Содержание
1. Понятие организации инноваций. Классификация инновационных предприятий. 3
2. Основные участники инновационного проекта. 12
3. Что заставляет организацию заниматься инновационной деятельностью? Проанализируйте обстоятельства, вынуждающие организацию заниматься инновациями?. 15
4. Из нескольких источников сделать сравнение по какому-либо вопросу. 21
Список литературы.. 23
1. Понятие организации инноваций. Классификация инновационных предприятий
Термин инновация традиционно использовался применительно к проблемам управления научно-техническим прогрессом, но в последнее время он становится все более популярным среди предпринимателей и руководителей в различных сферах материального и нематериального производства.
Инновации, т.е. новшества или нововведения, связывают в настоящее время с различными сторонами деятельности предприятий и рассматривают их как элемент развития, а совокупность работ, направленных на практическое использование научных, научно-технических результатов и интеллектуального потенциала с целью получения нового продукта или технологии, способа организации и т.п., называют инновационной.
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений, появляющихся в результате организации инноваций:
- использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);
- внедрение продукции с новыми свойствами;
- использование нового сырья;
- изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
- появление новых рынков сбыта.[1]
Свойствами нововведений, которые появляются в результате организации инноваций являются:
- относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями;
- совместимость со сложнейшей практикой и технологической структурой;
- сложность;
- накопленный опыт и др.
Один из важнейших факторов распространения любой инновации состоит в ее взаимодействии с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведения И. Шумпетера, диффузия нововведений - это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих нововведения вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.
Субъектов организации инноваций можно разделить на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие.
Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.
В роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название “пионерских” организаций.
Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.
Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.
И. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия нововведений. Однако на ранних стадиях диффузии нововведений никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих нововведений. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одно из альтернативных нововведений под угрозой вытеснения с рынка.
Внедрение нововведений - это всегда трудный и болезненный процесс для любой организации.
Во всех случаях для принятия решения каждым субъектом альтернативные технологии сравниваются с решениями, принятыми предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, т.к. это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обусловливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии нововведений в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самими нововведениями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность неизвестна. С накоплением опыта внедрения и использования нововведений неопределенность может быть устранена. Однако со снижением неопределенности и риска применения нововведения исчерпывается потенциал его рыночного проникновения и снижается его прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения временна и снижается по мере приближения предела его распространения.
Формирование замысла, подготовка и постепенное осуществление инновационных изменений называется инновационным процессом. Содержание инновационного процесса охватывает этапы создания как новшества, так и нововведения. Этапы создания новшества включают следующие стадии:
- фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы;
- прикладные исследования и экспериментальные модели;
- экспериментальные разработки, определение технических параметров, проектирование изделий, изготовление, испытание, доводка;
- первичное освоение, подготовка производства, запуск и управление освоенным производством, поставка продукции;
- потребление и устаревание, необходимая ликвидация устаревшего производства и создание вместо него нового.[2]
Представленный таким образом инновационный процесс в полной мере отражает жизненный цикл нового продукта. Жизненный цикл - стадийность процесса, единство его начала и конца.
Применительно к нововведению, как процесса переноса новшества в сферу применения, содержание жизненного цикла несколько отличается и включает в себя стадии:
- зарождение - осознание потребности и возможности изменений, поиск и разработка новшества;
- освоение - внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производственных изменений;
- диффузия - распространение, тиражирование и многогранное повторение на других объектах;
- рутинизация - реализация нововведения в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов.
Нововведение как процесс, не может считаться полностью завершенным на одной из этих стадий. С другой стороны жизненный цикл может прекратиться на стадии использования, если не сомкнется с нововведением.
Таким образом, оба жизненных цикла взаимосвязаны, взаимообусловлены и невозможны один без другого. Оба жизненных цикла охватываются общим понятием инновационного процесса и основное отличие между ними заключается в том, что в одном случае происходит процесс формирования новой продукции, в другом - процесс её коммерциализации.
