Содержание


1. Международная торговля изделиями в разобранном виде. Прогрессивная сборка. 3

2. Схема и условия реализации реимпортных операций, их применение. 5

3. Базисные условия поставки товаров, в которые входит уплата таможенной пошлины: DES, DAF, CIF, FAS, CIP, CPT, FCA,  DDU, DDP, EXW. 7

Список использованной литературы   13

Вариант 7

1. Международная торговля изделиями в разобранном виде. Прогрессивная сборка.

Экспорт готовой продукции в виде узлов и деталей применяется в международной торговле для повышения ее конкурентоспособности и для преодоления различных таможенных и административных протекционистских мер государств, направленных на ограничение импорта готовой продукции и защиту интересов национальных производителей.

Однако на импорт готовой продукции в виде узлов и деталей обычно устанавливаются пониженные таможенные пошлины, что способствует организации сборочных производств и, следовательно, развитию национальной промышленности и повышению занятости рабочей силы.

Экспортеру такая форма торговли коммерчески выгодна, так как он не несет расходов по сборке готовой продукции в своей стране, имеет более низкие ставки таможенного обложения при пересечении границы страны-импортера и зачастую существенно снижает стоимость транспортных расходов. 

Снижение транспортных расходов возможно потому, что детали и узлы, как более компактный груз, обычно перевозятся в контейнерах, тарифы и фрахтовые ставки на которые значительно ниже, чем на перевозку полносборных машин, оборудования и др.

Существенным фактором для экспортера является также и то, что благодаря поставке узлов и деталей на сборку он обеспечивает проникновение на рынок и увеличение объема продаж собранных готовых изделий.

Организационно-правовой основой взаимоотношений экспортера и импортера является контракт купли-продажи, предметом которого является поставка готовой продукции в разобранном виде, т.е. узлов и деталей. Однако, если стороны заинтересованы в организации совместного сборочного производства и затем в совместном сбыте готовой продукции, они усиливают характер взаимных обязательств и создают в стране сборки совместное предприятие (joint venture).

Сборочное предприятие, основанное на долевом участии сторон, чаще всего организовано на принципе прогрессивной сборки, которая предполагает постепенное и поэтапное вытеснение импортированных деталей и узлов деталями и узлами национального производства.

Такая организационно-правовая форма сотрудничества выгодна импортеру, так как без потери времени позволяет выпустить на отечественный рынок готовую продукцию, повысить занятость населения, обеспечить заказами смежные производства по изготовлению комплектующих деталей и узлов взамен импортируемых и, в конце концов, создать собственное производство готовой продукции.

Современная практика торговли готовыми изделиями в разобранном виде для сборочного производства постоянно пополняется новыми товарами.

К бесспорному лидеру в этой группе товаров — легковым автомобилям — следует добавить грузовой и пассажирский автотранспорт, мотоциклы, трактора, сельскохозяйственные машины, краны, электронную и бытовую технику, электрооборудование, современные средства коммуникаций и др.

В связи с поставкой деталей и узлов для сборочного производства коммерсант должен знать следующие особенности “отверточного” производства:

1.                детали и узлы должны быть разделены таким образом, чтобы последующая сборка отвечала “принципу отвертки” и не требовала расходов на подготовку высококвалифицированных рабочих;

2.                детали и узлы отечественного производства должны быть качества не ниже импортного и быть точно взаимозаменяемыми, без какой-либо ручной подгонки;

3.                сроки поставки узлов и деталей должны быть ритмичными в соответствии с графиком поставки, обусловленным в контракте, и с установленным оптимальным складским запасом[1].

Также в литературе выделяется еще такое условие: разделение изделия на узлы должно дать максимальную экономию на транспортных расходах[2].

Особое внимание при подписании контрактов следует уделять четкому разделению ответственности за качество готовой продукции между поставщиками и фирмами, выполняющими сборочные работы.

