Содержание:
Введение 3
1. Необходимость подготовки к школе детей с нарушением зрения 5
2. Организация жизни слепых детей и их воспитание 6
3. Обучение детей навыкам ориентира в пространстве 8
4. Обучение слепых и слабовидящих совместно со зрячими детьми_ 11
Заключение 15
Список литературы_ 16
Введение
Иногда родители удивляются: почему, казалось бы, большая забота их о ребенке не всегда приводит к желательным результатам? Беда большинства таких родителей в том, что они понимают свои родительские обязанности только как заботу о правильном питании детей, об их одежде, о сохранении их здоровья, но они ни к чему не приучают их и не проводят с ними никаких занятий, излишне ласкают, жалея своих детей, лишенных зрения, выполняют все их капризы и прихоти. Заласканные дети, как правило, растут эгоистами, непослушными, белоручками.
Воспитывая детей, родители должны проводить единую линию в их воспитании. Где нет единства в требованиях, там дети учатся лавировать между "враждующими" сторонами, лицемерить родители в этом случае не пользуются авторитетом и не оказывают на детей никакого влияния. Родителям не следует ни на минуту забывать, что дети чутко все подмечают и стремятся подражать взрослым. Детей надо разумно поощрять и справедливо наказывать. Справедливые наказания не оскорбляют чувство достоинства ребенка. Одним из важнейших условий правильного воспитания является духовная близость между родителями и детьми. Но установление духовной близости между родителями и детьми не происходит само собой. Иногда жизнь детей и родителей протекает как бы параллельно, независимо друг от друга. Ребенок живет своими интересами, замкнувшись в своем внутреннем мире, в который он не допускает родителей, а родители и не стремятся в него проникнуть, не пытаются его понять. Такая отчужденность возникает не сразу. Она появляется незаметно, подчас совсем неощутимо для родителей. До определенного времени все остается более или менее нормальным, как будто нет особых поводов для недовольства детьми, и "вдруг" оказывается, что дети стали "чужими". В таких случаях родители сами приходят к признанию своего бессилия.
Чтобы избежать этого, нужно создать в семье атмосферу дружбы, взаимного уважения, внимания и интереса к делам, заботам и стремлениям каждого члена семьи. Только на этой почве могут складываться семейные традиции, тот здоровый стиль жизни, который сам по себе оказывает на детей огромное положительное воздействие. Эти традиции должны охватывать все стороны семейной жизни труд, отдых, будни и праздники, определять не только распорядок жизни, но и ее содержание.
1.Необходимость подготовки к школе детей с нарушением зрения
Велика роль семьи в воспитании детей. Кем бы ни были родители, какую бы работу они ни выполняли, они обязаны ответственно относиться к воспитанию своих детей. Особые обязанности накладывает на родителей воспитание детей с нарушением зрения. Нельзя не отметить, что часто родители допускают в этом важном и трудном деле большие ошибки. Подчас бывает так, что одни слепые дети, физически вполне здоровые, со средними способностями, поступив в школу слепых, учатся плохо, сидят в первом классе по два и по три года, тогда как другие слепые дети с такими же способностями успешно учатся, каждый год переходят из класса в класс, заканчивают среднюю школу и получают высшее образование. Обычно это объясняется тем, что в дошкольном возрасте с одними детьми родители занимались, а с другими не занимались.
Известно, что специальных детских садов для слепых детей нет, и потому эти дети в дошкольном возрасте находятся только на попечении родителей. Дошкольный возраст - это период быстрого умственного и физического развития ребенка. Если в этот период не вести с ребенком никаких занятий и предоставить его самому себе, то можно принести ему непоправимый вред. Между тем некоторые родители считая своих детей обездоленными, ни на что не способными, не проводят с ними никаких занятий: их даже не учат самообслуживанию и нередко кормят с ложки до 8-9 лет; редко водят гулять на улицу и т.д. Те родители, которые так относятся к слепым детям, не сознают того, что они причиняют своим детям вред. Ведь если с ребенком не проводится никаких занятий до 8-9 лет, если его не учат одеваться и раздеваться, даже есть самостоятельно, то такой ребенок может оказаться, в конце концов, на уровне развития умственно отсталых детей.
