Содержание

Введение. 3

Роль профессионального бухгалтера в рыночной экономике. 4

Статус профессионального бухгалтера на современном этапе реформы бухгалтерского учета. 6

Квалификационные требования к профессиональным бухгалтерам. 18

Заключение. 21

Второе практическое задание. 22

Список литературы.. 49

 

Введение


В настоящее время острым вопросом стало наличие профессиональных бухгалтеров.  На бухгалтерию возлагаются дополнительные функции, связанные с налоговым и управленческим учетом, оценкой и другими нововведениями, что существенно увеличивает нагрузку на данное подразделение (и это несмотря на всеобщую автоматизацию учетных процессов). К сожалению, зачастую руководители не учитывают (а многие и не знают), что в развитых странах число работников, занимающихся вопросами бухгалтерского учета в компании, составляет около 10% от общей численности работающих. В России это соотношение не соблюдается ввиду недопонимания роли бухгалтерской службы в структуре предприятия.

В связи с этим на современном этапе реформирования бухгалтерского учета профессиональный бухгалтер играет очень весомую роль.

Цель контрольной работы – изучить вопрос, касающийся роли и статуса профессионального бухгалтера

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить роль профессионального бухгалтера в рыночной экономике

2. Рассмотреть статус профессионального бухгалтера на современном этапе реформы бухгалтерского учета

3. Рассмотреть квалификационные требования к профессиональным бухгалтерам


Роль профессионального бухгалтера в рыночной экономике

В апреле 1997 г. в Российской Федерации (г. Москва) создано некоммерческое партнерство "Институт профессиональных бухгалтеров России" (ИПБ России), учредителями которого являются ведущие высшие учебные, научные и общественные организации. Активное участие в создании и деятельности ИПБ России принимает Министерство финансов РФ.[1]

ИПБ России объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Они представляют руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский состав в области бухучета, экономического анализа и аудита различных учебных заведений, специалистов финансового менеджмента.

Настоящий сборник документов является третьим, переработанным и дополненным изданием и, предназначен для распространения среди профессиональных бухгалтеров, членов ИПБ России и территориальных институтов профессиональных бухгалтеров (ТИПБ).

В сборнике публикуются все документы, связанные с деятельностью ИПБ России, а также все основные документы, регламентирующие профессиональную деятельность бухгалтеров.

Основными целями и задачами ИПБ России являются:[2]

объединение в единую профессиональную организацию и координация деятельности квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, а также юридических лиц, специализирующихся в области распространения информации финансово-экономического профиля, оказания услуг в области бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита, финансового менеджмента и повышения квалификации работников финансово-экономического профиля;

организация и проведение аттестации специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента в целях повышения их профессионального статуса и значимости на профессиональном рынке труда и услуг;

разработка методологии и методики бухгалтерского учета и аудита;

создание системы оперативного информирования членов ИПБ России об изменениях и новшествах в области регулирования бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита;

совершенствование профессиональной деятельности персонала организаций, связанного с бухгалтерским учетом, финансовым менеджментом, аудитом и т.п., формирование положительного общественного мнения о добросовестно работающих специалистах в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента, аудита и т.п. (далее Специалистах), защита интересов Специалистов в законодательных и исполнительных органах власти, а также социальная защита Специалистов;

внедрение в практику новых форм и методов организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, отвечающих требованиям Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;

формирование у Специалистов экономического мышления, соответствующего рыночным отношениям, соблюдение ими норм профессиональной этики;

представление и защита прав и законных интересов членов ИПБ России, оказание им помощи в защите их профессиональных интересов.

По своему юридическому статусу ИПБ России - некоммерческое партнерство и может объединять как физических, так и юридических лиц.[3]


Статус профессионального бухгалтера на современном этапе реформы бухгалтерского учета

За 10 лет перестройки коренным образом изменилось отношение к бухгалтерской профессии, как в организациях, так и в обществе в целом. Сегодня главный бухгалтер в организации занимает одно из ведущих положений, а факультеты по подготовке бухгалтерских кадров становятся наиболее популярными.

В то же время сложившийся за 70 лет советской власти менталитет бухгалтера остался неизменным. Он по-прежнему ждет указаний сверху, неукоснительно подчиняется всем (даже противозаконным) предписаниям фискальных и других органов.

Сегодня полностью изменился стиль написания Положений по бухгалтерскому учету. Если раньше инструктивные материалы были лаконичны и носили предписывающий характер, то сейчас Положения по бухгалтерскому учету пытаются донести не букву, а дух закона. Отсюда некоторая расплывчатость и их описательный характер. Все это требует от бухгалтера не слепо выполнять, а понять смысл заложенных в Положении по бухгалтерскому учету решений и интерпретировать их выполнение в соответствии с заложенным в них духом.[4]

Цель аттестации профессиональных бухгалтеров состоит в определении квалификационных требований, предъявляемых к главному бухгалтеру, и отбору тех из них, которые им соответствуют.

Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283) и Меры по реализации в 2001-2005 годах Программы реформирования бухгалтерского учета (постановление Правительства РФ от 13 апреля 2001 г. N КА-П13-06573) предусматривают "широкое участие в реформировании бухгалтерского учета Института профессиональных бухгалтеров".

В соответствии с Уставом ИПБ России и Положением о членстве в ИПБ России Действительными членами Института могут быть только профессиональные бухгалтеры.

Для решения проблемы отбора бухгалтерской элиты в ИПБ России была создана целая система подготовки и определения уровня знаний главного бухгалтера (аттестация).

Хотелось бы подчеркнуть, что вся система аттестации профессиональных бухгалтеров не носит самостоятельного характера и может восприниматься только во взаимосвязи и взаимозависимости с системой приема в Действительные члены ИПБ России.

К сожалению, многие главные бухгалтеры воспринимают только одно, очень важное, но не единственное требование к современному главному бухгалтеру - подтверждение путем аттестации уровня знаний.

Вместе с тем профессиональный бухгалтер, Действительный член ИПБ России, должен также соответствовать и соблюдать другие обязательные требования, предъявляемые к нему сообществом бухгалтеров, государством и руководителями предприятий, в которых он работает.

О многих из этих требований уже говорилось в предисловии к книге "Профессиональный бухгалтер России". Здесь же хочется остановиться только на этических нормах, которые должен соблюдать профессиональный бухгалтер, так как деятельность главного бухгалтера имеет большое значение не только для организации, где он работает, но и для всего общества в целом.

Кодекс этики члена ИПБ России - достаточно объемный документ и разработан в соответствии с рекомендациями Международной федерации бухгалтеров. Кодекс этики члена ИПБ России утвержден 24 мая 1999 г. и опубликован в книге "Профессиональный бухгалтер России".

Основные принципы деятельности профессионального бухгалтера основаны на том, что член ИПБ России обязан обеспечить потребности общества в полноценной и достоверной информации. Он должен достичь профессионализма, чтобы все заинтересованные в информации лица были уверены в представляемых им данных, а также в том, что он не совершит недостойных поступков, противоречащих этическим нормам.

Член ИПБ России должен быть честным и объективным. Он не должен быть подвержен давлению со стороны работодателя или других лиц. В своей деятельности он обязан исходить из приоритета общественных интересов перед интересом работодателя.

Член ИПБ России должен воздерживаться от любых поступков, которые могли бы дискредитировать бухгалтерскую профессию, в том числе он обязан соблюдать конфиденциальность полученной им информации.

Совершенно ясно, что выполнения этических норм нельзя добиться только путем аттестации бухгалтера.

Для выполнения этических норм и разрешения конфликтов в Кодексе этики предусмотрен соответствующий порядок.

В случаях же нарушения этих норм предусматриваются соответствующие дисциплинарные меры, вплоть до исключения из членов ИПБ России.

Хотелось бы отметить, что формальные на сегодняшний день дисциплинарные взыскания в будущем будут очень сильно влиять на всю деятельность главного бухгалтера.

Уже сейчас, так же как и во всем мире, складываются неписаные правила приема на работу главных бухгалтеров. Если претендент на должность главного бухгалтера не имеет статуса "профессиональный бухгалтер" и не является Действительным членом ИПБ России, ему достаточно сложно устроиться на работу главным бухгалтером.

