Содержание

1. Понятие, классификационные нормативные документы по учету основных средств  2

2. Инвентаризация материалов: порядок проведения и отражения. 7

Список литературы.. 18

1. Понятие, классификационные нормативные документы по учету основных средств

Основные средства организации разнообразны по составу и назначению. Чтобы вести их учет, необходима классификация их по видам, назначению или характеру участия в процессе производства, отраслям хозяйства, степени использования и по принадлежности. В зависимости от назначения в производственно-хозяйственной деятельности основные средства подразделяются на производственные и непроизводственные.

К основным средствам производственного назначения относятся: машины, станки, аппараты, инструменты, вычислительная техника, а также здания основных и вспомогательных цехов, отделов и служб, предназначенные для производственного процесса, или здания складов, транспортные средства, используемые для перемещения и хранения предметов и продуктов труда, хозяйственный инвентарь, мебель и другие основные средства, использование которых направлено на систематическое получение прибыли как основной цели деятельности организации.

Основные средства непроизводственного назначения непосредственно не участвуют в процессе производства, но их используют для обеспечения культурно-бытовых нужд работников организации (основные средства жилищно-коммунального хозяйства, поликлиники, медицинских пунктов, клубов, стадионов, детских садов и т. п.).

Классификация по видам в зависимости от натурально-вещественного состава целей использования объектов является основой аналитического учета основных средств. При определении состава и группировки основных средств по видам необходимо руководствоваться общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 26 декабря 1994 г. № 359. Он введен в действие с 1 января 1996 г.

Согласно ОКОФ в составе основных фондов выделены материальные и нематериальные основные фонды.

Материальные основные фонды представлены следующими группами:

1)    здания;

2)    сооружения;

3)    машины и оборудования;

4)    измерительные и регулирующие приборы и устройства;

5)    жилища;

6)    вычислительная техника и оргтехника;

7)    средства транспортные;

8)    инструмент;

9)    инвентарь производственный и хозяйственный;

10)      скот рабочий, продуктивный и племенной;

11)      насаждения многолетние;

12)      прочие виды материальных основных фондов.

Пунктом 5 ПБУ 6/01 и Положением по ведению Бухгалтерского учета приведенный перечень групп конкретизируется.  Так, третья группа в них названа «Рабочие и силовые машины и оборудования», а девятая – «Производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности». Отсутствует группа 5 «Жилища». Она включена в первую группу «Здания», группа 10 стала называться «Рабочий и продуктивный скот». В самостоятельную группу выделены «Внутрихозяйственные дороги». Такой расширительный перечень классификационных групп Минфина России находится в противоречии с утверждением этого министерства о том, что при определении состава и группировки основных средств необходимо руководствоваться ОКОФ.

Рассмотрим содержание группы по ОКОФ.

I Здания (архитектурно-строительные объекты, назначением которых является обеспечение условий для нормальной работы, проживания, социально-культурного обслуживания населения). Для выполнения этих требований в состав здания входят все коммуникации внутри него.

II Сооружения. К ним относятся инженерно-строительные объекты, основное назначение которых – обеспечить надлежащие условия для осуществления процесса производства путем выполнения необходимых технических функций (водоподъемная станция, мост, нефтяная скважина и прочее).

III Рабочие и силовые машины и оборудование. В составе силовых машин и оборудования учитываются машины-генераторы и машины-двигатели. Их назначение – производство электрической и тепловой энергии, и ее превращение в механическую энергию.

IV Измерительные (дозаторы, амперметры и прочие) и регулирующие (локационные установки, радиомаяки и другие) приборы и устройства предназначенные для измерений (диаметра, толщины, площади, веса и др.) и регулирования производственных процессов ручным или автоматическим способом.

V Вычислительная техника и оргтехника служат для различного рода вычислений в пределах заданного алгоритма, способствуя ускорению производственного процесса или совершенствованию управления (ЭВМ, клавишные вычислительные машины и др.)

VI Транспортные средства. Данная группа объединяет все виды средств передвижения людей и грузов (автомобили, суда, магистральные трубопроводы для транспортировки жидких и газообразных веществ от поставщика к местам их потребления и пр.)

VII Инструмент. Группа объединяет механизированные и немеханизированные орудия труда общего назначения, а также прикрепляемые к машинам предметы, предназначенные для обработки производственных запасов.

VIII Производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности. Это предметы производственного назначения (рабочие столы, верстаки, светокопировальные рамы и др.), предназначенные для облегчения выполнения отдельных производственных операций.

IX Рабочий, продуктивный и племенной скот объединяет животных, используемых в качестве рабочей тяговой силы, для получения продукции или способствующих ее получению.

X Многолетние насаждения – культурные посади различных видов многолетних плодово-ягодных, озеленительных, декоративных и иных насаждений. В аналитическом учете молодые насаждения всех видов учитываются отдельно от насаждений в плодоносящем возрасте.

