Содержание

Введение. 3

1. Общая характеристика Хабаровского края. 4

2. Портрет товара. 6

3. Портрет покупателя. 10

4. Требования к качеству продукции. 11

5. Современное состояние регионального рынка. 12

Заключение. 19

Список литературы.. 20


Введение

Виноградное вино – напиток, получаемый спиртовым брожением виноградного сока (сусла) или мезги.

Производства вина известно с древнейших времен: оно было развито уже примерно 4-6 тысяч лет назад в странах Ближнего Востока, Закавказья, в Древней Греции, Римской империи. В настоящее время виноградные вина производятся примерно в 45 странах.

Основными производителями виноградных вин в мире являются Франция, Италия и Испания.

Главные виноградарско–винодельческие районы Франции: Лангерок, Прованс, Шаранта, Бордо, Долина Луары, Бурбундия, Шампань, Эльзас. По объему производства вина Франции занимают первое место в мире. По качеству вина Франции делятся на четыре категории: вина контролируемых наименований по происхождению (очень высокого качества) – A. O. C., высшего качества – V.D.Q,  местные вина, столовые вина.

Италия занимает второе место в мире по производству вина, выпускают свыше трех тысяч наименований вин контролируемого происхождения – Д.О.К. и вин гарантируемого и контролируемого происхождения – д.О.К.Г. Основные винодельческие районы – Пьемонт, Сицилия, Апулия, Тоскана, Эмилия – Романья, Венеция.

В настоящее время винодельческая промышленность России включает 97 винсовхозов – заводов, 12 заводов по производству шампанских вин, 24 предприятия по изготовлению коньяков. Если раньше в России площади виноградных насаждений составляли 1440 тыс. га, то в настоящее время они составляют всего 71 тыс. га при снижении урожайности в 1,5 раза.

В связи с этим целью данной контрольной работы является – изучение состояние регионального рынка виноградных красных натуральных вин в Хабаровском крае.


1. Общая характеристика Хабаровского края

Население края в 1998 г составляло 1546 тыс. чел (четыре Люксембурга), 81% населения — горожане. Помимо «восточнославянского большинства» (русские — 86%, украинцы 6,2%, белорусы — 1,1%) имеются представители почти всех народов России немцы (4,5 тыс.), молдаване (4 тыс.), а также значительны общины корейцев (тыс. чел). Коренных народностей Севера насчитывается 23,5 тыс. чел нанайцы, эвенки, ульчи, нивхи, удэгейцы, орочи, эвены. Этнополитическая ситуация стабильна. В 1996 г в крае работало 26% трудоспособного населения в промышленности, 46 – в сельском хозяйстве, 10 - в строительстве, 12 на транспорте и связи, 12 — торговле, 13% — в организациях культуры, науки и др.

Климат муссонный с частыми ливневыми и катастрофическими тайфунами. Средняя температура июля +(12 – 20) ºС, января -  от -15 до -22 ºС  (на севере -  до - 40 ºС). Край богат бурым углем (Бикин), каменным углем (Средний Ургал), оловянными рудами (поселок Солнечный), золотом (Хаканджинское и Юрьевское месторождения).

В 1996 г произведено промышленной продукции в крае на 12,3 трлн. руб., в том числе (в % к итогу по району): машиностроение — 29,4, пищевая промышленность - 20,6 (в основном рыбная);  лесная и деревообрабатывающая - 12,0; топливная —7,5 (добыча угля на уровне 1,5 млн.т), черная металлургия - 4,6 (выплавка стали — 1 млн. т год); электроэнергетика - 3,4 (производство электроэнергии — 7,6 млрд. кВт. Ч); химическая и нефтехимическая - 2,5 (в 1995 г. переработано 3,4 т нефти). Важнейшие промышленные центры (в скобках указано население тыс. чел. в 1996 г.): Хабаровск (616,6) — энергетические машины, дизели, станки, суда, кабель; химико-фармацевтические препараты, деревообрабатывающее оборудование, продукция нефтепереработки; Комсомольск-на-Амуре (305) - суда, самолеты, сталь, нефтепереработка (нефть поступает по трубопроводу с Сахалина), мебель и др.; Амурск (57) целлюлозно-картонный комбинат. Эти два промышленных центра и поселок войдут в проектируемый комплекс КАМ. В ряде других городов и поселков развита лесная промышленность, на побережье — рыбная. Хабаровский край известен продукцией судостроения (в том числе атомного), турбостроения, комбайностроения, поставками лесоматериалов [1].