Иностранный партнер может выразить желание в организации собственного производства узлов и деталей. Тогда экспортер продает лицензии на продукцию и “ноу-хау” на производство узлов и деталей, поставляя необходимое оборудование с тем, чтобы импортер полностью перешел к самостоятельному выпуску готовой продукции. Такая форма сотрудничества получила название “прогрессивная сборка”. Она позволяет экспортерам сократить сроки освоения производства и быстро расширить свои экспортные возможности.


2. Схема и условия реализации реимпортных операций, их применение.

В торговле основными видами операций являются экспортные и импортные. Разновидностями экспортно-импортными операций являются реэкспортные и реимпортные операции.

Экспортные операции направлены на вывоз товаров за пределы государства. Для успешного проведения дела экспортеру необходимо: иметь определенный набор товара; изучить рынок; выявить потенциальных покупателей и конкурентов; определить оптимальную цену предложения товара; провести рекламные мероприятия; разослать предложения потенциальным покупателям; подписать контракт с импортером; поставить товары; получить за них оплату.

Импортные операции — то операции, осуществляющие ввоз на внутренний рынок товара, закупленного у другой страны. Импортер должен: иметь необходимые средства для закупки товара; зная потенциальных поставщиков, разослать им запросы; провести анализ цен конкурентов, предлагающих нужный товар; заключить контракт с наиболее предпочтительным экспортером; получить закупленный товар; произвести его оплату.

Реэкспортные операции — это продажа с вывозом за границу ранее импортированного и не подвергшегося переработке товара. Обычно эти операции возникают из-за резкого изменения международной обстановки, отсутствия прямых экономических или дипломатических связей между странами, возникновения военных действий.

Реимпортные операции — это приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара. Обычно сюда входит возврат бракованной продукции; возврат товаров, не реализованных посредником на рынке сбыта. Возврат товаров, ранее поставленных за границу на консигнацию (продажа товаров через консигнационные клады, посредников, при этом экспортер является собственником товаров)[3] (рис.1).






                                      I этап




ИМПОРТЕР

 



ЭКСПОРТЕР

 
1

                                      2

                                      3


                                      II этап

                                      4

                                      5

                                      6

                                              

Рис. 1. Основные действия при реимпортных операциях.

Условные обозначения основных операций на I этапе взаимодействия контрагентов:

1 — заключение контракта между экспортером и импортером на поставку товара;

2 — поставка товара импортеру;

3 — оплата экспортеру за поставленный товар.

Условные обозначения основных операций на II этапе взаимодействия контрагентов:

4 — заключение контракта между импортером и экспортером на обратную поставку ранее закупленного товара;

5 — возвращение товара экспортеру;

6 — оплата экспортером импортеру за поставленный товар.


3. Базисные условия поставки товаров, в которые входит уплата таможенной пошлины: DES, DAF, CIF, FAS, CIP, CPT, FCA,  DDU, DDP, EXW.

Базисные условия поставок основаны на международной торговой практике и торговых обычаях. Международная торговая палата (МТП) впервые в 1923 г. опубликовала сборник сведений о принятых в ряде стран обычаях относительно базисов поставки товаров, в котором приводилось толкование 10 базисных условий в 18 странах. В результате проведенной МТП работы по унификации этих условий в 1936 г. были изданы Правила толкования международных торговых терминов (International Commercial Terms (INCOTERMS)). Инкотермс не является обязательным для всех документом, однако его использование целесообразно. Кроме того, многие типовые контракты, подготавливаемые различными организациями, имеют ссылку на Инкотермс.  В некоторых странах за ним признается сила закона, например в Испании — по импортным операциям. 

В “Инкотермс-90” отражены обязанности продавца и покупателя по десяти основным вопросам.


Таблица 1.

Группировка обязательств сторон в “Инкотермс-90”

Обязанности продавца

Обязанности покупателя

А1. Предоставление товара в соответствии с условиями договора.

