Содержание

1.Комплексный анализ предприятия. 2

2.Текущая бухгалтерская отчетность организации: порядок составления и анализ ее основных показателей. 11

Задача 4. 19

Задача 14. 21

Задача 24. 25

Задача 44. 30

Задача 54. 31

Итого запасов. 31

Список используемой литературы.. 32




















1.Комплексный анализ предприятия.

В современных экономических условиях деятельность любого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. На основе доступной им информации указанные лица стремятся оценить положение предприятия на рынке, его конкурентоспособность и финансовую устойчивость.

Индикатором конкурентоспособности предприятия в условиях рынка является состояние его финансов, то есть системы денежных отношений, возникающих в процессе его производственно – хозяйственной деятельности. Движение денег образует основу модели финансов хозяйствующего субъекта, которая в конечном итоге представляет собой модель управления его денежными потоками .[3, стр 42]

Основным инструментом изучения динамики, пропорций и взаимосвязей между отдельными элементами данной модели является финансовый анализ.

Экономический анализ предприятия представляет собой глубокое, научно обоснованное исследование финансовых отношений и движения финансовых ресурсов предприятия, с целью получения ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

Финансовое состояние предприятия (ФСП) - это экономическая категория, отражающая состояние капитала в про­цессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазви­тию на фиксированный момент времени.

В процессе снабженческой, производ­ственной, сбытовой и финансовой дея­тельности происходит непрерывный про­цесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их фор­мирования, наличие и потребность в фи­нансовых ресурсах и как следствие фи­нансовое состояние предприятия, внеш­ним проявлением которого выступает платежеспособность.

Для обеспечения финансовой устой­чивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовывать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для самопроизводства.

Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и ста­бильность зависят от результатов его производственной, ком­мерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И наоборот, в результате недовыполнения плана по производству  реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие ухудшение финансового состояния предприятия и его плате­жеспособности. Следовательно, устойчивое финансовое состояние не является счастливой случайностью, а итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты хозяйственной деятельности предприятия. Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресур­сами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обес­печение планомерного поступления и расходования денежных реcypcoв, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование. Главная цель финансовой деятельности сводится к одной стратегической задаче - увеличению активов предприятия. Для этого оно должно постоянно поддерживать платежеспособ­ность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса.[4, стр 82]

Основные задачи экономического  анализа.

1. Своевременное выявление и устранение недостатков в фи­нансовой деятельности и поиск резервов улучшения финансо­вого состояния предприятия и его платежеспособности.

2. Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности исходя из реальных условий хо­зяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при раз­нообразных вариантах использования ресурсов.

3. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и ук­репление финансового состояния предприятия.

Экономический анализ основывается главным образом на относитель­ных показателях, так как абсолютные показатели баланса в ус­ловиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид.

Относительные показатели анализируемого предприя­тия можно сравнивать:

с общепринятыми "нормами" для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;

с аналогичными данными других предприятий, что позволяет вы­явить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;

с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения или ухудшения ФСП.

Экономическим анализом на предприятии занимаются не только ру­ководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы с целью изучения эффективности ис­пользования ресурсов, банки - для оценки условий кредитова­ния и определения степени риска, поставщики - для своевре­менного получения платежей, налоговые инспекции — для вы­полнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответ­ствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.

 Внутренний анализ проводится службами предприятия и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования ФСП. Его цель - обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и за­емные средства таким образом, чтобы создать условия для нор­мального функционирования предприятия, получения максиму­ма прибыли и исключения риска банкротства.

Внутренний анализ более глубоко исследует причины сложившегося финансового состояния, взаимосвязь показателей объема, себестоимости и прибыли. Для этого в качестве источников информации используют дополнительно данные финансового учета (нормативную и плановую информацию).

Основными составными частями внутреннего финансового анализа являются:

·        оценка выполнения бизнес-плана по финансовым показателям;

·        анализ бухгалтерского баланса и других форм отчетности;

·        расчет и анализ финансовых коэффициентов;

·        анализ прибыли;

·        анализ использования производственных ресурсов.

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщи­ками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодно вложить средства чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.

Внешний анализ менее аналитичен, поскольку проводится, в основном по данным бухгалтерской отчетности сторонними лицами.

Внешний анализ имеет следующие особенности:

·                     множественность субъектов анализа, пользователей информацией о деятельности предприятия;

·                     разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

·                     наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;

·                     ориентация анализа только на внешнюю отчетность;

·                     ограниченность задач анализа при использовании только внешней отчетности;

·                     максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

По содержанию процесса управления выделяют: перспективный (прогнозный, предварительный) анализ, оперативный анализ, текущий (ретроспективный) анализ по итогам деятельности за тот или иной период.

Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской и статистической отчетности и позволяет оценить работу объединений, предприятий и их подразделений за месяц, квартал и год нарастающим итогом.

Главная задача текущего анализа- объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление имеющихся резервов, их мобилизация, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы.

Текущий анализ осуществляется во время подведения итогов хозяйственной деятельности, результаты используются для решения проблем управления.

Особенности методики текущего анализа состоит в том, что фактические результаты деятельности оцениваются в сравнении с планом и данными за предшествующий аналитический период. В этом виде анализа имеется недостаток – выявленные резервы это навсегда потерянные возможности роста эффективности производства, так как относятся к прошлому периоду. [3, стр 35]


Текущий анализ – наиболее полный анализ финансовой деятельности, вбирающие в себя результаты оперативного анализа и служащий базой перспективного анализа.

Оперативный анализ приближен во времени к  моменту совершения хозяйственной операции. Он основывается на  данных первичного (бухгалтерского и статистического) учета. Оперативный анализ представляет собой систему повседневного изучения выполнения плановых заданий с целью быстрого вмешательства в процесс производства и обеспечения эффективности функционирования предприятия.

Оперативный анализ проводят обычно по следующим группам показателям: отгрузка и реализация продукции, использование рабочей силы, производственного оборудования и материальных ресурсов, себестоимость, прибыль и рентабельность, платежеспособность. При оперативном анализе производится исследования натуральных показателей, в расчетах допускается относительная неточность, так как нет  завершенного процесса.

Перспективным анализом называется анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем.

Раскрывая картину будущего, перспективный анализ обеспечивает управляющему решение задач стратегического управления.

Задачи перспективного анализа конкретизируются по: объектам анализа; показателям деятельности; наилучшей обоснованности перспективных планов.

Перспективный анализ как научно-аналитическая основа перспективного плана тесно смыкается с прогнозированием, и такой анализ называется прогнозным.

Как известно, предприятие – сложное формирование, состоящее из партнерских групп, находящихся в тесном взаимном общении. Среди партнерских групп можно выделить основные и не основные.

Перечень основных партнерских групп, их вклад в хозяйственную деятельность предприятия, требования в отношении компенсации своего участия и интересы, которых они добиваются в предпринимательской деятельности, систематизированы в таблице



Основные партнерские группы.


Партнерские

группы

 

Вклад

партнерской

группы

Требования

Компенсации

Объект

Финансового

анализа

Собственники

Собственный

капитал

Дивиденды

Финансовые

Результаты и

Финансовая

Устойчивость


Инвесторы,

заимодавцы

Заемный

капитал

Проценты

на вложен-

ный капитал

Кредитоспо-

собность

Руководители

Знание дела

и умение

руководить

Оплата труда

и доля

прибыли

сверх оклада

Все  стороны

деятельности

предприятия

Рабочие

Привидение

в действие

средств и

предметов

труда

Заработная

плата,

премии,

социальные

условия

Финансовые

результаты

предприятия

Поставщики

Обеспечение

непрерывно-

сти и эффек-

тивности

процесса

производства

продукции

Договорная

Цена

Платежеспоб-

ность

Покупатели

Реализация

продукции


Договорная

Цена

Финансовые

Результаты

предприятия

Налоговые

органы

Услуги

общества

Своевремен-

ная и полная

оплата

налогов

Финансовые

Результаты

предприятия


                  

Основные партнеры заинтересованы в успехах предприятия, так как от этого находится в прямой зависимости  их благополучие.

К не основным партнерским группам относятся группы, опосредованно заинтересованные в успехах предприятия - страховые компании, аудиторские и юридические фирмы и т.д.

Важность и значимость финансового анализа подтверждает многообразие пользователей результатами анализа, группы пользователей представлены на рисунке


 











К внутренним пользователям относятся управляющие всех уровней : бухгалтерия, финансовый, экономический отдел и другие службы предприятия, многочисленные его сотрудники. Каждый из них использует информацию  исходя из своих интересов. Так, например, финансовому руководителю важно знать реальную оценку деятельности своей фирмы и ее финансового состояния, а руководителю маркетинговой службы – для создания стратегии продвижения своей продукции на рынке.

Группу заинтересованных пользователей представляют собственники акционеры, учредители, для которых важно знать уровень эффективности своих вкладов, определить размер дивидендов и перспективы развития предприятия.

