Содержание

Введение. 3

1. Сущность и структура теневой экономики. 4

2. Причины возникновения и последствия существования теневой экономики. 7

3. Переход к рыночной экономике и эволюция теневых структур. Современный этап реформирования национальной экономики и изменение в структуре и формах теневой деятельности. 10

Задача. 15

Заключение. 17

Список литературы.. 18

Введение

В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Это проблема теневой экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

При разгуле экономической преступности и в коррумпированном государстве не может быть жизнеспособной общественной системы, а рыночное хозяйство теряет экономическую эффективность. В такой ситуации утрачивают всякий смысл и рыночные реформы.

Теневая экономика представляет интерес прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, «нормальных», экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что совершенно очевидна необходимость их анализа.

Цель работы – определить теневую экономику.

Задачи работы - дать определение теневой экономики, учитывая мнения ученых по данной проблеме, рассмотреть формы ее проявления,  определить  место теневой экономики в переходный период к рынку.

1. Сущность и структура теневой экономики

Под теневой экономикой понимаются неучитываемые официальной статистикой и неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ[1].

Также существует другая точка зрения на определение теневой экономики. Теневая экономика - все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки[2].

 Каждая из указанных точек зрения по-своему правильна и отражает в той или иной степени наблюдающиеся в экономике реальные процессы. Они характеризуют теневую экономику с различных сторон и по существу не противоречат друг другу.

Таким образом, теневая экономика как бы распадается на три крупных блока:

1)                Неофициальная экономика. Сюда входят все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место неучитываемые официальной статистикой производство услуг, товаров, сокрытие этой деятельности от налогообложения.

2)                Фиктивная экономика. Это приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег.

3)                Подпольная экономика. Под ней понимаются запрещенные законом виды экономической деятельности (торговля оружием, наркотиками и т.д.).

Объективной причиной стремительного роста теневой экономики в России является переход от бюрократической командной системы управления к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. При этом теневая экономика должна базироваться и развиваться из конкретных источников.

Первый из них - это пресловутый вывоз за рубеж капитала, сырьевых и энергетических ресурсов (по оценкам авторитетных экспертов это около $30 млрд. в год), при этом основная часть сделок не является в прямом смысле теневой, т.е. осуществляется на законных основаниях: сырье и энергоресурсы часто реализуются за рубеж по заниженным ценам через посреднические компании, а соответствующий процент от прибыли последних оседает за рубежом.

Вторым, и основным источником теневой экономики является нерегистрируемая государственными органами хозяйственная деятельность, которая имеет место во всех сферах экономики.

Действующие лица теневой экономики – это ровесники «перестройки»: бывшая партийно-государственная элита, новая политическая элита, «теневики» всех мастей, директорский корпус, предприниматели «новой волны», начинавшие с нуля.

Процесс формирования предпринимательства с самого начала связан с нарушением правовых и этических норм, с методами «ваучеризации» и обманом трудовых коллективов, со сделками сомнительного характера, со связью или сращиванием бизнеса с криминальными структурами.

Нынешний российский криминальный «синдикат» вышел за пределы национальных границ, в 50 странах действуют почти 100 таких «синдикатов» общей численностью не менее 2500 человек, из которых 400 находятся в международном розыске[3].

Основой возникновения теневой экономики является также и резкое имущественное расслоение населения при утрате основной его частью, прежде всего молодежью, социально значимых ориентиров, подмена их «идеалами» потребительства, наживы, криминала. В России большая часть населения относится к категории «бедных», велика доля безработных и фиктивно занятых, наличие «социального дна» из числа вышедших из тюрем людей, нищих, бомжей, беспризорных детей и подростков, возросло число беженцев из «горячих точек» бывшего СССР, увеличивается доля неустроенных профессионалов, демобилизованных из армии и всех силовых структур. Из-за невыплат заработной платы и пенсий сложился гигантский слой «новых бедных».

В общемировом масштабе удельный вес теневой экономики оценивается в 5-10% от валового внутреннего продукта. Так, в африканских странах этот показатель достигает 30%, в Чехии - 18%, а на Украине - 50%[4].

По словам заместителя секретаря Совета безопасности РФ Вячеслава Солтаганова, объем теневой экономики в России составляет 20-25% ВВП. Объем теневого сектора оценивается в 2-2,5 трлн руб., что эквивалентно доходам федерального бюджета в 2002г. По словам В. Солтаганова, в этом секторе заняты около 9 млн человек. Кроме того, он отметил, что в прошлом году из России было нелегально вывезено порядка 12 млрд долл., что могло бы покрыть одну треть расходов федерального бюджета.

