Содержание
1. Молодежь и становление новой России. 3
2. Проблемы молодежи в системе образования. 4
3.Проблема наркомании среди молодежи. 8
Список литературы.. 10
1. Молодежь и становление новой России
Высокая скорость политических, экономических и социальных изменений в 90-е годы оказали (и оказывают) влияние на положение и развитие российской молодежи. Сегодня, очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие. Это связано, прежде всего, с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении.
С 1987-1996 гг. в стране родилось шесть миллионов детей меньше, чем за предыдущие десять лет. Количество молодежи в возрасте до 16 лет уменьшилось на три миллиона человек.
Демографическая ситуация осложняется новым в российской действительности - ростом убийств и самоубийств, в том числе среди молодежи.
Поданным Ген. прокуратуры РФ, 10% выпускников гос. учреждений для детей сирот кончают жизнь самоубийством, не будучи в состоянии приспособиться к жизненным условиям. Гнетущие впечатления оставляют цифры самоубийств в армии. В 1996 году добровольно расстались с жизнью 526 человек. Причина - нерешенность социально-экономических и бытовых проблем. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры, потеря любимого человека из ближайшего окружения или высокомерно отвергнутая любовь, наркомания, уязвленное чувство собственного достоинства, отождествление себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство[1].
В тенденции расширения процесса десоциализации, маргинализации молодежи. Увеличивается количество молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, "профессиональные нищие", лица отбывающие заключение в исправительно-трудовых учреждениях, которые стремятся быть социально полезными гражданами, но в силу общественных условий не могут ими стать. Происходит люмпенизация и крименализация молодежи.
В тенденции снижения возможностей участия молодежи в экономическом развитии. Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. В 1994 году она составила - 35.5%, в 1997 году - 35%, от общей численности безработных.
2. Проблемы молодежи в системе образования
Проблема получения необходимых навыков, а точнее проблема получения образования в нынешней России остро стоит перед каждым молодым человеком, ее актуальность налицо.
Еще несколько лет назад образование как таковое не имело ценности для молодежи, много престижнее было, окончив училище, пойти в «комок». Сейчас все наоборот. Фиксируемое исследователями противоречие между равенством прав на получение образования и различием в реализации этих прав молодежью из разных социальных групп является конкретным выражением данной проблемы. Привлекательность образования для молодежи, ее устремления в этой сфере, доступность образования для выходцев из разных социальных групп во многом определяют завтрашний уровень образования населения, численность и качество квалифицированных работников, весомость потенциала ученых и специалистов для наукоемких отраслей. Кроме того, исследование социального поведения молодежи в сфере образования актуально в связи с формированием рынка труда, а именно с проблемами трудоустройства молодежи.
На протяжении последних десятилетий на ориентации и социальное поведение выпускников средних (полных) школ оказывал воздействие большой комплекс факторов: политические перемены в стране, изменение способа принуждения к труду; трансформация ценностных ориентаций общества, связанная с изменением общей ситуации; изменение в престиже образования, квалифицированных профессий; возникшие в последние годы последствия экономического спада (резкое уменьшение спроса на рынке труда, снижение уровня жизни); замена установки на всеобщее среднее образование курсом на основное (неполное среднее) и среднее (полное) образование; внедрение платного обучения; формирование иерархии "элитных" и "дешевых" образовательных учреждений; усиление неравенства в сфере образования для молодежи разных регионов и для поселений, различных по уровню урбанизации.[2]
Исследование социального поведения молодежи в образовательной сфере показывает, что в его формировании чрезвычайно велика роль так называемых "внешних" (по отношению к индивиду) факторов. По выражению В.Н. Шубкина, "на самом деле не только мы сами выбираем себе путь, но и дороги выбирают нас"[3] "Внешние" факторы влияют на ориентации молодежи, через них и напрямую обусловливают важнейшие характеристики социального поведения. В те или иные отрезки времени прослеживаются последствия определенных воздействий.
В классах российской школы: от массовизации – к росту отсева
В последнее десятилетие молодежь, вступающая в жизнь, испытывает давление экономического кризиса в стране. В частности, одним из следствий снижения уровня жизни стало изменение ориентаций в сторону направленности на выживание. Внедрялось платное образование. Это усилило воздействие снижения уровня жизни на ориентации и социальное поведение молодежи. Возникло "золотое сито", через которое проходят главным образом дети из верхних социальных слоев. В этот же период значительно снизился престиж образования, профессий квалифицированного труда.
Результат – значительные перемены в сфере общего образования: во всех классах школы увеличилось выбытие учащихся, так называемый "отсев".
Численность учащихся на начало учебного года и выпускников школ, Россия, %
Учебные годы 1973/74 – 1982/83 1984/85 – 1993/94
Поступили в 1 класс 100,0 100,0
Выпуск из неполной средней школы 102,9 85,5
Поступили в старшие классы средней школы 59,7 57,2
Выпуск из средней школы 45,6 41,0
Источник: первичные данные Госкомстата России.[4]
Из "отсевов" в отдельных классах складывался весьма печальный итог – 1,5 млн. детей, которые, по данным Генпрокуратуры, не работают и не учатся. Это количество сохраняется примерно на одном уровне с 1991 года.