Особенности инновационных процессов обуславливаются преобладающим типом нововведений, образующих данные процессы. В свою очередь классификация нововведений позволяет реализующей их организации:
- обеспечить проведение более точной идентификации каждого нововведения, определение его места среди других, а также возможностей и ограничений;
- обеспечить эффективную взаимосвязь между конкретным видом нововведения и инновационной стратегией;
- обеспечить программное планирование и системное управление нововведением на всех стадиях его жизненного цикла;
- разработать соответствующий организационно-экономический механизм реализации нововведения и замены его новым в целях обеспечения стратегических задач организации;
- выработать соответствующий механизм компенсации (преодоление антиинновационных барьеров), позволяющий уменьшить воздействие нововведения на устойчивость и равновесие системы.
В литературе приведен ряд классификаций инновационных предприятий. Например, А.И. Пригожин предлагает типологию по 9 признакам:[3]
1) по типу новшества: материально-технические; экономические; организационно-управленческие; правовые; педагогические.
С точки зрения влияния на достижение экономических целей организации материально-технические инновации включают: инновации-продукты; инновации-процессы.
Продуктовые инновации позволяют обеспечить рост прибыли как за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних (это возможно при условии объективно существующего неудовлетворенного спроса и проведении активной сбытовой и рекламной политики, формирующей повышенный интерес к новинке, но это кратковременно), так и за счет увеличения объёма продаж (фирма разрабатывает и предлагает на существующем товарном рынке привлекательные, высокоэффективные продукты, переключая тем самым спрос на себя по данному типу продукции; фирма создает новый продукт и заполняет им неудовлетворенный спрос за счет нахождения новой ниши на существующем рынке и удерживает некоторое время монопольное положение; при этом в зависимости от уровня новизны освоение фирмой выпуска новой продукции требует частичного или полного обновления технологических процессов).
Инновации-процессы позволяют улучшить экономические показатели за счет: - совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, что приводит к снижению издержек производства и повышению качества продукции; - увеличение объёма продаж вследствие производительного использования имеющихся производственных мощностей; - возможности освоения в производстве перспективных с коммерческой точки зрения новых продуктов, которые невозможно было получить в силу несовершенства производственного цикла старой технологии.
Развитие каждой базовой технологии характеризуется S-образной логической кривой. Наклон кривой и переломные точки развития в каждый период времени отражают эффективность технологии и степень использования технологического потенциала. По мере приближения к пределу дальнейшее использование данной технологии экономически нецелесообразно.
Динамика развития технологии по S-образной кривой зависит от накопленного со временем опыта. Успешность технологических инноваций зависит от скорости адаптации новшества к реальным условиям производства и особенностей среды, в которой происходит инновационный процесс. Взаимосвязь продуктовых инноваций и инноваций технологических. И. Ансофф выделяет 3 возможных уровня изменчивости технологии относительно жизненного цикла спроса: стабильная, плодотворная и изменчивая технология.
В настоящее время любая исторически стабильная отрасль способна мгновенно превратиться в изменчивую за счет диверсификации смежных технологий. Вероятность такого события на любом участке жизненного цикла спроса повышает требования к принятию управленческого решения на основе реальной оценки последствий применения новой технологии.
Особенности социальных инноваций по сравнению с материально-техническими:
- более тесная их связь с конкретными общественными отношениями и деловой средой;
- большая сфера применения, т.к. технические новшества часто сопровождаются необходимыми управленческими и экономическими нововведениями, в то время как сами социальные нововведения не требуют нового технического оснащения;
- сильная зависимость использования новшества от групповых или личностных качеств;
- их реализация характеризуется меньшей наглядностью обеспечения преимуществ и сложностью расчета эффективности;
- при реализации отсутствует стадия изготовления (она совмещена с проектированием), что ускоряет инновационный процесс;
- они вызывают особую авторскую активность, т.к. разрабатываются коллективно и со многими согласовываются.
