Министерство образования Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра Экономической теории и мировой экономики









Реферат

По дисциплине: «Мировая экономика»

На тему: Транспортное обслуживание международных экономических связей

 

Выполнила:

студентка группы

КОМ -210

Долгушева С.В.

Проверил:

Степанов Е.А.

Челябинск

2004

Содержание


Введение.......................................................................................................... 3

1. Процесс развития рынка транспортных услуг..................................... 4

2. Содержание организации транспортного обслуживания международных экономических связей................................................................................... 5

3. Характеристика видов транспортного обслуживания международных экономических связей................................................................................... 9

3.1. Морские перевозки.............................................................................................................. 9

3.2. Внутренний водный транспорт................................................................................... 11

3.3. Автомобильный транспорт.......................................................................................... 12

3.4. Воздушный транспорт................................................................................................... 13

3.5. Прочие виды транспорта............................................................................................... 14

Заключение.................................................................................................. 16

Список использованной литературы....................................................... 19

Приложение.................................................................................................. 20



Введение


Рынок транспортных услуг представляет собой куплю-продажу услуг по перевозке, транспортировке грузов из одной страны в другую.

Транспорт является ведущим связующим звеном во внешней торговле товарами. Товары сами по себе перемещаться от продавца к покупателю не могут, поэтому возникают определенные посреднические операции по их перемещению, выделяющиеся в самостоятельную сферу услуг, – транспортные операции, осуществляемые транспортными организациями. Такие операции наряду с национальными (транспортировка внутри страны) могут быть и международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних, относительно страны-продавца и страны-покупателя, участках маршрута перевозки.

Обычно процесс доставки в международной торговле включает перевозку, международную транзитную перевозку и транспортировку от пограничного пункта страны-импортера до внутреннего пункта потребления товара. В более широком смысле международные транспортные услуги помимо непосредственно перевозочной деятельности включают различные сопутствующие операции: доставка грузов от склада отправителя до ближайшего грузового терминала, его погрузка на магистральные транспортные средства, перегрузка на другие виды транспорта в промежуточных пунктах и переоформление перевозочных документов.

Цель работы: описать транспортное обслуживание международных экономических связей.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. описать процесс развития рынка транспортных услуг;

2. раскрыть содержание организации транспортного обслуживания международных экономических связей;

3. дать характеристику видов транспортного обслуживания международных экономических связей.

1. Процесс развития рынка транспортных услуг


При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя или более странами, то есть в международных сообщениях.

Рынок транспортных услуг появился достаточно давно, раньше, чем другие рынки услуг, что связано с его ролью в развитии мировой торговли. При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение предмета транспортной операции между двумя и более странами. Впоследствии рынок развивался и расширялся довольно быстрыми темпами, особенно в период так называемой транспортной революции 60-80-х гг. XX в. В 90-е гг. и в начале 21 века он продолжает сохранять устойчивые темпы роста.

В процессе развития рынка создавались новые транспортные средства, произошли изменения в сфере транспорта, что привело к появлению интермодальных перевозок, в которых участвуют два и более видов транспорта. Такие перевозки отличаются большой слаженностью, высокими качественными стандартами, синхронностью работы участников транспортного процесса. Изменились и технологии перевозки и погрузочно-разгрузочных операций. Удельный грузооборот на всех видах транспорта существенно возрос. Так, в 1997 г. всеми видами транспорта, участвующими во внешних связях России, было перевезено 560 млн. т экспортно-импортных грузов. Постоянно увеличивается спрос на международные перевозки грузов и пассажиров. В авиации за прошедшие 15 лет грузооборот более чем удвоился, на морском флоте увеличился в 1,5 раза[1].

В международном транспортном процессе основными агентами выступают грузовладельцы и перевозчики. Кроме того, в нем участвуют различные хозяйствующие субъекты, включая операторов грузовых терминалов.

2. Содержание организации транспортного обслуживания международных экономических связей


При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение предмета транспортной операции между двумя и более странами.

