Содержание
Введение. 4
1. Общая характеристика Хабаровского края. 5
2. Характеристика рынка в Хабаровском крае. 7
3. Портрет товара. 14
4. Портрет потребителя. 17
5. Разработка комплекса маркетинга для транспортного предприятия. 17
Заключение. 19
Список литературы.. 20
Введение
Целью данной работы является рассмотрение рынка непродовольственных товаров Хабаровского края. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи: общая характеристика Хабаровского края, характеристика рынка, портрет товара, портрет продавца, портрет потребителя и концепция развития маркетинга для выбранного предприятия.
Для Хабаровского края характерен емкий рынок сбыта (сфера услуг, строительство, отрасли промышленности с низкой концентрацией производства и с невысоким барьером входа на рынок). Хабаровский край – регион со значительными объемами экспортно-импортных операций и малые предприятия нередко специализируются на внешнеторговой деятельности и транспортно-экспедиторном обслуживании.
В связи с этим выбран вид товара – транспортные услуги. В работе представлен портрет товара и портрет покупателя, описана концепция развития маркетинга для транспортного предприятия.
Работа написана на 23 страницах, содержит 3 рисунка, 2 таблицы. При написании работы было использовано 6 литературных источников.
1. Общая характеристика Хабаровского края
Население края в 1998 г составляло 1546 тыс. чел (четыре Люксембурга), 81% населения — горожане. Помимо «восточнославянского большинства» (русские — 86%, украинцы 6,2%, белорусы — 1,1%) имеются представители почти всех народов России немцы (4,5 тыс.), молдаване (4 тыс.), а также значительны общины корейцев (тыс. чел). Коренных народностей Севера насчитывается 23,5 тыс. чел нанайцы, эвенки, ульчи, нивхи, удэгейцы, орочи, эвены. Этнополитическая ситуация стабильна. В 1996 г в крае работало 26% трудоспособного населения в промышленности, 46 – в сельском хозяйстве, 10 - в строительстве, 12 на транспорте и связи, 12 — торговле, 13% — в организациях культуры, науки и др.
Климат муссонный с частыми ливневыми и катастрофическими тайфунами. Средняя температура июля +(12 – 20) ºС, января - от -15 до -22 ºС (на севере - до - 40 ºС). Край богат бурым углем (Бикин), каменным углем (Средний Ургал), оловянными рудами (поселок Солнечный), золотом (Хаканджинское и Юрьевское месторождения).
В 1996 г произведено промышленной продукции в крае на 12,3 трлн. руб., в том числе (в % к итогу по району): машиностроение — 29,4, пищевая промышленность - 20,6 (в основном рыбная); лесная и деревообрабатывающая - 12,0; топливная —7,5 (добыча угля на уровне 1,5 млн.т), черная металлургия - 4,6 (выплавка стали — 1 млн. т год); электроэнергетика - 3,4 (производство электроэнергии — 7,6 млрд. кВт. Ч); химическая и нефтехимическая - 2,5 (в 1995 г. переработано 3,4 т нефти). Важнейшие промышленные центры (в скобках указано население тыс. чел. в 1996 г.): Хабаровск (616,6) — энергетические машины, дизели, станки, суда, кабель; химико-фармацевтические препараты, деревообрабатывающее оборудование, продукция нефтепереработки; Комсомольск-на-Амуре (305) - суда, самолеты, сталь, нефтепереработка (нефть поступает по трубопроводу с Сахалина), мебель и др.; Амурск (57) целлюлозно-картонный комбинат. Эти два промышленных центра и поселок войдут в проектируемый комплекс КАМ. В ряде других городов и поселков развита лесная промышленность, на побережье — рыбная. Хабаровский край известен продукцией судостроения (в том числе атомного), турбостроения, комбайностроения, поставками лесоматериалов [1, с. 320 – 323 ].
Валовая продукция - 1-2 трлн. руб., почти равные доли - растениеводство и животноводство. Производство сельскохозяйственной продукции не полностью удовлетворяет по края, и значительное количество ее импортируется из Китая. Здесь повсеместно выращиваются зерновые (пшеница, ячмень, овес, гречиха), технические культуры, картофель, овощи, кормовые культуры; Урожайность ниже, чем в среднем по России. В животноводстве получили развитие овцеводство, птицеводство звероводство, свиноводство.