В.Солтаганов также подчеркнул, что острой проблемой по-прежнему остаются так называемые «фирмы-однодневки», играющие ключевую роль в нелегальном переводе средств за границу. Так в 1999г. из федерального бюджета на возврат НДС было выделено 40 млрд руб., в 2003г. на эти цели запланировано выделение 240 млрд руб. При этом объем российского экспорта с 1999г. значительно сократился[5].





2. Причины возникновения и последствия существования теневой экономики

 

Причины теневой экономики различны для всех регионов мира, однако, комплекс причин существования теневого бизнеса при рынке будет более разнообразным, в особенности, если иметь в виду не самые устоявшиеся отрасли рыночной экономики.

Наиболее распространенными причинами возникновения данного явления являются:

Высший уровень налогообложения. Официально доля всех налоговых постановлений в России была в 1993-1995 гг. на уровне 30-33% ВВП. Это почти столько же, сколько и в США, но гораздо меньше по сравнению, к примеру, со скандинавскими странами (в Швеции - 61%).

Существуют разные оценки доли изымаемой у предприятии при­были: от 60 до 80-90%. Как известно, налоговое изъятие свыше 50% прибыли лишает предприятие стимулов к активной пр. изводе тонной деятельности. Экономическая нестабильность, кризисное состояние экономики. Уход экономики в «тень» является следствием общего состояния экономики. При плачевном состоянии официальной экономики работа в ее теневом секторе может иметь множеств преимуществ.

С другой стороны, кризисное состояние экономики вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной из них и является теневой сектор.

Незащищенность прав собственности. Незащищенность прав собственности порождает у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее хозяйственное поведе­ние исходит из того, что если права собственности могут быть рано или поздно нарушены и существующее законодательство и правоприменительная практика отнюдь не гарантируют их надежную защиту, надо использовать имеющиеся возможности по максимуму. Если можно избежать уплаты налогов, максимизировать всеми способами свою при­быль, то это надо делать.

Неблагоприятный социальный фон. Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и т.д. являются прекрасной "питательной средой" для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодате­лем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения и т.д.

Политическая нестабильность. Этот фактор также, как и «незащищенность прав собственности», стимулирует и развивает психо­логию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала. Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает. Причем ее объем уменьшается не только за счет «затенения», но и по причине элементарного свертывания деятельности «до лучших времен».

Если рассматривать социально-экономические последствия теневой экономики, то можно заметить, что они в большей степени негативные, чем позитивные.

К негативным социально-экономическим последствия теневой экономики относятся:

·                    уменьшение доходной базы бюджетов всех уровней из-за неуплаты налогов, штрафов, сборов, регламентаций;

·                    рост коррумпированности и преступности, приобретение организованных форм (теневая экономика является финансовой базой преступности, а криминальный сектор теневой экономики сам по себе является преступным);

·                    исключение инвестиционного развития (субъекты теневой экономической деятельности не вкладывают деньги в развитие производства);

·                    создание диспропорций в структуре экономики (теневая экономика, а это около половины всей экономики, развивается в основном в сфере услуг и торгово-посреднической сфере, а не в сфере производства);

·                    негативное влияние на инфляционные процессы оказывают фиктивные деньги и доходы от аккумулирования фиктивных безналичных средств;

·                    кризис в сфере социально - экономического управления (влияние государства на теневой сектор экономики крайне ограничено, большинство мер воздействия на него оказываются неэффективными);

·                    моральное и физическое разложение общества (подпольные производства пищевой промышленности сплошь и рядом нарушают установленные стандарты, технологии и т. п., что отрицательно сказывается на здоровье людей и состояние окружающей среды; постоянное нарушение законов, за которым не следует наказание, формирует психологию вседозволенности).

В то же время, исключив криминальный сектор, можно говорить и о некоторых позитивных моментах теневой экономики:

·                    удовлетворение покупательского спроса (когда государство и легальные экономические субъекты по той или иной причине не могут предоставить требуемые услуги и товары, их предоставляют субъекты теневой экономической деятельности);

·                    поддержание производства в кризисный период;

·                    создание первоначального капитала собственникам (государство выдвигает слишком высокие требования (лицензирование, налоги, акцизные сборы и т.д.) собственникам средств производства, ввиду чего они не могут накопить первоначальный капитал);

·                    смягчение напряженности на рынке труда.

  

3. Переход к рыночной экономике и эволюция теневых структур. Современный этап реформирования национальной экономики и изменение в структуре и формах теневой деятельности

 

Важными стратегическими направлениями борьбы с экономической преступностью следует считать: совершенствование правовой основы и формирование здоровой регулируемой рыночной экономики, условия которой стали бы невыгодными для теневого бизнеса; более либеральное налоговое законодательство; упрощение системы регистрации для малого и среднего бизнеса; ужесточение наказания за использование служебного положения в личных целях; приравнивание коррупции и взяточничества к наиболее тяжким преступлениям.

