Содержание
Введение_______________________________________________________ 3
Тенденции и перспективы участия России в международных отношениях 5
Проблемы зарубежных инвестиций в России_______________________ 14
Международные правозащитные организации______________________ 24
Заключение____________________________________________________ 25
Литература___________________________________________________ 27
Введение
Явление глобализации мировой экономики сопровождается перестройкой центросиловых отношений, столкновением «интересов» государств, задействованных в этой перестройке.
Интересы продвигаются с помощью силы в широком её понимании, в том числе (и преимущественно) экономической. Вновь становится актуальным вопрос о соотношение права и силы.
Среди основных проблем, волнующих сегодня мир, - проблемы о месте России в экономической системе, о ходе происходящих реформ и об изменениях в связи с этим соотношений сил на мировом рынке и пропорций хозяйственных связей.
Современное положение России в мировой экономике характеризуется противоречивыми тенденциями.
С одной стороны, она располагает значительными природными, трудовыми ресурсами, крупным производственным потенциалом, занимает ведущие позиции в производстве и экспорте многих важных товаров (правда, в основном топливно-сырьевой группы), обладает мощным научно-техническим потенциалом, высоким образовательным уровнем населения.
С другой стороны, экономический спад 90-х гг. обусловил существенное ослабление позиций России в мировом хозяйстве: доля страны в совокупном ВВП мира снизилась с 3,6% в 1990 г. до 1,7% в 1997 г. (по последним данным Госкомстата России, до 3%), а в мировой промышленной продукции — с 4,6 до 1,8%. Будучи среднеразвитой страной, по ряду параметров она занимает промежуточную позицию в мировой экономике между развитыми и развивающимися странами.
По степени вовлеченности в мирохозяйственные связи и в том числе по величине товарооборота Россия занимает скромное место в конце второй десятки стран, пропуская вперед многие европейские государства. Сырьевая направленность экспорта и ориентация импортных поставок на продукцию машиностроения, продовольствие и сырье свидетельствуют о наличии значительных проблем во внешнеторговых связях России.
Тенденции и перспективы участия России в международных отношениях
Россия всегда занимала одно из ключевых мест в мировой хозяйственной системе. Страна, обладающая огромными запасами полезных ископаемых, весомым производственным и научно-техническим потенциалом, заставляла считаться с собой в определении тенденций мирового развития и установлении межгосударственных хозяйственных связей. Тем более важно сейчас, когда Россия переживает трудные времена, сохранить хотя бы основные позиции в международной экономической жизни.
Сложность проблемы состоит прежде всего в том, что приходится работать в двух направлениях: с одной стороны, поддерживать связи с бывшими республиками СССР (с ближним зарубежьем), а с другой — завоевывать мировой рынок, утверждать себя как равноправный рыночный партнер со странами дальнего зарубежья. Решение этих задач осложняется неэффективной структурой экономики России, отсталостью технологической базы производства, нерешенными социальными задачами.
Необходимо четко представлять особенности современного этапа экономической жизни, понимать, что без интеграции в мировую хозяйственную систему сейчас ни одна страна существовать не может. Это одно из условий эффективного развития любой экономики.
Зависимость российской экономики от мирового хозяйства уже подтвердилась разразившимся финансовым кризисом. Даже частичная изоляция от мировых рынков, потеря экспортерами части рынков сбыта привела к сокращению производства, росту безработицы, снижению совокупного спроса в стране. Уменьшение экспортной выручки создало дополнительные трудности в покупке товаров за рубежом, в том числе и инвестиционных, в обеспечении спроса на товары, не производимые в стране.
В работе по укреплению внешнеэкономических связей необходимо не только завоевывать новые рынки, но и поддерживать старые, устоявшиеся отношения с бывшими республиками СССР.
К сожалению, по-разному складываются отношения России с государствами — участниками СНГ. Положительным результатом является заключение договора о Союзе России и Белоруссии. Есть позитивные сдвиги во взаимоотношениях интеграционной «четверки» (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия). В целом, однако, настоящего динамизма в сотрудничестве стран СНГ нет: нарастает груз нерешенных вопросов, сокращается взаимный товарооборот.
