Московский государственный социальный университет


Филиал в г. Томске








Контрольная работа




по дисциплине «Имеджеология»



на тему: «Позиционирование мэра города»










Выполнил:

Ганьков Роман Эдуардович


Проверила:

Бобрус Ольга Николаевна








Новосибирск

2004


Оглавление:

Введение....................................................................................................... 3



1. Персональные характеристики действующего мэра............................. 4


2. Оценки экспертов: обзор мнений............................................................ 4



Заключение................................................................................................ 14




Список использованной литературы:....................................................... 15

Введение

В сегодняшнем мире, как никогда раньше, большое влияние в обществе играет роль информации и неотъемлемой ее структурой становится имидж. Рыночные отношения, развитие конкуренции во всех областях жизни привели к актуализации этого понятия как преднамеренного создания образа в сознании людей, как эффекта личной презентации.

В транзитивном обществе продолжают жить модели, характерные для тоталитарной коммуникации. Здесь население имеет только одну функцию – подтверждать, всенародно одобрять решения, принятые кем-то. Имидж государственного служащего, тем более мэра, должен отражать те ключевые позиции, на которые реагирует массовое сознание.

В сознании населения сложился определенный стереотип государственного или муниципального служащего, связанный с образом чиновника-бюрократа. Распространено мнение, что они не компетентны, не знают законов, коррумпированы, оторваны от народа, обладают низкой исполнительной дисциплиной.

В этих условиях особое значение приобретает завоевания доверия, авторитета, усиления влияния, формирование в глазах народа положительного имиджа государственной службы и ее руководителей. В связи с решением этой задачи необходимо не только совершенствовать свой профессионализм и компетентность, познать себя, но и «сделать самого себя», создать позитивный, социально-ориентированный имидж в общественном мнении.

Задачей данной работы является определение эффективности позиционирования мэра города Новосибирска при помощи конструирования его имиджа с учетом биологических и социальных фактов личности.

1. Персональные характеристики действующего мэра

К персональным характеристикам относятся физические, психофизиологические особенности, характер человека, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений и т.д.[1]

Владимир Филиппович Городецкий – физически здоровый человек, не имеющий вредных привычек и ведущий здоровый, спортивный образ жизни. Градоначальник профессионально занимается лыжами, имея по этому виду спорта первый разряд.

Во время предвыборной кампании из многочисленных интервью и раздаточного агитационного материала с фотографиями мэра в своем доме и в кругу семьи, у горожан с легкостью возник образ хорошего семьянина. «С каждым годом все четче понимаешь, что невозможно справиться с налаженной работой, если у тебя нет слаженной семьи. Если в семье непорядок, то невозможно полностью отдаться работе, невозможно жить этой работой», - говорит Владимир Филиппович в одном из своих интервью.

Созданный образ добропорядочного семьянина, заботливого отца и мужа, конечно, позитивно сказывается на отношении к нему со стороны горожан. Сродни большинству населения моральные устои и манера поведения в этом случае примеряется на себя каждой отдельной личностью и, заметив явное сходство и близость по духу, формируется чувство некоего духовного родства и уважения.

Особенно хорошо на сознание населения действуют рассказы о «становлении большого человека», когда Городецкий рассказывает о своем детстве и молодости, о том, как он был обыкновенным жителем Первомайского района. Психологический эффект со знаком «плюс» от такого пиара очевиден.

2. Оценки экспертов: обзор мнений

В период предвыборной кампании «Континент Сибирь» проводил опрос деловых кругов на тему отношения к Городецкому и его политике. Приведенный обзор мнений достаточно четко определяет отношение к действующему мэру и его имиджу со стороны бизнес-элиты города.

