Содержание
Задание 1. 3
Задание 2. 5
Задание 3. 6
Задание 4. 6
Список литературы.. 9
Задание 1
Художественный стиль речи
Художественный стиль речи как функциональный стиль находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функцию. В.В. Виноградов отмечал: "...Понятие "стиля" в применении к языку художественной литературы наполняется иным содержанием, чем, например, в отношении стилей делового или канцелярского и даже стилей публицистического и научного... Язык художественной литературы не вполне соотносителен с другими стилями, он использует их, включает их в себя, но в своеобразных комбинациях и в преобразованном виде..."[1]
1. Художественной литературе, как и другим видам искусства, присуще конкретно-образное представление жизни в отличие, например, от абстрагированного, логико-понятийного, объективного отражения действительности в научной речи. Для художественного произведения характерны восприятие посредством чувств и перевоссоздание действительности, автор стремится передать прежде всего свой личный опыт, свое понимание и осмысление того или иного явления.
2. Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее. Вспомним хорошо нам известные "Мертвые души" Н.В. Гоголя, где каждый из показанных помещиков олицетворял некие конкретные человеческие качества, выражал некоторый тип, а все вместе они являлись "лицом" современной автору России.
3. Мир художественной литературы - это "перевоссозданный" мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и т.п. С этим связаны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи. Как средство общения художественная речь имеет свой язык - систему образных форм, выражаемую языковыми и экстралингвистическими средствами. Художественная речь наряду с нехудожественной составляют два уровня национального языка. Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово в этом функциональном стиле выполняет номинативно-изобразительную функцию[2].
4. Лексический состав и функционирование слов в художественном стиле речи имеют свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля, прежде всего, входят образные средства русского литературного языка, а также, слова реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни.
5. В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, что открывает в нем дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику кодифицированного литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.
6. На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи - как социально обобщенные понятия, в художественной речи выступают - как конкретно-чувственные представления. Таким образом, стили функционально дополняют друг друга.
7. Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур. Каждый автор подчиняет языковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач.
Задание 2
Стилистические возможности словообразования.
Богаты стилистические возможности словообразования. Среди них наблюдаются не только случаи различной семантики форм и функциональных ограничений, но и выражения экспрессивно-эмоциональных оттенков. Благодаря изменению суффикса и ли приставки можно поменять стилистическую направленность слова, придать ему эмоциональный окрас[3]. Слова при словообразовании разного рода используются для создания олицетворений при ассоциативном переносе на грамматическое понятие рода различий существ мужского и женского пола. Этот прием весьма распространен в поэзии и в устном народном творчестве. Число существительных при образовании слов также обладает определенными стилистическими возможностями. Например, множественное число отвлеченных и вещественных существительных-терминов имеет функциональную окраску научной и профессиональной речи: температуры, стоимости, деятельности, минимумы, максимумы; стали, масла, соли, кислоты и т. д.
Задание 3
Раскройте скобки, выбрав нужную букву, объясните свой выбор.
1. Иструхлявили солому – пни иструхлявели;
2. Враги кровавили руки – нарывы кровавели;
3. Реки обезводели в засуху – обезводили сырой участок;
4. Обезденежел после отпуска – обезденежил родителей;
5. обезлесили область – участки обезлесели от вырубок;
6. Обезножил от страха – паралич обезножел его;
7. Обессилел в схватке – обессилил противника.
При длительности происхождения какого-либо процесса во времени ставится «е», если наоборот – то «и».
Задание 4
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя не достающие знаки препинания.
Мучительная искренность и недовольство собой не надуманны Толстым – они часть его живой души… Важнее всего для нас, пожалуй, то, как побеги внутреннего духовного развития Толстого в дневнике прорастают в его творчестве. «Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей», - замечал Чернышевский в рецензии на литературные дебюты Толстого. «Диалектика души», прежде чем она была воплощена в толстовском творчестве, оказалась предметом ошеломляющего личного открытия. Толстой сделал его в потаенном юношеском дневнике, когда бился над тем, как улучшить себя.
Вспоминая впоследствии два года, проведенные им в молодости на Кавказе, Толстой говорил, что никогда потом за всю жизнь он не думал обо всем на свете так сильно и напряженно, как в ту пору, и что все главные свои идеи вынес оттуда.
1. Докажите что это текст.
2. Укажите признаки публистического стиля, которые вы видите в тексте.
3. Объясните значение слова ошеломляющий.
1. Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью[4]. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи: повтор, местоимения, синонимы.
2. В публицистическом стиле реализуется языковая функция воздействия (агитации и пропаганды), с которой совмещается чисто информативная функция (сообщение новостей). В публицистических произведениях затрагиваются вопросы весьма широкой тематики - актуальные вопросы современности, представляющие интерес для общества: политические, экономические, моральные, философские, вопросы культуры, воспитания, повседневного быта. Публицистический стиль находит применение в общественно-политической литературе, периодической печати (газетах, журналах), политических выступлениях, речах и собраниях.
Публицистическому стилю присущи две основные функции, слитые в единстве – информативная и воздействующая, что мы и наблюдаем в данном отрывке. Сообщаемые факты компенсируются. Поэзия автора – публициста выражается прямо и открыто, как в данном тексте.
Публицистический стиль выработал целый арсенал средств воздействия, многие из них направлены не только на ум, но и на чувства читателя, как в данном отрывке.
В произведениях публицистического стиля употребляются самые разнообразные морфологические средства, краткие прилагательные и причастия в полной и краткой форме («не думал обо всем на свете так сильно и напряженно»).
Если говорить о синтаксисе, то стремление к информативной насыщенности можно объяснить и активность распространенных однородных членов предложения; в данном тексте, например, «Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей»
Публицистический стиль интенсивно вовлекает в свой оборот самые разнообразные средства общенародного языка и вместе с тем способствует их широкому распространению в других разновидностях письменной и устной речи[5]. Отличительной приметой публицистического стиля является характер лексической сочетаемости, ее необычность (начало отрывка), («Мучительная искренность и недовольство собой не надуманны Толстым – они часть его живой души…»)
3. Ошеломляющий – удивительный, изумительный. Данный термин используется для придания эмоционального окраса и восхищения над каким – либо предметом или явлением.
Список литературы
1. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Знания, 1998.
2. Головин Б. Н. Введение в языкознание. М.: Центр, 1997.
3. Березин Ф. М., Головин Б. Н. Общее языкознание. М.: ЮНИТИ, 1999.
4. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Дело, 1998.
5. Кодухов В. И. Русский язык. М.Логос, 1994.
[1] Кодухов В. И. Русский язык. М.Логос, 1994. – с 33
[2] Березин Ф. М., Головин Б. Н. Общее языкознание. М.: ЮНИТИ, 1999. – с 26.
[3] Головин Б. Н. Введение в языкознание. М.: Центр, 1997 – с 28
[4] Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Дело, 1998.
[5] Кодухов В. И. Русский язык. М.Логос, 1994. – с 81.