Содержание

1. Анализ накладных расходов при экспортных, импортных операциях. 3

2. Методика анализа экспортных и импортных операций. 8

3. Задача. 12

4. Задача. 13

5. Задача. 14

Список использованной литературы.. 16

1. Анализ накладных расходов при экспортных, импортных операциях.


Накладные расходы по экспорту представляют собой затраты объединения по перевозке, перевалке, хране­нию и реализации экспортных товаров. Указанные за­траты увеличивают себестоимость товаров и в связи с этим соответственно уменьшают чистый доход от их реализации. Снижение накладных расходов ведет к повышению уровня эффективности экспорта. Цель анализа накладных расходов — проверка соблюдения объединением или фирмой в отчетном периоде режи­ма экономии и изыскание возможностей к снижению затрат в будущем. Анализ расходов за отчетный пе­риод следует проводить в сравнении с предшествую­щим периодом. При этом необходимо выяснить при­чины изменения величины накладных расходов в аб­солютном размере и по отношению к объему реали­зации товаров (относительный уровень накладных расходов) в целом, а также по отдельным видам на­кладных расходов. •

Накладные расходы, производимые в ходе экспорт­ных операций, подразделяются на затраты в совва-люте и затраты в инвалюте. Первые включают прямые расходы, учитываемые в потоварном разрезе, и кос­венные, не подлежащие включению в себестоимость конкретных товаров по прямому признаку. Вторая группа состоит только из прямых расходов.

Данные о накладных расходах можно получить из бухгалтерского учета объединения (разработок меха­низированного, учета по балансовым счетам наклад­ных расходов — машинограммы). Для примера ниже приведена схема основных фак­торов, вызывающих изменение величины некоторых видов накладных расходов. [4.c.75]




Накладные расходы

Факторы

1. По перевозке товаров

1. Количество (вес) груза

2. Радиус (дальность) пере­возки

3. Ставка по перевозке (тариф, фрахт)

4. Способ и условия перевозки

2. Но перевалке товаров

1. Количество (вес) груза

2. Ставка за перевалку

3. Надбавка по нестандартным грузам и грузам-тяжеловесам

3. По хранению товаров

1. Количество (вес) груза

2. Способ хранения

3. Время хранения

4. Ставка за хранение


Для определения относительных уровней наклад­ных расходов (т. е. относительно объема реализации) абсолютная сумма затрат, относящихся к реализован­ным товарам, делится на стоимость таких реализо­ванных товаров. При этом накладные расходы в соввалюте сопоставляются с суммой реализованных то­варов по внутренним ценам, а накладные расходы в инвалюте —с суммой реализованных товаров по конт­рактным ценам. Так, например,

ОУНР сов.в = НР совюв/З

где ОУНЯРсов в— относительный уровень накладных расходов объединения и фирмы в соввалюте;

НРсов. в — накладные расходы в соввалюте;

3 — сумма реализованных товаров по себестои­мости;

ОУНР инв = НР инв/З

где ОУНРинв — относительный уровень накладных расходов в ин­валюте; НРннв — накладные расходы в инвалюте;

З — сумма реализованных товаров в инвалюте (вы­ручка-брутто). [4.c.76]

При внешнем сходстве в формулах расчета эти показатели отличаются по существу. Первый показы­вает, какую часть накладные расходы в соввалюте составляют от внутренней стоимости товаров (например, 6%). Прибавление этих расходов к внутренней стоимости даст себестоимость реализованного товара в советской валюте. По второму показателю видно, какую часть суммы, вырученной за товары, объеди­нение израсходовало на оплату накладных расходов в инвалюте. Вычет этих расходов из выручки-брутто определит чистую выручку от реализации товаров (выручка-нетто).

Сравнение с прошлым годом часто показывает уве­личение абсолютного уровня накладных расходов. Такой прирост может произойти как за счет увеличе­ния количества реализованных товаров (например, на 1000 т или штук), так и за счет изменения размеров отдельных видов затрат на единицу количества реали­зованного товара (например, рост расходов по пере­возке или хранению каждой тонны или штуки товара). Относительный уровень накладных расходов также меняется, что может быть вызвано изменением цен на товары, сдвигами в структуре реализации товаров, изменением размера затрат на единицу количества реализованного товара.

