Содержание
Введение. 3
1. Сущность и структура теневой экономики. 4
2. Причины возникновения и последствия существования теневой экономики. 7
3. Переход к рыночной экономике и эволюция теневых структур. Современный этап реформирования национальной экономики и изменение в структуре и формах теневой деятельности. 10
Задача. 15
Заключение. 17
Список литературы.. 18
Введение
В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Это проблема теневой экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
При разгуле экономической преступности и в коррумпированном государстве не может быть жизнеспособной общественной системы, а рыночное хозяйство теряет экономическую эффективность. В такой ситуации утрачивают всякий смысл и рыночные реформы.
Теневая экономика представляет интерес прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, «нормальных», экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что совершенно очевидна необходимость их анализа.
Цель работы – определить теневую экономику.
Задачи работы - дать определение теневой экономики, учитывая мнения ученых по данной проблеме, рассмотреть формы ее проявления, определить место теневой экономики в переходный период к рынку.
1. Сущность и структура теневой экономики
Под теневой экономикой понимаются неучитываемые официальной статистикой и неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ[1].
Также существует другая точка зрения на определение теневой экономики. Теневая экономика - все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки[2].
Каждая из указанных точек зрения по-своему правильна и отражает в той или иной степени наблюдающиеся в экономике реальные процессы. Они характеризуют теневую экономику с различных сторон и по существу не противоречат друг другу.
Таким образом, теневая экономика как бы распадается на три крупных блока:
1) Неофициальная экономика. Сюда входят все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место неучитываемые официальной статистикой производство услуг, товаров, сокрытие этой деятельности от налогообложения.
2) Фиктивная экономика. Это приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег.
3) Подпольная экономика. Под ней понимаются запрещенные законом виды экономической деятельности (торговля оружием, наркотиками и т.д.).
Объективной причиной стремительного роста теневой экономики в России является переход от бюрократической командной системы управления к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. При этом теневая экономика должна базироваться и развиваться из конкретных источников.
Первый из них - это пресловутый вывоз за рубеж капитала, сырьевых и энергетических ресурсов (по оценкам авторитетных экспертов это около $30 млрд. в год), при этом основная часть сделок не является в прямом смысле теневой, т.е. осуществляется на законных основаниях: сырье и энергоресурсы часто реализуются за рубеж по заниженным ценам через посреднические компании, а соответствующий процент от прибыли последних оседает за рубежом.
Вторым, и основным источником теневой экономики является нерегистрируемая государственными органами хозяйственная деятельность, которая имеет место во всех сферах экономики.
Действующие лица теневой экономики – это ровесники «перестройки»: бывшая партийно-государственная элита, новая политическая элита, «теневики» всех мастей, директорский корпус, предприниматели «новой волны», начинавшие с нуля.
Процесс формирования предпринимательства с самого начала связан с нарушением правовых и этических норм, с методами «ваучеризации» и обманом трудовых коллективов, со сделками сомнительного характера, со связью или сращиванием бизнеса с криминальными структурами.
Нынешний российский криминальный «синдикат» вышел за пределы национальных границ, в 50 странах действуют почти 100 таких «синдикатов» общей численностью не менее 2500 человек, из которых 400 находятся в международном розыске[3].
Основой возникновения теневой экономики является также и резкое имущественное расслоение населения при утрате основной его частью, прежде всего молодежью, социально значимых ориентиров, подмена их «идеалами» потребительства, наживы, криминала. В России большая часть населения относится к категории «бедных», велика доля безработных и фиктивно занятых, наличие «социального дна» из числа вышедших из тюрем людей, нищих, бомжей, беспризорных детей и подростков, возросло число беженцев из «горячих точек» бывшего СССР, увеличивается доля неустроенных профессионалов, демобилизованных из армии и всех силовых структур. Из-за невыплат заработной платы и пенсий сложился гигантский слой «новых бедных».
В общемировом масштабе удельный вес теневой экономики оценивается в 5-10% от валового внутреннего продукта. Так, в африканских странах этот показатель достигает 30%, в Чехии - 18%, а на Украине - 50%[4].
По словам заместителя секретаря Совета безопасности РФ Вячеслава Солтаганова, объем теневой экономики в России составляет 20-25% ВВП. Объем теневого сектора оценивается в 2-2,5 трлн руб., что эквивалентно доходам федерального бюджета в 2002г. По словам В. Солтаганова, в этом секторе заняты около 9 млн человек. Кроме того, он отметил, что в прошлом году из России было нелегально вывезено порядка 12 млрд долл., что могло бы покрыть одну треть расходов федерального бюджета.
