Содержание

Введение. 3

1. Теоретические принципы.. 4

1.1. Индивидуальный предприниматель. 4

1.2. Актуальная форма ведения бизнеса. 6

2. Практические аспекты.. 9

2.1. Процесс регистрации. 9

2.2. Особенности налогообложения. 9

Заключение. 14

Список литературы: 15

Введение

Индивидуальный предприниматель представляет собой реалию экономической жизни государства, которая в значительной мере определяет макроэкономическую ситуацию в стране и имеет значительный потенциал влияние на социальную картину в стране. Поэтому необходимо ясное представления о том, какое место малое предпринимательство занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Как показывает мировая практика, индивидуальное и малое предпринимательство является одним из факторов, позволяющих осуществить быструю структурную перестройку экономики, решительный ее поворот к потребностям людей и одновременно сформировать надежную социальную базу реформ – массовый  слой предпринимателей – собственников.

Целью написания данной работы является обзорный анализ ситуации сложившейся в области индивидуального предпринимательства в  России. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

·        Ознакомиться с сутью индивидуального предпринимательства, его ролью в современной экономической жизни;

·        Рассмотреть практические моменты, связанные с регистрацией и налогообложением индивидуального предпринимателя.

1. Теоретические принципы

1.1. Индивидуальный предприниматель

Индивидуальное предпринимательство порождает многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих, в основном, на местных рынках, непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. Небольшие размеры, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Сектор индивидуального и малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы – крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе массового предпринимательства создается и циркулирует значительная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Высокая приспособляемость малого предпринимательства и массовый охват им практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Индивидуальные предприниматели, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены едиными корпоративными интересами в отношении собственности с крупным и средним капиталом.

Индивидуальный предприниматель являются весьма специфической формой организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, закономерностями, преимуществами и недостатками развития. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом, отсутствие управленческих иерархий – все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование индивидуальных предпринимателей на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой – зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливает простоту и эффективность управления предприятием. Однако характерное для малых предприятий совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, установление личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления, снижая управленческие издержки, могут привести – и часто приводят – к самоэксплуатации.

Индивидуальное предпринимательство, существуя в реальной внешней среде, испытывает влияние разнообразных и разнонаправленных формальных и неформальных факторов. При этом рост малого предпринимательства, являясь одним из приоритетных направлений дальнейшего развития хозяйственной жизни страны, далеко не всегда соответствует возлагаемым на него ожиданиям. Существующие проблемы создания, регулирования, регламентации деятельности индивидуальных предпринимателей являются предметом усилий государственных и негосударственных, коммерческих и некоммерческих, формальных и неформальных организаций. В то же время, достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса - предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской инициативы у значительной части экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.

1.2. Актуальная форма ведения бизнеса

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях - этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.

Именно сфера индивидуального предпринимательства обеспечивает в экономически развитых странах основную долю занятости населения. Будучи в значительной степени семейным, малый бизнес обеспечивает высокую устойчивость экономики среды благодаря «нерыночному» характеру своей внутренней среды – в малых предприятиях категории цены, зарплаты, прибыли и рентабельности оказываются стоящими на лестнице приоритетов ниже места, отведенного им классической экономической теорией.

В качестве основных преимуществ индивидуального предпринимательства можно выделить:

·        Возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению с крупными корпорациями в малом бизнесе значительно упрощена процедура принятия управленческих решений, это дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капиталом при переключении с одного вида деятельности на другой. Такие быстрые переливы ресурсов из одной отрасли экономики в другую также способствуют повышению устойчивости экономики к неблагоприятному воздействию внешних и внутренних факторов.

·        Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок. Индивидуальный предприниматель идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка, и может максимально удовлетворить потребности этого рынка.

·        Поддержание занятости и создание новых рабочих мест. Эта проблема чрезвычайно актуальна для нашей страны, поскольку продолжающиеся (не всегда позитивные) изменения экономики по-прежнему высвобождают людские ресурсы с нежизнеспособных предприятий. Ориентируясь на показатели занятости в малом бизнесе в странах Европы (по данным ЕС 2003 года, не менее 40% экономически активного населения занято на предприятиях с числом работающих менее 100 человек), следует признать, что в России потенциал занятости в малых предприятиях еще далеко не реализован.

·        Выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям. Крупные фирмы децентрализуют производственный процесс, передавая его фазы малым предприятиям-субкооператорам. Кроме того, некоторые функции крупных предприятий обладают спецификой, затрудняющей их выполнение силами тех же или иных крупных фирм (например, эпизодическая рассылка рекламно-информационных материалов от производителя потенциальным или действующим его клиентам). Эта область деятельности также принадлежит индивидуальным предпринимателям.

