Вариант 3

Содержание

Понятие и классификация расходов организации. 3

Порядок начисления дополнительной заработной платы.. 7

Практическое задание. 10

Список литературы.. 18


Понятие и классификация расходов организации

По правилам бухгалтерского учета расходы фирмы делятся:[1]

на расходы от обычных видов деятельности (в них включают затраты, связанные с производством и продажей товаров, работ или услуг);

на операционные расходы (например, затраты, связанные со сдачей имущества в аренду, участием в уставных капиталах других фирм, продажей прочего имущества фирмы и т.д.);

на внереализационные расходы (например, штрафы, пени и неустойки, уплаченные за нарушение условий договоров, списанные суммы дебиторской задолженности, курсовые разницы и т.д.);

на чрезвычайные расходы (например, стоимость имущества, утраченного в результате стихийного бедствия, пожара или аварии, и т.д.).

Для целей налогового учета все расходы можно разделить на две группы:

уменьшающие налог на прибыль;

не уменьшающие налог на прибыль.

Все расходы фирмы должны быть экономически оправданными (то есть необходимыми по технологии производства) и документально подтвержденными. Только в этом случае они могут быть учтены при налогообложении.

В затраты, которые уменьшают налог на прибыль, включают:

расходы, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг);

внереализационные расходы.

Существует четыре вида расходов, связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг):

материальные;

на оплату труда;

суммы начисленной амортизации;

прочие.

Обратите внимание: для целей налогообложения товаром считается любое реализуемое или предназначенное для реализации имущество фирмы (основные средства, нематериальные активы, материалы, ценные бумаги, готовая продукция, покупные товары и т.д.).

В какой момент нужно отразить расходы в налоговом учете? Это зависит от метода расчета выручки для целей налогообложения прибыли.

Таких методов два:

кассовый метод - выручку отражают после оплаты покупателем (заказчиком) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

метод начисления - выручку отражают после перехода права собственности на товары (результаты работ или услуг) от продавца к покупателю (заказчику).

Если фирма рассчитывает доходы по кассовому методу, то все расходы отражают в налоговом учете только после их фактической оплаты (перечисления денег в оплату материалов, перечисления налогов в бюджет, выдачи заработной платы и т.д.).

Фирма - продавец тех или иных ценностей (работ, услуг) может установить цены на них в условных единицах или иностранной валюте (например, долларах США, евро). Цену, установленную в условных единицах, нужно пересчитывать в рубли.[2]

Если с момента оплаты ценностей (работ, услуг) до даты их отражения в учете курс иностранной валюты вырос, после такого пересчета рублевая задолженность фирмы-покупателя увеличится.

Сумму, которую ей придется доплатить, называют отрицательной суммовой разницей.

Если с момента оплаты ценностей (работ, услуг) до даты их отражения в учете курс иностранной валюты понизился, то задолженность фирмы-покупателя уменьшится.

Сумму, на которую уменьшится долг, называют положительной суммовой разницей.

В бухгалтерском учете отрицательные суммовые разницы увеличивают расходы по производству и реализации товаров (работ, услуг), а положительные - уменьшают их.

В налоговом учете отрицательные суммовые разницы учитывают как внереализационные расходы, а положительные - как внереализационные доходы. На сумму расходов по производству и реализации товаров (работ, услуг) они не влияют.

Полный перечень материальных расходов содержится в статье 254 Налогового кодекса.

К таким расходам, в частности, относят стоимость:[3]

покупных сырья и материалов, используемых в процессе производства (за исключением стоимости возвратных отходов);

покупных комплектующих и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем обработке;

топлива, воды и энергии, необходимых для технологических целей;

работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями, индивидуальными предпринимателями или производствами и хозяйствами фирмы, не относящимися к основному виду деятельности;

инструментов, производственного инвентаря, лабораторного оборудования, спецодежды и спец обуви и др.

Перечень материальных расходов, который содержится в статье 254 Налогового кодекса, не является исчерпывающим. В состав материальных расходов также могут быть включены другие документально подтвержденные затраты, которые непосредственно связаны с процессом производства и реализации.

Расходы, связанные с оплатой труда производственного персонала, уменьшают облагаемую прибыль фирмы.

Если фирма определяет доходы и расходы по кассовому методу, то прибыль уменьшается после того, как те или иные выплаты будут выданы работникам. Если фирма определяет доходы и расходы по методу начисления, то прибыль уменьшается после того, как те или иные выплаты будут начислены.