Правительство РФ в лице Министерства финансов РФ и ИПБ России всячески поддерживают эту тенденцию. В ИПБ России и в некоторых территориальных институтах профессиональных бухгалтеров (ТИПБ) начали работать центры по подбору учетных кадров, главная цель которых рекомендовать квалифицированные кадры из Действительных членов ИПБ России.

Немаловажным значением для отбора учетных кадров является полная уверенность в знаниях рекомендуемых претендентов. Здесь большое значение имеет выработка критериев, которым должен соответствовать претендент.

Одним из обязательных критериев отбора является освоение претендентами знаний в соответствии с Программой аттестации профессиональных бухгалтеров.

Программа аттестации профессиональных бухгалтеров была разработана в соответствии с рекомендациями Международной федерации бухгалтеров и Международной программой учебной подготовки профессиональных бухгалтеров, разработанной межправительственной рабочей группой экспертов по международным стандартам учета и отчетности, принятой на шестнадцатой сессии в Женеве 17-19 февраля 1999 г.[5]

Конечно, нам еще предстоит проделать большой путь, чтобы достичь такой же степени квалификации профессиональных бухгалтеров, какой достигли в таких развитых странах, как Англия, Германия, Франция, США и др. Сейчас наша задача так организовать работу по подготовке профессиональных бухгалтеров, чтобы постоянно и планомерно сближать уровень подготовки отечественных главных бухгалтеров и профессиональных бухгалтеров других стран.

Первый этап подготовки профессиональных бухгалтеров, который ставил своей целью отобрать профессионалов из уже имеющихся и определить тех из них, которым можно доверять подпись под финансовой отчетностью в организациях, где обязательно должен проводиться аудит, практически осуществлен. Так, по данным Госкомстата, акционерных обществ открытого типа и других организаций, где обязателен аудит и где главными бухгалтерами должны быть аттестованные профессиональные бухгалтеры, насчитывается около 150 тыс. организаций. В системе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров, осуществляемой ИПБ России, по данным на 1 августа 2002 г., подготовлено более 120 тыс. профессиональных бухгалтеров.

Если учесть, что в настоящее время подготовкой профессиональных бухгалтеров занимается около 400 учебно-методических центров (УМЦ), аккредитованных при ИПБ России, и в месяц проводится аттестация 2000-3000 бухгалтеров, то можно ожидать, что первый этап переподготовки бухгалтерских кадров будет в ближайшее время завершен.

Надо отметить, что подготовка профессиональных бухгалтеров даже по упрощенной программе достаточно трудоемкая и непростая задача. Тем не менее государство заинтересовано в том, чтобы главные бухгалтеры прошли соответствующее обучение и аттестацию.

Так, в отчетности за 1999-2000 гг. указывался номер аттестата профессионального бухгалтера, подготовившего настоящий отчет. Хотя эта запись до принятия Федерального закона "О бухгалтерском учете" носила рекомендательный характер и подписывать отчет имел право любой бухгалтер, она тем не менее стимулировала главных бухгалтеров пройти переподготовку и аттестоваться на звание профессионального бухгалтера.

Ряд регионов страны (например, Татарстан) и сохранившихся министерств и ведомств (например, Центросоюз) приняли решение о необходимости проведения сплошной переподготовки бухгалтерских кадров по системе ИПБ России.

Наряду с аттестацией член ИПБ России, профессиональный бухгалтер обязан поддерживать свои знания на высоком профессиональном уровне.

В соответствии с Положением об аттестации Ассоциированных членов ИПБ России, одобренным Министерством финансов РФ (протокол N 4 от 18 апреля 2001 г.), полученный профессиональным бухгалтером квалификационный аттестат действителен в течение пяти лет.

Для продления срока его действия владелец квалификационного аттестата должен быть активным членом ИПБ России, а также пройти курс повышения квалификации не менее 40 часов в год в соответствии с правилами, утвержденными ИПБ России.

Аттестация профессиональных бухгалтеров проводится уже более пяти лет.

Повышение квалификации профессионального бухгалтера начинается с решения получить статус профессионального бухгалтера и стать членом ИПБ России.

Следует отметить, что бухгалтер, особенно главный, - это профессия, которая требует непрерывного повышения квалификации. Бухгалтер на предприятии - один из немногих специалистов, который отвечает за правильность применения на практике законодательных актов.

Бухгалтер обязан знать налоговое и трудовое законодательство, Гражданский кодекс РФ и многое другое. Сейчас, когда идет процесс совершенствования законодательства в России в связи с переходом на международные стандарты, бухгалтер обязан особенно тщательно и скрупулезно изучать все нововведения. Особенно сложно бухгалтеру на предприятиях, где нет ни юридических, ни экономических служб.[6]

Это свидетельствует о том, что само по себе высшее образование, полученное бухгалтером в вузе, еще не является гарантом его компетентности. Именно поэтому практически во всех странах с развитой рыночной экономикой существует статус "профессиональный бухгалтер".

Профессиональные бухгалтеры по-разному называются в разных странах, например в Англии - чартерные, во Франции - эксперты-бухгалтеры. В России до революции существовали присяжные бухгалтеры. Суть же этих названий одна: подтверждение своей компетенции, дающее право бухгалтеру заниматься своей профессией и гарантирующее акционерам, руководству предприятий и в конечном итоге государству квалифицированное применение законодательства на практике.

Во времена существования Советского Союза в планово-регулируемой экономике повышением квалификации бухгалтеров занимались министерства и ведомства. Они доводили до предприятий все новые нормативные акты, толковали их, постоянно проводили курсы повышения квалификации. Существовала также и достаточно жесткая система контроля за правильностью применения нормативных документов на практике.

В настоящее время принятая в Советском Союзе система повышения квалификации бухгалтеров практически распалась. Вместе с тем происходящие в стране кардинальные изменения в экономике, постоянное обновление законодательства требуют от бухгалтера постоянного повышения квалификации. Эти функции взяла на себя система аттестации бухгалтеров.

При разработке системы повышения квалификации бухгалтеров учитывались положения, изложенные в рекомендациях Международной федерации бухгалтеров (IFAC) по вопросам международного образования. Основная цель повышения квалификации профессиональных бухгалтеров - "обеспечить для общества гарантии того, что профессиональные бухгалтеры обладают специальными знаниями и профессиональными навыками, необходимыми для обеспечения услуг, которые они обязуются предоставить", поэтому профессиональный бухгалтер обязан "поддерживать и повышать уровень специальных знаний и профессиональных навыков". Система повышения квалификации должна помочь бухгалтеру разбираться в экономических процессах, применять новые методы в своей работе, а также выполнять возложенные на него обязанности с учетом предъявляемых к ним требований.

При разработке программ подготовки и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров использовались также рекомендации Международной программы учебной подготовки профессиональных бухгалтеров, разработанной межправительственной рабочей группой экспертов по международным стандартам учета и отчетности, работающей под эгидой Организации Объединенных Наций.

Создаваемая в настоящее время инфраструктура ИПБ России прежде всего направлена на практическую реализацию поставленной задачи.

Система аттестации профессиональных бухгалтеров, организуемая ИПБ России, предусматривает следующие основные направления работы:

утверждение учебно-методических центров, которым предоставляется право 240-часовой переподготовки профессиональных бухгалтеров;

подготовка и корректировка программ 240-часовой переподготовки профессиональных бухгалтеров;

организация аттестации профессиональных бухгалтеров.

Система повышения квалификации, которой наряду с ИПБ России активно занимаются территориальные институты профессиональных бухгалтеров (ТИПБ), решает следующие задачи:

отбор и аттестация преподавателей, которым разрешено проводить повышение квалификации в соответствии с принятой системой спецкурсов;

организация процесса повышения квалификации;

контроль за уровнем (качеством) проведения повышения квалификации профессиональных бухгалтеров.

В соответствии с Положением о повышении квалификации профессиональных бухгалтеров формами повышения квалификации могут быть не только прослушивание спецкурса, но и участие в конгрессах, съездах, спецсеминарах, стажировка, публикация монографий, учебников, статей.