Не менее важными направлениями являются проведение политики глубоких административных реформ с целью упорядочения организационных структур власти, правоохранительных органов, координации их деятельности; реформирование корпуса госслужащих, развитие межгосударственного сотрудничества в борьбе с экономической преступностью; усиление воспитательной функции государства в формировании этической основы предпринимательства.

При выборе механизмов реализации стратегических целей важно найти оптимальное соотношение между экономическими и административными мерами государственного воздействия на теневую экономику.

Проблема легализации теневого капитала должна базироваиться на следующих принципах:

- благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий (налоговая политика, приватизация, внеэкономическая деятельность), причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;

- четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников и учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном Кодексе.

- формирование нового отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к «новым русским», проживающим за рубежом, отношения на основе эффективной программы репартации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;

- укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию эффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и самого института частной собственности;

- установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля. Механизм такого контроля должен быть основан на данных о правонарушениях в сфере экономики, что облегчает выбор партнера в деловых отношениях.

В государственных властных структурах, общественных и научных организациях имеют место два противоположных подхода к решению проблем теневой экономики. Первый, ставший уже традиционным радикально-либеральный, действует с начала 1992 г. Он связан с целевыми установками на сверхвысокие темпы формирования частных капиталов. Результаты такого подхода в стране налицо: это критические масштабы роста теневой составляющей экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой. В рамках этого подхода у некоторых политиков появляются идеи относительно проведения полной легализации всей теневой экономики. Вряд ли такие веяния получат ныне общественную поддержку, в том числе со стороны теневиков-хозяйственников, поскольку они опять будут уравнены с представителями «криминальной» экономики, которые тоже захотят легализоваться.

Второй – репрессивный – подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы радикально-либерального. Он предполагает расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции.

На первом этапе программа декриминализации российской экономики предполагает полную ликвидацию «крыш», причем не только криминальных, но и милицейских, на ведущих российских предприятиях. Силовики планируют провести тотальные проверки и спецоперации на стратегически важных для страны предприятиях.

Поэтому, скорее всего, в ближайшее время борьба с преступностью будет заключаться в использовании силовых методов, сборе доказательной базы и привлечении к уголовной ответственности лидеров преступных группировок и их ближайших соратников, благодаря которым предприятиям удается скрывать большую часть прибыли и перекачивать доходы на частные счета в банках.

Почему-то не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы. И поскольку в законопроектах упор сделан не на устранение условий, препятствующих переходу теневой деятельности в легальную, а на преследование людей, экономические результаты его принятия могут оказаться во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы – ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций – их усиление.

Не столь благоприятными могут быть и социальные результаты использования преимущественно репрессивных методов, поскольку власти могут столкнуться с сопротивлением не только теневиков-хозяйственников, но и значительной части рабочих, которым теневая экономика помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы. Поддержка же подобных мер со стороны сравнительно слабых ныне групп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих «лежащих на боку» предприятий не позволит создать оптимального баланса сил в обществе. В этом случае репрессивные методы существенно не пополнят государственной казны, а только повлекут за собой рост безработицы, ослабление экономики с возможным бегством способных хозяйственников за границу и другие негативные последствия.

Таким образом, можно вновь прийти к выводу о необходимости четкого разграничения капиталов криминальных элементов и вынужденных теневиков и фиксирования данного разделения в новых экономико-правовых актах. Задача эта довольно нелёгкая. Поэтому экономисты, социологи, юристы совместными усилиями в первую очередь должны определить формальные различия субъектов криминальной экономики и вынужденного теневого производства, а налоговые правила в идеале должны разрабатывать не фискальные органы, а Министерство экономики, которое призвано отслеживать структурные макроэкономические сдвиги и тенденции развития промышленного производства.

Интеграция продуктивно-производительной части теневой экономики в легальную и гарантия защиты свободного предпринимательства от криминальных структур и налогового произвола, возможно, положительно отразятся на всем обществе. Инвестиции отечественных предприятий, уплата налогов в бюджет, увеличение товаропроизводства и улучшение благосостояния значительной части населения России – вот лишь малая часть того, что последует за грамотными экономико-правовыми действиями государства. Своим трудом предприниматели могут не только материально обеспечить все общество, но также укрепить государственную власть и способствовать дальнейшему продвижению реформ.

При этом желательно, чтобы реабилитация вынужденных теневиков-хозяйственников сопровождалась усилением борьбы с криминальным миром вообще и его экономической деятельностью в частности.

Международное сотрудничество российских правоохранительных органов по борьбе с экономической преступностью выходит на новый уровень, и к этому процессу все чаще стали подключаться соответствующие ведомства на уровне регионов.

