Содержание
Теоретическая часть. 3
Советская политика цен. Решения 27 съезда КПСС о задачах совершенствования цен. 3
Практическая часть. 8
Задача 1. 8
Задача 2. 9
Задача 3. 10
Задача 4. 12
Задача 5. 14
Задача 6. 16
Задача 7. 18
Список литературы.. 22
Теоретическая часть
Советская политика цен. Решения 27 съезда КПСС о задачах совершенствования цен
ОТВЕТ
Политика и практика ценообразования коренным образом меняются с переходом к социализму. В переходный период от капитализма к социализму пролетарское государство овладевает механизмом ценообразования и активно использует его в качестве инструмента ограничения и вытеснения буржуазии, преобразования мелкотоварного уклада, развития и укрепления социалистического хозяйства, повышения уровня жизни трудящихся масс.
В. И. Ленин рассматривал деятельность Советского государства в области ценообразования как важную составную часть борьбы за социализм: «Только тогда, когда Комиссариат продовольствия, вместе с Комиссариатом земледелия, национализировал все товары, установил цены, — только тогда мы вплотную подходим к социализму» [3, с. 45].
В переходный период сформировались основы советской политики цен, были определены принципы планового ценообразования, впервые созданы органы пролетарского государства по регулированию цен (Комитет цен ВСНХ начал функционировать в конце 1918).
Плановое ценообразование — один из инструментов экономического управления в руках социалистического государства. Опираясь на общественную собственность на средства производства и планомерное развитие хозяйства, сознательно используя систему экономических законов (в т. ч. и закон стоимости), оно определяет развитие основных ценообразующих факторов, устанавливает цены на важнейшие виды товаров и услуг, планирует изменения уровней, соотношений, структуры цен. В условиях социализма плановое ценообразование охватывает: установление цен (подготовка проектов прейскурантов и цен на новую продукцию, их рассмотрение и утверждение); планирование и прогнозирование цен; координацию (согласование) устанавливаемых различными органами (например, республиканскими или местными) цен на одинаковые товары и услуги; контроль за обоснованностью установления и правильностью применения утвержденных цен (за соблюдением государственной дисциплины в области цен).
Основные принципы планового ценообразования при социализме[1, 5 и др.]:
1. Приближение цен к общественно необходимым затратам труда, своевременное отражение в системе цен изменений их уровней и пропорций. Плановые цены стабильны и не подвержены конъюнктурным колебаниям. В то же время они периодически пересматриваются, что позволяет отражать существенные, устойчивые изменения в условиях производства и реализации продукции.
Таблица 1
Динамика оптовых и государственных розничных цен в СССР
Показатели |
1950 |
1955 |
1960 |
1965 |
1970 |
1975 |
Индекс оптовых цен промышленности |
|
|
|
|
|
|
В целом по промышленности |
170 |
128 |
129 |
127 |
136 |
132 |
по отраслям тяжёлой промышленности |
140 |
107 |
106 |
101 |
116 |
108 |
по отраслям лёгкой и пищевой промышленности |
210 |
156 |
159 |
160 |
159 |
163 |
Индекс государственных розничных цен |
|
|
|
|
|
|
Все товары |
186 |
138 |
139 |
140 |
139 |
139 |
продовольственные товары |
203 |
141 |
147 |
152 |
152 |
154 |
непродовольственные товары |
165 |
134 |
130 |
126 |
124 |
122 |
2. Активное использование цен для стимулирования научно-технического прогресса и повышения качества продукции на основе дифференциации цен. В ценообразовании на новую технику соблюдается принцип её относительного удешевления: при установлении оптовых цен на новые изделия, особенно на машины и оборудование, предусматривается снижение их уровня на единицу полезного эффекта
3. Стимулирование с помощью цен эффективного использования производственных ресурсов: повышения производительности труда и экономии трудовых ресурсов; снижения материалоёмкости продукции и повышения фондоотдачи; рационализации природопользования, комплексной переработки природного сырья и уменьшения ущерба, наносимого окружающей среде. В ценах всё более полно отражаются общественно необходимые затраты по выявлению, воспроизводству и охране природных ресурсов.