Порядок начисления дополнительной заработной платы

К дополнительной заработной плате относятся выплаты за не проработанное время, предусмотренные законодательством по труду: оплата очередных отпусков, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, за время выполнения государственных и общественных обязанностей, выходного пособия  при увольнении и др.[4]

Наиболее распространенными являются выплаты для оплаты ежегодных очередных отпусков, другие дополнительные начисления имеют такой же принцип расчета.

Право трудящихся на отпуск закреплено статьей 37 Конституции РФ: «Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются оплачи­ваемый ежегодный отпуск».

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам всех организаций, независимо от формы собственности и метода хозяйствования и пред­назначен для отдыха и восстановления сил работников. В период отпуска сохраняется место работы и средний заработок.

Отпуск должен предоставляться ежегодно в установленный срок.

Постановлением Госкомстата РФ от 06.04.2001 №26 «Об утверждении унифи­цированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» предусмотрена форма № Т-7 «График отпусков».

Эта форма применяется для отражения сведений о времени распределения еже­годных оплачиваемых отпусков работников всех структурных подразделений органи­зации на календарный год по месяцам. График отпусков - сводный график. При его составлении учитываются действующее законодательство, специфика деятельности организации и пожелания работников.

График отпусков визируется руководителем кадровой службы, руководителями структурных подразделений, согласовывается с выборным профсоюзным органом (при его наличии) и утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом.

При переносе срока отпуска на другое время с согласия работника и руководи­теля структурного подразделения в график отпусков вносятся соответствующие изменения.

Ежегодный отпуск должен быть перенесен или продлен в случаях:[5]

•          временной нетрудоспособности работника;

•          выполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если законом предусмотрено для этого освобождение от работы;

•          в других случаях, предусмотренных законами, коллективными договорами или локальными нормативными актами организации (ст. 124 ТК РФ).

Отпуск по заявлению работника переносится на другой срок, если работнику своевременно не была произведена оплата за время отпуска либо работник был предупрежден о времени начала отпуска позднее, чем за две недели до его начала.

Часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

Замена отпуска денежной компенсацией беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не допускается (ст. 126 ТК РФ).

Для оформления и учета отпуска, предоставляемого работнику в соответствии с законодательством, коллективным договором, локальными нормативными актами организации, трудовым договором (контрактом) применяется форма № Т-6 «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику» (утв. Постановлением Госком­стата РФ от 06.04.2001 № 26).

Приказ составляется работником кадровой службы или уполномоченным лицом, подписываются руководителем организации или уполномоченным им лицом и объяв­ляются работнику под расписку.

На основании приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска делаются от­метки в личной карточке (форма № Т-2 или № Т-2ГС), лицевом счете (форма № Т-54 или № Т-54а) и производится расчет заработной платы, причитающейся за отпуск, по форме № Т-60 «Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику».


Практическое задание

ЧАСТЬ 2. УЧЕТ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРАКТИКА)

Задание построено на примере условного предприятия железнодо­рожного транспорта и содержит набор хозяйственных операций, отражающих типовые бухгалтерские записи по учету основных средств, материально-производственных запасов, расходов, денежных, расчетных и кредитных операций, финансовых результатов и фондов.

Выбор варианта осуществляется по букве фамилии студента.

Задание включает следующие этапы работы:

1.Заполнить баланс предприятия (форма №1) на начало года по данным табл. 2.

2.Открыть счета бухгалтерского учета на начало года по данным табл.2.

3.Определить корреспонденцию счетов по хозяйственным операциям, которые приведены в табл. 3.

Суммы по хозяйственным операциям представлены в табл. 4, выбор варианта производится по первой букве фамилии студента.

4.Сделать «разноску» хозяйственных операций по счетам.

5.Составить оборотную ведомость за первый квартал года.

6. Заполнить баланс предприятия (форма №1) на конец квартала.

Методические указания

1.В курсовой работе используется типовой план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

2.Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) — 100,0 р. (условно).

3.К основным средствам относятся средства труда со сроком полезного использования более 12 месяцев.

4.Амортизация по основным средствам начисляется линейным способом.

5. По основным средствам стоимостью до 4000- р. (условно) амортизация не начисляется, эти основные средства списываются на себестоимость продукции (работ, услуг) при передаче в эксплуатацию.