Валовая продукция - 1-2 трлн. руб., почти равные доли - растениеводство и животноводство. Производство сельскохозяйственной продукции не полностью удовлетворяет по края, и значительное количество ее импортируется из Китая. Здесь повсеместно выращиваются зерновые (пшеница, ячмень, овес, гречиха), технические культуры, картофель, овощи, кормовые культуры; Урожайность ниже, чем в среднем по России. В животноводстве получили развитие овцеводство, птицеводство звероводство, свиноводство.

Через край проходят две железнодорожные магистрали — Транссибирская и БАМ, соединенные линией Хабаровск— Комсомольск. Речное судоходство осуществляется по Амуру и Уссури. Огромное значение имеет морской транспорт для связи с севером края, с Сахалином (железнодорожный паром), во внешних неэкономических связях; главный порт — Ванино, а также Советская Гавань. Авиапорты  расположены в крупнейших городах,  автодороги - только в южной части края.

Обеспеченность жильем — 17,3 кв. м  - на человека (в год строится 300 тыс., кв. м жилья). На 100 детей дошкольного возраста -  69 мест в детских садах и яслях, на 100- детей школьного возраста - 66 мест в школах. На 10 тыс. чел -  55 врачей, 122 больничные койки. Стоимость жизни в Хабаровском крае на 50% выше среднего показателя по России и на 20—25% - по Москве, для Комсомольска-на-Амуре — соответственно 70 и 40%. В крае 12 вузов, 7 НИИ и проектных организаций. Подобно Приморскому краю, Хабаровский край является «костяком» Дальневосточного экономического района [1].

2. Портрет товара


Вино с древнейших времен занимает особое место среди как пищевых, так и вкусовых продуктов, оно отвечает многим требованиям, предъявляемым к различным видам этих продуктов - сравнительно высокой калорийности, биологической активности и т. д. Кроме того, вино обладает высокой физиологической и диетической ценностью.

Наличие полезных компонентов в вине определяется исходным сырьем - виноградом и продуктами жизнедеятельности дрожжей, образующимися в процессе сбраживания виноградного сусла и мезги.

Пищевая ценность вина определяется его химическим составом:

Углеводы. В вине углеводы представлены в основном глюкозой и фруктозой, их содержание в сухих винах - до 0,3%, в соответствии с этим их энергетическая ценность около 600 ккал/дм3.

Пектиновые вещества. Пектиновые вещества имеют особое значение, они способствуют выведению из организма радиоактивных элементов, в частности стронция, цезия.

Минеральные вещества. По мнению выдающегося советского биолога академика Н. М. Сисакяна на основании многочисленных исследований подтверждается, что содержащиеся в вине в незначительных количествах марганец, железо, кобальт, медь, цинк, бром, бор и многие другие элементы могут активно участвовать в построении организма человека и играть роль биокатализаторов, активизирующих действие ферментов и энзимов [7].

Органические кислоты. Кисловатый вкус вину придают органические кислоты. Они представлены в основном винной, яблочной и молочной кислотами, каждая из которых играет особую роль в формировании свойств вина. Как еще в свое время отмечал И. П. Павлов, органические кислоты способствуют пищеварению, усиливают аппетит. Их концентрация составляет от 5 до 10 г/дм3.

Этиловый спирт.  Его концентрация в красном вине составляет 9-14,5%.