Из многообразия социальных нововведений наибольшую значимость в инновационном процессе имеют инновации человеческой деятельности, поскольку они напрямую связаны с ролью лидера, новатора.
2) по инновационному потенциалу:
- радикальные (базовые), которые включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, новых методов управления. Потенциальными результатами радикального нововведения является обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе существенное усиление рыночных позиций. В дальнейшем они являются источником всех последующих улучшений, усовершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей. Именно радикальные нововведения с большим успехом могут найти распространение в других областях и тем самым, создать новые потребности и новые рынки сбыта. Их создание связано с большим уровнем рисков и неопределенностей, технических и коммерческих. Эта группа нововведений не является распространенной , отдача от них непропорционально значительна.
- улучшающие (модифицированные), которые приводят к улучшению или дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Это наиболее распрстранённый тип инноваций. Малые улучшения создаются в ходе непосредственно наблюдения как в сфере потребления товара, так и в технологии его производства. Каждое из улучшений обещает безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек производства и поэтому обязательно реализуется. Особое значение придается таким нововведениям в условиях массового производства, в результате чего возникают сбалансированные по своим параметрам продукты, нацеленные на длительное удержание рыночных позиций;
- комбинаторные (инновации с предсказуемым риском), которые представляют собой идеи сравнительно высокой степени новизны, не носящие, как правило, радикального характера. Разработка нового поколения продуктов (в т.ч. путем сочетания различных сочетаний конструктивного исполнения элементов) за счет концентрации огромных ресурсов обязательно завершается успешно, что отличает их от радикальных. Такие нововведения под силу только крупным предприятиям и редко встречаются в хозяйственной практике. По уровню отдачи они близки к радикальным.
3) по принципу отношения к своему предшественнику:
- замещающие, которые предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и тем самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих функций;
- отменяющие, которые исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предлагает ничего взамен;
- возвратные, которые подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию в случае обнаружения несостоятельности или несоответствия новшества новым условиям применения;
- открывающие, которые создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников
4) по объёму применения: точечные; системные; стратегические.
5) по эффективности: эффективность производства; эффективность управления; улучшение условий труда и т.д.
6) по социальным последствиям: вызывающие социальные издержки; новые виды монотонного труда; вредные условия труда и т.п.
7) по особенностям механизма своего осуществления: единичные (на один объект); диффузные (на многие объекты); завершенные и незавершенные; успешные и неуспешные.
Данная классификация позволяет высветить ряд проблем, решение которых неизбежно попадает в поле зрения руководителя. Прежде всего, это касается установления коммуникаций между исследовательскими и маркетинговыми подразделениями фирмы, а также формирования соответствующей организационной структуры. Т.е. в данной классификации выдвигается одна из задач нововведения - его коммерческая реализация. “Не изобретения новых технологий меняют мир, а инвестиции в их широкое использование” (А. Чендлер).
8) по особенностям инновационного процесса: внутриорганизационные, когда разработчик, проектировщик, изготовитель пользователь, организатор инновации находятся в одной структуре; межорганизационные, когда все три роли распределены между организациями, специализирующимися на выполнении отдельных стадий процесса
9) по источнику инициативы: прямой социальный заказ (переносные, заимствованные); в результате изобретения (собственные, самостоятельные).
2. Основные участники инновационного проекта
Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.
Идеи, замыслы и технические решения, а также реализующие их проекты имеют различные уровни научно-технической значимости:
- Модернизационный (псевдо-инновации), когда конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются (расширение размерных рядов и гаммы изделий; установка более мощного двигателя, повышающая производительность станка, автомобиля);
- Новаторский (улучшающие инновации), когда конструкция нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от прежнего (добавление новых качеств, например, введение средств автоматизации или других, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий);
- Опережающий (базисные инновации), когда конструкция основана на опережающих технических решениях (введение герметических кабин в самолетостроении, турбореактивных двигателей, ранее нигде не применявшихся);
- Пионерный (базисные инновации), когда появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции (композитные материалы, первые радиоприемники, электронные часы, персональные компьютеры, ракеты, атомные станции, биотехнологии)[4].
