План:
1. Подготовка к устройству на работу. 3
2. Подготовка и отправка резюме. 6
3. Подготовка к собеседованию.. 9
4. Собеседование и оценка его результатов. 11
Литература. 19
1. Подготовка к устройству на работу
Для поиска информации о свободных рабочих местах имеется несколько каналов, которыми следует пользоваться одновременно:
1. Государственные и частные биржи труда.
Для начала необходимо обратиться в районный центр занятости: это и экономия времени, и вероятная близость места работы. Кроме того, при увольнении по причине сокращения штата, необходимо в течении двух недель обратиться туда, чтобы потом получать пособие по безработице. Здесь также можно бесплатно проконсультироваться с юристом, социальным работником, устроиться на учебу, найти постоянную или дополнительную работу. Иногда есть смысл согласиться на временное трудоустройство, даже если в ближайшее время есть возможность получить постоянную должность. Это заработок, новый опыт, новые люди, а значит – новые возможности. Однако поиски постоянной работы надо продолжать. Можно обратиться на частные биржи труда, чтобы данные о кандидате были представлены в разных информационных бланках.
2. Объявления в газетах и журналах, специальных бюллетенях, реклама на радио и телевидении, на уличных стендах и табло.
Для работы с печатной рекламой лучше всего выделить специальные часы в режиме дня или недели: таким образом можно сэкономить время на поиск работы. Процесс поиска работы должен проходить по плану, отмечая проделанный путь поисков на бумаге. Профессиональные издания, местные газеты, рекламные бюллетени, газеты бесплатных объявлений стоят денег, поэтому лучше работать с ними в читальном зале ближайшей библиотеки. Со временем можно научиться распознавать рекламу мошенников и прожектеров. Не следует отвечать на заманчивые предложения немедленно помочь за небольшую сумму денег – никакой помощи за этим не последует. [4, стр.384]
3. Сообщения знакомых, коллег, друзей, бывших сослуживцев, соседей.
До бирж труда доходят обычно не больше половины сведений о вакансиях. Чтобы узнать о второй половине, следует взять старые записные книжки и внимательно посмотреть их, выписывая на отдельный лист телефоны всех, кто сможет помочь с поисками работы. Нужно обзвонить знакомых и спросить, нет ли у них на примете свободного рабочего места. Через некоторое время необходимо повторить звонок.
4. Информация по каналам профессиональных и общественных организаций.
Комитеты женщин обычно проводят ярмарку вакансий, профсоюзы собирают свой отраслевой банк данных, общественные фонды организуют курсы переподготовки специалистов.
5. Отделы кадров предприятий и учреждений, различных организаций, служб, расположенных по близости проживания кандидата.
Визиты и деловые переговоры следует объединять по принципу «один день – один район». Может оказаться, что в новых сотрудниках нуждаются самые неожиданные предприятия.
6. Ответы различных источников на отосланные ранее запросы или объявления в газетах.
Активное поведение на рынке труда включает и способность правильно составлять объявления и письма. Главное содержание – личные данные о претенденте и о работе, которую хотелось бы получить. Письмо не стоит делать объемом более одной-двух страниц печатного текста, а объявления слишком непохожим на другие. «Зацепить работодателя»- высокое искусство, и овладеть им можно только серьезно анализируя удачные объявления и полагаясь на опыт специалистов.
Что же касается техники поиска работы, здесь главное – систематичность, настойчивость и учет. Необходимо в отдельной тетради записывать встречи, телефонные звонки, работу с объявлениями, иначе можно случайно обратиться в туже самую организацию и выглядеть при этом некорректно.
Важно знать о психологических трудностях поиска работы. Часто может возникать чувство, что Вы навязываетесь или продаете себя. Этого надо избегать.
Необходимо хорошо осознавать цели собственно трудоустройства, чтобы поспешно не устроиться на работу, от которой в последствии придется отказаться и начать поиски сначала.. Во-первых, надо определить верхнюю и нижнюю границу заработка по выбранной специальности. Во-вторых, навести справки о требуемом уровне образования и стаже работы на данную должность. В-третьих, круг обязанностей и условия работы – ни один отдел кадров не будет расписывать недостатков работы.
