Содержание



Введение. 3

1. Роль аудита в обеспечении стабильности и надежности экономического развития  4

2. Пользователи аудиторской информации. 4

3. Сущность аудита, цели и задачи. 6

4. Связь аудита с другими формами экономического контроля и его отличие. 8

Заключение. 11

Список литературы.. 12

Введение


Аудиторская деятельность – явление достаточно новое для России, которое является,  необходимым  элементом рыночной экономики. Эта деятельность охватывает собственно аудит, то есть заключение независимого профессионального бухгалтера – аудитора о достоверности публичной бухгалтерской отчетности, и предоставление услуг, сопутствующих аудиту – весьма разнообразных, но непременно требующих высокой квалификации профессионального бухгалтера.

Аудиторская деятельность в России регламентируется рядом законодательных актов, основным из которых является «Закон об аудиторской деятельности». В федеральном законе «Об аудиторской деятельности» отмечено, что аудит не подменяет государственного контроля за достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности, т.е. других форм финансового контроля, существующих в РФ на законных основаниях. Главная цель внешнего аудита — дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

Независимость аудитора обусловлена тем, что он не является со­трудником государственного учреждения, не подчинен контрольно-ревизионным органам и не работает под их контролем, соблюдает стандарты профессионального аудиторского объединения (ассоциации), не имеет на проверяемых предприятиях никаких имущественных или личных интересов.

Объективность обеспечивается высокой профессиональной подготовкой аудитора, большим практическим опытом, знанием новейшей методической литературы.

В данной работе рассматриваются вопросы о роли аудита в экономическом развитии, его сущность, цели и задачи, связь с другими формами экономического контроля, а также пользователи аудиторской информации.


1. Роль аудита в обеспечении стабильности и надежности экономического развития


Рассмотрение всех актуальных вопросов аудиторской деятельности осуществляется при непосредственном участии профессионального аудиторского сообщества в первую очередь в рамках Совета по аудиторской деятельности при Минфине России. Российские аудиторы востребованы не только в частном секторе экономики, но и в государственном - проводятся аудиторские проверки государственных унитарных предприятий и акционерных обществ. Развиваются процессы саморегулирования в рамках решений Правительства Российской Федерации по административной реформе. Все это способствует российскому аудиту оказывать в определенной степени позитивное влияние на развитие отечественной экономики, делать более прозрачной финансовую отчетность и улучшить инвестиционный климат в стране.

Аудит стал составляющей частью развития экономики страны. С осознанием обществом неотъемлемой роли аудита не только в финансовом учете, но и в рыночной экономике возросло доверие к профессии аудитора, что положительно влияет на дальнейшее развитие аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Не нужно объяснять, однако, какую важную роль аудит играет в современной экономике. Без качественного, заслуживающего доверия подтверждения отчетности независимым специалистом невозможна ни нормальная жизнь акционерного общества, ни привлечение инвестиций.


2. Пользователи аудиторской информации


Аудит - элемент рыночных отношений. Как и любой другой элемент рынка, он появляется на свет, как только у какой-либо группы участников рынка возникает потребность в нем, возникает спрос (это одно из проявлений действия закона спроса и предложения).

В свое время развитие и усложнение производства, развитие рынка привело к тому, что собственники организаций (акционеры, пайщики, учредители), а также инвесторы, кредиторы оказались не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все финансовые и хозяйственные операции интересующего их экономического субъекта, часто сложные и рискованные, соответствуют требованиям законов и правильно отражены в учете. Для этого требуются специальные знания и опыт, требуется свобода доступа ко всем документам в организации, чего заинтересованные лица обычно бывают лишены.

Таким образом, с одной стороны необходимость уверенности заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности в ее достоверности (поскольку бухгалтерская отчетность используется для принятия ответственных решений);

с другой стороны:

-         отсутствие у заинтересованных пользователей специальных знаний и опыта;

-         отсутствие свободного доступа к документации организации;

-         возможность необъективной информации со стороны руководства и бухгалтерии организации в конфликтных ситуациях;

-         подверженность бухгалтерской отчетности искажениям вследствие действия неизбежных факторов (субъективность составителей, неоднозначность интерпретации нормативных актов и т. д.)       привели к возникновению института независимых высококвалифицированных специалистов-аудиторов, мнению которых о достоверности бухгалтерской отчетности организации заинтересованные пользователи могли бы доверять.

По сути. аудитор - это посредник между составителями бухгалтерской отчетности и пользователями представленной в ней информации. Цель аудитора (как посредника) - высказать заинтересованным пользователям свое профессиональное мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности организации.

Несмотря  на  то,  что  мнение  аудитора  может способствовать росту     доверия    к    финансовой    (бухгалтерской) отчетности, пользователь  не  должен  принимать  данное мнение ни как выражение уверенности   в   непрерывности  деятельности  аудируемого  лица  в будущем,   ни   как   подтверждение   эффективности   ведения   дел руководством данного лица.                                        Аудитор  не  дает  оценку  соблюдения  интересов собственников (акционеров,   участников)   и   эффективности  отдельных  операций  аудируемого лица[1].

           В соответствии с законом РФ от 21.11.96 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» составителем бухгалтерской отчетности является организация в лице ее руководителя и главного бухгалтера, которые подписывают отчетность и несут ответственность за ее достоверность и соответствие действующим в РФ законодательным и нормативным актам.

Пользователем информации, представленной в бухгалтерской отчетности организации являются все, кто связан с организацией имущественными или финансовыми интересами.


