Содержание

1.Психологические приемы установления контакта и доверительных отношений в деятельности сотрудников ОВД. 3

2.Психологическая сущность допроса. 7

Задание. 13

Список литературы.. 15




 

 

 

 

 











 










1. Психологические приемы установления контакта и доверительных отношений в деятельности сотрудников ОВД.

    Коммуникативный контакт основан на осознании людьми  необходимости  информационного общения. Наряду  с обменом  представлениями,  идеями  он  предполагает  и обмен  интересами, настроениями,  чувствами,  оценками.  Коммуникативный контакт – деловой межличностный контакт.1

    Установление  коммуникативного контакта  может быть  затруднено  коммуникативными  барьерами – межличностными антипатиями,  ситуативными  конфликтами, психологической  несовместимостью. Основная задача – нейтрализовать  эти  барьеры.

    Коммуникативный контакт – система приемов оптимизации между общающимися  лицами.2  Коммуникативный контакт – информационный  процесс, основанный  на обратной связи.  Он постоянно зависит  от сигналов, получаемых  партнерами  по общению, их  переработки, интерпретации.  Информация  черпается  не только  из  вербальных  средств  общения,  но и  из  широкой  сферы  невербальной  коммуникации (мимика, пантомимика, интонации голоса,  многочисленные  непроизвольные  сопутствующие проявления).

    Предварительное знакомство  сотрудника ОВД  с материалами,  содержащими  данные  о личности  допрашиваемого, может быть  формальным, схематичным, крайне  ограниченным. 

    Непосредственная  встреча  с допрашиваемым, впервые впечатления о нем  являются  основным  информационным  источником  для принятия  той  или  иной  тактики поведения, использования  наиболее действенных  приемов общения.

    Существенно  и первое  впечатление,  оказываемое  самим сотрудником. Первые впечатления и оценки  нередко  доминируют  в последующем  общении.

    Благожелательное  знакомство,  сообщение  своего имени  и отчества,  обращение  к допрашиваемому  по имени и отчеству,  опрятный  внешний  вид,  достойная,  но   не  надменная  манера поведения – все   это  формирует  первое впечатление  о сотруднике.

    Особенно значимы  первые фразы  сотрудника, их лексическое  построение  и эмоциональная тональность. Она не должна содержать  ничего  отрицательного  в  отношении  личности  допрашиваемого  лица.  «Золотое правило»  поведения  сотрудника  на данной стадии  контактного  взаимодействия – не допустить ничего,  что  может  вызвать  негативное  к нему  отношение.3

    Поведение  сотрудника  должно быть  естественным, не манерным, спокойным,  уверенным  и достойным. Своим  корректным  поведением  он  должен  возбуждать  у допрашиваемых  лиц так называемый  личностный резонанс – психическое  заражение  личностными  качествами  - уверенностью, честностью, профессиональной  компетентностью.

    В ряде случаев  допрашиваемые  лица первоначально  проявляют  стеснительность, скованность, недоверчивость. Обстановка формализма  усугубляется  и первоначальным  заполнением  в протоколе  допроса  анкетных  данных допрашиваемого.

    Интерес  к личности  допрашиваемого находит  обычно соответствующий  эмоциональный отклик. Во многих  случаях  сотрудник специально  подчеркивает  положительные стороны  в  биографии  допрашиваемого, привлекательные стороны  его  характеристики, отдельные  проявления  гражданственности, порядочности и т. п.

    Большие возможности  для общения дают  профессия  допрашиваемого, его  личные  интересы,  общественная деятельность,  служба  в армии  и т. п.

    Сотрудник должен  рефлексировать  ситуацию, в которой  оказалось  допрашиваемое  лицо, проявлять сочувствие  по этому  поводу, оказывать помощь  в нахождении правильного, оптимального  для  данной личности  выхода  из  создавшегося  положения.