В третью группу входит многочисленное количество сторонних хозяйствующих субъектов со своими интересами:

·                     кредиторы, которые должны быть уверены, что им вернут долг;

·                     потенциальные инвесторы с намерением принять решение о вкладе своих средств в предприятие;

·                     поставщики с уверенностью в платежеспособности своих клиентов;

·                     аудиторам, которым необходимо распознать финансовые хитрости своих клиентов.

Основными источниками информации для анализа предприятия служат отчетный бухгалтер­ский баланс, отчеты о прибылях и убытках, о движении капитала, о движении денежных средств и другие формы отчетности, дан­ные первичного и аналитического бухгалтерского учета.



2.Текущая бухгалтерская отчетность организации: порядок составления и анализ ее основных показателей.



В условиях рыночной экономики бухгалтерская отчетность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения  финансового анализа.

Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования.

Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов м кредиторов путем объективного информирования их о своей финансово- хозяйственной деятельности, то есть в основном с помощью отчетности. Насколько привлекательные финансовые результаты, показывающие текущие и перспективное финансовое состояние предприятие, насколько велика и вероятность получения дополнительных источников финансирования.

Таким образом, бухгалтерская (финансовая) отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положение организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтерская отчетность организации служит основным учетным источником информации о ее деятельности. Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе организации, помогает наметить пути совершенствования ее деятельности.

В соответствие с законодательством Российской Федерации организации предоставляют бухгалтерскую отчетность следующим пользователям финансовой информации:

* Собственникам (учредителям, участникам), инвесторам, кредитным организациям, кредиторам, покупателям, поставщикам;

* налоговому органу по месту юридического адреса организации;

* территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям;

* в другие адреса, предусмотренные законодательством РФ, в том числе государственным контрольным органам.

В соответствии со статьей 13 третьей главы Федерального закона  Российской Федерации « О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года №129 ФЗ все организации обязаны составлять на основе данных на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:

-бухгалтерского баланса;

-отчета о прибылях и убытках;

-приложения к ним, предусмотренные нормативными актами. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрывают информацию в виде отдельных отчетных форм (отчет о движение денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.)

-                                                 Аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

-                                                 Пояснительная записка с зложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности организации, с оценкой его финансового состояния;

Дополнительная информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрывается динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет; планируемое развитие организации; предполагаемые краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения; политика в отношении заемных средств, управление рисками; деятельность организации в области научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ; природоохранные мероприятия. [2, стр 228]

Отчетность – заключительный элемент системы бухгалтерского учета. Все элементы бухгалтерского учета тесно связаны между собой и представляют единое целое, то есть систему экономических показателей, характеризующих условия  и результаты работы организации за отчетный период.

Вместе с тем сведения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности, имеют комплексный характер, потому что, как правило, они отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений. Например, данные содержащиеся в балансе организации, дополняются сведениями, содержащимися в отчете о прибылях и убытках.

Наиболее информативной формой для анализа и оценке финансового состояния предприятия служит бухгалтерский баланс (Форма №1).

Бухгалтерский баланс содержит обобщенную информацию о состоянии хозяйственных средств организации, входящих в актив, и источников их формирования, составляющих пассив. Эта информация представляется на начало года и на конец года, что и дает возможность анализа, сопоставления показателей, выявления их роста или снижения

В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные.

В актив баланса включаются статьи, в которых объединены определенные элементы имущества организации по функциональному признаку. Актив баланса строится в порядке возрастающей ликвидности средств, то есть в порядке возрастающей скорости превращения этих активов в процессе хозяйственного оборота в денежную форму. Так в 1 разделе «Внеоборотные активы» отражаются земельные участки, здания, оборудование, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения, нематериальные активы и прочие внеоборотные активы, то есть имущество которое практически до конца своего существования сохраняет первоначальную форму. Ликвидность этого имущества самая низкая.

Во2разделе актива баланса «Оборотные активы»  отражается величина материальных оборотных средств: производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, наличие свободных денежных средств, краткосрочные финансовые вложения, величина дебиторской задолженности  и прочих оборотных активов, то есть таких элементов имущества, которые в течение отчетного периода многократно меняет свою форму. Подвижность этих элементов актива баланса, то есть ликвидность, выше, чем элементов 1 раздела, а денежные средства характеризуются абсолютной ликвидностью.

В пассиве баланса группировка статей дана по юридическому признаку. Вся совокупность обязательств организации за полученные ценности и ресурсы  прежде всего разделяются по субъектам: перед собственниками и перед третьими лицами [2, стр 228].