В отношениях между странами СНГ по-прежнему первое место занимает внешняя торговля, это обоснованно. Опыт стран, входящих в ЕС, доказывает, что именно увеличение обмена произведенными товарами послужило стимулом для развития национальной экономики каждой страны.
Получение суверенитета бывшими союзными республиками привело к развалу некогда единого экономического пространства. Все новые государства резко сократили обмен товарами между собой и попытались переориентироваться на дальнее зарубежье. Но жизнь все поставила на свои места: оказалось, что бывшие республики не могут выдерживать конкуренцию на мировом рынке, и единственными партнерами, готовыми поддерживать с ними торговые отношения, оказались их соседи по ближнему зарубежью. Правда, постепенно ситуация начала меняться, но до сих пор значительная доля экспорта этих стран приходится на СНГ.
В то же время существует ряд конкретных причин, сдерживающих развитие внешнеторговых отношений бывших союзных республик. Реформы идут трудно, экономика находится в кризисном состоянии, сокращается платежеспособный спрос и увеличиваются неплатежи. Это касается как внутреннего, так и внешнего рынка. В силу технологической отсталости производств товары, которые выходят на внешний рынок, имеют низкое качество, а цены, по которым они продаются на внутреннем рынке, максимально приблизились к мировым. В результате стало выгоднее покупать более качественные, а часто и менее дорогие товары, поставляемые из дальнего зарубежья.
Одновременно необходимо иметь в виду, что либерализация внешней торговли привлекла в эту сферу деятельности субъектов, не имеющих ни опыта, ни знаний вопросов конъюнктуры и порядка взаимных расчетов. Как правило, у них нет ни банковских гарантий, ни страхования по внешнеэкономической деятельности. Они не приучены выполнять свои обязательства по договорам и нести за это ответственность. Естественно, что все это ведет к взаимному недоверию, нарушению законодательных актов и не способствует укреплению торговых контактов.
Если учесть еще неустойчивость многих национальных валют, удорожание транспортных тарифов, а в ряде случаев и невозможность транспортировки (Кавказский регион и Таджикистан), то становится понятным, почему все быстрее бывшие республики расширяют контакты с дальним зарубежьем, сокращая неперспективные и неэффективные связи со странами СНГ.
Дальнейшее развитие внешнеторговых отношений между странами СНГ возможно только при устранении указанных причин. Положительная тенденция в этом процессе наметилась в 1995 г., когда впервые объем экспортных операций стран СНГ увеличился на 9,3% по сравнению с 1994 г. Увеличение сохранилось и в последующем. Российский экспорт за 9 месяцев 1996 г. в страны СНГ возрос на 19,6%, а импорт — на 26,2%.
Естественно, что процесс укрепления внешнеторговых связей стран — членов СНГ потребует длительного времени и станет возможным при условии стабилизации экономики этих стран, оптимальном использовании имеющегося транспорта и связи, разработки единых транспортных тарифов на территории СНГ. Важную роль могут сыграть развитие связей в производственной и инвестиционной деятельности, создание совместных корпораций, финансово-промышленных групп, холдинговых и лизинговых компаний.
Активным направлением нашей внешнеэкономической деятельности остается развитие европейского сотрудничества. Россия стала членом авторитетной группы Международных кредиторов — Парижского и Лондонского клубов, вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом. Безусловно, большего внимания требует развитие взаимовыгодного сотрудничества со странами Центральной и Юго-Восточной Европы.
Настоящим прорывом нашей внешнеэкономической политики стал прием России в члены АТЭС. Это пример практической реализации тезиса об уникальной роли России как Евроазиатской державы.
Российско-китайские связи уверенно развиваются в русле стратегического доверительного партнерства, направленного в XXI век. Масштабные размеры приобретает и торгово-экономическое сотрудничество с Японией. При этом особо привлекательно выглядит перспектива экономического сотрудничества Китая, Японии и России на территории Сибири. Здесь решено реализовать ряд различных проектов в газовой и нефтяной промышленности, в атомной энергетике, производстве и модернизации энергетического оборудования, в области гражданской авиации, машиностроения, металлургии, химической промышленности, добыче золота, бокситов и т.д.
Крайне важное значение приобретает сегодня сотрудничество с такими организациями, как ВТО, которая регулирует мировые товарные потоки, и МВФ.