Транспортные услуги различаются в зависимости от:

·        вида транспорта: водный (морской и речной); наземный (железнодорожный и автомобильный); воздушный (авиационный); трубопроводный; смешанный;

·        предмета транспортной операции (груз, пассажир, багаж);

·        транспортной характеристики товара: сухой (навалочные (уголь, руда), насыпные (зерно, цемент, фосфаты), генеральные (штучные); наливной (нефть и продукты ее переработки, растительные масла, вино и др.);

·        периодичности перевозки (регулярные и нерегулярные);

·        порядка прохождения границы (перегрузочные и бесперегрузочные);

·        вида транспортно-технологической системы (контейнерная, паромная, лихтерная и др.);

·        вида сообщения (прямое, непрямое и др.)[2].

Обычно процесс доставки товара в международной торговле включает: его перевозку от внутреннего пункта производства до пограничного пункта (порта) страны-экспортера; международную транзитную или морскую перевозку от пункта страны-экспортера до пограничного пункта (порта) страны-импортера (если между данными странами не установлена общая сухопутная граница); транспортировку от пограничного пункта страны-импортера до внутреннего пункта потребления товара.

Транспортные операции считаются международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних относительно страны-продавца и страны-покупателя участках маршрута перевозки.

Международные транспортные услуги, являясь специфическим товаром, продаются и покупаются на международных транспортных рынках, которые различаются в зависимости от видов транспорта, географических районов перевозки и видов перевозимых грузов.

В более широком значении международные транспортные услуги включают помимо непосредственно перевозочной деятельности различные сопутствующие операции: доставка груза от склада отправителя до ближайшего грузового терминала, его погрузка на магистральные транспортные средства, перегрузка на другие виды транспорта в промежуточных пунктах, выгрузка в пункте назначения, временное хранение груза в промежуточных пунктах и переоформление перевозочных документов.

Расходы, связанные с выполнением сопутствующих транспортных операций и затраты по перевозке груза магистральными видами транспорта образуют полные транспортные расходы грузовладельца.

Таким образом, в международном транспортном процессе помимо грузовладельцев и перевозчиков участвуют различные хозяйствующие субъекты, включая операторов грузовых терминалов (стивидоров) в портах и на станциях. При международных перевозках, особенно готовой продукции и полуфабрикатов, груз многократно последовательно переходит от перевозчиков к операторам терминалов, от них снова к перевозчикам и т.д. Одновременно изменяются и субъекты ответственности за груз.

Для защиты своих коммерческих интересов во всех географических пунктах, где осуществляются операции с его грузами, грузовладельцы прибегают к услугам посредников-экспедиторов (в некоторых странах их называют фрахтовыми агентами и др.).

По договору экспедиции грузовладелец поручает экспедитору выполнение точно оговоренных операций с его грузами, например погрузку и выгрузку, хранение груза, оформление грузовых документов. Грузовладелец может доверить экспедитору заключение от его имени и по его поручению договоров с перевозчиками; выполнение расчетов по фрахту с перевозчиками и за стивидорские работы с операторами терминалов; выступление в судах и арбитражах на стороне грузовладельца. Экспедитор по законам многих стран является комиссионером.

Развитая сеть посреднических организаций в большинстве стран мира позволяет грузовладельцам заключать договоры непосредственно с экспедиторскими фирмами в каждом из интересующих их пункте или договор с одним генеральным экспедитором, которому поручается организовать перевозку в целом. Генеральный экспедитор заключает от имени грузовладельца договоры с перевозчикам разных видов транспорта и с экспедиторскими организациями в пунктах прохождения грузов.

Международные транспортные услуги, являясь специфическим товаром, продаются и покупаются на международных транспортных рынках, которые различаются в зависимости от следующих факторов.

1. От географических районов перевозки – межстрановые, межконтинентальные. В географическом отношении в последнее время перевозка грузов и пассажиров между разными странами и континентами все больше превращается в единый технологический процесс. В 90-е гг. шире стали использоваться так называемые транспортные коридоры, объединяющие на определенных направлениях сразу несколько видов транспорта для перевозок через территорию ряда стран с соответствующим финансовым и правовым обеспечением.

2. От видов перевозимых грузов – грузовой, пассажирский. Наиболее развит грузовой транспорт. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг ведущими являются США, Великобритания и Франция.

3. От видов транспорта – морские перевозки, внутренний водный транспорт, автомобильный, воздушный, трубопроводный, железнодорожный транспорт[3].