Порядок отбора и аттестации преподавателей, которым позволено проводить повышение квалификации профессиональных бухгалтеров, формализован и изложен в Положении о повышении квалификации Ассоциированных членов ИПБ России - преподавателей. Все преподаватели, желающие проводить обучение профессиональных бухгалтеров, должны стать Ассоциированными членами ИПБ России - преподавателями. Это сделано для того, чтобы преподаватели, желающие вести обучение по Программам подготовки и повышения квалификации учетных кадров, утвержденным ИПБ России, взяли на себя определенные Институтом обязательства. Например: выполнение этических норм, готовность в течение года подготовить и предоставить в ИПБ России методические и другие материалы, необходимые для определения квалификации и аттестации, готовность постоянно повышать свою квалификацию. С момента принятия преподавателя в Ассоциированные члены ИПБ России ему разрешается преподавать по Программам подготовки и повышения квалификации, утвержденным ИПБ России. Процедура аттестации преподавателей, как правило, проводится заочно на основании подготовленных претендентом методических разработок (учебники, пособия, статьи, тесты, задачи и т.п.).

Преподавателю, прошедшему аттестацию, присваивается статус Действительного члена ИПБ России - преподавателя и разрешается преподавать по тем дисциплинам, по которым он прошел аттестацию.

Аттестованный преподаватель, став Действительным членом ИПБ России, обязан постоянно повышать свою квалификацию. Положением предусмотрено, что преподаватель должен повышать свою квалификацию в объеме не менее 60 часов в год.[7]

Количество часов по каждому виду повышения квалификации определяется ИПБ России специальным документом. В принятом ИПБ России в настоящее время Положении о постоянном повышении квалификации членов ИПБ России максимальное количество часов (200 часов) дается за защиту докторской диссертации, за публикацию монографии, учебника или учебного пособия по профильным дисциплинам объемом не менее 20 печатных листов. Этим же документом определено, что за кандидатскую диссертацию дается 80 часов, за печатный лист книги, статьи и т.п. - 10 часов, за разработку проекта методических рекомендаций или положений по бухгалтерскому учету - 60 часов, а за разработку одного теста, экзаменационного вопроса или задачи - 1 час.

Наряду с указанными формами повышения квалификации преподаватели, как и профессиональные бухгалтеры, могут прослушать спецкурсы или участвовать в конгрессах, конференциях, круглых столах и т.п. и получать за участие в них соответствующее количество часов, засчитываемых как повышение квалификации.

Создание программ повышения квалификации в соответствии с принятой ИПБ России системой спецкурсов является постоянной работой, которая еще далека от завершения.

В настоящее время принято более 40 программ повышения квалификации.

Проекты программ спецкурсов могут присылать в ИПБ России либо сами УМЦ, либо ТИПБ. В ИПБ России могут быть рассмотрены и программы, разработанные отдельными специалистами.

ИПБ России будет рассматривать эти программы и в случае их соответствия современным требованиям сертифицировать (присваивать номер, определять количество часов, публиковать программы в экономической прессе и т.п.). УМЦ и слушатель (профессиональный бухгалтер) имеют полное право выбора программ обучения.

Единственным ограничением для слушателей является то, что каждый из них в течение пяти лет не может повышать свою квалификацию по одной и той же программе.

Организацией процесса повышения квалификации будут в основном заниматься ТИПБ. Это достаточно большая работа. Она сопоставима по своей сложности и трудоемкости с организационной работой по аттестации бухгалтеров.

Вся организационная работа по повышению квалификации проводится ИПБ России бесплатно за счет членских взносов. Это является одной из причин того, что тот, кто имеет соответствующий аттестат, но не является членом ИПБ России, не сможет получить от ИПБ России сертификаты, подтверждающие, что он прошел необходимую для продления аттестата профессионального бухгалтера 200-часовую переподготовку за пять лет.

И, наконец, последняя задача, которая ставится при разработке системы повышения квалификации, - организация контроля качества обучения.

Эта задача включает в себя контроль за:[8]

полнотой и качеством процесса повышения квалификации, проводимого УМЦ, аккредитованными при ИПБ России;

качеством экзаменов, проводимых для получения аттестата профессионального бухгалтера.

В Положении о повышении квалификации предусмотрены возможности проведения как формального контроля, так и контроля по существу.

К формальным методам контроля относятся: регистрация и контроль проведения всех спецкурсов по подготовке и повышению квалификации профессиональных бухгалтеров в ТИПБ или ИПБ России, учет и контроль за выданными УМЦ сертификатами, подтверждающими прохождение спецкурсов, учет и контроль выданных и продленных аттестатов профессиональных бухгалтеров и т.п.

Методы контроля по существу включают: контроль учебных программ повышения квалификации, возможность посещения уполномоченными специалистами ИПБ России проводимых УМЦ спецкурсов в целях осуществления контроля за соответствием объявленных и фактически проводимых учебных часов, посещаемостью спецкурсов, качеством чтения лекций преподавателями и т.п.

В последней редакции Положения о повышении квалификации принято решение о проведении зачета слушателей спецкурса, позволяющего установить, насколько они освоили материал.

Существенные отклонения в работе УМЦ по полноте и качеству аттестации и повышения квалификации могут привести к расторжению договора с ними на обучение профессиональных бухгалтеров.

Программой реформирования бухгалтерского учета предусмотрено проведение переподготовки и повышения квалификации не только высшего звена - главных бухгалтеров организаций, но и бухгалтеров других уровней. Эта задача более масштабная, так как общее количество бухгалтеров в России составляет около 3,5 млн. человек и только 500 тыс. из них являются главными бухгалтерами.

ИПБ России приступил к выполнению этой задачи. В настоящем сборнике приведены проекты Положений, учебные планы и Программы подготовки и аттестации бухгалтеров-экономистов коммерческих организаций, бухгалтеров-экономистов бюджетных организаций, бухгалтеров-экономистов на соответствие занимаемой должности по типовым рабочим местам.

Эта работа находится в начальной стадии, и мы надеемся, что главные бухгалтеры организаций, члены ИПБ России примут активное участие в выполнении постановления Правительства РФ о всеобщей переподготовке учетных кадров.

Президентский Совет ИПБ России на своем заседании 17 ноября 1998 г. приравнял аттестаты профессионального бухгалтера и аудитора для вступления в ИПБ России и ТИПБ. Это сделано в связи с тем, что профессиональный бухгалтер и аудитор по сути дела - одна и та же профессия. В уставных документах ИПБ России определено, что профессиональный бухгалтер может быть главным бухгалтером предприятия, аудитором или финансовым менеджером (финансовым директором).


Квалификационные требования к профессиональным бухгалтерам

Программа профессионального образования имеет три особенности. Во-первых, она предполагает чтение теоретических дисциплин, специфицированных под будущую специальность; во-вторых, предусматривается обязательное и параллельное с обучением получение практических навыков (напомним, что слушатели в период обучения работают в фирмах и лишь периодически приезжают в институт для прослушивания теоретических курсов и сдачи экзаменов); в-третьих, в обучении делается акцент на комплексность подготовки, смысл которой в том, что финальный тест в той или иной степени включает в себя элементы всех базовых дисциплин (в Шотландии этот тест именуется как "тест на профессиональную компетентность").

В нашей стране к профессиональной сертификации аудиторов и бухгалтеров приступили лишь несколько лет назад, причем до настоящего времени эта процедура (в частности, в отношении бухгалтеров) официально не регламентирована, что приводит к очевидным издержкам и определенной дискредитации этого, безусловно, полезного начинания (более того, известны случаи, когда недобросовестные "организации" занимаются банальной торговлей "дипломами" профессионального бухгалтера).

