Содержание

1.  Изменение срока уплаты налога.. 3

1.1 Отсрочка и рассрочка. 3

1.2 Налоговый кредит. 6

1.3 Инвестиционный налоговый кредит. 7

2. Доходы организации, принимаемые в целях налогообложения по налогу на прибыль. 9

3. Определение налогооблагаемой базы по акцизам.. 10

Задача.. 12

Список литературы... 14

1.  Изменение срока уплаты налога 

Выполнение налогоплательщиком своей главной обязанности по уплате налогов и сборов должно осуществляться в строго установленные законом сроки. Несвоевременная уплата налогов грозит обернуться для налогоплательщика весьма серьезными последствиями. Причем не только экономического, но и уголовного характера. Однако, в силу определенных обстоятельств, реальной возможности вовремя уплатить налог у налогоплательщика может не быть. Причиной этому могут служить как внутренние проблемы налогоплательщика, так и внешние факторы. Для таких случаев действующее налоговое законодательство предусматривает возможность в исключительных случаях перенести срок уплаты налога на более позднее время[1].

Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок[2]. При этом, как следует из п.2 ст.61 НК РФ, срок уплаты налога может быть изменен не только в отношении всей подлежащей уплате суммы налога, но и в отношении части этой суммы. Кроме этого, учитывая, что Налоговый кодекс не содержит никаких ограничений относительно того какие именно сроки могут быть изменены, можно сделать вывод, что НК РФ допускается возможность изменения любых сроков, установленных налоговым законодательством РФ применительно к конкретному налогу или сбору, в том числе и сроков, предусмотренных законом для уплаты авансовых платежей по налогам.

Теперь подробно остановимся на каждой из форм в которых может осуществляться изменение срока уплаты налога (сбора).

1.1 Отсрочка и рассрочка

Отсрочка - это перенос срока уплаты налога на срок от 1 до 6 месяцев с последующей единовременной уплатой всей суммы задолженности по истечении этого срока.[3]

Рассрочка, в отличии от отсрочки, представляет собой перенос срока уплаты налога на тот же, что и отсрочка срок, но только с поэтапной оплатой задолженности в течении соответствующего срока.

Итак, мы видим, что основное отличие отсрочки от рассрочки заключается в различном порядке погашения налоговой задолженности. В первом случае задолженность погашается единовременно и в полном объеме, во втором - поэтапно, в течение периода на который предоставлена рассрочка. В остальном же эти две формы изменения срока уплаты налога (сбора) одинаковы.

Основанием для предоставления заинтересованному лицу отсрочки или рассрочки по уплате налога может служить любое из ниже указанных обстоятельств:

-       причинение лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

-       задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;

-       угроза банкротства лица в случае единовременной выплаты им налога;

-       имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

-       производство и (или) реализация товаров, работ, или услуг носит сезонный характер;

-       иных оснований предусмотренных Таможенным кодексом РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.[4]

Обстоятельствами, исключающими возможность изменения срока уплаты налога, являются:

-       возбужденное уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах в отношении лица, претендующего на такое изменение;

-       проведение в отношении указанного лица производства по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах;

-        наличие достаточных оснований полагать, что это лицо воспользуется этим изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство.[5]

 Перенос предусмотренного налоговым законодательством РФ срока уплаты налога (сбора) на более поздний срок с экономической точки зрения представляет собой своего рода кредит, который предоставляется лицу за счет бюджетных средств. Поэтому Налоговым кодексом РФ было установлено общее правило, согласно которому, на сумму задолженности, по которой предоставляется отсрочка или рассрочка, должны начисляться проценты, исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на период отсрочки (рассрочки)[6]. Исключение составляют случаи, когда отсрочка или рассрочка по уплате налога (сбора) предоставляется лицу в связи с причинением ему ущерба в результате действий непреодолимой силы, задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа. В такой ситуации на сумму задолженности проценты не начисляются.

Как правило, как отсрочка, так и рассрочка по уплате налогов (сборов) предоставляется только при условии обеспечения налогоплательщиком (плательщиком сбора) исполнения своего обязательства по уплате налога (сбора). В качестве способов обеспечения исполнения обязательств при предоставлении отсрочки или рассрочки может применяться залог имущества или поручительство.[7]

1.2 Налоговый кредит

Налоговый кредит - это перенос срока уплаты налога на срок от 3 месяцев до 1 года с единовременным или поэтапным погашением задолженности.[8]

Как и отсрочка (рассрочка) налоговый кредит предоставляется по одному или нескольким налогам. По сравнению с отсрочкой (рассрочкой) по уплате налога, перечень оснований по которым может быть предоставлен налоговый кредит является более узким. Налоговый кредит может быть предоставлен только в трех случаях, а именно:

-       если лицу причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

-       если лицу задерживается финансирование из бюджета или оплата выполненного этим лицом государственного заказа;

-       если в случае единовременной выплаты сумм налога в отношении лица возникает угроза банкротства.[9]

Основанием для отказа в предоставлении налогового кредита служат те же обстоятельства, которые исключают возможность предоставления заинтересованному лицу отсрочки (рассрочки) по уплате налогов.