3. Характеристика видов транспортного обслуживания международных экономических связей


3.1. Морские перевозки


Мировой фрахтовый рынок представляет собой сферу контрактов между производителем продукции транспорта, предлагающим транспортную услугу, и потребителем, предъявляющим спрос на данный специфический вид товара. Этому рынку принадлежит главное место в формирующейся единой транспортной системе, на него приходится 80% всего грузооборота мировой торговли.

Рынок морских перевозок можно классифицировать:

По типам фрахтуемых судов – на рынки сухогрузного и танкерного тоннажа. Большая роль принадлежит танкерным судам, на которые приходится 70% всего тоннажа, хотя наблюдается ярко выраженная тенденция к его сокращению.

Суда универсального типа для перевозки генеральных грузов составляют 13,8%, а контейнеровозы – 6,4%.

• По видам сообщения – рынки трампового и линейного тоннажа.

• По видам судов – рейсового и арендованного тоннажа.

• По географии – на секции: североевропейский, средиземноморский, дальневосточный, североамериканский, южно-америанский.

• По предложению транспортных услуг[4].

Основным международным соглашением, определяющим взаимоотношения участников договора морской перевозки и правовой статус коносамента, является Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (1924 г.). С этого времени объем международных морских перевозок растет из года в год, за исключением определенных кризисных моментов, последний из которых был в 1988 г. Затем вновь наблюдался устойчивый рост объема мировых перевозок. В 1995 г. он вырос на 3,7% (4,65 млрд. т), в 1996 г. – на 3,5% (4,8 млрд. т), в 1997 г. достиг 5 млрд. т. Согласно прогнозам, до 2006 г. ожидается ежегодный его прирост на 3,9%. Еще одним показателем развития рынка морских перевозок выступает суммарная грузоподъемность (табл. 1).

Таблица 1

Суммарная грузоподъемность, млн. т дедвейта

1988 г.

1990 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

2006 г. (прогноз)

628,0

658,4

734,9

758,2

780

880

Источник'. Мировая экономика и международные отношения. – 1997. – №8.


Рост морского флота происходил за счет увеличения тоннажа развитых государств и флота так называемых «стран открытой регистрации», на которые приходится более 70% мирового торгового флота (табл. 2). Самый большой торговый флот в мире в Японии, где судоходство составляет 50% экспорта услуг Великобритании, ФРГ, Норвегии.

Тоннаж стран Восточной и Центральной Европы в последние годы несколько снизился и составил 4% общего мирового торгового тоннажа. При этом возросла доля развивающихся стран с 10% в 1980 г. до 19,7% в 1997 г., а абсолютный размер их флота увеличился более чем в два раза.

Таблица 2

Страны

Число судов

Вместимость, т

Греция

3 144

67 453 656

Япония

4295

61 535 870

США

2091

38 243 232

Великобритания

1932

30928561

Норвегия

1652

30 093 038

Гонконг

2932

19 045 742

Россия

2186

10 903 866

Китай

1643

17 956 368

Германия

1 548

12 734 225

Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. – 1998. № 105.


Российский флот также предоставляет транспортные услуги, хотя доля торгового флота в перевозке экспортно-импортных грузов снизилась в 1998 г. по сравнению с 1991 г. на 70%, а с 1 января 1998 г. – на 8%. В настоящее время суда загранплавания осуществляют более 10 тыс. рейсов с заходами в 650 иностранных портов 44 стран Европы, Америки и Африки. Наиболее активно ведутся перевозки внешнеторговых грузов в корреспонденции с портами ФРГ, Финляндии, Дании, Турции, Италии, Великобритании, Греции, Швеции, Голландии, Бельгии, Польши, Болгарии, Китая, Японии.


3.2. Внутренний водный транспорт


В мировом транспорте большое значение имеет внутренний водный транспорт, несмотря на то, что в конце 90-х гг. объем таких перевозок снизился из-за конкуренции автомобильного транспорта. Развитие внутреннего водного транспорта связано с необходимостью перевоза грузов от морских портов к городам, стоящим на речных путях.

