ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 ГОУ ВПО

 ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ




Контрольная работа№1

по экономической географии

Вариант 2




Факультет: Учетно-статистический

Специальность: Бух. учет, анализ и аудит

Группа: ФНО

Личное дело №07УБД43540

Студентки: Баранковой Юлии Викторовны





КАЛУГА 2008

 

1.                В чем заключаются особенности экономико-географического положения?

Столица: город Москва.

Территория: Площадь: 17 075 400 км2 (1 место в мире)

Площадь рек и озер: 0,5%.

Число административно-территориальных делений: 86

Население: Численность: 144 526 278 чел. (7 место в мире) Плотность: 8,5 чел./км2.

Крупные города:         Москва (8 376 000), Санкт-Петербург (4 619 800), Новосибирск (1 396 800), Нижний Новгород (1 346 400), Екатеринбург (1 260 000), Самара (1 150 000), Омск (1 137 900), Казань (1 109 500), Уфа (1 094 900), Челябинск (1 081 200), Ростов-на-Дону (1 012 500), Пермь (1 002 500).

Территория граничит с: Азербайджаном, Белоруссией, Китаем, Эстонией, Финляндией, Грузией, Казахстаном, Северной Кореей, Латвией, Литвой, Монголией, Норвегией, Польшей, Украиной.

Общая протяженность границ: 19917 км

Береговая линия: 37653 км

Дополнительная информация.

Валюта: рубль.

Официальный язык: русский.

Религия: православие.

Государственный праздник: 12 июня (День Независимости).

Административно-территориальное устройство: федеративная республика.

В составе международных организаций: АТЭС, Б-8, МБРР, МВФ, МФКК, ОБСЕ, ООН, СЕ, СНГ.

Россия расположена в северо-восточной четверти земной поверхности (т.е. в Северном полушарии относительно экватора и в Восточном полушарии относительно Гринвичского меридиана) и занимает часть северо-запада и весь северо-восток Евразии. Несмотря на огромную протяженность морских границ (43 тыс. км), Россия безусловно является континентальным государством. С севера и востока возможность выхода в Мировой океан ограничена ледовыми условиями морей Северного Ледовитого и Тихого океанов. С юга территорию России ограничивают горные системы Кавказа, Алтая, Восточной Сибири, пустыни Центральной Азии. Единственной дорогой в мировое хозяйство является запад, однако выходы из Балтийского и Черного морей в Атлантику контролируются европейскими государствами. Таким образом, по своему расположению Россия – это северо-восточное континентальное евроазиатское государство.

Раздвоенность России между Европой и Азией, между Севером и Югом является основной проблемой страны, решаемой сильной государственной властью и выполнением функции моста между странами первого и третьего мира.

Что касается современного состояния новой России в пределах этапа роста, то можно с высокой степенью уверенности говорить о начальной стадии данного этапа, когда ежегодный рост составляет 5 – 8%. Более низкие темпы роста (3 – 5%) будут характерны для 2004 – 2008 гг., после чего продолжится их замедление до 2 – 3% в год.

Экономико-географическое положение определяется отношением к развитому Северу и развивающемуся Югу или более точно – отношением к странам с Примитивной, Аграрной, Индустриальной, Сервисной (Постиндустриальной) и Информационной экономикой, а также отношением к полюсам роста мировой экономики и глобальным финансово-информационным центрам.

В течение советского периода развития Россия позиционировалась в мировой экономике как страна с Индустриальной экономикой и занимала промежуточное положение между развитым Севером, осуществлявшим переход к Сервисно-Информационной экономике, и развивающимся Югом, оставшимся с Примитивной и Аграрной экономикой.

