Содержание



1. Молодежь и становление новой России. 3

2. Проблемы молодежи в системе образования. 4

3.Проблема наркомании среди молодежи. 8

Список литературы.. 10

1. Молодежь и становление новой России


Высокая скорость политических, экономических и социальных изме­нений  в  90-е  годы  оказали (и оказывают) влияние на положение и развитие российской молодежи.  Сегодня, очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо,  чем интегрирующие.  Это  связано, прежде  всего, с  тем,  что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения его  социальной стратификации, одной  из  особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении.

С 1987-1996 гг. в стране родилось шесть миллионов детей меньше, чем за предыдущие десять лет. Количество молодежи в возрасте до 16 лет уменьшилось на три миллиона человек.

Демографическая ситуация   осложняется   новым   в   российской действительности - ростом убийств и самоубийств, в том числе среди молодежи.

Поданным Ген. прокуратуры  РФ,  10%  выпускников гос. учреждений для детей сирот кончают жизнь  самоубийством,  не  будучи  в  состоянии приспособиться к жизненным условиям. Гнетущие впечатления оставля­ют цифры самоубийств в армии.  В 1996 году добровольно расстались с жизнью 526 человек. Причина - нерешенность социально-экономических и бытовых проблем. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры, потеря любимого человека из ближайшего окружения или высокомерно отвергнутая любовь, наркомания, уязвленное чувство собственного достоинства, отождествление себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство[1].

В тенденции расширения процесса десоциализации, мар­гинализации молодежи.  Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный,  аморальный образ жизни. В силу различных при­чин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бро­дяги, "профессиональные нищие",  лица отбывающие заключение в исп­равительно-трудовых учреждениях,  которые стремятся быть социально полезными гражданами,  но в силу общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и крименализация молодежи.

В тенденции снижения возможностей участия молодежи в экономическом развитии. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высо­кой. В 1994 году она составила - 35.5%, в 1997 году - 35%, от об­щей численности безработных.


2. Проблемы молодежи в системе образования


Проблема получения необходимых навыков, а точнее проблема получения образования в нынешней России остро стоит перед каждым молодым человеком, ее актуальность налицо.

 Еще несколько лет назад образование как таковое не имело ценности для молодежи, много престижнее было, окончив училище, пойти в «комок». Сейчас все наоборот. Фиксируемое исследователями противоречие между равенством прав на получение образования и различием в реализации этих прав молодежью из разных социальных групп является конкретным выражением данной проблемы. Привлекательность образования для молодежи, ее устремления в этой сфере, доступность образования для выходцев из разных социальных групп во многом определяют завтрашний уровень образования населения, численность и качество квалифицированных работников, весомость потенциала ученых и специалистов для наукоемких отраслей. Кроме того, исследование социального поведения молодежи в сфере образования актуально в связи с формированием рынка труда, а именно с проблемами трудоустройства молодежи.

На протяжении последних десятилетий на ориентации и социальное поведение выпускников средних (полных) школ оказывал воздействие большой комплекс факторов: политические перемены в стране, изменение способа принуждения к труду; трансформация ценностных ориентаций общества, связанная с изменением общей ситуации; изменение в престиже образования, квалифицированных профессий; возникшие в последние годы последствия экономического спада (резкое уменьшение спроса на рынке труда, снижение уровня жизни); замена установки на всеобщее среднее образование курсом на основное (неполное среднее) и среднее (полное) образование; внедрение платного обучения; формирование иерархии "элитных" и "дешевых" образовательных учреждений; усиление неравенства в сфере образования для молодежи разных регионов и для поселений, различных по уровню урбанизации.[2]

  Исследование социального поведения молодежи в образовательной сфере показывает, что в его формировании чрезвычайно велика роль так называемых "внешних" (по отношению к индивиду) факторов. По выражению В.Н. Шубкина, "на самом деле не только мы сами выбираем себе путь, но и дороги выбирают нас"[3] "Внешние" факторы влияют на ориентации молодежи, через них и напрямую обусловливают важнейшие характеристики социального поведения. В те или иные отрезки времени прослеживаются последствия определенных воздействий.

В классах российской школы: от массовизации – к росту отсева

В последнее десятилетие молодежь, вступающая в жизнь, испытывает давление экономического кризиса в стране. В частности, одним из следствий снижения уровня жизни стало изменение ориентаций в сторону направленности на выживание. Внедрялось платное образование. Это усилило воздействие снижения уровня жизни на ориентации и социальное поведение молодежи. Возникло "золотое сито", через которое проходят главным образом дети из верхних социальных слоев. В этот же период значительно снизился престиж образования, профессий квалифицированного труда.

Результат – значительные перемены в сфере общего образования: во всех классах школы увеличилось выбытие учащихся, так называемый "отсев". 

 

Численность учащихся на начало учебного года и выпускников школ, Россия, %

Учебные годы                                          1973/74 – 1982/83         1984/85 – 1993/94

Поступили в 1 класс                                         100,0                                    100,0

Выпуск из неполной средней школы             102,9                                      85,5

Поступили в старшие классы средней школы    59,7                                     57,2

Выпуск из средней школы                                    45,6                                      41,0

Источник: первичные данные Госкомстата России.[4]


Из "отсевов" в отдельных классах складывался весьма печальный итог – 1,5 млн. детей, которые, по данным Генпрокуратуры, не работают и не учатся. Это количество сохраняется примерно на одном уровне с 1991 года.

