Содержание

 

Введение. 3

1. Происхождение христианства. 4

2. Источники раннего христианства. 6

3. Культурно-исторические условия становления христианства. 9

Заключение. 11

Список литературы.. 12

                 Введение

Второй из мировых религий по времени возникновения было христианство, история которого теснейшим образом сплелась с историей народов прежде всего Европы, а в дальнейшем и многих внеевропейских стран.

Сейчас христианство - самая распространенная религия на земном шаре: ее приверженцев свыше 1024 миллионов человек (главным образом в Европе и Америке). Однако христианство не едино: оно с давних пор распадается на целый ряд вероисповеданий, церквей, толков и сект, зачастую враждующих между собой.

Христианство некогда совершило величайшую духовную революцию, оно духовно освободило человека от неограниченной власти общества и государства, которая в античном мире распространялась и на религиозную жизнь. Оно открыло в человеке духовное начало, которое не зависит от мира, от природы и общества, зависит от Бога. Это и есть истина христианского лишь персонализма, незнакомая древнему, дохристианскому миру. Но в своей исторической судьбе христианство искажалось приспособлением к царству Кесаря, склонялось перед государственной силой и пыталось сакрализировать эту силу. Так образовывались принудительные христианские теократии, так дошли до приспособления и оправдания капиталистического режима, который находится в самом остром противоречии с христианством.

Цель работы – рассмотреть возникновения христианства как духовной революции в мировоззрении.

Задачи представленной работы – рассмотреть происхождение христианства, определить источники раннего христианства, рассмотреть культурно-исторические условия становления христианства.

1. Происхождение христианства

Наиболее трудной проблемой в истории христианства является вопрос о происхождении этой религии. Он был предметом предположительного и весьма разнообразного обсуждения. В буржуазной литературе по вопросу о возникновении христианства можно проследить два основных направления. Одно  ведет свое происхождение от традиционной богословской точки зрения, согласно которой христианство было основано богочеловеком Иисусом Христом, жившим будто бы на земле в еврейской стране Палестине в годы царствования римских императоров Августа и Тиберия (начало 1 в. до н.э.) и проповедовавшим свое учение; переданное человечеству его учениками-апостолами, оно сделалось впоследствии достоянием людей. Это чисто церковная точка зрения, но она в смягченном, наукообразном виде перешла и на страницы буржуазной исторической литературы[1].

К числу представителей этого направления относится и Давид Штраус -самый крупный протестантский историк христианства. Штраус больше других сделал для отстранения, как он выражался сам, «мифических наростов и наслоений» на базе «исторического» Иисуса; Штраус впервые осмелился применить к христианству «миф»; но все-таки он продолжал утверждать, что в основе евангельских рассказов лежат подлинные исторические события, относящиеся к личности галилейского проповедника Иисуса.

Другое, противоположное направление в изучении раннего христианства – его можно назвать буржуазно-антиклерикальным – ведет свое начало от просветительской литературы ХVIII в, точнее от Шарля Дюпюи. Этот предтеча мифологической школы, как известно, толковал все образы богов и героев как астрально-мифологические олицетворения; с этих же позиций подходил он, хотя и мимоходом, к образу Иисуса Христа, считая его тоже солнечным богом. Когда в середине ХIХ века стали лучше изучаться религии древнего мира с их культами великих богов природы, умирающих и воскресающих богов растительности, свободомыслящие ученые начали и в христианстве открывать многочисленные совпадения с древними восточными культурами. Стали приходить к выводу, что образ Христа составился из сложенных вместе черт древних восточных богов – Осириса, Мирты, Диониса и др., а частью из древнееврейских пророчеств, в которых тоже видели астрально-мифологические мотивы. Отсюда делали и тот вывод, что в христианстве вообще нет ничего оригинального, что это просто перепевы древних астральных и других мифов еврейского, египетского, сирийского и другого происхождения. Историческую личность Иисуса Христа ученые этого направления начисто отрицали.

Так смотрели на раннее христианство отчасти Джеймс Фрэзер, а особенно поляк Анджей Немоевский, американец Уильям Смит, англичанин Джон Робертсон, немец Артур Древс. Все они были идеалистами, а некоторые из них и религиозными людьми. Борясь с грубыми суевериями, они старались поставить на их место утонченную религию вроде отвлеченного деизма.