Сырьевой сектор и ВПК выступали локомотивами развития экономики и обеспечивали пространственную экспансию страны. Однако преобладание сырьевой модели в развивающихся странах (в том числе благодаря усилиям СССР) привело к быстрому насыщению мирового рынка природными ресурсами, а развитие тяжелой промышленности – к обострению экологических проблем. Выбор между сохранением и отказом от Индустриальной модели экономики с нарастающими проблемами конкуренции на сырьевых рынках и нарастающими экологическими проблемами очевидно должен был быть решен в пользу перехода к Сервисно-Информационной экономике. В случае осуществления этого перехода Россия приблизится к странам развитого Севера и замкнет Северное кольцо стран с постиндустриальной экономикой.

Такому переходу благоприятствует и положение по отношению к полюсам роста мировой экономики. В настоящее время наиболее высокие темпы экономического роста (3 – 7% в год) демонстрируют страны Азиатско-Тихоокеанского региона, являющегося глобальным центром экономического роста. Китай увеличил в 2001 г. ВВП на 7%, а выпуск промышленной продукции – на 9,5%. Для Индии эти показатели составили 4,4% и 1,8%, для Индонезии – 3,5% и 7,5%. Россия по своим показателям роста (прирост ВВП на 5,1% прирост промышленной продукции на 3,8%) находится на одном уровне с этими странами, что может косвенно свидетельствовать о постепенном включении России в глобальный полюс роста мировой экономики. Однако многое будет зависеть от выстраивания экономически взаимовыгодных отношений как с азиатским, так и с европейским и американским экономическими центрами, концентрирующими огромные финансовые и технологические ресурсы. Поскольку политика является продолжением экономики, важно правильно оценить политико-географическое положение России.


2.                Охарактеризуйте половозрастную, этническую и социальную структуру населения России.

Половозрастную структуру населения характеризует «демографическая пирамида». Демографическая пирамида показывает количественное распределение населения страны (по результатам переписи населения, либо статистическим расчетам) по половому и возрастному составу на определенный момент времени. Для слаборазвитых стран с высоким приростом и низкой продолжительностью жизни демографическая пирамида имеет форму низкой пирамиды с очень широким основанием (преобладание молодых возрастов). В развивающихся странах (Мексика, Египет) пирамида вытягивается до возрастов 70-75 лет, однако все еще имеет расширенное основание (преобладание молодых и средних возрастов). В высокоразвитых странах (США, Япония) пирамида вытягивается до возрастов 85-90 лет, ее основание предельно сужается, а срединная и верхняя части расширяются (преобладание средних и пожилых возрастов). Заметна диспропорция между мужским и женским населением страны (преобладание женщин старших возрастов в США).

Демографическая пирамида России (на 1 января 2001 г.) имеет вид елочки, с многочисленными периодами резкого сокращения населения.

img_26_590

Это периоды 1918 – 1919 гг., 1935 – 1936 гг., 1943 – 1946 гг., 1968 – 1972 гг., 1993 – 2000 гг. Периоды соответствуют каким-либо общественным потрясениям (гражданская война, Великая Отечественная война, «перестройка») и вступлениям в детородный возраст «недовоспроизведенных» в свое время поколений. Резкие «разрывы» демографической пирамиды вызывают немалые проблемы как в экономической, так и в социальной жизни общества. Кроме возрастной несбалансированности, демографическая пирамида России показывает половую несбалансированность населения, когда в возрасте от 0 до 29 лет преобладают мужчины, в возрасте от 30 до 44 лет количество женщин и мужчин примерно равно, а в возрасте старше 44 лет количество женщин начинает преобладать над количеством мужчин, достигая превышения в 3 раза и более в возрасте свыше 70 лет. В 1996 г. на 69,3 млн. женщин (разница составила 9,2 млн. человек). В целом структура демографической пирамиды России повторяет структуру демографических пирамид высокоразвитых стран и может быть оценена положительно для перспектив экономического развития.