В настоящее время сертификация профессиональных бухгалтеров осуществляется Институтом профессиональных бухгалтеров России, который в значительной степени использует опыт своих коллег из США, Великобритании, Франции. ИПБ России предлагает слушателям 240-часовую программу подготовки профессионального бухгалтера, а также хорошо диверсифицированную систему спецкурсов для повышения квалификации своих членов. Институт является единственной общественной организацией, включенной в число ответственных исполнителей плана мероприятий по развитию бухгалтерского учета в России на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.). Президент ИПБ России проф. А.Н. Романов назначен заместителем председателя Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности, работающей под председательством министра финансов РФ А.Л. Кудрина. Институт представляет Россию в международном профессиональном движении, являясь полным членом Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants, IFAC), под руководством которой осуществляется процесс конвергенции национальных систем учета и отчетности (в том числе разработка глобального ГААП), в основу которого положены действующий набор МСФО и американский ГААП; учитываются также рекомендации национальных институтов других стран).[9]

Вместе с тем следует с сожалением отметить, что четкой координации программ академической и профессиональной подготовки бухгалтеров у нас пока еще нет. Более того, участие в программах ИПБ России многие недальновидные бухгалтеры рассматривают, как нечто необязательное. Тем не менее тенденции таковы, что значение профессиональной подготовки и сертификации бухгалтеров и аудиторов в ближайшие годы, несомненно, усилится. К этому подталкивает не только набирающий силу процесс конвергенции национальных систем учета и отчетности, но и то внимание, которое уделяется международными организациями бухгалтеров унификации принципов и системы подготовки и сертификации бухгалтерских и аудиторских кадров. Ведь планируемое внедрение в международный бухгалтерский учет "глобального ГААП" требует соблюдения определенных стандартов в области профессиональной подготовки бухгалтеров и аудиторов.

Простое перечисление дисциплин показывает, что требования к уровню подготовки профессионального бухгалтера, предъявляемые в настоящее время международными институтами, весьма серьезны. В конечном итоге подтверждение соответствующих знаний у сертифицируемого бухгалтера делается национальным институтом профессиональных бухгалтеров или аудиторов. Однако в силах ли этот институт обеспечить соответствующую подготовку, если слушатели обучаются без отрыва от производства? Ответ вряд ли может быть утвердительным. Проблема усугубляется еще более, если принять во внимание, что далеко не во всех странах претенденты на звание "сертифицированный бухгалтер" имеют соответствующее университетское образование; более того, слушателем может стать выпускник колледжа или университета, ранее не предполагавший быть бухгалтером или аудитором.

При этом разными институтами выдвигаются различные требования к поступающим. Так, около 80% поступающих в ICAS уже имеют надлежащее бухгалтерское образование, полученное в колледже или университете, в то время как среди учащихся в ICAEW этот показатель составляет около 20%. Слушатели, не прошедшие в университете какой-то дисциплины, вынуждены проходить обучение по большему числу учебных курсов. Поскольку обучение ведется без отрыва от производства, качество прохождения подобного курса вряд ли сопоставимо с его изучением в университетской программе, однако с этим приходится мириться.

Заключение


С развитием системы бухгалтерского учета, появлением новых нормативных документов, знакомством с западным опытом ведения бизнеса происходят изменения в структуре управления хозяйствующих субъектов. Поэтому возрастает роль профессиональных бухгалтеров.

Под профессиональным бухгалтером понимается физическое лицо, обладающее на законных основаниях аттестатом профессионального бухгалтера (в соответствии с Положением об аттестации профессиональных бухгалтеров).

Профессиональный бухгалтер обязан обеспечить высокое качество оказываемых им услуг. Для этого необходимо обладать высоким уровнем профессиональной компетентности. Он обеспечивается как достижением достаточного уровня знаний и навыков, так и последующим поддержанием профессиональной компетентности на необходимом уровне посредством занятий на различных курсах повышения квалификации и самообучения в сфере своей профессиональной деятельности.

Профессиональный бухгалтер не должен рекламировать себя как лицо, обладающее знаниями и опытом в тех вопросах, в которых он ими на самом деле не обладает.

  В соответствии с принципом конфиденциальности профессиональный бухгалтер обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию о делах и финансовом положении своих работодателей, полученную при оказании профессиональных услуг.



Второе практическое задание

Решение задачи по торговой фирме Исходные данные

Торговая фирма «Контитент» занимается оптовой торговлей, зарегистрирована в январе 200… года с уставным капиталом 100 000 руб. Фирму организовали 4 учредителя Фирма «Обувь» Светин А.С, Петров К.Т, Катова И.М. В течение отчетного периода для осуществления операций по фирме привлекались посредники, с которыми заключался договор подряда Учредитель Светин А.С. - директор, Катова Н К - бухгалтер для которых фирма - основное место работы

Таблица 4 Хозяйственные операции за январь 200i года


Документ

Содержание операции

Сумма, руб.

Корреспондирующие счета

Дт

Кт

1

Устав фирмы

Вступительное сальдо

100 000

75

80

2

Приходные

кассовые

ордера

Получены в кассу учредительские              взносы Светина А С , Петрова К Т, Катовой Н К

75 000

50

75

3

Расходный

Кассовый ордер В.Р.С.

Сданы на расчетный счет

взносы учредителей

75 000

51

50

4

Счет фактура биржи «АЯКС»

Начислено за услуги бирже

«АЯКС»

НДС

ВСЕГО

20 000

44

60

3 600

19

60

23 600



5

В.Р.С.

Перечислено бирже «АЯКС» за услуги

23600

60

51

6

В.Р.С.

Кредитный договор

Оплачены ссудой товары, закупленные у МП «Башмачок»

944 000

60

66

7

Счет - фактура

МП

«Башмачок»

Получены товары по договору № 2 стоимость товара

НДС

Итого



800 000

41

60

144 000

19

60

944 000



8

ТТН №1

О отгружены товары согласно договору №3 магазину «Интеграл», в т.ч.

наценка 25 %

1 180 000



885 000

62

90.1

295 000

90.2

42

9

ВРС Платежные поручения

Зачислено на расчетный счет

НДС

Всего

1 000 000

51

62

180 000

90.3

68

1 180 000



10

Расчет бухгалтера

Произвести зачет НДС

147 600

68

19

11

Расчетно-платежная ведомость

Начислена заработная плата

- Саетину А.С (15 000 + К + ДВ)

- Катовой Н К. (14 000 + К + ДВ)

(имеют по 1 иждивенцу),

посредникам, работающим по договору подряда

Скирде Т К

Зайцеву А Т

18 750

44

70

17 500


5 000

7 000

12

Расчетно-платежная ведомость

Произведены установленные законом удержания из заработной платы 13%

5986,50

70

68

13

Расчет бухгалтера

Произведены начисления на заработную плату в установленном проценте (ЕСН 35,6% + отчисления на травматизм 0,2%)

17 274

44

69

14

В.Р.С.

Платежные поручения

Перечислено с расчетного счета

-НДФЛ

- Разница по НДС

- Посредникам - ЗП



51

5 986,50

68

32 400

68

10 440

70

15

ВРС

Платежные поручения

Перечислено во внебюджетные фонды (в аналитическом учете по видам фондов)

13510

69

51

1930

1834

16

Чек № 1 приходный кассовый ордер

Получено в кассу для выдачи зарплаты

31 537,5

50

51

17

Расчетно-платежная ведомое гь_

Выдана зарплата директору и бухгалтеру

31 537,5

70

50

18

Накладная на отпуск

Списывается покупная стоимость товара

885 000

90.2

41

19

Расчет бухгалтера

Списаны издержки за отчетный месяц

85 524

90.2

44

20

Расчет бухгалтера

Выявлен финансовый результат за отчетный месяц

29476

90

99

21

В Р С

Перечислено - задолженность банку по ссуде

- % за кредит (по ставке Центробанка) 13%

944 000

66

51

122 720

99

51

22

ВРС

Платежное поручение расчет бухгалтера

Начислен и перечислен налог на прибыль (2 проводки) 24%

7074,24

99

68

7074,24

68

51

Задание II за отчетный месяц

1  Составьте бухгалтерские проводки за январь 200t года/

2  Выполните общее практическое задание (разработайте положение об учетной политике   рабочий план счетов положение о бухгалтерской службе торговой фирмы и должностную инструкцию главного бухгалтера)

1.1. Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета

Приказываю:

1.1. Установить, что бухгалтерский учет осуществляется и бухгалтерская отчетность составляется штатным бухгалтером организации.

1.2. Установить оборотно-сальдовую технологию обработки учетной информации.

