их  совершать  без  лицензии  Центрального  банка  Российской Федерации;

     6)   реализация   изделий   народных   художественных   промыслов

признанного художественного  достоинства (за  исключением подакцизных товаров), образцы которых  зарегистрированы в порядке,  установленном

Правительством Российской Федерации;

     7) оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми    организациями,    а    также    оказание    услуг    по негосударственному    пенсионному    обеспечению   негосударственными

пенсионными фондами.

     В целях настоящей статьи операциями по страхованию, сострахованию  и перестрахованию признаются операции, в результате которых страховая организация получает: 

     страховые  платежи  (вознаграждения)  по  договорам  страхования, сострахования    и    перестрахования,    включая  страховые  взносы,

выплачиваемую перестраховочную  комиссию (в  том числе  тантьему);

     проценты, начисленные на депо премии по договорам перестрахования и перечисленные перестрахователем перестраховщику;

     страховые    взносы,    полученные    уполномоченной    страховой организацией,    заключившей    в    установленном   порядке  договор сострахования от имени и по поручению страховщиков;

     средства, полученные страховщиком в порядке суброгации, от  лица, ответственного  за   причиненный   страхователю  ущерб,   в   размер  страхового    возмещения,    выплаченного    страхователю;  

     8)  проведение  лотерей,   организация  тотализаторов  и   других  основанных  на  риске  игр  (в  том  числе  с  использованием игровых  автоматов) организациями игорного бизнеса;

     9) реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов,

содержащих драгоценные металлы,  лома и отходов  драгоценных металлов

для  производства   драгоценных  металлов   и  аффинажа;   реализация

драгоценных  металлов  и  драгоценных  камней налогоплательщиками Государственному  фонду драгоценных  металлов и  драгоценных

камней  Российской   Федерации,  драгоценных   камней  в   сырье  (за  исключением  необработанных  алмазов)   для  обработки   предприятиям независимо от форм собственности для последующей продажи на  экспорт;

реализация драгоценных камней в сырье и ограненных специализированным  внешнеэкономическим организациям  Государственному фонду  драгоценных

металлов  и  драгоценных  камней  Российской  Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам; реализация драгоценных  металлов

из Государственного фонда  драгоценных металлов и  драгоценных камней

Российской    Федерации    специализированным     внешнеэкономическим организациям,  Центральному  банку  Российской  Федерации и банкам, а

также драгоценных  металлов в  слитках Центральным  банком Российской  Федерации и банками при условии,  что эти слитки остаются в  одном из сертифицированных  хранилищ  (Государственном  хранилище   ценностей,

хранилище  Центрального  банка  Российской  Федерации  или хранилища  банков);

     10) реализация необработанных алмазов обрабатывающим предприятиям

всех форм собственности;

     11)  внутрисистемная  реализация  (передача, выполнение, оказание для  собственных  нужд)  организациями  и  учреждениями  уголовно   -

исполнительной системы произведенных ими товаров (выполненных  работ,

оказанных услуг);

     12)  передача   товаров   (выполнение  работ,   оказание   услуг)

безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с

Федеральным    законом    "О    благотворительной    деятельности   и

благотворительных организациях", за исключением подакцизных товаров;

     13)  реализация  входных  билетов,  форма  которых  утверждена  в

установленном  порядке  как  бланк  строгой отчетности, организациями

физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно -  зрелищные

мероприятия;  оказание  услуг  по  предоставлению в аренду спортивных

сооружений для проведения указанных мероприятий;

     14) оказание услуг членами  коллегий адвокатов, а также  оказание

услуг коллегиями адвокатов (их  учреждениями) членам этих коллегий  в

связи с осуществлением ими  профессиональной деятельности;

     15) оказание финансовых услуг по предоставлению займа в  денежной

форме;

     16)   выполнение   научно   -   исследовательских   и   опытно  -

конструкторских  работ  за  счет  средств  бюджетов,  а также средств

Российского  фонда  фундаментальных  исследований,  Российского фонда

технологического развития и образуемых для этих целей в  соответствии

с   законодательством   Российской   Федерации   внебюджетных  фондов

министерств,    ведомств,    ассоциаций;    выполнение    научно    -

исследовательских  и  опытно  -  конструкторских  работ  учреждениями

образования  и  науки  на  основе  хозяйственных  договоров; 