XI Прочие основные средства. Данная группа объединяет основные средства, которые не вошли в предыдущие группы. Она представлена экспонатами музеев и животного мира, библиотечными фондами (независимо от стоимости отдельных экземпляров книг), а также имуществом (белье, одежда, обувь и пр.), учитываемым в составе основных средств бюджетных учреждений.

К нематериальным основным фондам (нематериальным активам) отнесены: компьютерное программное обеспечение, базы данных, наукоемкие промышленные технологии и другие нематериальные основные фонды, являющиеся объектами интеллектуальной собственности, использование которых ограничено установленными на них правами владения (топология интегральных микросхем и пр.)

Четкое разграничение отдельных объектов применительно к соответствующим группам имеет важное экономическое значение, оказывая непосредственное влияние на формирование финансовых результатов организаций. Благодаря такой группировке существует возможность соблюдения действующих норм амортизации по отдельным объектам основных средств и, следовательно, правильного формирования себестоимости продукции.

Для обеспечения учета основных средств по отраслям предусмотрена классификация, то есть деление их на следующие группы: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, транспорт, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, информационно-техническое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и др.

По степени использования в производственно-хозяйственной деятельности основные средства подразделяются на основные средства, находящиеся в запасе, в эксплуатации, на консервации, в аренде. Это необходимо потому, что начисление амортизации происходит внутри групп различно. Для повышения эффективности хозяйствования необходимо выявлять и отдельно учитывать излишки, не используемые в данной организации станки, машины, транспортные средства, инвентарь, свободные площади производственных и административных зданий.

По вещественному составу основные средства делят на инвентарные и неинвентарные. К инвентарным относят объекты, имеющие вещественное выражение и поддающиеся проверке, обмеру и подсчету в натуре, к неинвентарным – капитальные вложения в земельные, лесные и водные угодья (кроме сооружений).

В бухгалтерском учете основные средства, кроме того, подразделяют по принадлежности: на собственные, принадлежащие данной организации, объекты, находящиеся у организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении, и основные средства арендованные,  то есть находящиеся в ее временном пользовании за определенную плату.

Следует отметить, что в соответствии с содержанием ст. 258 Кодекса амортизируемого имущества в зависимости от срока его использования распределяется на 10 амортизационных групп. При этом срок полезного использования основных средств определяется налогоплательщиком при вводе их в эксплуатацию самостоятельно на основании классификации основных средств, определяемой Правительством РФ.

Пунктом 3 названной статьи установлена следующая группировка амортизируемых основных средств в зависимости от срока службы:

1.- от 1 до 2 лет включительно;

1.           – свыше 2 лет до 3 лет включительно;

2.           – свыше 3 лет до 5 лет включительно;

3.           – свыше 5 лет до 7 лет включительно;

4.           – свыше 7 лет до 10 лет включительно;

5.           – свыше 10 лет до 15 лет включительно;

6.           – свыше 15 лет до 20 лет включительно;

7.           – свыше 20 лет до 25 лет включительно;

8.           – свыше 25 лет до 30 лет включительно;

9.            – свыше 30 лет.



2. Инвентаризация материалов: порядок проведения и отражения


Инвентаризация – это процесс сверки фактического наличия материалов и обязательств с данными бухгалтерского учета. Правила проведения инвентаризации определены Методическими указаниями по инвентаризации материалов и обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49 в сочетании с рядом принятых нормативных актов.

Основными целями инвентаризации являются:

·        выявление фактического наличия материалов;

·        сопоставление фактического наличия материалов с данными бухгалтерского учета;

·        проверка полноты отражения в учете обязательств.

Из основных целей инвентаризации вытекают ее задачи:

·        выявление фактического наличия материалов

·        контроль за сохранностью материалов путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

·        выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям и т.п.;

·        выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей их реализации;

·        проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;

Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок и сроки их проведения, перечень материалов и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самой организацией, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризаций обязательно:

·        при передаче материалов организации в аренду, выкупе, продаже;

·        при смене материально-ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

·        при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

·        в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

·        при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;

·        при коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

Все проводимые в коммерческих организациях инвентаризации делятся по ряду признаков:

·        по охвату материалов – полные, частичные;

·        по назначению – плановые, внезапные;

·        по методу проведения – выборочные, сплошные.

При полной инвентаризации проверяются все виды материалов организации. Как правило, такие инвентаризации проводятся в конце финансового года перед составлением годового отчета.

Частичная инвентаризация предполагает проверку одного или нескольких видов материалов, к примеру ревизия кассы.

Плановые инвентаризации осуществляются в соответствии с установленным графиком перед составлением годового отчета, а внеплановые – по мере необходимости, к примеру при смене материально-ответственных лиц, стихийных бедствиях, хищениях, требования аудитора, судебных органов и т.д.

