ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра экономики предприятия и предпринимательства

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика организации»

Вариант № 3

Выполнила:

Группа: 357, вечер, ФиК

№ личного дела:

Руководитель: Попадюк Татьяна Геннадьевна

Москва-2008

Содержание


1.     Бизнес-план предприятия, его назначение

2.     Задача 1

3.     Задача 2





















1.    Бизнес-план предприятия, его назначение


Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.

В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм, но необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей.

Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений), требующих инвестиций. Для этих и некоторых других целей применяется бизнес-план.

Бизнес план – это документ, в котором:

·       формулируются цели развития предприятия, дается их обоснование

·       определяются пути достижения данных целей, а также необходимые ресурсы

·       конечные финансовые показатели работы предприятия

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития.

В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности предприятия (продукта или услуги) на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:

·        конкретный проект производства определенного товара (услуг) – создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);

·        всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, целью которого является выделение его слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных предприятий;

·        изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

Можно выделить основной круг пользователей, для которых создается бизнес – план:

1.     руководство предприятия (необходимо для того, чтобы объективно оценить свой бизнес, взглянуть на него со стороны)

2.     инвесторы (для привлечения партнеров, акционеров, кредитных ресурсов)

3.     сотрудники предприятия


Бизнес-план может быть подготовлен менеджером, предпринимателем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Если у менеджера возникла идея освоить изготовление нового продукта , оказать новую услугу или просто новый метод организации и управления производством, он предлагает свою идею для бизнес-плана . Если он собирается реализовать свою концепцию самостоятельно (как самостоятельный предприниматель), он создает свой бизнес-план. Для разработки стратегии развития крупной фирмы создается развернутый бизнес-план. При его подготовке необходимо прежде всего решить, какая цель (или цели) преследуется. Необходимо сформулировать эту цель в письменном виде . Цели бизнес-плана могут быть различными , например, получение кредита, или привлечение инвестиций в рамках уже существующего предприятия, или определение направлений и ориентиров самого предприятия в мире бизнеса и т.д.

 Предприятия, работающие в стабильной ситуации и производящие продукты для достаточно устойчивого рынка при росте объемов производства, разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование производства и поиск путей снижения его издержек. Однако все эти предприятия постоянно предусматривают мероприятия по модернизации производимой ими продукции (услуг) и формируют их в виде локальных бизнес-планов.

 Предприятия, выпускающие продукцию при постоянном риске, прежде всего систематически работают над бизнес-планами по освоению новых видов продукции по переходу на новые поколения изделий и т.д.

 Если предприятие, наметив значительный рост производства вновь осваиваемых или традиционных продуктов , не имеет достаточно собственных мощностей для их производства, то оно может пойти либо путем привлечения капитальных вложений для создания новых мощностей , либо путем поиска партнеров, которым предприятие даст изготовление определенных узлов, деталей, выполнение технологических процессов, оно также разрабатывает соответствующий бизнес-план. Второй путь, как правило, обеспечивает ускоренное решение задач и требует меньше средств. В этом случае уже на стадии разработки бизнес-плана определяют требования к будущему производству.

 Бизнес-план оценивает перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне ее. Он необходим руководству фирмы для ориентации в условиях акционерной собственности и при создании товарищества. С помощью бизнес-плана руководство фирмы принимает решение, какая часть прибыли остается в деле для накопления, а какая распределяется в виде дивидендов между акционерами. Бизнес-план используется для обоснования мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации и ответственности.

 Бизнес-план активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовать, совместное планирование развития фирм, связанных кооперированием и изготовлением одного или взаимодополняющих продуктов. В этом случае может иметь место встречный процесс. Либо изменение готового продукта определяет необходимость развития у фирм-партнеров, изготовляющих в порядке кооперирования узлы, детали, являющиеся частями технологического процесса. Либо обоснование изменения отдельного элемента готового продукта, обеспечивающее повышение его ресурсов, определяет необходимость соответствующего изменения операции по производству конечного продукта. В любом случае фирмы-участники одного процесса, как правило, осуществляют общее финансирование.