Человеческие расы (Ч. р.) являются совокупностями популяций, т. е. территориальных общностей людей, внутри которых браки заключаются на протяжении многих поколений гораздо чаще, чем с лицами др. общностей. Ч. р. находятся в состоянии динамического равновесия, изменяются в пространстве и во времени и в то же время обладают определенной генетически обусловленной устойчивостью. По всем основным морфологическим, физиологическим и психологическим характеристикам сходство между всеми Ч. р. велико, а имеющиеся различия не относятся к биологически наиболее важным особенностям строения и функциям человеческого организма и проявляются в сравнительно небольшом числе признаков. Вполне жизнеспособное и плодовитое потомство рождается от браков между представителями любых рас. Доказана полная биологическая и соц.-культурная полноценность смешанных групп, что служит доказательством антинаучной сущности различных расистских теорий.

Широко распространено представление о делении современного человечества на три расы: «черную», «белую» и «желтую». Однако цвет кожи является не единственным, а в некоторых случаях и не основным признаком для разграничения рас. Ученые используют для такого разграничения совокупность признаков.

В настоящее время некоторые ученые отрицают существование рас. Однако они оставляют в стороне характеристику морфологически расовых различий и не освещают до конца тех проблем, которые в прошлом стали основой для расистских извращений науки. В масштабе рода известные нам расовые различия бросаются в глаза при первом же ознакомлении с разнообразием современного человечества.

Среди рас современных людей, принадлежащих к о. тому подвиду Homo sapiens, в первую очередь выделяют наиболее крупные подразделения, обычно называемые большими расами. Это европеоидная, монголоидная, негроидная и австралоидная. Население России представлено первыми двумя большими расами. В зоне контактов больших рас существует ряд смешанных расовых типов.

Европеоиды в целом отличаются волнистыми или прямыми мягкими волосами разных оттенков, светлой или смуглой кожей, большим разнообразием окраски радужной оболочки глаз (от карих до светло-серых и голубых), сильным развитием третичного волосяного покрова, слабым или средним выступанием скул, незначительным выступлением челюстей, узким выступающим носом с высоким переносьем, тонкими или средней толщины губами. Европеоиды подразделяются на три главные группы или ветви: южную — со смуглой кожей, преимущественно тёмными глазами и волосами; северную — со светлой кожей, значительной долей серых и голубых глаз, русых и белокурых волос; промежуточную, для которой характерна среднеинтенсивная пигментация. По окраске кожи, волос и глаз, по строению лицевого скелета и мягких частей лица, по пропорциям мозговой части черепа, часто выражаемым головным указателем, и по некоторым др. признакам среди европеоидов выделяют различные расы второго порядка.

На вост. рубежах своего ареала европеоиды с древнейших времён смешивались с монголоидами. В результате их раннего смешения, начавшегося, вероятно, еще в эпоху мезолита (10—7 тыс. лет назад), сложилась на северо-западе Сибири и на крайнем востоке Европы уральская раса, для которой характерно сочетание промежуточных монголоидно-европеоидных особенностей с некоторыми специфическими чертами. К уральской по многим признакам близка лапоноидная раса. Некоторые антропологи объединяют эти расы в одну — урало-лапоноидную, особенности которой в менее резкой форме выражены также у некоторых поволжских народов.

Русское население по-прежнему является наиболее многочисленным (около 116 млн. человек) и составляет почти 80% общей численности населения. По сравнению с 1989 г. его доля во всем населении страны уменьшилась на 1,7 процентных пункта. Это произошло, главным образом, за счет естественной убыли, составившей почти 8 млн. человек, которую не смог компенсировать немногим более трехмиллионный миграционный прирост русских.

Второе место по численности населения в стране, как и при прошлой переписи, занимают татары, численность которых составляет 5,56 млн. человек (почти 4% населения страны).

За счет эмиграции и естественной убыли снизилась за межпереписной период численность евреев (с 0,54 млн. человек до 0,23 млн. человек) и немцев (с 0,84 млн. человек до 0,60 млн. человек).

Главным образом за счет миграционного прироста значительно увеличилась численность армян (с 0,53 млн. человек до 1,13 млн. человек), азербайджанцев (с 0,34 млн. человек до 0,62 млн. человек), таджиков (с 0,04 млн. человек до 0,12 млн. человек), китайцев (с 5 тыс. человек до 35 тыс. человек).