Воздействие государства на теневую экономику осуществляется на основе законодательства с помощью государственного аппарата. За последнее десятилетие общее число работников органов госуправления значительно возросло и к концу 90-х гг. превысило 1 млн. человек, причем более 970 тыс. – госчиновники, работающие в органах исполнительной власти. Одно из важнейших направлений административных реформ – реформирование корпуса госслужащих. Но эффективность государственного воздействия на теневую экономику определяется не численностью чиновников, а качественной стороной системы государственного управления, то есть ее организационной структурой и профессионализмом корпуса госслужащих[6].

Задача

 

Экспортная квота  в развитых странах отличается: в Японии – 10%, Германии – 30%, Нидерландах – 55%. Чем можно объяснить эти различия. Как соотносится активное участие страны в международном разделении труда с ее экономической независимостью.

 

Совершенно верно отмечается чрезвычайное разнообразие этого показателя по различным странам мира. Есть и парадоксы. У некоторых развивающихся стран экспортная квота выше, чем у развитых. Следовательно «нельзя признать правильным широко бытующее мнение, что чем выше экономический потенциал страны, тем больше открытость ее экономики. Так, США и Япония – первый и третий экспортеры мира – имеют относительно низкую экспортную квоту».

Строго говоря, нужно рассчитывать экспортную квоту не по странам мира, а по социо-культурным образованьям. С точки зрения теории СКС, реальным экспортом можно считать только то, что выходит за пределы социо-культурного образования. Все остальное, есть только внутренний социо-культурный оборот. В некоторых случаях социо-культурные районы и анклавы могут иметь статус государств. В некоторых случаях нет. Соответственно, при расчетах только по странам мира, получается, что в одном случае есть экспорт, а в другом нет. Но это не меняет сути дела. Это только рефлексия и не более того. Процесс не меняется. Меняется только его интерпретация. Соответственно ей, драматически меняются и результаты рассмотрения.

Международное разделение труда - объективная основа международного обмена товарами, услугами, знаниями, развития производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между всеми странами мира независимо от их экономической развитости и характера общественного строя. Суть МРТ заключается в снижении издержек производства и максимальном удовлетворении потребностей потребителей. Именно МРТ является важнейшей материальной предпосылкой налаживания плодотворного экономического взаимодействия государств в масштабах всей планеты.

Участие в международном разделении труда дает странам дополнительный экономический эффект, позволяя полнее и с наименьшими издержками удовлетворять свои потребности.


Заключение


Приведенная информация позволяет понять насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.

Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть.

Тема криминальной теневой экономики приобретает ныне исключительную актуальность, если учесть, что в стране складывается новая политическая обстановка, повышается экономическая роль государства и его конкретная ответственность перед гражданами России, которые еще продолжают надеяться, что власть проявит волю в борьбе.

Для борьбы с коррупцией и взяточничеством необходимы более глубокие преобразования. В первую очередь, следует обратить внимание на то, что именно разрешительные и распределительные функции чиновника, унаследованные от советской эпохи, порождают процесс коррупции. Разрешительно-распределительные функции чиновничества должны быть сведены к минимуму. Современный чиновник должен быть прежде всего высокопрофессиональным технократом. Надо задуматься не только о том, что чиновнику следует платить больше, но и о том, за что ему платит.

Применительно к теневой экономике особенно актуальны усилия банковского сообщества по борьбе с отмыванием денег. Одиннадцать крупнейших мировых банков затеяли новый поход против отмывания денег.


Список литературы:

 

1.     Величенков А., Куликов В. Теневые пирамиды реформируемой экономики // РЭЖ , №№ 8-9, 1996.

2.     Гукасьян Г.М. Экономическая теория: проблемы новой экономики. М.: Экономист, 2002.

3.     Исправников В.О. Теневой капитал: конфисковать или амнистировать? // «Экономика и жизнь», № 24, 1996.

4.     Примолов М.С. Теневая экономика России - статистика Совета безопасности РФ // Комсомольская правда. 16 сентября 2003.

5.     Теневая экономика. / Под ред. Бунич А.П., Гуров А.И. и др. М.: Экономика, 1991.





[1] Гукасьян Г.М. Экономическая теория: проблемы новой экономики. М.: Экономист, 2002. С. 130.

[2] Теневая экономика. / Под ред. Бунич А.П. , Гуров А.И. и др. М.: Экономика, 1991. С. 15.


[3] Гукасьян Г.М. Экономическая теория: проблемы новой экономики. М.: Экономист, 2002. С. 132-134.


[4] Исправников В.О. Теневой капитал: конфисковать или амнистировать? // «Экономика и жизнь», № 24, 1996. С. 18-19.

[5] Примолов М.С. Теневая экономика России - статистика Совета безопасности РФ // Комсомольская правда. 16 сентября 2003. С.8.

[6] Величенков А., Куликов В. Теневые пирамиды реформируемой экономики // РЭЖ , №№ 8-9, 1996. С. 44-46.