5.   Производственные запасы отражают в текущем учете по учетной стоимости, т.е. по цене поставщика, с выделением отклонений на счет №16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

7.       В учете затрат используются счета: №20 «Основное производство» — для учета расходов по перевозкам, №23 «Вспомогательные производства» — для учета затрат по работам, выполняемым по заказам на сторону и затрат по капитальному ремонту пути.

Таблица 2 Средства и источники организации на начало года, тыс. р.


Счета, субсчета

Наименование

Сумма

01

Основные средства

59800,3

02

Амортизация основных средств

25116,0

10.1

Материалы

2995,7

10.2

Материалы верхнего, строения пути (МВСП)

8420,1

10.3

Топливо

27,5

10.5

Запасные части

42,9

16

Отклонения в стоимости у материальных ценностей

1814,5

19

НДС по приобретенным ценностям

308,1

50

Касса

3,5

51

Расчетный счет

3940,4

60.1

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

1540,3

60.2

Расчеты с поставщиками и подрядчиками по авансам выданным

25,0

68.1

Платежи в дорожные фонды

1848,7

68.2

Платежи в экологические фонды

3,8

68.3

По налогу на доходы физических лиц

1908,2

69.2

Расчеты по пенсионному обеспечению

3024,0

69.3

Расчеты по обязательному медицинскому страхованию

388,8

70

Расчеты с персоналом по оплате труда

8920,7

71

Расчеты с подотчетными лицами (дебет)

5,0

76.4

Расчеты по депонированным суммам

4,4

79.3.

По доходам от перевозок предприятий железной дороги (дебет)

16940,6

79.5

За МВСП (кредит)

720,4

80

Уставный капитал

36168,0

83.1

Прирост стоимости имущества по переоценке

14015,0


Хозяйственные  операции  предприятия


Номер операции

Документы

Сумма, руб.

Корреспонденция счета

Д

К

1

Счет-фактура поставщика за материалы




1.1

Стоимость материалов

14000

10.1

60.1

1.2

НДС

2800

19

60.1

1.3

В счет погашения задолженности поставщику зачтен ранее перечисленный под материалы аванс

25000

60.1

60.2

2

Счет-фактура поставщика за компьютер




2.1

Стоимость компьютера

8900

08

60.1

2.2

НДС

1780

19

60.1

3

Авансовый отчет подотчетного лица, квитанция к приходному кассовому ордеру на оплату тарифа за перевозку компьютера

420

08

71

4

Расходный кассовый ордер — выдана депонированная заработная плата

1600

76.4

50

5

Наряд на сдельные работы, расчетная ведомость




5.1

Начислена заработная плата за установку компьютера

280

08

70

5.2

Начислен единый социальный налог

11

08

69.1

78

08

69.2

10

08

69.3

6

Акт о вводе в эксплуатацию компьютера

9699

01

08

7

Записка с расчетного счета, платежное поручение на оплату счета-фактуры поставщика за компьютер

10680

60.1

51

8

Выписка с расчетного счета, платежное поручение финансовой службы дороги на перечисление доходов от перевозок

16 940 600

51

79.3

9

Выписка с расчетного счета, платежные поручения на перечисления за декабрь

9.1

в дорожный фонд

1848700

68.1

51

9.2

в экологические фонды

3800

68.2

51

9.3

налога на доходы физических лиц

1908200

68.3

51

9.4

налога на имущество

-

9.5

в фонд социального страхования

665300

69.1

51

9.6

в пенсионный фонд

3024000

69.2

51

9.7

в фонд медицинского страхования

388800

69.3

51

9.8

поставщикам

1540300

60.1

51

10

Выписка с расчетного счета, приходный кассовый ордер — получены деньги для выплаты заработной платы

9000 000

50

51

11

Акт о ликвидации станка




11.1

Сумма начисленной амортизации

15800

02

91.1

11.2

Остаточная стоимость

500

91.2

01

11.3

Начислена заработная плата за демонтаж станка

280

91.2

70

11.4

Начислен единый социальный налог

11

91.2

69.1

78

91.2

69.2

10

91.2

69.3

11.5

Оприходованы полезные остатки от лик­видации станка

940

10.5

91.1

12

Расходный кассовый ордер, платежные ведомости на выдачу заработной платы

8919 300

70

50

13

Книга учета депонентских сумм — отражена не выданная заработная плата

1960

70

76.4

14

Выписка с расчетного счета, квитанция к объявлению на взнос наличными — внесен сверхлимитный кассовый остаток (лимит 4000)

78600

51

50

15

Счет-фактура предъявлен покупателю за реализованные излишние материалы




15.1

Продажная стоимость

27 500

62

91.1

15.2

НДС

4584,25

62

68

15.3

Списана учетная стоимость материалов

20 000

91.2

10.1

16

Требования на отпуск спецодежды в эксплуатацию (10 комплектов по 1800 р.)