Общая протяженность внутренних водных путей 30 основных стран Европы и Северной Америки превышает 175 тыс. км. По ним ежегодно перевозится более 1200 млн. т грузов, из них в загрансообщении – 780 млн. т. Общий объем российских речных перевозок в загрансообщении составил в 90-е гг. около 10 млн. т. Только с 1996 по 1997 гг. перевозки внешнеторговых грузов судами речных пароходств составили 1561 млн. т. В 1995 г. от грузов, перевозимых в заграничных сообщениях более 680 судами смешанного плавания 22 речных пароходств и судоходных компаний, было получено 215 млн. долл. прибыли.


3.3. Автомобильный транспорт


Мировые рынки автомобильных перевозок являются одними из наиболее динамичных. В последние годы наблюдается постоянный рост объема перевозок и автопарка, что связано не в последнюю очередь с успешной конкуренцией автомобильного транспорта с железнодорожными и речными перевозками, стоимость которых выше, качественным обновлением транспортных средств, повышением безопасности. За период с 1975 г. по 1993 г. автомобильный парк увеличился более чем в два раза. Впоследствии темпы его роста несколько замедлились и в 90-е гг. составляли всего 3,5%. В перспективе, однако, предполагается значительный рост этого рынка. По прогнозам, до 2010 г. он будет увеличиваться на 4-5% ежегодно.

Основная часть мирового парка грузовых машин (3/4) приходится на Европу и Северную Америку. Общая протяженность дорог с асфальтовым покрытием в этих регионах составляет 9590 тыс. км, по которым ежегодно перевозится 16 млрд. т грузов. Однако доля международных автомобильных перевозок составляет лишь 5%. Наиболее крупные международные автоперевозчики – Volvo, Mersedes, Man, DAF.

В 1997 г. объем российского рынка международных перевозок составил 5 млрд. долл., причем доля зарубежных перевозчиков была в несколько раз больше, чем российских (табл. 3).

Таблица 3

Доля российских перевозчиков в общем объеме международных перевозок

Показатели

1990г.

1992 г.

1994 г.

1996 г.

1997 г.

Общий объем международных перевозок, млн. т

2,0

2,6

6,37

13,0

18,9

Перевозки, выполняемые:






— зарубежными перевозчиками

0,5

0,7

3,57

9,3

14,2

— российскими перевозчиками

1,5

1,9

3,2

3.7

4,7

Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. – 1998. №61.


В Российской Федерации доля импортных грузов в объеме международных перевозок составляет 70%, экспортных – 30%. Это создает преимущества для зарубежных конкурентов. Доля перевозок из третьих стран в экспортном направлении – около 30%, в импортном – 25%.

В 1997 г. в России международные автоперевозки осуществляли 2,5 тыс. фирм, причем российские фирмы почти полностью вытеснены с рынка перевозок. Между Россией и Турцией, например, их доля составляет всего лишь 5%. Подвижной состав автотранспортных фирм ряда стран, участвующих в международных перевозках, в Российской Федерации составил (в тыс. ед.): Польша – 20, Болгария – 20, Литва – 12, Украина – 11, Россия – 10,8, Латвия – 10, Словакия – 5,5. Средняя протяженность перевозимых грузов автотранспортом России – 775 км, США – 1290 км, ЕС – 930 км при затратах 1 тыс. долл.

Неразвитость международных автомобильных перевозок в России не в последнюю очередь связана и с таким фактором, как налогообложение. Средний уровень налогов на один грузовой автомобиль в России в 10 раз выше, чем в странах ЕС, где налог составляет 800 ЭКЮ в год. То же самое можно сказать и о большегрузных автомобилях. В ФРГ налог составляет 5134 ЭКЮ, Нидерландах – 1970, Ирландии – 1738, Дании – 1406, Бельгии – 1111, Люксембурге – 779, Франции – 751, Италии – 485, Испании – 452, Португалии – 389, Греции – 317 ЭКЮ.


3.4. Воздушный транспорт

Одним из особо развивающихся видов транспорта является воздушный транспорт. Международные авиаперевозки составляют более 54% от общего объема всех регулярных авиационных перевозок в мире. За 80-е гг. эта доля увеличилась более чем на 8%. Общая протяженность воздушных трасс мира за последнее десятилетие выросла вдвое, а количество перевезенных пассажиров – в 1,6 раза, вдвое больше стал объем перевозимых грузов.