А2. Оформление лицензий, разрешений и выполнение иных формальностей.

А3.  Оформление договора перевозки и страхования.

А4. Поставка.

А5. Переход рисков.

А6. Распределение расходов.

А7. Извещение покупателя.

А8. Доказательство поставки, транспортные документы или эквивалентные извещения по электронной связи.

А9. Проверка, упаковка, маркировка.

А10. Другие обязанности.

Б1. Уплата цены.

Б2. Оформление лицензий, разрешений и выполнение иных формальностей.

Б3. Оформление договора перевозки.

Б4. Принятие поставки.

Б5. Переход рисков.

Б6. Распределение расходов.

Б7. Извещение продавца.

Б8. Доказательство поставки, транспортные документы или эквивалентные извещения по электронной связи.

Б9. Инспектирование товара.

Б10. Другие обязанности.


Еще одной особенностью “Инкотермс-90” является распределение всех терминов на четыре категории путем использования первой буквы в качестве индикатора соответствующей группы, к которой относится данный термин.


Таблица 2.

Группировка торговых терминов в “Инкотермс-90”

Группа Е

Отгрузка

EXW

С завода

Группа F

Основная перевозка не оплачена

FCA

FAS

FOB

Франко-перевозчик

ФАС/Свободно вдоль борта

ФОБ/Свободно на борту

Группа C

Основная перевозка оплачена

CFR

CIF

CPT

CIP

Стоимость и фрахт

СИФ/Стоимость, страхование и фрахт

Перевозка оплачена до

Перевозка и страхование оплачены до

Группа D

Прибытие

DAF

DES

DEQ

DDU

DDP

Поставка на границе

Поставка с судна

Поставка с причала

Поставка без оплаты пошлины

Поставка с оплатой пошлин

1.                EXW — EX WORKS/С завода (… с указанием пункта)

Согласно этому условию продавец не отвечает за транспортировку товара и его погрузку на транспортное средство. Риск случайной утраты, повреждения или гибели товаров переходит на покупателя с момента, когда товар предоставлен в его распоряжение на складе продавца в срок, предусмотренный контрактом, и при условии, что товар должным образом индивидуализирован, т.е. отделен от остальной продукции продавца и обозначен как товар, являющийся предметом данного контракта. Продавец также не отвечает за таможенную очистку товара для вывоза, если не оговорено иное. Таким образом, данное условие возлагает на продавца минимальные обязанности. Покупатель несет все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия к месту назначения. Данное условие не применяется, если покупатель не в состоянии осуществить сам или обеспечить выполнение экспортных формальностей. В этом случае целесообразно использовать термин FCA/ Франко-перевозчик.

2.                FCA — FREE CARRIER/ Франко-перевозчик (… с указанием пункта)

По этому условию продавец обязан передать прошедший таможенную очистку для экспорта товар в распоряжение указанного покупателем перевозчика в поименованном пункте. В этот момент на покупателя переходит риск случайной гибели или порчи товара.

3.                FAS — FREE ALONGSIDE SHIP/ Свободно вдоль борта судна (… с указанием порта отгрузки).

По данному условию продавец обязан поставить за свой счет товар в обусловленный контрактом порт погрузки и расположить его вдоль борта судна. Покупатель должен выполнить экспортные формальности, обеспечить подачу зафрахтованного судна, погрузить товар на борт судна и оплатить все последующие расходы. Риск случайной гибели переходит на покупателя с момента фактической поставки товара вдоль борта судна в обусловленном порту погрузки в срок, указанный в договоре.

4.                CIF — COST, INSURANCE AND FREIGHT/ Стоимость, страхование и фрахт (… с указанием порта назначения).

В соответствии с этим условием продавец обязан зафрахтовать судно, оплатить стоимость фрахта до согласованного порта назначения, застраховать товар от транспортных рисков, погрузить товар на борт судна в порту отгрузки в установленный контрактом срок, оплатить выполнение экспортных формальностей. Риск случайной гибели товара переходит на покупателя в момент пересечения товаром линии поручней судна в порту отгрузки.


