Содержание


Введение. 3

1. Понятие международного двойного налогообложения в налоговом праве. 4

2. Международные налоговые соглашения: область применения, основные положения  6

3. Порядок избежания двойного налогообложения. 10

Заключение. 18

Список литературы.. 19

Введение


Развитие современной экономики позволило компаниям вести бизнес на территории двух и более стран. В этой связи встает вопрос о налогообложении компании, ведь в результате взимания налога на прибыль в стране получения дохода и в стране регистрации возникает двойное налогообложение компании. Снизить это налоговое бремя призваны международные соглашения об избежании двойного налогообложения. Работу по установлению, поддержанию и развитию международных контактов с налоговыми службами зарубежных стран для получения и обмена налоговой информацией ведет Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Международное двойное налогообложение является остро актуальной темой, так как внешнеэкономические связи России с зарубежными странами с каждым годом набирают обороты развития. Что, несомненно, позитивно сказывается на Российской экономике, но одновременно требует дополнительного регулирования данных вопросов на внутрироссийском и  международном уровне.

Цель работы рассмотреть основные аспекты международного двойного налогообложения. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1.  раскрыть содержание понятия  «международное двойное налогообложение»;

2. рассмотреть, с какими государствами Россией заключены соглашения об избежании двойного налогообложения;

3. Каков порядок устранения двойного налогообложения.

Исследование проблемы международного двойного налогообложения необходимо проводить путём сопоставления, а так же сравнительного анализа существующей практики избежания двойного налогообложения в различных государствах.


1. Понятие международного двойного налогообложения в налоговом праве

Двойное налогообложение это налогообложение, при котором один и тот же доход облагается налогом в двух или нескольких странах. Обычно доход какого-либо лица, полученный им в разных странах мира, облагается налогом в стране проживания этого лица. Кроме того, доходы такого лица могут облагаться налогом в других странах, в которых он занимается постоянной коммерческой деятельностью. В связи с тем, что такое положение препятствует развитию международной торговли, обычно предпринимаются меры по смягчению или устранению двойного налогообложения. Часто это достигается путем подписания двусторонних договоров между странами о двойном налогообложении; может также иметь место одностороннее устранение или смягчение двойного налогообложения одной страной. Основными методами освобождения от двойного налогообложения (double-taxation relief) являются: 1) включение в одной стране в налогооблагаемый доход лица его дохода за вычетом налогов, уплаченных им в другой стороне; 2) соглашение между странами о том, что только одна из них облагает доход налогом; 3) система кредитов двойного налогообложения, которая позволяет одной стране открывать под взимаемый ею налог кредит в другой стране за налог, уплаченный в той стране.

Итак, международное двойное налогообложение – это одновременное обложение в разных странах идентичными или имеющими одинаковую природу налогами.

Международное двойное налогообложение может быть определено как взимание сопоставимых налогов в двух государствах с одного и того же налогоплательщика в отношении одного и того же объекта за один и тот же период, что негативно влияет на развитие экономических отношений между государствами.

Устранение влияния таких негативных последствий на обмен товаров (услуг) и движения капитала возможно путем заключения соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения (далее - соглашения). Значение этой категории международных договоров в налаживании нормальных взаимовыгодных экономических отношений между государствами неоспоримо высоко.

В первую очередь, это связано с изменениями, происходящими в сфере внешнеэкономической деятельности государств - членов Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).[1]

Неизменным остается принцип приоритета норм международного права над нормами российского законодательства. Согласно ст.7 НК РФ если между Российской Федерацией и страной постоянного местопребывания иностранной организации заключен договор об избежании двойного налогообложения, то при налогообложении доходов такой иностранной организации применяются правила международного договора.

Применение порядка налогообложения доходов иностранных организаций в соответствии с правилами международных соглашений возможно двумя способами: путем предварительного освобождения от налогообложения или путем возврата налога, удержанного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.[2]


2. Международные налоговые соглашения: область применения, основные положения

В настоящее время у России со многими иностранными государствами заключены соглашения об избежании двойного налогообложения (например, с Австрией, Болгарией, Великобританией, Польшей, Нидерландами, Норвегией, Швецией). Эти соглашения предусматривают, что доходы иностранной компании, полученные в России, не облагаются налогом, если деятельность этой компании не образует здесь постоянного представительства. Также некоторые из этих соглашений распространяются на налог на имущество.

