Содержание

1. Семантические категории языка:  дескриптивные и логические  термины.. 3

2. Действие закона обратного соотношения объема и содержания понятия. 4

3. Логическая характеристика понятий. 5

4. Виды определений. 7

5. Деление понятий. 8

6. Простое суждение. 9

7. Сложное суждение. 9

8. Истинность суждения. 10

9. Простой категорический силлогизм. 11

10. Индуктивные умозаключения. 11

Список литературы.. 13


























1.  Семантические категории языка:  дескриптивные и логические  термины


Выражения  (слова и словосочетания)  естественного  языка, имеющие какой – либо  самостоятельный  смысл, можно  разбить  на  так  называемые  семантические  категории,  к которым  относятся:

1)    предложения: повествовательные, побудительные, вопросительные;

2)    выражения, играющие определенную  роль  в составе  предложений: дескриптивные и логические термины.1

    Суждения выражаются в  форме повествовательных предложений (например: «Киев – город»). В этих суждениях  субъектом является «Киев»,  а предикатом «город».

    К дескриптивным (описательным) терминам относятся:

1. Имена предметов – слова или словосочетания, обозначающие  единичные  (материальные  или идеальные)  предметы («Аристотель», «первый  космонавт», «7»)  или  классы однородных  предметов (например, «пароход», «книга»,  «стихотворение» и др.).

    В суждении «Енисей – река Сибири» встречаются  три  имени предмета: «Енисей»,  «река»,  «Сибирь». Имя предмета «Енисей» выполняет роль субъекта, а имена «река» и «Сибирь»  входят  в предикат («река Сибири») как  его  две  составные  части.

2. Предикаторы (знаки предметно-пропозициональных функций) – слова и словосочетания,  обозначающие  свойства предметов  или  отношения между  предметами (например,  «порядочный», «красный», «электропроводный», «есть число» и др.). Предикаторы  бывают  одноместные  и многоместные. Одноместные  предикаторы обозначают  свойства (например, «талантливый», «горький», «большой»). Многоместные  предикаторы  обозначают   (выражают)  отношения.  Двухместными  предикаторами  являются: «равен»,  «больше», «помнит», «мать» и др. Например: «Площадь земельного  участка А равна площади  земельного  участка В», «Мария Ивановна – мать Сережи». Пример трехместного предикатора – «между» (например: «Город Москва расположен между  городами Санкт – Петербург и Ростов – на – Дону»).

3. Функциональные  знаки  (знаки именных  функций) – выражения, обозначающие  предметные  функции, операции («ctg B», «+» и др.).

    Кроме того,  в языке  встречаются  так называемые  логические термины  (логические постоянные, или логические  константы).

    В естественном  языке  имеются  слова  и словосочетания: «и», «или», «если…то», «равносильно», «кроме» и многие другие,  выражающие  логические  константы (постоянные).

    В символической (или  математической) логике  в  качестве  таких  констант  обычно  используются  конъюнкция,  дизъюнкция,  отрицание,  импликация, эквиваленция,  кванторы  общности  и существования и некоторые  другие.

    Конъюнкция соответствует  союзу «и». Конъюнктивное высказывание  обозначается: а ^ в или а & в  (например: «Закончились  лекции (а), и студенты пошли домой (в)»).

    Дизъюнкция  соответствует  союзу  «или». Дизъюнктивное суждение  обозначается: а v в.

    Импликация соответствует  союзу «если…то». Условное суждение  обозначается: а > в.

    Эквиваленция  соответствует  словам  «Если и только если», «Тогда и только  тогда,  когда».

    Отрицание  соответствует  словам «не», «наверно, что».

    Квантор общности  -  «все», «каждый», «ни один».

    Квантор существования - «некоторые», «существует».


2. Действие закона обратного соотношения объема и содержания понятия

                                                 

    Покажите действие закона обратного соотношения объема и содержания понятия на следующих рядах терминов:

  а) Книга, печатная книга, лексикон, латинский язык.

  б) Юрист, прокурор, Александр, православный.

    В законе обратного соотношения объема и содержания понятия  речь идет  о понятиях, находящихся  в родовидовых отношениях.

    Объем  одного понятия может  входить  в объем  другого понятия и составлять при этом  лишь его часть.

    Объем понятия «печатная книга» целиком входит в объем более широкого по  объему понятия «книга» (составляет часть объема понятия «книга»).

    При  этом содержание первого понятия оказывается  шире, богаче (содержит  больше признаков), чем содержание второго.