5.                CPT — CARRIAGE PAID TO/ Перевозка оплачена до (… с указанием пункта назначения).

В соответствии с данным условием продавец обязан заключить за свой счет договор перевозки товаров до согласованного пункта в месте назначения и оплатить перевозчику провозную плату. Покупатель оплачивает все расходы с момента прибытия товара в этот пункт. Риск случайной гибели или порчи товара переходит на покупателя с момента передачи товара в распоряжение первого перевозчика в срок, предусмотренный договором.

6.                CIP — CARRIAGE AND INSURANCE PAID TO/ Перевозка и страхование оплачены до (… с указанием пункта назначения).

Данное условие отличается от предыдущего тем, что продавец обязан застраховать товар и оплатить страховую премию страховой компании. Страхование должно покрывать стоимость товара по конкретной цене плюс 10%.

7.                DAF — DELIVERED AT FRONTIER/ Поставка на границе (… с указанием места назначения).[4]

В соответствии с данным условием продавец оплачивает все расходы и несет риски до момента передачи товара в распоряжение покупателя в обусловленном пункте на границе. Это может быть граница страны продавца, страны покупателя или какой-нибудь третьей страны. Продавец обязан уплатить таможенную пошлину, налоги и сборы в стране отправления товара. Покупатель обязан принять в свое распоряжение товар, доставленный продавцом в обусловленный пункт, и нести в последующем все расходы и риски.

8.                DES — DELIVERED EX SHIP/ Поставка с судна (… с указанием порта назначения).

Согласно данному условию продавец обязан предоставить товар в распоряжение покупателя на борту судна в порту назначения, указанном в контракте. Он оплачивает все расходы, связанные с доставкой товара до обусловленного порта. Дальнейшие расходы, включая выгрузку и выполнение таможенных формальностей, оплачивает покупатель. Риск гибели или повреждения товара переходит на покупателя на борту судна в порту назначения в момент его передачи в распоряжение покупателя.

9.                DDU — DELIVERED DUTY UNPAID/ Поставка без оплаты пошлин (… с указанием места назначения).

Продавец оплачивает все расходы, в том числе расходы по доставке товара до указанного места назначения в стране ввоза, за исключением уплаты налогов, пошлины и других расходов, связанных с выполнением таможенных формальностей.

10.           DDP — DELIVERED DUTY PAID/ Поставка с оплатой пошлин (… с указанием места назначения).

Данное условие предполагает максимальные обязанности продавца, в которые входят заключение договоров перевозки, уплата экспортных и импортных пошлин, получение лицензий, а также, как правило, оплата выгрузки товаров. Покупатель принимает товар в обозначенном в контракте пункте назначения и несет все последующие расходы и риски[5].

Список использованной литературы

1.     Ноздрева Р.Б. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью: 17-модульная программа для менеджеров “Управление развитием организации”. Модуль 10. — М.: Инфра-М, 1999. — 432 с.

2.     Попов С.Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга: Учебное пособие. — Изд. 2-е, доп. — М.: Издательство “Ось-89”, 1999г. — 288 с.

3.     Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. Инкотермс 2000: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2002. — 307 с.

4.     Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М., 2001. — 446 с.

5.     Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2002. —





[1] Ноздрева Р.Б. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью: 17-модульная программа для менеджеров “Управление развитием организации”. Модуль 10. — М.: Инфра-М, 1999. — с.275.

[2] Попов С.Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга. Учебное пособие. — Изд. 2-е, доп. — М.: Издательство “Ось-89”, 1999 г. — с. 16.

[3] Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. Инкотермс 2000: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2002. — с. 183-185.

[4]Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М., — М., 2001. — с. 286-294.


[5] Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М., — М., 2001. — с. 286-294.