    Предлагая допрашиваемому  эмоционально  значимые  для него  темы, сотрудник  анализирует  его  ценностную  ориентацию, эмоциональные  предпочтения, эмоциональную  устойчивость или  неустойчивость, определяет  его мимическую «маску»4, приемы поведенческой адаптации.

     Не следует  поощрять ни чрезмерную  свободу поведения  допрашиваемого лица,  граничащую  с развязанностью, ни состояние робости, застенчивости, страха, забитости, самоунижения. Состояние психической напряженности  сковывает общение, может  вызвать  повышенную  конформность, внушаемость.

    Одна из основных тактических задач сотрудника – распознание  и преодоление защитных средств поведения некоторых допрашиваемых: бравада, наглость или пассивное  противодействие – отказ от общения.  Психологическим барьером может быть и правовая неграмотность допрашиваемого, его необоснованное опасение отрицательных последствий откровенного общения,  желание скрыть интимные  стороны личной жизни и т.п. Предвидение этих препятствий, убеждение допрашиваемого в целесообразности правдивого поведения, содействия правосудию -  одна из наиболее сложных сторон коммуникативной деятельности сотрудников ОВД.

    Процессуально и психологически существенным моментом является  предупреждение свидетелей и потерпевших  об уголовной ответственности за отказ  от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний, а обвиняемого – о значении правдивого поведения на следствии, учитываемого при назначении наказания, о значении смягчающих  ответственность обстоятельств.

    Особое внимание должно быть обращено  на значение  чистосердечного  раскаяния  и активного способствования раскрытию  преступления. Сотрудник должен предупредить, что эти обстоятельства отражаются в обвинительном заключении и учитываются судом при назначении наказания.

    Соответствующие  предупреждения  и разъяснения   должны быть сделаны не мимоходом, не формально, а в доброжелательном тоне,  уважительно, с позиций интересов самих допрашиваемых лиц.

    Итак,  сотрудник должен:

    Учитывать личностные особенности допрашиваемого, в любом случае вести себя корректно,  на высоком культурном уровне, выступающего  от имени государственной власти;

    Преодолевать негативное и пренебрежительное отношение к допрашиваемому лицу;

    Предвосхищать актуализированные потребности допрашиваемого лица, учитывать его психическое состояние;

    Обсуждать  прежде всего обстоятельства,  по которым  допрашиваемое лицо заинтересовано вступить в коммуникативный контакт;

    Не проявлять ничего, что могло  бы  вызвать резкое, отрицательное  отношение  допрашиваемого к сотруднику;

    Опираться на положительные личностные качества допрашиваемого лица, особенно на те из них которые ценятся  им самим; знать и использовать наиболее существенные эпизоды его биографии;5

    Серьезно и внимательно  относиться  ко всем показаниям независимо  от их первоначального значения;

    Сдерживать экспрессивные проявления (восторг, радость, выразительные жесты, мимику, что может оказать внушающее воздействие, передать подследственному определенную информацию.

Ущерб коммуникативному контакту может быть нанесен  односторонним повышенным  интересом следователя к уличающим, обвинительным обстоятельствам и невниманием, безразличием к оправдывающим, смягчающим ответственность обстоятельствам.

2. Психологическая сущность допроса

В начальной стадии допроса создается ориентировочная основа для эффективного осуществления последующих стадии допроса,  определяется характер последующего взаимодействия с допрашиваемым лицом.

    На  стадии свободного рассказа допрашиваемому лицу предоставляется возможность свободного изложения того, что ему известно об обстоятельствах расследуемого. 

    В психологическом отношении свободный рассказ исключает какой-либо внушающее воздействие со стороны сотрудника,  минимизирует возможность формирования и допрашиваемого лица предвзятых установочных ориентаций, облегчает свободное течение ассоциативных процессов.