В зависимости от того, по какому основанию предоставляется налоговый кредит на сумму задолженности, подлежат начислению проценты. Как следует из п.5 ст.65 НК РФ проценты на сумму задолженности подлежат начислению только в том случае, если основанием для предоставления налогового кредита служит угроза банкротства лица. Размер процентов, начисляемых на сумму задолженности при предоставлении налогового кредита в два раза превышает размер процентов, начисляемых при предоставлении отсрочки или рассрочки. В данном случае проценты на сумму задолженности начисляются исходя из ставки рефинансирования ЦБ, действовавшей за период договора о налоговом кредите.

Еще одним отличием налогового кредита от отсрочки (рассрочки) является то, что налоговый кредит может быть предоставлен заинтересованному лицу только при наличии обеспечения в виде залога или поручительства.

Как и при оформлении отсрочки (рассрочки), так и при предоставлении налогового кредита заинтересованному лицу необходимо подать в уполномоченный орган соответствующее заявление с приложением документов, подтверждающих наличие у него оснований для предоставления налогового кредита. Подача и рассмотрение заявления заинтересованного лица о предоставлении налогового кредита, принятие по нему решения и вступление его в действие производится в порядке и сроки, установленные НК РФ применительно к отсрочке и рассрочке по уплате налога.[10]

Однако, в отличие от отсрочки (рассрочки) для получения налогового кредита одного положительного решения уполномоченного органа недостаточно. При предоставлении налогового кредита Налоговый кодекс требует обязательного заключения между заинтересованным лицом и уполномоченным органом договора, составленного по установленной форме. Форма такого договора разрабатывается и утверждается непосредственно самим уполномоченным органом. Так, в случае предоставления налогового кредита Министерством финансов РФ, соответствующий договор заключается по форме приведенной в Приложении N 2 к Приказу Минфину от 30.09.99 N 64.[11]

1.3 Инвестиционный налоговый кредит

Инвестиционный налоговый кредит является самой сложной формой изменения срока уплаты налога (сбора). Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течении определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Круг оснований, по которым может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, в корне отличается от оснований предусмотренных НК РФ для предоставления отсрочки, рассрочки или налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации-налогоплательщику при наличии следующих оснований:

-       проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в т.ч. направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. По данному основанию кредит предоставляется в размере 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей;

-       осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в т.ч. создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

-        выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. В последних двух случаях сумма кредита определяется соглашением между заинтересованной стороной и уполномоченным органом.[12]

В отличии рассмотренных выше форм изменения срока уплаты налога (сбора) инвестиционный налоговый кредит из федеральных налогов может быть предоставлен только по одному - налогу на прибыль (доход) организации. Что касается региональных и местных налогов, то здесь ограничений не существует, и инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по любому из них. Срок, на который может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит достаточно велик и составляет от 1 года до 5 лет.

Еще одна важная особенность инвестиционного налогового кредита - это обязательное начисление процентов на сумму кредита независимо от того по какому основанию он предоставлен. Проценты на сумму кредита устанавливаются в размере не менее одной второй, но и не более трех четвертых ставки рефинансирования ЦБ.

Анализ положений п.6 ст.67 НК РФ позволяет сделать вывод, что также как и налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит предоставляется организации только при условии заключения с ней договора о залоге имущества или оформлении поручительства. Без такого обеспечения инвестиционный налоговый кредит предоставлен быть не может.

В заключении хотелось бы обратить внимание на еще один момент, касающийся предоставления инвестиционного налогового кредита. Согласно п.7 ст.67 НК РФ законом субъекта РФ и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

2. Доходы организации, принимаемые в целях налогообложения по налогу на прибыль

К доходам в целях налогообложения по налогу на прибыль относятся:               

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных

 прав (далее - доходы от реализации);                             

2) внереализационные доходы[13].           

Доходом  от  реализации  признаются выручка  от  реализации  товаров  (работ,  услуг) как собственного производства,  так и ранее приобретенных,  выручка  от  реализации имущественных прав.

