СОдержание.


Сущность и виды страхования при осуществлении космической деятельности. 3

Объекты космического страхования. 5

Особенности определения  ответственности страховщика в космическом страховании. 7

Международный рынок космического страхования. 9

Необходимость проведения космического страхования в современных условиях. 11

Задача 1. 13

Задача 2. 14

Использованная литература. 16

Сущность и виды страхования при осуществлении космической деятельности.

При запуске космического объекта, предназначенного для осуществления какой-либо коммерческой деятельности, такие остановки могут повлечь финансовые потери от переноса сроков начала либо полного срыва эксплуатации аппарата.

На этапе функционирования на орбите страховое покрытие возмещает страхователю убытки в результате полной потери, повреждения либо выхода из строя космического аппарата в период его работы на орбите и защищает на случаи возникновения дополнительных затрат и потери доходов в результате перерывов в функционировании аппарата либо его деградации. Под деградацией понимается, например, выход из строя ретранслятора, который представляет собой комбинацию взаимосвязанных компонентов в рамках общей коммуникационной подсистемы телевизионного спутника связи или другого космического объекта, которые в совокупности дают возможность осуществлять дискретный прием и последующую передачу сигналов. Поломка ретранслятора не ведет к прекращению физического существования спутника, но дальнейшее его использование становится невозможным. На этом этапе предусматривается также защита от рисков космического пространства: влияния солнечных вспышек, столкновения с метеоритами и др.

Защита жизни и здоровья космонавтов во время полетов является обязательным видом страхования за рубежом. Например, страховая сумма в договоре, заключенном в пользу одного американского космонавта пилотируемого корабля типа «Спейс-Шаттл», была установлена в размере 1 млн долл. с премией 1 тыс. долл.

В России впервые экипаж космического корабля был застрахован в 1991 г. Это были космонавты «Союза ТМ-12» А. Арцебарский и С. Крикалев. Однако в нашей стране страхование астронавтов пока осуществляется добровольно, хотя в проекте закона «О порядке и условиях проведения обязательного страхования космической деятельности в Российской Федерации» предусмотрена статья об обязательном страховании жизни и здоровья космонавтов, а также ответственности перед третьими лицами.

Страхование гражданской ответственности подразумевает защиту имущественных интересов, обусловленную необходимостью возмещения ущерба, причиненного по вине следующих субъектов, отвечающих за проведение космической программы:

·        государства, осуществляющего запуск космического объекта;

·        владельца космического аппарата;

·        организации, производящий запуск.

Несмотря на все принимаемые меры предосторожности, космические аппараты могут нанести ущерб другим на земле и воздушном пространстве. Соответственно разработаны международные правила для подсчета сумм адекватной компенсации и порядка их выплаты.[1]


Объекты космического страхования.

Объектом страхования являются имущественные интересы Страхователя, связанные с владением, пользованием, распоряжением воздушным судном или космическим объектом, указанным в договоре страхования, вследствие его гибели (пропажи без вести) или повреждения.

Субъектами страхования являются страховщики и страхователи.

Страхователями признаются юридические или физические лица, владеющие воздушными судами на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему воздушного судна и т.п.).

Страховщик - Страховая организация, осуществляющая страховую деятельность в соответствии с законодательством и лицензией, выданной федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим надзор за страховой деятельностью, на страхование воздушных судов.

Страховыми рисками в этой сфере являются гибель (полная или конструктивная), пропажа без вести или повреждение воздушного судна или космического объекта в результате происшествия, имевшего место в период действия страхования.

Не относятся к страховым случаям повреждения, вызванные рабочими процессами, реализуемыми в агрегатах, а также нормальными эксплуатационными нагрузками, а именно:

1. повреждения и отказы отдельных агрегатов (систем), вызванные их износом и старением в процессе эксплуатации, дефектами и действием рабочих процессов и сопутствующих факторов, если последствия таких повреждений и отказов локализованы внутри этих агрегатов (систем);

2. повреждения отдельных деталей агрегатов, имеющие накопительный или прогрессирующий характер (усталостные трещины, коррозия, расслоения и т.п.), связанные с воздействием эксплуатационных условий и нагрузок;

3. местные повреждения (вмятины и забоины) лопаток компрессора двигателя, воздушных винтов, элементов наружной обшивки и других агрегатов воздушного судна, если они не явились причиной конкретного зарегистрированного происшествия с воздушным  судном и выявлены при послеполетном осмотре или при выполнении регламентных работ на воздушном судне; повреждение лопаток компрессора из-за попадания посторонних предметов в газо-воздушный тракт двигателя рассматривается в качестве страхового случая, если такое повреждение явилось причиной зарегистрированного отказа двигателя в полете или рулении[2]

Особенности определения  ответственности страховщика в космическом страховании.