Через край проходят две железнодорожные магистрали — Транссибирская и БАМ, соединенные линией Хабаровск— Комсомольск. Речное судоходство осуществляется по Амуру и Уссури. Огромное значение имеет морской транспорт для связи с севером края, с Сахалином (железнодорожный паром), во внешних неэкономических связях; главный порт — Ванино, а также Советская Гавань. Авиапорты расположены в крупнейших городах, автодороги - только в южной части края.
Обеспеченность жильем — 17,3 кв. м - на человека (в год строится 300 тыс., кв. м жилья). На 100 детей дошкольного возраста - 69 мест в детских садах и яслях, на 100- детей школьного возраста - 66 мест в школах. На 10 тыс. чел - 55 врачей, 122 больничные койки. Стоимость жизни в Хабаровском крае на 50% выше среднего показателя по России и на 20—25% - по Москве, для Комсомольска-на-Амуре — соответственно 70 и 40%. В крае 12 вузов, 7 НИИ и проектных организаций. Подобно Приморскому краю, Хабаровский край является «костяком» Дальневосточного экономического района [2, с.20-22].
2. Характеристика рынка в Хабаровском крае
Интересен рыночный феномен - соперничество Хабаровска и Владивостока за главенство в регионе. Так, в Хабаровском крае 22 банка (в Приморском - 21), 38 филиалов (против 58), но по уставному капиталу Приморский край вырвался вперед - около 33% от общей суммы по Дальнему Востоку против 20% у конкурента.
Геополитическое положение края предопределило партнерство в совместных предприятиях. Всего таких действующих предприятий 11, из них 6 - с Японией, 2 - с США, 2 - с КНДР, 1 - с Китаем.
В связи с наличием крупных городов с высоким уровнем инфраструктуры (транспортной, информационной, складской и т.д.) в Хабаровском крае относительно широко развито малое предпринимательство. Также для Хабаровского края характерен емкий рынок сбыта, особенно если учесть, что для малых предприятий благоприятны в первую очередь сфера услуг, строительство, отрасли промышленности с низкой концентрацией производства и с невысоким барьером входа на рынок – например, деревообрабатывающая,
Хабаровский край – регион со значительными объемами экспортно-импортных операций и малые предприятия нередко специализируются на внешне-торговой деятельности и транспортно-экспедиторном обслуживании [3, с. 49.].
Реальное положение и роль малого бизнеса в экономике России, а также возможности его развития определяются экономической средой и сложившейся системой социально-экономических отношений. Но нельзя не учитывать и качественный состав предпринимательской среды. Кто сегодня ее представляет, каковы целевые установки и интересы, образовательный уровень и профессиональный состав предпринимателей?
В рамках исследования проблем развития малого бизнеса Хабаровского края предпринята попытка такой портрет составить. Социологическим исследованием охвачено 435 предпринимателей, представляющих разные сферы бизнеса (рис. 1). Также проведено анкетирование 90 ответственных работников всех уровней власти — краевой, городских, районных, по роду своей деятельности связанных с предпринимательством. Опрос был анонимным, что позволило респондентам более откровенно высказывать свою точку зрения.
Рисунок 1 - Структура выборки представителей малого предпринимательства, %
Как показало обследование, 65,7% опрошенных имеют высшее образование. 80,8% находятся в зрелом возрасте (31- 55 лет), что позволяет им, используя накопленный жизненный и профессиональный опыт, работать и выживать в конкурентной борьбе. В основной своей массе это — люди семейные (82,5%) имеют традиционный, по меркам нашего времени, состав семьи: 48,1% - 3 человека, 41,4% - 4 человека. Большинство из них - предприниматели со стажем: свыше 5 лет - 53,5% до 5 лет - 22,1%, до З лет - 19,5%, менее года - 4,9%.
Приходят в малый бизнес по следующим причинам: обеспечить свое материальное благополучие (51,8%), из-за потери прежнего места работы (19,4), для самоутверждения (16,8), от жизненной безысходности (по 14,3%) в целях накопления капитала для более солидного бизнеса, для накопления опыта в предпринимательстве. Доля первой причины — стремления обеспечить свое материальное благополучие — почти одинакова по отраслям, вторая более существенна для строительства и составила 25%. Причина жизненная безысходность также варьируется в зависимости от отрасли и составляет в промышленном производстве и на транспорте, соответственно, 17,5 и 11,4%.