Впервые после переписи населения 1926 г. была получена численность лиц, отнесших себя к кряшенам (около 25 тыс. человек). Также впервые после переписи 1897 г. была получена численность лиц, назвавших себя казаками (около 140 тыс. человек), и ряда малочисленных народов Дагестана.

Из примерно 1,5 млн. человек, у которых не заполнен ответ на вопрос переписного листа о национальной принадлежности, почти две трети – это проживающие в г. Москве, г. Санкт-Петербурге и Московской области.


Этнический и национальный состав населения РФ

 

2002 год

1989 год

2002 год в % к 1989

тысяч человек

% к итогу

тысяч человек

% к итогу

Все население

145164

100

147022

100

98,74

в том числе:

русские

115869

79,82

119866

81,54

96,67

татары

5558

3,83

5522,1

3,76

100,65

украинцы

2943,5

2,03

4362,9

2,97

67,47

башкиры

1673,8

1,15

1345,3

0,92

124,42

чуваши

1637,2

1,13

1773,6

1,21

92,31

чеченцы

1361

0,94

899

0,61

151,39

армяне

1130,2

0,78

532,4

0,36

212,28

мордва

844,5

0,58

1072,9

0,73

78,71

белорусы

814,7

0,56

1206,2

0,82

67,54

аварцы

757,1*

0,52

544,0**

0,37

139,17

казахи

655,1

0,45

635,9

0,43

103,02

удмурты

636,9

0,44

714,8

0,49

89,1

азербайджанцы

621,5

0,43

335,9

0,23

185,03

марийцы

604,8

0,42

643,7

0,44

93,96

немцы

597,1

0,41

842,3

0,57

70,89

кабардинцы

520,1

0,36

386,1

0,26

134,71

осетины

514,9

0,35

402,3

0,27

127,99

даргинцы

510,2*

0,35

353,3**

0,24

144,41

буряты

445,3

0,31

417,4

0,28

106,68

якуты

444

0,31

380,2

0,26

116,78

кумыки

422,5

0,29

277,2

0,19

152,42

ингуши

411,8

0,28

215,1

0,15

191,45

лезгины

411,6

0,28

257,3

0,18

159,97

другие и не указавшие

5780

3,98

4036,1

2,7

143,21

* Для категории «аварцы» приводится цифра без учета численности андо-цезских групп и арчинцев, а для категории "даргинцы" - без учета кайтагцев и кубачинцев. ** В 1989 г. в составе аварцев учтены андо-цезы и арчинцы; в составе даргинцев - кайтагцы и кубачинцы.

Произошло сокращение русских на 3%, а доля в составе населения страны уменьшилась на 2%. Основная причина сокращения - низкая рождаемость и высокая смертность. Второстепенным фактором сокращения служит миграционный отток. В целом же миграция играет позитивную роль, компенсируя падение численности русского населения. Дополнительным источником демографического пополнения является ассимиляция в пользу русского языка и этнической идентичности среди иных групп. В целом речь можно вести о численной стагнации русских с тенденцией к сокращению по причине демографического старения.

Результаты переписи еще раз подтвердили, что Россия является одним из самых многонациональных государств мира.

Национальная принадлежность в ходе опроса населения указывалась в соответствии с Конституцией Российской Федерации самими опрашиваемыми на основе самоопределения и записывалась переписными работниками строго со слов опрашиваемых. При переписи было получено более 800 различных вариантов ответов населения на вопрос о национальной принадлежности, написание которых часто отличается друг от друга только из-за языкового диалекта и принятых местных самоназваний этнических групп. При обработке материалов переписи ответы населения о национальной принадлежности были систематизированы примерно в 160 национальностей.

