Содержание:

 

Введение. 3

1. Игры и игрушки для слепых детей. 5

2. Проблемы, связанные с игровой деятельностью слепых. 8

Заключение. 12

Список литературы.. 13

 Введение

Игры - основная деятельность детей дошкольного возраста. Они являются важным средством воспитания. Игра увлекает ребенка, доставляет ему много радости. В играх развивается речь, воображение, память, внимание и интересы детей: расширяются и закрепляются их представления об окружающем. В играх дети непринужденно упражняются в разнообразных движениях, а это очень важно для слепых детей; игры содействуют воспитанию характера ребенка и его чувств.

Для игр нужно отводить значительное время в режиме дня детей с недостатком зрения. Дети должны играть утром, после дневного сна и вечером. Дети должны быть все время заняты, а не сидеть в бездействии, иначе у них могут появиться навязчивые движения. Утром и вечером игры носят спокойный характер. Во время игр воспитывается умение пользоваться игрушками. Родители приучают детей слушаться, старших, выполнять их указания, быть вежливыми, взрослых называть по имени и отчеству. Дети приучаются поддерживать порядок в комнате, убирать на место игрушки по окончании игры.

Летом дети большую часть времени должны проводить на воздухе. Игрушки и различные материалы для игр переносятся на террасу, под навес. Столы, стулья и скамейки, на которых играют дети, должны стоять в тени Нужно приучать детей бережно обращаться с игрушками, мебелью и одеждой, убирать игрушки, ставить каждую вещь на место. С четырехлетнего возраста детей начинают учить самостоятельно одевать и раздевать кукол, укладывать их в кукольную кровать и заправлять ее.

Игры помогают развитию речи, умению считать, ознакомлению с окружающей жизнью, также развивают умение сравнивать предметы по величине, форме, правильно их называть. Руководя играми ребенка, родители заботятся о том, чтобы полученные детьми знания об окружающем мире закреплялись в игре, становились более осознанными. В игре развивается мышление ребенка, творческое воображение, формируется правильное отношение к окружающему, навыки поведения ребенка, дружеское отношение к зрячим товарищам.[1]

В воспитании маленьких детей большое значение имеет внимательное и заботливое отношение к ним. Чуткое, любовное отношение к ребенку, постоянное общение с ним обеспечивает бодрое, жизнерадостное настроение и хорошее самочувствие ребенка.

 

1. Игры и игрушки для слепых детей

Учитывая, какое большое значение имеют игры для детей, и в частности для слепых детей, родители с раннего детства дают слепому ребенку игрушки, сначала звучащие, в виде погремушки, резиновых птичек и т. п., а детям 3 лет дают нанизывать, вкладывать, вынимать переставлять, смешивать, перекладывать игрушки. Все эти действия с игрушками и материалами увлекают детей. Для слепых и имеющих остаточное зрение детей 3-4-летнего возраста надо иметь много разнообразных игрушек: куклы разных размеров, набор мебели, животные, птицы, автомобили, грибки, рыбки, флажки. Обязательно нужно иметь набор игрового строительного материала: квадраты, прямоугольники, кубы, бруски. Из строительного материала дети очень любят сооружать разные постройки. Летом надо давать игрушки, с которыми слепые дети могут двигаться (возить автомобиль за веревочку, привязанную к нему, тележку, катать в коляске кукол). Для игр с песком даются совки, лопатки, песочницы. Песок должен  быть чистым и влажным. В теплые дни дети могут играть с водой. Для этого нужны мелкие игрушки: целлулоидные утки, куклы-голыши, лодочки, ванночки, посуда. Вода должна быть комнатной температуры.

Давая слепому ребенку игрушку, следует объяснить ему, какая это игрушка; нужно, чтобы ребенок эту игрушку хорошо ощупал руками. При ощупывании ребенок называет и показывает все части игрушки. Те игрушки,  которые можно сравнить с предметами натуральной величины, обязательно сравнить; например, игрушечную чайную чашечку сравнивают с натуральной чайной чашкой, игрушечный стул  с величиной натурального стула и т. д. При ощупывании игрушек и предметов ребенок рассказывает, какие части имеет данный предмет; нужно стараться, чтобы ребенок ощупал так все игрушки и окружающие его предметы. Игрушки даются ребенку по одной: когда с одной ребенок хорошо познакомится, следует дать ему другую. При знакомстве слепого ребенка с игрушками и со всеми окружающими его предметами надо всегда помнить, что зрячий ребенок рассматривает предметы глазами, а слепой   руками.