А иностранные компании, действующие через постоянное представительство на территории России, могут зачесть суммы налогов, уплаченных в нашей стране, в счет налогов, взимаемых в стране их постоянного местонахождения. Правда, не все налоги, а только те, в отношении которых такие соглашения действуют.

Ситуация двойного налогообложения возникает в результате двойного налогообложения корпорации: чистой прибыли корпорации в целом и дивидендов, выплачиваемых акционерам.

Ситуация, возникающая в результате применения разными странами различных систем налогообложения, при которой заграничный доход компании облагается налогом как в стране - источнике дохода, так и по месту юридического адреса компании. Признавая, что двойное налогообложение не способствует развитию торговли, многие государства - участники договоров о налогообложении, определяющих взаимный порядок взимания подоходный налогов с компаний-резидентов, включают в эти договоры условие, по которому доходы компании облагаются налогом только в одной стране.

На сегодняшний день соглашения подписаны со 156 странами, но наиболее активно работа идет по 80 соглашениям. Самые тесные связи сформировались со скандинавскими странами (Швецией, Данией, Норвегией). Этим контактам способствует деятельность Совета руководителей налоговых служб стран Балтийского региона, в рамках которого ведется совместная работа по ряду отраслей (рыбной, лесной и др.). Организовано плодотворное сотрудничество с Кипром, начинают развиваться контакты со странами Латинской Америки.

Итак, соглашений об избежании двойного налогообложения много, но они во многом имеют сходную структуру и похожие положения. В качестве примера привожу отдельные положения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения.

1. Настоящее Соглашение распространяется на налоги на доходы, взимаемые в Договаривающемся Государстве, независимо от метода их взимания.

2. В качестве налогов на доходы будут рассматриваться все налоги, взимаемые с общей суммы дохода или с отдельных его элементов, включая доход от отчуждения движимого и недвижимого имущества.

3. Существующими налогами, на которые распространяется настоящее Соглашение, в частности, являются:

а) применительно к Российской Федерации - налоги на прибыль и доходы, взимаемые в соответствии со следующими Законами Российской Федерации:

(i) "О налоге на прибыль предприятий и организаций", и

(ii) "О подоходном налоге с физических лиц"

(именуемые далее "российские налоги");

b) применительно к Турецкой Республике:

(i) подоходный налог (Gelir Vergisi),

(ii) налог с корпораций (Kurumlar Vergisi),

(iii) сбор, взимаемый с подоходного налога и налога с корпораций (далее именуемые "турецкие налоги").

4. Настоящее Соглашение будет применяться также к любым идентичным или по существу аналогичным налогам на доход, которые будут взиматься после даты подписания этого Соглашения в дополнение или вместо существующих налогов. Компетентные органы Договаривающихся Государств будут уведомлять друг друга о любых существенных изменениях в их соответствующих налоговых законах, необходимых для применения настоящего Соглашения.[3]

1. Компетентные органы Договаривающихся Государств будут обмениваться информацией, необходимой для применения положений настоящего Соглашения или внутреннего законодательства Договаривающихся Государств, касающегося налогов, на которые распространяется Соглашение, в той степени, в которой налогообложение по этому законодательству не противоречит настоящему Соглашению. Любая полученная Договаривающимся Государством информация будет считаться конфиденциальной так же, как и информация, полученная по внутреннему законодательству этого Государства, и будет сообщаться только лицам или органам (включая суды и административные органы), связанным с определением, взиманием, принудительным взысканием или исполнением решений в отношении налогов, на которые распространяется Соглашение. Такие лица или органы будут использовать информацию только для таких целей. Они могут раскрывать эту информацию в ходе открытого судебного заседания или при принятии судебных решений.