     18) услуги санаторно  - курортных, оздоровительных  организаций и

организаций отдыха, расположенных на территории Российской Федерации,

оформленные путевками  или курсовками,  являющимися бланками  строгой

отчетности;

     19) проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров;

     20) реализация  продукции собственного  производства организаций,

занимающихся производством  сельскохозяйственной продукции,  удельный

вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет

не менее 70 процентов,  в счет натуральной оплаты  труда, натуральных

выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников,

привлекаемых  на  сельскохозяйственные  работы; 

 не   подлежат

налогообложению  (освобождаются  от  налогообложения)  при  наличии у

налогоплательщиков,  осуществляющих  эти  операции,   соответствующих

лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в  соответствии

с законодательством Российской Федерации.



Задание 7. Определение налоговой базы по НДС

Определение налоговой базы по НДС регулируется ст. ст. 153, 154, 155, 156,  157, 158, 159, 160, 161, 162 НК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 НК РФ  Налоговые органы при  осуществлении  контроля  за  полнотой  исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по  сделкам лишь в следующих случаях:                                 

     1) между взаимозависимыми лицами;                             

     2) по товарообменным (бартерным) операциям;                   

     3) при совершении внешнеторговых сделок;                       

     4) при  отклонении  более  чем  на  18  процентов  в   сторону  повышения  или  в  сторону  понижения  от уровня цен,  применяемых  налогоплательщиком по идентичным  (однородным)  товарам  (работам,  услугам) в пределах непродолжительного периода времени

Налоговая  база  при  реализации новым кредитором, получившим требование,  финансовых  услуг,  связанных  с  уступкой   требования, вытекающего из договора  реализации товаров (работ,  услуг), операции по  реализации  которых  подлежат  налогообложению,  определяется как сумма  превышения  сумм  дохода,  полученного  новым  кредитором  при последующей  уступке  требования  или  прекращении   соответствующего обязательства,  над  суммой   расходов  на  приобретение   указанного требования.

На  операции  по  реализации  услуг,  оказываемых  на  основе договоров  поручения,  договоров  комиссии  или агентских договоров и связанных  с  реализацией  товаров  (работ,  услуг),  не   подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии  со статьей 149 НК  не распространяется  освобождение от налогообложения, за  исключением посреднических  услуг по  реализации товаров (работ, услуг),

При  осуществлении  перевозок пассажиров,   багажа,  грузов, грузобагажа  или  почты  железнодорожным,  автомобильным,  воздушным, морским  или  речным  транспортом  налоговая  база  определяется  как стоимость перевозки (без включения в  нее налога и налога с  продаж).

При осуществлении воздушных  перевозок пределы территории  Российской Федерации определяются по  начальному и конечному  пунктам авиарейса.

Налоговая  база  при  реализации  предприятия  в  целом   как имущественного комплекса  определяется отдельно  по каждому  из видов  активов  предприятия

При  передаче  налогоплательщиком  товаров (выполнении работ, оказании  услуг)  для  собственных   нужд,  расходы  на  которые   не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные  отчисления), при  исчислении  налога  на   прибыль  организаций,  налоговая   база определяется как стоимость  этих товаров (работ,  услуг), исчисленная исходя  из  цен  реализации  идентичных   (а  при  их  отсутствии   - однородных)  товаров  (аналогичных  работ,  услуг),  действовавших  в предыдущем  налоговом  периоде,  а  при  их  отсутствии  -  исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения  в них налога и налога  с продаж

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется как сумма:

     1) таможенной стоимости этих товаров;

     2) подлежащей уплате таможенной пошлины;

     3)  подлежащих   уплате   акцизов  (по   подакцизным   товарам  и

подакцизному  минеральному  сырью).