    На основе  этого можно сформулировать следующий закон:

    Чем  шире объем понятия, тем уже  его  содержание, и наоборот. Этот закон называется закон обратного соотношения объема и содержания понятия. Он указывает на то, что чем  меньше  информации о предметах, заключенной  в понятии, тем шире  класс предметов  и неопределеннее  его состав, и наоборот, чем больше информации в понятии, тем уже  и определеннее круг его  предметов, или даже мыслится только  один  предмет.

    Аналогично объем понятия «лексикон» целиком входит в объем более широкого по  объему понятия «латинский  язык» (составляет часть объема понятия «латинский язык»).

    Объем понятия «прокурор» целиком входит в объем более широкого по  объему понятия «юрист» (составляет часть объема понятия «юрист»).

      А  объем понятия «Александр» целиком входит в объем более широкого по  объему понятия «православный» (составляет часть объема понятия «православный»).

    При  этом содержание первого понятия оказывается  шире, богаче (содержит  больше признаков), чем содержание второго.


3. Логическая характеристика понятий


К какому виду относится понятие «беспорядок»?


    Понятия делятся на следующие виды. По объему на:  1) единичные и общие;

2) собирательные и несобирательные; По содержанию на:  3) конкретные и абстрактные; 4) положительные и отрицательные; 5) безотносительные и соотносительные.


    1) Единичные и общие:

Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным; понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим.

    2) Собирательные и несобирательные:

    Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем; оно относится ко всей совокупности элементов.

     Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому элементу, называется несобирательным.

    В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле.

    3) Конкретные и абстрактные:

    Понятие, в котором мыслится предмет или множество предметов как нечто самостоятельное существующее, называется конкретным; понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным.

    Различие между  конкретными и абстрактными понятиями основано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим.

    4) Положительные и отрицательные: 

    Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются  положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются   отрицательными.

    5) Безотносительные и соотносительные:

    Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. «Адвокат», «государство», «место жительства» и т. д.  Соотносительные  содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию. «Родители» (по отношению к понятию «дети»). «Начальник» - «подчиненный».


«Беспорядок» - общее, несобирательное, абстрактное, отрицательное, безотносительное.


4. Виды определений


    Укажите вид определения следующих понятий (ответ пояснить):

а) Случайность – форма проявления необходимости;


б) Термин «клика»  заимствован  из  французского  языка  и означает  группу людей, стремящихся  достигнуть  каких – либо корыстных, неблаговидных  целей;


а) Это неявное определение, так как  нельзя определить  через  род   и видовое отличие  предельно широкое понятие (категорию) – «случайность», так  как оно  не имеет  видового отличия. Это определение через отношение  к своей противоположности. (Данный вид  определений широко используется при определении  философских категорий);


б) Явное определение, раскрывающее  существенные признаки  понятия.

А –  «клика» - определяемое понятие;

Вс – определяющее понятие;

В – род, с – видовое отличие.

В – группа людей; с -   которые стремятся достигнуть  каких – либо корыстных, неблаговидных  целей;

    Определение генетическое, указывающее на  происхождение  предмета, на  способ его  образования. (Термин заимствован из  французского языка).


5. Деление понятий

 

    Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением.

В операции деления следует различать делимое понятие – объем которого раскрыть; члены деления – соподчиненные виды, на которые делится понятие и основания деления – признак, по которому производится деление.

   

          Правила деления:

1) Деление должно быть соразмерным. Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды деления понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему деления понятия. Такое деление называется полным.

   Правило соразмерности будет нарушено и в том случае, если указаны лишние члены деления, то есть понятия, не являющиеся видами данного рода. Такое деление называется деление с лишними членами.


2) Деление должно производится только по одному основанию.

В процессе деления избранный признак должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком.


3) Члены деления должны исключать друг друга.

Если выбрано не одно основание, то члены деления – видовые понятия – будут находиться в отношении частичного совпадения.


4) Деление должно быть непрерывным. В процессе деления нужно переходить к ближайшим видам, не пропуская их.


Какое правило деления нарушено в данном  рассуждении (ответ пояснить):

а) «Оружие может быть огнестрельным, колюще – режущим и автоматическим»?  Ошибка состоит в том, что деление производится по разным основаниям. В процессе деления избранный признак должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком.