    Однако и в условиях  свободного рассказа, с одной стороны, может возникнуть конформность  допрашиваемого лица, его  стремление  соответствовать  ожиданиям  сотрудника; с другой стороны – возможен  уход от темы, нежелание  лица воспроизводить   определенные события  в целостном  рассказе.  В  этих случаях  применимы  определенные  тактические приемы. Например, «членение темы свободного  рассказа» - допрашиваемому  лицу  предлагается  рассказать  сначала  лишь  об одном  эпизоде  события, наиболее значимом для  данного  лица  и просто  по фабуле.  Возникшая первоначальная вербальная  активность  лица  может  облегчить  переход  к  рассказу  о  событии  в целом.

    Тактически целесообразно  ориентировать  некоторых  допрашиваемых  на  первоначальное  изложение  наиболее расследованного  эпизода, что  облегчает  оценку  позиции   допрашиваемого  лица.    Уже на этой стадии допроса  сотрудник может оказать мнемическую помощь:  сформировать план воспроизведения, выделить спорные события,  подсказать начало изложения, направить рассказ в основное русло и др.

    В ходе допроса недопустимо, однако, ослабление внимания к мелочам, отдельным незначительным,  на первый взгляд, деталям, попутным замечаниям, ибо нельзя заранее знать, что   в данном деле окажется главным или второстепенным. Повышенное внимание должно проявляться и  к умолчаниям, уходу от темы, нарушениям последовательности в логике изложения событий.

    Все фактические данные должны быть осмыслены с точки зрения их функционального значения в общей схеме события. Постоянно сопоставляя свое объяснение события с показаниями допрашиваемого лица,  сотрудник должен критически оценивать обе интерпретации. Целесообразна группировка фактов по трем категориям:  твердо установленные, сомнительные, неизвестные, но необходимые в данной цепи событий.

     Наряду с этим следует отчленять все то, что не относится к расследуемому обстоятельству – не быть «задавленным» обилием фактов. Спасительное средство ориентации в море разрозненных фактов -  установление их системных взаимосвязей. При этом не следует отвергать ни слишком простых, ни слишком сложных. Сложные взаимосвязи событий целесообразно схематизировать.

     Анализируя процесс совершения расследуемого события,  необходимо четко выделять обстоятельства, содействовавшие совершению деяния и препятствовавшие его осуществлению,  а также специально вычленять все то, что должно было входить в поле непроизвольного внимания очевидцев.

    На детализирующей стадии допроса основными задачами являются:

1.                восполнение пробелов свободного рассказа, уточнение неопределенности высказываний, выяснение противоречий.

2.                оказание мнемической помощи для более полного вопроизведения отдельных эпизодов события.

3.                 получение контрольных данных для оценки и проверки показаний.

4.                диагностика причин умышленного умолчания допрашиваемого лица об отдельных обстоятельствах событий, психическое содействие преодолению допрашиваемым лицом « барьеров умолчания» , нейтрализация мотивов умолчания.

5.                диагностика и  изобличений ложных показаний.

6.     оказание правомерного  психического воздействия на допрашиваемое лицо с целью получения правдивых показаний (при полной уверенности в ложности показаний).

При  противодействии допрашиваемого лица возникает необходимость избрания соответствующей тактики межличностного взаимодействия. При этом сотрудник:

1.                   Выясняет мотивы противодействия, нейтрализует их, формирует мотивационную перестройку в поведении противодействующего лица на основе его социально положительных ориентаций.

2.                   Получает контрольные данные для  оценки правдивости показаний, вторично уточняя детали показаний.

3.                   Анализирует возможные причины происхождения различных противоречий, отчленяет заведомую ложь от возможных непроизвольных ошибок.

4.                   При уверенной диагностике ложности показаний осуществляет их фиксированное изобличение в тактически оптимальной ситуации, применяет приемы правомерного психического воздействия.   