Обязательства перед собственниками, в свою очередь, состоят из двух частей:

-         Капитала, который получает организация от участников в момент учреждения и в последствии в виде дополнительных взносов в этот капитал;

-         Капитала, который организация генерирует в процессе своей деятельности в виде накоплений  от полученной прибыли.

Внешние обязательства организации подразделяются на долгосрочные (свыше 1 года) и краткосрочные (до1 года). Внешние обязательства представляют собой юридические права кредиторов на имущество организации.

Статьи пассива баланса группируются по степени срочности погашения обязательств  в порядке ее возрастания. Первое место занимает уставный капитал как более постоянная статья баланса, за ним следуют остальные статьи баланса

Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала организации, его достаточность для текущей и предстоящей деятельности организации, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения.

Однако размещение в балансе только остатков не дает возможность ответить на все вопросы о деятельности организации. Поэтому необходимы дополнительные подробные сведения не только об остатках, но и о движение хозяйственных средств и их источников. Это достигается подготовкой остальных форм отчетности.

Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности организации за отчетный период. Здесь показаны величины валовой прибыли или убытка и слагаемые этих показателей:

-         прибыль (убыток) от продаж;

-         прибыль (убыток) от обычной деятельности;

-         прочие операционные доходы и расходы;

-         внереализационные доходы и расходы;

-         чрезвычайные доходы и расходы.

В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы должны показываться с подразделением на обычные и чрезвычайные.

В форме №2 представлены также выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг; себестоимость проданной продукции, товаров, работ, услуг; коммерческие расходы; управленческие расходы; доходы от участия в других организациях; суммы налога на прибыль и иных аналогичных платежей; чистая прибыль (нераспределенная прибыль(непокрытый убыток)). Отчет о прибылях и убытках является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности активов организации и других показателей.

Форма №3 « Отчет об изменениях капитала» хозяйственные товарищества и общества в составе бухгалтерской отчетности должны раскрывать информацию о наличии и изменениях уставного (складочного) капитала, резервного капитала и других составляющих капитала организации. Отчет об изменениях капитала должен по каждому элементу собственного капитала отразить данные об остатке на начало года, пополнения источника собственных средств, его расходовании и остатке на конец года.

Форма № 4 « Отчет о движении денежных средств» отражает остатки денежных средств на начало и конец отчетного периода и потоки денежных средств (поступление и расходование) в разрезе текущей, инвестиционной, финансовой деятельности организации.

Формы №3 и №4 дополняют бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, позволяют раскрыть факторы, определившие изменения финансовой устойчивости и ликвидности организации, помогают построить прогнозы на предстоящий период на основе экстраполяции действовавших тенденций с учетом новых условий.

Форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» расшифровывает некоторые наиболее важные статьи баланса и включает в себя следующие разделы:

1.     Движение заемных средств(долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов) с выделением ссуд, не погашенных в срок

2.     Дебиторская и кредиторская задолженность (краткосрочная и долгосрочная), а также обеспечения (полученные и выданные).

3.     Амортизируемое имущество: нематериальные активы, основные средства, доходные вложения в материальные ценности.

4.     Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений.

5.     Финансовые вложения

6.     Расходы по обычным видам деятельности (по элементам).

7.     Социальные показатели (отчисления в государственные внебюджетные фонды, среднесписочная численность работников, денежные выплаты и поощрения, доходы по акциям и вкладам  в имущество организации).

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный период и предшествующие ему годы, то есть должны раскрываться следующие дополнительные данные:

·        юридический адрес предприятия;

·   основные виды деятельности;

· состав (фамилии и должности) членов исполнительных и контрольных органов организации;

·  об аффелированных лицах;

·  о количестве акций, выпущенных акционерным обществом;

· об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности);

· о составе внереализационных доходов и расходов;

·о чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и их последствий;

· о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности;

· о прекращенных операциях;

При этом субъектам малого предпринимательства, не применяющие в соответствии с законодательством Российской Федерации, упрощенную систему налогообложения учета и отчетности и не обязанные проводить обязательную аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности  имеют право не предоставлять в составе годовой бухгалтерской отчетности «Отчет об изменении капитала (форма№3) и «Отчет о движении денежных средств (форма №4), «Приложение к бухгалтерскому балансу» (форма №5), пояснительную записку.

Основное требование к информации предоставляемой в отчетности заключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, то есть чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений. Чтобы информация была полезной, она должна отвечать соответствующим критериям:

1.      Уместность- означает, что данная информация значима и оказывает влияние на решение принимаемое пользователем. Информация считается также уместной, если она обеспечивает возможность перспективного и ретроспективного анализа.