·        Небольшой первоначальный объем инвестиций. У малых предприятий меньшие сроки строительства; небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда. Ряд областей деятельности (как правило, в сфере услуг) характеризуется практически нулевой капиталоемкостью.

·        Инновационный характер индивидуального предпринимательства. Многие экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса в развертывании НТР.

Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. Они успешно конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса. Мелкие исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом.

2. Практические аспекты

2.1. Процесс регистрации

          Согласно ст. 23 ГК РФ граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Гражданин считается индивидуальным предпринимателем с момента государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя.

          Регистрацией индивидуальных предпринимателей занимаются местные органы юстиции.

          Гражданин пожелавший зарегистрировать себя индивидуальным предпринимателем должен подать заявление установленного образца органы юстиции по месту жительства. Кроме того, необходимо предоставить устав, свидетельство о постановке на учёт в районной Инспекции по Налогам и Сборам, квитанцию о оплате регистрационного сбора.

2.2. Особенности налогообложения

Как правило, индивидуальные предприниматели пользуются упрощённой системой налогообложения.

Упрощенная система налогообложения регламентируется главой 26.2 части 2 НК РФ.

Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, НДС, налога с продаж, налога на имущество организаций и ЕСН уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период.

В то же время, для организаций, применяющих упрощенную систему, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных пошлин, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

На упрощенную систему налогообложения не могут быть переведены организации:

·        негосударственные пенсионные фонды;

·        занятые производством подакцизной продукции;

·        созданные на базе ликвидированных структурных подразделений  действующих   предприятий;

·        кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды;

·        профессиональные участники рынка ценных бумаг;

·        предприятия игорного и развлекательного бизнеса;

·        хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Минфином РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, в котором сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.

Итак, все налоги, которые платит предприятие с обычной системой, при упрощенной системе заменяются одним. Теперь предприятию не требуется платить налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество, налог на пользователей автодорог и еще несколько десятков налогов - все эти платежи соединены в единый налог.

Кроме того, организации, перешедшие на упрощенную систему, могут не вести бухгалтерский учет (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). Исключение сделано только для основных средств и нематериальных активов. Но и это вовсе не означает, что вам придется отражать их на счетах бухучета. Достаточно завести на каждый из объектов (или на каждую группу) учетные карточки и начислять амортизацию по правилам, которые прописаны в Положениях по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) и «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000).

Какие еще недостатки, помимо проблем с НДС, есть у упрощенной системы? Один из них - оборотная сторона ее преимущества. Как мы уже сказали, предприятия, перешедшие на «упрощенную систему налогообложения», вправе не вести бухучет.

С одной стороны, это хорошо - значительно упрощается работа бухгалтера, а фирма экономит деньги, которые раньше тратились на подготовку бухгалтерской отчетности. С другой стороны, ни одна организация не застрахована от того, что в какой-то момент ей не придется вернуться с упрощенной на обычную систему налогообложения. Например, из-за того, что по итогам года доход превысит 15000000 руб. Тогда бухгалтер столкнется с трудной задачей - восстановить все данные бухучета.

Неудобен отказ от бухгалтерского учета и тем фирмам, которые наряду с уплатой единого налога по упрощенной системе налогообложения платят единый налог на вмененный доход. Ведь при ЕНВД бухучет вести надо.

Теперь поговорим о недостатках. Самые серьезные проблемы упрощенной системы налогообложения связаны с налогом на добавленную стоимость. Во-первых, в некоторых случаях организации, перешедшие на упрощенную систему, этот налог все-таки платят. Речь идет об НДС, взимаемом на таможне со стоимости импортных товаров, - от таможенного НДС упрощенная система налогообложения не освобождает (п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ).

Во-вторых, индивидуальный предприниматель фирма, перешедшая на упрощенную систему, рискует тем, что с ней перестанут сотрудничать покупатели - плательщики НДС. Дело в том, что у них в результате сделок с фирмами, которые работают по упрощенной системе налогообложения, значительно возрастают суммы НДС, которые нужно перечислить в бюджет.

Скажем еще о третьей проблеме с НДС. Она возникает не­посредственно в тот момент, когда фирма переходит на упрощенную систему налогообложения.

Речь пойдет о зачтенном «входном» налоге по товарам, кото­рые куплены до, а проданы после перехода. Налоговые органы требуют этот НДС восстановить и уплатить в бюджет. Точно так же, по мнению налоговых органов, следует поступать и с «входным» НДС по материалам, переданным в производство после перехода на упрощенную систему налогообложения, и с налогом, приходящимся на остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов. Довод налоговых органов такой: товары (материалы, основные средства и т. д.) ис­пользованы в деятельности, не облагаемой НДС.