В 2002 г. насчитывалось 23 наиболее многочисленные национальности, численность населения которых превышала 400 тыс. человек, в 1989 г. таких национальностей было 17. В связи с ростом численности населения в эту группу вошли азербайджанцы, кабардинцы, даргинцы, кумыки, ингуши, лезгины и якуты, выбыли из-за уменьшения численности населения евреи. Как и в 1989 г., численность семи народов превышает 1 млн. человек, однако в составе этой группы произошли изменения: в межпереписной период в группу вошли чеченцы и армяне, вышли белорусы и мордва.



3.                Дайте характеристику отраслевой и пространственной транспортной структуре.

         Главный вид транспорта в России – ж/д транспорт. Это обусловлено географическими особенностями нашей страны. По протяжению ж/д Россия занимает 2-ое место в мире после США – 87 тыс. км. (в 1913 – 72 тыс.). И протяженность российских ж/д составляет 11% от мировой протяженности ж/д. Ж/д транспорт обслуживает массовые перевозки различных грузов.   

85% ж/д – размещается в европейской части страны. Это объясняется историческими причинами – экономика России концентрировалась в европейской части, и ее основные связи и, сл., грузопотоки ориентировались на запад и на юг, где были расположены крупные порты и основные торговые партнеры.

Главная задача ж/д дорог России – обеспечивать надежную транспортную связь европейской части с восточными районами.

Железнодорожный транспорт осуществляет транспортно-экономические связи между районами страны и обеспечивает массовость перевозок народно-хозяйственных грузов. На пути следования возникают различные виды транспортных узлов. Самые крупные узлы возникают в пунктах подхода железных дорог к морским и речным портам. В них осуществляется перевалка грузов с одного вида транспорта на другой. Такие виды транспортных узлов имеют многочисленные склады, рефрижераторы и специальную технику для осуществления погрузочных и разгрузочных работ (транспортеры, краны, лебедки, автокары).

В России существует несколько сотен транспортных узлов разных типов. Крупнейшими являются: Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Магадан, Владивосток, Омск, Екатеринбург, Красноярск.

Работа транспорта оценивается величиной грузооборота и пассажирооборота (т.е., количество перевезенных грузов и пассажиров * расстояние перевозки). Она выражается в т*км.

По массе перевезенных грузов выделяют трубопроводы и железные дороги. Пассажироперевозки занимают большую часть рабочих железных и  автомобильных дорог.

Населенные пункты тяготеют к транспортным путям под воздействием закона экономии времени.

Тоннаж морского флота России равен 10 млн. регистровых тонн. Регистровый тоннаж – объем внутреннего помещения судна в регистровых тоннах. Одна регистровая тонна – 2,83 м3. По морскому тоннажу Россия занимает 7-ое место в мире.

Грузооборот морского транспорта составляет ~ 9% от общего грузооборота.

Из-за распада СССР возможность использования морского транспорта для международной торговли и внутренних перевозок (38 % всех перевозок – внутренние) резко ухудшилась.

Морской флот России располагает судами всех типов и назначений, но большая часть судов стара (более 10 лет) и требует ремонта, не хватает специализированных судов.

Морские перевозки бывают:

·            Внешнеторговыми;

·            Каботажными.

Каботажные перевозки бывают 2-х видов:

·            малый каботаж – грузы перевозятся в пределах одной страны и одного бассейна, вдоль своих берегов (Новороссийск – Туапсе; Владивосток – Ванино);

·            большой каботаж – в одной стране, но по разным бассейнам, вдоль чужих берегов (Мурманск – Новороссийск).

Рост морских перевозок зависит не только от флота, но и от числа морских портов и их пропускаемой способности. 2\3 границ России – морские. Но в транспортно-географическом отношение Россия – глубоко-континентальная держава.

В Российской Федерации около 40 портов, из них только 11 относительно крупных. Не хватает портов на Балтийском море, на Черном море всего 1 крупный порт - Новороссийск. Крупнейшие российские порты – Санкт-Петербург (11 млн. тонн), Выборг (5 млн. тонн), Калининград (3.7 млн. тонн). Мощность собственных портов удовлетворяет только на 50 %. Порты – мелководные, нет удобных бухт.

