3. Разработка инновационного проекта

Выбор приоритетных направлений исследований и разработок играет важную роль в государственной на­учно-технической политике. Приоритетные направле­ния исследований и разработок реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освое­нию и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных ис­следований, научно-техническому обеспечению социальных программ, программ международного сотрудни­чества.

Конкретные приоритетные направления развития науки и техники детализируются в перечне критических технологий. Эти технологии носят межотраслевой ха­рактер и имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники. При отборе критиче­ских технологий учитывают их влияние на конкуренто­способность продукции и услуг, качество жизни, улуч­шение экологической ситуации и т.п. Приоритетные направления развития науки и техники, перечень кри­тических технологий федерального уровня утверждают­ся Правительственной комиссией по научно-техничес­кой политике.

Приоритетными направлениями развития науки и тех­ники в России являются информационные технологии и электроника, производственные технологии (лазерные, робототехника, гибкие производственные системы и др.); новые материалы и химические продукты, технологии жи­вых систем (например биотехнологии), транспорт, топли­во и энергетика; экология и рациональное природопользо­вание. В рамках этих направлений выделены 77 критиче­ских технологий. Разработка перечисленных направлений ведется в рамках государственных научно-технических программ, программ государственных научных центров, важней­ших народнохозяйственных программ и проектов, меж­дународных и региональных программ и проектов.

Финансирование работ по развитию исследований в области физики высоких энергий, ядерной физики, управляемого термоядерного синтеза, высокотемпера­турной сверхпроводимости, космоса, Мирового океана, генетики осуществляется целевым назначением Госу­дарственным комитетом РФ по науке и технологиям. Можно также выделить программы создания техноло­гий, машин и производств будущего, перспективных информационных технологий; разработку новейших методов биоинженерии. Кроме того, государственные научно-технические программы предусматривают соз­дание новых лекарственных средств; развитие медици­ны и здравоохранения; решение социальных проблем.

Действующие государственные научно-технические программы представляются для утверждения в Прави­тельство РФ в виде: самостоятельной программы феде­рального уровня; подпрограмм в составе федеральной научно-технической программы, сформированной на базе нескольких государственных научно-технических программ; подпрограмм в составе федеральной целевой программы. [2.c.99]

Особым объектом науки федерального значения яв­ляется Государственный научный центр. Статус Государ­ственного научного центра присваивается Постановле­нием Правительства РФ научным организациям, пред­приятиям, высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, в случае если ре­зультаты их научных исследований получат междуна­родное признание. Такие организации пользуются осо­бой поддержкой. Отметим, что присвоение организации статуса Государственного научного центра не означает изменения ее организационно-правовой формы.

Государственные научные центры освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении материалов, оборудования, покупных изделий, услуг сторонних организаций, необходимых для выполнения программ, финансируемых из средств федераль­ного бюджета; импортных таможенных пошлин и др. К началу 1996 г. в России было свыше 60 Государственных научных центров.

Государственная научно-техническая программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем развития науки и техники. Программы отбираются с учетом социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств.

На 1996 г. в России действует 41 государственная научно-техническая программа. Среди них можно выделить как особо важные: создание высокоэффективных процессов производства для агропромышленного ком­плекса; экологически чистых и ресурсосберегающих технологий в энергетике, химии, металлургии; новых материалов; технологий и оборудования для строитель­ства и транспорта. Ряд крупных проектов по приори­тетным направлениям развития науки и техники фи­нансируется целевым назначением Министерством нау­ки и технологий РФ из средств Федерального бюджета.

Одним из видов целевых программ, утверждаемых Правительством РФ, является федеральная научно-техническая программа.