Разумеется, с такими требованиями можно поспорить. Аргумент состоит в следующем, в Налоговом кодексе РФ нет указания на то, что фирма, перешедшая на упрощенную систему, обязана уплатить в бюджет НДС, ранее принятый к вычету. Более того, кодекс предусматривает лишь один случай, когда организация, работающая по упрощенной системе налогообложения, обязана уплатить НДС. Так поступить следует, если покупателю был выставлен счет-фактура с выделенной в нем суммой налога (п. 5 ст. 173 НК РФ).

И, наконец, еще один недостаток упрощенной системы. Доходы и расходы в этом случае признаются по кассовому методу. Это означает, что, рассчитывая единый налог, стоимость товаров (работ, услуг) можно включить в расходы, если выполнено два условия:

-           товары (работы, услуги) получены (приняты) и использованы в производственной деятельности или перепроданы;

-           за них перечислены деньги или передано имущество продавцу.

Можно согласиться с тем, такой порядок ведет к тому, что существенно занижается сумма расходов (в них не включается стоимость неоплаченных покупок) и осложняется работа бухгалтера. Ведь чтобы правильно рассчитать налог, ему нужно следить не только за приходом и расходом товарно-материальных ценностей, но и за их оплатой.

Неблагоприятные последствия работы по кассовому методу сказываются и на размере доходов. Налоговые органы требуют включать в них авансы в счет предстоящей продажи товаров (работ, услуг). Так сказано в пункте 4.1 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02, 729. Для тех, кто работает по предоплате, это ведет к тому, что доходы существенно возрастают, а следовательно, увеличивается сумма налога.

Правда, с данным требованием Налоговых органов можно поспорить. Доход по кассовому методу нельзя признать прежде, чем получены деньги или другое имущество от должника (п. 2 ст. 273 НК РФ). Но тот, кто перечисляет авансы, никакой задолженности не гасит. Выходит, в тот момент, когда фирма получает аванс, у нее дохода не возникает, так как нет реализации.

Помимо существующих проблем, связанных с переходом на упрощенную систему налогообложения существуют и ее достоинства, с лихвой перекрывающие эти недостатки. Достаточно сказать, что сумма единого налога в подавляющем большинстве случаев оказывается меньше тех налогов, которые пришлось бы уплатить фирме, работай она по обычной системе налогообложения. Так, например, налог на прибыль рассчитывают по ставке 24 процента. А единый налог с разницы между доходами и расходами (ее сумма вполне сравнима с налогооблагаемой прибылью) - по ставке 15 процентов. Поэтому организация, которая отвечает критериям, перечисленным в статье 346.12 Налогового кодекса РФ, безусловно, выиграет от перехода на упрощенную систему налогообложения.

Заключение

Ознакомившись с сутью проблемы, мы пришли к выводу, что индивидуальные предприниматели действуют в условиях жесткой рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Поэтому бурный рост числа новых предприятий сопровождается в то же время разорением многих из них.

Главными причинами неудач чаще всего становятся:

·        некомпетентность, несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант), нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве и управлении;

·        незначительные объемы продаж;

·        конкуренция;

·        слишком большие эксплуатационные расходы.

Однако чаще всего индивидуальные предприниматели разоряются от нерешенных управленческих проблем, нежели от нехватки капитала или инвестиций: причиной банкротства является потеря контроля за состоянием дел и не отвечающая потребностям производства система управления. Собственники и сотрудники прекративших свое существование малых предприятий составляют лабильный резерв трудовых ресурсов и основу для появления новых субъектов малого бизнеса.

В целом государство пытается помочь становлению индивидуального предпринимательства, но здесь предстоит сделать ещё очень много, в чём мы убедились, рассмотрев вторую главу нашей работы.лочь становлению индивидуального предпринимательства, но здесь предстоит слндивидуального предпри

Решив поставленные задачи, мы достигли цели написания данной работы.

 

Список литературы:

1.     ГК РФ.

2.     НК РФ.

3.     Блохин С.Н., Шаркин А.Ю. Индивидуальный предприниматель. – М.: «Юнити», 1997.

4.     Бусыгин А.В. Предпринимательство. – М.: «Инфра-М», 1997.

5.     Дашков Л.П. Предпринимательство и бизнес. – М.: «Дело», 1996.

6.     Зайдель Х. Основы учения о экономике. – М.: «Проспект», 1994.

7.     Райзберг Б.Н. Основы бизнеса. – М.: «Инфра-М» 1995.

8.     Рыкова И.В. Франчайзинг. – М.: «Юнити», 2000.

9.     Самоукин Б.Н. Теория и практика бизнеса – М.: «Финансы и статистика», 1997.

10.            Уткин Э.А. Бизнес-реинжиниринг. – М.: «Дело», 1998.

11.            Черняк В.С. Оценка бизнеса. - М.: «Финансы и статистика», 1998.

12.            Энциклопедия малого бизнеса. – М.: «Инфра-М», 2000.