    На заключительной стадии допроса основная задача сотрудника состоит в полной и объективной фиксации полученных показаний.  Здесь необходимы точные формулировки, адекватные ранее данным устным показаниям. При этом актуализируется оценочная деятельность допрашиваемого лица, ему может быть предоставлена возможность самому написать показания или прослушать написанный сотрудником протокол допроса, фонограмму.

    Разговорная речь отличается фрагментарностью, сокращенностью, неполнотой, обилием бытовизмов.

Чем   более взволнован человек, тем более свернута его речь. Большая информация  идет по неязыковому (паралингвистическому)  каналу.

Уже в процессе допроса сотрудник должен направлять  речь допрашиваемого,   просить излагать факты более точно и определенно. Всевозможные интонационные выделения, жесты, мимические выражения необходимо по возможности переводить в речевые выражения.

При переводе устной речи в письменную следует учитывать явления  эхолалии и речевой персеверации – тенденцию лица с неразвитой речевой культурой автоматически повторять услышанное,  включать в ответы речевые конструкции,  почерпнутые из вопроса.

Наиболее важные показания должны быть продублированы другими словами, а для этого и вопросы должны быть сформулированы в иной речевой конструкции.

При анализе и записи в протоколе ответов допрашиваемых нужно удостовериться, не были ли ответы так называемой антиномической ассоциацией.   

Закон  требует фиксации в протоколе допроса всех полученных сообщений по возможности дословно. Однако в следственной практике протоколы допроса часто подвергаются  шаблонной следственной стилизации. Нередко в протокол допроса не включается то, что не соответствует  версии. Подписывая протокол, свидетель часто не знает своих прав и, как правило, не корректирует протокол.

Протокол  допроса должен отразить весь процесс допроса – вопросы следователя, предъявление документов, вещественных доказательств, речевые особенности  ответов допрашиваемых лиц.

На заключительной стадии допроса сотрудник  принимает меры по формированию устойчивости данных показаний на последующих стадиях судопроизводства. Известно, что допрашиваемые после дачи правдивых показаний впоследствии нередко видоизменяют их, отказываются от них, что может быть вызвано влиянием других лиц, критическим самоанализом первоначального поведения, впечатлением о недостаточности улик, адаптацией к условиям сотрудника. На заключительной стадии допроса целесообразно эмоционально-положительно фиксировать добросовестное исполнение долга сотрудника, правильность занятой обвиняемым  (подозреваемым) позиции на правдивую линию поведения, психологически закрепить данные показания.  Тактика допроса в значительной степени зависит от процессуального положения допрашиваемого лица.

Задача сотрудника  - максимально успокоить потерпевшего, заверить его в том, что преступление будет тщательно, объективно и полно расследовано. Необходимо нейтрализовать возможную гиперактивность потерпевшего, его суетливость, многословность, «скачку мыслей», увязание в несущественных деталях. Гипервозбужденность потерпевшего может быть в определенной мере снята временным отвлечением его внимания на другие менее значимые для него события.

Особенности психической деятельности потерпевших требует повторных допросов. При допросе  потерпевших следует учитывать те жизненные обстоятельства,  в которых они оказываются после события преступления. Принимаются специальные меры предотвращения воздействия на потерпевших противодействющих следствию лиц (сохранение в тайне места жительства и  места работы потерпевших, предупреждение потерпевших об их обязанности сообщить о всех контактах с ними заинтересованных лиц).

    Изменение показаний потерпевших в сторону фальсификации события сопровождается определенной скованностью поведения. Потерпевшему  должно быть известно, что за подстрекательство к даче ложных показаний или за понуждение к даче ложных показаний и подкуп виновные привлекаются к уголовной ответственности.

Допрос обвиняемого и подозреваемого содержит много общих сторон, однако  в допросе  этих лиц имеются  и существенные  различия.  Они обусловлены прежде всего их  различным процессуальным положением.

Диагностика и преодоление ложных показаний – центральная проблема допроса и расследования в целом.