Когда такой ребенок поступает в школу, бывает очень трудно обучать его грамоте, и он сидит в первом классе по два, по три года. У него появляется неуверенность в себе, развивается лень. Некоторые родители слепых детей не учитывают того, что слепые дети, как и зрячие, всегда стремятся к движению и деятельности. Слепым детям бывают присущи навязчивые движения именно потому, что в раннем детстве они были лишены возможности двигаться. Например, ребенок качает головой из стороны в сторону, часами сидя на месте, или покачивается стоя, кружится, прыгает с ноги на ногу на одном месте, машет кистями рук перед глазами, надавливает пальцами на глаза и т. д. Подобные навязчивые движения настолько укореняются у некоторых слепых детей, что отучить их от этих движений (уже взрослых) бывает очень трудно.
Родители слепых детей должны знать и помнить, что слепые дети имеют такие же потребности, как и зрячие: у них есть потребность в движениях и деятельности. Родители слепых детей должны постоянно заниматься с ними, учить их самообслуживанию, а не предоставлять детей самим себе.[1]
2. Организация жизни слепых детей и их воспитание
Важную роль в воспитании слепых детей в семье играет выполнение установленного режима дня. Часы в режиме дня должны указывать начало каждого мероприятия. Выполнение режима дня обязательно. Особенно важно проводить точно в установленное время питание, сон и прогулку детей. При соблюдении правильного режима здоровье детей крепнет, они чувствуют себя бодро, спокойно играют, охотно занимаются.
У детей должна быть воспитана привычка кушать в установленное время. В пятилетнем возрасте ребенок должен научиться правильно держать ложку в правой руке, брать пищу понемногу, самостоятельно одеваться и раздеваться.
В воспитании слепых детей шестилетнего возраста соблюдение режима дня, как и для детей младших возрастов, имеет большое значение. Режим дня для детей шестилетнего возраста может быть примерно таким же, как и для детей младших возрастов. В этот период значительно возрастает роль занятий, так как шестилетних детей готовят к поступлению в школу.
Ежедневно следует проводить два занятия. Первое занятие длительностью 25 мин., второе 20 мин. (с 10-минутными перерывами между ними). На занятиях родители сообщают детям элементарные знания о явлениях природы и окружающей жизни, закрепляют навыки правильного произношения слов родного языка и правильного построения речи, учат счету в пределах 10; развивают слух, ориентировку, движения, изучают шеститочие и углы на прямоугольнике (о чем мы будем говорить ниже), развивают у детей любознательность, сообразительность, память; приучают быть внимательными на занятиях и доводить начатое дело до конца.
В процессе воспитательной работы и специальных занятий у детей расширяется познание окружающей жизни. Интересы детей становятся более разнообразными. Их начинают интересовать причины различных явлений: "Почему?", "Из чего это сделано?", "Для чего это нужно?" это обычные вопросы детей старшего дошкольного возраста. На все вопросы детей всегда нужно отвечать не торопясь и понятными для них словами. О тех предметах, которые дети не могут ощупать руками, всегда даются объяснения, иногда они сравниваются со знакомыми уже детям предметами. Объяснение и рассказывание является одним из приемов сообщения слепым детям простейших знаний о предметах, явлениях природы и окружающей жизни. Под влиянием систематических занятий они постепенно усваивают обобщающие понятия (например, посуда, одежда, обувь, животные, растения), их речь становится более правильной.
Усвоение многих понятий детьми шестилетнего возраста позволяет предъявлять к ним большие требования в самообслуживании, в соблюдении правил культурного поведения. Дети к 7 годам должны самостоятельно одеваться и раздеваться, оправлять кровать, культурно кушать, мыть с мылом лицо и руки, на ночь чистить зубы. Наряду с привитием самостоятельности следует учитывать, что слепые дети шестилетнего возраста, как и младшие, нуждаются в постоянном наблюдении за ними, за их деятельностью.
3. Обучение детей навыкам ориентира в пространстве
Как только слепой ребенок начнет ходить, его не следует стеснять в движениях, надо учить его свободно двигаться по комнате, предварительно убрав лишнюю мебель. Родные приучают ребенка двигаться по комнате на звук побрякушки или хлопка в ладоши. Необходимо ежедневно водить ребенка на прогулку.
Маленькие дети испытывают органическую потребность в движениях, поэтому в воспитании слепых детей и детей с остаточным зрением необходимо использовать их двигательную активность, что очень важно для предупреждения появления навязчивых движений.