Внезапные инвентаризации проводят по распоряжению руководителя организации, вышестоящих органов и по требованию органов дознания судебных органов, прокуратуры. Также может быть проведена повторная инвентаризация в случае сомнений в достоверности, объективности, качестве проведенной инвентаризации.

При выборочной инвентаризации у конкретного материально-ответственного лица проверяют только некоторые ценности на выбор. Выборочная инвентаризация проводится в организациях с большой номенклатурой ценностей.

Сплошная инвентаризация проводится одновременно во всех структурных подразделениях организации.

Организационные мероприятия по проведению инвентаризации начинаются с приказа руководителя, в котором отражаются:

·        дата проведения инвентаризации;

·        место проведения инвентаризации;

·        состав инвентаризационной комиссии с указанием председателя и ее членов;

·        перечень материалов, подлежащего инвентаризации;

·        время начала проведения и окончания инвентаризации;

·        причина проведения инвентаризации;

·        сроки сдачи материалов инвентаризации в бухгалтерию.

Приказ должен быль обязательно зарегистрирован в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. Реквизитами книги являются:

·        дата начала и окончания книги;

·        наименование инвентаризуемой организации;

·        фамилия материально-ответственного лица;

·        номер и дата приказа о проведении инвентаризации;

·        состав инвентаризационной комиссии;

·        расписка членов комиссии в получении приказа о проведении инвентаризации;

·        наименование инвентаризуемого материалов;

·        дата начала инвентаризации и ее окончания согласно приказу и фактически;

·        предварительный результат: сумма недостачи или излишков, окончательный результат;

·        дата утверждения результатов руководителем организации и дата принятия мер по недостаче (погашение недостачи или передача дел в следственные органы).

Сведения о фактическом наличии инвентаризуемого материалов записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее, чем в двух экземплярах. В инвентаризационной описи отражается расписка материально-ответственного лица. Наименование инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указываются по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи прописью указывают число порядковых номеров материальных ценностей и общее количество натуральных показателей, записанных на данной странице, независимо от единицы измерения. Незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи последние дают расписку, что ценности проверены и внесены в опись в их присутствии, претензий к комиссии нет, и ценности находятся на ответственном хранении материально ответственных лиц.

На имущество, арендованное или находящееся на ответственном хранении, составляются отдельные списки.

Контрольные проверки оформляются «Актом контрольной проверки правильности проведения инвентаризации ценностей». В нем указываются:

·        место проведения инвентаризации, дата, состав комиссии;

·        должность, фамилия лица, проводящего контрольную проверку;

·        результаты контрольной проверки по порядку: значится по инвентаризационной описи – фактически оказалось при контрольной проверке – результаты.

Акт контрольной проверки подписывают Лицо, проводившее контрольную проверку, председатель инвентаризационной комиссии, члены комиссии.

По имуществу коммерческой организации, при инвентаризации которого выявлены отклонения, составляются сличительные ведомости, в которых отражаются результаты инвентаризации, то есть, расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием материалов и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек материалов приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации;

б) недостача материалов и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи материалов и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации.

Основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию по дебету соответствующих счетов с отнесением его на финансовые результаты коммерческой организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.

Отражение на счета излишков, выявленных при инвентаризации осуществляется следующими проводками:

·        Дебет 10 «Материалы» Кредит 91-1 «Прочие доходы и расходы/Прочие доходы» - оприходованы излишки, выявленные при инвентаризации материалов;

Все недостачи материальных ценностей, и другого материалов коммерческой организации, в пределах норм естественной убыли, утвержденные в установленном законодательством РФ порядке, независимо от причин возникновения, списывают с кредита соответствующих счетов в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач, а при отсутствии таких норм убыли рассматриваются как недостача сверх норм, которая относится на виновных лиц. При отсутствии таковых суммы недостач списываются в дебет счета 99 «Прибыли и убытки» с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

В бухгалтерском учете отражение на счетах недостачи, выявленной при инвентаризации материалов коммерческой организации, осуществляется следующими проводками:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 10 «Материалы» – отражена недостача материалов, выявленная при инвентаризации;

Списание недостачи в пределах норм естественной убыли следует отразить следующими проводками:

·        Дебет 20 «Основное производство» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – списана недостача в пределах норм естественной убыли на основное производство;

·        Дебет 23 «Вспомогательное производство» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – списана недостача в пределах норм естественной убыли на вспомогательное производство;

·        Дебет 25 «Общепроизводственные расходы» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – списана недостача в пределах норм естественной убыли на общепроизводственные расходы;

·        Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – списана недостача в пределах норм естественной убыли на общехозяйственные расходы;

·        Дебет 29 «Обслуживающие производства Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – списана недостача в пределах норм естественной убыли на обслуживающее производство;

