Содержание

Введение. 3

1. Теоретическая часть. 4

Виды износа машин, оборудования   и транспортных средств: сущность и методы определения. 4

1.1. Общее понятие износа и амортизации оборудования, машин и транспортных средств: виды и сущность. 4

1.2. Способы и методика начисления различных видов износа. 6

2. Практические аспекты  расчета амортизации  на примере авиатранспортного средства: исчисление износа воздушных судов и авиадвигателей. 8

Список литературы.. 14


















Введение

Сегодня мы являемся свидетелями глубочайшего кризиса во всех отраслях экономики. В создавшихся условиях конкуренции и постоянной борьбы большинство предприятий и организаций, освободившихся от влияния государства, оказалось обреченным на вымирание. Остальные, сумевшие удержаться и выстоять, должны были учиться выживать в условиях огромнейшего риска и неопределенности, когда все решения приходится принимать самостоятельно без инструкций и указов сверху. В новых рыночных условиях  организации оказались в тесной взаимосвязи с внешней средой, к которой нужно было адаптироваться.

Одним из способов  адаптации предприятия к внешней среде является оценка машин, оборудования и транспортных средств   в сложившихся условиях.  Оценка машин, оборудования и транспортных  средств   преследует цель не просто  математически оценит вероятность того, насколько эффективным будет тот или иной проект, или то или иное принятое решение, но и отыскать пути и возможности снижения  риска и неопределенности, а, возможно, и устранения его в определенной степени.

При оценке  на предприятии стоимости оборудования и транспортных средств очень важным этапом выступает  исчисление амортизационных отчислений в соответствии с установленными методиками.

В связи с актуальностью данного вопроса  тема  рассмотрения видов износа, их сущности и методов определения  взята в качестве исследования в данной работе. Целью данной работы выступает  изучение  различных видов износа транспортных средств, машин и оборудования, их сущности и методов исчисления.

Поставленная цель конкретизируется задачами:

1)    изучить общее теоретическое понятие износа и его видов;

2)    рассмотреть теоретически и практически методики и способы начисления износа и амортизации

1. Теоретическая часть

Виды износа машин, оборудования   и транспортных средств: сущность и методы определения

1.1. Общее понятие износа и амортизации оборудования, машин и транспортных средств: виды и сущность

Амортизационные отчисления представляют собой денежную форму перенесенной на продукт части стоимости основных фондов.

Амортизация - это процесс постепенного перенесения основных фондов на стоимость изготовленной продукции.

Виды стоимости основных фондов:

1.      Первоначальная стоимость. Сумма затрат на приобретение, изготовление, доставку, монтаж.

2.      Восстановительная стоимость – затраты на воспроизводство основных фондов в современных условиях (как правило, стоимость устанавливается во время переоценки основных фондов).

3.      Остаточная стоимость. Представляет собой разность между первоначальной или восстановительной стоимостью основных фондов и суммой их износа.  

Амортизация не начисляется:

1.      На жилищный фонд.

2.      На объекты внешнего благоустройства.

3.      Продуктивный скот

4.      Многолетние насаждения

5.      Земельные участки и объекты природопользования.

6.      На экспонаты животного мира в зоопарках

7.      Объекты фильмофондов и сценическо - постановочных средств.

Существует три группы параметров, определяющих  пригодность зданий и сооружений к эксплуатации:

1)        параметры,  характеризующие физическое состояние объекта недвижимости (прочность, устойчивость, надежность);

2)        параметры, характеризующие функциональное состояние объекта ( условия фундаментальности, температурно-влажностный режим, высота потолков).

3)         параметры внешней среды ( промышленная зона)

Под действием различных факторов здания могут терять свои эксплуатационные свойства, что влияет на его стоимость и вызывает появление накопленного износа.

Накопленный износ- это  уменьшение стоимости  здания, которое может иметь место в результате физического разрушения, функционального и внешнего устаревания или в результате комбинации этих факторов. Поэтому  износ делят на три основных вида:

-                     физический износ- потеря стоимости объекта недвижимости в результате воздействия неблагоприятных факторов жизнедеятельности человека или  природоклиматических условий, что выражается в разрушении стиральных конструкций и материалов. Этот износ может рассчитываться как по зданию в целом, так и для отдельных его элементов.

-                     функциональный износ или моральный износ- снижение стоимости      недвижимости в результате ее несоответствия современным требованиям рынка и покупателей;

-                      внешний износ -  снижение стоимости, вызванное  изменениями внешних по отношению к объекту недвижимости фактов ( изменение ситуации на рынке, в стране,  соседство).