При выборе вида деятельности 48,7% руководствовались накопленными знаниями и опытом на прежнем месте работы, что говорит об ответственном принятии решения. Причем этот показатель не сильно различается по отраслям. Рационализм присущ 44,1% респондентов: они считают малый бизнес перспективным. По этому фактору отмечается более значительный разброс значений в зависимости от вида деятельности: его назвали 57,0% опрошенных в промышленном производстве и 25,0% - в сфере бытовых услуг населению. Почти треть респондентов немаловажным фактором считает возможность привлекать к своей деятельности членов семьи, тем самым, обеспечивая их занятость и социальную стабильность, а себе - уверенность в честности работников. Этот фактор более значим в торговле и общественном питании - 44,1%, менее важен в промышленном производстве - 4,8% и строительстве -5,6%. Характерной чертой многих предпринимателей (77,2%) является уверенность в правильности выбора вида деятельности, а это, как правило, залог будущего успеха. Причем она выше в промышленном производстве (87,3%) и бытовом обслуживании (87,5%). Перспективы расширения своего бизнеса различаются по отраслям. Более оптимистичны те, кто работает в промышленности (63,5%), торговле и общественном питании (40,1%). В таких отраслях, как строительство, оказание бытовых услуг населению, транспортные перевозки, этот показатель ниже среднеотраслевого и составляет, соответственно, 30,6; 33,9; 38,6%.
Особенность малого бизнеса — его высокая теневая составляющая, что не может не влиять на поведение предпринимателей. Некоторые теневые стороны их деятельности институционализировались и стали составной частью повседневности, молчаливо принимаемой как реальность. Поэтому сокрытие налогов и доходов - это реакция на ненормативные отношения бизнеса и власти. Как малые предприятия отражают свои доходы в официальной отчетности - показано на рис.2. Средневзвешенное их значение, по оценкам предпринимателей и государственных служащих, составляет, соответственно, 40,4 и 36,5%. Следовательно, реальные доходы предпринимателей превышают официальные в 2,5-2,7 раза.
Рисунок 2 - Доля доходов, отражаемая малыми предприятиями в официальной отчетности, %
В ходе опроса были приведены оценки предпринимателями и государственными служащими причин сокрытия бизнесменами большей части своих доходов. За счет недовыплаченных налогов и образующегося «черного нала» они предпочитают поддерживать высокую заработную плату — 55,4 и 43,3%, повышать конкурентоспособность своего бизнеса — 53,2 и 70,0% и др. Особо следует обратить внимание на достаточно значимую причину: «Наличность необходима для неофициальных расчетов с административными органами власти» — на это указали 30,5 и 36,75%. Понятно, почему из всех видов ненормативных отношений предприниматели особо отметили бюрократизацию при решении деловых вопросов (69,4%).
Особенно сильное давление на малое предпринимательство оказывают налоговые инспекции, органы санэпидемнадзора и муниципалитеты. Как следует из ответов, это происходит часто — 16,2% респондентов, нередко — 30,7%, изредка — 41,1, отсутствует — 12,0%.
Здесь важно заметить, что и сам малый бизнес стимулирует ненормативные отношения. Нежелание работать по правилам, пусть несовершенным, провоцирует предложение взяток, на которое откликаются чиновники.
Социологический опрос позволил ответить на три вопроса: что тормозит развитие малого предпринимательства в Хабаровском крае, мешает повышению его эффективности, а также почему бизнесмены не желают вкладывать собственные накопления в свое дело.
Наиболее значимой оказалась проблема высоких налогов. По-видимому, акцентирование на проблеме налогов — это стремление предпринимателей оправдать свои противоправные действия: уход в «тень», недобросовестную конкуренцию, выплаты заработной платы в «конвертах» и др.
Следующую проблему предприниматели (52,2%) видят в слабой платежеспособности населения наряду с узостью регионального рынка. В своей сфере деятельности только 9,2% опрошенных отметили дефицит товаров и услуг, скорее стабильным назвали рынок 36,9%; перенасыщенным — 22,1%. Одним из факторов повышения эффективности 48,3% бизнесменов считают необходимость увеличения своего оборота.