Необходимость изменений в «команде Городецкого» представляется назревшей. За год с небольшим до выборов действующему мэру как никогда необходима поддержка бизнес-сообщества и избирателей. Однако у избирателей личный имидж Городецкого ассоциируется в первую очередь с принятием непопулярных решений (например, повышением тарифов ЖКХ). А работа чиновников мэрии именно по направлениям ЖКХ и строительства (в руководстве которыми за последнее время произошли наиболее значимые изменения) являлась основной мишенью для критики со стороны предпринимателей.

Оценивая строительную политику мэрии, руководитель строительной компании «Вираж» Сергей Начаров заявил корреспонденту «Континент Сибирь»: «Для нынешних городских властей строительство не является приоритетной отраслью: Кроме того, правила игры, которые власть устанавливает для новосибирских строителей, неоднозначны и чрезвычайно усложнены. У нас все так запутано, что описать процесс получения участка под застройку одной фразой не удастся. Мало того, что необходимы десятки подписей и согласований, так еще и правила игры постоянно меняются: то цены на землю повышают, то выставляют мало поддающиеся логике технические условия: Строителям приходится выполнять самые странные требования, если они хотят продолжать заниматься этим бизнесом».

Что же касается проводимой мэрией реформы ЖКХ, то председатель Новосибирской торгово-промышленной палаты Борис Брусиловский в новосибирской прессе оценил ее следующим образом: «Реформируется тоже все как-то не так: Чиновники пугают людей, что если допустить к жилью частников, то цены на коммунальные услуги взлетят до небес. Но пример с торговлей показывает, что это не так. Муниципальные магазины сейчас вообще неизвестно зачем существуют: и цены в них зачастую выше, чем в частных, и казну они не пополняют, потому что работают неэффективно. Разве что руки кто-то греет под маркой мифической социальной миссии».

Недовольство части бизнесменов не является тайной для городских властей. Это, а также проблемы в городском хозяйстве толкают Городецкого на обновление команды. В качестве примера можно привести историю с отставкой главы департамента строительства Игоря Люзенкова, которую несколько месяцев лоббировали строительные организации и операторы рынка ГСМ. Мэр пошел навстречу, и в итоге функции директора департамента были дополнительно возложены на первого вице-мэра Владимира Шумилова.

Комментируя причины своего назначения в новосибирских СМИ (после двухмесячной паузы, когда пост директора департамента пустовал), Шумилов достаточно ясно дал понять, что одной из них стало нежелание специалистов идти в «команду Городецкого» накануне выборов: «Кандидатуры обсуждались самые разные. Но, видимо, главную роль сыграло то, что до очередных выборов мэра осталось немного времени - чуть больше года». Не исключено, что подобная ситуация может повториться и с вакантными сегодня постами начальника управления финансов и директора департамента ЖКХ.

Примечательно, что одновременно с кардинальными изменениями в «команде Городецкого» в местных политических кругах стали активно обсуждать возможность появления на выборах альтернативных Городецкому кандидатов. Заявление депутата облсовета, директора ЗЖБИ-4 Николая Мочалина о необходимости переизбрать мэра многими было воспринято как своеобразная заявка о претензиях на этот пост. Примечательно, что информацию об этом заявлении озвучили СМИ, давно сотрудничающие с группой известного бизнесмена Олега Торопкина. В «группу Торопкина» входит, в частности, ОАО «Новосибирскнефтепродукт ВНК», у которого до последнего времени отношения с мэрией были достаточно напряженными. Естественно, что имеющая крупные интересы в городе бизнес-группа не останется в стороне от выборов мэра и будет решать, кому из претендентов оказывать поддержку.[2]