Утвердить рабочий план счетов и субсчетов бухгалтерского учета, применяемых на предприятии, согласно Приложению N 1 к данному Положению.

1.3. Поскольку организация является субъектом малого предпринимательства, не обязанного проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, приказываю не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (Форма N 3), Отчет о движении денежных средств (Форма N 4), приложение к бухгалтерскому балансу (Форма N 5) и пояснительную записку.

1.4. С целью раскрытия отдельных показателей бухгалтерской отчетности признать показатель существенности в размере 10 процентов (для раскрытия в отчетности существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет десять и более процентов).

1.5. Представлять бухгалтерскую отчетность по формам, утвержденным Минфином РФ, с учетом положений, установленных пунктом 1.4. настоящего Положения (при необходимости применять показатель существенности для раскрытия отдельных показателей бухгалтерской отчетности формы отчетности дополнять соответствующими строками).

1.6. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности производить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств 1 раз в год в срок до 31 декабря 2004 года.

1.7. Установить, что переоценка основных средств не производится.

1.8. Установить, что сроки полезного использования объектов основных средств определяются исходя из ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью.

1.9. Установить, что амортизация объектов основных средств производится линейным способом начисления амортизационных начислений.

1.10. Установить, что предметы со сроком полезного использования более 12 месяцев, но стоимостью на дату принятия к бухгалтерскому учету не более 2000 рублей учитываются на отдельном субсчете счета 10 "Материалы" и списываются в полной сумме по мере отпуска их в эксплуатацию без оприходования в состав основных средств.

В целях обеспечения сохранности этих предметов при эксплуатации на предприятии возложить ответственность за контроль их движения на бухгалтера.

1.11. Установить, что амортизационные отчисления по объектам нематериальных активов определяется линейным способом.

1.12. Установить, что учет материальных ценностей производится по фактическим расходам на приобретение.

1.13. Установить, что учет приобретения материальных ценностей производится без использования счета 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей", при этом отклонения в стоимости при приобретении материальных ценностей относятся непосредственно на счета учета этих ценностей (счета 10, 41 и др.)

1.14. Установить, что определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, осуществляется по средней себестоимости.

1.15. Установить, что расходы, собранные в течение отчетного периода на счете бухгалтерского учета 26 "Общехозяйственные расходы" списываются в дебет счета 90 "Продажи".

1.16. Установить, что готовая продукция отражается в бухгалтерском учете по фактической себестоимости.

1.17. Установить, что расходы на продажу, собранные в течение отчетного периода на счете 44 подлежат списанию в дебет счета 90 "Продажи" полностью.

1.18. Установить, что товары, предназначенные для продажи, отражаются по покупной стоимости.

1.19. Установить, что незавершенное производство отражается в учете по фактической производственной себестоимости.

1.20. Производить единовременное списание стоимости специальной одежды, срок эксплуатации которой согласно нормам выдачи не превышает 12 месяцев, в дебет соответствующих счетов учета затрат на производство в момент ее передачи (отпуска) сотрудникам организации.

1.21. Не создавать за счет финансовых результатов предприятия резервы под снижение стоимости материальных ценностей.

1.22. Не создавать за счет финансовых результатов предприятия резерв сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями и учреждениями.

1.23. Проводить проверку наличия условий устойчивого снижения стоимости (обесценение) финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, а также корректировать сумму созданного резерва под обесценение финансовых вложений один раз в год по состоянию на 31 декабря отчетного года.

1.24. Не создавать резервов предстоящих расходов.

1.25. Установить, что единые нормы командировочных расходов для всех работников предприятия принимаются в пределах норм, установленных Правительством РФ.

В течение отчетного года нормы командировочных расходов могут быть изменены особым распоряжением руководителя предприятия.

1.26. Установить, что денежные средства на хозяйственные нужды выдаются под отчет на срок I квартал. По окончании установленного срока работник должен в течение трех рабочих дней отчитаться о произведенных расходах или сдать излишние денежные средства в кассу предприятия.

1.27. Установить, что выручка для целей бухгалтерского учета определяется по методу начислений, т.е. по отгрузке продукции и перехода права собственности.

1.28. Применять ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль", утвержденное Приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 114н.


1.2. Положение об учетной политике для целей налогообложения

Приказываю:

2.1. Установить, что исчисление налогов и сборов, а также декларирование осуществляется штатным бухгалтером организации.

2.2. Обеспечивать раздельный учет транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения транспортным налогом.

2.3. Не использовать право об освобождении организации от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в порядке, установленном ст. 145 Налогового Кодекса РФ.

2.4. Установить, что дата возникновения обязанности по уплате НДС определяется по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов (датой реализации товаров (работ, услуг) считается наиболее ранняя: либо день отгрузки, либо день оплаты товаров (работ, услуг)).

2.5. Установить, что уплата НДС и предоставление налоговой декларации по НДС производится ежеквартально.

2.6. Утвердить следующий перечень должностных лиц, имеющих право подписи на счетах-фактурах:

1. директор;

2. бухгалтер;

3. начальник цеха;

4. менеджер.

2.7. Определять доходы и расходы при исчислении налога на прибыль по методу начислений.

2.8. Утвердить формы аналитических регистров налогового учета для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль, указанные в Приложении N 2 к настоящему Положению.

2.9. Установить, что первичные документы бухгалтерского учета являются одновременно первичными документами налогового учета. Оборотно-сальдовые ведомости бухгалтерского учета применяются для формирования показателей аналитических регистров налогового учета, указанных в Приложении N 2 к настоящему Положению

2.10. Утвердить специальную форму первичного документа налогового учета для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль "Справка бухгалтера или иного специалиста организации".

2.11. Установить, что налоговый учет для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль ведется на бумажных носителях.

2.12. Для целей налогообложения прибыли установить, что расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов.

2.13. Для целей налогообложения прибыли установить линейный метод амортизации по всем объектам амортизируемого имущества.

2.14. Для целей налогообложения прибыли установить, что распределение объектов амортизируемого имущества по амортизационным группам осуществляется исходя из срока полезного использования, определенного в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей на основании классификации основных средств, определяемой Правительством РФ.

2.15. Не применять повышающие и понижающие коэффициенты к основной норме амортизации основных средств в целях налогообложения прибыли.

2.16. Установить, что для целей налогообложения прибыли прямые расходы по производству продукции формируются в следующем составе:

- основное сырье, учтенное на субсчете 10/1 "Основное сырье" бухгалтерского учета,

- полуфабрикаты, учтенные на субсчете 10/2 "Полуфабрикаты" бухгалтерского учета,

- амортизационных отчислений по оборудованию, непосредственно используемому в производстве продукции, по соответствующему регистру налогового учета,

- расходы на оплату труда, указанные в ст. 255 Налогового Кодекса РФ, основного производственного персонала, учитываемые на счете 20 "Основное производство" бухгалтерского учета,

- суммы ЕСН, начисленные на расходы по оплате труда основного производственного персонала, учитываемые на счете 20 "Основное производство" бухгалтерского учета.

2.17. Установить для целей налогообложения прибыли порядок оценки остатков незавершенного производства и остатков готовой продукции на складе осуществляется исходя из метода плановой (нормативной) себестоимости по каждому виду выпускаемой продукции (исходя из доли прямых затрат в фактической себестоимости НЗП и готовой продукции).

2.18. Установить, что для целей налогообложения прибыли при определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых в производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) применять метод оценки по средней стоимости.

2.19. Установить, что для целей налогообложения прибыли расходы на ремонт основных средств учитываются в фактических размерах.

2.20. Установить, что для целей налогообложения прибыли резервы по сомнительным долгам в порядке ст.266 НК РФ не формировать.

2.21. Установить, что для целей налогообложения прибыли резервы предстоящих расходов в порядке ст. 324.1 НК РФ не формировать.

2.22. Установить, что авансовые платежи налога на прибыль осуществляются ежеквартально по итогам отчетного периода.