С трехлетнего возраста у детей нужно постепенно развивать навыки основных движений, приучать их ходить и бегать, держа корпус прямо, свободно двигая руками, не шаркая ногами; учить бегать в комнате по прямой линии и по кругу на звук побрякушки; ходить по длинной доске, положенной на землю; перешагивать через лежащие на земле предметы; бруски (из строительного материала), палки, дощечки. Приучать детей прыгать: подпрыгивать на двух ногах, стоя на месте, перепрыгивать через шнурок, лежащий на полу. Учить спускаться по лестнице и поднимания по ней.
Слепого ребенка в 5-6 лет учат называть правую и левую руку. После усвоения понятий правая и левая рука необходимо учить ребенка определять правую и левую сторону oт места, где он стоит.
Когда ребенок хорошо усвоит понятия: правая и левая рука, правая и левая сторона, учить его ориентировке в своей комнате, коридоре, местах общего пользования. Он должен представлять расположение всех комнат в квартире, хорошо знать выход из квартиры на лестницу, улицу. Подводя ребенка к знакомству с расположением своей комнаты, предварительно надо познакомить его с игрушечным домиком, сделанного из строительного материала. Показать входную дверь в домике, дать ее ощупать руками, ощупать стену, в которой находится входная дверь. Затем вся комната домика подробно обследуется и изучается (стены, углы, окна, потолок).
После подробного обследования и изучения комнаты, сделанной из строительного материала, будет значительно легче познакомить ребенка с расположением комнаты, в которой он живет. Приступая к обследованию настоящей комнаты, надо сказать ребенку, что она тоже имеет стены, углы, окна и потолок, как и комната из строительного материала, только она значительно больше.
Когда ребенок будет ходить на прогулки, учить его самостоятельно спускаться по лестнице и подниматься по ней; считать с ним, сколько от своей квартиры прошли ступенек, лестничных пролетов, чтобы ребенок хорошо знал, на каком этаже находится квартира, в которой он живет, и, идя с улицы, мог совершенно самостоятельно находить ее. При выходе на улицу нужно показать ребенку тротуар, познакомить с шириной его (заставить ребенка измерить ширину тротуара шагами) и сказать, что люди всегда ходят только по тротуару; объяснить, что если он выйдет из дома и пойдет налево, то нужно идти, придерживаясь левой стороны тротуара; при встрече с людьми отходить всегда влево, чтобы не попасть под автомобиль или велосипед, едущие по мостовой. Если выйдешь из дома на улицу и пойдешь по правой стороне, то надо придерживаться правой стороны тротуара и при встрече с людьми отходить вправо.
Ежедневно во время прогулок по улице заставлять ребенка слушать (развитие слуха) и определять, проехал трамвай или машина, какая машина и т. д. Слепые дети дошкольного возраста должны хорошо научиться определять по звуку вид транспорта.
Необходимо подробнее познакомить ребенка с дорогой, идущей от дома до садика, парка, где обычно гуляет ребенок: "Вышли из дома и пошли по тротуару налево, придерживаясь левой его стороны; дошли до улицы, которую нужно перейти, быстро ее переходим, идем дальше по левой стороне и входим в садик".
В садике познакомить ребенка с его расположением, показать центр и места, где стоят скамейки; показать некоторые деревья и кустарники, растущие в садике, и клумбы с цветами. По форме листьев и их запаху учить ребенка определять некоторые кусты и деревья, Определять по листьям кусты и деревья надо учить ребенка не сразу, а постепенно: сначала пусть он хорошо усвоит форму листа одного дерева, и только тогда уже познакомить его с новым названием листа и дерева. В садике дать возможность слепому ребенку поиграть со зрячими детьми в игрушки, побегать, играя в "паровозик", "лошадки", побегать с ребенком самим, помня, что дети очень любят движения.
Куда бы вы ни пошли с ребенком, всегда говорите ему, куда идете, где идете, и при этом постоянно заставляйте прислушиваться к звукам улицы.
Слепых детей
шестилетнего возраста можно учить самостоятельно ходить по тротуару, но надо,
идя сзади ребенка, очень близко от него, охранять его от толчков людей, идущих
навстречу и сзади ребенка. Первый раз пусть он пройдет самостоятельно 1-
На прогулках в поле, по лугу надо дать детям возможность полнее ощутить природу и простор лугов и полей: побегать с ними наперегонки, показать, какие растут цветы, дать их ощупать руками, собрать цветы, которые хорошо пахнут. Во время отдыха на полянке предложите детям прислушаться, а потом спросите, что они услышали.