Нельзя забывать, что жизнь- это искусство компромисса. Не следует поспешно отказываться от неожиданного предложения, особенно не побывав на месте и не узнав о возможной перспективе в будущем.
Нужно также научиться смотреть на учебу и смену профессии, как на естественную часть трудовой биографии. Даже в благополучнейшей Швеции за свою жизнь практически каждый человек два-три раза меняет профессию. К этому вынуждает современный механизм развития экономики.
Следует заранее хорошо подготовиться к диалогу в отделе кадров. Этот разговор важен как для работодателя, так и для претендента на вакантное место. Следует продумать возможные вопросы, которые в первую очередь могут быть заданы и как следует составить ответы на них. Обычно к исходу разговора готовятся заранее. Следует настроиться, что как бы ни закончился данный разговор, следует остаться доброжелательным и поблагодарить служащего, сказав о надежде на дальнейшее сотрудничество.
Существуют самые важные вещи, о которых безработным следует всегда помнить – есть опасность уныния и отчаяния. Психологические расстройства подобного рода возможны из-за бессвязных действий, отсутствия распорядка дня, неумения или нежелания найти поддержку других людей.
Западная статистика показывает, что получивший пособие человек, который не нашел работу, в течение года, скорее всего, не будет ее искать. Это тот случай, когда безработный – это не социальное положение, а черта характера. Самое главное в этой ситуации – не позволить сформировать у себя характер безработного.
2. Подготовка и отправка резюме
Процесс трудоустройства, какими бы методами он не осуществлялся (через частные кадровые агентства, через друзей и знакомых, при непосредственном обращении к работодателю или каким-либо другим путем), чаще всего происходит по следующей технологии:
1. Подготовка и отправка резюме.
2. Подготовка к собеседованию.
3. Проведение собеседования (или интервью).
4. Оценка результатов.
Итак, первый этап – подготовка и отправка резюме.
Хорошее резюме является одним из самых эффективных средств поиска работы. При его составлении и оформлении необходимо помнить, что:
1. Вы имеете единственный шанс преуспеть с помощью резюме в тот момент, когда его читают в первый раз. Как правило, на просмотр резюме затрачивается не более двух-трех минут. Если привлечь внимание не удалось – значит, резюме не сработало.
2. При написании резюме надо следовать принципу избирательности. Информацию для резюме следует отбирать, исходя из его целей, т.е. в резюме стоит включать описание именно тех аспектов вашего опыта, которые значимы для позиции, на которую вы претендуете. [1,стр.100]
3. удачное резюме может стать поводом для интервью, т.е. личной встречи с работодателем или его представителем, но еще не гарантирует получение работы. Ваша цель – добиться, чтобы читающий захотел встретиться с вами лично.
Резюме, как правило, состоит из следующих блоков:
1. Ваше имя, адрес, номер телефона (включая код города)
2. Цель (не обязательно, но желательно): краткое описание того, на получение какой должности и почему вы претендуете (не более шести строк, а лучше две-три).
3. Трудовой опыт в обратном хронологическом порядке (сначала указывается последнее место работы). Это часть основная. Укажите даты начала и окончания работы, наименование организации, наименование должности (их может быть несколько, если ваша карьера развивалась успешно) и кратко опишите должностные обязанности и производственные достижения, если они у вас были. При описании ваших достижений используйте глаголы действия, такие как развивал, сэкономил, увеличил или сократил.
4. Образование (чем больше прошло времени после окончания учебного заведения, тем меньше места этот пункт должен занимать в резюме; для выпускников и студентов следует помещать его перед предыдущим, так как опыт работы, если и есть, он менее значителен. Можно сообщить о наградах, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют вашей цели).
5. Дополнительная информация: владение иностранными языками и навыками работы на компьютере, наличие водительских прав, членство в профессиональных организациях и т.п. (хобби следует упомянуть только в том случае, если оно тесно связано с желаемой работой).
6. Указание на возможность предоставления рекомендаций.