Кроме того, среди возможных будущих кандидатов в мэры называют депутата облсовета, директора ГУП «Фонд жилищного строительства Новосибирской области» Сергея Кибирева, вице-губернатора Андрея Филичева, а также: двух нынешних первых вице-мэров Владимира Анисимова и Владимира Шумилова. Правда, сам Шумилов заявил корреспонденту «Континент Сибирь»: «Я себе такой задачи - участвовать в выборах мэра - не ставил никогда и не ставлю. Я выигрывал многие выборы, счастья мне они не принесли, и я дал зарок в выборах больше не участвовать. Что касается остальных, то, думаю, наиболее подготовленный претендент - это Городецкий. Да, его можно критиковать, говорить, что он не преуспел на политической ниве, но в городе и не нужен большой политик. В городе нужен хороший хозяйственник - а это у него есть». Считается, что сильно заинтересована в том, кто станет новым мэром Новосибирска, администрация области. Вероятно, не случайно в числе вероятных кандидатов сегодня называются люди из «команды» губернатора Виктора Толоконского: Филичев и, в определенной степени, - Анисимов, начавший работу в администрации города еще в бытность Толоконского мэром Новосибирска. Кстати, несомненным «плюсом» Анисимова может считаться и тот факт, что у него установлены давние дружеские отношения с руководителем ГТРК «Новосибирск» Яковом Лондоном. И, соответственно, есть возможность использования (в случае необходимости) ресурсов электронных СМИ. Сам мэр о возможном выдвижении на выборах своих замов сказал так: «Если такие амбиции есть у Анисимова - я всегда спокойно относился к наличию рядом со мной сильного руководителя. Это делает сильнее и мою команду, и меня самого».[3]

Сергей Кибирев, депутат Облсовета, высказывается, что выборы еще раз подтвердили, что у нас в Новосибирской области один политик - Виктор Толоконский. Потому что в значительной мере результаты голосования определились позицией именно Виктора Александровича. Политические перспективы Городецкого зависят от него самого. Если он воспримет ту критику, через которую прошел, и начнет работу над исправлением выявленных недостатков, публично отчитываясь о сделанном, - у него могут быть большие перспективы. Политические оппоненты мэра и народ дали ему шанс стать сильным мэром. И если позитив будет в городе, то, я думаю, население может поддержать Владимира Филипповича и на выборах губернатора Новосибирской области.

Алексей Мазур, председатель новосибирского отделения партии "Яблоко":

«Что такое публичный политик? Если это тот, кого по телевизору показывают, то раньше показывали одного Толоконского, а теперь еще и Городецкого с Лондоном. А если под публичным политиком понимать тех, кто имеет свою точку зрения по ключевым политическим вопросам, - то таких выступлений ни Виктора Толоконского, ни Владимира Городецкого я не припомню. И с этих позиций они не являются публичными политиками. Они говорят по телевизору много, иногда по сути, только потом вспомнить нечего».

Яков Савченко, политтехнолог, говорит, что кроме Виктора Толоконского, у нас появилось еще две фигуры, которых можно считать публичными политиками, - Владимир Городецкий и Яков Лондон. Причем этот факт уже совершенно не зависит от их желания: они сделали свой выбор тогда, когда приняли решение баллотироваться на пост мэра. «Что касается Владимира Городецкого, то он по роду предшествующей деятельности в глазах избирателей в большей степени ассоциируется с образом руководителя-хозяйственника. Но с учетом высокой степени поддержки, полученной им на выборах, совершенно очевидно, что в ближайшее время он будет являться фигурой, определяющей и политическую жизнь Новосибирска. При этом немаловажно, что в своей деятельности он будет опираться на поддержку областной власти. Это приобретает особенное значение, если вспомнить, что в ближайшее время нас ожидает разделение постов мэра и председателя горсовета, а через год - и новые выборы горсовета. Несомненно, мэр употребит все свое влияние, чтобы провести в новый состав городского совета максимум своих сторонников».[4]

«Мнение о том, что у нас в Новосибирске только один политик - Виктор Толоконский, - глубоко ошибочно. У нас есть и депутаты Госдумы, и депутаты облсовета. Все они - люди публичные, привыкшие общаться с избирателями и защищать их точку зрения, привыкшие к политическим дискуссиям. Теперь вот - и Лондон. Правда, я даже не могу предположить, как Яков Рувимович будет использовать свой приобретенный политический вес. А то, что мэр позиционирует себя как хозяйственника, еще ни о чем не говорит. Он - человек, избранный горожанами, значит, сумевший донести до них свою позицию», - заявляет Ренат Сулейманов, лидер левых в Горсовете.

