Содержание


Содержание. 2

Введение. 3

1. Система качества. 4

1.1      Понятие качества продукции. 4

1.2. Задачи и функции системы качества на предприятии. 6

2. Система качества продукции на ОАО «Лазурь». 7

2.1. Анализ системы качества. 7

2.2 Метод повышения управления качеством продукции в ОАО «Лазурь». 10

Заключение. 14

Список литературы.. 15

Приложение . 16

Введение


Качество продукции – это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.  Улучшение качества выпускаемой продукции – важнейшая задача каждого объединения, предприятия, цеха и участка. Изделия наших объединений (предприятий) должны удовлетворять требованиям мировых образцов.

Уровень качества продукции является важнейшим показателем всей работы предприятия. Качество продукции зависит от степени использования достижений науки и техники, совершенства конструкции и технологии, используемой при производстве этой продукции, а так же и от культуры производства, добросовестности и умения конструкторов, технологов, организаторов производства и рабочих.

Качество продукции закладывается на стадии разработки (в чертежах, в стандартах, технических условиях и других документах), обеспечивается на стадии изготовления (рациональным технологическим процессом), сохраняется на стадии обращения (во время доставки, транспортировки к потребителю) и реализации и поддерживается на стадии эксплуатации.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение системы качества на предприятии.

В связи с этим выделим следующие задачи:

1. рассмотрение понятия качества продукции;

2. раскрытие задач и функций системы качества на предприятии;

3. рассмотрение системы качества на примере предприятия ОАО «Лазурь».

1. Система качества

1.1    Понятие качества продукции


В жизни мы часто употребляем понятие «качество»: деловые качества, качество продукции, услуг, труда, качество жизни и др.

По данным ИТАР-ТАСС, в распространенном 16 июля 1996 г. В Нью-Йоркской штаб-квартире ООН «Докладе о развитии человеческого потенциала – 1996» говорится о том, что за шесть лет ИРЧ в России сократился почти вдвое (в 1990 г. – 33-е место, в 1996 г. – 57-е )[1].

Значительное влияние на качество образа жизни оказывает материальная среда – качество товаров и услуг. Поэтому проблема качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики нашего государства. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для  получения прибыли при сбыте товаров и услуг, но главное – обществу в целом и его интересам.

Товары, которые обладают соответствующей прибыльностью (разностью между продажной ценой и себестоимостью), должны находить постоянный сбыт. Покупая товары, мы оплачиваем их  стоимость не только потому, что они необходимы, но и потому, что они нам понравились. Поскольку внешний вид этих товаров, удобство в обращении, срок службы, технические характеристики, условия гарантийного обслуживания – решающие моменты при определении их цены, то мы оплачиваем покупку в соответствии с фактором «возлагаемых надежд» или «степенью полезности товара». Таким образом, необходимыми условиями определяющими сбыт товара, является убежденность потребителя в его гарантированном качестве и его цена.

Качество – совокупность характерных свойств, формы, внешнего  вида и условий применения, которыми  должны быть наделены товары для соответствия своему назначению.  Все эти элементы определяют требования к качеству изделия, которые конкретно воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации, в технических условиях. Предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры и т.д.[2]

В литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понимании качества определяется различиями в условиях командно-административной и рыночной экономик. В условиях первой качество трактуется с позиции производителя, а в рыночной с позиции потребителя.

Система качества продукции представляет собой совокупность технических, организационных, экономических и социальных нормативов, мероприятий, методов и средств управления, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции при ее разработке, подготовке производства, изготовлении, обращении и эксплуатации.

Понятие системы качества неоднократно обсуждалось научной общественностью и практиками. Большую роль в формировании современного представления о качестве сыграла Академия проблем качества РФ. В результате ее деятельности сформировалось концептуальное видение системы качества как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного  развития человека и общества.

Основные элементы пригодности товаров, определяемые технической характеристикой изделия, называют системой качеством конструкции. При  усовершенствовании качества конструкции возрастает стоимость изделия.