4. Применение механизма ценообразования для решения социально-экономических задач — преодоления существенных различий между городом и деревней, неуклонного роста реальных доходов населения, улучшения условий труда и быта. Этот принцип осуществляется на основе создания с помощью закупочных цен и цен на средства производства, реализуемые колхозам и совхозам, экономических условий для превращения сельскохозяйственного труда в разновидность труда индустриального и сближения уровней доходов в городе и на селе; обеспечения стабильности уровня государственных розничных цен на основные товары и снижения цен на отдельные товары по мере создания для этого необходимых условий; установления льготных цен на товары и услуги особой социальной важности; учёта социального фактора в ценообразования на новую технику.
5. Содействие укреплению хозяйственного расчёта во всех звеньях народного хозяйства, усиление экономической заинтересованности предприятий и объединений в повышении эффективности производства, снижении себестоимости, соблюдении режима экономии; выравнивание хозрасчётных условий предприятий и объединений, находящихся в неодинаковых объективных условиях, с помощью расчётных цен, фиксированных (рентных) платежей.
В процессе планового ценообразования реализуются присущие социализму закономерности формирования и движения цен. Уровень оптовых цен определяется исходя из средней по стране себестоимости, выражающей общественно нормальные издержки производства, и нормативной прибыли. При установлении конкретных цен учитывается соотношение потребительских свойств (качества, эффективности потребления) однородных и взаимозаменяемых товаров. В ценообразовании на сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребления и услуги большую роль играет социальный фактор, вследствие чего цены во многих случаях существенно отклоняются вверх или вниз от стоимости.
На динамику цен влияет ряд факторов: рост производительности труда; ускорение научно-технического прогресса; улучшение качества продукции; изменение естественных условий производства; увеличение затрат на воспроизводство природных ресурсов и охрану окружающей среды; неуклонный рост денежных доходов населения; сдвиги в размещении производства; количество бумажных денег в обращении; внешнеэкономические факторы и т. п. Под воздействием совокупности этих факторов динамика цен отличается от динамики стоимости. Уровень государственных розничных и оптовых цен в СССР характеризуется относительной стабильностью (табл. 1), закупочные цены неоднократно повышались (в 50—60-е гг.), с тем, чтобы обеспечить условия для развития и технической реконструкции с.-х. производства и повышения оплаты труда колхозников и работников совхозов.
Осуществляются меры по улучшению организации и совершенствованию методов планового ценообразования. В 1970 в СССР создана единая союзно-республиканская система государственных органов ценообразования, включающая: Государственный комитет цен Совета Министров СССР; государственные комитеты цен Советов Министров союзных республик; отделы цен Советов Министров АССР, областных, краевых исполкомов; образованы подразделения по ценам в союзных и республиканских министерствах и ведомствах, в ряде объединений и крупных предприятий. Улучшено законодательство по ценам, более четко регламентированы права и обязанности различных органов по установлению и применению цен, расширена нормативная и методическая база ценообразования[2, с. 188].
Развивается научная база ценообразования. В 1967 создан специализированный научно-исследовательский институт по ценообразованию (НИИ цен), исследованиями по ценам занимаются более 200 общеэкономических и отраслевых НИИ и вузов страны (1976). Их деятельность в этой области координируется Межведомственным научным советом по проблемам ценообразования (образован в 1972) Государственного комитета цен и АН СССР.
В практике расчёта прейскурантов и обоснования цен на новые виды продукции всё более широко применяются нормативно-параметрические методы ценообразования, обеспечивающие построение цен на базе нормативов затрат и рентабельности и с учётом соотношений потребительских свойств изделий. Создаётся автоматизированная система обработки информации по ценам (АСОИ цен) с использованием экономико-математических моделей, современной вычислительной техники и системного анализа для повышения эффективности управления в стране, планирования и прогнозирования цен, расчёта прейскурантов, координации, контроля и анализа цен, обеспечения ценовой информацией всех звеньев народного хозяйства.
