3. Разработка инновационного проекта
Выбор приоритетных направлений исследований и разработок играет важную роль в государственной научно-технической политике. Приоритетные направления исследований и разработок реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ, программ международного сотрудничества.
Конкретные приоритетные направления развития науки и техники детализируются в перечне критических технологий. Эти технологии носят межотраслевой характер и имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники. При отборе критических технологий учитывают их влияние на конкурентоспособность продукции и услуг, качество жизни, улучшение экологической ситуации и т.п. Приоритетные направления развития науки и техники, перечень критических технологий федерального уровня утверждаются Правительственной комиссией по научно-технической политике.
Приоритетными направлениями развития науки и техники в России являются информационные технологии и электроника, производственные технологии (лазерные, робототехника, гибкие производственные системы и др.); новые материалы и химические продукты, технологии живых систем (например биотехнологии), транспорт, топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование. В рамках этих направлений выделены 77 критических технологий. Разработка перечисленных направлений ведется в рамках государственных научно-технических программ, программ государственных научных центров, важнейших народнохозяйственных программ и проектов, международных и региональных программ и проектов.
Финансирование работ по развитию исследований в области физики высоких энергий, ядерной физики, управляемого термоядерного синтеза, высокотемпературной сверхпроводимости, космоса, Мирового океана, генетики осуществляется целевым назначением Государственным комитетом РФ по науке и технологиям. Можно также выделить программы создания технологий, машин и производств будущего, перспективных информационных технологий; разработку новейших методов биоинженерии. Кроме того, государственные научно-технические программы предусматривают создание новых лекарственных средств; развитие медицины и здравоохранения; решение социальных проблем.
Действующие государственные научно-технические программы представляются для утверждения в Правительство РФ в виде: самостоятельной программы федерального уровня; подпрограмм в составе федеральной научно-технической программы, сформированной на базе нескольких государственных научно-технических программ; подпрограмм в составе федеральной целевой программы. [2.c.99]
Особым объектом науки федерального значения является Государственный научный центр. Статус Государственного научного центра присваивается Постановлением Правительства РФ научным организациям, предприятиям, высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, в случае если результаты их научных исследований получат международное признание. Такие организации пользуются особой поддержкой. Отметим, что присвоение организации статуса Государственного научного центра не означает изменения ее организационно-правовой формы.
Государственные научные
центры освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении
материалов, оборудования, покупных изделий, услуг сторонних организаций,
необходимых для выполнения программ, финансируемых из средств федерального
бюджета; импортных таможенных пошлин и др. К началу
Государственная научно-техническая программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем развития науки и техники. Программы отбираются с учетом социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств.
На
Одним из видов целевых программ, утверждаемых Правительством РФ, является федеральная научно-техническая программа.
Федеральная научно-техническая программа содержит увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс научных исследований и разработок, а также мероприятий по их осуществлению. [2.c.100]
Цели федеральных научно-технических программ состоят в получении новых знаний в области фундаментальной и прикладной науки; решении научно-технических проблем; создании конкурентоспособной техники, технологии, материалов, обеспечивающих общее повышение уровня знаний и практическую реализацию качественно новых научных идей и технологий, развитие научно-технического и экспортного потенциала России. Утверждаемые федеральные научно-технические программы должны обладать:
• существенной значимостью для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада;
• принципиальной новизной и взаимоувязанностью программных мероприятий (проектов), необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.
В качестве государственного заказчика выступает Министерство науки и технологий РФ.
Руководство программой осуществляет научный совет, который отвечает за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий по достижению программных целей. Научный совет организует конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.
Федеральные научно-технические программы разрабатываются на среднесрочный (пятилетний) период в соответствии с Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
Программа может быть отнесена к федеральному уровню, если выполняются следующие условия: 1. соответствие программы и входящих в ее состав проектов приоритетным направлениям развития науки и техники и перечню критических технологий; 2. значимость (существенная) решаемой проблемы для экономики, социальной сферы, экспорта, развития науки и техники; 3. невозможность решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки; 4. принципиальная новизна и технологическая прогрессивность научно-технических результатов; 5. возможность влияния на структурные соотношения в технологическом укладе экономики и повышение эффективности производства; 6. достаточность (полнота и взаимосвязанность) системы программных мероприятий для решения поставленных задач; 7. реальность решения проблемы исходя из возможностей имеющегося задела, наличия кадров, материально-технической базы и других необходимых ресурсов. [2.c.101]
4. Задача
Расходы на реконструкцию цеха – 280 тыс. руб. – покрывается за счет кредита банка под 25% годовых. Суммарная экономия годовых текущих затрат – 70 тыс. руб. Выгодно ли инвестирование, если эффект от реконструкции сказывается в течение 4-х лет.
Решение
Сумма платы по процентам кредита банка в год составляет = Расходы на реконструкцию цеха * процент кредита банка/100 = 280 * 25/100 = 70 тыс. руб.
Сумма дохода от вложения в реконструкцию цеха = Суммарная экономия годовых текущих затрат - сумма плата по процентам кредита банка в год составляет = 70-70 = 0 руб.
Вывод: Таким образом, инвестирование не выгодно и не прибыльно так как доходы покрывают расходы, так как сумма платы по процентам за кредит составляет 70 тыс. руб. и суммарная экономии годовых текущих затрат составляет 70 тыс. руб. Инвестирование можно произвести с целью только обновления цеха но не с получением прибыли.
Список использованной литературы
1. Водачек Л., Водачкова О. “Стратегия управления инновации на предприятии”, М.”Экономика”, 1999г.
2. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 327 с.
3. Инновационный процесс в странах развитого капитализма (методы, формы, механизм). / Под ред. И.Е. Рудаковой. — М.: изд-во МГУ, 2001.
4. Кирина Л.В., Кузнецова С.А. “Стратегия инновационной деятельности предприятия” Сб.научных трудов. “Формирование механизма управления предприятием в условиях становления рынка”. Под ред. д.э.н. Титова В.В. и Марковой В.Д., Новосибирск, 1995г.
5. Комплексная оценка эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса. Методические рекомендации и комментарии по их применению. — М.: Информэлектро, 1999.
6. Кохно П.А. и др. “Менеджмент”, М. “Финансы и статистика”, 1996.
7. Санто Б. “Инновация как средство экономического развития”. Пер. с венг. М. “Прогресс”, 1990г.
8. Фатхутдинов В. А. Инновационный менеджмент. - М., 1998
9. Хучек М. “Инновации на предприятиях и их внедрение”, М. “Луч”, 1992г.
10. Экономика и статистика фирм”. Под ред. проф. С.Д.Ильенковой, М. “Финансы и статистика”, 1999.