Выручка  от  реализации   определяется   исходя   из   всех поступлений,   связанных   с  расчетами  за  реализованные  товары  (работы,  услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и  (или) натуральной   формах.  

Внереализационными доходами  налогоплательщика  признаются доходы:  от долевого участия в других организациях; в  виде  положительной  (отрицательной)  курсовой  разницы, образующейся  вследствие  отклонения   курса   продажи   (покупки) иностранной   валюты   от   официального   курса,   установленного Центральным банком Российской Федерации  на  дату  перехода  права собственности   на  иностранную  валюту; в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда,  штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а  также сумм возмещения убытков или ущерба;  от сдачи имущества в аренду (субаренду); от   предоставления   в   пользование  прав  на  результаты интеллектуальной  деятельности  и  приравненные  к  ним   средства  индивидуализации; в виде процентов,  полученных по договорам займа,  кредита,  банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и  другим  долговым  обязательствам; в   виде   сумм   восстановленных   резервов; в виде безвозмездно полученного  имущества  (работ,  услуг); в виде дохода,  распределяемого в пользу  налогоплательщика при  его  участии в простом товариществе; в  виде  дохода  прошлых  лет,  выявленного   в   отчетном (налоговом) периоде; в  виде  основных  средств   и   нематериальных   активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами Российской Федерации или с законодательством Российской  Федерации атомными станциями для повышения их безопасности,  используемых не для производственных целей и некоторые другие виды доходов.

3. Определение налогооблагаемой базы по акцизам

Налоговая  база  определяется  отдельно  по  каждому   виду подакцизного товара. Налоговая   база  при  реализации  произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от  установленных  в  отношении  этих  товаров  налоговых   ставок определяется[14]:                                                     

1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров  в натуральном  выражении  -  по  подакцизным  товарам,  в  отношении которых установлены твердые (специфические)  налоговые  ставки  (в абсолютной сумме на единицу измерения);                            

2) как  стоимость   реализованных   (переданных)   подакцизных товаров;

3) как  стоимость переданных подакцизных товаров,  исчисленная исходя из  средних  цен  реализации,  действовавших  в  предыдущем налоговом периоде,  а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза,  налога на добавленную стоимость  -  по  подакцизным товарам,  в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.  В аналогичном  порядке  определяется  налоговая база  по  подакцизным  товарам,  в  отношении  которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки,  при их  реализации  на безвозмездной  основе,  при  совершении товарообменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении  отступного  или  новации  и  передаче  подакцизных  товаров при натуральной оплате труда.                             

В пункте 5 Закона № 118-ФЗ уточнено, что налогооблагаемая база по акцизам увеличивается на сумму полученных авансовых и иных платежей, которые произведены в счет предварительной оплаты подакцизных товаров или подакцизного минерального сырья. Раньше статья 189 НК РФ прямо не указывала на то, что облагаемая база по этим налогам увеличивается на сумму полученных авансов (предоплаты). В ней было записано только, что налоговая база увеличивается на сумму финансовой помощи, процента по векселям и товарным кредитам и иным суммам, которые как-либо связаны с оплатой подакцизных товаров или подакцизного минерального сырья[15].

Закон № 126-ФЗ внес коррективы в порядок определения налогооблагаемой базы при реализации природного газа. Существенным уточнением является то, что в подпункте 4 пункта 1 этого закона указано, что при оплате услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям стоимость этих услуг и сумма тарифов не включаются в налогооблагаемую базу по акцизам.

Задача

Работник участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, имеет звание Герой России. Его заработная плата на предприятии 4000 руб. в месяц, районный коэффициент 0,25. В июле к дню рождения он получил подарок стоимостью 10500 руб., в октябре материальную помощь в размере 3500 руб. У него двое детей: дочь 14-ти лет и сын 20-ти лет (работает). Работник учится заочно в вузе, плата за обучение 15500 руб. в год. В августе он заплатил за операцию и лечение матери 7350 руб.

Необходимо исчислить:

1.     Сумму налога и сумму к выдаче за январь;

2.     Сумму налога, удержанного предприятием, в целом за год;

3.     Сумму налога по декларации.

Решение

1. Определим налогооблагаемую базу. В доходы, облагаемые налогом не входят:

Необлагаемый минимум – 600 руб.;

Материальная помощь до 12 МРОТ (в нашем случае 3500 руб.);

Подарки от предприятия до 2000 МРОТ (в нашем случае 10500 руб.);

Так же применяются налоговые вычеты. Ежемесячно вычет 3000 руб. из дохода у чернобыльцев; 300 руб. за 1-го ребенка; вычеты в сумме, уплаченной за обучение 15500; 7350 за лечение матери.

