Министерство образования Российской Федерации
Южно-Уральский государственный университет
Кафедра Экономической теории и мировой экономики
Реферат
По дисциплине: «Мировая экономика»
На тему: Транспортное обслуживание международных экономических связей
Выполнила:
студентка группы
КОМ -210
Долгушева С.В.
Проверил:
Степанов Е.А.
Челябинск
2004
Содержание
Введение.......................................................................................................... 3
1. Процесс развития рынка транспортных услуг..................................... 4
2. Содержание организации транспортного обслуживания международных экономических связей................................................................................... 5
3. Характеристика видов транспортного обслуживания международных экономических связей................................................................................... 9
3.1. Морские перевозки.............................................................................................................. 9
3.2. Внутренний водный транспорт................................................................................... 11
3.3. Автомобильный транспорт.......................................................................................... 12
3.4. Воздушный транспорт................................................................................................... 13
3.5. Прочие виды транспорта............................................................................................... 14
Заключение.................................................................................................. 16
Список использованной литературы....................................................... 19
Приложение.................................................................................................. 20
Введение
Рынок транспортных услуг представляет собой куплю-продажу услуг по перевозке, транспортировке грузов из одной страны в другую.
Транспорт является ведущим связующим звеном во внешней торговле товарами. Товары сами по себе перемещаться от продавца к покупателю не могут, поэтому возникают определенные посреднические операции по их перемещению, выделяющиеся в самостоятельную сферу услуг, – транспортные операции, осуществляемые транспортными организациями. Такие операции наряду с национальными (транспортировка внутри страны) могут быть и международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних, относительно страны-продавца и страны-покупателя, участках маршрута перевозки.
Обычно процесс доставки в международной торговле включает перевозку, международную транзитную перевозку и транспортировку от пограничного пункта страны-импортера до внутреннего пункта потребления товара. В более широком смысле международные транспортные услуги помимо непосредственно перевозочной деятельности включают различные сопутствующие операции: доставка грузов от склада отправителя до ближайшего грузового терминала, его погрузка на магистральные транспортные средства, перегрузка на другие виды транспорта в промежуточных пунктах и переоформление перевозочных документов.
Цель работы: описать транспортное обслуживание международных экономических связей.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. описать процесс развития рынка транспортных услуг;
2. раскрыть содержание организации транспортного обслуживания международных экономических связей;
3. дать характеристику видов транспортного обслуживания международных экономических связей.
1. Процесс развития рынка транспортных услуг
При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя или более странами, то есть в международных сообщениях.
Рынок транспортных услуг появился достаточно давно, раньше, чем другие рынки услуг, что связано с его ролью в развитии мировой торговли. При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение предмета транспортной операции между двумя и более странами. Впоследствии рынок развивался и расширялся довольно быстрыми темпами, особенно в период так называемой транспортной революции 60-80-х гг. XX в. В 90-е гг. и в начале 21 века он продолжает сохранять устойчивые темпы роста.
В процессе развития рынка создавались новые транспортные средства, произошли изменения в сфере транспорта, что привело к появлению интермодальных перевозок, в которых участвуют два и более видов транспорта. Такие перевозки отличаются большой слаженностью, высокими качественными стандартами, синхронностью работы участников транспортного процесса. Изменились и технологии перевозки и погрузочно-разгрузочных операций. Удельный грузооборот на всех видах транспорта существенно возрос. Так, в 1997 г. всеми видами транспорта, участвующими во внешних связях России, было перевезено 560 млн. т экспортно-импортных грузов. Постоянно увеличивается спрос на международные перевозки грузов и пассажиров. В авиации за прошедшие 15 лет грузооборот более чем удвоился, на морском флоте увеличился в 1,5 раза[1].
В международном транспортном процессе основными агентами выступают грузовладельцы и перевозчики. Кроме того, в нем участвуют различные хозяйствующие субъекты, включая операторов грузовых терминалов.
2. Содержание организации транспортного обслуживания международных экономических связей
При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение предмета транспортной операции между двумя и более странами.