Затратный фактор в иерархии проблем занимает третье место — на него указали 47,3% респондентов. В значительной степени высокие затраты определяются растущими тарифами монополистов, арендной платой, банковскими процентами. Растет и конкуренция в сфере малого бизнеса — это отметили 43,2% опрошенных бизнесменов. Еще 17,6% указали на наличие недобросовестной конкуренции. На внутреннем рынке активные позиции имеют местные предприятия, а также западные российские и китайские компании. Респонденты оценили их по степени значимости, соответственно: 74,5, 22,5 и 23,5%. При ответе на вопрос: Почему Вы не вкладываете свои накопления в развитие своего бизнеса? — 49,5% предпринимателей объяснили это усиливающейся конкуренцией и 35,3% — рискованностью выбранного вида бизнеса.
По-прежнему трудно получить кредиты (отметили 33,3%). Реальный доступ к ним связан с отраслевой принадлежностью малых предприятий: они более доступны для предприятий торговли и на короткий срок.
Возможно, благодаря «экономии на налогах» 78,3% респондентов оценили положение своего предприятия как среднее, а материальное положение 48,4% считают удовлетворительным, причем этот показатель выше в строительстве (57,1%) и бытовом обслуживании (55,4%). Хорошо обеспеченными считают себя лишь 7,1% опрошенных, причем этот показатель наиболее высок в промышленном производстве (12,7%). Многие занятые в малом бизнесе периодически испытывают материальные трудности; от 14,9% в строительстве до 38,6% на транспорте.
Из всех видов ненормативных отношений нарушение деловых обязательств партнерами особенно распространено в промышленности. Криминализации наиболее подвержен транспорт — 36,4%, где значение этого показателя более чем в 2 раза превышает среднее по выборке. Вымогательства чиновников и бюрократизация при решении деловых вопросов особенно распространены в строительстве.
Социологический опрос включал просьбу оценить ряд концептуальных положений, которые способствовали бы развитию малого бизнеса.
На первое место предприниматели (62,3%) выдвинули предоставление льгот добросовестным бизнесменам Государственные служащие на первое место поставили поддержку малого бизнеса в производственной сфере. В оценке следующего по значимости концептуального положения «ограничение вмешательства государственных органов в деятельность предпринимателей» обе группы (соответственно, 38,8 и 34,1%) респондентов оказались единодушны. В то же время ужесточение контроля за деятельностью малого бизнеса не получило ощутимой поддержки ни у предпринимателей, ни у государственных служащих. Правда, на специально поставленный вопрос о необходимости усиления контроля за малым предпринимательством 49,3% государственных служащих дали утвердительный ответ.
В силу важности упомянутых концептуальных положений их детализировали специальными вопросами. Так, в необходимости государственной поддержки малого предпринимательства единодушны и бизнесмены, и чиновники (95,2 я 95,6%). За выборочную поддержку высказались, соответственно, 38,8 и 57,3% опрошенных. Бизнесмены отдали предпочтение критерию добросовестности (56,2%), а государственные служащие — отраслевому критерию (40,3%). Последние также существенно выше оценили критерий инновационности (15,6 и 5,3%).
Достаточна высока (35%) степень участия предпринимателей в общественных объединениях, ассоциациях, союзах. Наиболее высока активность транспортников (42,9%), что обусловлено, видимо, большими организационными трудностями этого вида деятельности.
Необходимость вступления в общественные объединения обусловлена в основном стремлением получать информацию о готовящихся законопроектах в сфере бизнеса и (или) участвовать них разработке (41,0%), а также отстаивать свои интересы перед органами власти и управления (46,2%).
Потребность в получении специальных экономических и юридических знаний отметили 72,5% респондентов.
Cоциально-психологический портрет предпринимателя Хабаровского края получился таким: это человек зрелый, образованный социально устроенный. В основном им движет материальный интерес (хотя один из шести пришел в бизнес, чтобы самоутвердиться). Развивает он дело, в значительной мере, на фундаменте своей специальности; думает о его расширении. Свое предприятие наш усредненный предприниматель оценивает как среднее, а материальное состояние считает удовлетворительным. Он вполне устойчив в социально-психологическом плане.