3. Сущность аудита, цели и задачи


Различные источники по-разному определяют аудит. Но, разнясь в деталях, определения аудита совпадают в главном: аудит - это предпринимательская деятельность, заключающаяся, прежде всего в проверке бухгалтерской отчетности экономического субъекта, осуществляемая независимой аудиторской организацией (независимым аудитором). Результатом аудита при этом является выражение мнения аудиторской организации (аудитора) о степени достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта.

Целью  аудита  является  выражение  мнения  о   достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности  аудируемых лиц и  соответствии порядка  ведения  бухгалтерского  учета  законодательству  Российской Федерации.    При этом под достоверностью   понимается   степень   точности   данных  финансовой (бухгалтерской)  отчетности,  которая  позволяет  пользователю   этой отчетности  на  основании  ее  данных  делать  правильные  выводы   о результатах  хозяйственной  деятельности,  финансовом и имущественном положении аудируемых  лиц и  принимать базирующиеся  на этих  выводах обоснованные решения[2].

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с достаточной степенью уверенности сделать выводы относительно:

-         соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в РФ;

-         соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

Но аудит - это не только проверка бухгалтерской отчетности, это еще и комплекс так называемых сопутствующих услуг. К ним относятся:[3]

-         постановка, восстановление, ведение бухгалтерского учета у клиента (так называемые «эккаутинговые» услуги);

-         составление бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций;

-         проверка учетных, налоговых и иных аспектов деятельности предприятия, интересующих клиента; проведение экспертиз;

-         анализ финансово-хозяйственной деятельности;

-         оценка инвестиционных проектов, бизнес-планов, активов и       пассивов экономических субъектов;

-         разработка для клиентов документации экономического характера (учетной политики, рекомендаций по вопросам учета и налогообложения, инструкций, положений и пр.);

-         научные исследования и разработки по проблемам экономиче-ского характера;

-         подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров по       экономическим специальностям;

-         проведение конференций, семинаров, "круглых столов" и пр.;

-         компьютеризация бухгалтерского учета;

-         подбор и тестирование кадров по экономическим специальностям       для клиентов;

-         представление интересов экономического субъекта перед третьими лицами;

-         консультации по вопросам учета, налогообложения, хозяйственного права, другим экономическим вопросам;

-         информационное обслуживание и прочие подобные услуги.


4. Связь аудита с другими формами экономического контроля и его отличие


Контроль – важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами – неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями.

Хотя аудиторская деятельность может охватывать все экономические организации независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, основными объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом аудита – собственность акционеров и инвесторов. Независимость -  необходимое условие деятельности аудиторов, причем независимость аудиторов гораздо шире независимости государственных контролеров – ревизоров.[4]

При проведении аудита применяются специальные приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета.

Так как аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, между ними имеется много общего, но имеются и принципиальные различия:[5]



Аудит

Ревизия

Цели

Выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности

Выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных

Характер

Предпринимательская деятельность

Исполнительская деятельность, выполнение распоряжений

Основа взаимоотношений

Добровольное осуществление на основе договоров

Принудительное осуществление по распоряжению вышестоящих или государственных органов

Управленческие связи

Горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним

Вертикальные связи, назначение, отчет перед выше стоящим звеном об исполнении

Принцип оплаты услуг

Платит клиент

Платит вышестоящее звено или государственный орган

Практические задачи

Улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента

Сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений

Результаты

Аудиторское заключение – документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Аудиторское заключение содержит мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и может быть опубликовано

Акт ревизии – внутренний документ для контролирующего органа, который должен быть передан вышестоящему и другим органам и в котором отмечаются все выявленные недостатки


Связь аудита с формами экономического контроля заключается в том, что при осуществлении контрольной деятельности, так же как и при аудите, используются специальные приемы документального и фактического контроля, экспертные оценки, методы анализа, документальное оформление и другой схожий инструментарий.

Основным отличием аудита от остальных форм экономического контроля является независимость.

Заключение

 

Таким образом, аудит является элементом рыночной инфраструктуры и представляет собой независимое рассмотрение финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом. Аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью выражения мнения о степени достоверности этой отчетности.

Аудит – это не просто механизм контроля. Аудиторские проверки в равной степени можно считать средством достижения коммерческого успеха, поскольку «добавочная стоимость» консультаций, осуществляемых специалистами по видению бизнеса, и их советов, в конечном счете,  способствуют экономическому успеху клиента.

Цель аудита – конкретная задача, на решение которой направлена деятельность аудитора, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.

В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливается точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия; соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям, критериям; соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства.

Особое значение имеет тот факт, что проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдения действующего законодательства и составление аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор.

Аудитор не дает оценку соблюдения интересов собственников (акционеров, участников) и эффективности отдельных операций аудируемого лица.


Список литературы



1.     Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ (в ред. от 14.12.2001 №164-ФЗ)

2.     Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов)          аудиторской деятельности» от 23.09.2002 №696, п.2 Правил (стандарт) №1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

3.     Правило (стандарт) аудиторской деятельности  «Аналитические процедуры» Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при  Президенте РФ 22 января 1998 г.  Протокол № 2

4.     Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. – М.: Бератор-Пресс, 2001.

5.     Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003



[1] Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23.09.2002 №696, п.2 Правил (стандарт) №1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.                          

[2] Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ (в ред. от 14.12.2001 №164-ФЗ) ст. 1

[3]Вещунова Н., Кочинев Ю. Аудит, 2-е изд. – СПб: Питер, 2003. – с. 5

[4]Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 49

[5]Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 50