При достаточном числе игрушек, уже хорошо знакомых слепому ребенку, необходимо проводить с ним разные игры. С ребенком 4 лет можно проводить следующие игры:

1. Сложить из палочек и настольного строительного материала заборчики, колодцы, мостики, лесенки, домики для кукол и т. п.; выбрать из всех игрушек самую большую или самую маленькую (упражнение на сравнение величины); определить форму: шар, куб, круг.

2. Кубики и шарики лежат вперемежку в одном ящике, родители дают ребенку другой ящик, разделенный перегородкой на два отделения, и предлагают в одно отделение положить все кубики, в другое  все шарики (ящики предварительно ощупываются ребенком). Вначале родители показывают ребенку уже знакомые формы, называют их и, предлагая ему отделить шарики от кубиков, задают вопросы: "Что ты сюда положил, а что туда?" Таким образом дети учатся правильно определять формы предметов. Затем ребенку предлагают покатать шарики и кубики по наклонной плоскости. Кубики останавливаются, шарики быстро катятся. Ребенок отмечает, что шарик катится, а кубик нет. Повторяется этот опыт несколько раз.

3. В ящике смешивают шарики и круги. Ребенок получает задание отделить шарики от кругов. Задание выполняется так же, как оно выполнялось с кубиками и шариками. Сам процесс классификации предметов является для малышей процессом игровым, они очень любят раскладывать, сортировать предметы.[2]

4. Игра "Угадай, что у меня в руке?". На стол кладут кубик, шарик и кружок (можно положить и другие предметы). Родители предлагают ребенку ощупать руками и назвать эти предметы. Затем, взяв в руку один предмет, предлагают ребенку отгадать, какой предмет взят. Ребенок ощупывает то, что лежит на столе, и отгадывает, что находится в руке. Если ребенок угадал, он получает предмет и кладет его в стоящий рядом ящик. Если он не угадал, родители называют предмет и кладут его снова на стол. Игра кончается, когда все три предмета будут положены ребенком в ящик.

5. "Сколько игрушек ты вынул из мешочка?". В мешочек кладут какие-нибудь легкие однородные предметы (кубики, квадратики, рыбки и т. п.) и дают ребенку задание вынуть из мешочка один, два или три предмета. Приучают детей различать "много" предметов, "мало" предметов. Знакомят их с числами 1, 2, 3: подают один кубик, два или три кубика и требуют ответить на вопрос, сколько дано предметов. Четырехлетние дети усваивают счет до трех на конкретном материале.

 6. Проводят с детьми игру с использованием прибора для нанизывания шариков. Этот прибор сделан из дощечки, на которой на небольшом расстоянии друг от друга укреплены колышки из дерева или толстой проволоки (3 или 4) разной высоты. На колышки нанизывают деревянные шарики (можно взять от счетов и хранить их в коробке). Детям дают пощупать шарики руками, а затем спрашивают: "Сколько шариков в коробке?" Дети отвечают: "Шариков в коробке много". Затем эти шарики малыши нанизывают на колышки или проволоки в последовательном порядке: сначала на меньшую (один шарик), затем на большую (два шарика) и на самую большую (три шарика). Дети нанизывают шарики и снимают их с большим удовольствием. На приборе для нанизывания шариков дети учатся сравнивать разные по количеству группы предметов: 1 и 2; 1 и 3; 2 и 3; отвечать на вопрос: "где больше шариков?"; "где меньше шариков?"; понимать вопрос: "сколько?" и отвечать на него.

 С детьми пятилетнего возраста проводятся многие из тех игр, которые проводились с детьми четырехлетнего возраста, но более разнообразные по содержанию. В связи с расширением кругозора у пятилетнего ребенка возникают новые темы для игр, с которых отражается содержание того, что ему читали и рассказывали. Большое место в играх занимает конструирование из игрового строительного материала, сооружение построек

и игры с ними. У детей этого возраста должны быть разнообразные игрушки, при помощи которых они смогут в своих играх более полно отражать явления окружающей жизни: куклы разных размеров, одежда для кукол, разнообразные виды транспорта  легковая и грузовая машины, поезд, пароход, самолет, домашние и дикие животные, наборы мебели, посуды; разнообразный строительный материал.