Новейшие исследования о влиянии этилового спирта на организм человека  помогают определить норму употребления вина без вреда для организма. Так, средней дозой для взрослого человека в сутки можно считать 1-1,5 см3 безводного спирта на 1 кг живого веса. Значит, при весе 60 кг средняя ежедневная норма вина крепостью 10% равняется 600 мл в три приема

Летучие вещества. К ним относятся эфирные масла, сложные эфиры, альдегиды, ацетали. Летучие вещества формируют букет вина. Кроме того, они снижают кровяное давление, тонизируют нервную систему.

Витамины. Содержание витаминов в вине зависит от многих причин и прежде всего от сорта винограда, марки и возраста вина, считает французский этнолог Фланси.

Сведения о содержании витаминов в виноградном вине по данным Фланси представлены в табл. 1.1:

Таблица 1.1

Сведения о содержании витаминов в виноградном вине

Кислота

Содержание (мг/л)

С1 (аскорбиновая кислота)

1-10

В1 (тиамин)

8-86

В2 (рибофламин)

80-450

РР (никотиновая кислота)

0,7-2


По мнению Фланси, кроме того, в вине в незначительных количествах обнаружены витамины: А, D, E, B6, B12. 

При всех прочих равных условиях, содержание витаминов в молодых винах  (за исключением витамина В2), как правило выше, чем в выдержанных винах. Рибофлавин особенно полезен при неполноценном питании и имеет важное физиологическое и диетическое значение.

Из литературных источников известно, что особенно вина богаты витамином Р - спутником аскорбиновой кислоты. Он помогает организму усваивать и накапливать витамин С, который в процессе изготовления вин сохраняется в незначительных количествах. Кроме этого, витамин Р укрепляет стенки кровеносных сосудов, благоприятно влияет на другие обменные процессы в организме. Соединения, обладающие Р-витаминной активностью, содержащиеся в 100 г вина особенно из красных сортов винограда, обеспечивают значительную часть суточной потребности взрослого человека.

Кроме всего перечисленного, в вине содержится более 20-ти макро- и микро элементов. Общее содержание - от 1,5 - 3 г/дм3. Из катионов преобладают - калий, из анионов - фосфорная кислота, главным образом в виде органических соединений. Их состав и количество может варьироваться в зависимости от сорта винограда, химического состава почвы, технологии производства, используемого оборудования.

Фенольные вещества вина обладают радиопротекторным действием.

Также в вине в небольших количествах присутствует глицерин, образующийся при брожении сусла. В организме человека он входит в состав жиров. 

Таким образом, можно сделать вывод, что из всей группы алкогольных напитков именно красные вина в наибольшей степени обладают питательными, тонизирующими, бактерицидными и целебными свойствами.

Вина классифицируются по ряду признаков: способу производства, содержанию спирта и сахара, цвету, качеству и сроку выдержки. В зависимости от способа производства вина делят на натуральные и специальные.

Натуральные вина — напитки, полученные полным или неполным сбраживанием сусла или мезги, содержащие этиловый спирт только эндогенного происхождения. При производстве натуральных вин допускается использование концентрата виноградного сока.

Специальные вина — напитки, приготовленные пол­ным или неполным сбраживанием сусла или мезги с добав­лением этилового спирта. В производстве вин может ис­пользоваться концентрат виноградного сока или мистель (спиртованное виноградное сусло с объемной долей этило­вого спирта не менее 16%).

  Натуральные вина могут быть шипучими и ароматизи­рованными, специальные — ароматизированными.

Газированные вина — напитки, полученные путем искусственного насыщения обработанных виноматериалов двуокисью углерода. Обработанный виноматериал представ­ляет собой виноматериал, соответствующий требованиям технологической инструкции для вина данного наименова­ния и предназначенный после фильтрации для упаковки в потребительскую тару.

Ароматизированные вина — напитки, приготовленные с использованием экстрактов различных растений или их дистиллятов.

При получении шипучих и ароматизированных вин раз­решается использовать сахар-песок или сахар-рафинад.

