СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. КОНЦЕПЦИЯ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА.. 4

2. СОСТАВЛЕНИЕ БИЗНЕС - ПЛАНА. 8

3. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 17
























ВВЕДЕНИЕ

Любое управление представляет собой процесс, то есть последовательности операций, приемов, методов формирования и осуществления воздействия на управляемый объект.

Антикризисное управление, как всякое управление вообще, характеризуется определенными технологическими схемами управления. Но специфика антикризисного управления отражает и специфику его технологии. Здесь существенное влияние могут оказывать факторы дефицита времени, снижения управляемости, конфликтности интересов, высокой степени неопределенности и риска, сложного переплетения проблем, давления внешней среды, снижение конкурентоспособности, нарушения баланса власти.

Технология антикризисного управления - это комплекс последовательно осуществляемых мер предупреждения, профилактики, преодоления кризиса, снижения уровня его отрицательных последствий.

Задача работы - рассмотреть механизм управления неплатежеспособным предприятием, и возможности его преодоления.

Цель - выявить главные мероприятия по преодолению подобных ситуаций.












1. КОНЦЕПЦИЯ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

Диагностика основных причин финансовых затруднений, приведших к кризису (неплатежеспособности) предприятия, ведется в разрезе основных функциональных сфер: продукции, маркетинга, производства, организации и управления, капитала и юридической формы, финансов. Для каждой такой сферы характерен определенный финансовый эффект, который и подлежит анализу.

В области качества продуктов и услуг воздействие на финансы осуществляется через величину выручки, которая может быть большей или меньшей в зависимости от параметров качества. Поэтому задачей диагностики в этой сфере является определение, в какой мере качество реализуемого товара (услуги) сказалось на объемах продаж. Область маркетинга исследуется с этой же целью. Нужно ответить на вопрос, как состояние рынка, конкуренции, каналов сбыта, способы продвижения товара (услуги) оказали влияние на величину выручки?

Производственная сфера рассматривается с точки зрения качества оборудования и технологических процессов: есть ли возможность производить конкурентоспособные изделия, какова ресурсоемкость технологии, каков уровень аварийности и т.д. В результате необходимо сделать определенный вывод о влиянии производственно-технических факторов на объемы производства и уровень затрат.[1]

В организационно-управленческой области анализу подлежат эффективность оргструктуры предприятия и качество управленческих кадров. Соответствует ли оргструктура основным бизнес-процессам? Компетентно ли руководство? Отсюда выводится и оценка роли управленческого фактора в складывании финансового кризиса. Схожие аналитические действия предпринимаются в отношении организационно-юридической и финансовой сфер. Там также выявляются значимые факторы возникновения критической финансовой ситуации: отсутствие стратегического инвестора, большая дебиторская задолженность и т.д.

Диагностика причин неплатежеспособности предприятия в разрезе его функциональных сфер объективно является первой стадией планирования финансового оздоровления (см. таблицу). Она дает формулирование проблем, т.е. отвечает на вопрос: "Где мы сейчас?".

Следующим логическим этапом является планирование целей. Зная причины неплатежеспособности, нужно обозначить цели, достижение которых приведет к финансовому оздоровлению. То есть ответить на вопрос: "Куда надо идти?". И этот ответ будет основой антикризисной концепции, ее направлением.

В таблице приведены формулировки целей по результатам диагностики: выпуск новой продукции, избрание новой схемы каналов сбыта, замена устаревшего оборудования и т.д. Хотя цели могут описываться в самом общем виде, все же их "озвучивание" играет важную роль они признаются компонентами концепции преодоления неплатежеспособности.


Функциональные сферы

Продукты и услуги

Маркетинг

Производство

Организация и управление

Капитал и юридическая

Финансы

Стадии планирования

Формулирование проблем: где мы сейчас?

Низкое качество продукции и услуг

Слабые каналы сбыта

Устаревшее оборудование

Неэффективная оргструктура

Выбор руководителя программы и механизма контроля

Большая дебиторская задолженность

Планирование целей: куда надо идти?

Выпуск новой, продукции, повышение качества существующей

Новая схема каналов сбыта

Замена оборудования

Реорганизация структуры управления

Привлечение стратегического инвестора

Сокращение дебиторской задолженности

Планирование средств достижения целей: каким путем пойдем?

НИОКР, лицензии контроль качества

Привлечение посредников, открытие филиалов

Выбор нового оборудования, бюджет программы

Выбор новой оргструктуры

Продажа контрольного пакета акций

Продажа долгов, конверсия долгов в долевое участие, заключение соглашения о графике выплат

Планирование ресурсов: чем обеспечим движение?

Набор специалистов, бюджет программы

Создание отдела развития, бюджет программы

Долевое участие, бюджет программы

Набор или переквалификация кадров, бюджет

Привлечение компании по управлению программы капиталом

Привлечение компании по управлению капиталом

Планирование внедрения и контроля: кто будет управлять движением?