Федеральная научно-техническая программа содержит увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выпол­нения комплекс научных исследований и разработок, а также мероприятий по их осуществлению. [2.c.100]

Цели федеральных научно-технических программ со­стоят в получении новых знаний в области фундаменталь­ной и прикладной науки; решении научно-технических проблем; создании конкурентоспособной техники, техно­логии, материалов, обеспечивающих общее повышение уровня знаний и практическую реализацию качественно новых научных идей и технологий, развитие научно-технического и экспортного потенциала России. Утверждаемые федеральные научно-технические программы должны обладать:

• существенной значимостью для крупных струк­турных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада;

• принципиальной новизной и взаимоувязанностью программных мероприятий (проектов), необходимых для широкомасштабного распространения прогрессив­ных научно-технических достижений.

В качестве государственного заказчика выступает Министерство науки и технологий РФ.

Руководство программой осуществляет научный со­вет, который отвечает за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплекс­ность мероприятий по достижению программных целей. Научный совет организует конкурсный отбор исполни­телей и экспертизу полученных результатов.

Федеральные научно-технические программы разраба­тываются на среднесрочный (пятилетний) период в соот­ветствии с Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономичес­кого развития Российской Федерации».

Программа может быть отнесена к федеральному уровню, если выполняются следующие условия: 1. соответствие программы и входящих в ее состав проектов приоритетным направлениям развития науки и техники и перечню критических технологий; 2. значимость (существенная) решаемой проблемы для экономики, социальной сферы, экспорта, развития науки и техники; 3. невозможность решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки; 4. принципиальная новизна и технологическая про­грессивность научно-технических результатов; 5. возможность влияния на структурные соотношения в технологическом укладе экономики и повышение эф­фективности производства; 6. достаточность (полнота и взаимосвязанность) системы программных мероприятий для решения поставлен­ных задач; 7. реальность решения проблемы исходя из воз­можностей имеющегося задела, наличия кадров, мате­риально-технической базы и других необходимых ресурсов. [2.c.101]

4. Задача

Расходы на реконструкцию цеха – 280 тыс. руб. – покрывается за счет кредита банка под 25% годовых. Суммарная экономия годовых текущих затрат – 70 тыс. руб. Выгодно ли инвестирование, если эффект от реконструкции сказывается в течение 4-х лет.

Решение

Сумма платы по процентам кредита банка в год составляет = Расходы на реконструкцию цеха * процент кредита банка/100 = 280 * 25/100 = 70 тыс. руб.

Сумма дохода от вложения в реконструкцию цеха = Суммарная экономия годовых текущих затрат - сумма плата по процентам кредита банка в год составляет = 70-70 = 0 руб.

Вывод: Таким образом, инвестирование не выгодно и не прибыльно так как доходы покрывают расходы, так как сумма платы по процентам за кредит составляет 70 тыс. руб. и суммарная экономии годовых текущих затрат составляет 70 тыс. руб. Инвестирование можно произвести с целью только обновления цеха но не с получением прибыли.

Список использованной литературы


1.     Водачек Л., Водачкова О. “Стратегия управления инновации на предприятии”, М.”Экономика”, 1999г.

2.     Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 327 с.

3.     Инновационный процесс в странах развитого капи­тализма (методы, формы, механизм). / Под ред. И.Е. Рудаковой. — М.: изд-во МГУ, 2001.

4.     Кирина Л.В., Кузнецова С.А. “Стратегия инновационной деятельности предприятия” Сб.научных трудов. “Формирование механизма управления предприятием в условиях становления рынка”. Под ред. д.э.н. Титова В.В. и Марковой В.Д., Новосибирск, 1995г.

5.     Комплексная оценка эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического про­гресса. Методические рекомендации и комментарии по их применению. — М.: Информэлектро, 1999.

6.     Кохно П.А. и др. “Менеджмент”, М. “Финансы и статистика”, 1996.

7.     Санто Б. “Инновация как средство экономического развития”. Пер. с венг. М. “Прогресс”, 1990г.

8.      Фатхутдинов В. А. Инновационный менеджмент. - М., 1998

9.     Хучек М. “Инновации на предприятиях и их внедрение”, М. “Луч”, 1992г.

10.                       Экономика и статистика фирм”. Под ред. проф. С.Д.Ильенковой, М. “Финансы и статистика”, 1999.