На прогулках в природу необходимо давать 5-6-летним детям некоторые представления о явлениях природы, например: осенью дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее. Люди одеваются теплее. Листья на деревьях желтеют, опадают это листопад. На ветках остаются почки (дать их детям).
Слепой ребенок познает пространство через непосредственное передвижение в нем. Получаемые при этом мускульно-осязательные ощущения в соединении со слуховыми способствуют тому, что практическая ориентировка слепого ребенка в пространстве начинает постепенно развиваться. Мощным фактором, помогающим ребенку осмыслить свой чувственный опыт, является речь, понимание и применение слов, обозначающих направление: "направо" "налево", "вверх" "вниз", "вперед" , "назад", "прямо", "напротив" и др. На этой основе и на основе развития памяти, запоминания места, своего личного опыта, передвижений развиваются у слепого ребенка представления о пространстве и пространственное воображение.
4. Обучение слепых и слабовидящих совместно со зрячими детьми
В нашей стране дети с ограниченными способностями могут обучаться в специальных школах-интернатах. Большинство учеников ездят домой на выходные дни, а некоторые только на каникулы. Условия жизни в школе интернате соответствуют жёстко ограниченной и структурированной коммуникационной среде. Они характеризуются чрезмерно стабильной по составу, устойчивой по распределению социальных ролей средой сверстников, ограниченным числом взрослых, с которыми взаимодействует ребёнок. Живя в школе-интернате, в условиях изоляции от зрячих сверстников дети практически не вступают в социальные связи с ними. По данным В. П. Гудониса[3] всего 2% выпускников этих школ работают и учатся вне сферы общества слепых, да и у них возникают трудности при общении со зрячими.
Рассмотрим особенности обучения ребенка с нарушением зрения в условиях коллектива зрячих сверстников.
В классе, где находится такой ребенок, желательно, чтобы было не более 15 учеников с тем, чтобы обеспечить индивидуальный подход к ребенку. Прежде всего, необходимо создание психологического настроя слепого и слабовидящего учащегося не преодоление трудностей. Остальных же учащихся следует познакомить с особенностями слепого и слабовидящего, создать доброжелательную обстановку и сформировать доброе отношение к такому ученику. Однако действия, направленные на достижение этой цели, должны быть обдуманны и тактичны, так как излишняя опека нового ученика может развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей – снисходительное отношение.
Дети порой бывают жестоки, поэтому в тактичной форме учитель должен объяснить ученикам, что нельзя сосредотачивать внимание на дефекте больного ребенка, тем более дразнить и обижать его. Учителю следует показать многие положительные стороны своих незрячих учеников, например, знание большого количества стихов, рассказов, умение петь, с тем, чтобы вызвать уважение к ним со стороны зрячих учащихся. Объективность оценки также должны стать нормой работы учителя, что позволит детям с нарушениями зрения чувствовать себя на равных со зрячими детьми.
Принимая ребенка с нарушением зрения в свой класс, учитель должен тщательно обдумать, где посадить нового ученика. Если ребенок сохранил частичное зрение или он слабовидящий, т.е. острота зрения более 0,05, и он не имеет выраженной светобоязни, его следует посадить на первую парту, желательно в среднем ряду.
Оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15-20 минут непрерывной работы. Для учеников с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать 10-20 минут. В классе должны быть обеспечены повышенная общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте не менее 400-500 люкс.
Если слабовидящий ребенок работает с опорой на зрение, то при использовании доски записи должны быть насыщенными и контрастными, буквы крупными. При записи он должен использовать цветные маркеры для наиболее важных моментов в записываемом материале, тогда не придется дополнительно напрягать зрение для прочтения всей записи в тетради.
Одна из важных задач учителя – включение слепого и слабовидящего ученика в работу класса. При этом учителю и ученикам следует помнить, что темп письма и чтения слепого и слабовидящего ниже. Он не сможет успевать за классом. В связи с этим наряду с прибором Брайля используются диктофоны, на которые записываются фрагменты урока.
Следующий момент – это ограничение времени зрительной работы. Учитель должен помнить об этом и учить слепого и слабовидящего анализировать литературные произведения на слух, выделяя лишь опорные слова и предложения. Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет или рисует.
Во время перерывов и после занятий дети с нарушениями зрения должны иметь возможность познакомиться поближе с одноклассниками, может быть даже ощупать их. К сожалению, многие слепые и слабовидящие не умеют общаться, они не слушают собеседника, и диалога в общении не получается. Говорящий хочет показать, что он много знает, но такое поведение не вызывает ответного эмоционального отклика у слушателя.