Завоевание позиций на мировом рынке — длительный процесс, в котором одинаково важны и особенности страны, входящей на рынок, и особенности самого рынка.
Современный мировой рынок представляет собой сложную систему, постоянно меняющуюся в зависимости от спроса и предложения товаров и услуг. На эти процессы оказывают влияние: появление новых потребностей, новые технологические связи, возникающие в производстве, новые организационные формы сотрудничества, новые методы конкуренции.
В процессе развития четко выделились две составляющие мирового рынка: рынок базовых товаров и рынок готовых изделий. Современная научно-техническая революция расслоила рынок готовых товаров на три четко очерченных уровня: низший, средний и высший. Критерием для их выделения послужил уровень технологичности продукции.
На низшем уровне рынка идет торговля продукцией черной металлургии, конструкционными материалами, текстилем, швейными изделиями, обувью и другой продукцией легкой промышленности. На среднем уровне торгуют станками, транспортными средствами, резинотехническими и пластмассовыми изделиями, продуктами основной химии и деревообработки. На высшем уровне продаются аэрокосмическая техника, автоматизированное конторское оборудование, информационная техника, электроника, продукция фармацевтических отраслей, точные и измерительные приборы, электрооборудование. Рынки последнего уровня являются самыми перспективными и развиваются значительно более высокими темпами, чем другие рынки. Здесь идет ожесточенная конкуренция между развитыми странами, строящими свою экономику на высших достижениях современной НТР и не заинтересованными в появлении новых конкурентов.
Все развивающиеся страны, специализирующиеся в основном на вывозе сырья и трудоемких товаров, торгуют на рынке базовых товаров. Здесь основную часть своего экспорта продает и Россия. Конкурентоспособность таких товаров зависит в основном от двух факторов: качества и издержек на производство, транспортировку и хранение. Поскольку качество аналогичных товаров приблизительно одинаково, то фактором становятся издержки, на основе которых формируются цены. В результате ценовой конкуренции побеждает страна, у которой выше производительность труда, ниже уровень заработной платы, лучше оснащено или организовано производство. Так что и на этом рынке конкуренция достаточно жесткая. В современных условиях она еще и усиливается в связи с тем, что сокращается доля самого рынка в общем объеме продаж, а количество участников увеличивается за счет стран с переходной экономикой, и прежде всего, бывших союзных республик.
С отдельными товарами Россия может появиться и на некоторых рынках готовых товаров, но говорить о завоевании прочных позиций пока еще рано, особенно если речь идет о верхнем уровне. Два нижних уровня более доступны, хотя и там идет жесткая конкурентная борьба между странами — участниками торговли. Здесь господствуют методы неценовой конкуренции. Прежде всего конкурируют: качество товаров, постоянное расширение и обновление ассортимента предлагаемых изделий, развитие дизайна. Улучшение потребительских свойств предопределило устойчивый спрос только на лучшие образцы товаров, производство которых, как правило, не везде возможно.
Качественные товары всегда более дороги и доступны только странам с высокими доходами на душу населения. Товары более низкого качества покупают страны с низким уровнем среднедушевого дохода. Таким образом, страны с одинаковыми доходами имеют примерно одинаковую структуру спроса на готовую продукцию, и совпадающий спрос предопределяет наиболее интенсивный обмен готовыми товарами. Однако указанная особенность внешнеторговых отношений имеет свою негативную сторону: страны вынуждены обмениваться различными вариантами однотипных готовых изделий. Поэтому пробиться на такой рынок можно, лишь предложив новое высококачественное изделие.
Все особенности конкуренции на мировом рынке должны учитываться в торговой политике государства. К сожалению, в России она весьма расплывчата. При ее выработке необходимо принимать во внимание, что завоевание мирового рынка невозможно без изменения структуры производства и его коренного обновления.
Поднять конкурентоспособность продукции промышленности для выхода даже на первый уровень рынка готовых товаров очень сложно. Для этого необходимо полностью обновить изношенные фонды отраслей и создать научно-исследовательский сектор, работающий на них. Данная работа требует больших средств, которых нет у промышленности, заработать их она не в состоянии. Кроме того, нужно иметь в виду, что мировой рынок даже на первом уровне перенасыщен, количество продавцов на нем постоянно увеличивается за счет притока новых независимых стран. Естественно, что конкуренция в этих условиях обостряется, а использовать в борьбе качество продукции наша промышленность не в состоянии.