Из-за такой многоуровневости, реализация инновационного проекта требует целый блок участников – субъектов инновационного процесса, для его обеспечения на всех стадиях внедрения новшества. Поэтому, основными участниками инновационного проекта являются:
1) Заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта (юридические, физические лица);
2) Инвестор – юридические, физические лица, которые вкладывают деньги (заказчик и инвестор могут совпадать);
3) Проектировщик – разработчик проекта;
4) Поставщик – организация, которая обеспечивает материально-техническое обеспечение;
5) Руководитель проекта – юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работ по проекту;
6) Команда проекта, создается на период работ.[5]
Так же, иногда применяют другую классификацию участников инновационного процесса. Согласно ей, субъектов инновационного процесса можно разделить на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие.
Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.
В роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название “пионерских” организаций.
Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.
Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.
Дифференцированная структура участников инновационного процесса позволяет распределить общий объем работ по проекту на поддающиеся управлению независимые блоки, которые передаются под управление специалистам. Комплекс взаимосвязей между работами часто называют логической структурой проекта, поскольку он определяет последовательность выполнения работ. Структурирование участников проекта помогает решить следующие задачи:
- Разделение объекта на поддающиеся управлению блоки;
- Распределение ответственности;
- Оценка необходимых затрат средств, времени, материальных ресурсов;
- Создание единой базы для планирования, составления смет и контроля за затратами;
- Увязка работ по проекту с системой ведения бухгалтерских счетов;
- Переход от общих целей к конкретным заданиям.
Участники проекта включают и реализуют следующие этапы инновационного процесса:
- Формирование инвестиционного замысла (идеи);
- Исследование инвестиционных возможностей;
- Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта;
- Подготовка контрактной документации;
- Подготовка проектной документации;
- Строительно-монтажные работы;
- Эксплуатация объекта;
- Мониторинг экономических показателей.
На каждой стадии цикла внедрения проекта участники инновационного процесса решают определенные задачи.
1) Планирование - составление плана реализации стратегии.
2) Определение условий и организация - определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками организации, организация работы.
3) Исполнение - осуществление исследований и разработок, реализация плана.
4) Руководство - контроль, анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений, применения новшеств.
3. Что заставляет организацию заниматься инновационной деятельностью? Проанализируйте обстоятельства, вынуждающие организацию заниматься инновациями?
Стратегия, ориентированная на рациональное использование природных и климатических ресурсов, характерна для организаций таких стран, как Кувейт, Канада, Венгрия, Австралия и т.д.
Стратегия, основанная на богатствах, характерна для ряда фирм стран Европы, имевших колонии в других частях света.
Инвестиционная стратегия характерна для азиатских стран, где упор делается на привлечение инвестиций, использование дешевой рабочей силы, льготное налогообложение.
Инновационная стратегия характерна для США, Японии, Германии, многие фирмы которых являются лидерами в технологии производства продукции и формируют “стандарты” деятельности других стран.
Успех организаций в конкурентной борьбе М. Портер связывал с 4 группами факторов, которые формируют среду ее функционирования, и сформулировал три принципа, которые толкают предприятие на инновационную активность, потому что обеспечивают конкурентные преимущества.
Во-первых - это улучшения, новшества, перемены, которые проявляются в новых товарах, производственном процессе, способе организации, т.е. практически в любом виде деятельности в процессе создания ценностей.
Во-вторых, конкурентное преимущество может быть потеряно, а потому оно должно поддерживаться путем непрерывного поиска более эффективного ведения дела и постоянного внесения изменений в поведение фирмы в рамках ее общей стратегии.
В-третьих, конкурентные преимущества затрагивают всю систему ценностей.[6]
Можно выделить две группы факторов, которые обеспечивают успех организации в конкурентной борьбе.