Натуральные вина по содержанию сахара и спирта под­разделяются на сухие, сухие особые, полусухие и полу­сладкие; специальные — на сухие, крепкие, полудесерт­ные, десертные и ликерные (табл. 28).

Содержание спирта в натуральных винах — 9—13% (сухих особых — 14—16%), в специальных — 14—20% (ли­керных — 12—16%). Массовая концентрация сахаров в на­туральных винах, в зависимости от группы, составляет: для сухих и сухих особых вин – не более 3 г/дм, полусухих – 5-25 г/дм, полусладких – 30-80 г/дм. В специальных сухих винах содержание сахара не более 15 г/дм, в остальных группах – от 30 до 300 г/дм.

По цвету виноградные вина делятся на белые, розовые, красные. Среди белых вин различают светлосоломенного цвета, светлозолотистого, золотистого, светлоянтарного, янтарного, темноянтарного. Цвет розовых вин варьирует от светлого до темнорозового. Красных – от красного до темнокрасного.

В зависимости от от качества и сроков выдержки вина подразделяют на:

Ø Молодые;

Ø Без выдержки;

Ø Выдерженные;

Ø Марочные;

Ø Коллекционные вина.

Так же натуральные вина могут быть контролируемых наименований по происхождению – вина высокого качества, полученные по специальной или традиционной технологии из определенных сортов винограда строго регламентируемого района, отличающиеся оригинальными органолептическими свойствами, связанные с климатическими условиями конкретной местности, указанной в их наименовании [8].

 

3. Портрет покупателя


В отношении покупателя вин, то здесь их можно ранжировать в зависимости от качества и цены вин.

1. Дорогие и элитные сорта вин – респектабельные заведения общественного питания (крупные рестораны, престижные кафе и т.д.), люди обладающие большим уровнем дохода и занимающее высокое социальное положение

2. Вина хорошего качества с приемлемой ценой – в данном сегменте покупателями являются достаточно широкий круг людей с разной дифференциацией доходов, ценящих качество

3. Недорогие вина – покупатели данных типов вин обладают низки доходами.

4. Требования к качеству продукции

Идентифицируют натуральные красные вина и определяют полноту маркировки по ГОСТ Р 51074 «Информация для потребителей».  В соответствии с ним должны быть указаны следующие сведения на упаковке: Наименование продукта; Наименование изготовителя, упаковщика, экспортера, импортера, наименование страны и места нахождения; Объем, л; Товарный знак изготовителя (при наличии); Объемная доля этилового спирта; Дата розлива; Год урожая; Наименование предприятия, производившего розлив; Обозначение нормативного или технического документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт; Информация о сертификации.

Качество виноградных вин определяется по следующим показателям:

1.     Органолептическим.

2.     Физико-химическим.

3.     Безопасности.

Органолептические показатели качества виноградных вин включают вкус, букет, цвет, прозрачность. Органолептические показатели являются одними из самых важных при проведении качества вина. Вина, за исключением молодых и коллекционных, должны быть прозрачными. Вкус, букет и цвет виноградных вин очень специфичен для каждого типа.

К физико-химическим показателям виноградных вин относят следующие: объемная доля этилового спирта, массовая концентрация титруемых кислот, массовая концентрация летучих кислот в пересчете на уксусную кислоту, массовая концентрация общей и свободной сернистой кислоты, содержание железа, массовая концентрация приведенного экстракта (нормируется в винах выдержанных, марочных, контролируемых наименований по происхождению).

5. Современное состояние регионального рынка


В современной экономической ситуации, когда российское национальное производство находится в глубоком кризисе, крайне важным является обращение к мировому опыту и опыту отдельных стран, лидирующих в той или иной отрасли производства. Именно анализ успеха других стран, а также осознание и осмысление опыта собственных ошибок поможет вывести отдельные отрасли российской экономики из глубокого кризиса. Это в частности касается и винодельческой промышленности России. Некогда процветавшая, сейчас она практически парализована из-за дефицита отечественного сырья, ввиду массовой вырубки виноградников во времена антиалкогольной реформы 80-х годов.