27-й съезд КПСС определил задачи дальнейшего совершенствования планового ценообразования. Намечено повысить стимулирующую роль цен в ускорении научно-технического прогресса, обновлении и улучшении качества продукции, рациональном использовании материальных ресурсов; продолжить линию на обеспечение стабильности государственных розничных цен на основные продовольственные и непродовольственные товары; сохранить принцип твёрдых планов закупок сельскохозяйственных продуктов и поощрение хозяйств за сверхплановую продажу их государству путём применения повышенных закупочных цен. В других социалистических странах плановое ценообразование осуществляется на базе тех же основных принципов и методов, что и в СССР. Руководят этой работой ведомства по ценам, государственные комитеты, комиссии цен. В отдельных странах имеются свои особенности в методах ценообразования, уровнях, соотношениях, структуре цен, их динамике. Эти различия вытекают как из разных природно-экономических и технических условий развития стран, так и из специфики их хозяйственных механизмов.
Практическая часть
Задача 1
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Определить оптовую цену предприятия и промышленности, розничную цену и составляющие их элементы по исходным данным таблицы 2.
Таблица 2
Исходные данные задачи
№ п/п |
Показатели |
Обозначение |
Значение |
1 |
Объем производства, тыс. изделий |
|
190 |
2 |
Базисная себестоимость всех изделий, млн. руб. |
С |
75 |
3 |
Транспортные расходы, млн. руб. |
Тр |
7 |
4 |
Нормативная прибыль предприятия, млн. руб. |
Пн |
10 |
5 |
Издержки и прибыль сбытовых организаций, млн. руб. |
Нсб |
4 |
6 |
Налог с оборота, % к розничной цене |
Но % |
60 |
7 |
Торгово-сбытовая скидка в % к розничной цене |
Тсб% |
4,8 |
РЕШЕНИЕ
1) оптовая цена предприятия (О пред):
О пред = С +Пн, (1)
О пред = 75+10 = 85 (млн. руб.)
2) Розничная цена предприятия:
, (2)
Рц = (85+7+4)/(1-0,6-0,048) = 96/0,352 = 272,7 (млн. руб.)
2) Величина налога с оборота:
3) Но = Рц *Но%, (3)
Но = 272,7*0,6 = 163,6 (млн. руб.)
4) Величина торгово-сбытовой скидки:
Тсб = Рц *Тсб%. (4)
Тсб = 272,7*0,048 = 13,1 (млн. руб.)
5) Оптовая цена промышленности:
О пром = Опред +Тр +Нсб +Но, (5)
О пром = 85+7+4+163,6 = 259,6 (млн. руб.)
ОТВЕТ
Оптовая цена предприятия равна 85 млн. руб. Оптовая цена промышленности 259,6 млн. руб. Розничная цена 272,7 млн. руб. Налог с оборота 163,6 млн. руб. Торгово-сбытовая скидка 13,1 млн. руб.
Задача 2
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Определить индекс и суму изменения оптовых цен. Исходная информация представлена в таблице 3.
Таблица 3
Исходные данные задачи
№ п/п |
Показатели |
Обозначение |
Значение |
1 |
Стоимость товарной продукции по действующим ценам, млн. руб. |
Ст |
45 |
2 |
Себестоимость товарной продукции, млн. руб. |
Сб |
30 |
3 |
Стоимость производственных фондов, млн. руб. |
ПФ пл |
80 |
4 |
Оптимальный уровень рентабельности, % |
R опт |
12 |
5 |
Предельный уровень рентабельности, % |
R пред |
15 |
РЕШЕНИЕ
1) Определим плановый уровень рентабельности (Rпл):
R пл = П пл *100/ ПФ пл, (6)
Где П пл – плановая прибыль, млн. руб.