2.      Достоверность- определяется правдивостью информации, преобладанием экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью. Информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует событий хозяйственной жизни.

3.      Нейтральность- предполагает, что финансовая отчетность не делает акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей общей отчетности в ущерб другой.

4.      Понятность- означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без специальной профессиональной подготовки.

5.      Сопоставимость- требует, чтобы данные о деятельности предприятия были сопоставимы с аналогичной информацией о деятельности других фирм.

В ходе формирования отчетной информации должны соблюдаться определенные ограничения на информацию, включаемую в отчетность:

1.Оптимальное соотношение затрат и выгод – означает, что затраты на составление отчетности должны разумно соотносится с выгодами, извлекаемыми предприятием от предоставления этих данных заинтересованным пользователям.

2. Принцип осторожности (консерватизма)- предполагает, что документы отчетности  не должны допускать  завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств.

3.Конфидициальность- требует, чтобы отчетная информация не содержала данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям предприятия.

По сфере доступности информацию можно разделить на открытую и закрытую (секретную). Информация, содержащаяся в бухгалтерской и статистической отчетности, выходит за пределы хозяйствующего субъекта и является открытой информацией. Каждый хозяйствующий субъект разрабатывает свои плановые показатели, нормы, нормативы, тарифы, лимиты, систему их оценки и регулирования финансовой деятельности. Эта информация его коммерческую тайну.



























Задача 4.


Выявите наиболее существенные изменения в составе и структуре капитала, по отдельным статьям пассива баланса за отчетный период.


Пассив баланса

Уставный капитал

1300

49,15

1300

49,15

-

-

-

Добавочный капитал

24

0,91

29

0,84

5

-0,07

120,83

Резервный капитал

17

0,64

13

0,38

-4

-0,26

76,47

Нераспределенная

Прибыль

303

11,46

382

11,09

79

-0,37

126,07

Итого по разделу 3

1644

62,15

1724

50,03

80

-12,12

104,87

Займы и кредиты

10

0,38

12

0,35

2

-0,03

120

Отложенные налоговые обязательства



170


170



Итого по разделу 4

10

0,38

182

5,29

172

4,91

182

Займы и кредиты

144

5,44

209

6,07

65

0,63

145,14

Кредиторская задолженность

825

31,19

843

24,46

18

-6,73

102,18

В том числе:

Поставщики и  подрядчики

145

5,48

153

4,44

8

-1,04

105,52

Задолженность перед персоналом организации


310

11,72

184

5,34

-126

-6,38

59,36

Задолженность перед государственными внебюджетными фондами

245

9,26

96

2,79

-149

-6,47

39,18

Задолженность по налогам и сборам

97

3,67

24

0,70

-73

-2,97

24,74

Прочие кредиторы

28

1,06



-28



Задолженность перед участниками (учредителям)по выплате доходов








Доходы будущих периодов

9

0,34

10

0,29

1

-0,05

111,11

Резервы предстоящих расходов

13

0,49

24

0,69

11

0,2

184,61

Прочие краткосрочные обязательства









      По данным таблицы можно сделать вывод, что за отчетный период в пассиве баланса произошли следующие существенные изменения. Возрос добавочный капитал на 5 тыс. руб, или 20,83 % , а резервный капитал снизился на 4 тыс. руб. Прибыль возросла на 26,07 %. Возросли долгосрочные обязательства предприятия на 82 %, что говорит о том, что на предприятии появились затруднения. Данный факт подтверждает также и рост краткосрочных обязательств : займы выросли на 45,14 % .           

Кредиторская задолженность выросла, но незначительно на  2,18 %.



Задача 14.


Проанализируйте ликвидность баланса на основе его перегруппировки в 4 группы. Активы группируются по степени ликвидности, а пассивы по срочности платежей. Сделайте выводы и рекомендации.

 

Ликвидность баланса – возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее – это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств. Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств

Для проведения анализа актив и пассив баланса группируются по следующим признакам

-         по степени убывания ликвидности – актив;

-         по степени срочности оплаты (погашения) – пассив.

 К наиболее ликвидным активам относятся денежные средства организации и краткосрочные финансовые вложения (стр.260+стр.250 актива баланса).

Быстрореализуемые активы – это дебиторская задолженность и прочие активы (стр240+стр.270 актива баланса).

К медленно реализуемым активам относятся статьи из 2 раздела баланса «Оборотные активы» (стр.210+стр.220-стр.217) и статья

«Долгосрочные финансовые вложения» из 1 радела актива баланса.