Необходимо отметить, что по данным Международной Организации по Вину и Виноделию за 1981 год, Россия и современные страны СНГ до начала антиалкогольной реформы являлись в совокупности третьим в мире производителем вин, уступая место лишь Франции и Италии. По данным на 1995 год страны СНГ занимают лишь 7-е место в мировой табели о рангах.

Основной отличительной характеристикой винодельческой промышленности в любой стране является сильный фактор инертности. Это означает, что товар, произведенный из сырья нового урожая поступит в продажу как минимум через несколько месяцев или лет. Это подразумевает наличие определенного количества запасов вина в погребах, где оно зреет и "выращивается". Таким образом, производственный цикл в данной отрасли может быть очень долгим. Кроме этого, важно отметить, что посаженный вновь куст винограда может дать хорошее сырье для производства вина не ранее, чем через 10 - 15 лет после высадки [8].

С учетом массовой вырубки виноградников в России и в странах СНГ в середине и конце 80-х годов и отсутствия национальной программы восстановления виноградников, российская винодельческая промышленность не может работать на полную мощность и вынуждена закупать сырье за рубежом.

Сырье, приобретенное за границей, далеко не всегда оказывается лучшего качества, так как по-настоящему качественных почв, пригодных для выращивания винограда высочайшего качества в мире совсем не много. Дело в том, что на качество конечного продукта влияет не только качество почвы, на которой вырос виноград, но также и климатические условия, способ производства и элитность сорта винограда.

Все эти факторы крайне сильно влияют на реализацию конечного продукта на рынке.

Хабаровский рынок вин, по данным Росгоскомстата на 2002 год зависящий почти на 70% от импорта, подвергается сильному влиянию мировых тенденций, связанных со всеми выше перечисленными факторами, а также с фактором урожайности.

Особенностью современного регионального рынка Хабаровского края вин является большая разрозненность товарных групп и полное отсутствие единых государственных стандартов качества и классификации вин. В данной связи будет уместным привести пример классификации, применяемой всеми основными странами-производителями, основанной на французской классификации, принятой в обращение в качестве государственного стандарта во многих странах, основывающейся в первую очередь на критериях качества вина.

Итак, основные принципы, заложенные во французской классификации опираются на четыре основных фактора, влияющих на качество вина: 1. Почва: тип, состав, способ обработки, использование удобрений и т.п.. 2. Сорт винограда: максимально и минимально разрешенное использование того или иного сорта винограда при производстве конкретного типа вина. 3. Способ производства: время сбора урожая, время выдержки сусла и условия его брожения, ограничения по максимальному и минимальному содержанию алкоголя.

4. Климатические условия, они, как правило, зависят от конкретного расположения виноградника: низина, возвышенность, солнечная или теневая сторона и т.п., что, в свою очередь, влияет на качество винограда и вина.

Итак, согласно этим факторам французский Национальный Институт Наименований по Происхождению (INAO) выделяет следующие категории качества вин (категории указаны по возрастающей): 1. Столовые вина. 2. Региональные вина. 3. Марочные вина высшего качества. 4. Вина контролируемых наименований по происхождению (наивысшая категория).

Все вина каждой категории имеют свое соответствующее рыночное и ценовое позиционирование. Кроме этого, для обозначения той или иной категории качества производители в любой стране, где применяется подобная классификация, обязаны покупать государственную лицензию, кроме этого их продукция подвергается обязательному контролю со стороны государства. Чем выше категория, тем жестче критерии контроля.

Для Хабаровского края, где рынок изобилует как импортными, так и, в небольшом количестве, отечественными винами, крайне важно для установления рыночного порядка с точки зрения как качества, так и цен, ввести подобную строгую классификацию, что поможет потребителям сориентироваться в огромном разнообразии вин, а фирмам-производителям и импортерам вести более честную по отношению к покупателю ценовую и маркетинговую политику.