6. Простое суждение


    К какому виду относится суждение: «Каждый из родителей старше своих детей»? (ответ пояснить)

    Это простое общеутвердительное суждение (речь идет о всем классе предметов и связка «есть» отражает наличие у предмета некоторых свойств.    Все S суть P). Суждение с отношениями. В нем говорится об отношениях  с предметом.

   

7. Сложное суждение


    К какому виду суждений  относится  рассуждение: «Если знаешь своё дело, то не страшны  никакие трудности»? (ответ пояснить).

    Это сложное условное (импликативное)  суждение,  состоящее из двух  простых, связанных  логической  связкой «Если…то».

    Первое суждение – « знаешь своё дело» - называется  антецедентом (предшествующим).

    Второе – «не страшны никакие трудности» - называется консеквентом (последующим).


8. Истинность суждения


    Какое  суждение будет  истинным при  истинности данного: «Некоторые библиотеки являются научными учреждениями» ?  (ответ пояснить)   

    а) Все библиотеки являются научными учреждениями;

    б) Ни одна библиотека не является научным учреждением;

    в) Некоторые библиотеки не являются научными учреждениями;


«Некоторые библиотеки являются научными учреждениями – частноутвердительное суждение» – I.

    а) А – общеутвердительное суждение;

    б) Е – общеотрицательное суждение;

    в) О – частноотрицательное суждение.


1)  А – I – отношения подчинения;

Из истинности подчиняющего суждения следует истинность подчиненного, но не наоборот: из истинности подчиненного суждения  истинность подчиняющего  суждения  не следует, оно  может быть  истинным, но может  быть и ложным:

Если А истинно – I истинно;

Если I истинно – А неопределенно.


2) I и Е – отношения противоположности (противоречия).

 Если I истинно – Е ложно.


3) I – О – отношения частичной совместимости. Из ложности одного суждения следует истинность другого,  но из истинности  одного из  них может следовать  как истинность,  так  и ложность другого суждения. Истинными  могут  быть  оба суждения, то есть  из  истинности  суждения  I следует суждение О, которое может быть  как истинным, так и ложным.

Если I истинно – О неопределенно.



9. Простой категорический силлогизм

    Широко распространенным видом дедуктивных умозаключений является простой категорический силлогизм, состоящий из трех категорических суждений.


Определите меньший, больший и средний термины в силлогизме, его фигуру и модус:

    а) Ни один человек, не изучавший логику (М), не знает ее (Р).

     Студент Петров (S) изучал логику (М).

_______________________________________________

    Следовательно,  студент  Петров знает логику.

                            S – Р

    Фигура силлогизма – его разновидности, различающиеся положением среднего термина в посылках.

    Это I фигура силлогизма.  Схемы силлогистических умозаключений, отличающиеся качественно-количественными характеристиками входящих в их состав суждений, называются модусами силлогизма. I фигура имеет правильные модусы: ААА, ЕАЕ, АII, ЕIО.


10. Индуктивные умозаключения


    Определите вид индуктивного умозаключения и установите состоятельность вывода:

    а) Вл. Соловьев, Н.Бердяев – русские философы – идеалисты. Следовательно, крупнейшие русские философы  XIX  века были идеалистами.

Это неполная индукция – умозаключение,  в котором  вывод о принадлежности  признака  всем  предметам  класса  делается  на основании его принадлежности  некоторым предметам класса.

    Схема неполной  индукции:

S1 – P

S2 – P

………

Sn – Р

S1, S2 … Sn – cоставляют часть класса

_________________________________

Вероятно, все S – Р

    Неполная индукция дает вероятные  заключения.  Перечислены не все крупные русские философы XIX века, поэтому вывод: «Некоторые    крупные русские философы XIX века были идеалистами».















Список литературы:



1.     Берков В. Ф.,: Учебное пособие для вузов. – Минск: НТООО «Тетра Системс», 1997, - 416 с.

2.     Войшвилло Е. К. Понятия как форма мышления. М., 1989. 321 с.

3.     Гетманова А. Д. Логика. – М.: Новая школа, 1995. 416 с.

4.     Гладкий А. В. Введение в современную логику. – М., 2001. 192 с.

5.     Иванов Е. А. Логика. – Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1996. – 309 с.

6.     Курбатов В. И. Логика. Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов – на- Дону: Феникс, 2001. – 320 с.

7.     Кириллов В. И. , Старченко А. А. Логика: Учебник. – М. : Высшая школа, 1982.

 





   




1 Войшвилло Е. К. Понятия как форма мышления. М., 1989. С. 13 -14.