1.2. Задачи и функции системы качества на предприятии


Задачи системы[3]:

1.     Определение и уточнение требований качеству выпускаемой продукции на основе систематического изучения опыта производства и эксплуатации с одновременным повышением эффективности производства;

2.     оценка и планирование уровня качества;

3.     разработка оргтехмероприятий, направленных на достижение запланированного уровня качества;

4.     разработка и внедрение стандартов предприятия, контроль за их соблюдением;

5.     сбор и анализ информации о качестве. Внедрение статистического анализа качества;

6.     контроль за внедрением мероприятий, направленных на достижение запланированного уровня качества;

7.     регистрация отклонений от заданного уровня качества. Оценка эффективности мероприятий, процесс управления системой качества на предприятии (см. Приложение1)

Функции:

1.Прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции (установление перспективного технического уровня и качества с учетом потребностей народного хозяйства), результаты прогнозирования являются исходными данными для планирования повышения качества продукции;

2.планирование повышения качества продукции (установление показателей работы предприятий в области повышения качества продукции, а также разработку планов, обеспечивающих достижение этих показателей);

3.аттестацию продукции предприятия;

4.разработку и постановку продукции на производство (создание конструкторской документации и опытных образцов продукции высокого технического уровня и качества, освоение выпуска этой продукции);

5.технологическую подготовку производства;

6.метериально-технического обеспечение производства;

7.метрологическое обеспечение (обеспечение единства, точности и достоверности измерения качества продукции и качества средств производства);

8.подбор, расстановку, воспитание и обучение кадров;

9.обеспечения стабильного уровня качества продукции (сохранение и поддержание ритмичности производства, соблюдение заданных технологических режимов и трудовых процессов);

10.организацию хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта;

11.стимулирование качества продукции (моральное и материальное стимулирование работников объединений (предприятий) с целью создания продукции высокого качества);


2. Система качества продукции на ОАО «Лазурь»

2.1. Анализ системы качества


В 1999 г. на ОАО «Лазурь» контролирующим органом продукция не браковалась. В этом же году были предприняты следующие меры по улучшению качества:

·        установлен отлаживающий канал для пластов крупноштучных конфет;

·        реконструирован участок щербета ;

·        изготовлены штампы под глазировочную конфету на линии;

·        отремонтирована помадосбивочная машина ШАЕ-800;

·        проведен ремонт глазировочной линии на втором этапе сахаристого цеха;

·        изготовлены новые ложки для пластов «Птичье молоко»;

·        изготовлены направляющие для вафельной печи;

·        установлен вентилятор для охлаждения орехов после обжарки;

·        проведена сертификация выпускаемой продукции на 2000 г.;

·        разработаны красочные коробки для наборов конфет;

Для расширения ассортимента, улучшения качества выпускаемой продукции  за 9 мес. 2000 г. на ОАО «Лазурь» освоено 38 новых видов продукции, в том числе 12 наименований конфет: наборы конфет, «Край Родной», конфеты «Колокольчик», «Малиновые», «Виноградные», «Земляничные», «Коровка» и др.; печенье – 6 наименований: «Октябрь», «Улыбка», «Бодрость», «Родничок» и др.; карамель – 5 видов: «Смородинка», «Мозаика», «Зоологическая» и др.; драже – 3 вида: «Молочные орешки», «Одуванчик» и др.; торты вафельные – 2 вида: «Восточный», «Восточный в шоколаде».

Объем фасованной продукции за 9 мес. составил 309,1 т. Освоено 2 новых участка – по производству овсяного печенья и вафельных тортов.

Вся выпускаемая продукция сертифицирована.

Оценка документации по управлению системой качества на ОАО «Лазурь» и оценка качества, данная работниками лаборатории качества, позволяют сделать вывод о том, что никакой системы качества с позиции современных представлений о качестве на предприятии нет. Есть четко отлаженный механизм контроля соответствия-несоответсвия определенному ГОСТу.

Для этого ведется статистический учет и контроль качества, что, в принципе, не ново в отечественной и зарубежной практике. Он включает регистрацию данных выходного контроля исходного сырья, регистрацию данных контроля готовых изделий и регистрацию данных промежуточного контроля, т.е. стадию инспекционного контроля. За ней следует стадия статистического учета производства и технологии: регистрация данных контроля процесса; повседневная информация о применяемых операциях, регистрация данных контроля оборудования; патенты; сбыт продукции. Последние стадии - управление и делопроизводство; финансовые операции. Никакие методы из «семи инструментов контроля качества» не используется.

Выявлением требований рынка занимается служба маркетинга на ОАО «Лазурь». Ее роль состоит в определении потребностей в продукции, рыночном спросе, требований потребителя, оценки стоимости и сроков производства. На деле оказалось, что лаборатория качества и отдел маркетинга сосуществуют в параллельных пространствах, очень редко соприкасаясь на этапе разработки и внедрения нового вида продукции. Это существенное упущение и ослабление петли качества.