Российская Федерация является активным участником воздушных перевозок. С аэропортами России, открытыми для международных полетов, связаны иностранные компании из 72 стран. Но до 1995 г. объем как пассажирских, так и грузовых перевозок сокращался, и только в последнее время положение немного улучшилось, а грузооборот и пассажирооборот даже несколько возросли. Сфера действия авиатранспортных услуг ограничивается:

• ремонтом и техническим обслуживанием самолетов;

• продажей и маркетинговым обеспечением авиауслуг, использованием услуг компьютерных систем резервирования.


3.5. Прочие виды транспорта

В России заключено 132 межправительственных соглашения, регламентирующих маршруты и объемы перевозок.

Трубопроводный транспорт – это вид транспорта, наиболее динамично и успешно развивающийся практически во всех странах. Протяженность магистральных нефтепроводов 27 стран достигает 436 тыс. км. Одними из самых крупных владельцев выступают США и Россия. Развитие данного вида транспорта связано с конкуренцией со всеми другими видами, к тому же он более дешев и удобен, что и придает ему динамичность.

Железнодорожный транспорт – один из традиционных видов транспорта. Общая протяженность железнодорожных путей 42 стран мира превышает 915 тыс. км, по ним ежегодно перевозится более 3,7 млрд т грузов. Доля железнодорожного транспорта в общем объеме транспортного рынка неуклонно сокращается, что связано с достаточно жесткой конкуренцией со стороны автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта. Так, в Германии только за 90-е гг. он сократился на 1/3, а в Венгрии и Польше еще значительнее. Общие же тенденции развития мирового транспорта показывают, что железнодорожный транспорт в целом сохранит свое значение, но существенных увеличений темпов его роста не ожидается. Те же тенденции характерны и для российского железнодорожного транспорта. С 1996 г. его доля снизилась в 3,7 раза.

Развитие транспортного рынка сталкивается со множеством проблем, связанных с тарифами, пошлинами, протекционистской политикой в отношении некоторых стран. В связи с этим уже с конца 80-х гг. многие страны стали проводить политику, способствующую либерализации перевозок. При этом в основу были положены приватизация и коммерциализация государственных предприятий, расширение сферы действия частного сектора в рамках функционирования как национальных транспортных предприятий, так и с иностранным участием. На современном этапе в большей степени характерны двусторонние соглашения по отдельным видам транспорта, используется принцип «свободной конкуренции» на коммерческой основе. Такой режим обеспечивает свободу перевозок, защищает от дискриминации в отношении иностранного перевозчика, от несправедливой ценовой политики и преференциального режима для национальных перевозчиков.


Заключение


В ходе проведения теоретического исследования были сделаны следующие выводы:

Международный транспорт – услуги всех видов транспорта (морского, трубопроводного, воздушного, наземного, речного и космического), оказываемые резидентами одной страны незидентам другой страны.

В аналитических целях выделяют морской транспорт, который играет основную роль в перевозке внешнеторговых грузов, воздушный транспорт, играющий главную роль в межстрановом движении людей, и остальные виды транспорта.

Мировая торговля генерирует большие потоки товарных масс между странами, регионами и континентами. В обслуживание международной торговли между странами, отделенными друг от друга морями и океанами, незаменим морской транспорт, который по праву считается наиболее универсальным и эффективным средством доставки больших масс грузов на дальние расстояния.

Этот вид транспорта обеспечивает перевозки более 80 % объема международной торговли. Грузовладельцы оплачивают судовладельцам в виде фрахта за перевозки грузов в международных морских сообщениях 105 - 110 млрд $ ежегодно, что равно приблизительно 7 % стоимости мирового экспорта.

Основную часть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы: Сырая нефть (около 1000 млн. т. р год), нефтепродукты (300 млн. т.), железная руда (300 млн. т.), каменный уголь (270 млн.т.), зерно (200 млн т.). Из других грузов морской торговли выделяются так называемые генеральные, или тарно-штучные грузы, то есть готовая промышленная продукция , полуфабрикаты, продовольствие. Годовой объем их перевозок оценивается в 700 млн. т. Это наиболее ценная часть мирового торгового оборота (около 70 % по стоимости).

