Содержание

Введение. 3

1. Основные нововведения в новом Таможенном Кодексе – главной законодательной базе таможенной политики. 4

2. Деятельность в области таможенного дела. 6

2. Таможенные режимы.. 8

3. Ставки таможенных пошлин и порядок их установления (законодательная база определения ставок) 11

4. Определение страны происхождения товаров. 12

Заключение. 14

Список литературы.. 15

















Введение


Целью данной работы является изучение таможенной политики предприятия. Особую актуальность данной теме в настоящее время придает факт вступления в силу нового Таможенного Кодекса РФ.

Регулирование внешнеторговых операций – неотъемлемая функция любого государства, стремящаяся обеспечить свою политическую независимость и экономическую безопасность. Таможенное законодательство начало активно развиваться в связи с проведением рыночных реформ в РФ, которые выразились, в частности, в децентрализации внешнеэкономической деятельности, в интегрировании экономики в мировое хозяйство, в процессе освоения выгодных рынков в западных и восточных странах.

1 января 2004 года вступил в законную силу новый Таможенный Кодекс РФ[1]. Необходимость его принятия была продиктована рядом факторов: отставанием норм таможенного права от существенно обновившегося федерального законодательства; проблемами в практической деятельности субъектов внешней и внутренней торговли и должностных лиц таможенных органов; громоздкостью таможенного законодательства с запутанностью огромного массива подзаконных актов, недостатками в технологии таможенного процесса.

С принятием нового Таможенного Кодекса представилась возможность говорить о смене эпох в области международных экономических отношений, о начале перехода от «таможни правительства» к «таможне для участников внешней торговли». Этот важнейший закон (основополагающий источник таможенного права) призван способствовать внешней торговле, а не создавать условия для работы контролирующих органов и вмешательства государства в данную среду. Это именно те требования, выполнение которых является одним из условий членства России в ВТО.


 

1. Основные нововведения в новом Таможенном Кодексе – главной законодательной базе таможенной политики

Основным позитивным фактором содержания нового Таможенного Кодекса является то, что из рамочного нормативного акта он превратился в закон прямого действия. Ранее количество нормативных правовых актов, применяемых в области таможенного дела, исчислялось несколькими тысячами, большинство из которых составляли подзаконные акты. Основными отличиями нового Таможенного Кодекса являются:

1. Упрощение и ускорение процедуры таможенного оформления и таможенного контроля предполагается достигнуть за счет введения электронного документооборота. В области таможенного дела на первое место выходит внедрение информационных систем с использованием вычислительной техники и связи.

2. Процедура таможенного оформления подвергнута существенной трансформации. В практику вводится принцип «одного окна» для оформления документов. Значительно сократился срок таможенного контроля. Если ранее на проверку документов и таможенный досмотр затрачивалось 10 дней с момента принятия декларации, то в настоящее время срок выпуска товаров снизился до 3 дней. Субъекты экспортно-импортных операций за каждый день задержки товаров на складах временного хранения уплачивают немалые суммы. Разумеется, «чем дольше товар «зависает» на таможне, тем больше издержки предпринимателей. А это ведет к увеличению стоимости товара для потребителей».

3. С принятием Таможенного Кодекса участнику внешнеэкономической деятельности выгодно быть законопослушным. Так, если лицо не привлекалось к ответственности за нарушения правил, открыто для таможенного контроля и осуществляет внешнеэкономическую деятельность не менее 3 лет, оно может рассчитывать на применение к нему специальных упрощенных процедур[2].

4. Новеллой Таможенного Кодекса РФ является введение предварительного декларирования товаров[3], следовательно затраты на таможенное оформление будут в большей степени носить временный характер, а товар под таможенным контролем будет находиться минимальный период, что не может не отразиться на издержках предприятия.

5. Значительное налоговое послабление предусмотрено для физических лиц, ввозимых товары в страну[4].

6. Перечень видов таможенных платежей сокращен до четырех, и все они установлены Таможенным Кодексом. Несомненным преимуществом для субъекта внешнеэкономической деятельности являются установленные правила, в соответствии с которым неуплата таможенных платежей, не может являться основанием для отказа в принятии таможенной декларации[5].