Первая группа связана с “превосходством в ресурсах”, которыми располагает предприятие: более производительное оборудование, прогрессивные технологии, доступ к источникам сырья, лучшая система сбыта и обслуживания и т.п.
Вторая группа связана с “преимуществами в умении”, т.е. способностями менеджмента (здесь менеджмент понимается как группа лиц, осуществляющих в рамках организации управленческие функции) рационально использовать имеющиеся ресурсы. Поэтому , главная цель менеджмента в этих условиях состоит в умении накапливать знания и превращать их в конкретные преимущества. Именно знания многие авторы называют “неосязаемыми активами”, которые являются важным фактором развития и адаптации организаций к внешней среде.
Влияние знаний на успех организации общепризнанно, но важен не сам процесс накопления знаний, а использование последних в новых процессах, услугах, новых технологиях, способах производства, т.е. знания в настоящее время рассматриваются как один из ресурсов организации, которыми необходимо управлять. Этим и обуславливается необходимость инноваций
С этой целью особое внимание уделяется внутренней инновационной среде организации, в формировании которой всевозрастающую роль, наряду с общепризнанным инструментом обеспечения конкурентоспособности (маркетингом), приобретает умение организовать весь процесс получения знаний и трансформации этих знаний в продукт, имеющий спрос на рынке.
Уже сейчас такие фирмы как General Motors, Rank Xerox, Philips Morris и др. Включили знания в сферу своего внимания и направляют в них от 3.5% до 10% своих доходов, а инновации в управленческой сфере проявляются в появлении, например, постов вице-президента по трансферту знаний, по интеллектуальному капиталу, менеджера по обмену знаниями и др.
Конкурентные преимущества или успех в выбранной стратегии всегда связаны с осуществлением определенных перемен, которые затрагивают всех членов данной организации. Исходя из ряда условий (цели, типа экономики и др.), стратегия может быть либо привилегией руководства, либо инициативой сотрудников. Но в обоих случаях можно говорить о наличии разных проектов развития, которые позволяют осуществлять выбор наиболее выгодной а данных условиях стратегии развития. При этом изменения, в той или иной степени, всегда связаны с инновациями.
Анализ различных инновационных внедрений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации, раскрывающее ее необходимость, составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. В связи с этим, австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять преимуществ для компании в связи с внедрением инноваций:
- использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);
- внедрение продукции с новыми свойствами;
- использование нового сырья;
- изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
- появление новых рынков сбыта.
Эти положения И. Шумпетер сформулировал еще в 1911-м году, но до сих пор в этот список, характеризующий значимость инноваций для организации не добавилось по существу ничего нового. Позднее, в 30-е годы, он уже ввел понятие инновации, поясняя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результата научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации - конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического использования, а научно-технические инновации - это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенный запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия.
Следовательно, инновацию необходимо рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Инновации в равной мере присущи все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость и коммерческая реализуемость.
Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Обратим внимание на два момента: “материализацию” инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и “коммерциализацию”, превращающую их в источник дохода.
На практике понятия новшество, новация, нововведение нередко отождествляются, хотя между ними есть и некоторые различия.
Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.
Следовательно, научно-технические инновации должны:
- обладать новизной;
- удовлетворять рыночному спросу;
- приносить прибыль производителю.
Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса (ИП).
Свойствами нововведений, которые привлекают предприятия являются:
- относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями;
- совместимость со сложнейшей практикой и технологической структурой;
- сложность;
- накопленный опыт и др.
Один из важнейших факторов распространения любой инновации состоит в ее взаимодействии с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Согласно теории нововведения И. Шумпетера, диффузия нововведений - это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих нововведения вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.
И. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия нововведений. Однако на ранних стадиях диффузии нововведений никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих нововведений. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одно из альтернативных нововведений под угрозой вытеснения с рынка.
Внедрение нововведений - это всегда трудный и болезненный процесс для любой организации.