Износ делят также по степени  устранения на две группы[1, 4 и др.]:

1)    устраняемый износ - затраты на устранение которого меньше чем полученная в результате этого устранения выгода;

2)    неустранимый износ - затраты больше, чем выгоды ( внешний износ- всегда устраним, а физический и функциональный может быть как устранимым, так и неустранимым).

1.2. Способы и методика начисления различных видов износа

В соответствии с ПБУ 6/97 отражены следующие способы начисления амортизационных отчислений:

1.      Линейный способ.

2.      Способ уменьшаемого остатка.

3.      Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования

4.      Способ списания стоимости, пропорционально объему продукции (работ).

Методы начисления амортизации:

1.      Метод равномерного списания. Базируется на нормативном сроке службы основных фондов. Нормы устанавливаются от величины физического и морального износа, срока службы основных фондов. Среднегодовая стоимость основных фондов на начало года + ввод основных фондов – выбытие = среднегодовая стоимость, на которую начисляется амортизация. Среднегодовая стоимость умножается на норму амортизацию, получается сумма износа или амортизационные отчисления

2.      Метод начисления амортизации на объем выполненных работ. Используется только в нефтедобывающих отраслях и на транспорте. Базируется на том, что амортизация является результатом использования объекта, т.е. рассчитывается в зависимости, например, от количества пробега на транспорте и от добычи в нефтедобывающих отраслях.

3.      Метод ускоренной амортизации. Предполагает, что большая часть амортизации начисляется в первые годы эксплуатации основных фондов. Используется на малых предприятиях. Преимущества: быстрое возмещение значительной части затрат, меньшие потери при досрочном выбытии основных фондов, выигрыш за счет фактора времени. Недостаток – завышение цены на продукцию, а, следовательно, затруднение реализации продукции.


Существуют следующие основные методы расчета накопленного износа[5, с. 179]:

1)    метод срока жизни;

2)    модификационный метод;

3)    метод сравнения продаж;

4)     метод разбивки.

Срок экономической жизни объекта – это временной отрезок, в течение которого  здание можно использовать, извлекать, в течение  этого времени улучшения вносят вклад в стоимость недвижимости. Эффективный возраст – это возраст, показывающий состояние и полезность недвижимости.

В соответствии с методом срока жизни накопленный износ определяется по формуле (1):

НИ = ЭВ / СЭЖ,                   (1)

где    Ни – накопленный износ, тыс. руб.

         ЭВ – эффективный возраст, лет

         СЭЖ – срок экономической жизни объекта недвижимости, лет.

         Этот метод основан на предположении, что потеря стоимости здания  по причине износа пропорциональна его возрасту.

         При использовании модификационного метода сначала определяется стоимость устранимого износа, потом она вычитается из стоимости нового строительства по формуле (2)

НИ = Иу +( ЭВ/СЭЖ *(Снсу- Иустр)),                      (2)

где    Ни – износ накопленный, руб.,

         Иу – износ устранимый, руб.

         ЭВ – эффективный возраст.  лет

         СЭЖ – срок экономической жизни объекта недвижимости, лет

         Снсу – стоимость строительства новых улучшений, руб.,

         Иустр – устранимый износ, руб.

         При использовании метода сравнения продаж накопленный износ определяется как разница между стоимостью нового строительства и стоимостью аналогичных объектов недвижимости на дату оценки. Необходимое условие использования данного метода- наличие достоверной рыночной информации.

         При использовании метода  разбивки определяют накопленный износ как  совокупность физического, функционального и внешнего  износа. При этом расчет по отдельным видам износа ведется раздельно:

НИ = 1 – (1 – Ифиз.) (1- Ифунк.) (1 – И внеш.) ,                         (3)

Ифиз. = И физ. устран. +И физ.неустран,                            (4)

И функц. = И функц. устран + И функц. неустран,                      (5)


2. Практические аспекты  расчета амортизации  на примере авиатранспортного средства: исчисление износа воздушных судов и авиадвигателей

Стоимость объектов  основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено нормативными документами. Амортизационные отчисления, рассчитанные в установленном порядке, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

В авиакомпании (авиапредприятии) объектами для начисления амортизации являются самолеты, вертолеты и авиационные двигатели (СВАД), а также объекты наземных основных средств, находящихся в авиакомпании на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

В Методических рекомендациях по определению себестоимости рейсов амортизационные отчисления по планерам воздушных  судов и авиадвигателям рассчитываются в соответствии с «Порядком применения нормативных документов по амортизационной политике и переоценке основных фондов в 1998 году»

Амортизационные отчисления определяются, исходя из балансовой стоимости планеров самолетов, вертолетов и авиадвигателей и норм. Утвержденных Приказом Министерства гражданской авиации от 25.09.79 № 141.