Он реально оценивает возможность государственной поддержки. В качестве критериев развития бизнеса отмечает такие важные для сегодняшней экономики аспекты, как добросовестность и производственная направленность бизнеса.
Серьезным фактором, сдерживающим развитие малого предпринимательства, являются ненормативные отношения бизнеса и власти, особенно бюрократизация в решении деловых вопросов [4, c. 41-49].
3. Портрет товара
В связи с рассмотренными выше особенностями рынка Хабаровского края, а именно с широко развитой транспортной инфраструктурой, целесообразно рассмотреть рынок такого товара, как транспортные услуги (перевозка грузов).
Существует шесть основных идей, лежащих в основе концепции маркетинга для транспортного предприятия: нужда, потребность, услуга, запрос, обмен, сделка.
Первой исходной идеей, лежащей в основе концепции маркетинга, является идея человеческих нужд. Нужда - это чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Если нужда не удовлетворена, человек выбирает один из двух возможных путей - либо займётся поисками объекта, способного удовлетворить нужду, либо попытается её заглушить.
Вторая основная идея концепции маркетинга для транспортного предприятия - идея человеческих потребностей. Потребность-это специфическая форма нужды, зависящая от культурного уровня и личностных характеристик человека. Следует подчеркнуть, что потребности изменчивы, нужды более постоянны. При появлении другого изделия, способного лучше и дешевле удовлетворить данную нужду, у потребителя возникает новая потребность, хотя нужда и осталась прежней.
Например, владелец магазина испытывает нужду в доставке товара и обращается к транспортному предприятию, которое может удовлетворить его нужду. Если появится другой способ доставки товаров в магазин или какая-либо фирма, занимающаяся транспортными перевозками, предложит свои услуги на более выгодных условиях, то потребность владельца магазина в первой фирме резко снизится, но нужда останется прежней.
Третья исходная идея маркетинга - товар. Под товаром подразумевается всё, что может удовлетворить нужду или потребность. При этом понятие товара не ограничивается физическими объектами. Помимо изделий, товарами могут быть услуги, места, организаций, виды деятельности, рабочая сила, идей - всё, что представляет для кого-то ценностное значение. В данном случае для транспортного предприятия - это услуга, перевозка товаров, если фирма занимается грузовыми поставками или пассажирские перевозки.
Четвёртая основная идея концепции маркетинга для транспортного предприятия - запрос. Потребности людей безграничны, в то время, как возможности для их удовлетворения ограничены. Человек выбирает в первую очередь те товары, которые в рамках его финансовых возможностей доставляют ему наибольшее удовлетворение. Такие потребности и составляют понятие запроса. Запрос - это потребность, подкреплённая покупательской способностью человека, следовательно, транспортное предприятие в своих запросах будет исходить из своего финансового положения. Удовлетворять то, что нужно в первую очередь.
Пятое базисная идея маркетинга - обмен. Обмен - это акт получения желаемого объекта от кого-либо с предложением чего-либо взамен. Обмен позволяет сосредоточиться на создании вещей, изготовление которых хорошо освоено, и менять их на нужные предметы, сделанные другими. В результате общество производит существенно больше, быстрее и качественнее чем в любом другом случае.
Шестая основная идея концепции маркетинга - сделка. Сделка - это коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Обычно мы имеем дело с денежными сделками, но возможно и бартерные сделки, где предметом обмена являются товары или услуги. Сделка предполагает наличие нескольких условий: по меньшей мере, двух ценностно-значимых объектов, согласованных условий для её осуществления, согласованного времени совершения и согласованного места проведения.
Концепция сделки непосредственно связанно с понятием рынка. Рынок-это сфера существующих и потенциальных сделок. В экономическом смысле он характеризуется взаимодействием спроса и предложения.
Если на рынке продавца (где господствует превышение спроса над предложением) транспортные предприятия не имеют проблем сбыта, то на рынке покупателя (где наблюдается превышение предложения над спросом) процесс обмена требует от них огромной работы. Так, если транспортное предприятие хочет эффективно работать на таком рынке, оно должно искать покупателей, проектировать соответствующие услуги, продвигать их на рынок, договариваться о ценах и т.д. [5, c. 254.].