В.Солтаганов также подчеркнул, что острой проблемой по-прежнему остаются так называемые «фирмы-однодневки», играющие ключевую роль в нелегальном переводе средств за границу. Так в 1999г. из федерального бюджета на возврат НДС было выделено 40 млрд руб., в 2003г. на эти цели запланировано выделение 240 млрд руб. При этом объем российского экспорта с 1999г. значительно сократился[5].
2. Причины возникновения и последствия существования теневой экономики
Причины теневой экономики различны для всех регионов мира, однако, комплекс причин существования теневого бизнеса при рынке будет более разнообразным, в особенности, если иметь в виду не самые устоявшиеся отрасли рыночной экономики.
Наиболее распространенными причинами возникновения данного явления являются:
Высший уровень налогообложения. Официально доля всех налоговых постановлений в России была в 1993-1995 гг. на уровне 30-33% ВВП. Это почти столько же, сколько и в США, но гораздо меньше по сравнению, к примеру, со скандинавскими странами (в Швеции - 61%).
Существуют разные оценки доли изымаемой у предприятии прибыли: от 60 до 80-90%. Как известно, налоговое изъятие свыше 50% прибыли лишает предприятие стимулов к активной пр. изводе тонной деятельности. Экономическая нестабильность, кризисное состояние экономики. Уход экономики в «тень» является следствием общего состояния экономики. При плачевном состоянии официальной экономики работа в ее теневом секторе может иметь множеств преимуществ.
С другой стороны, кризисное состояние экономики вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной из них и является теневой сектор.
Незащищенность прав собственности. Незащищенность прав собственности порождает у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее хозяйственное поведение исходит из того, что если права собственности могут быть рано или поздно нарушены и существующее законодательство и правоприменительная практика отнюдь не гарантируют их надежную защиту, надо использовать имеющиеся возможности по максимуму. Если можно избежать уплаты налогов, максимизировать всеми способами свою прибыль, то это надо делать.
Неблагоприятный социальный фон. Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и т.д. являются прекрасной "питательной средой" для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения и т.д.
Политическая нестабильность. Этот фактор также, как и «незащищенность прав собственности», стимулирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала. Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает. Причем ее объем уменьшается не только за счет «затенения», но и по причине элементарного свертывания деятельности «до лучших времен».
Если рассматривать социально-экономические последствия теневой экономики, то можно заметить, что они в большей степени негативные, чем позитивные.
К негативным социально-экономическим последствия теневой экономики относятся:
· уменьшение доходной базы бюджетов всех уровней из-за неуплаты налогов, штрафов, сборов, регламентаций;
· рост коррумпированности и преступности, приобретение организованных форм (теневая экономика является финансовой базой преступности, а криминальный сектор теневой экономики сам по себе является преступным);
· исключение инвестиционного развития (субъекты теневой экономической деятельности не вкладывают деньги в развитие производства);
· создание диспропорций в структуре экономики (теневая экономика, а это около половины всей экономики, развивается в основном в сфере услуг и торгово-посреднической сфере, а не в сфере производства);
· негативное влияние на инфляционные процессы оказывают фиктивные деньги и доходы от аккумулирования фиктивных безналичных средств;
· кризис в сфере социально - экономического управления (влияние государства на теневой сектор экономики крайне ограничено, большинство мер воздействия на него оказываются неэффективными);
· моральное и физическое разложение общества (подпольные производства пищевой промышленности сплошь и рядом нарушают установленные стандарты, технологии и т. п., что отрицательно сказывается на здоровье людей и состояние окружающей среды; постоянное нарушение законов, за которым не следует наказание, формирует психологию вседозволенности).
В то же время, исключив криминальный сектор, можно говорить и о некоторых позитивных моментах теневой экономики:
· удовлетворение покупательского спроса (когда государство и легальные экономические субъекты по той или иной причине не могут предоставить требуемые услуги и товары, их предоставляют субъекты теневой экономической деятельности);
· поддержание производства в кризисный период;
· создание первоначального капитала собственникам (государство выдвигает слишком высокие требования (лицензирование, налоги, акцизные сборы и т.д.) собственникам средств производства, ввиду чего они не могут накопить первоначальный капитал);
· смягчение напряженности на рынке труда.
3. Переход к рыночной экономике и эволюция теневых структур. Современный этап реформирования национальной экономики и изменение в структуре и формах теневой деятельности
Важными стратегическими направлениями борьбы с экономической преступностью следует считать: совершенствование правовой основы и формирование здоровой регулируемой рыночной экономики, условия которой стали бы невыгодными для теневого бизнеса; более либеральное налоговое законодательство; упрощение системы регистрации для малого и среднего бизнеса; ужесточение наказания за использование служебного положения в личных целях; приравнивание коррупции и взяточничества к наиболее тяжким преступлениям.