Балансовая стоимость ВСАД определяется по результатам последней переоценки, проведенной в авиапредприятии,  с учетом стоимости (дооценки) ВС и авиадвигателей в результате модернизации, установки нового оборудования, замены агрегатов, приборов и оборудования, отработавших ресурс или непригодных.

Начисление амортизации по самолетам и авиационным двигателям, сданным в аренду, производится  арендодателем.

Нормы амортизационных отчислений по планерам ВС составляют 8 % в год, по авиационным двигателям- 10 %.

Срок полезного использования планеров ВС и авиадвигателей, установлен в централизованном порядке:

- 12 лет по планерам;

- 10 лет по авиадвигателям.

Начисление амортизации производится, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объектов к учету, до полного погашения стоимости планеров, авиадвигателей и объектов основных средств. Установленных в процессе эксплуатации, либо списания в установленном порядке. По объектам основных средств, отработавшим  установленные сроки полезного использования, амортизация не начисляется.

Амортизационные отчисления на планируемый период рассчитываются по каждому инвентарному номеру планеров и авиадвигателей путем умножения среднегодовой стоимости  отдельных объектов основных средств на соответствующие нормы амортизации

Принятый в авиапредприятии порядок начисления амортизации, должен соответственно  отражаться в расчетной себестоимости летного час. Формула для расчета амортизационных отчислений может быть представлена в следующем виде:

,                        (6)

где    nпл – норма амортизационных отсислен6ий по планеру, %

         nдв – норма амортизационных отчислений по двигателю, %

         С пл – стоимость планера, руб.

         С дв – стоимость двигателя, руб.

         Н -  планируемый на квартал производственный    налет часов, час

 К – понижающий ( меньше 1) или повышающий ( до 2) коэффициент к нормам амортизации, принятый авиапредприятием на год.

Для отнесения на себестоимость рейса, амортизация, рассчитанная на летный час, умножается на время рейса.

При введении в авиапредприятиях новых способов расчета  амортизации ВС и авиационных двигателей, алгоритмы определения амортизации ВС и планеров, включаемой в себестоимость рейсов, соответствующим образом должны изменяться.

В таблице представлены основные технические характеристики объектов исследования.

Таблица 1

Исходные данные для расчета амортизации авиатранспортного средства

№ п/п

Технико-экономические показатели

Ту-214

Ил-96-300

1

Год внедрения

01.01.1996

01.01.1997

2

Количество пассажиров, чел.

210

380

3

Предельная коммерческая загрузка, тонн

25

58

4

Крейсерская скорость, км/ час

830

870

5

Дальность беспосадочного полета при максимальной коммерческой загрузке, км

7200

7600

6

Часовой расход топлива, т/ час

3,3

6,6

7

Экипаж. Чел.

3

4

8

Количество бортпроводников, чел.

6

8

9

Ориентировочная стоимость самолета, млн. дол.

27

54

10

Количество двигателей, шт.

2

4

11

Ориентировочная стоимость двигателя, млн. долл.

1,8

4

12

Объем работы по периодическому ТО (на квартал), в нормо- часах

3800

3900

13

Себестоимость нормо- часа, руб./ нормо- час

270

310



Таблица 2

Расчет амортизации ВС и авиадвигателей

Тип ВС и авиадвигателей

Количество

Срок ввода ВС в эксплуатацию

Стоимость самолета ( двигателя), тыс. долл.

Норма амортизации

Расчет амортизации за год, тыс. дол.