Активно ведется работа по участию в различных конкурсах и, как результат, получены многочисленные премии, т.е. есть работа над престижем фирмы. Для участия в международно-техническом сотрудничестве и международной торговле, содействия потребителя в компетентном выборе продукции товар сертифицируется. Это делается для защиты потребителя от недобросовестности производителя, контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья, а также для подтверждения своих показателей качества.

Существует недооценка экономического аспекта качества. В службе бухгалтерского учета калькулируются затраты лишь на оборудование, сырье, рабочую силу. Но это лишь малая толика того, что должно быть учтено в графе «затраты на качество». В ней еще должны быть учтены затраты на переделку, повторную обработку, брак, повторные испытания и др.

Подводя черту в анализе действующей системы управления качеством, можно сделать вывод о достоинствах – отлаженный механизм контроля продукции, обязательность сертификации, эффективный рычаг материальной ответственности работников, виновных в полученном браке; и недостатках – отсутствие четкой системы управления качеством с опорой на мировой опыт, незадействованность службы маркетинга  на всех этапах жизненного цикла продукта, отсутствие правильной калькуляции затрат на качество.


2.2 Метод повышения управления качеством продукции в ОАО «Лазурь»


Несколько лет ОАО «Лазурь» ассоциируется с хорошим производителем. Однако не вся продукция соответствует понятию «качественный продукт». Дело не в том, что завод – плохой конкурент, а в устаревшей системе контроля за качеством. К последней уже привыкли на ОАО «Лазурь» и эта привычка мешает рационально взглянуть на разлад в старом механизме. На мысль о его устранении в декабре 1998 г. натолкнул руководство завода Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, когда провел центре стандартизации, метрологии и сертификации цикл занятий по книге Крейга «Руководство по получению сертификата по ИСО 9000». Для того, чтобы завоевать рынок потребителей за рубежом и увеличить его объем внутри страны, необходим общепризнанный в мире стандарт[4].

Действенным методом по улучшение качества продукции является использование системы качества. Система качества создается на предприятии как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленных целей в области качества. Первичным является формирование и документальное оформление руководством предприятия политики в области качества.

Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия. Система качества ИСО 9000 призвана обеспечить качество конкретной продукции, и поэтому на одном и том же предприятии, выпускающем различные виды продукции, система качества предприятия может включать подсистемы качества по определенным видам продукции. Система качества должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции, который называется «петлей качества » и разделен на более мелкие этапы[5].

Обеспечение качества продукции представляет собой совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа петли качества таким образом, чтобы продукция удовлетворяла определенным требованиям по качеству.

Для определения планируемых мероприятий обеспечения качества на  ОАО «Лазурь» целесообразно  формировать целевые научно-технические программы повышения качества продукции. Программа разрабатывается на конкретную продукцию и должна содержать задания по техническому уровню и качеству создаваемой продукции, требования к ресурсному обеспечению всех этапов петли качества, а также мероприятия на всех этапах петли качества, обеспечивающие реализацию этих требований.

К  систематически проводимым мероприятиям обеспечения качества относятся те работы, которые выполняются предприятием постоянно или с определенной периодичностью. Особое место среди них занимают мероприятия, связанные с предупреждением различных отклонений. В соответствии с идеологией стандартов ИСО 9000 система качества должна функционировать таким образом, чтобы обеспечить уверенность в том, что проблемы предупреждаются, а не выявляются после возникновения.

В методологии систем качества меры по выявлению и устранению отклонений и их причин известны как «замкнутый управленческий цикл», который включает контроль, учет, анализ (оценку), принятие и реализацию решения.   Решения могут приниматься по результатам текущей информации, получаемой при контроле, учете и анализе, а также по результатам обработки и анализа накапливаемой информации.

При проектировании систем качества управление качеством необходимо предусматривать как обязательный принцип по отношению ко всем элементам системы качества на всех этапах петли качества.

Требования к основным этапам жизненного цикла продукции на  ОАО «Лазурь»:

Качество в рамках маркетинга. Маркетинг должен играть ведущую роль в определении требований, предъявляемых к качеству продукции. Он призван: определять потребности в продукции (услуге) давать определение рыночного спроса, требований потребителя, оценки стоимости и сроков производства, обеспечивать предприятия подробным официальным отчетом о требованиях, предъявляемых к продукции. Такое описание содержит пожелания и требования потребителей в виде перечня технических условий, которые послужат основой для выполнения последующих работ по проектированию. Маркетинг должен устанавливать постоянную систему обратной связи и контроля получаемой информации.