·        Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – списана недостача в пределах норм естественной убыли на расходы на продажу товаров;

Списание недостачи сверх пределов норм естественной убыли следует отразить следующими проводками:

·        Дебет 73-2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям/Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – списана недостача за счет виновного лица;

·        Дебет 73-2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям/Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит 98-4 «Доходы будущих периодов/Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» – списана разница между суммой, подлежащей взысканию с виновного лица, и суммой недостачи на счете 43 «Готовая продукция»;

·        Дебет 98-4 «Доходы будущих периодов/Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» Кредит 91-1 «Прочие доходы и расходы / Прочие доходы» – погашена задолженность по недостаче, выявленной при инвентаризации материалов коммерческой организации;

·        Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 68/ндс «Расчеты по налогам и сборам» – восстановлена сумма налога на добавленную стоимость со стоимости недостающих активов;

·        Дебет 73-2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям/Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – отнесена сумма налога на добавленную стоимость на виновное лицо;

·        Дебет 50-1 «Касса / Касса организации» Кредит 73-2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям/Расчеты по возмещению материального ущерба» - виновное в недостаче лицо возместило сумму недостачи в кассу организации;

·        Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит 73-2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям/Расчеты по возмещению материального ущерба» - удержана из заработной платы сумма недостачи с виновного лица;

·        Дебет 91-2 «Прочие доходы и расходы/Прочие расходы» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – списана недостача, выявленная при инвентаризации, на финансовые результаты коммерческой организации;

Списание недостачи, обнаруженной при инвентаризации материалов коммерческой организации, виновники которой не установлены, осуществляется следующими проводками:

·        Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 10 «Материалы» – списана сумма недостачи по материалам;

·        Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 41 «Товары» – списана сумма недостачи по товарам и т.д.;

·        Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 68/ндс «Расчеты по налогам и сборам» – списана сумма налога на добавленную стоимость по недостающим ценностям;

·        Дебет 91-2 «Прочие доходы и расходы/Прочие расходы» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - списана недостача материальных ценностей, выявленная при инвентаризации материалов коммерческой организации.

В коммерческих организациях недостача материальных ценностей в той или иной форме явление не исключительное, поэтому для практического применения схему перечисленных выше проводок удобно разместить в табличной форме в качестве контроля действий практикующего бухгалтера по отражению результатов инвентаризации

Таблица 1.Схема бухгалтерских проводок по отражению результатов инвентаризации материалов коммерческой организации


Наименование операции

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

Отражена недостача




94

10


Списана недостача в пределах норм естественной убыли

20

23

25

26

29

44




94

Списана недостача за счет виновного лица

73-2

94

Списана разница между суммой, подлежащей взысканию с виновного лица, и суммой недостачи на счете 43


73-2


98-4

Погашена задолженность по недостаче

98-4

91-1

Восстановлена сумма НДС со стоимости недостающих активов

94

68/ндс

Отнесена сумма НДС на виновное лицо

73-2

94

Возмещена виновным лицом сумма недостачи

50

70

73-2

Списана недостача на финансовые результаты

91

94

Списана сумма недостачи на финансовые результаты, виновники которой не установлены




94

10

Списана сумма НДС по недостаче, виновники которой не установлены

94

68/ндс

Списана недостача на финансовые результаты, виновники которой не установлены

91-2

94

Взаимный  зачет излишков и недостач в результате  пересортицы с разрешения руководителя организации может быть допущен только в виде исключения. При этом товарно-материальные ценности должны быть:

·        одного и того же наименования;

·        в тождественных количествах;

·        за один и тот же проверяемый период;

·        у одного материально-ответственного лица.

О допущенной пересортице материально-ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии. Окончательное решение по результатам инвентаризации принимает руководитель коммерческой организации.

Расхождения между данными инвентаризации и бухгалтерского учета оформляются бухгалтерией путем составления ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.

Таким образом, инструментарий организации процесса проведения инвентаризации коммерческой организации следующий:

·        приказ о проведении инвентаризации;

·        книга контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации;

·        инвентаризационные описи;

·        контрольные проверки;

·        сличительные ведомости;

·        отражение на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации.

Порядок проведения инвентаризации будет подробно изложен в следующем подразделе данной работы.

Список литературы


1.     Налоговый кодекс РФ, часть 2.

2.     Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта 2002 г.).

3.     Приказ Минфина РФ и МНС РФ от 10 марта 1999 г. NN 20н, ГБ-3-04/39 "Об утверждении положения о порядке проведения инвентаризации материалов налогоплательщиков при налоговой проверке".

4.     Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет. М.: Андросов, 2000. – 1024 с.

5.      Бухгалтерский учет. Краткий курс / Под ред. Руденко В.И. М.: Дашков и К, 2003, – 223 с.