П пл = Ст – Сб , (7)
П пл = 45-30 = 15 (млн. руб.)
R пл = 15*100/80 = 18,8 (%)
2) R пл больше R опт на 6,8 %. R пл больше R пред на 3,8 %
3) Определим сумму нормативной прибыли (Пн *) при R опт:
Пн* = ПФ пл *R опт /100, (8)
Пн* = 80*12/100 = 9,6 (млн. руб.)
4) Определим объем реализованной продукции в проектируемых новых ценах (Т проект):
Т проект = Сб +Пн*, (9)
Т проект = 30+9,6 = 39,6 (млн. руб.)
5) Рассчитаем индекс изменения оптовых цен (I ц):
I ц = Т проект*100/ Т действ, (10)
Где Т действ- объем реализованной продукции в действующих ценах, млн. руб.
Т действ = 39,6*100/45 = 88 (%)
6) Определим сумму снижения оптовых цен (∆ Т):
∆ Т = Т действ – Т проект , (11)
∆ Т = 45-39,6 = 5,4 (млн. руб.)
ОТВЕТ
Индекс изменения оптовых цен 88 %. Сумма снижения оптовых цен 5,4 млн. руб.
Задача 3
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Определить норматив чистой продукции, нормативную прибыль и оптовые цены на электровозы типа ВЛ. Исходные данные представлены в таблице 4.
Таблица 4
Исходные данные задачи
№ п/п |
Показатели |
Обозначение |
Значение |
1 |
Полная нормативная себестоимость производства, ты. руб. |
С |
258 |
2 |
Прямые материальные затраты, тыс. руб. |
М |
190 |
3 |
Заработная плата производственных рабочих с отчислениями на соцнужды, тыс. руб. |
З пр |
22 |
4 |
Коэффициент, характеризующий отношение заработной латы рабочих по обслуживанию и управлению производством к заработной плате производственных рабочих |
К з |
0,36 |
5 |
Норматив рентабельности к стоимости обработки, % |
R со |
45 |
РЕШЕНИЕ
1) Определим сумму нормативной прибыли (Пн) в машиностроении:
Пн = R с0 *С0/100, (12)
С0 = С- М, (13)
С0 = 258-190 = 68 (тыс. руб.)
Пн = 45*68/100 = 30,6 (тыс. руб.)
2) Норматив чистой продукции (НЧП)
НЧП = З кр + Зпр* Кз+Пн, (14)
НЧП = 22+22*0,36+30,6 = 60,52 ( тыс. руб.)
3) Оптовая цена электровоза:
Оц = С+Пн, (15)
О ц = 258+30,6 = 288,6 (тыс. руб.)
ОТВЕТ
Нормативная прибыль равна 30,6 тыс. руб. Норматив чистой продукции 60,52 тыс. руб. Оптовая цена на электровозы типа ВЛ 288,6 тыс. руб.