Транспортные услуги различаются в зависимости от:
· вида транспорта: водный (морской и речной); наземный (железнодорожный и автомобильный); воздушный (авиационный); трубопроводный; смешанный;
· предмета транспортной операции (груз, пассажир, багаж);
· транспортной характеристики товара: сухой (навалочные (уголь, руда), насыпные (зерно, цемент, фосфаты), генеральные (штучные); наливной (нефть и продукты ее переработки, растительные масла, вино и др.);
· периодичности перевозки (регулярные и нерегулярные);
· порядка прохождения границы (перегрузочные и бесперегрузочные);
· вида транспортно-технологической системы (контейнерная, паромная, лихтерная и др.);
· вида сообщения (прямое, непрямое и др.)[2].
Обычно процесс доставки товара в международной торговле включает: его перевозку от внутреннего пункта производства до пограничного пункта (порта) страны-экспортера; международную транзитную или морскую перевозку от пункта страны-экспортера до пограничного пункта (порта) страны-импортера (если между данными странами не установлена общая сухопутная граница); транспортировку от пограничного пункта страны-импортера до внутреннего пункта потребления товара.
Транспортные операции считаются международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних относительно страны-продавца и страны-покупателя участках маршрута перевозки.
Международные транспортные услуги, являясь специфическим товаром, продаются и покупаются на международных транспортных рынках, которые различаются в зависимости от видов транспорта, географических районов перевозки и видов перевозимых грузов.
В более широком значении международные транспортные услуги включают помимо непосредственно перевозочной деятельности различные сопутствующие операции: доставка груза от склада отправителя до ближайшего грузового терминала, его погрузка на магистральные транспортные средства, перегрузка на другие виды транспорта в промежуточных пунктах, выгрузка в пункте назначения, временное хранение груза в промежуточных пунктах и переоформление перевозочных документов.
Расходы, связанные с выполнением сопутствующих транспортных операций и затраты по перевозке груза магистральными видами транспорта образуют полные транспортные расходы грузовладельца.
Таким образом, в международном транспортном процессе помимо грузовладельцев и перевозчиков участвуют различные хозяйствующие субъекты, включая операторов грузовых терминалов (стивидоров) в портах и на станциях. При международных перевозках, особенно готовой продукции и полуфабрикатов, груз многократно последовательно переходит от перевозчиков к операторам терминалов, от них снова к перевозчикам и т.д. Одновременно изменяются и субъекты ответственности за груз.
Для защиты своих коммерческих интересов во всех географических пунктах, где осуществляются операции с его грузами, грузовладельцы прибегают к услугам посредников-экспедиторов (в некоторых странах их называют фрахтовыми агентами и др.).
По договору экспедиции грузовладелец поручает экспедитору выполнение точно оговоренных операций с его грузами, например погрузку и выгрузку, хранение груза, оформление грузовых документов. Грузовладелец может доверить экспедитору заключение от его имени и по его поручению договоров с перевозчиками; выполнение расчетов по фрахту с перевозчиками и за стивидорские работы с операторами терминалов; выступление в судах и арбитражах на стороне грузовладельца. Экспедитор по законам многих стран является комиссионером.
Развитая сеть посреднических организаций в большинстве стран мира позволяет грузовладельцам заключать договоры непосредственно с экспедиторскими фирмами в каждом из интересующих их пункте или договор с одним генеральным экспедитором, которому поручается организовать перевозку в целом. Генеральный экспедитор заключает от имени грузовладельца договоры с перевозчикам разных видов транспорта и с экспедиторскими организациями в пунктах прохождения грузов.
Международные транспортные услуги, являясь специфическим товаром, продаются и покупаются на международных транспортных рынках, которые различаются в зависимости от следующих факторов.
1. От географических районов перевозки – межстрановые, межконтинентальные. В географическом отношении в последнее время перевозка грузов и пассажиров между разными странами и континентами все больше превращается в единый технологический процесс. В 90-е гг. шире стали использоваться так называемые транспортные коридоры, объединяющие на определенных направлениях сразу несколько видов транспорта для перевозок через территорию ряда стран с соответствующим финансовым и правовым обеспечением.
2. От видов перевозимых грузов – грузовой, пассажирский. Наиболее развит грузовой транспорт. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг ведущими являются США, Великобритания и Франция.
3. От видов транспорта – морские перевозки, внутренний водный транспорт, автомобильный, воздушный, трубопроводный, железнодорожный транспорт[3].