Основные требования к стилю написания резюме:
· Краткость;
· Конкретность;
· Активность (никогда не пишите участвовал, оказывал помощь и т.п. Это позволяет думать, что вы лишь оказывали разовые услуги);
· Честность.
Избегайте использования местоимения «я».
Предельная конкретность в выборе формулировок:
Правильно
· Обучил двух новых служащих
· Сократил ошибки на 15 %, чем сэкономил фирме 40000 долларов
· Освоил новы процедуры в рекордно короткий срок – за две недели
Неправильно
· Занимался обучением
· Помогал уменьшить ошибки
· Быстро усваиваю новые знания
Избегать многословия и пассивных форм:
Правильно
· Выполнил …
· Эффективно использовал …
· Отвечал за …
Неправильно
· Отвечал за выполнение …
· Находил применение следующим возможностям …
· Нес ответственность за …
Предпочтение позитивной информации:
Правильно
· Помогал клиентам в …
· Повысил потенциал продукта на рынке
· Продвинулся на должность …
Неправильно
· Улаживал жалобы на …
· Препятствовал снижению доли продаж
· Перешел с должности …
Концентрация внимания на своих достижениях:
Правильно
· Получил повышение в должности и дважды повышения оплаты
· Всегда выполнял работу в срок
Неправильно
· Проработал там три года
· Выполнял дополнительную работу
Не надо включать в ваше резюме:
· Всю трудовую биографию
· Ваши физические данные
· Вашу фотографию (хотя иногда требуют)
· Причины, по которым вы уходите с работы
· Требования к зарплате
· Имена людей, которые могут дать вам рекомендацию (однако следует приготовить этот список, так как может пригодиться на собеседовании)
Итак, ваше резюме готово.
3. Подготовка к собеседованию
Принципы найма на работу всюду и во все времена одинаковы – если пред работодателями встанет необходимость выбирать между двумя равнозначными специалистами, он предпочтет того, кто больше понравится. А чтобы стать именно тем, «понравившимся», нужно учесть некоторые нюансы.
Необходимо собрать как можно больше сведений о фирме, куда вы идете на собеседование, и о людях, с которыми вам предстоит встретиться.
Полезную информацию можно получить разными способами. Если речь идет о крупной организации, познакомьтесь с ее продукцией или услугами. Многие организации распространяют свои проспекты и рекламные брошюры. Попробуйте найти статью в газетах или журналах об этой организации.
Можно побеседовать с человеком, работающим или работавшим в этой организации. От него можно узнать массу полезных вещей, но следует учитывать субъективную окраску таких рассказов.
Об организации, в которую вы идете на интервью, следует знать:
· Какую продукцию или какие услуги предлагает организация?
· Где и кому реализуются продукция и услуги?
· Сколько лет существует организация?
· Стабилен ли состав руководства, или оно часто меняется?
· Каково отношение к служащим в данной организации?
· Каковы перспективы отрасли, которой принадлежит организация? И т.д.
О себе вы должны подготовить два рассказа: краткий и более подробный. Даже если не понадобится их воспроизводить, с их помощью вы сможете легко формулировать ответы на вопросы, которые могут быть вам заданы. Заранее продумайте примерный сценарий беседы, акценты, доказывающие ваше соответствие выбранной вакансии, окончание разговора.
Заранее удостоверьтесь, что вы знаете, как проехать к зданию фирмы и где оставить машину. Выйдите из дома заблаговременно. Приходите на 15 минут раньше назначенного времени. Этим вы покажете, что уважаете проводящего собеседование и цените его время. Если вы все же опаздываете, постарайтесь перезвонить и предупредить о задержке. [2, стр.94]
Пред собеседованием продумайте, как вы будете одеты. Внешний вид и манера держаться имеют очень большое значение и практически определяют первое впечатление. Если вы идете в финансовое учреждение, выберите консервативно-деловую форму одежды. Если вы собираетесь на интервью в строительную организацию или дизайнерскую фирму, можно позволить себе одеться в более свободном стиле. Женщине лучше всего одеть на собеседование строгий костюм или достаточно консервативное платье, не впадая в крайности при выборе длины юбки, расцветки и украшений. Не следует пользоваться резкими духами или одеколоном.