Однако же исход выборов мэра Новосибирска был предсказуем: по всем канонам жанра победа обязана была достаться лидировавшему в первом туре Владимиру Городецкому. Но до последнего момента от соперника действующего мэра Якова Лондона и его телевизионного ресурса осторожные наблюдатели ждали сюрпризов.

На старте избирательной кампании фигуры Владимира Городецкого и Якова Лондона выглядели почти равновеликими. Но итоги голосования расставили все по местам. И теперь Якову Лондону, набравшему 28,9 процента голосов против 58,9 процента, отданных за мэра Городецкого, уже необязательно уверять журналистов, что он больше не собирается заниматься политикой. И так понятно. Теперь, скорее, политика будет заниматься Лондоном. Результат же Городецкого показал, что в Новосибирской области появился сильный публичный политик, сопоставимый по масштабу влияния с губернатором Виктором Толоконским.

В кампанию по выборам мэра новосибирская элита вошла под сильным впечатлением от результатов декабрьских выборов в Государственную Думу.

Созданная больше года назад монополия на телевещание перестала отвечать интересам многих значительных фигур. К тому же понимание возможностей телевидения появилось и у мэра Городецкого, с которым теперь всем придется считаться.

Мэр хорошо усвоил урок, преподанный ему в ходе предвыборной кампании. Речь идет, конечно же, не о городских проблемах и управленческих ошибках, а о вопросе формирования политического имиджа. На своей первой послевыборной пресс-конференции Владимир Городецкий признался: 'Мой собственный грех в том, что я раньше так был настроен - делай дела, ремонтируй подъезды и дороги, и люди это увидят и оценят. Но надо помочь людям оценить это'. Теперь мэр подумывает о создании своего муниципального телевидения. Я это наверняка будет не единственный шаг по пути реализации серьезного политресурса, который Владимир Городецкий сумел аккумулировать. Если до сих пор в Новосибирской области властвовал один политик-тяжеловес - губернатор Виктор Толоконский, - то теперь центров тяжести стало два. Именно эта новая конфигурация будет влиять на главные политические процессы ближайших четырех лет.

Путь для реализации ресурса мэра на ближайшие годы, в общем-то, понятен. Владимиру Городецкому нужно добиваться избрания лояльного городского Совета и проводить своих депутатов в областной совет, чтобы через пять лет, заручившись широкой поддержкой, бороться за пост губернатора, - для Виктора Толоконского нынешний срок в кресле главы обладминистрации последний. И хотя Толоконский с Городецким подчеркивают свою принадлежность к одной команде, стремительное перераспределение сфер влияния между двумя политиками в Новосибирске может изменить векторы их взаимодействия с параллельного курса на перпендикулярный.

27-31 января прошел экспертный опрос, посвященный предстоящим выборам мэра г. Новосибирска.

В группе экспертов были представлены: политики, журналисты, государственные служащие, бизнесмены, политологи, психологи и социологи.

Результаты его тем более интересны, что фактически опрос шел до заявления основной части кандидатов о начале сбора подписей в городскую избирательную комиссию А значит, эксперты оценивали реальный вес известных фигур, которые могли бы претендовать на этот пост. В данном случае они как бы “рекомендованы” специалистами обществу, в отличие от тех, кто рекомендует себя сам.

Итак, итоги оценки экспертов. В список из 10 возможных кандидатов на пост мэра экспертами было внесено более 20 фамилий. Первые 10 мест по количеству набранных баллов распределились следующим образом: В.Городецкий, А.Филичев, И.Стариков, А.Локоть, И.Шмидт, С.Кибирев, Н.Мочалин, В.Игнатов, В.Шумилова, Г.Глебов, И.Люзенков.