18 000

73

10.1

17

Расходный кассовый ордер на выдачу подотчетной суммы на командировочные расходы

3000

71

50

18

Требования на отпуск




18 1

Запасных частей на деповской ремонт подвижного состава своей приписки

-

20

10.5

18.2

МВСП на текущее содержание пути

33400

23.1

10.2

18.3

Материалов на текущее содержание основных средств

24400

23.1

10.1

18.4

МВСП на капитальный ремонт пути

144 200

23.2

10.2

18.5

Запасных частей на ремонт подвижного состава приписки депо другой дороги

-



19

Расчетные ведомости на заработную плату




19.1

Начислена заработная плата:




19.1.1

рабочим за деповской ремонт подвижного состава своей приписки

-



19.1.2

рабочим за текущее содержание пути

77500

23.1

70

19.1.3

рабочим за капитальный ремонт пути

74900

23.2

70

19.1.4

рабочим за деповской ремонт подвижного состава приписки депо другой дороги

-



19.1.5

локомотивным бригадам

-



19 1.6

проводникам пассажирских вагонов

-



19.1.7

руководителям, специалистам и служащим

42400

26

70

19.2

Удержано из заработной платы налог на доходы физических лиц

23832

70

68.3

19.3

Удержано за форменную одежду

2100

70

73

20

Начислен единый социальный налог

7792

20

69.1

194800

54544

20

69.2

7013

20

69.3

21

Счет-фактура предъявлен покупателю за реализованный станок




21.1

Продажная стоимость

44000

62

91.1

21.2

НДС

8800

62

68

22

Акт приема — передачи на передачу покупателю реализованного станка




22.1

Сумма начисленной амортизации

1500

02

91.1

22.2

Остаточная стоимость

33500

91.2

01

23

Авансовый отчет о расходах на командировку руководителя предприятия

2700

26

71

24

Приходный кассовый ордер на возврат остатка подотчетной суммы на командировку

300

50

71

25

Выписка с расчетного счета, платежное поручение покупателя — перечислено за реализованный станок

52800

51

62

26

Расходный кассовый ордер на выдачу материальной помощи работнику в связи со смертью члена семьи за счет прочих расходов

4500

91.2

50

27

Расчетная ведомость по начислению амортизации основных средств, начислено




27.1

по объектам, используемым в основном производстве

107400

20

02

27.2

по объектам, используемым во вспомогательном производстве

19200

23.1

02

28

Выписка с расчетного счета — поступил платеж от заказчика по перерасчету за работы, выполненные в прошлом году

8200

51

62

29

Выписка с расчетного счета, платежное поручение финансовой службы дороги на перечисление аванса в счет доходов от перевозок

450 000

51

79.3

30

Счет-фактура главного материального склада дороги на стоимость форменной одежды




30.1

Скидка со стоимости форменной одежды

15000

20

73

30.2

Стоимость форменной одежды, подлежащая удержанию с работников

20 000

73

10.1

31

Требования на отпуск на перевозки инструмента (5 единиц по 400 р.)

2000

20

10.5

32

Акт инвентаризации материалов




32 1

Оприходованы излишки материалов

800

10.1

91.1

32.2

Отражена недостача материалов

1300

94

10.1

32.3

Восстановлен НДС по недостающим материалам

420

19

68

32.4

Списана недостача материалов в пределах норм естественной убыли

3300

20

94

32.5

Недостача материалов сверх норм естественной убыли подлежит удержанию с виновного лица

-

32.6

Отражена разница между балансовой и рыночной стоимостью недостающих материалов, рыночная стоимость - 2000 р.

