Содержание

Введение. 3

1. Понятие стандартизации и ее роль в повышении качества продукции, услуг. 4

2. Категории, виды стандартов, используемых в отечественной и зарубежной практике. 7

3. Тенденции и основные направления развития стандартизации в Российской Федерации. 10

Заключение. 12

Список литературы.. 13


















Введение

Целью данной работы является изучение понятия стандартизации, ее роли в повышении качества продукции, услуг; изучение категорий и видов стандартов, используемых в отечественной и зарубежной практике; а также изучение основных тенденций и направлений развития стандартизации в Российской Федерации.

Природа стандартизации кроется в массовости, многономенклатурности, многовариантности предметов, явлений и процессов, характерных для современного производства и реализации товаров и услуг. В целом широкое разнообразие товаров, техники, методов организации управления – явление, безусловно, прогрессивное. Однако практика постоянно обнаруживает прямую связь между увеличением масштабов создания нового, ростов темпов НТР – с одной стороны – с появлением в производстве, быту и других сферах человеческой деятельности неоправданного, расточительного разнообразия объектов равнозначного или аналогичного функционального назначения – с другой. В связи с этим возникает необходимость в стандартизации, которая заключается в нахождении решений для повторяющихся задач в сфере науки и техники, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Основной смысл стандартизации сводится на решение задач оптимизации, направлен на совершенствование управления, на повышение качества продукции и услуг.










1. Понятие стандартизации и ее роль в повышении качества продукции, услуг

В связи с принятием Федерального Закона РФ «О техническом регулировании»   следующие документы утратили свою силу:        Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 года № 5151-I "О сертификации продукции и услуг[1]";

постановление Верховного Совета Российской Федерации от 10 июня 1993 года № 5153-I "О введении в действие Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг[2]";

Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 года № 5154-I "О стандартизации[3]";

постановление Верховного Совета Российской Федерации от 10 июня 1993 года № 5156-I "О введении в действие Закона Российской Федерации "О стандартизации[4]";

пункты 12 и 13 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 1995 года № 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности[5]";

пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 2 марта 1998 года № 30-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О рекламе[6]";         Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг[7]";

статья 2 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 87-ФЗ "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и дополнения в статью 2 Закона Российской Федерации "О стандартизации[8]";

статьи 13 и 14 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности[9]" .  

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг[10].

Целями стандартизации являются:

1. повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

2. повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечения научно-технического прогресса;

3. повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

4. рациональное использование ресурсов;

5. техническая и информационная совместимость;

6. сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

7. взаимозаменяемость продукции[11].

Стандартизация осуществляется в соответствии со следующими принципами:

- добровольного применения стандартов;

- максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

- применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

- недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей[12] стандартизации;

- недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

- обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

2. Категории, виды стандартов, используемых в отечественной и зарубежной практике

В Российской Федерации применяются национальные стандарты, общероссийские классификаторы, а также стандарты организаций. Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.

Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном Федеральным законом РФ «О техническом регулировании[13]». Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области.        Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации – это нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

       Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей[14] для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.        Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений статьи 12 Федерального Закона «О техническом регулировании».

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Успешное развитие торгового, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран становится в настоящее время невозможным без международной стандартизации.

Главной целью международного сотрудничества России в области стандартизации является гармонизация, т.е. согласование, увязка национальных стандартов с международными. Региональными и прогрессивными национальными стандартами зарубежных стран в целях повышения научно-технического уровня российских стандартов, качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Международное сотрудничество осуществляется по линии международных и региональных организаций по стандартизации. Из общего числа международных организаций (всемирных и региональных), действующих в современном мире, более 400 в той или иной мере занимаются вопросами стандартизации. Наиболее представительной из них является международная организация по стандартизации (ИСО). ИСО была создана в 1940 г. по решению ООН.

Целью организации ИСО является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.

Сегодня практически нет такой области, в которой бы не были разработаны стандарты ИСО. Из общего количества стандартов, разработанных ИСО, более 8000 действуют в различных областях техники.

Среди других международных и региональных организаций по стандартизации следует назвать МОЗМ, МЭК, ЕОК, СЕН, СЕНЭЛЕК[15].

3. Тенденции и основные направления развития стандартизации в Российской Федерации

Основная деятельность Госстандарта в РФ в 2003 году была направлена на выполнение задач, определенных планом действий Правительства РФ по реализации положений программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.). Вместе с тем завершившийся год стал для Госстандарта РФ стартовым в осуществлении системы технического регулирования.