Не менее важными направлениями являются проведение политики глубоких административных реформ с целью упорядочения организационных структур власти, правоохранительных органов, координации их деятельности; реформирование корпуса госслужащих, развитие межгосударственного сотрудничества в борьбе с экономической преступностью; усиление воспитательной функции государства в формировании этической основы предпринимательства.
При выборе механизмов реализации стратегических целей важно найти оптимальное соотношение между экономическими и административными мерами государственного воздействия на теневую экономику.
Проблема легализации теневого капитала должна базироваиться на следующих принципах:
- благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий (налоговая политика, приватизация, внеэкономическая деятельность), причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;
- четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников и учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном Кодексе.
- формирование нового отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к «новым русским», проживающим за рубежом, отношения на основе эффективной программы репартации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;
- укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию эффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и самого института частной собственности;
- установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля. Механизм такого контроля должен быть основан на данных о правонарушениях в сфере экономики, что облегчает выбор партнера в деловых отношениях.
В государственных властных структурах, общественных и научных организациях имеют место два противоположных подхода к решению проблем теневой экономики. Первый, ставший уже традиционным радикально-либеральный, действует с начала 1992 г. Он связан с целевыми установками на сверхвысокие темпы формирования частных капиталов. Результаты такого подхода в стране налицо: это критические масштабы роста теневой составляющей экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой. В рамках этого подхода у некоторых политиков появляются идеи относительно проведения полной легализации всей теневой экономики. Вряд ли такие веяния получат ныне общественную поддержку, в том числе со стороны теневиков-хозяйственников, поскольку они опять будут уравнены с представителями «криминальной» экономики, которые тоже захотят легализоваться.
Второй – репрессивный – подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы радикально-либерального. Он предполагает расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции.
На первом этапе программа декриминализации российской экономики предполагает полную ликвидацию «крыш», причем не только криминальных, но и милицейских, на ведущих российских предприятиях. Силовики планируют провести тотальные проверки и спецоперации на стратегически важных для страны предприятиях.
Поэтому, скорее всего, в ближайшее время борьба с преступностью будет заключаться в использовании силовых методов, сборе доказательной базы и привлечении к уголовной ответственности лидеров преступных группировок и их ближайших соратников, благодаря которым предприятиям удается скрывать большую часть прибыли и перекачивать доходы на частные счета в банках.
Почему-то не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы. И поскольку в законопроектах упор сделан не на устранение условий, препятствующих переходу теневой деятельности в легальную, а на преследование людей, экономические результаты его принятия могут оказаться во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы – ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций – их усиление.
Не столь благоприятными могут быть и социальные результаты использования преимущественно репрессивных методов, поскольку власти могут столкнуться с сопротивлением не только теневиков-хозяйственников, но и значительной части рабочих, которым теневая экономика помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы. Поддержка же подобных мер со стороны сравнительно слабых ныне групп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих «лежащих на боку» предприятий не позволит создать оптимального баланса сил в обществе. В этом случае репрессивные методы существенно не пополнят государственной казны, а только повлекут за собой рост безработицы, ослабление экономики с возможным бегством способных хозяйственников за границу и другие негативные последствия.
Таким образом, можно вновь прийти к выводу о необходимости четкого разграничения капиталов криминальных элементов и вынужденных теневиков и фиксирования данного разделения в новых экономико-правовых актах. Задача эта довольно нелёгкая. Поэтому экономисты, социологи, юристы совместными усилиями в первую очередь должны определить формальные различия субъектов криминальной экономики и вынужденного теневого производства, а налоговые правила в идеале должны разрабатывать не фискальные органы, а Министерство экономики, которое призвано отслеживать структурные макроэкономические сдвиги и тенденции развития промышленного производства.
Интеграция продуктивно-производительной части теневой экономики в легальную и гарантия защиты свободного предпринимательства от криминальных структур и налогового произвола, возможно, положительно отразятся на всем обществе. Инвестиции отечественных предприятий, уплата налогов в бюджет, увеличение товаропроизводства и улучшение благосостояния значительной части населения России – вот лишь малая часть того, что последует за грамотными экономико-правовыми действиями государства. Своим трудом предприниматели могут не только материально обеспечить все общество, но также укрепить государственную власть и способствовать дальнейшему продвижению реформ.
При этом желательно, чтобы реабилитация вынужденных теневиков-хозяйственников сопровождалась усилением борьбы с криминальным миром вообще и его экономической деятельностью в частности.
Международное сотрудничество российских правоохранительных органов по борьбе с экономической преступностью выходит на новый уровень, и к этому процессу все чаще стали подключаться соответствующие ведомства на уровне регионов.