1-ое место в грузообороте принадлежит портам Тихоокеанского бассейна, где осуществляются каботажные перевозки. Также осуществляются внешнеторговые связи со странами АТР и Австралией (экспорт – соль, уголь, лес, нефть и т. п.). Используется паромная переправа ж/д вагонов. Порты: Находка, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Ванино, Углегорск, Восточный, Хомск, Нагаево (Магаданская обл.), Корсаков.

2-ое место принадлежит Балтийскому бассейну, который обеспечивает внешнеторговые связи со странами Европы и Америкой. Вывозятся лес, металл, уголь, нефть. Крупнейшие порты: Санкт-Петербург, Калининград, Реконструируются, Ломоносовский, Выборг, Приморск.

Балтийский бассейн связан с Баренцевым морем Беломоро-Балтийским каналом, а с Москвой – Волго-Балтийским  водным путем (Санкт-Петербург – Нева – Ладожское озеро – Онежское озера – Волго-Балтийский канал – Рыбинское вдхр. – Волга – канал им. Москвы – Москва).

Через порты Черноморского бассейна вывозится в основном нефть.

Порты: Новороссийск, Туапсе.

Северный Бассейн. Наибольшее значение имеет Баренцево море, которое не замерзает и обеспечивает круглогодичное судоходство. 70% перевозок – внутренние перевозки, осуществляющиеся, в основном, внутри Баренцево и Карского морей.

Большое значение имеет Северный морской путь (Мурманск – Владивосток). 1932 г. – ледокол “Сибиряков” прошел путь из Мурманска до Берингова пролива. 1935 г. – до Владивостока без зимовки. 1937 г. – регулярная навигация северного морского пути. Навигация по северному морскому пути возможна только 4 месяца. Северный путь соединяет Дальний Восток с европейскими портами, а также с устьями судоходных рек. Почти при полном отсутствии других транспортных магистралей на север Сибири для использования богатых природных ресурсов северных районов и их развития роль северного морского пути возрастает и будет возрастать.

Порты (осуществляются внутренние перевозки): Мурманск (руды, апатиты), Архангельск (лес), Тикси, Амбарщик, Игарка (лес), Диксон.

Перевозят промышленные и продовольственные товары, стройматериалы, горючее, для снабжения северных районов. На экспорт идут полезные ископаемые.

Длинна рек, регулярно используемых в России для судоходства, составляет 108 тыс. км. Удельный вес речных транспортировок в грузообороте страны составляет ~ 4%.

В структуре речных перевозок преобладает перевозка стройматериалов (2\3), леса (1\10) и нефти (1\4).

Судоходные каналы:

1.     Волго-Балтийский водный путь

2.     канал им. Москвы

3.     Беломоро-Балтийский водный путь

4.     Волго-Донский канал

Общая протяженность Волго-Камского бассейна – 3,5 тыс. км. Его грузооборот составляет 50% от общего грузооборота речного транспорта. На юг – лес, нефтяные грузы, минеральные удобрения; на север – соль, зерно.

Порты: Ярославль, Нижний Новгород, Астрахань, Волгоград, Пермь (на Каме).

На Европейском Севере Северная Двина – главная водная артерия, по которой сплавляется лес в ЛПК в Архангельск и Котлас.

Большое экономическое значение имеет Ладожское и Онежское озеро, реки Сверь и Нева, а также Волго-Балтийский и Беломоро-Балтийский канал для перевозки различных промышленных грузов.

Реки Сибири и Дальнего Востока: Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур. По объему работы выделяются Обь, Иртыш и их притоки. Они обслуживают нефте-газавой комплекс. Перевозят: стройматериалы, трубы, машины, оборудование, промышленные товары.

Порты: Тобольск, Сургут, Нижневартовск, Томск, Колкашево (Томская область).

На Енисее – Игарка, где происходит перегрузка древесины на морские суда.