Выбор руководителя программы и механизма контроля

Выбор руководителя программы и механизма контроля

Выбор руководителя программы и механизма контроля

Выбор руководителя программы и механизма контроля

Назначение ответственного

Назначение ответственного


На следующей стадии в ходе планирования средств достижения целей антикризисная концепция приобретает более конкретный вид. Например, цель "выпуск новой продукции" может достигаться разными средствами: с помощью собственных разработок и их внедрения, покупки лицензии, образования совместного предприятия с технологически передовым партнером и др. Средства достижения целей выбираются из достаточно широкого спектра. При этом обосновывается, есть ли возможность достичь цели с помощью избранного средства.[2]

Особое значение имеет планирование ресурсов четвертая стадия планирования. Ресурсы рассматриваются дважды: в натуральном смысле и стоимостном измерении. Так, выпуск новой продукции на основе собственных НИОКР может потребовать привлечения дополнительных квалифицированных специалистов. Специалисты являются натуральным, фактическим ресурсом. Вместе с тем бюджет на оплату их труда является стоимостным, финансовым ресурсом.

Заключительная стадия планирование внедрения и контроля. На этой стадии определяется, кто будет нести ответственность за осуществление антикризисной программы в соответствующей функциональной сфере и какими средствами контроля руководитель программы.
















2. СОСТАВЛЕНИЕ БИЗНЕС - ПЛАНА.

Подготовленная антикризисная концепция кладется в основу бизнес-плана финансового оздоровления предприятия. Если бизнес-план предназначается для внешних пользователей, в нем должны содержаться разделы "резюме" и "компания". Резюме как сжатая характеристика проекта имеет цель привлечь внимание, обеспечить заинтересованное изучение бизнес-плана потенциальными инвесторами или заимодавцами. В структуре бизнес-плана резюме располагается на первом месте, но составляется после того, как написаны все другие разделы.

Раздел "компания" обычно следует сразу за резюме и содержит основные сведения о компании-инициаторе проекта, в данном случае антикризисного проекта. Назначение этого раздела Д обеспечить первоначальное знакомство с компанией и ее рынком, сообщить необходимую контактную информацию, привести данные о текущем финансовом положении и т.д.

Сам же план финансового оздоровления излагается в следующих разделах:

· Продукты и услуги. Дается физическое описание продукции, раскрывается ее использование и привлекательность в глазах потребителя. Обосновывается, почему новая или улучшенная продукция найдет больший спрос у покупателей. Коротко характеризуется программа разработки и развития продукции, приводится расчет ее бюджета.

· План маркетинга. В параграфах плана проводится анализ целевой рыночной позиции, стратегии маркетинга, прогнозируются объемы продаж и бюджет маркетинга. Под целевой рыночной позицией понимается уровень присутствия компании на рынке (доля рынка) вместе с обеспечивающим этот уровень потенциалом конкурентных преимуществ.

Конкурентные преимущества - о прежде всего те цели, которые компания поставила в своей антикризисной концепции. Новая продукция, новые каналы сбыта, новое оборудование и т.д. являются способом обеспечения приемлемых объемов продаж (доли рынка). Те антикризисные цели, которые непосредственно принадлежат области маркетинга, чаще всего отражаются в параграфе "стратегия маркетинга". Так, новые каналы сбыта и пути их формирования должны быть описаны именно в этом параграфе.

Завершают план маркетинга прогноз продаж и бюджет маркетинга. Последний включает в себя издержки сбыта и распределения, а также бюджет антикризисной программы в области маркетинга.

·  План производства. Прорабатывается по той же схеме, что и план маркетинга. Включает параграфы: целевой производственный потенциал, производственную стратегию, прогноз формирования и использования материальных факторов производства. Целевой производственный потенциал это такие параметры мощности предприятия и его технологического уровня, которые обеспечивают намеченный уровень присутствия компании на рынке.

Производственная стратегия - о конкретные меры по воплощению целевого производственного потенциала, т.е. средства достижения целей в области производства. Прогноз по материальным факторам производства состоит из бюджета антикризисной программы в области производства (бюджета капитальных вложений) и проектировок прямых материальных затрат.

·  Управленческо-кадровый план. Здесь также описывается целевой потенциал, стратегия управления и кадровая политика, дается проектировка расходов на управление. Характеристика управленческо-кадрового потенциала дается через описание целевой системы управления (оргструктуру, функции подразделений и их взаимодействие, функции руководителей и координация их работы, механизм принятия решений и контроля).