Руководитель предприятия

                                                        

 

______________________________                                  Утверждаю

(наименование организации,

предприятия и т.п., его точная                        (фамилия, инициалы)

организационно-правовая форма)                  _________________________

                                                    (директор или иное

                                                    должностное лицо,

                                                уполномоченное утверждать

                                                 должностную инструкцию)


                                                "  " _____________ 20__г.


                                                м.п.


Должностная инструкция

главного бухгалтера



1. Общие положения

1.1. Главный бухгалтер относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется с нее приказом директора предприятия.

1.2. Главный бухгалтер непосредственно подчиняется директору предприятия, а по отдельным вопросам согласовывает свою работу с заместителем директора по финансовым вопросам и персоналу.

1.3. На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое, финансово-экономическое) образование и стаж финансово-бухгалтерской (финансово-экономической) работы на руководящих должностях не менее _______ лет.

1.4. В своей деятельности главный бухгалтер руководствуется:

- законодательными и нормативными документами, регулирующими вопросы бухгалтерского учета и отчетности;

- методическими материалами по соответствующим вопросам;

- уставом предприятия;

- правилами внутреннего трудового распорядка;

- приказами и распоряжениями директора предприятия;

- положением о бухгалтерии предприятия;

- настоящей должностной инструкцией.

1.5. Главный бухгалтер должен знать:

- законодательство о бухгалтерском учете;

- постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и нормативные материалы финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, а также касающихся финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- гражданское право, финансовое и налоговое законодательство;

- структуру предприятия, стратегию и перспективы его развития;

- положения и инструкции по организации бухгалтерского учета на предприятии, правила его ведения;

- порядок оформления операций и организацию документооборота по участкам учета;

- формы и порядок финансовых расчетов;

- порядок приемки, оприходования, хранения и расходования товарно-материальных ценностей, денежных средств и других ценностей;

- методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, выявления внутрихозяйственных резервов;

- правила расчета с дебиторами и кредиторами;

- условия налогообложения юридических и физических лиц;

- порядок списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь;

- правила проведения инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей;

- порядок и сроки составления бухгалтерских балансов и отчетности;

- правила проведения проверок и документальных ревизий;

- современные средства вычислительной техники и возможности их применения для выполнения учетно-вычислительных работ и анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия;

- передовой отечественный и зарубежный опыт совершенствования организации бухгалтерского учета;

- экономику, организацию производства, труда и управления;

- рыночные методы хозяйствования;

- законодательство о труде;

- правила и нормы охраны труда.

1.6. Во время отсутствия главного бухгалтера его обязанности выполняет заместитель, назначаемый в установленном порядке и несущий полную ответственность за надлежащее исполнение, обязанностей главного бухгалтера.


II. Функции


На главного бухгалтера возлагаются следующие функции:

2.1. Руководство ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности на предприятии.

2.2. Формирование учетной политики с разработкой мероприятий по ее реализации.

2.3. Оказание методической помощи работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля и отчетности.

2.4. Обеспечение составления расчетов по зарплате, начислений и перечислений налогов и сборов в бюджеты разных уровней, платежей в банковские учреждения.

2.5. Выявление внутрихозяйственных резервов, осуществление мер по устранению потерь и непроизводительных затрат.

2.6. Внедрение современных технических средств и информационных технологий.

2.7. Контроль за своевременным и правильным оформлением бухгалтерской документации.

2.8. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, контроль за соблюдением ими требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.


III. Должностные обязанности


Для выполнения возложенных на него функций главный бухгалтер предприятия обязан:

3.1. Осуществлять организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.

3.2. Формировать в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.

3.3. Организовывать учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, исполнения смет расходов, выполнения работ (услуг), результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением.

3.4. Осуществлять контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходование фонда заработной платы, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в подразделениях предприятия (филиалах).

3.5. Принимать меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства.

3.6. Обеспечивать законность, своевременность и правильность оформления документов, выполняемых работ (услуг), расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средства на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам, а также отчислений средств на материальное стимулирование работников предприятия.

3.7. Участвовать в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролировать передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы.

3.8. Возглавлять работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.

3.9. Участвовать в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат.

3.10. Вести работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив.

3.11. Принимать меры по накоплению финансовых средств для обеспечения устойчивости предприятия.

3.12. Обеспечивать рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах, а также разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины.

3.13. Осуществлять взаимодействие с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств на банковских депозитных вкладах (сертификатах) и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг, контроль за проведением учетных операций с депозитными и кредитными договорами, ценными бумагами.

3.14. Участвовать в разработке и внедрении рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники.

3.15. Обеспечивать составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.

3.16. Оказывать методическую помощь работникам отделов предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности.

3.17. Руководить работниками бухгалтерской службы предприятия.


IV. Права

Главный бухгалтер имеет право:

4.1. Представлять интересы предприятия во взаимоотношениях с иными структурными подразделениями предприятия и другими организациями по финансово-хозяйственным и иным вопросам.

4.2. Устанавливать должностные обязанности для подчиненных ему работников, с тем, чтобы каждый работник знал круг своих обязанностей и нес ответственность за их выполнение. Работники других отделов, занятые бухгалтерским учетом, по всем вопросам организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности подчиняются главному бухгалтеру.

4.3. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по совершенствованию хозяйственно-финансовой деятельности.

4.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4.5. Своевременно получать от руководителей подразделений предприятия (специалистов) информацию и документы (приказы, распоряжения, договоры, сметы, отчеты, нормативы и др.), необходимые для выполнения своих должностных обязанностей. (За несвоевременное, недоброкачественное оформление и составление этих документов, задержку передачи их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за недостоверность, содержащихся в документах данных, а также за составление документов, отражающих незаконные операции, ответственность несут должностные лица, составившие и подписавшие эти документы).

4.6. Вносить на рассмотрение директора предприятия представления о назначении, перемещении, увольнении работников бухгалтерии, предложения об их поощрении или наложении на них взысканий.

4.7. Привлекать специалистов подразделений предприятия к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями об отделах, если нет - с разрешения руководителя).

4.8. Требовать от директора предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.


V. Ответственность

Главный бухгалтер несет ответственность:

5.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.


VI. Взаимоотношения, связи по должности


Примечание. Данный раздел представляется дополнительно к настоящей инструкции для применения пользователям по своему усмотрению.

Для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных настоящей инструкцией, главный бухгалтер взаимодействует:

6.1. С директором по вопросам:

- получения: приказов, распоряжений, указаний, корреспонденции, присланной в адрес бухгалтерии;

- представления: справок, сведений, информации по финансовым вопросам предприятия по требованию, проектов приказов, служебных записок, отчетов и любой другой информации, вытекающей из бухгалтерского учета.

6.2. С заместителями директора по согласованию с директором по вопросам:

- получения: распоряжений, указаний, запросов, служебных записок, корреспонденции, присланной в адрес бухгалтерии;

- представления: справок, ведомостей, сведений, информации о состоянии расчетов, о наличии основных средств и других товарно-материальных ценностях и другой информации, вытекающей из бухгалтерского учета.

6.3. С руководителями отделов предприятия по вопросам:

- получения: договоров, сведений о договорах, приказов о приеме, увольнении и перемещении работников предприятия, квитанций, чеков на приобретение товарно-материальных ценностей, авансовых отчетов о расходовании денежных средств на командировочные и хозяйственные расходы, отчетов о проделанной работе в командировках, нормативов о расходовании средств, смет на расходование денежных средств на представительские и командировочные расходы, содержание филиалов, табелей учета рабочего времени и другие необходимые для бухгалтерского учета документы и сведения;

- представления: информации о состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами, сведений о нормах расходования денежных средств на командировочные расходы, о начисленной заработной плате и других выплат по социальному страхованию, наличных денежных средств на осуществление деятельности предприятия.

6.4. С подчиненными работниками отдела бухгалтерского учета по вопросам:

- получения: любой информации, вытекающей из бухгалтерского учета, справок, отчетов и деклараций, исходящих за пределы предприятия;

- представления: служебных должностных инструкций, служебных записок с резолюцией исполнить денежные платежи, приказов, распоряжений, запросов о предоставлении сведений, нормативных документов о ведении бухгалтерского учета, плана счетов и другой справочной информации по осуществлению бухгалтерского учета.