Для установления конкретных причин и определе­ния их влияния необходимо проанализировать изме­нения по отдельным видам накладных расходов. Да­лее путем обобщения можно установить причины и измерить их влияние на изменение показателей по накладным расходам. [4.c.77]

Накладные расходы по импорту представляют собой затраты объединения по перевозке, перевалке, хране­нию и реализации экспортных товаров. Указанные за­траты увеличивают себестоимость товаров и в связи с этим соответственно уменьшают чистый доход от их реализации. Снижение накладных расходов ведет к повышению уровня эффективности экспорта. Цель анализа накладных расходов — проверка соблюдения объединением или фирмой в отчетном периоде режи­ма экономии и изыскание возможностей к снижению затрат в будущем. Анализ расходов за отчетный пе­риод следует проводить в сравнении с предшествую­щим периодом. При этом необходимо выяснить при­чины изменения величины накладных расходов в аб­солютном размере и по отношению к объему реали­зации товаров (относительный уровень накладных расходов) в целом, а также по отдельным видам на­кладных расходов.

Накладные расходы, производимые в ходе экспорт­ных операций, подразделяются на затраты в соввалюте и затраты в инвалюте. Первые включают прямые расходы, учитываемые в потоварном разрезе, и кос­венные, не подлежащие включению в себестоимость конкретных товаров по прямому признаку. Вторая группа состоит только из прямых расходов.

Данные о накладных расходах можно получить из бухгалтерского учета объединения (разработок меха­низированного, учета по балансовым счетам наклад­ных расходов — машинограммы). Для примера ниже приведена схема основных фак­торов, вызывающих изменение величины некоторых видов накладных расходов.

Накладные расходы

Факторы

1. По перевозке товаров

1. Количество (вес) груза

2. Радиус (дальность) пере­возки

3. Ставка по перевозке (тариф, фрахт)

4. Способ и условия перевозки

2. Но перевалке товаров

1. Количество (вес) груза

2. Ставка за перевалку

3. Надбавка по нестандартным грузам и грузам-тяжеловесам

3. По хранению товаров

1. Количество (вес) груза

2. Способ хранения

3. Время хранения

4. Ставка за хранение


Для определения относительных уровней наклад­ных расходов (т. е. относительно объема реализации) абсолютная сумма затрат, относящихся к реализован­ным товарам, делится на стоимость таких полученных товаров. При этом накладные расходы в соввалюте сопоставляются с суммой реализованных то­варов по внутренним ценам, а накладные расходы в инвалюте —с суммой полученной товаров по конт­рактным ценам. [4.c.92]

Так, например,

ОУНР сов.в = НР совюв/З

где ОУНЯРсов в— относительный уровень накладных расходов объединения и фирмы в соввалюте;

НРсов. в — накладные расходы в соввалюте;

3 — сумма реализованных товаров по себестои­мости;

ОУНР инв = НР инв/З

где ОУНРинв — относительный уровень накладных расходов в ин­валюте;

НРннв — накладные расходы в инвалюте;

З — сумма полученных товаров в инвалюте (вы­ручка-брутто) .

При внешнем сходстве в формулах расчета эти показатели отличаются по существу. Первый показы­вает, какую часть накладные расходы в соввалюте составляют от внутренней стоимости товаров.

Сравнение с прошлым годом часто показывает уве­личение абсолютного уровня накладных расходов. Такой прирост может произойти как за счет увеличе­ния количества реализованных товаров (например, на 1000 т или штук), так и за счет изменения размеров отдельных видов затрат на единицу количества реали­зованного товара (например, рост расходов по пере­возке или хранению каждой тонны или штуки товара). Относительный уровень накладных расходов также меняется, что может быть вызвано изменением цен на товары, сдвигами в структуре реализации товаров, изменением размера затрат на единицу количества реализованного товара.

Для установления конкретных причин и определе­ния их влияния необходимо проанализировать изме­нения по отдельным видам накладных расходов. Да­лее путем обобщения можно установить причины и измерить их влияние на изменение показателей по накладным расходам. [4.c.93]



2. Методика анализа экспортных и импортных операций.


Анализ импортных операций организации. Импорт — это ввел товара на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорт фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации. Таким образом, импорт сводится к операциям, когда российская организация самостоятельно или через посредника (по договору комиссии или поручения) покупает у иностранного поставщика (в основном за иностранную ва­люту) товары.

В бухгалтерском учете импортные товарные операции отра­жаются на счетах материальных ценностей (15, 16 или 41). При­обретаемые за иностранную валюту товары к учету принимаются прежде всего в оценке в рублях по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату перехода права собственности на импортированные това­ры от иностранного поставщика. При этом в дальнейшем пере­счет этой стоимости после отражения в бухгалтерском учете в связи с последующими изменениями курса иностранных валют по отношению к рублю не осуществляется.