Как показало исследование социального состава выпускников средних (полных) школ, за последнее десятилетие в нем произошли изменения очень значительные и по количественным показателям, и по социальному содержанию. Доля выходцев из нижних социальных слоев сократилась более чем вдвое, а подростки из верхних слоев, дети родителей с высшим образованием составили половину школьного выпуска.
2) Вузы: конкурсная ситуация и конкуренция претендентов
Возможности выбора жизненного пути, предоставляемые обществом молодежи, в немалой степени изменяются во времени. Система образования и рынок труда испытывают значительное давление. Как объем вакансий, так и структура их не остаются постоянными. Соответственно претерпевают трансформации также и условия для реализации потенциальных возможностей.
Это способствует большей изменчивости условий вхождения молодежи в самостоятельную жизнь, трудоустройства и получения образования.
В высших учебных заведениях выпускников дневных школ привлекают в первую очередь дневные отделения. Примечательно, что некоторому уменьшению доли дневных отделений вузов в устремлениях выпускников школ соответствует в последние годы рост доли намеренных поступить на заочные отделения (3,2% в 1985 году; 8,1% в 1994-м; 9,7% в 1996-м; 10,2% в 1997 году). Возможно, это связано с тем, что современные условия жизни требуют от многих, кто стремится к высшему образованию, совмещать учебу с работой; а если работа предполагает значительную самоотдачу, то заочное обучение становится более предпочтительным, чем вечернее.
Но ориентация на вуз еще не означает, что подросток будет пытаться реализовать ее в год окончания школы. Принимая решение, подавать заявление или не подавать, и поступать ли в год окончания школы или отложить такой шаг, молодой человек и его родители, конечно, принимают во внимание конкурсную ситуацию. Они учитывают и положение в этом году, и то, ухудшатся или улучшатся условия для поступления в будущем.
3) Среднее специальное образование: большие ресурсы и высокий конкурс
Вузы – не единственный образовательный канал, в который "перетекает" поток юношей и девушек из школ. Значительная часть подростков ориентирована на поступление в средние специальные учебные заведения.
За спадом интереса в 80е годы, последовал резкий подъем. Сказались, возможно, и материальные трудности, испытываемые семьями, это могло проявиться как в необходимости побыстрее стать на ноги, помогать родителям, так и в невозможности оплачивать обучение, из-за чего части выпускников школ пришлось понизить планку притязаний и избрать не высшие, а средние специальные учебные заведения; и появление новых, привлекательных для молодежи средних специальных учебных заведений (колледжей и др.); и предлагаемое этой «подсистемой образования» обучение профессиям, пользующимся повышенным спросом на рынке труда; и, наконец, стремление молодых людей побыстрее реализовать себя в новых условиях существования.
Определение с выбором профессии, своего дела в жизни - одно из главных противоречий в жизни молодого человека, резкое противопоставление желания и мечты материальным возможностям
3.Проблема наркомании среди молодежи
Подростковый и юношеский возраст — возраст становления. Подросток еще плохо знает окружающий мир, плохо знает самого себя. Он торопится жить, он торопится войти в мир взрослых людей. Все хочется попробовать, обо всем хочется составить собственное мнение. Добавьте к этому массу новых проблем — от экономических до сексуальных, первые личные драмы и разочарования, неумение справляться с собственными чувствами и вы поймете, почему именно подросток так уязвим для наркотиков. Вот наиболее распространенные мотивы употребления наркотиков подростками[5]:
· желание не отстать от компании, быть “как все” в своей группе сверстников;
· желание пережить эмоционально приятное состояние (“кайф”);
· поиск фантастических видений, галлюцинаций (“поймать глюки”);
· стремление “забыться”, отключиться от неприятностей;
· любопытство, желание испытать неизведанное. Кроме внутренних причин, способных подтолкнуть подростка к наркотикам, есть еще и внешние, то есть обстоятельства, в которых реально существует подросток и которые часто от него не зависят. К числу таких внешних причин относятся:
· жестокое обращение с подростком в семье;
· несостоятельность в учебе;
· алкоголизм родителей;
· эмоциональное отвержение со стороны матери;
· постоянные конфликты между родителями;
· бунт против чрезмерной опеки со стороны родителей. Часто бывает трудно изменить ситуацию в семье или противостоять влиянию подростковой компании, но всегда важно понять, что действительно в ваших силах, чем вы реально можете помочь своему ребенку.
Список литературы
1. Шубкин В.Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1999.
2. Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства). М.: Мысль, 1999.
3. Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. М.: Дело, 2000.
4. Константиновского Д.Л.,.Хохлушкиной Ф.А Формирование социального поведения молодежи в сфере образования // Социология, 2000, №4
5. Лиханов А. Положение детей в России // Независимая газета, 21 ноября 2001.
6. .Яковлев Л Притязания молодежи, ожидания общества // Социология, 2001, №3
[1] Шубкин В.Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1999. – с 134.
[2] Константиновского Д.Л.,.Хохлушкиной Ф.А Формирование социального поведения молодежи в сфере образования // Социология, 2000, №4 – с 32.
[3] Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства). М.: Мысль, 1999. – с 21
[4] .Яковлев Л Притязания молодежи, ожидания общества // Социология, 2001, №3 – 35.
[5] Лиханов А. Положение детей в России // Независимая газета, 21 ноября 2001. – с 7