1

2

3

4

5

6

Тип первого ВС

Ту-214

 

 

 

 

Ту-214

1

01.01.1996

 

8

 

ДЗО - КУ

1

01.01.1996

 

10

 

ДЗО - КУ

1

01.01.1996

 

10

 

 

0

01.01.1996

 

10

 

 

0

01.01.1996

 

10

 

Сумма

 

 

30,6

 

2,52

Планеры

1

 

27

 

2,16

Двигатели

2

 

3,6

 

0,36

Тип второго ВС

Ил-96-300

 

 

 

 

Ил-96-300

1

01.01.1997

 

8

 

ПС - 90 А

1

01.01.1997

 

10

 

ПС - 90 А

1

01.01.1997

 

10

 

ПС - 90 А

1

01.01.1997

 

10

 

ПС - 90А

1

01.01.1997

 

10

 

Сумма

 

 

70

 

5,92

Планеры

1

 

54

 

4,32

Двигатели

4

 

16

 

1,6


Таблица 3

Расчет расходов по амортизации ВС  в расчете на один летный час

Показатели

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Всего за год

1

2

3

4

5

6

Тип первый ВС

Ту-214

 

 

 

 

Налет часов

225

275

300

200

1000

Амортизация ВС и двигателей, млн. долл.

0,63

0,63

0,63

0,63

2,52

Расчет расходов на летный час, тыс. долл.

2,80

2,29

2,10

3,15

2,52

Амортизация в расчете на час, долл./ час.

2800,00

2290,91

2100,00

3150,00

2520,00

Тип второй Вс

Ил-96-300

 

 

 

 

Налет часов

225

275

300

200

1000

Амортизация ВС и двигателей, млн. долл.

1,48

1,48

1,48

1,48

5,92

Расчет расходов на летный час, тыс. долл.

6,58

5,38

4,93

7,40

5,92

Амортизация в расчете на час, долл./ час.

6577,78

5381,82

4933,33

7400,00

5920,00








Таблица 4

Расходы на амортизацию ВС и в себестоимости рейсов

Аэропорты вылета

Аэропорты посадок

Время полета по участкам, час

Амортизация ВС  и авиадвигателей 2 квартала в тыс.  долл..

Амортизация ВС и авиадвигателей, 2 квартал в руб.

1

2

3

4

5

Рейс внутренний

 

 

 

 

Тип первого ВС:

Ту-214

 

 

 

Маршрут: Пулково- Красноярск-Хабаровск-Красноярск-Пулково

 

 

 

 

Пулково

Красноярск

4,4

2759,1

85532,0

Красноярск

Хабаровск

3,6

2289,3

70966,8

Хабаровск

Красноярск

3,6

2289,3

70966,8

Красноярск

Пулково

4,4

2767,4

85790,8

Всего за парный рейс

 

16,0

10105,0

313256,5

Тип второй ВС

Ил-96-300

 

 

 

Пулково

Красноярск

4,2

6183,7

191694,0

Красноярск

Хабаровск

3,5

5130,7

159050,7

Хабаровск

Красноярск

3,5

5130,7

159050,7

Красноярск

Пулково

4,2

6202,4

192274,1

Всего за парный рейс

 

15,3

22647,4

702069,5



Список литературы

1)    Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. пособ.- М.: Финансы и статистика, 1997.- 456с.

2)    Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – 4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 352 с.

3)    Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. – М.: Инфра- М, 1999. – 392 с.

4)    Губенко А.В. Проблемы развития пассажирского транспорта региона. - Хабаровск: ХГТУ, 2000

5)    Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 3 изд., переаб., доп. – М.: Бух. учет, 1999. – 351 с.

6)    Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – 2 изд., пераб., доп. – М.: Центр экономика и маркетинга, 1998. – 188 с.

7)    Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: Прогнозирование финансового результата: Учебно- метод. пособ. –М.: Экзамен, 1999. – 319 с.

8)    Костромина Е.В. Экономика авиакомпании в условиях рынка. – М, 1999

9)    Кошкина Г.М. Финансы предприятия: Тексты лекций. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. – 150 с.

10)                      Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Задачи, деловые ситуации и тесты. – М.: Дело и сервис, 1999. – 111с.

11)                      Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дькова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. –    471 с.

12)                      Методические рекомендации по определению себестоимости внутренних и международных рейсов для российских авиакомпаний. – М, 1999

13)                      Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность, -М.: ИКЦ. «Маркетинг», 2002.

14)                      Положение по составу затрат, утвержденные Министерством экономики и Министерством финансов РФ.

15)                      Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 344 с.

16)                      Справочник финансиста предприятия/ Баранникова Н.П., Бурмистрова Л.А., Винслав Ю.Б. – 2 изд., доп., переаб. – М.: Инфра- М, 1999. – 558с.

17)                      Финансовый менеджмент: Теория и практика: Учеб./Под ред. Е.М. Стояновой. – М.: Перспектива, 1999. – 656 с.

18)                      Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.