Учитывая специфику отрасли, в процессе заключения договоров по страхованию участвуют все заинтересованные стороны. Каждый участник космической программы страхует свои риски: риски материального ущерба и риски по гражданской ответственности.[3]

Наибольший интерес представляют договоры страхования космических объектов от риска физического повреждения. На этапах, предшествующих запуску, период действия договора определяется датами приемки готовых объектов заказчиком и завершением всех предстартовых операций, включая доставку космического аппарата, состыкованного с ракетой-носителем. В качестве страховой суммы принимается стоимость космического объекта, который может состоять, например, из ракеты-носителя, космического корабля-спутника, разгонного блока и др. Тариф устанавливается обычно в пределах 0,5—2%, поскольку на этом этапе риск сравнительно невелик.

На этапе предстартовой подготовки и запуска страховая сумма определяется с учетом следующих возможных расходов при осуществлении страхового случая:

на замену космического аппарата;

на повторение предстартовой подготовки;

на проведение повторного запуска;

на оплату обслуживающего персонала.

В случае задержки запуска страховое покрытие распространяется также на риск недополучения прибыли.

В этот период возможно раздельное страхование каждой из со­ставных частей космического объекта на время ее функциониро­вания:

объекта в целом — с момента подачи команды на запуск до вывода его на заданную орбиту;

ракеты-носителя. — с момента подачи команды на запуск до отделения космического аппарата от ее последней ступени;

для космического аппарата — с начала проверки аппаратуры на борту до окончания гарантийного срока его эксплуатации или до другой даты, обусловленной договором страхования.

Этап предстартовой подготовки и запуска считается самым опасным, так как сбой в функционировании одной из составных частей космического комплекса, например первой ступени ракеты – носителя, может привести к физической утрате всего объекта, который следовало доставить на орбиту. Поэтому здесь применяются самые высокие страховые тарифы: 10-15%, которые зависят от степени надежности космического объекта, а также от конъюнктуры страхового рынка.

Сумма страхового покрытия в период эксплуатации на орбите рассчитывается аналогично и складывается в основном из стоимости космического объекта и стоимости его повторного запуска. Тарифная ставка для расчета премий устанавливается в пределах от 3 до 10%.[4]

Международный рынок космического страхования.

Страна, осуществляющая запуск, несет ответственность в случаях вины при нанесении повреждений иностранному объекту в космическом пространстве, а также лицам и имуществу, находящимся на борту этого объекта. Причем ответственность распространяется только на ошибки юридических и физических лиц, находящихся под юрисдикцией этого государства, и не распространяется на ущербы, нанесенные гражданам страны запуска либо участвовавшим в запуске инострансам.

Наряду с существованием международного законодательства о космической деятельности в каждой стране принимается местное. Так, в США в 1984 г. был принят и в 1988 г. дополнен закон «О запуске коммерческих спутников», который призван содействовать развитию предпринимательской деятельности в космосе, определять границы ответственности правительства в соответствии с действующими международными соглашениями и степень ответственности организаций, осуществляющих запуск.

Законодательство США выдвигает следующие требования:

страхование гражданской ответственности организациями, осуществляющими запуск космических аппаратов, на сумму не менее 500 млн долл.

обязательное страхование ущербов, нанесенных собственности правительства;

правительство должно возмещать ущерб сверх 500 млн долл. в пределах до 1,5 млрд долл.

Во Франции страховщики космических рисков предоставляют фирме, осуществляющей запуск, полис на сумму 400 млн франц. фр., а свыше этой суммы возмещение выплачивает правительство. Обязанность страховать гражданскую ответственность за ущербы, нанесенные государственной собственности, во французском за­конодательстве не предусмотрена.

Страхование ответственности в отношении третьей стороны охватывает риски, которые, как и в предыдущих видах страхования, группируются в зависимости от этапа осуществления космической программы.[5]

В стадиях проектирования, производства, подготовки к запуску и запуска страхуется потенциальная возможность нанесения ущерба одних подрядчиков своими работами другим, т. е. гражданская ответственность одних участников программы перед другими, а так как в реализации каждого этапа принимают участие множество предприятий и организаций-смежников, то здесь определяются границы ответственности каждого из создателей космических объектов. Эти вопросы регулируются национальным законодательством

Необходимость проведения космического страхования в современных условиях.

За рубежом считается целесообразным на период запуска страховать остановки или перерывы в осуществлении космической программы. Эти перерывы, возможные и на предыдущих этапах, могут происходить не только из-за технических неисправностей, но и по политическим причинам, вызванным какими-либо действиями или бездействием правительства, изменениями политических курсов, способных повлечь решения о снятии или прекращении финансирования. Политические риски тоже страхуются.

Предпочтительную страховую защиту в России в настоящее время получают совместные космические программы с участием иностранных партнеров. Например, спутник серии «Космос», принадлежавший военно-космическим силам Российской Федерации и погибший при запуске в мае 1996 г. на космодроме Байконур, был застрахован на сумму 2,7 млн долл. Этот спутник помимо своих основных задач должен был выполнить топографическую съемку поверхности Земли, в том числе и территории США. На производство съемки был заключен контракт между российской ассоциацией «Совинформспутник» и американской компанией «AriaL Imagec Inc». Спутник был застрахован в пользу Совинформ-спутника, а риск был размещен среди 45 российских страховщиков, самую крупную ответственность взял на себя Ингосстрах (200 тыс. долл.).