4. Портрет потребителя
Потребителем рынка рассматриваемой отрасли могут являться как частные лица, так и организации, занимающиеся строительством.
5. Разработка комплекса маркетинга для транспортного предприятия
Комплекс маркетинга - одно из основных понятий современной системы маркетинга.
Комплекс маркетинга - это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирмы используют в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.
В комплекс маркетинга входит всё, что фирма может предпринять, для оказания воздействия на спрос своего товара. Многочисленные возможности можно объединить в четыре основные группы: товар, цена, место и методы распространения, методы стимулирования продвижения товара. Именно этими маркетинговыми переменами пользуются транспортные предприятия в Хабаровске. Товар - это набор изделий и услуг, который фирма предлагает целевому рынку. Так, для транспортного предприятия «Автобаза № 3» новый маршрут может оказаться услугой.
Цена - денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения услуги. Назначенная транспортным предприятием цена должна соответствовать воспринимаемой ценности предложения, иначе потенциальные потребители будут обращаться за услугами к конкурентам.
Методы распространения - всевозможная деятельность, благодаря которой услуга становится доступной для целевых потребителей. Услуги транспортного предприятия - это методы распространения для фирм, нуждающихся в транспортировке их товаров.
Методы стимулирования - всевозможная деятельность транспортного предприятия по распространению сведений о достоинствах своих услуг и убеждению целевых потребителей пользоваться именно его услугами. Так, транспортные предприятия оплачивают рекламу, организуют разного рода специальные предприятия, а также организуют пропаганду.
Все решения относительно составляющих комплекса маркетинга во многом зависят от принятого фирмой конкретного позиционирования услуги. Предположим, что транспортное предприятие «Автобаза № 3» решило открыть новый маршрут в расчёте на определенный сегмент потребителей. Компания должна использовать несколько вариантов отправки нового маршрута. Цены на билеты должны быть чётко определены. Ассигнования на рекламу должны быть большими. Из всего этого становится ясным, что решение о позиционировании услуги является основой для разработки целенаправленного комплекса маркетинга.
Располагая выбором прибавлять, вычитать или изменять четыре элемента в своей программе рыночной деятельности, транспортное предприятие может получить нужный ей комплекс маркетинга, необходимый для эффективной деятельности в условиях рынка [6, c. 68-69].
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Для Хабаровского края характерно развитие малого предпринимательства. Cоциально-психологический портрет предпринимателя Хабаровского края получился таким: это человек зрелый, образованный социально устроенный. В основном им движет материальный интерес (хотя один из шести пришел в бизнес, чтобы самоутвердиться). Развивает он дело, в значительной мере, на фундаменте своей специальности; думает о его расширении. Свое предприятие наш усредненный предприниматель оценивает как среднее, а материальное состояние считает удовлетворительным. Он вполне устойчив в социально-психологическом плане. Он реально оценивает возможность государственной поддержки. В качестве критериев развития бизнеса отмечает такие важные для сегодняшней экономики аспекты, как добросовестность и производственная направленность бизнеса.
2. В Хабаровском крае широко развита транспортная инфраструктура, портрет товара, описываемого в работе – транспортные услуги (перевозки).
3. Для оказания воздействия на спрос транспортных услуг предприятию необходимо разработать комплекс маркетинга, который должен включать четыре основные группы: товар, цена, место и методы распространения, методы стимулирования продвижения товара.
Список литературы
1. Гладкий Ю.Н. и др. Экономическая и социальная география России. – М.: Гардарика, Лит. Издательское агентство «Кафедра-М», 1999. – 752 с.
2. Региональная экономика / Под ред. М.В. Степанова – М.: ИНФРА – М, Изд-во Рос. экон. акад., 2001. – 463с.
3. Кузнецова О. Макрорегион контрастов: к анализу социально-экономических различий субъектов РФ Сибири и Дальнего Востока // Российский экономический журнал, 2001. - № 7. – с. 40-53.
4. Заусаев В.К., Воронцова Л.С. Малое предпринимательство на Дальнем Востоке // ЭКО, 2003. - №7. – с. 41-49.
5. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Издательство “Прогресс”, 1991. – 755с.
6. Маркетинг: стратегии, планы, структуры./ Е. П. Голубков - М.: “Издательство “Дело” – 1995. – 433 с.