3. Характеристика видов транспортного обслуживания международных экономических связей
3.1. Морские перевозки
Мировой фрахтовый рынок представляет собой сферу контрактов между производителем продукции транспорта, предлагающим транспортную услугу, и потребителем, предъявляющим спрос на данный специфический вид товара. Этому рынку принадлежит главное место в формирующейся единой транспортной системе, на него приходится 80% всего грузооборота мировой торговли.
Рынок морских перевозок можно классифицировать:
• По типам фрахтуемых судов – на рынки сухогрузного и танкерного тоннажа. Большая роль принадлежит танкерным судам, на которые приходится 70% всего тоннажа, хотя наблюдается ярко выраженная тенденция к его сокращению.
Суда универсального типа для перевозки генеральных грузов составляют 13,8%, а контейнеровозы – 6,4%.
• По видам сообщения – рынки трампового и линейного тоннажа.
• По видам судов – рейсового и арендованного тоннажа.
• По географии – на секции: североевропейский, средиземноморский, дальневосточный, североамериканский, южно-америанский.
• По предложению транспортных услуг[4].
Основным международным соглашением, определяющим взаимоотношения участников договора морской перевозки и правовой статус коносамента, является Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (1924 г.). С этого времени объем международных морских перевозок растет из года в год, за исключением определенных кризисных моментов, последний из которых был в 1988 г. Затем вновь наблюдался устойчивый рост объема мировых перевозок. В 1995 г. он вырос на 3,7% (4,65 млрд. т), в 1996 г. – на 3,5% (4,8 млрд. т), в 1997 г. достиг 5 млрд. т. Согласно прогнозам, до 2006 г. ожидается ежегодный его прирост на 3,9%. Еще одним показателем развития рынка морских перевозок выступает суммарная грузоподъемность (табл. 1).
Таблица 1
Суммарная грузоподъемность, млн. т дедвейта
1988 г. |
1990 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
2006 г. (прогноз) |
628,0 |
658,4 |
734,9 |
758,2 |
780 |
880 |
Источник'. Мировая экономика и международные отношения. – 1997. – №8.
Рост морского флота происходил за счет увеличения тоннажа развитых государств и флота так называемых «стран открытой регистрации», на которые приходится более 70% мирового торгового флота (табл. 2). Самый большой торговый флот в мире в Японии, где судоходство составляет 50% экспорта услуг Великобритании, ФРГ, Норвегии.
Тоннаж стран Восточной и Центральной Европы в последние годы несколько снизился и составил 4% общего мирового торгового тоннажа. При этом возросла доля развивающихся стран с 10% в 1980 г. до 19,7% в 1997 г., а абсолютный размер их флота увеличился более чем в два раза.
Таблица 2
Страны |
Число судов |
Вместимость, т |
Греция |
3 144 |
67 453 656 |
Япония |
4295 |
61 535 870 |
США |
2091 |
38 243 232 |
Великобритания |
1932 |
30928561 |
Норвегия |
1652 |
30 093 038 |
Гонконг |
2932 |
19 045 742 |
Россия |
2186 |
10 903 866 |
Китай |
1643 |
17 956 368 |
Германия |
1 548 |
12 734 225 |
Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. – 1998. № 105.
Российский флот также предоставляет транспортные услуги, хотя доля торгового флота в перевозке экспортно-импортных грузов снизилась в 1998 г. по сравнению с 1991 г. на 70%, а с 1 января 1998 г. – на 8%. В настоящее время суда загранплавания осуществляют более 10 тыс. рейсов с заходами в 650 иностранных портов 44 стран Европы, Америки и Африки. Наиболее активно ведутся перевозки внешнеторговых грузов в корреспонденции с портами ФРГ, Финляндии, Дании, Турции, Италии, Великобритании, Греции, Швеции, Голландии, Бельгии, Польши, Болгарии, Китая, Японии.
3.2. Внутренний водный транспорт
В мировом транспорте большое значение имеет внутренний водный транспорт, несмотря на то, что в конце 90-х гг. объем таких перевозок снизился из-за конкуренции автомобильного транспорта. Развитие внутреннего водного транспорта связано с необходимостью перевоза грузов от морских портов к городам, стоящим на речных путях.