Задача 4
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Определить расчетные цены на хозрасчетный измеритель «10 эксплуатационных ткм» для трех отделений железной дороги. Исходные данные представлены в таблице 5
Таблица 5
Исходные данные задачи
№ п/п |
Показатели |
Обозначение |
Значение |
1 |
Эксплуатационные ткм, млн. |
Pgl |
|
|
НОД -1 |
|
8510 |
|
НОД – 2 |
|
22350 |
|
НОД – 3 |
|
10150 |
2 |
Нормативные эксплуатационные расходы, тыс. руб. |
Ег |
|
|
НОД -1 |
|
19153 |
|
НОД – 2 |
|
66140 |
|
НОД – 3 |
|
15141 |
3 |
Доходы дороги от грузовых перевозок ( за вычетом резерва дороги), тыс. руб., всего |
Дг |
150600 |
|
Д нко |
Д нко |
12950 |
|
Д дс |
Д дс |
6410 |
|
Д по |
Д по |
645 |
РЕШЕНИЕ
Таблица 6
Определение расчетных цен на измеритель «10 эксплуатационных ткм», доходов и прибыли от грузовых перевозок по отделениям дороги
Наименование отделений дороги |
Эксплуатационные ткм. Млн. Pgl |
Нормативные эксплуатационные расходы, тыс. руб.. Бг |
Себестоимость 10 эксп. Ткм. Руб. |
Доходы от грузовых перевозок, тыс. руб. |
Величина прибыли, включаемая в Црг, руб. |
Расчетная цена Црг, руб. |
Общая сумма прибыли от грузовых перевозок, тыс. руб. |
||||
всего |
В том числе |
||||||||||
|
Д дво |
Д нко |
Д дс |
Д по |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4=гр. 3/гр. 2 |
5 |
6=гр. 11*гр. 2 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11=гр. 4+гр. 10 |
12=гр. 5-гр. 3 |
НОД -1 |
8510 |
19153 |
22,4 |
|
1436,0 |
4532,5 |
2243,5 |
225,75 |
146,23 |
168,74 |
50166 |
НОД -2 |
22350 |
66140 |
29,59 |
|
1425,9 |
5180 |
2564 |
258 |
34,21 |
63,8 |
|
НОД – 3 |
10150 |
15141 |
14,92 |
|
1456,8 |
3237,5 |
1602,5 |
161,25 |
128,53 |
143,53 |
|
Итого по отделениям дороги |
41010 |
100434 |
- |
150600 |
4318,7 |
12950 |
6410 |
645 |
- |
- |
Примечания к таблице 6:
1) доходы Днко, Ддс. Дпо по отделениям дороги распределяются в процентном отношении:
НОД1- 35 %
НОД – 2 – 40 %
НОД -3 – 25 %
2) Величина прибыли Пг , включаемая в расчетные цены на «10 эксплуатационных ткм» определяется:
Пг = ((Дг-Днко-Ддс-Дпо-Бг)/∑Рgl)*10, (16)
Для НОД -1 : (150600-4532,5-2243,5-225,75-19153)/8510*10 = 146,23
НОД – 2 : (150600-5180-2564-258-66140)/22350*10 = 34,21
НОД -3: (150600-3237,5-1602,5-161,25-1514)/10150*10 = 128,53
ОТВЕТ
Расчетные цены на хозяйственные измерители 10 эксплуатационных ткм:
НОД -1- 168,74 руб.
НОД-2- 63,8 руб.
НОД – 3- 143,53 руб.
Задача 5
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Определить средний размер сбытовой наценки (в %) на материальные ценности, отпускаемые складом службы МТО МПС линейным предприятиям для эксплуатации и капитального ремонта. Исходные данные представлены в таблице 7
Таблица 7
Исходные данные задачи
№ п/п |
Показатели |
Значение |
1 |
Отпуск материалов на капитальное строительство: А) со склада Б) транзитом |
130 10 |
2 |
Отпуск материалов на эксплуатацию и капитальный ремонт А) со склада Б) транзитом |
2641 811 |
3 |
Отпуск материалов по розничным ценам с получением торговой скидки |
368 |
4 |
Отпуск материалов по розничным ценам без получения торговой скидки |
1005 |
5 |
Транспортно- заготовительские расходы |
356 |
РЕШЕНИЕ
Определим сумму транспортно- заготовительных расходов, возмещаемых складом по директивным наценкам и торговым скидкам в таблице 8.