-

33

Счет-фактура энерго сбытовой организации за электроэнергию, потребленную на нужды перевозок




33.1

Стоимость электроэнергии

55000

20

76

33 2

НДС

11000

19

76

34

Приходный кассовый ордер — получено от виновного лица в возмещение ущерба, по недостающим материалам

-

35

Списана разница между рыночной и балансовой стоимостью недостающих материалов

-

36

Листок о временной нетрудоспособности, расчет пособия — начислено

500

69.1

70

37

Счета-фактуры предъявлены заказчикам за:




37.1

деповской ремонт подвижного состава приписки другой дороги

-

62

90.1

37.2

НДС

-

62

68

37.3

Службе пути за капитальный ремонт пути на стоимость ремонтных работ

12600

62

90.1

37.4

Службе пути на стоимость МВСП, израсходованных на капитальный ремонт пути

144 200

62

79.5

38

Списана фактическая себестоимость:




38 1

деповского ремонта подвижного состава приписки депо другой дороги

219100

90.2

23.2

38.2.

капитального ремонта пути

199600

90.2

23.1

39

Акт инвентаризации кассы — обнаружен излишек денежных средств

30

50

91.1

40

Акт выездной проверки налоговой ин­спекции — начислен штраф по налогу на доходы физических лиц

2000

91.2

68.3

41

Счет-фактура предъявлен финансовой службе дороги на сумму доходов от перевозок

630 000

79.3

90.1

42

Списаны расходы по перевозкам

248749

90.2

20

43

Списан финансовый результат:

43.1

от перевозок

24849

99

90

43.3

от выбытия прочих активов

29790

91

99

44

Расчет налога на имущество — начислена сумма налога

47000

20

68.4


Решение:

(тыс. руб.)

Счета, субсчета

Сальдо начальное

Обороты

Сальдо конечное

Дт

Кт

Дт

Кт

Дт

Кт

01

59800,3


9,70

34,00

59776


02


25116,0

36,50

107,40


25186,9

10.1

2995,7


14,80

83,70

2926,8


10.2

8420,1



177,60

8242,5


10.3

27,5


0

0

27,5


10.5

42,9


0,94

2,00

41,84


16

1814,5


0

0

1814,5


19

308,1


16,00

0

324,1


50

3,5


9007,33

9007,00

3,83


51

3940,4


17530,20

18382,78

3087,82


60.1


1540,3

1575,98

93,48


57,8

60.2

25,0



25,00

0


68.1


1848,7

1848,7



0

68.2


3,8

3,8



0

68.3


1908,2

1908,20

25,83


25,83

69.1


665,3

665,80

7,81


7,31

69.2


3024,0

3024,0

54,70


54,7

69.3


388,8

388,8

7,03


7,03

70


8920,7

8947,19

195,86


169,37

71

5,0


3,0

3,42

4,58


76.4


4,4

1,60

1,96


4,76

79.3.

16940,6


630,0

17390,6

180


79.5


606,19


144,2


750,39

80


36168,0

0

0


36168,0

83.1


14015,0

0

0


14015,0

73



38,0

17,1

20,9


23.1



199,6

199,6

0


23.2



219,1

219,1

0


20



248,75

248,75

0


94



1,3


1,3


90



667,45

667,45


0

99



24,85

29,79


4,94

08



96,99

96,99

0

0

91



90,56

90,56

0

0

62



96,02

61,0

35,02


68.5



47,0

12,34

34,66


ИТОГО

69207,60

69207,60

47364,6


47364,6


51299,79


51299,79



Список литературы

1.    Камышанов П.И., Камышанов А.П., Камышанова Л.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету.- М., Элиста.: АПП «Джангар», 2000г. – 600с.

2.    Делопроизводство в бухгалтерии-4-е изд., испр. И доп.- М.: ИНФРА-М,2001-172с. (Библиотека журнала «Досье бухгалтера» ).

3.    Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Инфра-М, 2000.-635с.

4.    План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций №94н от 31.10.2000г.

5.    Реформа бухгалтерского учета: Все 18 положений по бухгалтерскому учету: РИПЭЛ плюс,2003г.

6.    Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский учет: учеб для вузов. – М.: ЭкономистЪ, 2003г.-618с.

7.    Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №123-ФЗ от 23.07.98г.


[1] Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский учет: учеб для вузов. – М.: ЭкономистЪ, 2003г.-112с.


[2] Камышанов П.И., Камышанов А.П., Камышанова Л.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету.- М., Элиста.: АПП «Джангар», 2000г. – 207с.


[3] Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский учет: учеб для вузов. – М.: ЭкономистЪ, 2003г.-126с.


[4] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Инфра-М, 2000.-235с.


[5] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Инфра-М, 2000.-241с.