Как показало исследование социального состава выпускников средних (полных) школ, за последнее десятилетие в нем произошли изменения очень значительные и по количественным показателям, и по социальному содержанию. Доля выходцев из нижних социальных слоев сократилась более чем вдвое, а подростки из верхних слоев, дети родителей с высшим образованием составили половину школьного выпуска.

 2) Вузы: конкурсная ситуация и конкуренция претендентов

Возможности выбора жизненного пути, предоставляемые обществом молодежи, в немалой степени изменяются во времени. Система образования и рынок труда испытывают значительное давление. Как объем вакансий, так и структура их не остаются постоянными. Соответственно претерпевают трансформации также и условия для реализации потенциальных возможностей.

Это способствует большей изменчивости условий вхождения молодежи в самостоятельную жизнь, трудоустройства и получения образования.

   В высших учебных заведениях выпускников дневных школ привлекают в первую очередь дневные отделения. Примечательно, что некоторому уменьшению доли дневных отделений вузов в устремлениях выпускников школ соответствует в последние годы рост доли намеренных поступить на заочные отделения (3,2% в 1985 году; 8,1% в 1994-м; 9,7% в 1996-м; 10,2% в 1997 году). Возможно, это связано с тем, что современные условия жизни требуют от многих, кто стремится к высшему образованию, совмещать учебу с работой; а если работа предполагает значительную самоотдачу, то заочное обучение становится более предпочтительным, чем вечернее.

  Но ориентация на вуз еще не означает, что подросток будет пытаться реализовать ее в год окончания школы. Принимая решение, подавать заявление или не подавать, и поступать ли в год окончания школы или отложить такой шаг, молодой человек и его родители, конечно, принимают во внимание конкурсную ситуацию. Они учитывают и положение в этом году, и то, ухудшатся или улучшатся условия для поступления в будущем.

3) Среднее специальное образование: большие ресурсы и высокий конкурс

  Вузы – не единственный образовательный канал, в который "перетекает" поток юношей и девушек из школ. Значительная часть подростков ориентирована на поступление в средние специальные учебные заведения.

   За спадом интереса в 80е годы, последовал резкий подъем. Сказались, возможно, и материальные трудности, испытываемые семьями, это могло проявиться как в необходимости побыстрее стать на ноги, помогать родителям, так и в невозможности оплачивать обучение, из-за чего части выпускников школ пришлось понизить планку притязаний и избрать не высшие, а средние специальные учебные заведения; и появление новых, привлекательных для молодежи средних специальных учебных заведений (колледжей и др.); и предлагаемое этой «подсистемой образования» обучение профессиям, пользующимся повышенным спросом на рынке труда; и, наконец, стремление молодых людей побыстрее реализовать себя в новых условиях существования.

 Определение с выбором профессии, своего дела в жизни - одно из главных противоречий в жизни молодого человека, резкое противопоставление желания и мечты материальным возможностям

3.Проблема наркомании среди молодежи


Подростковый и юношеский возраст — возраст становления. Подросток еще плохо знает окружающий мир, плохо знает самого себя. Он торопится жить, он торопится войти в мир взрослых людей. Все хочется попробовать, обо всем хочется составить собственное мнение. Добавьте к этому массу новых проблем — от экономических до сексуальных, первые личные драмы и разочарования, неумение справляться с собственными чувствами и вы поймете, почему именно подросток так уязвим для наркотиков. Вот наиболее распространенные мотивы употребления наркотиков подростками[5]:

·        желание не отстать от компании, быть “как все” в своей группе сверстников;

·        желание пережить эмоционально приятное состояние (“кайф”);

·        поиск фантастических видений, галлюцинаций (“поймать глюки”);

·        стремление “забыться”, отключиться от неприятностей;

·        любопытство, желание испытать неизведанное. Кроме внутренних причин, способных подтолкнуть подростка к наркотикам, есть еще и внешние, то есть обстоятельства, в которых реально существует подросток и которые часто от него не зависят. К числу таких внешних причин относятся:

·        жестокое обращение с подростком в семье;

·        несостоятельность в учебе;

·        алкоголизм родителей;

·        эмоциональное отвержение со стороны матери;

·        постоянные конфликты между родителями;

·        бунт против чрезмерной опеки со стороны родителей. Часто бывает трудно изменить ситуацию в семье или противостоять влиянию подростковой компании, но всегда важно понять, что действительно в ваших силах, чем вы реально можете помочь своему ребенку.


Список литературы

 

1.     Шубкин В.Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1999.

2.     Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства). М.: Мысль, 1999.

3.     Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. М.: Дело, 2000.

4.     Константиновского Д.Л.,.Хохлушкиной Ф.А Формирование социального поведения молодежи в сфере образования // Социология, 2000, №4

5.     Лиханов А. Положение детей в России // Независимая газета,  21 ноября 2001.

6.     .Яковлев  Л Притязания молодежи, ожидания общества // Социология, 2001, №3



[1] Шубкин В.Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1999.  – с 134.


[2] Константиновского Д.Л.,.Хохлушкиной Ф.А Формирование социального поведения молодежи в сфере образования // Социология, 2000, №4 – с 32.

[3] Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства). М.: Мысль, 1999.  – с 21


[4] .Яковлев  Л Притязания молодежи, ожидания общества // Социология, 2001, №3 – 35.


[5] Лиханов А. Положение детей в России // Независимая газета, 21 ноября 2001.  – с 7