Таблица 8
Транспортно- заготовительные расходы, возмещаемые складом по обязательным наценкам и торговым скидкам в соответствии с планом снабжения
№ п/п |
Вид отпуска материалов |
Стоимость материалов по оптовым и розничным ценам, тыс. руб. |
Размер директивных сбытовых наценок и торговых скидок, % |
Сумма по директивным наценкам и скидкам, тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Отпуск материалов на капитальное строительство |
130 |
3,4 |
4,42 |
2 |
То же, транзитом |
10 |
0,22 |
0,022 |
3 |
Отпуск материалов транзитом линейным предприятиям для нужд эксплуатации и капитального ремонта |
811 |
0,34 |
2,757 |
4 |
Отпуск материалов по розничным ценам с получением торговой скидки |
368 |
7 |
25,76 |
5 |
Отпуск материалов сторонним организациям с наценкой А) 13,5 % Б) 16 % |
|
13,5 16 |
178,065 |
6 |
Отпуск материалов по розничным ценам без наценок |
1005 |
* |
* |
|
ИТОГО |
2324 |
* |
211,024 |
2) Определим сумму транспортно- заготовительных расходов, возмещаемых при отпуске материалов, по которым не установлены обязательные размеры наценок Тр*. Как разница между общей плановой величиной транспортно- заготовительных расходов склада и их суммой, возмещаемой по обязательным наценкам и скидкам:
Тр* = 356-211,024=144,976 ( Тыс. руб.)
3) Стоимость материалов, по отпуску которых е установлены директивные сбытовые наценки и скидки:
М* = 2324 тыс. руб.
4) Средний размер сбытовой наценки к стоимости материалов, отпускаемых линейным предприятиям для эксплуатации и капитального ремонта:
И сб * = Тр* / М*, (17)
И сб * = 144,976*100/2324= 6,24 (%)
ОТВЕТ
Средний размер сбытовой наценки на материальные ценности, отпускаемые складом -6,24 %
Задача 6
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Составить расчет тарифа 1 кВт 8 час электроэнергии, отпускаемой дистанцией электроснабжения.
Определить невозмещенную часть затрат по отпуску электроэнергии по льготным тарифам. Исходные данные представлены в таблице 9
Таблица 9
Показатели для расчета тарифа 1 кВт 8*час электроэнергии
№ п/п |
Показатели |
Значение |
1 |
Переработка электроэнергии: А) тыс. кВт8 час Б) тыс. руб. |
4865 142,8 |
2 |
Потери электроэнергии в сетях и трансформаторах, тыс. кВт* час |
86 |
3 |
Расход электроэнергии на собственные нужды ЭЧ, тыс. кВт*час |
37 |
4 |
Затраты дистанции электроснабжения на содержание электросетей и реализацию электроэнергии, тыс. руб. |
55,2 |
5 |
Отпуск электроэнергии по твердым тарифам, тыс. кВт* час по ценам: - 4 коп за 1 кВт*час -3 коп. за 1 кВт*час -2 коп. за 1 кВт*час - 1 коп. за 1 кВт*час |
139 120 360 115 |
6 |
Норма рентабельности, % |
20 |
РЕШЕНИЕ
Таблица 10
Сводная ведомость потребления электроэнергии и затрат дистанции электроснабжения
№ п/п |
Показатели |
План на предстоящий год |
|
Тыс. кВт*час |
Тыс. руб. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Переработка всей электроэнергии, полученной от энергосистем |
4865 |
142,8 |
2 |
Расходы дистанции электроснабжения по содержанию электросетей и реализации электроэнергии |
* |
55,2 |
3 |
ИТОГО |
4865 |
198 |
4 |
Исключаются из общего прихода электроэнергии |
|
|
4.1 |
Потери в электросетях и трансформаторах |
86 |
* |
4.2 |
Расход на собственные нужды |
37 |
* |
4.3 |
ИТОГО (стр. 4.1+стр. 4.2) |
223 |
* |
5 |
Количество электроэнергии, предназначенной для э реализации ( стр. 3-стр. 4.3) |
4642 |
198 |
6 |
Отпуск электроэнергии по твердым тарифам |