Надпись: Высокая Надпись: Высокая
 













Низкая

 
Низкая


Группировка статей актива  и пассива для анализа ликвидности баланса.


Труднореализуемые активы – это статьи 1 раздела баланса «Внеоборотные активы» (СТР.110+СТР.120-СТР140).

Группировка пассивов происходит по степени срочности их возврата :

К наиболее краткосрочным обязательствам относятся статьи «Кредиторская задолженность» и «Прочие краткосрочные пассивы» (стр.620+стр.670 пассива баланса).

Краткосрочные пассивы включают в себя  статьи «Заемные средства» и другие статьи 4 раздела баланса «Краткосрочные пассивы» (стр.610+стр.630+стр.640+стр.650+стр.660).

В долгосрочные пассивы входят долгосрочные кредиты и заемные средства (стр.510+стр.520).

Постоянные пассивы содержат статьи 3 раздела баланса «Капитал и резервы» (стр.490-стр.217).

При определение ликвидности баланса группы актива и пассива сопоставляются между собой.

Условие абсолютной ликвидности баланса:

А1   >  П1                       А2  > П2

А3  > П3                   А4   <  П4

Необходимым условием абсолютной ликвидности баланса является выполнение первых трех неравенств. Четвертое неравенство носит так называемый балансирующий характер : его выполнение  свидетельствует о наличие у организации собственных оборотных средств. Если любое из неравенств имеет знак противоположный зафиксированному в оптимальном варианте, то ликвидность баланса отличается от абсолютной.

Теоретически недостаток средств по одной группе активов компенсируется избытком по другой, но на практике менее ликвидные средства не могут заменить более ликвидные.

Анализ ликвидности баланса

Актив

Пассив

Платежный из-

Лишек (недост.)

Условие

Платеже-

Способ-

Ностью

Усл.

обознач

Базис.

год

Отч.

год

Усл.

обознач

Базис

год

Отч.

год

Базис.

год

Отч.

год

А1

46

72

П1

825

843

-779

-771

А1 >  П1

А2

74

99

П2

166

697

-92

-598

А2 >П2

А3

963

1188

П3

10

182

953

1006

А3 > П3

А4

1562

2087

П4

1644

1724

162

-363

А4 < П4

Баланс

2645

3446

Баланс

2645

3446

-

-

-

Исходя из выше сказанного, был проведен анализ ликвидности баланса

Из таблицы видно, что баланс как в отчетном году, так и в базисном году не является абсолютно ликвидным, так как А1 < П1, А2  < П2,  А3 >  П3, А4 >  П4.

Надо отметить, что в  отчетном году наблюдается снижение платежного недостатка наиболее ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств. В базисном  году он составил 779 тыс.руб. , а в отчетном году он снизился до 771 тыс.руб., то есть наблюдается положительная тенденция по снижению  платежного недостатка по наиболее ликвидным средствам.

Также в отчетном году снизился недостаток по группе быстро реализуемых активов. В базисном году ожидаемые поступления от дебиторов были больше задолженности по краткосрочным обязательствам на 92 тыс.руб., а в отчетном году на 598 тыс. руб.

Общий излишек медленно реализуемых активов по сравнению с базисным годом возрос на 53 тыс.руб. , это означает рост  перспективной ликвидности на основе которой прогнозируется долгосрочная ориентировочная платежеспособность.

Несоблюдение последнего условия  в отчетном году говорит о том, что  на предприятии не стало собственного оборотного капитала.

В общем можно сделать вывод, что на анализируемом предприятие не хватает денежных средств..

Сопоставление наиболее ликвидных средств и быстро реализуемых активов с наиболее срочными обязательствами и краткосрочными пассивами позволяет выявить текущую ликвидность и платежеспособность, а также на перспективу. Положение на ближайшее время очень затруднительное, для погашения долгов нужно будет привлечь  медленно реализуемые активы.





Задача 24.

Проведите анализ финансовой устойчивости на основе изменения динамики финансовых коэффициентов . Для анализа используйте  данные на начало и конец отчетного периода. Объясните экономический смысл каждого коэффициента. Укажите причины изменений.






Критерии для определения возможного финансового состояния организации.

Финансовая ситуация

Условие

1.     Абсолютная

устойчивость

СОК > Запасов

2.     Нормальная

устойчивость

А) СОК < Запасов

Б) Долгосрочные источники формирования

Запасов > Запасов

3.Неустойчивое

финансовое состояние

А) СОК < Запасов

Б) Долгосрочные источники формирования

Запасов < Запасов

В) Общая величина основных источников

формирования запасов > Запасов

3.     Кризисное

Финансовое состояние

А) СОК < Запасов

Б) Долгосрочные источники формирования

Запасов < Запасов

В) Общая величина основных источников

формирования запасов < Запасов

Расчет абсолютных показателей финансовой устойчивости

(тыс.руб.)