Во всех случаях для принятия решения каждым субъектом альтернативные технологии сравниваются с решениями, принятыми предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, т.к. это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обусловливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии нововведений в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самими нововведениями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность неизвестна. С накоплением опыта внедрения и использования нововведений неопределенность может быть устранена. Однако со снижением неопределенности и риска применения нововведения исчерпывается потенциал его рыночного проникновения и снижается его прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения временна и снижается по мере приближения предела его распространения.
Следовательно, диффузия нововведения зависит как от стратегии имитаторов, так и от количества пионеров реципиентов. Предприниматели открывают новые технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора. Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии, применяемой большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции технологий определяется выбором всех агентов на рынке, но влияние более ранних реципиентов будет сильнее, чем последующих.
Оценить относительные преимущества нововведений в ранней фазе их диффузии трудно, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В такой ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития играет выбор последователей. Дело в том, что каждый выбор позволяет повысить конкурентоспособность соответствующей технологии и увеличивает ее шанс на принятие последующими хозяйствующими субъектами, которые будут учитывать ранее сделанные выборы. После накопления достаточного опыта, когда уже освоены альтернативные технологии и их относительные преимущества известны с достаточной степенью достоверности, последующие реципиенты принимают решения, основываясь на ожидаемой прибыльности альтернативных технологий. В результате конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов.
4. Из нескольких источников сделать сравнение по какому-либо вопросу
Единого общепринятого определения слова «инвестиционный проект» в литературе не существует.
Поэтому постараемся рассмотреть существующие определения:
Согласно толковому словарю Вебстера, инвестиционный проект - что-либо, что задумывается или планируется на предприятии, большое предприятие, имеющие целью увеличение прибыли;[7]
Профессор Макаров в Своде знаний по управлению проектами писал: «Некоторое предприятие с изначально установленными целями, достижение которых определяет завершение проекта и увеличивает эффект от деятельности»;[8]
В Английской Ассоциации проект-менеджеров определение выглядит следующим образом: Отдельное предприятие с определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов;
В «Оперативном руководстве» Мирового Банка Инвестиционный проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями, для повышения эффективности и достижения конкурентных преимуществ.[9]
На мой взгляд, как видно из приведенных выше определений, предприятия или намерения, обладающие признаками инвестиционного проекта, имеют общие для всех инвестиционных проектов признаки:
- Изменения как основное содержание проекта;
- Ограничения во времени;
- Отношение к бюджету;
- Ограниченность ресурсов;
- Неповторимость;
- Новизна;
- Комплексность;
- Правовое и организационное обеспечение.
На основе предыдущих определений можно вывести свое, которое удовлетворяет всем признакам и не противоречит ни одному из приведенных определений: Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) организации на приоритетных направлениях развития науки и техники.
Список литературы
1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб: Питер, 2001.
2. Зубенко В.А.Курс лекций по инновационному менеджменту. – М.: ОАО «ЛОГОС», 2003.
3. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой – М.: ИНФРА – М, 2002.
4. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-Ситез», 1998.
5. Шапиро В.Д. Управление проектами. – М.: Дело, 2002.
6. Павлючук Ю.Н., Козлов А.А. Эффективное управление инновационными проектами // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002 - №4.
[1] Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб: Питер, 2001. – с. 18.
[2] Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой – М.: ИНФРА – М, 2002. – с. 37.
[3] Шапиро В.Д. Управление проектами. – М.: Дело, 2002. – с. 116.
[4] Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой – М.: ИНФРА – М, 2002. – с. 68.
[5] Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-Ситез», 1998. – с. 61.
[6] Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб: Питер, 2001. – с. 89.
[7] Зубенко В.А.Курс лекций по инновационному менеджменту. – М.: ОАО «ЛОГОС», 2003. – с. 34.
[8] Павлючук Ю.Н., Козлов А.А. Эффективное управление инновационными проектами // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002 - №4. – с. 17.
[9] Павлючук Ю.Н., Козлов А.А. Эффективное управление инновационными проектами // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002 - №4. –с. 17.