2. Ни в каком случае положения пункта 1 не будут толковаться как обязывающие одно Договаривающееся Государство:

a) проводить административные меры, противоречащие законодательству или административной практике этого или другого Договаривающегося Государства;

b) предоставлять информацию, которую нельзя получить по законодательству или в ходе обычной административной практики этого или другого Договаривающегося Государства;

c) предоставлять информацию, которая раскрывала бы какую-либо торговую, предпринимательскую, промышленную, коммерческую или профессиональную тайну или торговый процесс, или информацию, раскрытие которой противоречило бы государственной политике (общественному порядку).[4]

         Обычно в международных соглашениях об избежании двойного налогообложения установлены цели, задачи и сфера применения каждого конкретного международного соглашения.

         Сфера применения распространяется на  деятельность по налогообложению двух или нескольких государств заключивших соглашение.

         Цели международных соглашений об избежании двойного налогообложения установлены следующие: предотвращение и устранение двойного налогообложения, установление сотрудничества государств по вопросам регулирования налогообложения на внутригосударственном и международном уровне.

 

3. Порядок избежания двойного налогообложения

Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.

Для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства. Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, налоговых вычетов или привилегий.[5]

 Доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных настоящей главой.

Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.

Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента.

Подтверждение, указанное в настоящем пункте, действует в течение налогового периода, в котором оно представлено налоговому агенту.[6]

Под постоянным местонахождением иностранной организации, как правило, понимается место (государство) ее регистрации. Факт регистрации юридического лица в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, подтверждается выпиской из реестра. Компетентный орган - термин, используемый в международных договорах, в частности в соглашениях об избежании двойного налогообложения, означающий орган, уполномоченный государством (правительством) решать те или иные конкретные вопросы по применению договора. В соглашениях об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией, компетентный орган, как правило, означает Минфин России или уполномоченного им представителя. Применительно к другому договаривающемуся государству термин "компетентный орган" означает "Министр финансов или уполномоченный им представитель". Под компетентным органом, который должен заверить соответствующую выписку, следует понимать тот орган, который указан в соглашении (договоре, конвенции) об избежании двойного налогообложения в качестве компетентного органа. В международных соглашениях по таможенным вопросам термин "компетентный орган" обычно означает таможенное ведомство или его главу (в Российской Федерации - ГТК РФ).

Порядок устранения двойного налогообложения прибыли от различного видов коммерческой деятельности рассмотрим на примере положений  Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал

Налогообложение международных перевозок

1. Доходы лица с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве от использования морских или воздушных судов в международных перевозках облагаются налогом только в этом Государстве.

2. Доходы лица с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве от следующих видов деятельности облагаются налогом только в этом Государстве:

а) доходы от сдачи в аренду морских или воздушных судов, используемых в международных перевозках арендатором;

b) доходы от сдачи в аренду морских и воздушных судов, используемых или не используемых в международных перевозках, если такая деятельность по предоставлению в аренду имеет нерегулярный характер по отношению к использованию морских или воздушных судов в международных перевозках арендодателем; и

с) доходы (включая демередж) от использования или сдачи в аренду для использования в международных перевозках контейнеров (включая трейлеры, баржи и оборудование, относящееся к транспортировке контейнеров).

3. Положения пунктов 1 и 2 применяются также к доходам от участия в пуле, совместном предприятии или международном транспортном агентстве.[7]

Налогообложение дивидендов

1. Дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, и фактическое право на которые имеет лицо с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.

2. Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в первом Договаривающемся Государстве и в соответствии с законодательством этого Государства, но налог, взимаемый в таком случае, не будет превышать:

а) 5 процентов валовой суммы дивидендов, если лицо, фактически имеющее на них право, является компанией, которая владеет не менее чем 10 процентами акций с правом голоса (или, применительно к России, если отсутствуют акции с правом голоса, - не менее чем 10 процентами уставного капитала) компании, выплачивающей дивиденды; и

b) 10 процентов валовой суммы дивидендов во всех остальных случаях.

Этот пункт не затрагивает налогообложение компании в отношении прибыли, из которой выплачиваются дивиденды.