В новом коллективе зрячих ребенку с нарушением зрения приходится преодолевать ряд комплексов, таких как боязнь пространства и новых людей, неуверенность в себе. В этом ему надо помочь, предоставив возможность побыть лидером, например капитаном команды по шашкам или шахматам, ведущим литературной композиции, викторины и т.п. Слепые дети с остаточным зрением и слабовидящие при разговоре часто кажутся зрячим странными, потому что "наступают" на собеседника. Это вызвано желанием разглядеть собеседника и, если он отступает, то дети двигаются за ним.[4]
Улыбка или кивок головы как способ поощрения не всегда доступны ребенку с нарушением зрения. Лучше всего положить руку на плечо или погладить его, но словесная похвала еще важнее, так как ее слышат и другие дети. Некоторые дети с нарушением зрения из-за имеющихся комплексов стараются не привлекать внимания к своим проблемам и стесняются попросить помощи у взрослого или у одноклассников. В таких случаях нужно постоянно держать ребенка в поле своего зрения и постараться увидеть и почувствовать, когда ему нужна помощь. Ребенок должен научиться спрашивать и принимать помощь от сверстников. Очень важно, чтобы в этой ситуации ребенок сохранял чувство собственного достоинства и стремился сам оказывать помощь в соответствующей его возможностям ситуации.[5]
Заключение
Слепого ребенка не нужно ставить в какие-то особые условия, создавать для него какую-то особую, искусственную обстановку, не такую, как для других детей, и, вместе с тем, нужно вовремя приходить на помощь, когда слепой ребенок сталкивается с трудностями, преодоление которых для него непосильно без помощи родителей и других членов семьи.
Если родители занимаются с детьми с раннего детства упорно, систематически, то слепые дети могут научиться почти всему, что умеют делать зрячие дети. У слепых детей сохраненные органы чувств компенсируют в значительной мере отсутствующее зрение. Чем больше всяких игр и занятий будет проводиться со слепыми детьми, тем лучше у них будут развиты руки, осязание, слух и ориентировка, тем больше дети будут подготовлены к учебе в школе и труду в жизни. Родители слепых детей понимают, как много должны они дать своему ребенку, чтобы воспитать его полноценным человеком.
Воспитание слепых детей требует от родителей особой заботы, времени и терпения. Любовь и понятная жалость к слепому сыну или дочери не должны мешать матери быть требовательной к своему ребенку: насорил убери, не сделал работу сделай, плохо сделал переделай, нашалил извинись и т. д. Воспитывать нужно не только убеждением, но и делом, заставляя детей выполнять то, что от них требуют окружающие.
Очень важно, чтобы слепой ребенок не рос одиноким. Если у слепого ребенка нет зрячих сестер или братьев, следует приучать его играть со зрячими детьми: слепой ребенок должен обязательно быть в коллективе зрячих детей.
Список литературы
1 Гудонис В. П. Социально-психологические проблемы интеграции инвалидов по зрению в общество зрячих. // Дефектология, 1995. - № 2. С. 32- 38.
2 Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения (методические рекомендации). Верхняя Пышма, 1997. – 6 с.
3
Как помочь слепому малышу: Рекомендации для семьи,
имеющей ребенка с дефектами зрения / Рекомендации подгот. Всемир. орг.
здравоохранения. Женева,
4 Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением: Коррекц.-воспитат. работа в образоват. учреждении "нач. шк.-дет. сад" для детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И.Плаксиной.- М: ГороД, 1998.- 130 с.
5 Шматко Н. Д. Дети с отклонениями в развитии. Методич. пособие. – М.: «Аквариум», 2001. С. 97-121.
[1] Как помочь слепому малышу:
Рекомендации для семьи, имеющей ребенка с дефектами зрения / Рекомендации
подгот. Всемир. орг. здравоохранения. Женева,
[2] Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением: Коррекц.-воспитат. работа в образоват. учреждении "нач. шк.-дет. сад" для детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И.Плаксиной.- М: ГороД, 1998.- 130 с.
[3] Гудонис В. П. Социально-психологические проблемы интеграции инвалидов по зрению в общество зрячих. // Дефектология, 1995. - № 2. С. 32- 38.
[4] Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения (методические рекомендации). Верхняя Пышма, 1997. - 6 с.
[5] Шматко Н. Д. Дети с отклонениями в развитии. Методич. пособие. – М.: «Аквариум», 2001. С. 97-121.