Первым из буржуазных ученых, кто пытался перевести изучение проблемы происхождения христианства на правильный путь, был Бруно Бауэр – прогрессивный немецкий мыслитель, левый гегельянец. Бауэр сделал больше, чем его предшественники вместе взятые, и впервые «расчистил почву» для научного исследования истории раннего христианства. Бауэр доказал прежде всего, что раннее христианство представляло собой своего рода синтез восточных (иудаистских) и западных (эллино-римских) религиозно-философских идей[2].

2. Источники раннего христианства

 

О возникновении христианства, становлении его вероучения написано огромное, по существу, необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене – христианстве – создавшем многочисленные церкви, имеющие миллионы последователей, до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.

Вплоть до восемнадцатого столетия исследование начал христианства было запрещено.  Излишнее любопытство, желание узнать больше, чем рассказывает Новый завет и церковная традиция, казались правоверным христианам в высшей степени предосудительным, граничащим с ересью. Многие ученые не отваживались обнародовать результаты своих исследований. Эти работы публиковались лишь после их смерти. Только благодаря просветителям   восемнадцатого века сделалось возможным научное исследование происхождения христианства. Изучались самые разнообразные источники: произведения античных писателей, которые упоминали о христианах, сочинения христианских богословов и их противников, а также, конечно, те книги, которые сами христиане почитают священными и боговдохновенными, где изложены основные догмы христианской религии, легенды о жизни ее основателя – Иисуса Христа, приведены его слова и поучения.

В доказательство исторической достоверности существования Иисуса Христа ссылаются на сохранившиеся до нашего времени тексты нехристианских авторов, чья беспристрастность якобы не вызывает сомнения. Речь идет о трех римских авторах Таците, Плинии Младшем и Светонии. Высказывания тех этих аторов подверглись тщательному изучению, кое какие вопросы так и не были окончательно выненыяс и являются по сей день предметом ожесточенных споров.

Начнем с Тацита, крупнейшего историка и писателя Древнего Рима, патриция и консула (ок. 55-120 гг. н.э.). Примерно в 116 году он опубликовал главное свое сочинение – «Аналлы». В книге 15-й «Аналлов» дано описание знаменитого пожара, вспыхнувшего в 64 году при Нероне и чуть не уничтожившего весь город. «Чтобы пресечь слухи, Нерон подставил виновных и подверг самым изощренным  казням тех, кого чернь ненавидела за их постыдное поведение и называла христианами. Начало этому названию дал Христос, который был при императоре Тиберии приговорен к смерти прокуратором Понтием Пилатом; временно подавленное пагубное суеверие вспыхнуло снова не только в Иудее, где это зло родилось, но также и в столице, куда отовсюду стекается и находит множество приверженцев всякая гадость и пакость… Казнили их с позором – одевали в шкуры диких зверей и бросали на растерзание собакам, распинали на крестах и ночью поджигали вместо факелов… В итоге, хотя эти люди были виноваты и заслуживали строжайшего наказания, они вызывали сочувствие, ибо гибли не ради блага империи, а из-за жестокости одного человека»[3].

В начале II столетия, когда писались «Аналлы», в Риме действительно было много последователей Иисуса, которых тогда уже называли христианами. И Тацит просто перенес современную ему обстановку на целых полвека назад. З.Косидовский предполагает, то свои сведения Тацит черпал у самих христиан.

Исходя из всех этих соображений, можно заключить, что приведенный выше отрывок текста действительно принадлежит Тациту, но, навеянный рассказами христиан II века, он неточно воссоздает обстановку середины I века.

Вторым римским писателем, упоминавшим в своих сочинениях о последователях Иисуса Христа, был Плиний Младший (52-114 гг. н.э.). Он занимал пост римского наместника и в одном из своих писем-очетов писал о последователях Иисуса Христа: «Эта вера распространяется повсюду, не только в городах и деревнях, но и во всей стране. Храмы пустеют, люди давно уже не совершают жертвоприношений…У них есть обычай в определенные дни собираться перед восходом солнца и молиться Христу, как богу»[4].

Некоторые ученые подвергают сомнению подлинность этих строк, но большинство исследователей склонны считать запись подлинной.