Наиболее значим параграф, содержащий описание стратегии управления и кадровой политики. Для неплатежеспособного предприятия это области радикальных решений. Стратегия управления, отраженная в средствах достижения управленческих целей антикризисной концепции, может предусматривать сильный сдвиг в сторону централизации или децентрализации управления, полную или существенную замену руководителей. В заключительной части раздела приводится планирование управленческо-кадровых расходов, которое включает текущие расходы и специальный бюджет антикризисной программы в сфере организации и управления.

· Финансовый план. Результирующий раздел бизнес-плана. Объединяет данные по всем прогнозам и проектировкам, включает все специальные бюджеты антикризисных функциональных программ, раскрывает прогнозную финансовую картину в форматах отчетов о доходах и расходах, движении денежных средств, расчетного баланса.

Антикризисная концепция, являясь основой для составления бизнес-плана, выполняет и другую полезную роль. Построенная по матричному принципу, она позволяет применить и матричную схему управления процессом финансового оздоровления предприятия.

Каким образом?

Вернемся к таблице. По вертикали (в столбцах) в ней отражены функциональные области действия антикризисной программы. Следовательно, в каждой такой области управлять антикризисной программой может соответствующий функциональный руководитель.

Например, руководитель маркетинговой службы может осуществлять руководство антикризисной программой в области маркетинга на всех стадиях ее разработки и исполнения: формулирования проблем, планирования целей, планирования средств достижения целей и далее вплоть до внедрения и контроля. То же самое можно сказать и о руководителях производственной, кадровой и финансовой служб. В своих областях они также могут выступить организаторами и руководителями антикризисных программ на всех стадиях их разработки и выполнения.

Однако руководство процессами финансового оздоровления может быть построено не только по "вертикали" (т.е. в данном случае по функциональному признаку), но и по "горизонтали" (по стадиальному признаку). То есть возможно назначение руководителя, который будет отвечать только за формулирование проблем, но во всех функциональных областях маркетинге, производстве, кадрах, финансах. И, соответственно, контролировать решение всех проблем после того, как они выявлены.[3]

Другой руководитель может отвечать только за планирование целей и контролировать достижение целей после того, как они поставлены. И так далее. Наконец, руководитель предприятия интегрирует обе линии руководства: он управляет действиями как функциональных, так и стадиальных руководителей. Это необходимо, прежде всего, для снятия противоречий между руководителями разных линий и координации их усилий.

Матричная схема управления, обычно применяемая при реализации проектов, может оказаться эффективной в ходе осуществления плана финансового оздоровления. Когда рушатся привычные связи и взаимодействия, наличие двух пересекающихся, но не тождественных линий управления может предотвратить дезорганизацию работы предприятия.










3. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ.

Довольно часто в кризисной ситуации предприятия виноват персонал организации, который сталкивается в конфликтах, а отражение переносит на эффективность деятельности предприятия. Рассмотрим элементы конфликтологии.

Существование и развитие организации связано с постоянным возникновением и разрешением противоречий в борьбе различных сил как внутри, так и вне ее. Иногда противоречия принимают настолько острый характер, что переходят в конфликт.

Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух и более людей.

Современный менеджмент признает, что даже  в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Считается, что во многих ситуациях конфликт помогает увидеть разнообразие точек зрения, большее число проблем, альтернатив их решения и т.д. здесь речь идет о сотрудничестве, при котором руководители и подчиненные имеют возможность высказать свое мнение.[4]

Конфликт можно не всегда с уверенностью определить как конструктивный или деструктивный. Он может выполнять и позитивную, и негативную функцию, иметь и отрицательные, и положительные последствия в зависимости от того, насколько внимательно относятся к конфликтам руководители и насколько умело ими управляют.

Конфликт способен оказать положительное воздействие на развитие отдельной личности, потому что он активирует самосознание, стимулирует раскрытие способностей работника. Следует так же отметить положительную функцию конфликта, которая заключается в том, что он сигнализирует о неблагополучии в организации. При этом наблюдается следующая зависимость: чем больше имеется объективных оснований и причин для развития конфликта, тем непосредственнее он указывает на то или иное отклонение социально - производственной ситуации от оптимальной.

Наиболее негативным последствием конфликта является его затягивание и нагнетание в организации таких взаимоотношений, которые в сочетании с другими факторами (экономическими) могут привести к созданию кризисной ситуации.


Причины конфликтов.[5]

1.     причины конфликтов, порожденных трудовым процессом. Конфликты возникают в ходе:


Ø установления и достижения целей.

Ø распределения и выполнения должностных полномочий и задач.

Ø распределение ресурсов

Ø реализации коммуникаций.


2.     причины конфликтов вызванные психологическими особенностями человеческих отношений. Они заключаются:


Ø в неблагоприятной психологической атмосфере в коллективе

Ø плохой психологической коммуникации.

Ø симпатиях и антипатиях работников, ведущих к их совместимости или несовместимости.