На наряду с занимаемыми местами указаны баллы, полученные каждым политиком.

Определив возможный “набор” кандидатов, эксперты должны были предложить 3-х лидеров и возможных победителей борьбы за пост главы города. В представлении экспертов такими фигурами (на основе набранных баллов) могут стать: В.Городецкий, А.Филичев и И.Стариков. Другие фигуры, считают эксперты, сегодня вряд ли имеют шансы на успех.

Анализируя представленные результаты, представляется, что большинство экспертов находятся под гипнозом победы В.Толоконского, что транслируется на фигуру В.Городецкого. Возможно и население города столь же внушаемо, но вряд ли это продлится до 26 марта. Рост цен на хлеб, транспорт и другие товары и услуги способен “смести с лица земли” и более “фундаментальные сооружения”.

Думается, что господа эксперты несколько недооценили возможную кандидатуру коммунистов. Образ защитника интересов населения сейчас будет очень кстати.

Интересен тот факт, что, по мнению экспертов, у Владимира  Городецкого узкое поле поддержки: губернатор, аппарат мэрии, частично муниципальные структуры. Поддержка, как считают, эксперты вне области и города весьма незначительна.

Интересными представляются оценки экспертов, касающиеся тех или иных характеристик представленных политиков.

С точки зрения привлекательности личности кандидата почти равное число баллов получили: Г.Глебов, И.Стариков и В.Городецкий. А вот наибольший деловой и общественно-политический потенциал имеют, как считают эксперты, В.Городецкий и А.Филичев. И, наконец, наибольшую поддержку различных государственных, политических, промышленных и финансовых сил имеют И.Стариков и В.Городецкий. Кстати, самые большие возможности по привлечению “ теневых средств”, по мнению экспертов имеют И.Стариков и С.Кибирев.

В исследовании есть результаты, позволяющие оценить более узкие характеристики кандидатов: имидж, ораторские способности и т.д., но, пожалуй, это более интересно самим кандидатам и руководителям их избирательных кампаний для выстраивания корректной стратегии борьбы за победу и борьбы с конкурентами.

27-31 января прошел экспертный опрос, посвященный предстоящим выборам мэра г. Новосибирска.

В группе экспертов были представлены: политики, журналисты, государственные служащие, бизнесмены, политологи, психологи и социологи.

Результаты его тем более интересны, что фактически опрос шел до заявления основной части кандидатов о начале сбора подписей в городскую избирательную комиссию А значит, эксперты оценивали реальный вес известных фигур, которые могли бы претендовать на этот пост. В данном случае они как бы “рекомендованы” специалистами обществу, в отличие от тех, кто рекомендует себя сам.

Итак, итоги оценки экспертов. В список из 10 возможных кандидатов на пост мэра экспертами было внесено более 20 фамилий. Первые 10 мест по количеству набранных баллов распределились следующим образом: В.Городецкий, А.Филичев, И.Стариков, А.Локоть, И.Шмидт, С.Кибирев, Н.Мочалин, В.Игнатов, В.Шумилова, Г.Глебов, И.Люзенков.

На наряду с занимаемыми местами указаны баллы, полученные каждым политиком.[5]

Определив возможный “набор” кандидатов, эксперты должны были предложить 3-х лидеров и возможных победителей борьбы за пост главы города. В представлении экспертов такими фигурами (на основе набранных баллов) могут стать: В.Городецкий, А.Филичев и И.Стариков. Другие фигуры, считают эксперты, сегодня вряд ли имеют шансы на успех.