2. Проблемы, связанные с игровой деятельностью слепых


Игрушки привлекательны, в основном, для зрячего ребенка. Большинство игрушек красочны и являются миниатюрными копиями людей и предметов повседневной жизни. Зрячий ребенок воспринимает миниатюрный мир игрушек как настоящий, только другого размера. Однако эти игрушки не воспроизводят ни ощущения, ни звучания, ни запаха реальных объектов. Поэтому для слепого ребенка игрушки мало соотносимы с объектами окружающего мира. Наблюдения показали, что слепые дети не интересуются игрушками так, как это делают зрячие. При предъявлении игрушки дети стремятся исследовать ее звучание. Иногда игры слепых детей кажутся повторяющимися и лишенными смысла, но ведь им нужно больше времени для приобретения всестороннего опыта на игровой основе, чем обычному ребенку. Большая часть зрячих детей тянется к другим детям. Даже если они слишком малы, чтобы принять участие в игре других детей, присутствие других детей достаточно привлекательный фактор. Поведение детей в игре и общении носит чаще всего характер имитации. Дети наблюдают друг друга или игрушки друг друга, и имитируют игру партнера.

Слепой ребенок не получает этой зрительной информации, а она очень важна для раннего опыта общения. Чаще всего слепой ребенок часто отвергает или избегает других детей при посещении яслей. Он предпочитает общество взрослых. Ребенок подражает им, и речь, как средство общения, приобретает для него большее значение, он больше заинтересован в контакте со взрослыми, которым он может задавать вопросы и получать ответы.

Способ, посредством которого слепой ребенок познает среду вокруг себя и манипулирует игрушками, с одновременным отсутствием интереса к другим детям, вызывает замешательство у сотрудников яслей. Часто они находят поведение ребенка необычным, отличающимся от поведения зрячих детей. Воспитатели часто обозначают это странное и повторяющееся поведение ребенка словом "блайндизм" или другими стереотипными обозначениями, вместо того, чтобы сразу же оценить его как естественное и адекватное со стороны слепого ребенка, попавшего в специфические условия.

Воспитатели сталкивается с большим количеством проблем, стараясь оказать заботу и внимание ребенку. Они  имеют опыт работы со зрячими детьми и соответствующее образование. Они знают, как стимулировать развитие дошкольников через зрение. Однако, у них мало знаний о нуждах и задатках слепого ребенка. Вот почему работа со слепыми детьми оказывается очень трудной. Сотрудники нуждаются в руководстве, информации и объяснениях того, как и почему ребенок ведет себя определенным образом. Нужно объяснить педагогам, как сделать для слепого ребенка мир "зримым" и значимым.

Формирование ребенка, как члена общества, проблема его дальнейшей социализации требует определения условий и возможностей влияния на развитие социально-значимых качеств и способов взаимодействия. Игра является наиболее доступной дошкольникам, самостоятельной, эмоциональной, творческой и коллективной деятельностью, в процессе которой происходит усвоение ими социального опыта взрослых и создается их "зона ближайшего развития".[3] Игра делает доступными для сознания ребенка весь спектр отношений в обществе - личные, правовые, производственные и наиболее полно раскрывает нам своеобразие развития межличностных отношений, что доказывает ее значимость в их формировании. Рассматривая изученность межличностных отношений в тифлопедагогике и тифлопсихологии, тифлологи определили что эта проблема не получила еще достаточного развития в коррекционной психологии и педагогике. Результаты исследований подтверждают, что развиваясь по основным законам нормы, психика аномального ребенка имеет свои специфические особенности. Дефекты зрения существенно усложняют отношение слепого и слабовидящего к окружающей среде, к различного рода деятельности, к самостоятельной жизни, обуславливают значительные затруднения в характере их делового и свободного общения, уход от контактов с окружающими, ориентацию на свой внутренний мир. Тифлопсихологические исследования показали, что зрение играет ведущую роль в процессе восприятия человека человеком и в процессе общения людей. Недостаток зрительного анализатора ведет к снижению информации, которая характеризует партнера по общению и затрудняет обратную связь с ним. Все выразительные движения (кроме вокальной мимики) при глубоких нарушениях зрения ослаблены. Смазанность, упрощенность мимики, жестов, пантомимики достигают такой степени, что даже безусловно рефлекторные выразительные движения сопровождающие состояние горя, радости, гнева проявляются при глубоких нарушениях зрения весьма в ослабленном виде. Это объясняется тем, что для слабовидящих и частичновидящих детей дошкольного возраста зрительное восприятие, несмотря на зрительную патологию, остается одним из ведущих способов познания окружающей действительности и ориентировки в нем. При этом процесс компенсации активно не развивается, дети не стремятся использовать сохранные органы чувств для обогащения чувственного опыта, не учитывают слабую информативность зрительных образов. Развитие общения детей с нарушением зрения при использовании креативной игры показало возможности последней в обогащении детского опыта владения невербальными средствами коммуникации.[4] Значение компенсаторных механизмов психики в формировании игры, как средства коррекции нравственных и физических сторон личности слабовидящих представлено в исследовании Д.М. Маллаева. Взаимосвязь игры и межличностных отношений детей-дошкольников проявляется в слабом знании и владении двигательными действиями. Это мешает успешности выполнения игровых действий особенно в условиях осложненной пространственной ориентировки. Ограничение зрительного восприятия не всегда позволяет детям понять ситуацию, осознать отношение людей к поведению и поступкам, правильно их оценить. Анализ игровой деятельности слепых дошкольников показывает, что у этих детей более всего страдает формирование игровых действий.[5] Это значительно обедняет процессуальную сторону, содержание и сюжет игры, тормозит формирование коллективных связей. В тифло-литературе посвященной развитию игры детей с патологией зрения не имеется данных о характере межличностных отношений у слабовидящих детей дошкольного возраста. Для успешного влияния игры на межличностные отношения детей с нарушением зрения, необходимо определить как специфику развития этих отношений, так и особенности самой игры.