3. Термин "дивиденды" при использовании в настоящей статье означает доход от акций или других прав, не являющихся долговыми требованиями, которые предусматривают участие в прибыли, а также доход от других корпоративных прав, который подлежит такому же налоговому регулированию, как доход от акций в соответствии с законодательством Государства, в котором компания, распределяющая прибыль, имеет постоянное местопребывание. Термин "дивиденды" также включает доход от соглашений, включая долговые обязательства, предусматривающие участие в прибылях, в случае, если они определяются таким образом по законодательству Договаривающегося Государства, в котором возникает доход. Этот термин применительно к Российской Федерации включает прибыль, переводимую за границу иностранным участникам предприятия с иностранными инвестициями, созданного по законам Российской Федерации.

4. Положения пунктов 1 и 2 не применяются, если лицо, фактически имеющее право на дивиденды, будучи лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, осуществляет или осуществляло коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве, в котором компания, выплачивающая дивиденды, имеет постоянное местопребывание, через расположенное там постоянное представительство или оказывает или оказывало в этом другом Государстве независимые личные услуги с расположенной там постоянной базы и дивиденды относятся к такому постоянному представительству или постоянной базе. В таком случае применяются положения статьи 6 (Прибыль от коммерческой деятельности) или статьи 13 (Независимые личные услуги), в зависимости от ситуации.

5. Компания, которая является лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве и имеет постоянное представительство в другом Договаривающемся Государстве или которая подлежит налогообложению на базе чистого дохода в этом другом Государстве согласно Статье 9 (Доходы от недвижимого имущества) или пункту 3 статьи 19 (Другие доходы), может облагаться в этом другом Государстве налогом в дополнение к налогу на прибыль. Такой налог, однако, не может превышать 5 процентов доли прибыли компании, подлежащей обложению налогом в другом Договаривающемся Государстве, которая представляет собой "сумму, эквивалентную дивидендам", в отношении этой прибыли.[8]


Налогообложение процентов

1. Проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом только в этом другом Государстве.

2. Термин "проценты" при использовании в настоящем Договоре означает доход от долговых требований любого вида (кроме тех, о которых говорится в пункте 3 статьи 10 (Дивиденды), в частности доход от правительственных ценных бумаг, облигаций и долговых обязательств, включая премии и выигрыши, относящиеся к таким ценным бумагам, облигациям и долговым обязательствам, а также любой другой доход, который рассматривается законодательством Государства, в котором возникает доход, как доход от предоставленных в ссуду сумм.

3. Положения пункта 1 не применяются, если лицо, фактически имеющее право на проценты, будучи лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, осуществляет или осуществляло коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве, в котором возникают проценты, через расположенное в нем постоянное представительство или оказывает или оказывало в этом другом Государстве независимые личные услуги с расположенной в нем постоянной базы и проценты относятся к такому постоянному представительству или постоянной базе. В таком случае применяются положения статьи 6 настоящего Договора (Прибыль от коммерческой деятельности) или статьи 13 (Независимые личные услуги), в зависимости от ситуации.

4. Если вследствие особых отношений между плательщиком и лицом, фактически имеющим право на проценты, или между ними обоими и каким-либо другим лицом сумма процентов, относящаяся к долговому требованию, в отношении которого они выплачиваются, превышает сумму, которая была бы согласована между плательщиком и лицом, фактически имеющим на них право, при отсутствии таких отношений, положения настоящей статьи применяются только к последней упомянутой сумме. В таком случае избыточная часть платежа по-прежнему облагается налогом в соответствии с законодательством каждого Договаривающегося Государства, с учетом других положений настоящего Договора.[9]

Налогообложение доходов от авторских прав и лицензий

1. Доходы от авторских прав и лицензий, получаемые лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, которое имеет на них фактическое право, облагаются налогом только в этом Государстве.

2. Термин "доходы от авторских прав и лицензий" при использовании в настоящей статье означает платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения за использование или за предоставление права использования авторских прав на любое произведение литературы, искусства и науки, включая кинофильмы и записи для радиовещания и телевидения и видеокассеты, компьютерной программы, любого патента, товарного знака, чертежа или модели, схемы, секретной формулы или процесса или за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта ("ноу-хау").