По результатам экспертизы межведомственной комиссии причиной аварии явилось нарушение технологии изготовления головного обтекателя, а так как спутник был застрахован от всех рисков, в том числе и от аварий по причине ошибок персонала, то возмещение ассоциации «Совинформспутник» было выплачено в полном объеме.

В настоящее время в мире распространена практика страхования коммерческих, телекоммуникационных и научных спутников связи. Страхователями являются владельцы космической техники, страхующие свои имущественные интересы. Космические объекты, запускаемые по государственным военным программам, страхуются редко и в нашей стране, и за рубежом.

В июне 1996 г. при запуске с космодрома в Плисецке разбился еще один российский спутник и тоже по причине брака в головном обтекателе. Но поскольку в проекте не участвовали коммерческие организации, спутник не был обеспечен страховой защитой.[6]

Для российских страховщиков традиционные сложности рассматриваемого вида страхования усугубляются еще и следующими причинами:

новизной страхования космических рисков отечественными компаниями, что связано с отсутствием наработанных методов оценки рисков и определения страховых сумм и тарифных ставок, а также с ограниченностью статистической базы;

Задача 1.

Произвести расчет единовременной брутто-ставки по страхованию на дожитие и размер страхового взноса.

Решение:

87910*180=15823800 – страховой фонд через 7 лет.

15823800*1/(1+0,25)7 =  3318491,38176– современная стоимость фонда;

3318491,38176/87910=37,748736 – взнос каждого страхователя 180 от страх. суммы

37,748736*180/(180-15) = 41,1804 – брутто ставка

Вывод: Следовательно, единовременная тарифная брутто-ставка по страхованию на дожитие для лица в возрасте 43 лет сроком на 7 лет составляет 41,2 рубля на 180 руб страх суммы.


Задача 2.

Составить справку-расчет страховых платежей по добровольному страхованию риска непогашения кредита и процентов по нему, выданного хозяйствующему субъекту.

Решение:

550*42/12*100=192500 тыс.руб.

страховая суммам (550000+1925000)*55/100= 13612500000 руб

Расчетная тарифная ставка = 0,58%

Сумма страховых платежей: 13612500000*0,58%/100 = 78952500руб.


На 01.02 предприятие погашает 1/12 часть кредита:

550000 - 45833,3 = 504166,6

Сумма процента за пользование кредитом:

504166,6*42/12*100 = 176458310 руб.

Страховая сумма (504166,6+176458310)*55/100 = 97329362,13 руб.

Сумма страховая платежа: 97329362,13*0,58/100 = 564510,300354 руб.


На 01.03 предприятие погашает 2/12 части оставшегося кредита:

504166,6-45833,3=458333,3

сумма процентов за пользование кредитом:

458333,3*55/12*100 = 160416655

Страховая сумма (458333,3+160416655)*42/100=

67567495,086 руб.

сумма страхового платежа:

67567495,086*0,58/100 = 391891,4714988


на 01.04 предприятие погашает 4/12 части оставшегося кредита

458333,3-45833,3 = 412500

412500*55/12*100 = 189062500

(412500+189062500)*42/100 = 79579500

79579500*0,58/100 = 461561,1


на 01.05 4/12

412500-45833,3=366666,7

366666,7*55/12*100= 168055570,83

(366666,7+168055570,83)*42/100 = 70737339,7626

70737339,7626*0,58/100 = 410276,57


на 01.06 предприятие погашает 5/12

366666,7-45833,3=320833,4

320833,4*42/12*100= 2673611,6

(320833,4+2673611,6)*55/100= 1646944,786

Сумма страхового платежа: 1646944,786*0,58/100 = 9552,279



Использованная литература.

·        Балабанов И.Т. Страхование: Учебник – СПб.: Питер,2003

·        Гиреев В.Н. Финансовое право. Практикум: Учеб.пособие – М.: ИНФРА-М, 2002

·        Зайцева М.А. Страховое дело: учебн. Пособие – Минск: БГЭУ, 2001.

·        Крутик А.Б. Организация Страхового дела: Учебное пособие, - СПб 1999

·        Рейтмаи Л.И. Страховое дело- М.: Банк и биржевой науч.-консультационный центр. 1998.


[1] Гиреев В.Н. Финансовое право. Практикум: Учеб.пособие – М.: ИНФРА-М, 2002


[2] Балабанов И.Т. Страхование: Учебник – СПб.: Питер,2003


[3] Зайцева М.А. Страховое дело: учебн. Пособие – Минск: БГЭУ, 2001.


[4] Зайцева М.А. Страховое дело: учебн. Пособие – Минск: БГЭУ, 2001.


·        [5] Балабанов И.Т. Страхование: Учебник – СПб.: Питер,2003


[6] Рейтмаи Л.И. Страховое дело- М.: Банк и биржевой науч.-консультационный центр. 1998.