Заключение


Родители должны заботиться о том, чтобы в содержании творческих игр отражались положительные явления окружающей жизни, труд взрослых и детей. Слепому ребенку необходимо иногда помогать в играх, влиять не только на выбор темы, но и на развитие сюжета игры, чтобы у ребенка формировалось правильное отношение к явлениям окружающей жизни, уточнялись его представления об этих явлениях. Надо в играх воспитывать инициативу, воображение ребенка, приучать выбирать себе роли в игре и исполнять их. Родители иногда советуют ребенку подумать, во что он будет играть, ставят перед ним вопросы, способствующие развитию содержания игры. Родители содействуют развитию интереса к тем играм, в которых изображается дружная жизнь семьи, взаимопомощь в работе, забота друг о друге. Родители не только поощряют замысел ребенка, но в затруднительных случаях помогают выполнять задуманное. Если ребенок что-либо строит, родители направляют мысль ребенка, спрашивают, что он строит, иногда подсказывают доступную по выполнению тему стройки (например, стол, диван, мост, башню, дом, грузовик, пароход); учат отбирать нужные для постройки детали, показывают, как делать постройки устойчивыми. Законченная постройка используется ребенком в игре. В процессе построек родители закрепляют у ребенка умение различать постройки: большая, маленькая, высокая, низкая; правильно называть куб, брусок, правую и левую стороны.

Большое внимание во время игр должно уделяться созданию хороших гигиенических условий дома. Комната должна быть чистой. Особенно тщательно надо следить за чистотой игрушек, ковров, пола, так как слепые дети младшего возраста больше играют на полу. Родители должны наблюдать за тем, чтобы дети не брали в рот игрушек и других предметов.





Список литературы:


1       Игра - как средство общения и адаптации детей с нарушениями зрения // Обновление содержания педагогического образования (Сборник статей преподавателей и студентов ДГПУ) - Махачкала, 1996. - С.90-91.

2       Корнилова И.Г. Коррекция недостатков развития коммуникативных качеств старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре-драматизации // Дефектология.- 1998.- N 6.- С. 50-57.

3       Колесникова Е. Нарисуем желтый круг: (развитие сенсор. навыков у дошкольников с наруш. зрением) // Обруч.- 1997.- N 4.- С. 40-41.

4       Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения.- М: ГороД, 1998.- 262 с.

5        Сюжетно-ролевая игра, как средство коррекции межличностных отношений слабовидящих детей старшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы специального образования. - Махачкала, ДГПУ, 2000. - С. 10-11.





[1]  Игра - как средство общения и адаптации детей с нарушениями зрения // Обновление содержания педагогического образования (Сборник статей преподавателей и студентов ДГПУ) - Махачкала, 1996. - С.90-91.

[2] Колесникова Е. Нарисуем желтый круг: (развитие сенсор. навыков у дошкольников с наруш. зрением) // Обруч, - 1997. - N 4. - С. 40-41.

[3] Сюжетно-ролевая игра, как средство коррекции межличностных отношений слабовидящих детей старшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы специального образования. - Махачкала, ДГПУ, 2000. - С. 10-11.

[4] Корнилова И.Г. Коррекция недостатков развития коммуникативных качеств старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре-драматизации // Дефектология.- 1998.- N 6.- С. 50-57.

[5]  Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения.- М: ГороД, 1998.- 262 с.