Задание 8. Ставки  НДС

 

ставка 0%

ставка 10 %

ставка 20%

 Ставка НДС % применяется

 К товарам вывезенных в таможенном режиме  экспорта при условии представления  в

 налоговые органы документов, работам связанным с реализацией этих товаров, их перевозкой


1) следующих продовольственных товаров:

     скота и птицы в живом весе;

     мяса  и  мясопродуктов  (за  исключением  деликатесных:  вырезки, телятины, языков, колбасных изделий - сырокопченых в/с,  сырокопченых полусухих  в/с,  сыровяленых,   фаршированных  в/с;  копченостей   из свинины,  баранины,   говядины,  телятины,   мяса  птицы   -  балыка, карбонада,  шейки,  окорока,  пастромы,  филея;  свинины  и  говядины

запеченных;  консервов   -   ветчины,  бекона,   карбонада   и  языка  заливного);

     молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на  их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово – ягодной  основе, фруктового и пищевого льда);

     яйца и яйцепродуктов; овощей (включая картофель); и иные

     2) следующих товаров для детей:

     трикотажных  изделий   для   новорожденных  и   детей   ясельной,  дошкольной,  младшей  и  старшей  школьной  возрастных групп: верхних трикотажных изделий, бельевых трикотажных изделий, чулочно - носочных изделий,  прочих  трикотажных  изделий:  перчаток,  варежек, головных уборов;

     швейных  изделий,  в  том  числе  изделий из натуральных овчины и кролика (включая изделия из  натуральных овчины и кролика  с кожаными

вставками) для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей  и  старшей  школьных  возрастных  групп,  верхней  одежды  (в  том числе  плательной и  костюмной группы),  нательного белья,  головных уборов,  одежды и изделий для новорожденных и детей ясельной группы.;

     3) периодических печатных  изданий, за исключением  периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;

     книжной продукции, связанной с образованием, наукой и  культурой,

за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера;

     редакционных   и   издательских   работ   (услуг),   связанных  с производством  периодических  печатных  изданий  и книжной продукции,  которые указаны в  абзацах первом и  втором настоящего подпункта; 

     услуг  по  размещению  рекламы   и  информационных  сообщений   в  периодических  печатных  изданиях,  которые  указаны  в абзаце первом

настоящего подпункта;

     услуг   по   оформлению   и   исполнению   договора  подписки  на

периодические  печатные  издания,  которые  указаны  в  абзаце первом

настоящего подпункта,  в том  числе услуг  по доставке периодического

печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в  договоре

подписки.

     4)  следующих  медицинских  товаров  отечественного и зарубежного

производства:

     лекарственных средств,  включая лекарственные  субстанции, в  том

 числе внутриаптечного изготовления

по ставке от 0 до 20 необлагаются

 

 

Задание 9. Налоговые вычеты

вычеты

Условия

вычеты предоставляемые  иностранному лицу

не состоящий на учете в налоговом органе РФ, уплата товаров при ввозе на таможенную территорию для  производственных  целей,

Вычеты предоставляемые при приобретении товаров на  территории РФ,

уплаченные  налогоплательщиком при ввозе

товаров на  таможенную территорию  Российской Федерации  в таможенных

режимах  выпуска  для  свободного   обращения,  временного  ввоза   и переработки  вне   таможенной   территории 

вычеты предоставляемые  подрядным организациям

при проведении  ими капитального  строительства, сборке  (монтаже) основных  средств,  суммы налога,  предъявленные налогоплательщику  по товарам  (работам,  услугам),  приобретенным  им  для  выполнения строительно - монтажных

работ,   и   суммы   налога,   предъявленные   налогоплательщику  при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства

 

При реализации товаров для  подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0  процентов  (или особенностей  налогообложения) и  налоговых вычетов  в налоговые органы следующие документы (ст. 165 НК РФ)

     1)  контракт  (копия  контракта)  налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной  территории Российской Федерации. Если контракты содержат сведения,  составляющие государственную  тайну,   вместо  копий   полного  текста   контракта представляется выписка  из него,  содержащая информацию,  необходимую для  проведения  налогового  контроля  (в  частности,  информацию  об условиях  поставки,  о  сроках,   цене,  виде  продукции); 

     2)  выписка  банка  (копия  выписки),  подтверждающая фактическое поступление  выручки  от  иностранного  лица  - покупателя указанного товара (припасов)  на счет  налогоплательщика в  российском банке.

3)  грузовая  таможенная  декларация   (ее  копия)  с   отметками российского  таможенного  органа,  осуществившего  выпуск  товаров  в режиме  экспорта,  и  российского   таможенного  органа,  в   регионе деятельности которого находится  пункт пропуска, через  который товар был  вывезен  за  пределы  таможенной территории Российской Федерации

4)  копии  транспортных,  товаросопроводительных  и  (или)   иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз   товаров   за   пределы   территории   Российской   Федерации.