С точки зрения привлекательности личности кандидата почти равное число баллов получили: Г.Глебов, И.Стариков и В.Городецкий. А вот наибольший деловой и общественно-политический потенциал имеют, как считают эксперты, В.Городецкий и А.Филичев. И, наконец, наибольшую поддержку различных государственных, политических, промышленных и финансовых сил имеют И.Стариков и В.Городецкий. Кстати, самые большие возможности по привлечению “ теневых средств”, по мнению экспертов имеют И.Стариков и С.Кибирев.

В исследованиях есть результаты, позволяющие оценить более узкие характеристики кандидатов: имидж, ораторские способности и т.д., но, пожалуй, это более интересно самим кандидатам и руководителям их избирательных кампаний для выстраивания корректной стратегии борьбы за победу и борьбы с конкурентами.

Анализируя вышесказанное, мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией, когда, несмотря на негативные отзывы со стороны бизнес-элиты и части населения города, жители выбирают на пост своего градоначальника именно Городецкого.

Причин тому достаточно много. Во-первых, российский менталитет, в котором изначально заложен консерватизм и боязнь нового. Следовательно, во избежание перемен, горожане предпочли оставить все так, как есть. Во-вторых, на формировании позитивного имиджа ныне действующего мэра сказался черный пиар его главного противника в предвыборной гонке Якова Лондона. В-третьих, нельзя не сказать о положительном влиянии имиджа губернатора области Виктора Толоконского.

Так или иначе, противоречивость мнений и оценок по поводу образа мэра говорит в первую очередь о достаточно хорошо проработанном имидже главы города, с помощью которого он способен привлечь к себе внимание самых разных кругов и слоев общества.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о то, что имидж действующего мэра города Новосибирска – это многофакторный феномен, поскольку с одной стороны, воздействие на него многообразно, а с другой – он оперирует многослойными структурами, каждая из которых занимает в его восприятии свое место.

Городецкого можно представить как сумму его личностных и социальных характеристик: место рождения, социальный статус, образование, материальный достаток, хобби, деятельность и другие аспекты. Все это – информационные ячейки. И главным правилом для его имиджмейкера, на мой взгляд, обязательно заполнить все эти ячейки, в противном случае они будут заполнены массовым сознанием. Вот именно поэтому имидж мэра формируется в соответствии с требованиями массовой коммуникации и в соответствии с тем, что население считает важным в образе градоначальника, например, авторитет, профессионализм, нравственная надежность.

Образ Владимира Городецкого, с моей точки зрения, носит не совсем целостный и согласованный характер. Отдельные черты этого имиджа нередко противоречат одна другой, что вызывает негативное отношение со стороны общественности и, соответственно, понижается эффективность позиционирования мэра.

Для создания эффективного образа градоуправляющего, нынешнему мэру необходимо уделить особое внимание проводимой в своей деятельности политике и выработать четкую, хорошо продуманную концепцию действий по отношению ко всем социальным слоям, дабы в этом не было изначально заложено противоречие.

Однако, не смотря на выявленные в работе недостатки в имидже мэра, его образ обладает несколькими сильными чертами, доминирующими по значимости для населения Новосибирска, и прямое доказательство тому – опросы, рейтинги и избрание на второй срок.

Список использованной литературы:

1.            Аверченко Л.К. Практическая имеджеология: учебное пособие. – Новосибирск, СибАГС, 2001 – 200с.

2.            Вместо передела собственности передел влияния. //Новая Сибирь - 2004-№14 – с.4.

3.            Выборы в Сибири.//Континент Сибирь – 2002 - №28, с.2.

4.            Е.Ильина Городская ТПП поможет. //Коммерсант Сибирь – 2001 - №132 –с. 6.

5.            http://www.newsib.cis.ru

6.            http://www.sinor.ru


[1] Аверченко Л.К. Практическая имеджеология: учебное пособие. – Новосибирск, СибАГС, 2001 – с.11.

[2] Выборы в Сибири.//Континент Сибирь – 2002 - №28, с.2.

[3] Там же, с.2.

[4] http://www.newsib.cis.ru

[5] http://www.sinor.ru