6.5. С коммерческими банками по вопросам:

- получения: письменных разъяснений, указаний по вопросам взаимодействия с банками, договоров об открытии и обслуживании банковского счета, договоров о размещении средств кредитования, справок об открытых счетах в банках и наличия на них денежных средств и других документов и требований банков, подлежащих исполнению;

- представления: банковских платежных документов и приложений к ним, заполненных надлежащим образом, карточек образцов подписей распорядителей кредитов, необходимых документов для открытия счетов (валютных, рублевых, депозитных, ссудных и других счетов).

6.6. С инспекциями Министерства по налогам и сборам, с органами Статистического управления, с внебюджетными фондами, Правительством г.Москвы по вопросам:

- получения: актов выездных и камеральных проверок правильности уплаты налогов бюджету, протоколов проверок о выявленных нарушениях налогового законодательства, справок об отсутствии задолженности по уплате налогов бюджету и отсутствии нарушений налогового законодательства, запросов о встречных проверках;

- представления: годовой, квартальной отчетности, ежемесячных деклараций по уплате налогов в республиканский и городской бюджеты, индивидуальных сведений о полученных доходах сотрудниками предприятия, документов по требованиям о проведении встречных проверок, актов сверки остатков по расчетам с бюджетом по налогам и сборам, учетной политики предприятия, годового заключения аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерского учета и другой информации, необходимой для проверки правильности исчисления и уплаты бюджету налогов и сборов.

6.7. С аудиторскими фирмами по вопросам:

- получения: аудиторских отчетов по проверке состояния бухгалтерского учета, консультаций по вопросам отражения финансово-хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета;

- представления: всех бухгалтерских документов, необходимых для проверок, разъяснений по отражению в учете финансово-хозяйственных операций.









План

счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации


 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|Наименование счета              | Номер | Номер и наименование субсчета

|                                | счета |                              |

|————————————————————————————————|———————|——————————————————————————————|

|         1                      |   2   |               3              |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

Раздел I. Внеоборотные активы


 Основные средства                   01   По видам основных средств

 Амортизация основных средств        02

 Доходные вложения в материальные    03   По     видам      материальных

 ценности                                 ценностей

 Нематериальные активы               04   По видам нематериальных активов

                                          и   по   расходам   на  научно-

                                          исследовательские,      опытно-

                                          конструкторские               и

                                          технологические работы

 Амортизация       нематериальных    05

 активов

 Оборудование к установке            07

 Вложения во внеоборотные активы     08   1.   Приобретение    земельных

                                          участков

                                          2.    Приобретение    объектов

                                          природопользования

                                          3.   Строительство    объектов

                                          основных средств

                                          4.    Приобретение    объектов

                                          основных средств

                                          5. Приобретение нематериальных

                                          активов

                                          6. Перевод молодняка  животных

                                          в основное стадо

                                          7.    Приобретение    взрослых

                                          животных

                                          8. Выполнение          научно-

                                          исследовательских,     опытно-

                                          конструкторских              и

                                          технологических работ

Раздел II. Производственные запасы


 Материалы                           10   1. Сырье и материалы

                                          2.  Покупные  полуфабрикаты  и

                                          комплектующие         изделия,

                                          конструкции и детали

                                          3. Топливо

                                          4. Тара и тарные материалы

                                          5. Запасные части

                                          6. Прочие материалы

                                          7.  Материалы,  переданные   в

                                          переработку на сторону

                                          8. Строительные материалы

                                          9.  Инвентарь  и хозяйственные

                                          принадлежности

                                          10. Специальная    оснастка  и

                                          специальная одежда на складе

                                          11. Специальная    оснастка  и

                                          специальная      одежда      в

                                          эксплуатации


Налог  на  добавленную стоимость    19   1.   Налог   на    добавленную

 по приобретенным ценностям               стоимость   при   приобретении

                                          основных средств

                                          2.   Налог   на    добавленную

                                          стоимость   по   приобретенным

                                          нематериальным активам

                                          3.   Налог   на    добавленную

                                          стоимость   по   приобретенным

                                          материально-производственным

                                          запасам


Раздел IV. Готовая продукция и товары


 Товары                              41   1. Товары на складах

                                          2. Товары в розничной торговле

                                          3. Тара под товаром и порожняя

                                          4. Покупные изделия

 Торговая наценка                    42

 Расходы на продажу                  44

 Товары отгруженные                  45

Раздел V. Денежные средства


 Касса                               50   1. Касса организации

                                          2. Операционная касса

                                          3. Денежные документы

 Расчетные счета                     51

 Валютные счета                      52

 Специальные счета в банках          55   1. Аккредитивы

                                          2. Чековые книжки

                                          3. Депозитные счета

 Переводы в пути                     57

 Финансовые вложения                 58   1. Паи и акции

                                          2. Долговые ценные бумаги

                                          3. Предоставленные займы

                                          4. Вклады по договору простого

                                          товарищества

 Резервы под обесценение финансовых  59

 вложений


Раздел VI. Расчеты


 Расчеты   с    поставщиками    и    60

 подрядчиками

 Расчеты   с    покупателями    и    62

 заказчиками

 Резервы по сомнительным долгам      63

 Расчеты     по     краткосрочным    66   По видам кредитов и займов

 кредитам и займам

 Расчеты по долгосрочным кредитам    67   По видам кредитов и займов

 и займам

 Расчеты по налогам и сборам         68   По видам налогов и сборов

 Расчеты       по     социальному    69   1.  Расчеты   по   социальному

 страхованию и обеспечению                страхованию

                                          2.  Расчеты   по   пенсионному

                                          обеспечению

                                          3.  Расчеты  по  обязательному

                                          медицинскому страхованию

 Расчеты с  персоналом по  оплате    70

 труда

 Расчеты с подотчетными лицами       71

 Расчеты с  персоналом по  прочим    73   1. Расчеты по  предоставленным

 операциям                                займам

                                          2.   Расчеты   по   возмещению

                                          материального ущерба

 Расчеты с учредителями              75   1.   Расчеты   по   вкладам  в

                                          уставный (складочный) капитал

                                          2. Расчеты по выплате доходов

 Расчеты с  разными дебиторами  и    76   1. Расчеты по имущественному и

 кредиторами                              личному страхованию

                                          2. Расчеты по претензиям

                                          3.  Расчеты  по  причитающимся

                                          дивидендам и другим доходам

                                          4.  Расчеты  по депонированным

                                          суммам

 Внутрихозяйственные расчеты         79   1.  Расчеты   по   выделенному

                                          имуществу

                                          2.    Расчеты    по    текущим

                                          операциям

                                          3.   Расчеты    по    договору

                                          доверительного      управления

                                          имуществом


Раздел VII. Капитал


 Уставный капитал                    80

 Собственные акции (доли)            81

 Резервный капитал                   82

 Добавочный капитал                  83

 Нераспределенная         прибыль    84

 (непокрытый убыток)

 Целевое финансирование              86   По видам финансирования

Раздел VIII. Финансовые результаты


 Продажи                             90   1. Выручка

                                          2. Себестоимость продаж

                                          3.   Налог   на    добавленную

                                          стоимость

                                          4. Акцизы

                                          9. Прибыль/убыток от продаж

 Прочие доходы и расходы             91   1. Прочие доходы

                                          2. Прочие расходы

                                          9.  Сальдо  прочих  доходов  и

                                          расходов

 Недостачи  и  потери  от   порчи    94

 ценностей

 Резервы предстоящих расходов        96   По видам резервов

 Расходы будущих периодов            97   По видам расходов

 Доходы будущих периодов             98   1. Доходы,  полученные в  счет

                                          будущих периодов

                                          2. Безвозмездные поступления

                                          3.   Предстоящие   поступления

                                          задолженности  по  недостачам,

                                          выявленным за прошлые годы

                                          4.   Разница   между   суммой,

                                          подлежащей     взысканию     с

                                          виновных  лиц,  и   балансовой

                                          стоимостью    по    недостачам

                                          ценностей

 Прибыли и убытки                    99

Забалансовые счета

 Арендованные основные средства     001

 Товарно-материальные   ценности,   002

 принятые    на     ответственное

 хранение

 Материалы,      принятые       в   003

 переработку

 Товары, принятые на комиссию       004

 Оборудование,    принятое    для   005

 монтажа

 Бланки строгой отчетности          006

 Списанная в убыток задолженность   007

 неплатежеспособных дебиторов

 Обеспечения    обязательств    и   008

 платежей полученные

 Обеспечения    обязательств    и   009

 платежей выданные

 Износ основных средств             010

 Основные   средства,  сданные  в   011

 аренду


_______________________________________

(наименование организации, предприятия,

         учреждения, его точная

     организационно-правовая форма)


                                                                Утверждаю


                                            _____________________________

                                            (наименование должности лица,

                                               утверждающего положение)


                                                      (инициалы, фамилия)

                                            _____________________________

                                                      (подпись)


                                            "  " ____________ 20__г.