Показатели

базисный год

Отчетный

 год

Изменения за

период

1

2

3

4

1.Источники формирования

собственных оборотных

средств (итог 3р.П)

1644

1724

80

2.Внеоборотные активы

(итог 1 р.А)

1570

2106

536

3.Наличие собственных

оборотных средств

(стр.1 - стр.2)

74

-382

-456

4.Долгосрочные заемные

средства ( итог 4 р. П )

10

182

172

5.Наличие собственных

оборотных средств и

долгосрочных заемных

средств ( стр.3 + стр.4)

84

-200

-284

6. Краткосрочные заемные

средства  (стр.610, 5р. П)

991

1540

549

7.Общие источники

формирования запасов

( стр.5 + стр.6)

1075

1340

265

8. Общая величина

запасов (стр.210, 2р.А)

820

984

164

9. Излишек (+), недостаток

(-) собственных оборотных

средств (стр.3 – стр. 8)

-746

-1366

-620

10. Излишек (+), недостаток

(-) собственных и заемных

источников формирования

запасов (стр.5 – стр. 8)

-736

-1184

-448

11. Излишек (+), недостаток

(-) общей величины основных

источников формирования

запасов (стр.7– стр. 8)

255

356

101

По данным таблицы можно сделать вывод, предприятие находится в кризисном финансовом состоянии, так как денежные средства, дебиторская задолженность не покрывают его кредиторской задолженности. Предприятие не обеспечено не одним из предусмотренных источников формирования запасов , кроме последнего (везде недостаток и он растет). Можно предположить, что кредиторская задолженность используется не по назначению – как источник формирования запасов. В случае одновременного востребования кредиторами погашения долгов этого источника формирования запасов может и не быть вовсе. Равновесие платежного баланса в данной ситуации обеспечивается за счет просроченных платежей по оплате труда, ссудам банкам, поставщикам, бюджету и так далее.

Для более углубленного анализа финансовой устойчивости проанализируем относительные  показатели финансовой устойчивости. Для этого построим таблицу

Расчет относительных показателей финансовой устойчивости

Показатели

Условное

обозначе-

ние

По состоянию

на

Измене-

ния

(+, -)

Предпо-

лагае-

мые

нормы

Базис.

год

Отчет.

год

1

2

3

4

5

6

1.Коэффициент

автономии( 3р. П / ВБ)

Ка

0,62

0.50

-0,12

0,5-0,6

2.Коэффициент

обеспеченности

собственными

средствами

((3р.П. – 1р. А)/3р.П)

Косс

0,03

-0,11

-0,14

0,1

3.Коэффициент

обеспеченности

материальных запасов

собственными

средствами(3р.П-1р.А.)/

стр.210, 2р.А

Ксма

0,09

-0,38

-0,47

0,6-0,8

4.Коэффициент

маневренности

собственного капитала

(3р.П – 1р.А)/3р.П

Км

0,05

-0,22

-0,27

0,2-0,5

5.Коэффициент износа

основных средств

(сумма аммортизации /

перв. ст- ть.

Ки

0,13

0,14

0,1

-

6.Коэффициент реальной

стоимости имущества

(стр122+стр.211+стр.213

+стр.214/ВБ)

Крси

0,9

0,8

-0,1

0,5

7.Коэффициент индекса

постоянного актива

(1р.А/3р.П)

Кп

0,95

0,6

-0,35

-

8.Коэффициент

долгосрочного привле-

чения заемных средств

(4р.П/4р.П+3р.П)

Кдпа

0,01

0,1

0,09

-

9. Коэффициент

состояния заемных и

собственных средств

(3р.П +4р.П/4р.П)

Ксас

165,4

10,47

-154,93

<1

По данным таблицы можно сделать следующие выводы. На исследуемом предприятии  многие показатели находятся не в норме, что подтверждает ранее высказанное утверждение о кризисном финансовом положение предприятия. Коэффициент автономии снизился на 0,12 и составил на конец  периода 0,5, это говорит о том , что предприятие при дальнейшем таком снижении не сможет покрывать все свои обязательства собственными средствами.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами с отрицательным значением, характеризует кризисную ситуацию на предприятии, близкую к банкротству, а именно такую картину мы наблюдаем в отчетном году:.

Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными средствами показывает, что предприятие не состоянии самостоятельно материальные запасы собственными средствами, а значит нуждается в заемных.

Коэффициент маневренности говорит о немобильности собственных финансовых источников.

Коэффициент реальной стоимости имущества показывает, что предприятие не обеспечено производственными средствами.

Все выше перечисленное подтверждает кризисное финансовое состояние предприятия.



Задача 44


На основании следующего порядка распределения чистой прибыли определите влияние на изменение фонда потребления следующих факторов:

·       изменение чистой прибыли

·       изменение норматива отчислений

В уставе предприятия записано:

Чистая прибыль организации распределяется следующим образом: в фонд накопления 35 %, в фонд потребления – 30%, в фонд социальной сферы 10 %, в резервный фонд 10 %, на выплату дивидендов 10 %.

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Подстановки

Отклон.

1

2

Чистая прибыль

445

303

303

303

142

Норматив отчислений

30

30

30

30


Фонд потребления.

133,5

90,9

90,9

90,9

42,6




Фонд потребления = чистая прибыль * норматив отчислений.

Фонд (прибыль) = 90,9-133,5 = 42,6

Фонд (отчислений)= 90,9-90,9=0

По данным расчета можно сделать вывод о том, что фонд потребления  в отчетном году составил 90,9 тыс.руб., а в базисном 133,5 тыс.руб, т.е. за исследуемый период он снизился на 42,6. Так как в учетной политике прописаны постоянные нормы отчисления в фонды, поэтому на размер фонда потребления влияет только чистая прибыль, которая за период снизилась на 142 тыс. руб., и это снижение повлекло за собой снижение размера фонда потребления.



Задача 54.

 По балансу проведите анализ оборотных активов по функциональной роли в процессе производства и обращения.


Показатели

Начало года

Конец года

Изменения

Темп

роста

сумма

%

сумма

%

сумма

%

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Материалы

340

31,63

447

                                                

33,36

107

1,73

131,47

2.Затраты в

незавершенном

производстве

57

5,30

94

7,02

37

1,72

164,91

3.Готовая

продукция

394

36,65

402

30

8

-6,65

102,03

4.Расходы

Будущих периодов

29

2,70

41

3,06

12

0,36

141,38

Итого запасов

820

76,28

984

73,44

164

-2,84

120

4. НДС

97

9,02

144

10,75

47

1,73

148,45

5.Долгосрочная

дебиторская

задолженность

38

3,53

41

3,06

3

-0,47

107,89

В т.ч.,

покупатели и заказчики

35

3,26

39

2,91

4

-0,35

111,43

6.Краткосрочная

дебиторская

задолженность

74

6,89

99

7,39

25

0,50

133,78

В т.ч.,

покупатели и заказчики

68

6,33

91

6,79

23

0,46

133,82

Краткосрочные

Фин. вложения

17

1,58

24

1,78

7

0,20

141,18

7.Денежные

средства

29

2,70

48

3,58

19

0,88

165,52

8.Прочие оборотные

активы








Оборотный

капитал

1075

100

1340

100

265

-

124,65

По данным таблицы можно сделать вывод, что оборотный капитал за исследуемый период возрос на 265 тыс. руб. или на 24,65 %. Это произошло из-за повышения процентного содержания в оборотном капитале материалов, которые повысились на 107 тыс. руб или 31,47 % , чем самым повысились на запасы предприятия на 164 тыс. руб. или на 20 %, но так как возросли затраты незавершенного производства на 37 тыс. руб. или на 64,91 %и незначительно возросло количество готовой продукции на оборотные средства,  снизилось процентное содержание запасов в общем оборотном капитале.  Также на рост оборотных средств повлиял рост  НДС на 47 тыс.руб. или 48,45 %, денежных средств на 19 тыс.руб. или на 65,52 %, а также долгосрочной и краткосрочной задолженности предприятия, на 7,89% и 33,82 % соответственно.


Список используемой литературы

1.                          Анализ хозяйственной деятельности в промышленности : Учебник /Н.А. Русак – Минск: Высш. Школа.. 2003.

2.                          Антикризисное управление / под.редакцией  / э.С. Минаева  и В.П. Панагушева. – М.: ПРИОР. 2001.

3.                          Анализ хозяйственной деятельности предприятия: пособие / под редакцией Л.Л. Ермолович. – Минск . : Интерпресервис, 2003

4.                          Бороненокова С.Аж. «Управленческий анализ». – М, Финансы и статистика, 2003.

5.                          Донцова Л.В. Никифорова Л.А. «Комплексный анализ деятельности предприятия» - М.: ДИС, 2000 г.