Качество при проектировании и разработке технических условий.  Система качества призвана обеспечить создание проекта, отвечающего требованиям потребителя и лучшим мировым образцам. Краткое описание продукции, полученное в результате маркетинга, используется как исходные требования к проекту.

Качество при материально- техническом снабжении.  Для обеспечения качества поставок система качества как минимум должна включать: четкое установление требований к покупным материалам, полуфабрикатам, комплектующим деталям и узлам; входной контроль; процедуры решения сложных вопросов по качеству покупной продукции и т.д.

Качество в процессе подготовки производства и производства продукции. Подготовка производства должна осуществляться таким образом, чтобы технологический процесс и состояние всех элементов производства обеспечили изготовление продукции в соответствии с требованиями технической документации.

Качество на послепроизводственных этапах.  Цель системы качеств на послепроизводственных этапах состоит в обеспечении качества продукции при погрузочно-разгрузочных работах, хранении, транспортировании, монтаже.

Учет и анализ затрат на качество. В условиях формирования рыночных отношений, перехода предприятий на хозрасчет и выхода их на международный рынок качество продукции и затраты, связанные с ними, становятся важным фактором экономического положения предприятия и, в частности, такого показателя как прибыль.

Интенсивная эффективность системы качества может проявляться в снижении себестоимости продукции за счет минимизации суммарных затрат по всем группам затрат.

Для практического решения этой задачи целесообразно первоначально определять все потери, связанные с дефектами продукции, затем определять мероприятия по предотвращению дефектов и усилению (или ослаблению) контроля.


Заключение


Таким образом, в ходе работы были рассмотрены следующие вопросы:

1. рассмотрено понятие качества продукции;

2. раскрыты задачи и функции системы качества на предприятии;

3. рассмотрена система качества на примере предприятия ОАО «Лазурь».

По первому вопросу следует отметить, что качество – совокупность характерных свойств, формы, внешнего  вида и условий применения, которыми  должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Все эти элементы определяют требования к качеству изделия, которые конкретно воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации, в технических условиях. Предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры и т.д.Таким образом, система качества продукции представляет собой совокупность технических, организационных, экономических и социальных нормативов, мероприятий, методов и средств управления, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции при ее разработке, подготовке производства, изготовлении, обращении и эксплуатации.

По второму вопросу были раскрыты задачи и функции системы качества на предприятии.

По третьему вопросу можно сказать, что достоинствами ОАО «Лазурь» является отлаженный механизм контроля продукции, обязательность сертификации, эффективный рычаг материальной ответственности работников, виновных в полученном браке, а недостатками – отсутствие четкой системы управления качеством с опорой на мировой опыт, незадействованность службы маркетинга  на всех этапах жизненного цикла продукта, отсутствие правильной калькуляции затрат на качество. В связи с этим был предложен метод по повышению качества продукции – использование системы качества в соответствии с идеологией стандартов ИСО 9000.



Список литературы



1.     Версан В.Г., Чайка И.И. Системы управления качеством продукции. - М.: Дело, 2000.

2.     Гиссин В.И. Управление качеством продукции. - Р.-на-Дону: Феникс, 2000

3.     Исикава К. Японские методы управления качеством.  - М.: Экономика. 1999.

4.     Гличев А.В. Основы управления качеством продукции.  - М.: Логос.2001.

5.     Леонов И.Г., Аристов О.В. Управление качеством продукции.  - М.: Русь, 2000.

6.     Глазунов А.В. Документы системы QS-9000/1 // Стандарты и качество. 2000, №6 - с. 56-60.

7.     Мюллер К. Некоторые аспекты внедрения системы качества // Стандарты и качество, 2002, №3 - с. 58-64.

Приложение





Управление качеством на предприятии





 






























.


[1] Версан В.Г., Чайка И.И. Системы управления качеством продукции. - М.: Дело, 2000. - с 10


[2] Гиссин В.И. Управление качеством продукции. - Р.-на-Дону: Феникс, 2000 - с. 5-8

[3] Леонов И.Г., Аристов О.В. Управление качеством продукции.  - М.: Русь, 2000. – с 56.


[4] Мюллер К. Некоторые аспекты внедрения системы качества // Стандарты и качество, 2002, №3 - с. 58

[5] Глазунов А.В. Документы системы QS-9000/1 // Стандарты и качество. 2000, №6 - с. 56