Грузы: лес, зерно, угль, нефтепродукты, стройматериалы, промышленные и продовольственные товары.

Лена – главный порт в Усть-Куте – “Осетровский”. Вниз по реке в республику Саха перевозятся горючее, продовольствие, стройматериалы и т.д.

Амур с притоками Зея, Бурея, Уссури. Грузы: соль, продовольственные и промышленные товары, нефтепродукты.

Один из самых дорогих видов транспорта – это автомобильный. Обладает большой скоростью и маневренностью, что дает возможность быстро доставлять грузы потребителю, перевозить скоропортящиеся и срочные грузы.

Дальние перевозки в северных и восточных районах в зимнее время:

·                        В горах Кавказа – Владикавказ – Тбилиси

·                        Амуро-Якутская магистраль (только зимой). “Большой Невер” - Алдан – Таммот – Якутск

·                        Магадан – Якутск – автозимник

Эффективность работы автомобильного транспорта зависит от густоты и качества дорог. В России 660 тыс. км дорог с твердым покрытием. От Москвы – 12 автострад. Конфигурация автомобильных дорог в европейской части напоминает рисунок ж\д. В Европейской зоне наиболее густая сеть автомобильных дорог.

В республиках и областях главные города связаны автобусным сообщением с районными центрами.

Автомобильный транспорт – один из основных загрязнителей окружающей среды.

Единственный транспорт, который охватывает перевозками почти все районы страны – воздушный транспорт. Объем грузов, перевозимых авиатранспортом, невелик. Самолеты доставляют грузы в трудно доступные районы страны, перевозят скоропортящуюся продукцию и почту. Главная специализация – перевозка пассажиров.

  В России большая протяженность авиатрасс. В Москве 4 аэропорта. Аэрофлот связан регулярными международными линиями со 125 странами мира.

  Воздушный авиапарк устарел. Наряду с самолетами в авиации широко используются вертолеты, которые используются при строительстве буровых вышек (перевозка труб, строительно-монтажных материалов), в тайге и на Севере, а также широко используются в сельском (опыление) и лесном хозяйстве (тушение пожаров).


4. Какова роль химической промышленности в экономике страны?

       Химическая промышленность – комплексная отрасль, определяющая, наряду с машиностроением, уровень НТП, обеспечивающая все отрасли народного хозяйства химическими технологиями и материалами, в том числе новыми, прогрессивными и производящая товары массового народного потребления.

       Химическая промышленность представляет собой одну из ведущих отраслей тяжелой индустрии, является научно-технической и материальной базой химизации народного хозяйства и играет исключительно важную роль в развитии производительных сил, укреплению обороноспособности государства и в обеспечении жизненных потребностей общества. Она объединяет целый комплекс отраслей производства, в которых преобладают химические методы переработки предметов овеществленного труда (сырья, материалов), позволяет решить технические, технологические и экономические проблемы, создавать новые материалы с заранее заданными свойствами, заменять металл в строительстве, машиностроении, повышать производительность и экономить затраты общественного труда. Химическая промышленность включает производство нескольких тысяч различных видов продукции, по количеству которых уступает только машиностроению.

       Значение химической промышленности выражается в прогрессивной химизации всего народнохозяйственного комплекса: расширяется производство ценных промышленных продуктов; происходит замена дорогого и дефицитного сырья более дешевым и распространенным; производится комплексное использование сырья; улавливаются и утилизируются многие производственные отходы, в том числе вредные в экологическом отношении. На базе комплексного использования разнообразного сырья и утилизации производственных отходов химическая индустрия образует сложную систему связей со многими отраслями промышленности и комбинируется с переработкой нефти, газа, угля, с черной и цветной металлургией, лесной промышленностью. Из таких сочетаний складываются целые промышленные комплексы.

