Содержание

12. Сохраняемость и долговечность товаров. Долговечность моральная и физическая. Понятие гарантийных сроков хранения и эксплуатации товаров.................... 3

24. Способы и условия транспортирования непродовольственных товаров, их влияние на сохранение качества товаров.......................................................... 6

35. Понятие о сортности непродовольственных товаров. Принципы установления сортности............................................................................................................. 9

Список литературы........................................................................................... 11

12. Сохраняемость и долговечность товаров. Долговечность моральная и физическая. Понятие гарантийных сроков хранения и эксплуатации товаров


Сохраняемость свойств качества товара - показатель, характеризующий долю снижения важнейших показателей назначения по мере хранения и использования товара (показатели надежности, безопасности, эргономичности, эстетичности и др.).

К показателям сохраняемости товара относится, например, доля снижения какого-либо показателя качества конкретного вида товара в определенный период (к примеру, годовая производительность металлорежущих станков через 2 года снижается на 2-3 % в год).

Моральная долговечность. Со временем любая непродовольственная продукция подвергается моральному устареванию. Может оказаться так, что вещи, от которых год назад мы были в восторге, сегодня окажутся для нас уже не такими приятными.

Физическая долговечность - свойство товара сохранять работоспособность до состояния, при котором дальнейшая ее эксплуатация должна быть прекращена.

Гарантийный срок - период времени, в течение которого поставщик ручается за нормальное функционирование продукции при условии ее надлежащего использования и хранения.

Гарантийный срок устанавливается на продукцию, предназначенную для длительного пользования или хранения. В зависимости от свойств и назначения продукции и товара установлены следующие виды гарантийных сроков: гарантийный срок эксплуатации и (или) гарантийная наработка; гарантийный срок хранения; гарантийный срок годности.

Гарантийный срок эксплуатации - период времени, в течение которого изготовитель гарантирует стабильность показателей качества продукции в процессе эксплуатации при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации.

Гарантийная наработка является разновидностью гарантийного срока эксплуатации, однако измеряется в других единицах.

Гарантийный срок хранения - период времени, в течение которого изготовитель гарантирует сохраняемость всех установленных стандартами эксплуатационных показателей и потребительских свойств продукции при условии соблюдения потребителем правил хранения. Истечение гарантийного срока хранения предполагает, что продукция не только пригодна к использованию по назначению, но и сохранила качественные показатели, которые были заложены при ее выпуске.

Гарантийные сроки хранения устанавливаются на продукцию, которая при хранении теряет свои свойства независимо от того, у кого она хранится - у изготовителя, снабженческо-сбытовой или оптовой торговой организации, потребителя.

Гарантийный срок годности - это период времени, в течение которого изготовитель гарантирует все установленные стандартами эксплуатационные показатели и потребительские свойства продукции при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации и хранения. По истечении гарантийного срока годности продукция, как правило, утрачивает свои потребительские свойства и не может быть использована по целевому назначению (например, батарейки, лекарства и др.).

Однако возможно продление гарантийных сроков годности на продукцию после соответствующей проверки ее качества. На конкретную продукцию можно устанавливать либо один из видов гарантийных сроков, либо гарантийные сроки нескольких видов одновременно. Например, на шины установлены одновременно гарантийный срок хранения и гарантийный срок эксплуатации. Гарантийный срок на комплектующие изделия и составные части считается равным гарантийному сроку на основное изделие и истекает одновременно с истечением гарантийного срока на это изделие, если иное не предусмотрено стандартами или ТУ на основное изделие[1].

Требования к гарантийному обслуживанию товаров устанавливаются в нормативной документации на поставку товара, а содержание технического обслуживания на этапах эксплуатации.

На техническое обслуживание в гарантийный период эксплуатации принимаются товары с документально подтвержденным неистекшим гарантийным сроком эксплуатации, установленным в нормативной и другой документации на поставку.

Гарантийный срок эксплуатации товаров продлевается на время, в течение которого он не использовался потребителем из-за обнаруженных дефектов и находился в ремонте[2].






24. Способы и условия транспортирования непродовольственных товаров, их влияние на сохранение качества товаров


Значительная часть непродовольственных товаров перевозится железнодорожным транспортом.

Участие торговых организаций в процессе перевозок состоит в основном в выборе вида транспорта и транспортных средств, вида отправки, представления заявок на перевозки и участие в транспортно-экспедиционных операциях при отправлении и получении товаров.

Для перевозки непродовольственных товаров используются грузовые и товарные вагоны, которые подразделяются на крытые вагоны, платформы, полувагоны и цистерны.

Перевозки грузов по железной дороге в зависимости от участия в них транспортных организаций подразделяются на следующие виды: местные – в пределах одной железной дороги; прямые – в пределах двух и более дорог; прямые смешанные – по единому перевозному документу на нескольких видах транспорта.

В зависимости от величины партии груза, принятого по одной накладной, различают мелкие отправки, малотоннажные, повагонные, групповые и маршрутные.

На речном транспорте различают следующие виды сообщений: внутреннее водное – перевозки в пределах одного речного пароходства; прямое внутреннее водное – в границах нескольких пароходств; прямое смешанное – с участием нескольких видов транспорта; прямое водное – с участием речного и морского транспорта.

В зависимости от размера партии груза отправки на речном транспорте бывают мелкопартионные (массой не более 20 т по одному перевозочному документу), менее судовой нормы (сборные) и судовые.

Речные перевозки осуществляются большой скоростью (на грузопассажирских и грузовых судах небольшими партиями) и грузовой скоростью (обычно судовыми отправками на несамоходных судах).

Автотранспорт для перевозки грузов подразделяется на три группы: грузовые автомашины; седельные тягачи с полуприцепами; прицепы.