3. Причины конфликтов, коренящиеся в личном своеобразии членов коллектива. Они могут заключаться в различиях:


Ø в стиле и манере поведения.

Ø чувствах и эмоциональности.

Ø восприятии жизненных ценностей.


Стратегической задачей антикризисного управления персоналом является также формирование надлежащей организационной культуры предприятия, на случай неплатежеспособности организации.

Овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без основания основ организационно - культурного подхода, дающего интегральное понимание процессов функционирования и развития различных типов организаций с учетом психологических и социально - экономических механизмов поведения людей в условиях сложных кризисных ситуаций.[6]

Различают четыре основных исторических типа организационных культур: органистическая, предпринимательская, бюрократическая партисипативная.[7]

В одной культуре может быть несколько "локальных" культур: одна культура, преобладающая во всей организации, и культура ее частей - уровней, подразделений, профессиональных, национальных, возрастных и других групп. Эти различные субкультуры могут сосуществовать под крышей одной общей культуры.

Выделяют четыре типа форм управления, соответствующие им рычаги управления и области целеопределения. В поликультурных организациях наличие этих управленческих форм позволяет отыскивать различные варианты решения возникающих проблем. Формирование надлежащей организационной культуры - дело сложное и нуждается в постоянном внимании со стороны ведущих руководителей системы управления персоналом.


Индикаторы типов организационных культур.

Таблица 1.

Тип организационной культуры

Форма управления

Рычаг управления

Области целеопределения

Органическая



Предпринимательская



Бюрократическая


Партисипативная

Коллективистская



Рыночная



Бюрократическая


Демократическая

Авторитет



Деньги



Сила


Закон

Групповые интересы


Максимальная прибыль


Воля начальника


Интересы

законопослушного большинства при обязательном соблюдении прав меньшинства















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методика разработки бизнес-плана финансового оздоровления компании имеет свою специфику. Особенности этой методики вытекают из самой ситуации, в которой находится неплатежеспособное предприятие. Обычный бизнес-план может составляться в расчете на благоприятную ситуацию в рамках инвестиционного проекта. Другой вариант предусматривает нормальное развитие предприятия в условиях сбалансированности позитивных и угрожающих факторов.

Другое дело ситуация неплатежеспособности предприятия. "Угрозы" уже осуществились, и планирование нацелено на выход из кризиса, прежде всего финансового. Поэтому первой фазой планирования является определение конкретных проблем, которые привели к неплатежеспособности.

Далее необходимо перейти от проблем, от "диагноза", ко второй фазе планированию, включающему планирование целей, средств достижения целей, ресурсов и контроля. По сути, здесь вырабатывается концепция выхода из кризиса, называются приоритетные направления антикризисной деятельности.

Наконец, третья фаза включает собственно составление бизнес-плана. Полученная ранее информация о причинах кризиса и концепция выхода из него "укладываются" в определенные форматы планирования. В качестве таких форматов выступают основные функциональные разделы бизнес-плана.








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.                             Анализ и диагностика финансово-ходяйственной деятельности предприятия. П.П., Викуленко А.Е., Овчинникова Л.А. и др.: Учебное пособие для вузов / Под.ред П.П. Табурчака, В.М. Тумина и М.С. Сапрыкина. - Ростов н./Д: Феникс, 2002.

2.                             Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М. «Финансы и статистика», 1999.

3.                             Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2001.

4.                             Башкатова Е.И., Здерева Т.А., Стельмаховский Ю.С. Оценка основного и оборотного капитала предприятия. - К.: Высшая школа, 2001.

5.                             Коротков Э.М. Антикризисное управление. - М.: ИНФРА - М, 2001.

6.                             Бланк И.А. Финансовый менеджмент. – Киев: Ника – Центр,1998;

7.                             Бочаров В.В. Финансовый менеджмент. – СПб.,2002;

8.                             Ковалев В.В. Управление финансами. – М.: ФБК – ПРЕСС,1998;

9.                             Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Е.С. Стояновой. – М.:Перспектива,2002;

10.                        Семь нот менеджмента. – М.: ЗАО «Журнал Эксперт»,2002.





[1] Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2001

[2] Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2001

[3] Бланк И.А. Финансовый менеджмент. – Киев: Ника – Центр,1998

[4] Башкатова Е.И., Здерева Т.А., Стельмаховский Ю.С. Оценка основного и оборотного капитала предприятия. - К.: Высшая школа, 2001

[5] Коротков Э.М. Антикризисное управление. - М.: ИНФРА - М, 2001.


[6] Коротков Э.М. Антикризисное управление. - М.: ИНФРА - М, 2001

[7] Башкатова Е.И., Здерева Т.А., Стельмаховский Ю.С. Оценка основного и оборотного капитала предприятия. - К.: Высшая школа, 2001