       Потребители продукции химической промышленности находятся во всех сферах народного хозяйства. Машиностроение нуждается в пластических массах, лаках, красках; сельское хозяйство – в минеральных удобрениях, препаратах для борьбы с вредителями растений, в кормовых добавках (животноводство); транспорт – в моторном топливе, смазочных материалах, синтетическом каучуке. Химическая и нефтехимическая промышленность становится источником сырья для производства товаров широкого потребления, особенно химических волокон и пластмасс. Современное самолетостроение, реактивная техника, радиолокация, космическая техника, ракетостроение немыслимы без использования синтетических материалов и новых видов синтетического горючего.

            Отрасли химической промышленности:

1.     горно-химическая (добыча и обогащение химического минерального сырья – фосфоритов, апатитов, калийных и поваренных солей, серного колчедана);

2.     основная (неорганическая) химия (производство неорганических кислот, минеральных солей, щелочей, удобрений, химических кормовых средств, хлора, аммиака, кальцинированной и каустической соды);

3.     органическая химия:

-         производство синтетических красителей (выработка органических красителей, полупродуктов, синтетических дубителей);

-         производство синтетических смол и пластических масс;

-         производство искусственных и синтетических волокон и нитей;

4.     производство химических реактивов, особо чистых веществ и катализаторов;

-         фотохимическая (производство фотокинопленки, магнитных лент и других фотоматериалов);

5.      лакокрасочная (получение белил, красок, лаков, эмалей, нитроэмалей и т.п.);

6.     химико-фармацевтическая (производство лекарственных веществ и препаратов);

-         производство химических средств защиты растений;

7.   производство товаров бытовой химии;

-         производство пластмассовых изделий, стекловолокнистых материалов, стеклопластиков и изделий из них.

8.   микробиологическая отрасль.

Размещение отраслей химической промышленности находится под влиянием факторов, среди которых наибольшую роль играют сырьевой, энергетический, водный, потребительский, трудовой, экологический, инфраструктурный. Химическая промышленность в целом – высоко сырьемкая отрасль. Затраты на сырье из-за высокой ценности сырья или значительных удельных его расходов составляют от 40 до 90% в расчете на производство 1 т годовой продукции. Характерно использование в отрасли огромного числа наименований сырья минерального, растительного, животного происхождения, а также воздуха, воды, всевозможных промышленных газовых выбросов – отходов цветной и черной металлургии. В современной химической промышленности органического синтеза большую роль играет углеводородное нефтегазовое сырье.

Размещение отрасли можно представить в виде перечня экономических районов, специализирующихся на химической промышленности. Высоки коэффициенты специализации химической промышленности в районах европейской части страны: Поволжском, Волго-Вятском, Центрально-Черноземном, Северо-Западном. Значительны они также в Центральном, Уральском, Северо-Кавказском и Западно-Сибирском.

Отсюда можно сделать вывод: химическая промышленность развита как отрасль специализации во всех районах, кроме окраинных, удаленных, не обладающих достаточно мощным социально-экономическим фактором – нет большого количества населения, квалифицированных трудовых ресурсов и потребителя (Северный, Восточно-Сибирский, Дальневосточный). Исключением здесь является Западно-Сибирский район, специализация которого на химии органического синтеза обусловлена большими объемами добычи углеводородного сырья в основной нефтегазоносной провинции страны и строительством здесь новых перерабатывающих заводов. Наиболее крупными узлами химической промышленности в России являются города: Нижнекамск, Тольятти, Москва, Уфа, Стерлитамак, Дзержинск, Санкт-Петербург.

Список литературы:

1.     Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред проф. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2002

2.     Родионова И.А. Региональная экономика: Учебное пособие для студентов экономических специальностей.  – М.: Экзамен, 2003.

3.     Экономическая география России: Учебник. – Изд. перераб и доп. / Под общей ред. акад. В.И. Видякина, д.э.н., проф. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М: Российская экономическая академия, 2005.

4.     Экономическая география России: Учебное пособие для вузов / Под ред проф. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

5.     Скопин А.Ю. Учебное пособие по географии. Экономическая география России. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006 г.