Помните, что при выборе из нескольких кандидатов, обладающих одинаковой квалификацией, решающую роль сыграет ваше умение произвести благоприятное впечатление во время собеседования. Хорошенько выспитесь ночью перед тем, как идти на интервью.
Важно заранее выяснить продолжительность и придерживаться оговоренного времени. Это поможет правильно распределить время между ответами и вопросами, определить степень подробности ответов.
Не забудьте взять с собой на интервью как можно больше документов, подтверждающих вашу квалификацию, образование и дополнительную подготовку.
4. Собеседование и оценка его результатов
Будьте вежливы и доброжелательны со всеми, кого встретите в офисе. Не забудьте улыбнуться, входя в кабинет интервьюера. Не забывайте, как важен язык жестов. Не меньше значение имеет и ваше рукопожатие: рука должна быть сухой и теплой; рукопожатие должно быть уверенным, но не слишком сильным. Следите за своей осанкой, стремитесь смотреть в глаза. Не доводите, однако, ничего до крайности.
Если вас кому-либо представят, приложите все усилия, чтобы правильно услышать и запомнить имя этого человека. Если вы сразу сможете обратиться к собеседнику по имени, это произведет благоприятное впечатление. Переспрашивание же обнаружит излишнюю нервозность.
Вы заходите в приемную и задаете вопрос, как найти того, кто вам нужен.
Заходя непосредственно в кабинет, поздоровайтесь, представившись, напомните, когда и о чем вы разговаривали. Говорите отчетливо и достаточно громко, будьте уверены (но не развязны!).
Начиная разговор, важно правильно организовать пространство общения: если вам сразу не предложили сесть, уместно спросить: «Позвольте я сяду?»
Если у вас в руках одежда или сумка, положите ее куда угодно, но не на стол перед носом. Чтобы чувствовать себя более удобно, попросите разрешения пересесть или просто передвинуть стул (и не забудьте поставить его на место после завершения разговора).
Удобно расположившись, не тропите события, подождите, пока разговор начнет работодатель – инициатива принадлежит ему.
Во время разговора смотрите собеседнику прямо в глаза. Запаситесь бесконечным терпением, научитесь слушать даже тогда, когда вам кажется, что рассказывается откровенная чепуха.
Даже если разговор с вами ведут достаточно «жестко», сохраняйте самообладание и доброжелательность, это поможет «смягчить» подход.
Когда подошло время задавать вопросы, начинайте с простых, по которым ваше мнение с интервьюером совпадает.
Стремитесь, по возможности, расположить собеседника к себе. Для этого постарайтесь сблизить свою манеру общения с параметрами общения собеседника – обстановка станет доброжелательной и вероятность возникновения взаимных симпатий увеличится.
Если беседа исчерпана, не затягивайте ее: лишь не забудьте договориться, когда и как вы узнаете о результатах собеседования, назначить время и форму вашего следующего контакта.
Интервью, как правило, начинается с более конкретных вопросов о вашей профессиональной подготовке или описания вакантной должности и организации в целом. Внимательно слушайте. Следуйте тому направлению беседы, которое задаст интервьюер. Вы должны стремиться сообщить о себе все, что говорит в вашу пользу. [3, стр.88]
Ваши ответы на задаваемые вопросы должны быть прямыми и точными. Это, однако, не означает, что вы должны говорить только да и нет.
Существуют ответы, которые повторяются миллион раз, например: «Мне нравится работать с людьми». Даже если это и так, постарайтесь избежать штампов. Например, расскажите о вашей манере работы с клиентами. Отсутствие штампов и банальностей производит благоприятное впечатление.
Во время собеседования постоянно соотносите ваш профессиональный опыт или образование с реальными обязанностями той позиции, на которую вы претендуете.
Говорите правду. Во-первых, скорее всего, ваши волнение и колебания будут заметны и заронят сомнение. Каждая неточность будет неизбежно углублять возникшие сомнения и вызывать дальнейшие вопросы, в которых вы будете увязать все глубже и глубже. Во-вторых, вы рискуете оказаться в очень неприятной ситуации, если на втором собеседовании забудете, о чем говорили на первом. В-третьих, если вам и удастся убедить кого-то сейчас, то потом, когда вас примут на работу, вам придется продемонстрировать то, о чем вы говорили. Даже если вас не уличат, вы постоянно будете бояться разоблачения.