Рассчитаем налогооблагаемую базу, которой является фонд заработной платы: 4000 руб.*1,25 = 5000 месяц. Отсюда вычтем льготы, т.е. 5000 – 600 – 300 (1 ребенок 14 лет) – 3000 (как черноболец) = 1100 – налогооблагаемая база.

1100*0,13 = 143 руб. – сумма подоходного налога.

Итого к выдаче за январь: 5000 руб. – 143 руб. = 4857руб.

Ответ: сумма налога равна 143 руб.; итого к выдаче за январь 4857 руб.

2. Найдем сумму налога удержанного предприятием за год

5000 руб. * 12 мес. = 60000 руб. – годовой доход.

Делаем вычеты 60000 – 600*12 – 300*12 - 3000*12  = 13200 руб.; 13200 руб. * 0,13 = 1716 руб. – годовой налог;

Ответ: 1716 руб. – сумма налога удержанного предприятием за год.

3. Сумма налога по декларации

В  налоговых  декларациях  физические  лица  указывают  все полученные ими в налоговом периоде доходы,  источники их  выплаты, налоговые  вычеты,  суммы налога,  удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей,  суммы налога,  подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода[16].

Рассчитаем все полученные доходы в периоде:

5000 руб. * 12 мес. + 3500 (мат. помощь) + 10500 (подарок организации) = 74000 руб. – годовой доход.

Из них налоговые вычеты включают: ежемесячно вычет 3000 руб. из дохода у чернобыльцев; 300 руб. за 1-го ребенка; вычеты в сумме, уплаченной за обучение 15500; 7350 за лечение матери, а также 600 руб. *12 мес. Итого: 69650 руб. из них подарки и затраты на лечение не входят в налогооблагаемую прибыль – налоговые вычеты; сумма налога, подлежащего уплате: - 800 руб. Таким образом, необходимо заплатить физическому лицу еще 800 руб.

Список литературы

1.     Налоговый Кодекс РФ. Части I, II. от 23.12.2003. – Справочная система Гарант.

2.     Петров А.В. Исчисление и уплата налога на прибыль // Главбух. - № 10. - 2003. -С.44-65.

3.     Налогообложение. Учебник для ВУЗов  / Под ред. Иванченко Н.С. - М.: Инфра-М, 1998.

4.     Сокуренко С.И. Налоги и налоговые отчисления в РФ. - М.: Финансы, 2003.

5.     Русакова И.Г. Налоги и налогообложение. - М.: Инфра-М, 2003.


[1] Русакова И.Г. Налоги и налогообложение. - М.: Инфра-М, 2003. – с. 115.

[2] Налоговый Кодекс РФ. Часть I. от 23.12.2003. – Справочная система Гарант. – п.1 ст. 61.

[3] Там же. – п.1 ст. 64.

[4] Налоговый Кодекс РФ. Часть I. от 23.12.2003. – Справочная система Гарант. – п.2. ст. 64.

[5] Налоговый Кодекс РФ. Часть I. от 23.12.2003. – Справочная система Гарант. – п.1 ст. 62.

[6] Русакова И.Г. Налоги и налогообложение. - М.: Инфра-М, 2003. – с. 118.

[7] Налоговый Кодекс РФ. Часть I. от 23.12.2003. – Справочная система Гарант. – п.5. ст. 61.

[8] Налоговый Кодекс РФ. Часть I. от 23.12.2003. – Справочная система Гарант. – п.5 ст. 61.

[9] Там же. п.2. ст.64; п.1. ст.65

[10] Налоговый Кодекс РФ. Часть I. от 23.12.2003. – Справочная система Гарант. – п.4 ст. 65.

[11] Русакова И.Г. Налоги и налогообложение. - М.: Инфра-М, 2003. – с. 119.

[12] Налоговый Кодекс РФ. Часть I. от 23.12.2003. – Справочная система Гарант. – п.1, п.2. ст. 67.

[13] Петров А.В. Исчисление и уплата налога на прибыль // Главбух. - № 10. - 2003. -С.44.

[14] Налоговый Кодекс РФ. Часть II. от 23.12.2003. – Справочная система Гарант. – ст. 187.

[15] Сокуренко С.И. Налоги и налоговые отчисления в РФ. - М.: Финансы, 2003. – с. 165.

[16] Налоговый Кодекс РФ. Часть II. от 23.12.2003. – Справочная система Гарант. – ст. 229.