Общая протяженность внутренних водных путей 30 основных стран Европы и Северной Америки превышает 175 тыс. км. По ним ежегодно перевозится более 1200 млн. т грузов, из них в загрансообщении – 780 млн. т. Общий объем российских речных перевозок в загрансообщении составил в 90-е гг. около 10 млн. т. Только с 1996 по 1997 гг. перевозки внешнеторговых грузов судами речных пароходств составили 1561 млн. т. В 1995 г. от грузов, перевозимых в заграничных сообщениях более 680 судами смешанного плавания 22 речных пароходств и судоходных компаний, было получено 215 млн. долл. прибыли.
3.3. Автомобильный транспорт
Мировые рынки автомобильных перевозок являются одними из наиболее динамичных. В последние годы наблюдается постоянный рост объема перевозок и автопарка, что связано не в последнюю очередь с успешной конкуренцией автомобильного транспорта с железнодорожными и речными перевозками, стоимость которых выше, качественным обновлением транспортных средств, повышением безопасности. За период с 1975 г. по 1993 г. автомобильный парк увеличился более чем в два раза. Впоследствии темпы его роста несколько замедлились и в 90-е гг. составляли всего 3,5%. В перспективе, однако, предполагается значительный рост этого рынка. По прогнозам, до 2010 г. он будет увеличиваться на 4-5% ежегодно.
Основная часть мирового парка грузовых машин (3/4) приходится на Европу и Северную Америку. Общая протяженность дорог с асфальтовым покрытием в этих регионах составляет 9590 тыс. км, по которым ежегодно перевозится 16 млрд. т грузов. Однако доля международных автомобильных перевозок составляет лишь 5%. Наиболее крупные международные автоперевозчики – Volvo, Mersedes, Man, DAF.
В 1997 г. объем российского рынка международных перевозок составил 5 млрд. долл., причем доля зарубежных перевозчиков была в несколько раз больше, чем российских (табл. 3).
Таблица 3
Доля российских перевозчиков в общем объеме международных перевозок
Показатели |
1990г. |
1992 г. |
1994 г. |
1996 г. |
1997 г. |
Общий объем международных перевозок, млн. т |
2,0 |
2,6 |
6,37 |
13,0 |
18,9 |
Перевозки, выполняемые: |
|
|
|
|
|
— зарубежными перевозчиками |
0,5 |
0,7 |
3,57 |
9,3 |
14,2 |
— российскими перевозчиками |
1,5 |
1,9 |
3,2 |
3.7 |
4,7 |
Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. – 1998. №61.
В Российской Федерации доля импортных грузов в объеме международных перевозок составляет 70%, экспортных – 30%. Это создает преимущества для зарубежных конкурентов. Доля перевозок из третьих стран в экспортном направлении – около 30%, в импортном – 25%.
В 1997 г. в России международные автоперевозки осуществляли 2,5 тыс. фирм, причем российские фирмы почти полностью вытеснены с рынка перевозок. Между Россией и Турцией, например, их доля составляет всего лишь 5%. Подвижной состав автотранспортных фирм ряда стран, участвующих в международных перевозках, в Российской Федерации составил (в тыс. ед.): Польша – 20, Болгария – 20, Литва – 12, Украина – 11, Россия – 10,8, Латвия – 10, Словакия – 5,5. Средняя протяженность перевозимых грузов автотранспортом России – 775 км, США – 1290 км, ЕС – 930 км при затратах 1 тыс. долл.
Неразвитость международных автомобильных перевозок в России не в последнюю очередь связана и с таким фактором, как налогообложение. Средний уровень налогов на один грузовой автомобиль в России в 10 раз выше, чем в странах ЕС, где налог составляет 800 ЭКЮ в год. То же самое можно сказать и о большегрузных автомобилях. В ФРГ налог составляет 5134 ЭКЮ, Нидерландах – 1970, Ирландии – 1738, Дании – 1406, Бельгии – 1111, Люксембурге – 779, Франции – 751, Италии – 485, Испании – 452, Португалии – 389, Греции – 317 ЭКЮ.
3.4. Воздушный транспорт
Одним из особо развивающихся видов транспорта является воздушный транспорт. Международные авиаперевозки составляют более 54% от общего объема всех регулярных авиационных перевозок в мире. За 80-е гг. эта доля увеличилась более чем на 8%. Общая протяженность воздушных трасс мира за последнее десятилетие выросла вдвое, а количество перевезенных пассажиров – в 1,6 раза, вдвое больше стал объем перевозимых грузов.