По существующей методике, принятой в бухгалтерском уче­те, при ведении закупок товаров по импорту (в том числе по товарообменным операциям) покупная стоимость поступаю­щих товаров исчисляется исходя из их стоимости, предусмотрен­ной в контракте (договоре), таможенных платежей, и прочих рас­ходов по закупке. Таким образом, если по условиям контракта оплата таможенных платежей является обязанностью россий­ской организации, то таможенные платежи участвуют в форми­ровании импортной покупной стоимости товара (отражаются на счете 15 или 41). Изменения в таможенном законодательстве, в размерах таможенных тарифов отражаются на величине покуп­ной стоимости импортных материальных ценностей. [7.c.122]

Методика анализа импортных операций состоит, прежде все­го, в расчете абсолютных изменений приобретения импортных товаров, как в целом, так и по товарным группам (как в сумме иностранной валюты, так и в рублевом эквиваленте), а также темпов изменения импортных закупок. Далее анализируется структура товарных ресурсов и доля импортных ресурсов в общей товарной массе; динамика этих показателей.

Анализируя импортные операции, можно использовать весь накопленный инструментарий, которым пользуются при анализе в торговле. Специфика же анализа импортных операций заклю­чается в анализе влияния на объект импорта изменения офици­ального курса рубля к иностранным валютам и таможенных пла­тежей. При этом используются балансовый метод, способ раз­ниц, метод цепных подстановок.

Анализ экспортных операций организации. Экспорт — это вы­воз товара с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаров таможенной грани­цы Российской Федерации.

Экспорт сводится к операциям, связанным с продажей орга­низацией самостоятельно или через посредника (по договору ко­миссии или поручения) иностранному покупателю, преимущест­венно за иностранную валюту, товаров.

В бухгалтерском учете валютная выручка организации отра­жается по кредиту счета 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» в рублях путем пересчета суммы иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действовавшему на момент передачи права собственности иностранному покупателю на отгруженную продукцию.

При анализе экспортных операций можно использовать весь накопленный инструментарий, которым оперируют при анализе в торговле. Специфика же анализа экспортных операций заклю­чается в изучении влияния изменений официальных курсов руб­ля к иностранным валютам. [7.c.123]

Результат экспорта (Д) представляет собой разницу между доходом от экспорта (валютный доход Е) и затратами по экс­порту (А). При этом валютный доход выражается как в иност­ранной валюте, так и в рублевом эквиваленте, а затраты — толь­ко в рублях:

Д1 = Е-А,

Е = К * Р,

где К — курс ЦБ РФ к иностранной валюте, руб.;

Р — продажная стоимость экспортной продукции, иностранная валюта.

Д1 = К*Р-А.

Влияние изменения курса рубля к иностранной валюте (АК) на финансовый результат по экспорту можно определить при по­мощи способа разниц:

Вл. АК = (К1 * Р0 - А) - (К0 * Р0 - А) = (K1 - К0) * Р0.

При анализе экспортных операций можно использовать ин­дексный метод. При этом исчисляется индекс результата экспор­та по группам изделий (Уд) следующим образом:

Уае = ∑∑1g1*(e1-a1)/∑∑ g0*(e0-a0)

или

Уае = ∑∑1g1*p1/∑∑ g0*p0

где е а = р — результат экспорта по каждому изделию или стране, в кото­рую экспортируются изделия;

qколичество экспортируемых изделий;

р0 — средний результат экспорта по изделию в целом;

∑ — сумма всех экспортируемых изделий по каждой группе про­дукции;

∑1— общее число стран, в которые производится экспорт по каждому изделию.

Индекс результата экспорта, как и каждый объемный индекс с тремя компонентами, расчленяется на три частных индекса: [7.c.124]

∑∑1g1*(e1-a1)/∑∑ g0*(e0-a0)= ∑∑1g1*(e0-a0)/∑∑ g0*(e0-a0) * ∑∑1g1*(e1-a1)/∑∑ g0*(e1-a0) * ∑∑1g1*(e0-a1)/∑∑ g0*(e0-a0)

Частные индексы выражают следующее:

lg — влияние изменения экспортируемого количества изделий

Вл. g = ∑∑1g1*(e0-a0)/∑∑ g0*(e0-a0)

le1 – влияние изменение дохода от экспорта

Вл. g = ∑∑1g1*(e1-a1)/∑∑ g1*(e0-a1)

la1 – влияние изменение затрат по экспорта

Вл. а = ∑∑1g1*(e0-a1)/∑∑ g1*(e0-a0)


3. Задача

Рассчитайте оптимальную цену на импортную продукцию (при выходе с предприятия для реализации), примите решение по прибыльности проекта, если средняя цена по региону на аналогичный товар составляет 18000 руб.

Показатели

Сумма

1 . Контрактная цена за единицу, долл.

405

2. Количество, шт.

1125

3 . Курс рубля к доллару

30,5

4. Таможенная пошлина за единицу, %

15

5. Сбор за таможенное оформление единицы товара, %

0,15

6. Наценка, %

30


Решение

Контрактная цена за единицу в руб = Контрактная цена за единицу в долл. * Курс рубля к доллару = 405*30,5 = 12352,5 руб.