7. Особого внимания заслуживает глава 30 Таможенного кодекса, посвященная изменению сроков уплаты таможенных платежей, т.е. порядку представления отсрочки ил рассрочки (на это могут рассчитывать как юридические, так и физические лица)[6]. Во главе 32 Таможенного Кодекса установлен порядок принудительных взыскания таможенных платежей.

8. Новые положения внесены в порядок осуществления таможенного контроля. В статью 358 выделены его принципы, в число которых включен и анализ рисков, означающий определение стратегии таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства.

9. В  Таможенный Кодекс впервые включены развернутые положения по защите интеллектуальной собственности[7].

10. Законодатель совершенно справедливо отказался от такого вида таможенного платежа. Как плата за информирование и консультирование.

Таким образом, законодатель в новом Таможенном Кодексе исходил из разумного сочетания задач обеспечения экономического суверенитета РФ и интересов участников внешней торговли, поддержки отечественных товаропроизводителей.  Вместе с тем. Как и любой законодательный акт такого уровня, Таможенный Кодекс не лишен ряда недостатков. Среди них такие как: нечеткое определение политики «таможенного дела» и «таможенного регулирования», неясность в критерии классификации таможенных режимов, отсутствие видов и порядка взимания таможенных сборов, перегруженность Кодекса отсылочными нормами[8].



2. Деятельность в области таможенного дела

Деятельность юридических лиц в качестве таможенных перевозчиков, владель­цев складов временного хранения, вла­дельцев таможенных складов и таможен­ных брокеров (представителей) допускает­ся при условии их включения соответствен­на в Реестр таможенных перевозчиков, Ре­естр владельцев складов временного хра­нения. Реестр владельцев таможенных складов или Реестр таможенных брокеров представителей[9].

Реестры лиц, осуществляющих дея­тельность в области таможенного дела, ведется федеральным органом исполнитель­ной власти, уполномоченным в области та­моженного дела, в порядке, определяемом этим органом.

Федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный в области тамо­женного дела, обязан обеспечить регуляр­ное, не реже одного раза в три месяца, опубликование в своих официальных изда­ниях реестров лиц, осуществляющих дея­тельность в области таможенного дела[10].

Включение юридических лиц в рее­стры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, осуществляет­ся на условиях, установленных Таможенным Кодексом. За включение в указанные рее­стры плата не взимается.

Для включения в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в об­ласти таможенного дела, юридическое ли­цо обращается в таможенный орган с заяв­лением в письменной форме, содержащим сведения, предусмотренные Таможенным  Кодексом, и представляет документы, под­тверждающие сведения, указанные в этом заявлении, по перечню, установленному Таможенным Кодексом[11].

Юридическое лицо подлежит исклю­чению из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела:

По желанию указанного лица со дня, следующего за днем получения таможен­ным органом заявления лица в письменной форме об исключении из соответствующе­го реестра;

По истечении срока действия свиде­тельства, установленного пунктом 2 статьи 96, пунктом 3 статьи 111 и пунктом 3 статьи 229 Таможенного Кодекса, со дня, следую­щего за днем истечения такого срока;

При принятии решения об отзыве свидетельства со дня вступления в силу та­кого решения;

При ликвидации юридического лица со дня, следующего за днем внесения реги­стрирующим органом в Единый государст­венный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации в соответствии с за­конодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридиче­ских лиц;

1.При прекращении деятельности юри­дического лица в результате реорганиза­ции, за исключением его преобразования, со дня, следующего за днем, когда реорга­низация юридического лица считается за­вершенной в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации. Запрос должен быть подан в течение шести месяцев со дня принятия решения, совершения действия (бездействия) либо истечения срока их принятия или совершении либо со дня, когда лицу стало известно о принятом решении или совершенном действии (бездействии).

Заинтересованное лицо может обра­титься с запросом о предоставлении необ­ходимой информации как в устной, так и в письменной форме. Устный запрос подле­жит рассмотрению[12].