Хабаровский край – регион со значительными объемами экспортно-импортных операций и малые предприятия нередко специализируются на внешне-торговой деятельности.

Реальное положение и роль малого бизнеса в экономике России, а также возможности его развития определяются экономической средой и сложившейся системой социально-экономических отношений. Но нельзя не учитывать и качественный состав предпринимательской среды. Кто сегодня ее представляет, каковы целевые установки и интересы, образовательный уровень и профессиональный состав предпринимателей?

В рамках исследования проблем развития малого бизнеса Хабаровского края предпринята попытка такой портрет составить. Социологическим исследованием охвачено 435 предпринимателей, представляющих разные сферы бизнеса (рис. 1). Также проведено анкетирование 90 ответственных работников всех уровней власти — краевой, городских, районных, по роду своей деятельности связанных с предпринимательством. Опрос был анонимным, что позволило респондентам более откровенно высказывать свою точку зрения.

Рисунок 1 -  Структура выборки представителей малого предпринимательства, %

Как показало обследование, 65,7% опрошенных имеют высшее образование. 80,8% находятся в зрелом возрасте (31- 55 лет), что позволяет им, используя накопленный жизненный и профессиональный опыт, работать и выживать в конкурентной борьбе. В основной своей массе это — люди семейные (82,5%) имеют традиционный, по меркам нашего времени, состав семьи: 48,1% - 3 человека, 41,4% - 4 человека. Большинство из них - предприниматели со стажем: свыше 5 лет -  53,5% до 5 лет -  22,1%, до З лет -  19,5%, менее года -  4,9%.

Приходят в малый бизнес по следующим причинам: обеспечить свое материальное благополучие (51,8%), из-за потери прежнего места работы (19,4), для самоутверждения (16,8), от жизненной безысходности (по 14,3%) в целях накопления капитала для более солидного бизнеса, для накопления опыта в предпринимательстве. Доля первой причины — стремления обеспечить свое материальное благополучие — почти одинакова по отраслям, вторая более существенна для строительства и составила 25%. Причина жизненная безысходность также варьируется в зависимости от отрасли и составляет в промышленном производстве и на транспорте, соответственно, 17,5 и 11,4%.

При выборе вида деятельности 48,7% руководствовались накопленными знаниями и опытом на прежнем месте работы, что говорит об ответственном принятии решения. Причем этот показатель не сильно различается по отраслям. Рационализм присущ 44,1% респондентов: они считают малый бизнес перспективным. По этому фактору отмечается более значительный разброс значений в зависимости от вида деятельности: его назвали 57,0% опрошенных в промышленном производстве и 25,0% - в сфере бытовых услуг населению. Почти треть респондентов немаловажным фактором считает возможность привлекать к своей деятельности членов семьи, тем самым, обеспечивая их занятость и социальную стабильность, а себе - уверенность в честности работников. Этот фактор более значим в торговле и общественном питании - 44,1%, менее важен в промышленном производстве - 4,8% и строительстве -5,6%. Характерной чертой многих предпринимателей (77,2%) является уверенность в правильности выбора вида деятельности, а это, как правило, залог будущего успеха. Причем она выше в промышленном производстве (87,3%) и бытовом обслуживании (87,5%). Перспективы расширения своего бизнеса различаются по отраслям. Более оптимистичны те, кто работает в промышленности (63,5%), торговле и общественном питании (40,1%). В таких отраслях, как строительство, оказание бытовых услуг населению, транспортные перевозки, этот показатель ниже среднеотраслевого и составляет, соответственно, 30,6; 33,9; 38,6%.