Небольшую возможность завоевания рынка готовых товаров дает конверсия военно-промышленного комплекса. Эта отрасль обладает высокими технологиями, производительными основными фондами, имеет высокий кадровый и научно-технический потенциал. Все это предопределяет повышенный интерес фирм развитых стран к сотрудничеству с предприятиями ВПК. Данные предприятия имеют еще одно немаловажное преимущество: даже в условиях закрытой экономики они поддерживали контакты с иностранными фирмами, участвовали в международных выставках и аукционах, следовательно, имеют некоторый опыт международной конкуренции. Все в целом создает возможность занять определенную нишу на рынке готовых товаров. Пусть это будет на первом уровне, но сделать это необходимо.
Еще одной сложной проблемой повышения эффективности внешнеэкономических связей нашей страны, участия ее в мирохозяйственных связях является превращение рубля в свободно конвертируемую валюту (СКВ), что предполагает возможность ее беспрепятственного обмена для всех категорий держателей, в любой форме, во всех видах операций без ограничений.
Конвертируемость провозглашается и законодательно закрепляется государством. Это, однако, не означает, что превращение неконвертируемой валюты в СКВ — чисто технический, законодательный момент.
Как показывает мировой опыт, для слаборазвитой или находящейся в кризисе национальной экономики весьма вероятны негативные последствия введения конвертируемости. Они могут выразиться в расстройстве внутреннего денежного обращения, усилении товарного дефицита и инфляции, росте ажиотажного спроса на иностранную валюту и увеличении внешней задолженности, подрыве позиций отечественных производителей, социальном расслоении, напряженности в обществе и т.д.
Поэтому превращение национальной валюты в СКВ целесообразно и экономически выгодно при создании необходимых предпосылок. К ним относятся: достижение макроэкономической стабильности; создание современной структуры экономики, позволяющей производить высоконкурентные на мировом рынке товары; устойчивое денежное обращение, развитие национальных товарных и денежный рынков, рынков капитала. Необходимым условием внешней конвертируемости валюты является также укрепление экспортного потенциала страны, создание Центральным банком надежных резервов иностранной валюты, позволяющей обеспечивать равновесие в международных расчетах.
Для достижения этих задач в России в последнее время предпринимается ряд серьезных мер. Так, Правительство и Банк России заявили о переходе от практики установления краткосрочных ограничений на изменение курса российского рубля к определению среднесрочных ориентиров динамики курса российской национальной валюты. В совместном заявлении в качестве такого ориентира на 1998—2000 гг. был определен центральный курс 6,2 рубля за 1 доллар США с возможными отклонениями от него в пределах 15% (между уровнями 5,25 и 7,15 рубля за 1 доллар США)1. Страна пошла на это, накопив определенный объем золотовалютных резервов (примерно 23 млрд долл.)2.
В результате мирового финансового кризиса, развернувшегося в конце 1997 г., цена акций на Московской фондовой бирже упала на 33%, резко упали в цене и правительственные облигации. Начался отток иностранного капитала. Однако благодаря регулированию ставки рефинансирования и использованию для поддержания валютного курса рубля 2 млрд долл. валютных резервов Банку России удалось на какое-то время держать ситуацию на финансовом рынке под контролем'.
После августа 1998 г. условия внешнеэкономической деятельности существенно изменились. Резко сократилась эффективность экспорта и сбыта, а соответственно и объема импорта. Обострилась проблема внешних платежей, сократился приток в страну иностранного капитала. Тенденцию к сокращению эффективности экспорта удалось переломить проведением девальвации. Величина выручки экспортеров, пересчитанная в рубли по официальному курсу, увеличилась прямо пропорционально снижению курса рубля. Положение импортеров ухудшилось: им потребовалось больше рублей для покупки валюты и оплаты таможенных пошлин. Рентабельность импортных операций снизилась до 4—5% вместо бывших почти 150%.