В течение 2003 года принято более 400 национальных стандартов и изменений к ним, отвечающих приоритетам стандартизации международного уровня, в частности, ЕЭК ООН. Продолжалась реорганизация технических комитетов по стандартизации, в первую очередь в плане их сближения с аналогичными структурами и областями деятельности ИСО/МЭК. В частности, создано 8 новых органов. В их числе ТК «Лекарственные средства»; «Экологический менеджмент и экономика»; «Услуги связи, информатизации, организации и управления связью»; «Имплантанты в хирургии». В результате общее число технических комитетов по состоянию на 01.01.2004. составило 351, хотя в прошлом году наиболее плодотворно трудились лишь 100 из них.

В январе текущего года коллегия Госстандарта России одобрила в общих чертах Программу национальной стандартизации на 2004 г.: разработку 455 национальных, 203 межгосударственных и 19 проектов международных стандартов.

В декабре 2003 г. правительство в основном одобрило предложения Госстандарта России в части создания единой системы аккредитации в области технического регулирования.

Одно из важных направлений деятельности Госстандарта России  - поддержка «100 лучших товаров России». За шесть лет функционирования она стала инструментом практической организации работ по стимулированию улучшения качества. К тому же Программа способствует укреплению деловых связей ЦСМ с администрациями практически всех субъектов Федерации. Так, за прошедшие годы в ней участвовала 21 тыс. товаров, представляющих 11 тыс. предприятий из 84 российских рынков.

Основными задачами, стоящими перед Госстандартом России в 2004 г., являются:

1. Реформирование Национальной системы стандартизации;

2. Реализация Программы разработки национальных стандартов на      2004 г.

3. Активизация деятельности технических комитетов по стандартизации

4. Внедрение систем управления качеством продукции и экологического менеджмента согласно требованиям стандартов ИСО серий 9000 и 14000.

5. Разработка и принятие общероссийских классификаторов технико - экономической и социальной информатизации в социально-экономической среде.

6. Опубликование и распространение официальных изданий национальных стандартов и общероссийских классификаторов.

7. Формирование Программы разработки национальных стандартов на 2005г[16].






Заключение

Таким образом, деятельность по стандартизации весьма динамична, она всегда должна отвечать изменениям, происходящим во всех сферах жизни общества, прежде всего в технике и экономике, стремится успевать предвосхищать эти изменения с тем, чтобы нормативные документы (стандарты) способствовали развитию, а не торможению отечественного производства и сферы услуг.

В соответствии с Законом Госстандарт России формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, представляет РФ в международных организациях по стандартизации и участвует в их работе, организует подготовку и переподготовку кадров по стандартизации, устанавливает правила применения международных стандартов. Конкретные задачи и функции Госстандарта России сформулированы в Федеральном Законе «О техническом регулировании».

Для решения возложенных задач  Госстандарт России законодательно наделен правом разработки и утверждения государственных стандартов, оговаривающих единые для всей страны организационно-технические правила проведения всех видов работ по стандартизации в любых сферах деятельности и методов управления, а также форм и методов взаимодействия при этом субъектов хоздеятельности друг с другом и с органами управления.









Список литературы

1. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 26

2. Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1

3. Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 10

4. Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28

5. Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30

6. Басаков М.И. Сертификация продукции и услуг с основами стандартизации и метрологии. – Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», 2000. – 256с.

7. Стандартизация и управление качеством продукции. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999. – 275с.

8. Федеральный Закон «О техническом регулировании» от  27 декабря 2002 года № 184-ФЗ 

9. Кравченко Ю. Госстандарт России: итоги 2003 г., задачи на 2004 г. // Стандарты и качество. – 2004. - №5. – с. 6-9.



[1] Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 26, ст. 966

[2] Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 26, ст. 967

[3] Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 25, ст. 917

[4] Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 25, ст. 918

[5] Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 4

[6] Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 10, ст. 1143

[7] Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3832

[8] Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2791

[9] Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3033

[10] Басаков М.И. Сертификация продукции и услуг с основами стандартизации и метрологии. – Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», 2000. – с. 50.


[11] Федеральный Закон «О техническом регулировании» от  27 декабря 2002 года № 184-ФЗ  ст. 11.

[12] Федеральный Закон «О техническом регулировании» от  27 декабря 2002 года № 184-ФЗ  ст. 11.


[13] Федеральный Закон «О техническом регулировании» от  27 декабря 2002 года № 184-ФЗ 

[14] Федеральный Закон «О техническом регулировании» от  27 декабря 2002 года № 184-ФЗ  ст. 11.

[15] Стандартизация и управление качеством продукции. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999. – 275с.

[16] Кравченко Ю. Госстандарт России: итоги 2003 г., задачи на 2004 г. // Стандарты и качество. – 2004. - №5. – с. 6-9.