 

Задание  10. Налоговая  декларация по НДС. Счета-фактуры

1. Укажем содержание счета-фактуры и налоговой декларации

Счет  - фактура  является документом,  служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению

В счете - фактуре должны быть указаны:

     1) порядковый номер и дата выписки счета - фактуры;

     2)    наименование,    адрес    и    идентификационные     номера

налогоплательщика и покупателя;

     3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

     4)  номер  платежно  -  расчетного  документа  в случае получения

авансовых  или  иных  платежей  в  счет  предстоящих поставок товаров

(выполнения работ, оказания услуг);

     5)  наименование  поставляемых  (отгруженных)  товаров  (описание выполненных  работ,  оказанных  услуг)   и  единица  измерения   (при возможности ее указания);

     6)  количество  (объем)  поставляемых  (отгруженных)  по  счету - фактуре товаров  (работ, услуг),  исходя из  принятых по  нему единиц измерения (при возможности их указания)

     7)  цена  (тариф)  за  единицу  измерения  (при  возможности   ее указания)  по  договору  (контракту)  без  учета  налога,  а в случае применения государственных регулируемых  цен (тарифов), включающих  в себя налог,  с учетом  суммы налога; 

     8)   стоимость   товаров   (работ,   услуг)   за  все  количество поставляемых (отгруженных)  по счету  - фактуре  товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога;

     9) сумма акциза по подакцизным товарам;

     10) налоговая ставка;

     11)  сумма  налога,  предъявляемая  покупателю  товаров   (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

     12)  стоимость  всего  количества  поставляемых  (отгруженных) по счету - фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога;

     13) страна происхождения товара;

     14) номер грузовой таможенной декларации.

 Налогооблагаемые объекты, которые отражаются в 1 части "Декларации по налогу на добавленную стоимость" (Форма №1), можно условно разделить на следующие группы:      1) -обороты по реализации товаров (работ, услуг), включая стоимость безвозмездно переданных товаров (работ, услуг), а также реализацию сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) и продуктов ее переработки;      2) стоимость переданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления;      3) стоимость строительно -- монтажных работ, выполненных для собственного потребления в период с 01.01.2001г., в момент принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством;      4) суммы, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), в том числе сумма авансовых и иных платежей.

В составе налогооблагаемых объектов в декларации не надо показывать реализацию товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению или облагаемых по ставке 0% (в т.ч. при отсутствии подтверждения обоснованности ее применения), а также передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг), не признаваемую реализацией.

Начиная с 1 июля 2001 года, в декларации не показывают также налоговую базу и соответствующие суммы НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг) в государствах -- участниках СНГ, которые отражаются в декларации по налоговой ставке 0%.      Кроме того, в составе сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) не показывают суммы авансовых и иных платежей, поступивших в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), не подлежащие налогообложению, а также облагаемые по ставке 0%. Эти данные отражаются в "Декларации по налоговой ставке 0%".

Дата реализации для целей налогообложения определяется налогоплательщиками, как и прежде, в зависимости от принятой учетной политики: "по отгрузке" или "по оплате". В соответствии с п.1 ст.167 НК РФ с 01.01.2001 для предприятий, определяющих выручку для целей налогообложения "по отгрузке", дата реализации товаров (работ, услуг) определяется как наиболее ранняя из дат:

1) на день отгрузки товара (работ, услуг);

2) на день оплаты товаров (работ, услуг).

Порядок определения даты реализации товаров (работ, услуг) при учете выручки для целей налогообложения "по оплате" в целом остался прежним.

В случае, если налогоплательщик не определил, какой способ определения даты реализации товаров (работ, услуг) он будет использовать для целей исчисления и уплаты налога, то применяется способ определения даты реализации по мере отгрузки.

Налоговые вычеты

В разделе декларации "Налоговые вычеты" показывают суммы НДС, подлежащие вычету (статьи 171 и 172 НК РФ).