Универсальных методов психодиагностики лжи не существует. Нет «пробного  камня» истины, особых средств экспресс-диагностики лжи.  Не являются надежными индикаторами лжи и психосоматические реакции – тремор (дрожание) конечностей, частота дыхания, пересыхание полости рта, сужение или расширение сосудов, выражающихся в побледнении или покраснении кожи лица. Не удается диагностировать ложь и по признакам речи – паузам, интонациям, лексическим особенностям.

   


  

























Задание


    На  обслуживаемой  Вами территории совершена  квартирная  кража. По предварительным  данным  кражу  мог  совершить  гражданин Н.

    Подозреваемый  в настоящее  время  не работает, так как  не успел  трудоустроиться  после  недавнего  окончания   педагогического  техникума. Ему 22 года,  он кандидат  в мастера  спорта  по легкой  атлетике, неоднократный  призер  республиканских  соревнований, холост, ранее  не судим.

    Вам необходимо  войти  в  контакт с гражданином  Н., установить с ним необходимые  отношения, выявить  круг  его  знакомых, установить, где он находился  в день  кражи с 16 до 18 часов.

    Продумайте и  опишите:

1.     Какую роль Вы можете  избрать для успешного  выполнения  поставленных  задач;

2.     На что Вы обратите внимание при вхождении в избранную  Вами роль;

3.     Какие дополнительные сведения о гражданине Н. Вам могут понадобиться для установления с ним необходимых отношений.

    Итак, необходимо установить первичный контакт с допрашиваемым. Для этого диагностируется психическое  состояние допрашиваемого, его эмоционально-волевые установки, прогнозируется возможное развитие межличностного взаимодействия.

    Особенно значимы первые фразы следователя, их лексическое построение и эмоциональная тональность, поведение должно быть естественным, спокойным, уверенным, достойным. Необходимо проявить интерес к личности Н. Для этого нужно подчеркнуть положительные стороны в биографии Н. - окончание   педагогического  техникума. Ему 22 года,  он кандидат  в мастера  спорта  по легкой  атлетике, неоднократный  призер  республиканских  соревнований, холост, ранее  не судим.


    Привлечение к уголовной ответственности связано  с резким изменением в жизнедеятельности человека, вызывая у одних людей повышенный уровень тревожности, чувство обреченности, отчаяния, безысходности, полной зависимости от лиц, осуществляющих  правосудие, а порой озлобленности, агрессивности, активного противодействия правосудию. Тем более гражданин Н. ранее  не судим и внезапно  свалившееся на него несчастье резко дезорганизует его психику, порождает неадекватные  поведенческие  поступки.

    Существенную роль при допросе имеет адекватная  интерпретация  динамики его текущих  эмоционально-волевых  состояний. Эмоциональное состояние  может иметь оперативно-ориентирующее значение.

    Основная задача – получить сведения, позволяющие  проверить  причастность  подозреваемого к расследуемому событию. При этом необходимо четко выделить такие обстоятельства, которые могут быть известны только лицу, совершившему преступление. Особое внимание следует обратить на сокрытие фактов уже известных.

   















Список литературы


1.     Андрасюк В. Т. Психология  и педагогика в деятельности  ОВД. Киев. 1990.

2.     Васильев В. Л. Юридическая психология. Спб.: Питер, 1997.

3.     Глазырин Ф. В. Психология следственных действий. Волгоград, 1983.

4.     Еникеев М. И. Юридическая психология. – М., 2002.

5.     Чалдин Р. Психология влияния. – СПб. : Питер, 1999.

6.     Шейнов В. П. Психология и этика  делового контакта. Минск, 1997.


















1 Васильев В. Л. Юридическая психология. Спб.: Питер, 1997. С. 34.

2 Там же. С. 36.

3 Шейнов В. П. Психология и этика  делового контакта. Минск, 1997. С. 123.


4 Чалдин Р. Психология влияния. – СПб. : Питер, 1999. С. 67.


5 Там же. С. 69.