3. Положения пункта 1 не применяются, если лицо, фактически имеющее право на доходы от авторских прав и лицензий, будучи лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, осуществляет коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве, в котором возникают доходы от авторских прав и лицензий, через расположенное в нем постоянное представительство или оказывает независимые личные услуги в этом другом Государстве с расположенной в нем постоянной базы, и право или имущество, в отношении которых выплачиваются доходы от авторских прав и лицензий, действительно связаны с таким постоянным представительством или постоянной базой. В таком случае применяются положения статьи 6 настоящего Договора (Прибыль от коммерческой деятельности) или статьи 13 (Независимые личные услуги), в зависимости от ситуации.

4. Если вследствие особых отношений между плательщиком и лицом, фактически имеющим право на доходы, или между ними обоими и каким-либо другим лицом сумма выплаченных доходов от авторских прав и лицензий, относящаяся к использованию, праву использования или информации, за которые они выплачиваются, превышает сумму, которая была бы согласована между плательщиком и лицом, фактически имеющим право на эти доходы, при отсутствии таких отношений, положения настоящей статьи применяются только к последней упомянутой сумме. В таком случае избыточная часть платежа по-прежнему облагается налогом в соответствии с законодательством каждого Договаривающегося Государства, с учетом других положений настоящего Договора.[10]

Заключение

Существующие межправительственные и межведомственные соглашения позволяют МНС России осуществлять обмен информацией с компетентными финансовыми и налоговыми ведомствами стран дальнего зарубежья, а также государств - участников СНГ. В последнее время МНС России активизировало обмен информацией с налоговыми органами США, Германии, Болгарии о сделках с недвижимостью, совершаемых физическими лицами – нерезидентами. Процесс получения такого рода информации из-за рубежа по конкретной сделке занимает от двух до шести месяцев. В целях его оптимизации и ускорения с налоговыми службами ряда стран заключены соглашения о сотрудничестве и обмене информацией по вопросам соблюдения налогового законодательства.

Заключением соглашений об административной помощи в налоговых вопросах с налоговыми органами зарубежных стран в России занимается Управление международного сотрудничества и обмена информацией МНС. Первоначально эта работа велась в рамках Госналогслужбы России, а после ее преобразования в 1998 году в Министерство РФ по налогам и сборам Министерство финансов РФ, являясь компетентным органом по соглашениям об избежании двойного налогообложения, официально делегировало МНС России свои полномочия на ведение работы в рамках статьи "Обмен информацией" соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.


Список литературы

1.     Конституция РФ от 12.12.93г. Официальное издание М.; 1993г.

2.     Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Вашингтон, 17 июня 1992 г.)

3.     Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доход (Анкара, 15 декабря 1997 г.)

4.     Налоговый кодекс Российской Федерации

5.      Пчелкина В.М. Налогообложение иностранных организаций, получающих доходы от источников в Российской Федерации // "Российский налоговый курьер", N 17, сентябрь 2002 г.

6.     Сумар К.А., Мамбеталиев Н.Т., Сундукова А.Ч. О соглашениях (конвенциях) об избежании двойного налогообложения доходов и имущества между государствами - членами ЕврАзЭС  // "Налоговый вестник", N 6, июнь 2002 г.

7.     Черник И.Д. Некоторые вопросы правового регулирования местных налогов в европейских странах, "Налоговый вестник", N 2, февраль 2002 г.





[1] Сумар К.А., Мамбеталиев Н.Т., Сундукова А.Ч. О соглашениях (конвенциях) об избежании двойного налогообложения доходов и имущества между государствами - членами ЕврАзЭС  // "Налоговый вестник", N 6, июнь 2002 г.

[2] Пчелкина В.М. Налогообложение иностранных организаций, получающих доходы от источников в Российской Федерации // "Российский налоговый курьер", N 17, сентябрь 2002 г.


[3] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доход(Анкара, 15 декабря 1997 г.) ст. 2

[4] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доход(Анкара, 15 декабря 1997 г.) ст. 25

[5] Налоговый кодекс РФ ст. 232

[6] Налоговый кодекс РФ ст. 311

[7] Договор между РФ и США об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Вашингтон, 17 июня 1992 г.) ст.8


[8] Договор между РФ и США об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Вашингтон, 17 июня 1992 г.) ст.10



[9] Договор между РФ и США об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Вашингтон, 17 июня 1992 г.) ст.11



[10] Договор между РФ и США об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Вашингтон, 17 июня 1992 г.) ст. 12