Вычетам подлежат:

1) -суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

2) -суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 НК РФ за иностранных лиц покупателями - налоговыми агентами;

3) -суммы НДС, исчисленные по выполненным в период с 1 января 2001 года строительно-монтажным работам для собственного потребления (в виде разницы между суммой налога, начисленной на стоимость данных строительно-монтажных работ, и суммой налога, уплаченной поставщикам по приобретенным товарам, работам, услугам, использованным при выполнении этих работ), подлежащие вычету в момент принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством; следует учесть что в ст.171 п.6 НК РФ указано иное: "суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления";

4) -суммы налога на добавленную стоимость, начисленные с авансов, зачитываемые в налоговом периоде при реализации или возврате авансов;

5) -суммы НДС, уплаченные ранее при реализации товаров (работ, услуг) в случае возврата этих товаров (отказа от выполнения работ, услуг).

В составе налоговых вычетов отражают суммы НДС, подлежащие восстановлению: по товарам, использованным в данном налоговом периоде при осуществлении операций, не признаваемых реализацией (согласно пункту 2 статьи 146 НК РФ), а также не подлежащих налогообложению, освобождаемых от налогообложения (согласно пунктам 1-3 статьи 149 НК РФ), обоснованно включенные в вычеты за предыдущие налоговые периоды. Данная сумма уменьшает общую сумму налоговых вычетов организации.

Заполнение декларации по налоговой ставке 0%

Декларация по налоговой ставке 0% имеет два раздела: Раздел I "Операции по реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0%, по которым подтверждено" и Раздел II "Операции по реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0% по которым не подтверждено".

Налогооблагаемые объекты, отражаемые в "Декларации по налоговой ставке 0%" до 1 января 2001 г. назывались льготируемыми.

Как и прежде, обоснованность применения ставки НДС в размере 0% и налоговых вычетов должна быть подтверждена документами, перечень которых предусмотрен ст.165 НК РФ. В случае отсутствия подтверждения для применения налоговой ставки 0% данные по соответствующим операциям

2. Дадим правовое обоснование правильности заполнения реквизитов счетов-фактур и налоговой декларации

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 НК, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 169 НК:

1) при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 НК;

2) в иных случаях, определенных в установленном порядке.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства. Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определен настоящим пунктом, производится не позднее чем через 15 дней с момента подачи такой декларации. В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

3. В качестве судебного примера можно привести Решение Конституционного суда РФ По жалобе гражданина Кривихина Сергея Васильевича на нарушение его  конституционных прав положениями абзаца третьего статьи 143 и  пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации В  соответствии  с  абзацем  вторым  части  первой статьи 9  Федерального   закона   "О   государственной    поддержке    малого  предпринимательства   в   Российской   Федерации"  в  случае,  если  изменения налогового законодательства создают  менее  благоприятные  условия  для  субъектов  малого  предпринимательства по сравнению с  ранее действовавшими условиями,  то в течение  первых  четырех  лет  своей  деятельности  указанные  субъекты подлежат налогообложению в  том же порядке,  который действовал на  момент  их  государственной  регистрации.                                                       

При этом    ухудшение    условий    для    субъектов    малого  предпринимательства   может  заключаться  не  только  в  возложении  дополнительного налогового бремени,  но и в необходимости исполнять  иные,  ранее  не предусмотренные законодательством обязанности,  за  неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.  В  случае  введения  НДС  для  индивидуальных предпринимателей условия  хозяйствования для них ухудшаются,  поскольку  на  них  возлагаются  дополнительные      обязанности,      предусмотренные     налоговым  законодательством  (по  ведению   налогового   учета,   составлению  счет – фактур ведению книги продаж и книги покупок).  Кроме того,  включение  суммы  НДС  в  стоимость   продукции   (работ,   услуг),  реализуемой индивидуальным предпринимателем, увеличивает в итоге ее  цену и тем самым снижает спрос со стороны покупателей.             