2. Таможенные режимы

Общим положениям таможенных режимов были посвящены ст. 22, 23, 24, 25 и 28 Таможенного кодекса РФ 1993 года. Статья 22 определяла, что все товары и транс­портные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с тамо­женными режимами и в установленном порядке, ст. 23 содержала перечень тамо­женных режимов, ст. 24 закрепляла право Правительства РФ и ГТК России вводить иные таможенные режимы, а также определять особенности применения таможен­ных режимов, ст. 25 устанавливала право выбора и изменения таможенного режи­ма и, наконец, ст. 28 предусматривала, что пользование и распоряжение товара­ми и транспортными средствами допускается в соответствии с избранным таможен­ным режимом, что предполагало выполнение установленных условий, ограниче­ний и требований. Все перечисленные положения в том или ином виде вошли в новый ТК РФ, за исключением права Правительства РФ и ГТК России устанавливать новые таможенные режимы и определять особенности их правовой регламентации.

Таможенный кодекс РФ подразделяет таможенные режимы на основные (выпуск для внутреннего потребления, экспорт, международный таможенный транзит), эко­номические [переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, переработка вне таможенной территории, временный вывоз, таможен­ный склад, свободная таможенная зона (свободный склад)], завершающие (реим­порт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства) и специальные (времен­ный вывоз, беспошлинная торговля, перемещение припасов, иные специальные та­моженные режимы'). Эта классификация не имеет существенного юридического зна­чения, ее основное назначение — определить место конкретного таможенного ре­жима в общей системе таможенных режимов.

Как видно, все установленные ТК РФ 2003 года таможенные режимы известны предшествующему таможенному законодательству. Вместе с тем содержание ряда режимов, а также правовая регламентация отдельных их положений существенно изменены. При этом были восприняты многие положения Международной конвен­ции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 1973 г., в редак­ции Брюссельского протокола 1999 г.).

Изменение названия таможенного режима выпуска для свободного обращения на выпуск для внутреннего потребления обусловлено введением понятия "выпуск для свободного обращения", обозначающего статус товаров, допускающий свобод­ный оборот товаров на российской таможенной территории. Таким образом, Кодекс допускает ситуацию, при которой товары могут быть помещены под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, но не находятся в свободном обраще­нии, будучи условно выпущенными.

Основное отличие правовой регламентации таможенного режима переработки на таможенной территории по сравнению с ТК РФ в прежней редакции заключает­ся в применении налогового регулирования: если раньше суммы ввозных таможен­ных пошлин и иных налогов при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории уплачивались в полном объеме и возвращались только при вывозе продуктов переработки в соответствии с таможенным режимом экспорта, то теперь в отношении товаров, предназначенных для переработки, представляет

— лицо, осуществляющее грузовые операции в месте прибытия, в случае утраты товаров либо передачи их третьим лицам без разрешения таможенных органов (п. 4 ст. 78);

— перевозчик, экспедитор, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, получившие разрешение на внутренний таможенный транзит, в случае недоставки товаров в таможенный орган назначения (п. 1 ст. 90, п. 1 ст. 112, п. 1 ст. 230);

— получатель товаров или иное лицо, которому перевозчик передал товары, перевозимые в соответствии с процедурой  внутреннего таможенного транзита,  без разрешения таможенного органа, если будет установлено, что такое лицо знало илидолжно было знать о нарушениях таможенного законодательства (ч. 2 п. 1 ст. 90);

— владелец склада временного хранения в случае утраты товаров, хранящихся на складе временного хранения, или их выдачи без разрешения таможенного органа (п. 2 ст. 112);

— таможенный орган в случае утраты товаров, хранящихся на складе временного хранения таможенного органа (п. 3 ст. 115);

—железная дорога в случае утраты товаров, хранящихся в транспортных средствах в зоне таможенного контроля, либо их выдачи без разрешения таможенного органа (п. 3 ст. 116);

—лица, ответственные за использование таможенных режимов международного таможенного транзита, переработки на таможенной территории,  переработки для внутреннего   потребления,   переработки   вне  таможенной  территории,  ременного ввоза,  таможенного склада,  временного вывоза, беспошлинной торговли (ст. 169, 179, 192, 203, 230, 257, 262);

—лица, незаконно переместившие товары и транспортные средства, лица, участвовавшие в таком перемещении, а при ввозе товаров также лица, которые приобре­ли в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства (п. 4 ст. 320).



3. Ставки таможенных пошлин и порядок их установления (законодательная база определения ставок)

 

К таможенным платежам относятся: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3)налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможен­ную территорию Российской Федерации; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; 4) таможенные сборы[13].