Все эти средства различаются по грузоподъемности: особо малой – до 1 т, малой – от 1 до 2, средней – от 2 до 5, большой – от 5 до 10 и особо большой     - свыше 10 т.

Особенности перевозок непродовольственных товаров – разнообразие габаритов грузов, видов и формы тары, относительно небольшие партии, повышенные требования к сохранению качества, товарного вида – требуют создания в системе автохозяйств общего пользования отдельных автобаз и автоколонн со специально оборудованными автомашинами для перевозок торговых грузов.

Для поддержания широкого и устойчивого ассортимента непродовольственных товаров в розничной сети их необходимо завозить на склады и в магазины относительно небольшими партиями. Это обусловливает широкое применение контейнеров, в которых перевозят большую часть трикотажных, галантерейных, парфюмерных изделий, изделий культурно-бытового назначения, тканей, школьно-письменных, канцелярских и других товаров.

Контейнер является наилучшим средством перевозки товаров мелкими партиями, так как его применение позволяет:

·        Полностью механизировать погрузку и выгрузку товаров;

·        Сократить расходы на тару и упаковку товаров, так как многие товары в контейнере перевозят в фабричной упаковке и облегченной таре (картонные коробки, бумажные пакеты и др.);

·        Обеспечить лучшую сохранность товаров, так как их доставляют в магазины или на склады без перегрузки;

·        Ускорить доставку товаров мелкими партиями, поскольку сокращается количество перегрузочных операций и простои вагонов и автотранспорта.

Использование контейнеров создает условия для широкого внедрения транзитного завоза товаров на розничные предприятия и для расширения смешанных перевозок.

По назначению различают контейнеры универсальные и специальные.

Широкое внедрение в практику торговли доставки и продажи товаров с использованием тары-оборудования должно базироваться на технико-экономических расчетах эффективности данного процесса, которые основываются на учете затрат по всем звеньям системы товародвижения от грузоотправителей до торговых залов магазинов[3].



35. Понятие о сортности непродовольственных товаров. Принципы установления сортности


Следует отметить, что деление на сорта непродовольственных товаров осуществляется по дефектам внешнего вида и очень редко по другим свойствам.

Дефекты внешнего вида классифицируют по целому ряду признаков: по происхождению – на сырьевые, технологические, возникающие при транспортировании или хранении; по размерам и местоположению – на мелкие и крупные, местные и распространенные; по возможности обнаружения – на видимые и скрытые; по возможности исправления – на исправимые и неисправимые и т. д.

Наряду с выявлением дефектов конечным результатом оценки качества является определение товарного сорта или соответствия требованиям стандарта, если товар не делится на сорта. При этом следует уяснить, что сорт – это градация продукции определенного вида по одному или нескольким показателям качества, установленная НТД. Различия между сортами обусловлены сырьем, технологией производства, условиями хранения или комплексом указанных факторов, поэтому системы определения сорта могут основываться на сырьевом, технологическом или комплексном принципах[4].

Сортность непродовольственных товаров – соответствие  образцу-эталону по ГОСТ, маркировке.

Рассмотрим сортность товаров на примере обуви:

1.                 Обувь в паре должна быть одинаковой по размерам, полнотам, структуре и мерее, цвету материалов, хорошо отформованной, отделанной, без пятен, складок и морщин.

2.                 Обувь оценивают попарно путем наружного осмотра по худшей полупаре.

3.                 В обуви не допускаются следующие критические пороки:

·        сквозные повреждения;

·        растрескивание, отслаивание, липкость покровной пленки материала обуви;

·        несоответствующий размер и (или) полнота обуви;

·        несоответствующий фасон колодки;

·        неправильно расположенные (соединенные) детали;

·        неразглаженный шов, плохое соединение швов;

·        неправильно поставленный каблук;

·        неприклеенная подошва;

·        неприклеенная или порванная подкладка;

·        расщелины между деталями низа обуви;

·        замины;

·        незаделанные или плохо заделанные повреждения;

·        выступающие механические крепители;

·        неправильное комплектование пар обуви;

·        неустойчивость покрытия кож;

·        другие пороки, при наличии которых невозможно использовать изделие по назначению.

Степень выраженности пороков кож для верха обуви: отдушистости, роговин, царапин, кнутовин, лизухи, жилистости, воротистости, стяжки, оспин, болячек, безличин, молочных линий - определяют по каталогу образцов пороков. Неровную окраску в обуви из кож специальных методов покрывного крашения устанавливают по образцу.

Принцип установления сортности заключается в создании стандарта с несколькими уровнями требований к одному и тому же показателю[5].

Список литературы



1.     Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы товароведения. М.: Экономика, 1988.

2.     Бурмистров В.Г. Организация торговли непродовольственными товарами. М.: Экономика, 1982.

3.     Лифиц И.М. Исследование непродовольственных товаров. М.: Экономика, 1988.

4.     Матвеева И. В. Стандартизация вчера, сегодня, завтра // Стандарты и качество, 1997, №2.

5.     Справочник товароведа непродовольственных товаров. М.: Экономика, 1989-1991.



[1] Лифиц И.М. Исследование непродовольственных товаров. М.: Экономика, 1988. С. 87.

[2] Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы товароведения. М.: Экономика, 1988. С. 108.

[3] Бурмистров В.Г. Организация торговли непродовольственными товарами. М.: Экономика, 1982. С. 323-338.

[4] Справочник товароведа непродовольственных товаров. М.: Экономика, 1989-1991. С. 80.

[5] Матвеева И. В. Стандартизация вчера, сегодня, завтра // Стандарты и качество, 1997, №2. С. 53.