Как следует  из  Определения  Конституционного Суда Российской  Федерации от 1 июля 1999 года по жалобе гражданина В.В.Варганова на  нарушение его конституционных  прав  Федеральным  законом "О едином  налоге на вмененный доход для определенных  видов  деятельности"  и

Законом  Белгородской  области  "О едином налоге на вмененный доход  для  определенных  видов  деятельности",  новая  норма   налогового  законодательства   не   применяется   к  длящимся  правоотношениям,  возникшим до дня  официального  введения  нового  регулирования  на  основании  нормы  абзаца второго части первой статьи 9 Федерального  закона "О государственной поддержке  малого  предпринимательства  в  Российской  Федерации".  Это  обусловлено  выводимыми  из  статей 8  (часть 1),  15 (части 1  и  3),  34  (часть  1)  и  57  Конституции  Российской   Федерации  началами  обеспечения  стабильных  правовых  условий   хозяйствования,   предполагающими   поддержание   доверия  участников   хозяйственной   деятельности   к  закону  и  действиям  государства,  в том числе в сфере налоговых  отношений,  соблюдение  принципов   справедливости   и   разумной   стабильности  правового  регулирования соответствующих отношений и  недопустимость  внесения  произвольных    изменений    в    действующую    систему   норм   с  распространением  этих  изменений  на  ранее   возникшие   длящиеся  налоговые отношения.                                               

Таким образом,  введение  статьей   143   Налогового   кодекса  Российской  Федерации  НДС  для  индивидуальных  предпринимателей с  1 января 2001 года не означает,  что одновременно на них  перестает  распространяться   действовавший   на   момент  их  государственной  регистрации   порядок   налогообложения,   которым   индивидуальным  предпринимателям  предоставлялись льготные условия на первые четыре  года  деятельности  (часть  первая  статьи  9  Федерального  закона  "О государственной    поддержке    малого   предпринимательства   в  Российской Федерации").                                            

 

 

 

Практическое  задание 12. Налог на добычу полезных  ископаемых.

Задание 1. О введении главы 26 НК в действие

В соответствии со ст. 13  Закона  РФ «О соглашении о разделе продукции» При  выполнении  соглашения  применяется   особый   порядок  исчисления  и  уплаты  налогов  и сборов,  установленный Налоговым кодексом Российской Федерации и  другими  законодательными  актами  Российской Федерации о налогах и сборах.                          

При  выполнении  соглашения  инвестор  уплачивает   разовые  платежи   за   пользование   недрами   при   наступлении  событий,  определенных  в  соглашении  и   лицензии   (бонусы),   плату   за  геологическую информацию о недрах, ежегодные платежи за договорную  акваторию  и  участки  морского  дна,  уплачиваемые   в   порядке,  установленном   соглашением  в  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  на  дату  подписания  соглашения,  сбор  за  участие в конкурсе (аукционе), сбор за выдачу лицензии, регулярные  платежи за пользование  недрами  (ренталс),  компенсацию  расходов  государства на поиски и разведку полезных ископаемых,  компенсацию  ущерба,  причиняемого в результате выполнения работ по  соглашению  коренным  малочисленным  народам  Российской Федерации в местах их  традиционного  проживания  и  хозяйственной  деятельности.   Суммы  указанных платежей, а также сроки их уплаты определяются условиями  соглашения.                                                       

При этом   порядок   определения   сумм  компенсации  расходов  государства на поиски и разведку полезных ископаемых,  компенсации  ущерба,  причиняемого  в результате выполнения работ по соглашению  коренным малочисленным народам Российской Федерации  в  местах  их  традиционного    проживания    и    хозяйственной    деятельности,  устанавливается Правительством Российской Федерации.              

Порядок зачисления  указанных в  настоящем пункте  платежей  в  бюджеты разных  уровней  бюджетной  системы  Российской  Федерации  определяется бюджетным законодательством Российской Федерации

В главу 22 НК РЫ были внесены следующие изменения. Согласно  Федеральному закону от 29.05.2001 N 57-ФЗ с 1 января  2002 года для освобождения от налогообложения акцизами операций по  реализации   денатурированного   этилового   спирта  не  требуется  осуществление  этих  операций  по  специальным  разрешениям на его  поставку в пределах выделенных квот,  утвержденных (согласованных)  уполномоченными   федеральными   органами  исполнительной  власти,  поскольку  в определенном Федеральным законом от 22.11.95 N 171-ФЗ  порядке  такие специальные разрешения на поставку этилового спирта  не предусмотрены.                                                 

В  соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2002  N 109-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О  государственном  регулировании  производства  и оборота  этилового  спирта,  алкогольной и спиртосодержащей продукции" поставки организациями этилового  спирта,  в  том  числе  денатурата,  разрешаются  в пределах квот,  выданных   субъектам   Российской  Федерации  или  соответствующим  федеральным   органам   исполнительной   власти,   и  при  наличии  уведомления.  Требования к содержанию и порядку выдачи уведомлений  устанавливаются Правительством Российской Федерации.              