Таможенные платежи взимаются, ес­ли они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Фе­дерации при осуществлении внешней тор­говли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным Таможенным Кодексом для взимания ввозной таможенной пошли­ны.

Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов является таможенная стоимость товаров и (или) их количество.

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методу определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.


4. Определение страны происхождения товаров

Еще одним инструментом регулирования внешней торговли является определение страны происхождения товаров.

Страной происхождения товаров является страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными Таможенным Кодексом. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

По запросу декларанта или иного заинтересованного лица таможенные органы принимают предварительное решение об определении страны происхождения товаров[14].

Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:

1) полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или на морском дне;

2) продукция растительного происхождения, выращенная ил собранная в данной стране;

3) животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

4) продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней животных;

5) продукция, полученная в результате охотничьего или рыболовного промысла в данной стране;

6) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном в данной стране;

7) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте 6 данной статьи;

8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр.

9) отходы, в том числе и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

10) продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта[15].

Сертификат происхождения товара – документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров[16].










Заключение


Таким образом, таможенное регулирование призвано всемирно  содействовать целям и задачам внешнеэкономической деятельности, а также обеспечению безопасности страны и защите общенациональных интересов.  Методы таможенного регулирования в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регулирование ВЭД в современных условиях.

 Таможенное дело – это один из базовых институтов любой экономики. Особенно важна его роль в государствах, которые осуществляют переход от централизованной экономики к рыночной.  Это прямо относится к России: при таких масштабных переменах, какие сейчас происходят в нашей стране, необходимо опираться на те инструменты, которые изначально, в силу своей природы, должны быть проводниками рыночных реформ.

Задача таможенной системы состоит в том, чтобы состыковать новую экономическую систему России с системой мирохозяйственных связей и за счет этого дать импульс развитию внешнеэкономических связей. Одним из условий, для выполнения этой задачи является соответствующая постановка таможенного дела. И как следствие развитие правовой базы всего таможенного дела, унификации таможенных процедур на основе передового мирового опыта.

Работа по новому Таможенному Кодексу позволит российской таможенной службе внести свою лепту в реализацию задачи, поставленной в Постановлении Президента РФ. Касающейся увеличения валового внутреннего продукта страны. При этом нельзя забывать, что «успех страны в огромной степени зависит от успеха предпринимателя[17].



Список литературы


1.     Таможенный Кодекс РФ от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22.

 2. Бакаева О. Новый таможенный Кодекс в России и бизнес // Власть. – 2003. – 8. – с. 50-53.

3. Барсукова С. Ю. Три цвета импорта // Свободная мысль. – 2004. - № 6, с. 28-45.

4. Егиазарова В. Комментарий к новому Таможенному Кодексу. // Хозяйство и право. – 2004. - № 1. – с. 3-15.

 5.  Послание Президента России В. Путина Федеральному собранию РФ // Российская газета. 2003. – 2003.- 17 мая.

 


[1] Таможенный Кодекс РФ от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.

[2] Таможенный Кодекс РФ от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 68.

[3]Таможенный Кодекс РФ от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 130.

[4] Таможенный Кодекс РФ от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 282.

5Таможенный Кодекс РФ от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 132.

[6] Таможенный Кодекс РФ от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 333.

[7] Таможенный Кодекс РФ от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 397.



[8] Бакаева О. Новый таможенный Кодекс в России и бизнес // Власть. – 2003. – 8. – с. 50-53.

[9] Таможенный Кодекс РФ от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 18.


[10] Таможенный Кодекс РФ от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 19.


[11] Таможенный Кодекс РФ от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 20.


[12] Таможенный Кодекс РФ от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст.22.

[13] Барсукова С. Ю. Три цвета импорта // Свободная мысль. – 2004. - № 6, с. 28-45.

[14] Таможенный Кодекс РФ от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 30.

[15] Таможенный Кодекс РФ от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 31.

[16] Егиазарова В. Комментарий к новому Таможенному Кодексу. // Хозяйство и право. – 2004. - № 1. – с. 3-15.

[17] Послание Президента России В. Путина Федеральному собранию РФ // Российская газета. 2003. – 2003.- 17 мая.