Среди наиболее часто задаваемых вопросов интервьюера выделим следующие:
· Какие у вас есть вопросы?
Этот вопрос может быть задан и в начале, и только предварительная подготовка поможет правильно сориентироваться. Расскажите немного о себе.
· Почему вы выбрали такую работу (компанию, образование)?
Приведите серьезные доводы: возможности роста, полезный опыт и т.п.
· Получали ли вы другие предложения о работе?
Если получали, прямо скажите об этом: это повысит ваши шансы. Разумеется, следует добавить, что данная работа интересует вас больше.
· Проходили ли вы интервьюирование в других местах?
Как правило, можно ответить «да», но не уточнять, где именно.
· Не помешает ли ваша личная жизнь работе, связанной с разъездами и ненормированным рабочим днем?
Этот вопрос чаще задают женщинам. Закон запрещает работодателю интересоваться, влияет ли семейное положение претендентов на работу. На попытку обойти закон отвечайте «нет». [5, стр.46]
· Каковы ваши сильные стороны?
Подчеркивайте в первую очередь качества, полезные для данной работы. Подтвердите наличие этих качеств примерами из вашей жизни в годы учебы или работы.
· Каковы ваши слабые стороны?
Ответ на этот вопрос следует использовать для повышения ваших шансов. Лучше всего назвать такой недостаток, который был бы логическим продолжением ваших достоинств.
· Почему вы хотите получить именно эту работу? Почему нам стоит вас нанять?
К ответу на этот вопрос следует подготовиться заранее. От вас ждут подтверждения того, что вы в курсе дел компании. Отсутствие знаний о компании и отрасли является одной из основных причин отказа в приеме на работу.
· Почему вы ушли с предыдущей работы?
Не следует говорить о конфликте, даже если он имел место, и обвинять своего бывшего начальника или работодателя. Приведите причину типа: из-за предстоящей реорганизации я не уверен, что могу быть полезен фирме и далее; не могу полностью реализовать свой потенциал; не имею возможности профессионального роста и т.д.
· Как вы представляете свое положение через пять лет?
Лучше ответить обтекаемо, например: я хотел бы работать в этой же организации, но на более ответственной работе.
· На какую зарплату вы рассчитываете?
Лучше попытаться уклониться от ответа, сказав, что вы не считаете, что зарплату следует обсуждать в первую очередь. Если интервьюер настаивает, попробуйте все же выяснить у него, сколько фирма предполагает предложить. Если вы все же вынуждены назвать цифру, называйте чуть выше средней.
· Что бы вы хотели узнать еще?
Никогда не говорите, что у вас нет больше вопросов. Можно спросить о содержании вашей будущей работы, о том, чего ожидает фирма от кандидата на эту должность, почему уволился человек, занимавший эту должность до вас или уточнить что-то, оставшееся неясным из предшествующей беседы.
· Если вы получите эту работу, какими будут ваши первые шаги?
Вопрос чаще задается претендентам на места менеджеров и административные должности. Следует показать свое знакомство с подобными ситуациями и умение проявлять инициативу. Остерегайтесь также предлагать изменения, если вы не имели возможности достаточно ознакомиться с состоянием дел.
· Каковы ваши самые крупные достижения?
Составьте список своих самых больших достижений за последние пять лет. Где возможно, приведите цифры, чтобы оценить меру вашего успеха.
· Каким, по вашему мнению, должен быть начальник?
На самом деле у вас хотят выяснить, склонны ли вы к конфликтам с начальником. Идеальным ответом будет: компетентный, сильный лидер, у которого я мог бы учиться, который даст мне шанс испытать собственные силы, будет меня наставлять, а при необходимости задавать взбучку.
Кроме перечисленных вопросов в ходе собеседования могут быть заданы и дополнительные, например:
· Как обычно проходит ваш рабочий день?
· Как вы определяете приоритетность своих дел?
· Соглашаетесь вы обычно или спорите, и почему?