Таким  образом,  с  1 января  2002 года операции по реализации  денатурированного    этилового    спирта   были   освобождены   от  налогообложения  акцизом,   а  с 27  июля  2002  года  и до  получения  его  производителями  уведомления эти операции подлежат  налогообложению акцизом в общеустановленном порядке.".  В  соответствии  с Федеральным  законом  от  24.07.2002  N 110-ФЗ с 1 января 2003 года  плательщиками акцизов по операциям,  совершаемым    с  нефтепродуктами   и  определенным   как   объект  налогообложения акцизом,  помимо лиц,  осуществляющих производство  нефтепродуктов,  признаны лица, получающие нефтепродукты и имеющие  свидетельство   о регистрации  лица,   совершающего    операции  с  нефтепродуктами

Согласно   статье   179.1 Налогового  кодекса  организациям  и  индивидуальным   предпринимателям,   осуществляющим  производство,  оптовую, оптово-розничную или розничную реализацию нефтепродуктов,  при   условии   наличия   у этих  лиц  в собственности  мощностей,  необходимых  для  осуществления этих видов деятельности,  выдается  соответствующее    свидетельство:    на   производство,    оптовую  реализацию,  розничную  реализацию или оптово-розничную реализацию  нефтепродуктов.                                                   

Лица,  не  имеющие в собственности мощностей,  необходимых для  совершения    операций    с   нефтепродуктами,    могут   получить  свидетельство при следующих условиях:                              

     а)   организации,    осуществляющие   вышеперечисленные   виды  деятельности,   -   если  они  владеют  более  чем  50%  уставного  (складочного)    капитала    (фонда)    общества   с  ограниченной  ответственностью  либо  голосующих  акций  акционерного  общества,  имеющих в собственности соответствующие мощности;                 

     б)    лица,    осуществляющие    производство,    оптовую    и  оптово-розничную  реализацию  нефтепродуктов,   -  если  мощности,  необходимые   для   осуществления  указанных  видов  деятельности,  находятся  у них  на праве хозяйственного ведения или оперативного  управления;                                                       

     в)  акционерные  общества,  имеющие  в уставном  капитале долю  государства    не    менее   50%   и  осуществляющие   оптовую   и  оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, - при наличии договора  аренды мощностей, являющихся государственной собственностью;      

     г) лица,  осуществляющие оптовую реализацию нефтепродуктов,  -  при  наличии  у них  договора  на  оказание  услуг  по переработке  принадлежащего им сырья.                                          

Для получения свидетельства лицами,  осуществляющими розничную  реализацию   моторных  масел,   необходимо  иметь  в собственности  мощности (помещения) по их хранению и реализации.                 

При   применении  положений  статьи  179.1 Налогового  кодекса  следует   учитывать,   что  документы,   подтверждающие  права  на  недвижимое   имущество,   возникшие   до   вступления   в действие  Федерального  закона  от  21.07.1997  N 122-ФЗ  "О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним должны  рассматриваться   налоговыми   органами   в  качестве  документов,  подтверждающих  право  на  получение  свидетельства  о регистрации  лица, совершающего операции с нефтепродуктами.     

Сумма налога на добычу полезных ископаемых, подлежащего уплате по итогу налогового периода, а также авансовые платежи по налогу поступают в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета (ст. 48 БК).

Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется следующим образом:

- 40 процентов от суммы налога - в доход федерального бюджета;

- 60 процентов от суммы налога - в доход бюджета субъекта Российской Федерации.