                                            м.п.


                                Положение

                          о главной бухгалтерии

                           1. Общие положения


     1.1. Главная  бухгалтерия,   являясь   самостоятельным   структурным подразделением    предприятия,   создается   и   ликвидируется   приказом

     1.2. Главная бухгалтерия  подчиняется непосредственно директору предприятия

     1.3. Главную бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер,  назначаемый на должность приказом директора предприятия

     1.4. На время отсутствия главного бухгалтера (командировка,  отпуск, болезнь и   т.п.)   руководство  главной  бухгалтерией  осуществляет  его заместитель, а при отсутствии последнего - другое должностное лицо, о чем объявляется приказом по предприятию.

     1.5. В своей деятельности главная бухгалтерия руководствуется:

     - Законом Российской Федерации о бухгалтерском учете;

     - положениями по бухгалтерскому учету;

     - иными нормативными правовыми документами о бухгалтерском учете;

     - уставом предприятия;

     - настоящим положением.


                              2. Структура


     2.1. Структуру и штатную численность главной бухгалтерии  утверждает директор предприятия

     2.2. Главная бухгалтерия может иметь  в  своем  составе  структурные подразделения (службы, группы, секторы, бюро, пр.).



                                3. Задачи


     На главную бухгалтерию возлагаются следующие задачи:

     3.1. Организация    бухгалтерского   учета   хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

     3.2. Контроль  за экономным использованием материальных,  трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.


                               4. Функции


     Главная бухгалтерия выполняет следующие функции:

     4.1. Формирование     учетной     политики    в    соответствии    с законодательством о бухгалтерском учете,  а также  исходя  из  структуры, особенностей деятельности  предприятия  и  необходимости  обеспечения его финансовой устойчивости.

     4.2. Разработка  и  принятие  рабочего плана счетов,  форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы.

     4.3. Разработка форм документов внутренней бухгалтерской отчетности.

     4.4. Обеспечение порядка проведения инвентаризаций.  Контролирование

проведения хозяйственных операций.

     4.5. Обеспечение   соблюдения   технологии  обработки  бухгалтерской

информации и порядка документооборота.

     4.6. Организация  бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его    подразделениях    на    основе    максимальной     централизации учетно-вычислительных работ  и применения современных технических средств и информационных  технологий,  прогрессивных  форм  и  методов  учета   и контроля.

     4.7. Своевременное представление в установленном  порядке  полной  и достоверной бухгалтерской  информации  о  деятельности  предприятия,  его имущественном положении, доходах и расходах.

     4.8. Разработка   и   осуществление   мероприятий,  направленных  на укрепление финансовой дисциплины.

     4.9. Учет   имущества,   обязательств   и   хозяйственных  операций,  поступающих основных средств,  товарно-материальных ценностей и  денежных средств.

     4.10. Своевременное  отражение  на   счетах   бухгалтерского   учета операций, связанных  с  движением основных средств,  товарно-материальных ценностей и денежных средств.

     4.11. Своевременный   учет   издержек   производства   и  обращения, исполнения смет  расходов,  реализации   продукции   (выполнения   работ, оказания услуг),    результатов    хозяйственно-финансовой   деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.

     4.12. Составление  экономически  обоснованных  отчетных  калькуляций себестоимости продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг).

     4.13. Обеспечение своевременных расчетов по заработной плате.

     4.14. Правильное  начисление  и  перечисление  налогов  и  сборов  в федеральный, региональный   и   местный   бюджеты,  страховых  взносов  в государственные внебюджетные  социальные  фонды,  платежей  в  банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений.

     4.15. Погашение  в  установленные  сроки  задолженностей  банкам  по ссудам.

     4.16. Отчисление средств на материальное  стимулирование  работников предприятия.

     4.17. Участие     в      проведении      экономического      анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и    отчетности    в    целях     выявления     внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводственных затрат.

     4.18. Принятие   мер   по   предупреждению   недостач,   незаконного

расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушения финансового и хозяйственного законодательства Российской Федерации.

     4.19. Участие  в  оформлении  материалов  по  недостачам  и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей.

     4.20. Принятие  мер по обеспечению накопления финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

     4.21. Взаимодействие  с  банками  по  вопросам  размещения свободных финансовых средств на  банковских  депозитных  вкладах  (сертификатах)  и приобретения высоколиквидных   ценных   бумаг;  контроль  за  проведением учетных операций с депозитными и кредитными договорами, ценными бумагами.

     4.22. Обеспечение строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет   административно-хозяйственных   и   других   расходов; законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач,  дебиторской задолженности и  других  потерь;  сохранности  бухгалтерских  документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив.

     4.23. Разработка  и  внедрение  рациональной  плановой   и   учетной документации, прогрессивных  форм  и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники.

     4.24. Составление  баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств,  об использовании бюджета, а также другой бухгалтерской и статистической  отчетности,  представление их в установленном порядке в соответствующие органы.

     4.25. Проверка  организации  бухгалтерского  учета  и  отчетности  в производственных (структурных)  подразделениях  предприятия   (проведение документальных ревизий).

     4.26. Рассмотрение  и  подписание  главным  бухгалтером  документов, служащих основанием   для   приемки   и   выдачи   денежных   средств   и товарно-материальных ценностей,   а   также   кредитных    и    расчетных обязательств.

     4.29. Рассмотрение и визирование  главным  бухгалтером  договоров  и соглашений, заключаемых    предприятием    на    получение   или   отпуск товарно-материальных ценностей и на выполнение работ  и  услуг,  а  также приказов и  распоряжений об установлении работникам должностных окладов и надбавок к заработной плате, положений о премировании.



Список литературы

1.     "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 35, август 2003 г.

2.     "Налоговый вестник", N 12, декабрь 2002 г.

3.     Морозова Ж.А. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Бератор-Пресс, 2002г. - 256с.

4.     Палий  В.Ф. Комментарии к международным стандартам финансовой отчетности. М.: Аскери, 1999г.

5.     Палий В.Ф. О применении международных стандартов финансовой отчетности российскими организациями. Научные труды Международной академии менеджмента. Выпуск 1. М., 2000г.

6.     Международные стандарты аудита и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (1999).- М.: МЦРСБУ, 2000.

7.     Журнал "Аудиторские ведомости". - 2000. - N 10.- С. 3-34.



[1] Морозова Ж.А. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Бератор-Пресс, 2002г. - 16с.

[2] "Налоговый вестник", N 12, декабрь 2002 г.


[3] "Налоговый вестник", N 12, декабрь 2002 г.


[4] Морозова Ж.А. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Бератор-Пресс, 2002г. – 17-18с.


[5] Журнал "Аудиторские ведомости". - 2000. - N 10.- С. 3-34.


[6] Журнал "Аудиторские ведомости". - 2000. - N 10.- С. 3-34.


[7] Палий В.Ф. О применении международных стандартов финансовой отчетности российскими организациями. Научные труды Международной академии менеджмента. Выпуск 1. М., 2000г.с.35


[8] Палий В.Ф. О применении международных стандартов финансовой отчетности российскими организациями. Научные труды Международной академии менеджмента. Выпуск 1. М., 2000г.с.39


[9] Морозова Ж.А. Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Бератор-Пресс, 2002г. - 23с.