· В чем вам было бы интересно попробовать свои силы?
· Назовите три ситуации, в которых вам не удалось добиться успеха?
· Почему вас уволили?
· Как оценивалась ваша работа?
· Согласны ли вы были с вашей оценкой?
· Почему вы заинтересованы в получении этой должности?
· Какую пользу вы могли бы принести фирме?
И еще несколько правил:
1. Приветствуя представителя компании, не подавайте руку первым.
2. Не садитесь, пока вам не предложат этого сделать.
3. Внимательно слушайте.
4. Прежде чем отвечать на вопрос, постарайтесь понять, зачем он задан, как в ответе подчеркнуть свои сильные стороны и о чем говорить не следует.
5. При обсуждении предыдущих мест работы не критикуйте своего бывшего начальника и коллег.
6. Не начинайте обсуждение ваших личных финансовых проблем, если вас об этом специально не просят.
7. Вы можете назвать зарплату, которая вас удовлетворит, но не раньше, чем вас об этом спросят.
8. Заканчивая интервью, поблагодарите собеседника за внимание.
9. не забудьте, заканчивая беседу, договориться о том, когда и как вы узнаете о результатах, и поблагодарить интервьюера.
При оценке результатов собеседования следует быть внимательным к назначению испытательного срока. Назначение испытательного срока более двух-трех месяцев должно вас насторожить (т.к. некоторые фирмы используют работников только на период испытательного срока, а затем увольняют или не повышают зарплату). В таких случаях лучше добиваться письменного соглашения о дальнейшей работе. [6, cтр.30]
В качестве возможных причин отказа в приеме на работу могут быть следующие:
· Опоздание на интервью;
· Жалкий внешний вид, неряшливость;
· Неумение изъясняться: слабый голос, плохая дикция, неграмотная речь;
· Нежелание смотреть в глаза интервьюеру;
· Манеры всезнайки;
· Отсутствие интереса и энтузиазма;
· Недостаточная живость;
· Недостаточная уравновешенность;
· Недостаток искренности;
· Неопределенность ответов на вопросы, уклончивость;
· Недостаточное умение ориентироваться в обществе;
· Нерешительность, несамостоятельность;
· Стремление к самооправданию, ссылки на обстоятельства;
· Отсутствие четких целей и задач;
· Недостаточная зрелость;
· Недостаток такта;
· Недостаточная вежливость;
· Цинизм;
· Недостаток дисциплинированности;
· Нежелание учиться;
· Нетерпимость;
· Радикальность идей;
· Неспособность воспринимать критику;
· Узость интересов;
· Негативные отзывы о предыдущих работодателях;
· Чрезмерная материальная заинтересованность;
· Нежелание начать снизу: ожидание слишком многого и слишком быстро;
· Невозможность участия в делах помимо обусловленного графика;
· Отсутствие вопросов о работе к интервьюеру;
· Неудачная семейная жизнь.
Подводя итоги, хотелось бы верить, что все мы правильно сможем подготовиться к процедуре отбора кандидатов на вакантные рабочие места, обучиться некоторым методам и приемам проведения такого мероприятия и преодолеть все возникающие при этом трудности.
Литература
1.
Гутгарц
Р. «Трудоустройство начинается с взаимопонимания» // Служба кадров, №4,
2.
Гутгарц
Р. «Трудоустройство начинается с взаимопонимания» // Служба кадров, №7,
3.
Гутгарц
Р. «Трудоустройство начинается с взаимопонимания» // Служба кадров, №11,
4. Карташов С.А., Одегов Ю.Г., Кокорев И.А. Трудоустройство: поиск работы. Учебное пособие / Под ред. Ю.Г. Одегова. – М.: Издательство №Экзамен», 2002. – 384 с.
5.
Плетнева
М. «Структурированное собеседование: подготовка и проведение» // Управление
персоналом, №1,
6.
Яновская Ю. «Человеческий аспект служебных отношений»
// Кадры, №4,
План:
1. Подготовка к устройству на работу
2. Подготовка и отправка резюме
3. Подготовка к собеседованию
4. Собеседование и оценка его результатов