Задание 2. Налоговые ставки. Налоговая база

 

Налоговая ставка 0% устанавливается  на следующие полезные ископаемые:  попутный газ;   подземных вод, содержащих полезные ископаемые (промышленных  вод),   извлечение  которых  связано  с разработкой  других  видов  полезных  ископаемых,  и  извлекаемых при разработке месторождений  полезных  ископаемых,  а  также  при  строительстве и эксплуатации  подземных сооружений;                                              полезных   ископаемых   при    разработке    некондиционных  (остаточных  запасов  пониженного  качества)  или  ранее списанных  запасов полезных  ископаемых  (за  исключением  случаев  ухудшения  качества  запасов  полезных  ископаемых  в  результате  выборочной  отработки месторождения).  полезных  ископаемых,  остающихся  во вскрышных,  вмещающих  (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих  производств   в   связи   с  отсутствием  в  Российской  Федерации  промышленной технологии  их  извлечения,  а  также  добываемых  из  вскрышных    и    вмещающих    (разубоживающих)   пород,   отходов  горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в  том   числе  в  результате  переработки  нефтешламов); минеральных     вод,     подземных     вод,      используемых     налогоплательщиком  исключительно   в сельскохозяйственных  целях,  

Иные налоговые ставки:

     3,8 процента при добыче калийных солей;                       

     4,0 процента при добыче:                                      

     торфа;                                                        

     угля каменного, угля бурого, антрацита и горючих сланцев;     

     апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд;            

     4,8 процента при добыче кондиционных руд черных металлов;     

     5,5 процента при добыче:

сырья радиоактивных металлов;                                      

горно-химического  неметаллического  сырья   (за   исключением  калийных  солей,  апатит-нефелиновых,  апатитовых  и  фосфоритовых  руд);

сырья,    используемого    в  основном   в  строительной индустрии;                                                

соли природной и чистого хлористого натрия;                       

подземных промышленных и термальных вод;                           

нефелинов, бокситов;                                          

     6,0 процента при добыче:                                          

горнорудного неметаллического сырья;

битуминозных пород;

концентратов и других полупродуктов, содержащих золото;            

иных полезных ископаемых, не включенных в другие группировки; 

     6,5 процента при добыче:                                           

концентратов  и других  полупродуктов,  содержащих драгоценные  металлы (за исключением золота);     

драгоценных   металлов,   являющихся   полезными  компонентами  многокомпонентной комплексной руды (за исключением золота);            

кондиционного  продукта пьезооптического сырья,  особо чистого  кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья;                       

     7,5 процента при добыче минеральных вод;                      

     8,0 процента при добыче:       

кондиционных  руд цветных металлов (за исключением нефелинов и  бокситов);  

редких металлов, как образующих собственные месторождения, так  и   являющихся  попутными  компонентами  в рудах  других  полезных  ископаемых;         

ногокомпонентных   комплексных   руд,    а   также   полезных  компонентов  многокомпонентной  комплексной  руды,  за исключением  драгоценных металлов;

природных           алмазов   и других  драгоценных  и полудрагоценных  камней;   

16,5 процента при добыче углеводородного сырья.               

 

 

Список использованных нормативных актов и литературы

 

1.                  Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.98 N 145-ФЗ (ред. от 08.08.2001).

2.                  Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.98 N 146-ФЗ (ред. от 30.12.2001).

3.                  Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 31.12.2002).

4.                  Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

5.                  Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.02.2004).

6.                  Кодекс РФ об административных правонарушениях (№195-ФЗ от 30.12.01 г.)

7.                  Закон РФ от 27.12.91 N 2118-I (ред. от 24.07.2002) «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

8.                  Приказ МНС РФ от 31.10.2000 N БГ-3-12/375 «О постановке на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков налога на добавленную стоимость».

9.                  Приказ МНС РФ от 02.04.2002 N БГ-3-21/170 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса Российской Федерации».

10.              Васюкова Е. Минфин России Применение соглашений об избежании двойного налогообложения «Финансовая газета» № 7. 2003 г.

11.              Изменения в налоговом законодательстве // «Налоговое планирование», № 4, 2002 г.

12.              Обзор применения действующего законодательства по налогу на добавленную стоимость за второе полугодие 2002 года. // «Все о налогах», № 3, 2003.

13.              Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2002 N 37-О «По жалобе гражданина Кривихина Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего статьи 143 и пункта 2 статьи 145 Налогового Кодекса Российской Федерации».

14.              Цибизова К. Н. «Общие вопросы налогообложения в рамках соглашений о разделе продукции» // «Бухгалтерский учет и налоги», № 2, 2003 г.


1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.98 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2001).

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).