Третий римский автор Светоний (ок. 70 – 160г.) в своем сочинении «Жизнеописания двенадцати Цезарей» пишет следующее: «Он (император Клавдий) изгнал евреев из Рима за то, что они беспрестанно смутьянили, подстрекаемые каким-то Христом», и далее, в главе о Нероне: «Наказали пытками христиан, приверженцев нового и преступного суеверия»[5].

   После тщательных исследований ученые пришли к единодушному выводу, что обе фразы являются подлинными и принадлежат самому Светонию, с той лишь оговоркой, что вторая, несомненно, заимствована у Тацита.

3. Культурно-исторические условия становления христианства

Относительно быстрое распространение христианства в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме было обусловлено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами и подданными провинций, между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками.

Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения. Первоначально христианство выступало как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных и рассеянных Римом народов.  Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом - через познание божественной истинны, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.

Энгельс Ф. дал следующую характеристику состояния тогдашнего общества: «Настоящее невыносимо, будущее, пожалуй еще более грозно. Никакого выхода»[6]. В ситуации такого рода бедняки готовы были верить любому призыву, лишь бы тот обещал освобождения.

Однако «во всех классах должно быть известное количество людей, которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали бы освобождения духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного отчаяния»[7]. По мере усиления состояния материального усиливалось буквально бегство из мира внешнего в мир внутренний.

Итак, из этой ситуации всеобщего экономического, политического, интеллектуального и морального разложения выход нашелся. «Но не в этом мире».

Однако необходимо заметить, что в том  положении этот выход мог быть  только в области религии. Этой религией оказалось христианство.

Возникнув, христианство вступило в резкое противоречие со всеми существовавшими до тех пор религиями. Оно становится первой возможной мировой религией. Почему? Во-первых, христианская религия отрицала присущую всем другим обрядность. Во-вторых, она становиться наднациональной религией.

Прежние религии, существовавшие на территории империи, носили узкоэтнический характер (яркий пример - иудаизм) и были неспособны объединить рабов и угнетенных разного этнического происхождения; более того, они разъединяли их.

Христианство же родилось как религия, обращенная ко всем народам. Она соответствовала условиям того времени, когда произошло смешение самых различных этнических групп, естественные границы между которыми были разрушены римскими завоеваниями.

Заключение

Общеизвестно, что можно извратить любое, даже самое благородное и доброе начинание, и оно превратится в торжество мракобесия и алчности. Подобные метаморфозы мы наблюдаем ежедневно. Но должно также помнить, что такие начинания делают человечество лучше. Честнее. Добрее. Осуществляют душевный переворот, изменение в хорошую сторону. И пусть после, как правило наступает регресс, они все же делают правильное дело.

Появление христианства само по себе не стало духовной революцией и, скажем более, не христианство, не религия вообще с нашей точки зрения вызвала духовный переворот, но, безусловно, именно христианство оказалось, если нам позволено будет так выразиться, материалом, духовной, даже идеологической основой для этого переворота, а потому вполне допустимо, хотя и не совсем точно, называть раннее христианство духовной революцией. Точнее будет сказать, что революцией стало начало войны душ – войны за возможность управлять как можно большим количеством душ, которая идет уже две тысячи лет между различными формами общественного сознания. Началась эта война, вследствие осознания всей важности управления верой, тогда как раньше предполагалось необходимым в первую очередь управлять разумом (неважно – своим или подчиненным). А вышеупомянутое осознание пришло в этот мир как раз благодаря христианству.

Список литературы

1.     Каутский К. Происхождение христианства: пер. с нем. – М.: Политиздат, 1990.

2.     Косидовский З. Сказания евангелистов. М.: Знание, 1977.

3.     Крывелев И.А. История религий. Очерки в двух томах. Т.1. М.: Мысль,1975.

4.     Микешина Л.А. Философия сознания. М.: Мир, 1994.

5.     Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М.: Политиздат, 1986.


[1] Микешина Л.А. Философия сознания. М.: Мир, 1994. С. 90.

[2] Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М.: Политиздат, 1986. С. 470-472.

[3] Косидовский З. Сказания евангелистов. М.: Знание,1977. С.10.

[4] Там же. С. 12.

[5] Там же. С. 13.

[6] Косидовский З. Сказания евангелистов. М.: Знание, 1977. С. 9.

[7] Косидовский З. Сказания евангелистов. М.: Знание, 1977. С. 9.