Российская Федерация является активным участником воздушных перевозок. С аэропортами России, открытыми для международных полетов, связаны иностранные компании из 72 стран. Но до 1995 г. объем как пассажирских, так и грузовых перевозок сокращался, и только в последнее время положение немного улучшилось, а грузооборот и пассажирооборот даже несколько возросли. Сфера действия авиатранспортных услуг ограничивается:
• ремонтом и техническим обслуживанием самолетов;
• продажей и маркетинговым обеспечением авиауслуг, использованием услуг компьютерных систем резервирования.
3.5. Прочие виды транспорта
В России заключено 132 межправительственных соглашения, регламентирующих маршруты и объемы перевозок.
Трубопроводный транспорт – это вид транспорта, наиболее динамично и успешно развивающийся практически во всех странах. Протяженность магистральных нефтепроводов 27 стран достигает 436 тыс. км. Одними из самых крупных владельцев выступают США и Россия. Развитие данного вида транспорта связано с конкуренцией со всеми другими видами, к тому же он более дешев и удобен, что и придает ему динамичность.
Железнодорожный транспорт – один из традиционных видов транспорта. Общая протяженность железнодорожных путей 42 стран мира превышает 915 тыс. км, по ним ежегодно перевозится более 3,7 млрд т грузов. Доля железнодорожного транспорта в общем объеме транспортного рынка неуклонно сокращается, что связано с достаточно жесткой конкуренцией со стороны автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта. Так, в Германии только за 90-е гг. он сократился на 1/3, а в Венгрии и Польше еще значительнее. Общие же тенденции развития мирового транспорта показывают, что железнодорожный транспорт в целом сохранит свое значение, но существенных увеличений темпов его роста не ожидается. Те же тенденции характерны и для российского железнодорожного транспорта. С 1996 г. его доля снизилась в 3,7 раза.
Развитие транспортного рынка сталкивается со множеством проблем, связанных с тарифами, пошлинами, протекционистской политикой в отношении некоторых стран. В связи с этим уже с конца 80-х гг. многие страны стали проводить политику, способствующую либерализации перевозок. При этом в основу были положены приватизация и коммерциализация государственных предприятий, расширение сферы действия частного сектора в рамках функционирования как национальных транспортных предприятий, так и с иностранным участием. На современном этапе в большей степени характерны двусторонние соглашения по отдельным видам транспорта, используется принцип «свободной конкуренции» на коммерческой основе. Такой режим обеспечивает свободу перевозок, защищает от дискриминации в отношении иностранного перевозчика, от несправедливой ценовой политики и преференциального режима для национальных перевозчиков.
Заключение
В ходе проведения теоретического исследования были сделаны следующие выводы:
Международный транспорт – услуги всех видов транспорта (морского, трубопроводного, воздушного, наземного, речного и космического), оказываемые резидентами одной страны незидентам другой страны.
В аналитических целях выделяют морской транспорт, который играет основную роль в перевозке внешнеторговых грузов, воздушный транспорт, играющий главную роль в межстрановом движении людей, и остальные виды транспорта.
Мировая торговля генерирует большие потоки товарных масс между странами, регионами и континентами. В обслуживание международной торговли между странами, отделенными друг от друга морями и океанами, незаменим морской транспорт, который по праву считается наиболее универсальным и эффективным средством доставки больших масс грузов на дальние расстояния.
Этот вид транспорта обеспечивает перевозки более 80 % объема международной торговли. Грузовладельцы оплачивают судовладельцам в виде фрахта за перевозки грузов в международных морских сообщениях 105 - 110 млрд $ ежегодно, что равно приблизительно 7 % стоимости мирового экспорта.
Основную часть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы: Сырая нефть (около 1000 млн. т. р год), нефтепродукты (300 млн. т.), железная руда (300 млн. т.), каменный уголь (270 млн.т.), зерно (200 млн т.). Из других грузов морской торговли выделяются так называемые генеральные, или тарно-штучные грузы, то есть готовая промышленная продукция , полуфабрикаты, продовольствие. Годовой объем их перевозок оценивается в 700 млн. т. Это наиболее ценная часть мирового торгового оборота (около 70 % по стоимости).