 Наиболее активно бизнес-план используется при поиске инвесторов, кредиторов, спонсорских вложений и т.д. Помогает бизнес-план крупным предпринимателям и предприятиям, которые собираются расширить дело, купив акции существующего предприятия или организовав новую организационно-производственную структуру

Бизнес-план предусматривает решение следующих стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации:

·        организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка сегодняшнего состояния предприятия;

·        выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности предприятия, акцентируя внимание на сильных сторонах и не скрывая слабых;

·        формирования инвестиционно-проектных целей этой деятельности на планируемый период.

 В бизнес-плане обосновываются:

 - общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях конкретного рынка;

- выбор стратегии и тактики (методов) конкуренции;

- оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.

 Бизнес-план дает объективное представление о стратегии и тактике развития производства и организации производственной деятельности, способах продвижения товара на рынок, прогнозирует цены, будущую прибыль, основные финансово-экономические результаты деятельности предприятия и вместе с тем определяет так называемые зоны риска, предлагает пути снижения этих рисков или по крайней мере их влияние на будущую прибыль.

 Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей предприятия. Чтобы бизнес-план был принят, он должен быть обеспечен необходимыми финансовыми ресурсами. Это в значительной мере определяет характер проектов (концепций), которые изучаются при разработке бизнес-плана. Включение самого проекта в бизнес-план становится возможным лишь в том случае, если определены источники его финансирования.

 Многие инвесторы предпочитают краткое содержание бизнес-плана, что позволяет им увидеть важные особенности и преимущества проекта. Такой документ носит название бизнес-предложение. Оно используется при переговорах с возможными инвесторами и будущими партнерами, приглашении ключевых сотрудников, подписании контрактов с персоналом предприятия. Бизнес-предложение является не только внутренним документом предприятия, но и используется при установлении контрактов. Это предъявляет определенные требования к его оформлению, форме и структуре.

 Бизнес-план должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела, степени своего участия в нем. Объем и степень конкретизации разделов бизнес-плана определяются спецификой и областью деятельности.


Структура бизнес-плана

Бизнес-план состоит из следующих разделов:

1.   Возможности фирмы (резюме).

2.   Виды товаров (услуг).

3.   Рынки сбыта товаров (услуг).

4.   Конкуренция на рынках сбыта.

5.   План маркетинга.

6.   План производства.

7.   Организационный план.

8.   Правовое обеспечение деятельности фирмы.

9.   Оценка риска и страхования.

10.  Финансовый план.

11.  Стратегия финансирования.

Бизнес-план является одним из первых обобщающих документов обоснования инвестиций и содержит укрупненные данные о планируемой номенклатуре и объемах выпуска продукции, характеристики рынков сбыта и сырьевой базы, потребность производства в земельных, энергетических и трудовых ресурсах, а также содержит ряд показателей, дающих представление о коммерческой, бюджетной и экономической эффективности рассматривае-мого проекта и в первую очередь представляющих интерес для участников-инвесторов проекта. Расчеты показателей адаптированы к требованиям и условиям современного отечественного и зарубежного инвестирования.

Бизнес-план является объектом интелектуальной собственности, предметом коммерческой тайны и подлежит соответствующей защите.















Задача 1

Себестоимость единицы продукции в базовом периоде – 90 руб.. Объем реализации в базовом периоде 2000 штук изделий. Условно-постоянные расходы в базовом периоде составляли 35 % валовой себестоимости. Как изменится себестоимость единицы продукции, если объем реализации увеличится на 20 %.

Решение:

Валовую себестоимость (ВС)определим по формуле:

ВС = себестоимость единицы продукции *объем реализации =90*2000=180000 (руб.)

Тогда, условно-постоянные расходы=180000*0,35=63000 (руб.)

При увеличении объема реализации на 20%, объем реализации в отчетном периоде составит: 2000*1,2=2400 (шт.)