Серьезным конкурентом морскому транспорту в межконтинентальных перевозках ценных грузов в последнее время стал воздушный транспорт. Железнодорожный, речной и автомобильный транспорт широко используются во внутриконтинентальной внешней торговле, а также при перевозках экспортных и импортных грузов по территории стран-продавцов и стран-покупателей. В международной торговле нефтью и газом важную роль играют трубопроводные системы.

Международные пассажирские сообщения. Углубившиеся в ходе последних десятилетий процессы интернационализации внешнеторговых, туристических, научных, культурных, социальных и иных гуманитарных связей вызвали "взрыв" международной подвижности населения во всех развитых странах мира. В настоящее время разовые или регулярные поездки в международных сообщениях ежегодно совершают несколько миллиардов пассажиров.

Воздушный транспорт, имея неоспоримое преимущество перед другими видами транспорта в скорости доставки пассажиров при дальних маршрутах поездок, прочно занял лидирующее положение в международных пассажирских сообщениях. Только в течение 80-х годов перевозная способность воздушного транспорта на международных линиях удвоилась за счет ввода в эксплуатацию большого числа широкофюзеляжных реактивных самолетов с высоким уровнем комфортности для пассажиров, с одной стороны, и с улучшенными показателями энергетической эффективности и себестоимости перевозок - с другой.

Наряду с воздушным транспортом во внутриконтинентальных международных перевозках пассажиров широко используется автотранспорт (легковые автомобили и автобусы) и железнодорожный транспорт. Морские и речные пассажирские сообщения наиболее популярны в виде международных туристических круизов.

Транспорт для международных перевозок. В мире не существует особого, обособленного от национальных транспортных систем международного транспорта, предназначенного исключительно для международных перевозок грузов и пассажиров. Международные перевозки обслуживаются национальными перевозчиками различных стран, использующими для этого свой подвижной состав (морские и речные суда, самолеты, вагоны, автомобили), а также транспортные сети (железнодорожные, автомобильные, речные, воздушные) и транспортные узлы (морские и речные порты, аэропорты, железнодорожные станции, автостанции, грузовые и пассажирские терминалы), относящиеся к транспортным системам отдельных стран.


Список использованной литературы


1.     Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч.1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. – М.: Международные отношения, 2000.

2.     Международные экономические отношения. Интеграция = International economic relations: Учебное пособие / Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Г. Фишер. - М.: Банки и биржи, 1997

3.     Международные экономические отношения: Учебник для вузов /Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999

4.     Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. - М.: "Флинта": МПСИ, 2000

5.     Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000.

6.     Шреплер Х.-А. Международные экономические организации: Справочник / Пер. с нам. - М.: Международные отношения, 1999


Приложение

Классификация международных транспортных услуг


Операция

Включает

Исключает

Пассажироперевозки (passanger services)

Услуги, связанные с перевозкой нерезидентов (экспорт/кредит) перевозчиками-резидентами и резидентов перевозчиками-нерезидентами (импорт/дебет)

Перевозки нерезидентов транспортными компаниями – резидентами внутри своей страны (включаются в поездки)

Грузоперевозки (freight services)

Все услуги по доставке экспортного (кредит) или импортного (дебет) товара, после того как товар был погружен на борт перевозчика, до доставки его в пункт назначения; услуги по погрузке/разгрузке, если они предоставляются перевозчиком

Погрузку/разгрузку, если они осуществляются не перевозчиком (включаются в торговый баланс)

Аренда перевозчика с экипажем (charters of carriers with crew)

Аренда перевозчика с экипажем (charters of carriers with crew)

Аренду перевозчика без экипажа (включается в прочие бизнес-услуги); финансовые лизы

Обеспечивающие и вспомогательные услуги (supporting and auxiliary services)

Услуги, предоставляемые в портах: обработка грузов (погрузка/разгрузка контейнеров), хранение, упаковка/распаковка, навигация, лоция, буксировка, техобслуживание и помывка транспортного оборудования; комиссионные и агентские платежи

Товары, купленные в порту перевозчиком-нерезидентом, ремонт транспортного оборудования (включаются в торговый баланс); ремонт железных дорог, причалов и аэропортов (включается в услуги по строительству)



[1] Мировая экономика и международные отношения. – 1997. – №8. – с.50

[2] Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000. – с.387

[3] Международные экономические отношения: Учебник для вузов /Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – с.253

[4] Международные экономические отношения: Учебник для вузов /Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – с.255