Серьезным конкурентом морскому транспорту в межконтинентальных перевозках ценных грузов в последнее время стал воздушный транспорт. Железнодорожный, речной и автомобильный транспорт широко используются во внутриконтинентальной внешней торговле, а также при перевозках экспортных и импортных грузов по территории стран-продавцов и стран-покупателей. В международной торговле нефтью и газом важную роль играют трубопроводные системы.
Международные пассажирские сообщения. Углубившиеся в ходе последних десятилетий процессы интернационализации внешнеторговых, туристических, научных, культурных, социальных и иных гуманитарных связей вызвали "взрыв" международной подвижности населения во всех развитых странах мира. В настоящее время разовые или регулярные поездки в международных сообщениях ежегодно совершают несколько миллиардов пассажиров.
Воздушный транспорт, имея неоспоримое преимущество перед другими видами транспорта в скорости доставки пассажиров при дальних маршрутах поездок, прочно занял лидирующее положение в международных пассажирских сообщениях. Только в течение 80-х годов перевозная способность воздушного транспорта на международных линиях удвоилась за счет ввода в эксплуатацию большого числа широкофюзеляжных реактивных самолетов с высоким уровнем комфортности для пассажиров, с одной стороны, и с улучшенными показателями энергетической эффективности и себестоимости перевозок - с другой.
Наряду с воздушным транспортом во внутриконтинентальных международных перевозках пассажиров широко используется автотранспорт (легковые автомобили и автобусы) и железнодорожный транспорт. Морские и речные пассажирские сообщения наиболее популярны в виде международных туристических круизов.
Транспорт для международных перевозок. В мире не существует особого, обособленного от национальных транспортных систем международного транспорта, предназначенного исключительно для международных перевозок грузов и пассажиров. Международные перевозки обслуживаются национальными перевозчиками различных стран, использующими для этого свой подвижной состав (морские и речные суда, самолеты, вагоны, автомобили), а также транспортные сети (железнодорожные, автомобильные, речные, воздушные) и транспортные узлы (морские и речные порты, аэропорты, железнодорожные станции, автостанции, грузовые и пассажирские терминалы), относящиеся к транспортным системам отдельных стран.
Список использованной литературы
1. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч.1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. – М.: Международные отношения, 2000.
2. Международные экономические отношения. Интеграция = International economic relations: Учебное пособие / Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Г. Фишер. - М.: Банки и биржи, 1997
3. Международные экономические отношения: Учебник для вузов /Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999
4. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой. - М.: "Флинта": МПСИ, 2000
5. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000.
6. Шреплер Х.-А. Международные экономические организации: Справочник / Пер. с нам. - М.: Международные отношения, 1999
Приложение
Классификация международных транспортных услуг
Операция |
Включает |
Исключает |
Пассажироперевозки (passanger services) |
Услуги, связанные с перевозкой нерезидентов (экспорт/кредит) перевозчиками-резидентами и резидентов перевозчиками-нерезидентами (импорт/дебет) |
Перевозки нерезидентов транспортными компаниями – резидентами внутри своей страны (включаются в поездки) |
Грузоперевозки (freight services) |
Все услуги по доставке экспортного (кредит) или импортного (дебет) товара, после того как товар был погружен на борт перевозчика, до доставки его в пункт назначения; услуги по погрузке/разгрузке, если они предоставляются перевозчиком |
Погрузку/разгрузку, если они осуществляются не перевозчиком (включаются в торговый баланс) |
Аренда перевозчика с экипажем (charters of carriers with crew) |
Аренда перевозчика с экипажем (charters of carriers with crew) |
Аренду перевозчика без экипажа (включается в прочие бизнес-услуги); финансовые лизы |
Обеспечивающие и вспомогательные услуги (supporting and auxiliary services) |
Услуги, предоставляемые в портах: обработка грузов (погрузка/разгрузка контейнеров), хранение, упаковка/распаковка, навигация, лоция, буксировка, техобслуживание и помывка транспортного оборудования; комиссионные и агентские платежи |
Товары, купленные в порту перевозчиком-нерезидентом, ремонт транспортного оборудования (включаются в торговый баланс); ремонт железных дорог, причалов и аэропортов (включается в услуги по строительству) |
[1] Мировая экономика и международные отношения. – 1997. – №8. – с.50
[2] Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000. – с.387
[3] Международные экономические отношения: Учебник для вузов /Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – с.253
[4] Международные экономические отношения: Учебник для вузов /Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – с.255