|
|
6.1 |
4 коп. за 1 кВт.ч |
139 |
5,56 |
6.2 |
3 коп. за 1 кВт.ч |
120 |
3,6 |
6.3 |
2 коп. за 1 кВт.ч |
360 |
7,2 |
6.4 |
1 коп. А 1 кВт.ч |
115 |
1,15 |
6.5 |
ИТОГО по твердым тарифам (стр. 6.1+стр. 6.4) |
734 |
17,51 |
7 |
ИТОГО электроэнергии, отпускаемой и реализуемой по плановой себестоимости и среднеотделенческой цене (тарифу) (стр. 5-стр. 6.5) |
3908 |
* |
Таблица 11
Расчет тарифа за 1 кВт час отпускаемой и реализуемой электроэнергии
№ п/п |
Показатели |
Величина показателя |
Метод расчета |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Средняя цена за 1 кВт.ч электроэнергии, реализуемой по твердым тарифам, коп. |
0,024 |
Гр. 4 стр. 6 табл. 1/ гр. 3стр. 6 табл. 1 |
2 |
Плановая себестоимость 1 кВт.ч электроэнергии, отпускаемой и реализуемой потребителям, коп. |
0,043 |
Гр. 4стр. 5 табл. 1/гр. 3. стр. 5. табл. 1 |
3 |
Норматив рентабельности, % |
20 |
|
4 |
Среднеотделенческая цена (тариф) за 1 кВт.ч электроэнергии, реализуемой сторонним организациям, коп. А) расчетная Б) округленная |
0,0516 0,05 |
Гр. 3. стр. 2 табл. 2*(1+Rн/100) |
5 |
Невозмущенная часть затрат, образовавшаяся при реализации электроэнергии по твердым тарифам, руб. |
13,95 |
(гр. 3. стр. 2 табл.2-гр. 3. стр. 1. табл. 2)*гр3. стр. 6. табл.1 |
ОТВЕТ
Среднеотделенческая цена за 1 кВт.ч электроэнергии, реализуемой и отпускаемой сторонним организациям равна 0,05 коп.
Задача 7
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Определить лимитную цену и ее экономическую обоснованность на новую 8- осную цистерну. Рассчитать годовой экономический эффект от использования новой цистерны, а также коэффициент относительного удешевления цены на 8- осную цистерну на единицу основного параметра (одну тонну грузоподъемности) по сравнению с базовой 4- осной цистерной. Исходные данные представлены в таблице 12
Таблица 12
Исходные данные задачи
№ п/п |
Показатели |
Обозначение |
Значения для базовой 4- осной цистерны |
Значение по новой 8- осной цистерне |
1 |
Общая масса конструкции вагона- цистерны, т |
Мц |
23,2 |
51 |
2 |
Масса унифицированных деталей, т |
|
|
|
|
тележек |
Мтел |
9,27 |
18,54 |
|
автосцепного устройства |
Мсц |
1,014 |
1,014 |
|
Тормозного оборудования |
Мтор |
0,24 |
0,24 |
3 |
Коэффициент учета сложности котла и рамы |
Кт |
1 |
1,15 |
4 |
Оптовая цена, руб. |
Цоп |
10300 |
- |
5 |
Грузоподъемность, т |
Пг |
60 |
125 |
6 |
Срок службы с учетом морального износа, год |
Т |
22 |
22 |
7 |
Удельный вес собственных затрат в себестоимости одной тонны конструкции котла и рамы, % |
Lсоб |
60 |
59 |
8 |
Коэффициент изменения стоимости применяемых материалов |
Км |
1 |
0,8 |
9 |
Удельный вес заменяемого материала в конструкции котла и рамы, % |
L3 |
- |
30 |
10 |
Нормативная рентабельность, % к себестоимости |
Rн |
13 |
13 |
11 |
Коэффициент изменения выпуска новых цистерн |
Кс |
1 |
1 |
12 |
Годовая производительность цистерн, тыс. ткм нетто |
В |
3008 |
6585 |
РЕШЕНИЕ
1) Определим массу конструкции котла и рамы базовой (1) и новой цистерн (2) (Мкр):
Мкр = Мц- (Мтел+Мсц+Мтор), (18)
Мкр 1 = 23,2-9,27-1,014-0,24= 12,676 (т)
Мкр 2 = 51-18,54-1,014-0,24=31,206 (т)
2) Определим себестоимость изготовления 1 тонны конструкции котла и рамы базовой цистерны (Ст 1):
Ст 1 = (Цоп-Уопу 1)/ (Мкр 1(1+Rн/100)), (19)
Где Ц опу 1 – стоимость покупных унифицированных сборочных единиц:
Ц опу 1 = 5700 (руб.)