Валовая себестоимость=2400*90=216000(руб.)

Увеличение объемов производства как правило ведет к экономии на условно-постоянные расходы:

,где

экономия условно-постоянных расходов

индекс условно-постоянных расходов

индекс объемов производства

удельный вес условно-постоянных расходов.

Таким образом экономия на условно-постоянных расходов составит: 63000*0,26=16380(руб.),

следовательно валовая себестоимость=216000-16380=199620(руб.),

себестоимость единицы продукции =, т.е снизилась на 6,82 рубля.


Ответ: себестоимость единицы продукции снизилась на 6,82 рубля и составила 83,18 рублей.

















Задача 2

В создании ЗАО участвуют три учредителя. В качестве взносов в УК учредителями предложены различные виды имущества. Состав вкладов и их оценка, предлагаемая учредителями, приведены в таблице 1.

Произвести расчет суммы УК и распределить акции между учредителями. Номинальная стоимость - 50 руб.

Таблица 1


Учреди-тели

Виды взносов

Итого

(тыс. р.)



Денежные средства (тыс. р.)

Ценные бумаги

Основные средства (тыс. р)





Кол-во (шт.)

Суммарная стоимость (тыс. р.)



1

А

10

10

0,600

-

10600

2

Б

10

5

0,25

-

10250

3

В

10

-

-

20

30000


Итого

30

15

0,850

20

50850


Как известно, стоимостная оценка вкладов учредителей осуществляется по их взаимной договоренности. Однако уточнить стоимость имущества можно, воспользовавшись услугами независимого оценщика. Какие коррективы внес бы в предлагаемые оценки вкладов оценщик, располагая следующей дополнительной информацией:

1. Номинальная стоимость акций, предлагаемых учредителем А, составляет 50 руб. за одну акцию. Усредненный дивиденд по ним за 5 лет составляет 15% годовых. Норма ссудного процента - 30% годовых. Данных в печати о котировках нет.

2. Номинальная стоимость акций, предлагаемая учредителем Б, составляет 50 руб. за единицу. По данным последней котировки - 60 руб. за единицу.

3. Использование основных фондов с характеристиками, аналогичными предложенным учредителем В, обеспечивает до окончания срока их службы получение усредненной ежегодной прибыли в размере 20 тыс. руб. и уровень рентабельности (прибыль/фонды) - 40%.


Решение

Для того, чтобы определить сумму уставного капитала нужно суммировать взносы учредителя А, Б и В:

УК=50850

Для того, чтобы узнать количество всех акций ЗАО нужно сумму уставного капитала разделить на номинальную стоимость акций:

Всего акций=50850/50=1017 (шт.)

Аналогично находим количество акций для каждого учредителя :

·        количество акций учредителя А=10600/50=212 (шт.)

·        количество акций учредителя Б=10250/50=205 (шт.)

·        количество акций учредителя В=30000/50=600 (шт.).


При рассмотрении дополнительной информации оценщиком вносятся следующие коррективы:

Учредитель А – рассчитаем реальную стоимость акций

Реальная стоимость =

Таким образом сумма вклада учредителя А после переоценки составит:

10000+25*10=10250 (руб).

Сумма вклада учредителя Б после переоценки: 10000+5*60(номинальная стоимость акций по данным последней котировки)=10300 (руб).

Учредитель В:

Для того, чтобы рассчитать стоимость основных фондов после переоценки, используем формулу: рентабельность =, откуда ОФ==(руб.)

Сумма вклада учредителя В составит: 50000+10000=60000(руб.)

Таким образом уставной капитал после переоценки составит:

УК=10250+10300+60000=80550(руб.)

Количество акций =(шт.)

Аналогично находим количество акций для каждого учредителя :

·        количество акций учредителя А=10250/50=205(шт.)

·        количество акций учредителя Б=10300/50=206 (шт.)

·        количество акций учредителя В=60000/50=1200 (шт.).