Особенность малого бизнеса — его высокая теневая составляющая, что не может не влиять на поведение предпринимателей. Некоторые теневые стороны их деятельности институционализировались и стали составной частью повседневности, молчаливо принимаемой как реальность. Поэтому сокрытие налогов и доходов - это реакция на ненормативные отношения бизнеса и власти. Как малые предприятия отражают свои доходы в официальной отчетности - показано на рис.2. Средневзвешенное их значение, по оценкам предпринимателей и государственных служащих, составляет, соответственно, 40,4 и 36,5%. Следовательно, реальные доходы предпринимателей превышают официальные в 2,5-2,7 раза.

Рисунок 2 -  Доля доходов, отражаемая малыми предприятиями в официальной отчетности, %

В ходе опроса были приведены оценки предпринимателями и государственными служащими причин сокрытия бизнесменами большей части своих доходов. За счет недовыплаченных налогов и образующегося «черного нала» они предпочитают поддерживать высокую заработную плату — 55,4 и 43,3%, повышать конкурентоспособность своего бизнеса — 53,2 и 70,0% и др. Особо следует обратить внимание на достаточно значимую причину: «Наличность необходима для неофициальных расчетов с административными органами власти» — на это указали 30,5 и 36,75%. Понятно, почему из всех видов ненормативных отношений предприниматели особо отметили бюрократизацию при решении деловых вопросов (69,4%).

Особенно сильное давление на малое предпринимательство оказывают налоговые инспекции, органы санэпидемнадзора и муниципалитеты. Как следует из ответов, это происходит часто — 16,2% респондентов, нередко — 30,7%, изредка — 41,1, отсутствует — 12,0%.

Заключение


Вино с древнейших времен занимает особое место среди как пищевых, так и вкусовых продуктов, оно отвечает многим требованиям, предъявляемым к различным видам этих продуктов - сравнительно высокой калорийности, биологической активности и т. д. Кроме того, вино обладает высокой физиологической и диетической ценностью.

В отношении покупателя вин, то здесь их можно ранжировать в зависимости от качества и цены вин. Фактически практически каждый житель города является потенциальным покупателем, поэтому прежде всего ранжирование идет по качеству и цене.

Хабаровский рынок вин, по данным Росгоскомстата на 2002 год зависящий почти на 70% от импорта, подвергается сильному влиянию мировых тенденций, связанных со всеми выше перечисленными факторами, а также с фактором урожайности.

Для Хабаровского края, где рынок изобилует как импортными, так и, в небольшом количестве, отечественными винами, крайне важно для установления рыночного порядка с точки зрения как качества, так и цен, ввести подобную строгую классификацию, что поможет потребителям сориентироваться в огромном разнообразии вин, а фирмам-производителям и импортерам вести более честную по отношению к покупателю ценовую и маркетинговую политику.




Список литературы

1.                Гладкий Ю.Н. и др. Экономическая и социальная география России. – М.: Гардарика, Лит. Издательское агентство «Кафедра-М», 1999. – 752 с.

2.                Региональная экономика / Под ред. М.В. Степанова – М.: ИНФРА – М, Изд-во Рос. экон. акад., 2001. – 463с.

3.                Кузнецова О. Макрорегион контрастов: к анализу социально-экономических различий субъектов РФ Сибири и Дальнего Востока // Российский экономический журнал, 2001. - № 7. – с. 40-53.

4.                Заусаев В.К., Воронцова Л.С. Малое предпринимательство на Дальнем Востоке // ЭКО, 2003. - №7. – с. 41-49.

5.                Котлер Ф.  Основы маркетинга. - М.: Издательство “Прогресс”, 1991. – 755с.

6.                Маркетинг: стратегии, планы, структуры./ Е. П. Голубков - М.: “Издательство “Дело” – 1995. – 433 с.

7.                Экспертиза напитков/Под общ. ред. чл.-корр. РАЕН, проф. Поздняковского В.М., 1999. с. 96-105.

8.                За встречу с молдавскими винами // Империя вкуса, № 8, 200. с. 4-6.

9.                Алкогольные напитки. Популярная энциклопедия, М., 1999.

10.           ГОСТ 7208-93. Вина виноградные и виноматериалы виноградные обработанные. Общие технические условия.