Цена с таможенной пошлиной за единицу в руб. = Таможенная пошлина за единицу * Контрактная цена за единицу в руб /100 + Контрактная цена за единицу в руб = 12352,5 * 15/100 + 12352,5 = 14205,375 тыс.руб.

Цена с сбором за таможенное оформление единицу товара = Сбор за таможенное оформление единицы товара * Цена с таможенной пошлиной за единицу руб /100 + Цена с таможенной пошлиной за единицу в руб = 14205,375 * 0,15/100 + 14205,375 = 142226,68 тыс.руб.

Цена с наценкой или оптимальная цена в рублях = Цена с сбором за таможенное оформление единицу товара * (1+ Наценка/100) = 18494,69


4. Задача

Проанализируйте выполнение обязательств по экспорту товаров и установите влияние физического объема и цены на изменение стоимости экспорта.

Товар

Принято обязательств

Выполнено обязательств

Выручка по принято обязательств 

Выручка по выполнено обязательств 

Количество, шт.

Цена, руб.

Количество, шт.

Цена, руб.

А

206

3780

201

3900

778680

783900

Б

108

2320

128

2100

250560

268800

С

53

1800

47

1800

95400

84600


Решение

Выручка в пересчете = Количество выполненных обязательств * Цена принятых обязательств

Изменение за счет объема = Выручка в пересчете - Выручка по принято обязательств

Изменение за счет цены = Выручка по выполнено обязательств - Выручка в пересчете


Товар

Выручка в пересчете

Изменение за счет объема

Изменение за счет цены

А

759780

-18900

24120

Б

296960

46400

-28160

С

84600

-10800

0


5. Задача

Оцените изменение состава и организаций с участием иностранного структуры показателей деятельности капитала по отраслям экономики.

Отрасли

Число организаций, шт.

Среднесписочная численность работников, тыс. человек

Объем продукции (работ, услуг), млн. руб.

2002

2003

2002

2003

2002

2003

Промышленность

2496

2424

693,8

960,2

294765

599817

Сельское хозяйство

75

72

11,0

16,1

1704

4143

Строительство

642

551

23,5

26,2

8130

14589

Транспорт

482

463

53,5

53,2

23846

52264

Торговля и общественное питание

3532

3112

87,1

94,1

70297

96669

Наука и научное обслуживание

316

277

8,5

10,9

4023

5142

Решение

Объем продукции (работ, услуг), млн. руб. на 1 предприятие = Объем продукции (работ, услуг), млн. руб. на 1 предприятие/Число организаций, шт.

Изменение число организаций, шт. = Число организаций, шт. 2003 - Число организаций, шт.2002

Изменение объем продукции (работ, услуг), млн. руб. на 1 предприятие = Объем продукции (работ, услуг), млн. руб. на 1 предприятие 2003 - Объем продукции (работ, услуг), млн. руб. на 1 предприятие 2002

Изменение за счет числа организаций = Изменение число организаций, шт. * Объем продукции (работ, услуг), млн. руб. на 1 предприятие 2002

Изменение за счет объем продукции (работ, услуг), млн. руб. = Изменение объем продукции (работ, услуг), млн. руб. на 1 предприятие * Число организаций, шт. 2003


Отрасли

Объем продукции (работ, услуг), млн. руб. на 1 предприятие

Изменение число организаций, шт.

Изменение объем продукции (работ, услуг), млн. руб. на 1 предприятие

Изменение за счет числа организаций

Изменение за счет объем продукции (работ, услуг), млн. руб.

2002

2003

Промышленность

118,09

247,45

-72

129,35

-8502,84

313554,8

Сельское хозяйство

22,72

57,54

-3

34,82

-68,16

2507,16

Строительство

12,66

26,48

-91

13,81

-1152,38

7611,383

Транспорт

49,47

112,88

-19

63,41

-939,988

29357,99

Торговля и общественное питание

19,90

31,06

-420

11,16

-8359,21

34731,21

Наука и научное обслуживание

12,73

18,56

-39

5,83

-496,509

1615,509


Список использованной литературы


1. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело-М.: ЮНИТИ, 2001.

2. Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций: Учебно-практическое посо­бие. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2001.

3. Дягтерева О.И., Полякова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономиче­ская деятельность: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Дело, 2002.

4. Муравьев А. И. Анализ внеэкономической деятельности предприятий. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 144 с.

5. Ноздрева Р.Б. и др. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью: 17-модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации". Модуль 10. - М.: ИНФРА-М, 2000.

6. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономи­ческой деятельности: Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 1999.

7. Чернов В.А Экономический анализ – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 686.