3) Определим величину собственных затрат завоза на изготовление 1 тонные конструкции котла и рамы базовой цистерны (Ст соб 1):
Ст соб 1= Ст1*L соб/100, (20)
Ст соб 1 = 321,2*60/100 = 192,72 (руб.)
4)определим затраты на материалы в себестоимости изготовления одной тонны конструкции котла и рамы базовой цистерны (Ст м1):
Ст м1 = Ст 1 – Ст соб 1, (21)
Ст м1 = 321,2-192,72 = 128,48 (руб.)
5) Определим себестоимость изготовления одной тонны конструкции котла и рамы новой цистерны (Ст 2):
Ст 2 = Ст м1 ( 1- L з2/100) + Ст м1 *Lз2/100 *Км 2 +Ст соб1 *Кт 2*Кс 2,(22)
Ст 2 = 128,48(1-30/100)+128,48*30*0,8/100+192,72*1,15*1 = 342,4 (руб.)
6) Определим себестоимость изготовления котла и рамы новой цистерны:
С кр 2 = Ст 2 * Мкр 2, (23)
С кр 1 = Ст 1* М кр 1, (24)
С кр 2 = 342,4*31,206 = 10684,9 (руб.)
С кр 1 = 321,2*12,676 = 4071,53 (руб.)
7) Рассчитаем лимитную цену новой цистерны (Цл2):
Ц л2 = ( Скр2+ Цопу2)(1+R н/100), (25)
Цопу2 = Ц оп у1+Цоптел1, (26)
Ц опу2 = 5700+5040 = 10740 (руб.)
Цл2 = (10684,9+10740)(1+13/100) = 24210,1 (руб.)
8) Годовой экономический эффект от использования новой цистерны:
И1, И2- эксплуатационные издержки на перевозки соответственно в базовой и новой цистернах, рассчитанные на годовой объем производства перевозок
К1, К2- сопутствующие капитальные вложения у потребителя при эксплуатации базовой и новой цистерн в расчете на годовую производительность
Э г = 22548*1+92,1 = 22640,1 (руб.)
9) Коэффициент относительного удешевления (удорожания) цены на новую цистерну:
К уд = (Цл2*Пг1) / (Ц1 *Пг2), (27)
Куд = (24210,1*60)/(10300*125) = 1,13
ОТВЕТ
Лимитная цена на новую цистерну равна 24210, 1 (руб.).
Список литературы
1. Алклычев А. Ценообразование в период перехода к рыночной экономике.- М.: Институт экономики РАН, 1995.-145с
2. Андрианов В. Государственное регулирование, механизмы саморегуляции в рыночной экономики // Вопросы экономики.-1996.-№9.-с28-39.
3. Бадокина Е. Государственное регулирование цен: Учебное пособие. -Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1995.-52с
4. Калита Н., Кожуховский И. Ценообразование в условиях рынка. -Киев: УкрНИИТИ, 1999.-57с
5. Карпюк П. Проблемы ценообразования в новом экономическом механизме. М.:МНИИПУ, 1999.-147с
6. О государственном регулировании цен в России // Цена-дайджест.-2000.-№1-с89-90
7. Цены и рынок. Цены в III квартале 1999 года: Справочно-методическое пособие. -М.:ООО «Цены и рынок» 1999.-193с
8. Цены и рынок. О работе органов ценообразования субъектов РФ и ответы на вопросы (1998г. I полугодие). Контроль за ценами: Справочно-методическое пособие.- М.:ООО «Цены и рынок» 1999.-223с