Воздействие государства на теневую экономику осуществляется на основе законодательства с помощью государственного аппарата. За последнее десятилетие общее число работников органов госуправления значительно возросло и к концу 90-х гг. превысило 1 млн. человек, причем более 970 тыс. – госчиновники, работающие в органах исполнительной власти. Одно из важнейших направлений административных реформ – реформирование корпуса госслужащих. Но эффективность государственного воздействия на теневую экономику определяется не численностью чиновников, а качественной стороной системы государственного управления, то есть ее организационной структурой и профессионализмом корпуса госслужащих[6].
Задача
Экспортная квота в развитых странах отличается: в Японии – 10%, Германии – 30%, Нидерландах – 55%. Чем можно объяснить эти различия. Как соотносится активное участие страны в международном разделении труда с ее экономической независимостью.
Совершенно верно отмечается чрезвычайное разнообразие этого показателя по различным странам мира. Есть и парадоксы. У некоторых развивающихся стран экспортная квота выше, чем у развитых. Следовательно «нельзя признать правильным широко бытующее мнение, что чем выше экономический потенциал страны, тем больше открытость ее экономики. Так, США и Япония – первый и третий экспортеры мира – имеют относительно низкую экспортную квоту».
Строго говоря, нужно рассчитывать экспортную квоту не по странам мира, а по социо-культурным образованьям. С точки зрения теории СКС, реальным экспортом можно считать только то, что выходит за пределы социо-культурного образования. Все остальное, есть только внутренний социо-культурный оборот. В некоторых случаях социо-культурные районы и анклавы могут иметь статус государств. В некоторых случаях нет. Соответственно, при расчетах только по странам мира, получается, что в одном случае есть экспорт, а в другом нет. Но это не меняет сути дела. Это только рефлексия и не более того. Процесс не меняется. Меняется только его интерпретация. Соответственно ей, драматически меняются и результаты рассмотрения.
Международное разделение труда - объективная основа международного обмена товарами, услугами, знаниями, развития производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между всеми странами мира независимо от их экономической развитости и характера общественного строя. Суть МРТ заключается в снижении издержек производства и максимальном удовлетворении потребностей потребителей. Именно МРТ является важнейшей материальной предпосылкой налаживания плодотворного экономического взаимодействия государств в масштабах всей планеты.
Участие в международном разделении труда дает странам дополнительный экономический эффект, позволяя полнее и с наименьшими издержками удовлетворять свои потребности.
Заключение
Приведенная информация позволяет понять насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.
Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть.
Тема криминальной теневой экономики приобретает ныне исключительную актуальность, если учесть, что в стране складывается новая политическая обстановка, повышается экономическая роль государства и его конкретная ответственность перед гражданами России, которые еще продолжают надеяться, что власть проявит волю в борьбе.
Для борьбы с коррупцией и взяточничеством необходимы более глубокие преобразования. В первую очередь, следует обратить внимание на то, что именно разрешительные и распределительные функции чиновника, унаследованные от советской эпохи, порождают процесс коррупции. Разрешительно-распределительные функции чиновничества должны быть сведены к минимуму. Современный чиновник должен быть прежде всего высокопрофессиональным технократом. Надо задуматься не только о том, что чиновнику следует платить больше, но и о том, за что ему платит.
Применительно к теневой экономике особенно актуальны усилия банковского сообщества по борьбе с отмыванием денег. Одиннадцать крупнейших мировых банков затеяли новый поход против отмывания денег.
Список литературы:
1. Величенков А., Куликов В. Теневые пирамиды реформируемой экономики // РЭЖ , №№ 8-9, 1996.
2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: проблемы новой экономики. М.: Экономист, 2002.
3. Исправников В.О. Теневой капитал: конфисковать или амнистировать? // «Экономика и жизнь», № 24, 1996.
4. Примолов М.С. Теневая экономика России - статистика Совета безопасности РФ // Комсомольская правда. 16 сентября 2003.
5. Теневая экономика. / Под ред. Бунич А.П., Гуров А.И. и др. М.: Экономика, 1991.
[1] Гукасьян Г.М. Экономическая теория: проблемы новой экономики. М.: Экономист, 2002. С. 130.
[2] Теневая экономика. / Под ред. Бунич А.П. , Гуров А.И. и др. М.: Экономика, 1991. С. 15.
[3] Гукасьян Г.М. Экономическая теория: проблемы новой экономики. М.: Экономист, 2002. С. 132-134.
[4] Исправников В.О. Теневой капитал: конфисковать или амнистировать? // «Экономика и жизнь», № 24, 1996. С. 18-19.
[5] Примолов М.С. Теневая экономика России - статистика Совета безопасности РФ // Комсомольская правда. 16 сентября 2003. С.8.
[6] Величенков А., Куликов В. Теневые пирамиды реформируемой экономики // РЭЖ , №№ 8-9, 1996. С. 44-46.