Однако рассчитывать на значительное увеличение экспортной выручки не приходится. Россия традиционно продавала другим странам сырье, спрос на которое в ближайшее время расти практически не будет, ибо во всех странах ожидаются минимальные темпы экономического роста. Одновременно широко внедряются материалосберегающие технологии, также ведущие к уменьшению спроса на сырье. В итоге на рынке сырья возрастет конкуренция, и увеличивать поставки сырья будет трудно.
Не приходится надеяться и на увеличение экспорта готовых изделий: они за редким исключением неконкурентоспособны по цене и качеству. Поскольку в стране отсутствует государственная поддержка производителей, ориентированных на экспорт, они не смогут самостоятельно провести комплекс работ по обеспечению конкурентоспособности продукции из-за отсутствия средств.
Объем импорта будет зависеть в основном от двух факторов: увеличения покупательной способности населения и предприятий и изменения валютного курса рубля. Существующая ситуация говорит о том, что спрос на импортные товары, если и будет расти, то очень медленно, а надеяться переломить тенденцию к удешевлению российской валюты практически не приходится.
Сложившаяся ситуация должна привести к двум последствиям. Во-первых, изменится структура импорта за счет сокращения потребительских товаров и увеличения доли средств производства. Во-вторых, неудовлетворенный спрос будет стимулировать развитие российских производителей, прежде всего в легкой и пищевой промышленности. В результате возникнут предпосылки к инвестициям в развитие реального сектора экономики.
Вместе с тем, даже в таких сложных условиях тенденция к усилению открытости экономики должна сохраняться при наличии мер по защите национального производства и внутреннего рынка от неблагоприятных внешних воздействий.
Проблемы зарубежных инвестиций в России
В соответствии с российским законодательством под иностранной инвестицией понимается вложение капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с федеральными законами'.
Для России проблема включения в мировое хозяйство вообще и привлечения иностранных инвестиций в экономику, в частности, является очень важной. Однако оценка этой проблемы со стороны как официальных властей, так и общественного мнения неоднозначна.
Официальная точка зрения состоит в признании необходимости привлечения иностранных инвестиций, создания благоприятного инвестиционного климата. В то же время существуют и мнения о нежелательности широкого доступа иностранного капитала в российскую экономику. Крайним выражением подобной точки зрения является тезис об угрозе «распродажи России» международным монополиям.
Другой, более логичной позицией являются взгляды тех предпринимателей, которые в неконтролируемом притоке иностранного капитала видят угрозу серьезной конкуренции для российской промышленности. К тому же они не согласны с низкой ценой предприятий, выставляемых на аукционы в ходе приватизации, в которых участвуют иностранцы. В США и Европе аналогичные объекты стоят гораздо дороже.
И все же объективные законы мировой экономики, опыт международной миграции капитала свидетельствуют о том, что Россия не может стоять в стороне от этого процесса. Становление открытой экономики невозможно без вывоза капитала из
России и его импорта в Россию. Однако наша страна обладает определенной спецификой, которая усложняет данный процесс, делает его неповторимым. Это и обширность территории, неравномерность экономического развития отдельных регионов, неразвитость коммуникационной структуры. Это и определенные особенности, связанные с общей отсталостью экономического развития: наличие устаревшего производственного аппарата, чрезмерное развитие военно-промышленного комплекса в ущерб целому ряду гражданских производств, слабое развитие сельского хозяйства и т.п.
В значительной степени готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны, в том числе и в экономику России, зависит от существующего в ней инвестиционного климата. Это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, предопределяющих в конечном счете степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.
В настоящее время инвестиционный климат в России в основном является неблагоприятным. Политическая нестабильность, экономический кризис, разгул преступности и другие признаки переходного периода предопределяют крайне низкий рейтинг России у западных организаций, занимающихся сравнительным анализом условий для инвестиций и степени их риска во всех странах мира.
Тем не менее сам факт присвоения России кредитных рейтингов является положительным. Во-первых, рейтинговое признание расширяет возможности России в привлечении иностранного капитала и во-вторых, свидетельствует о наличии обстоятельств, привлекательных для притока иностранных инвестиций в Россию. К таковым относятся:
• богатые природные ресурсы;
• квалифицированные кадры, способные к быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении;
• относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;
• огромный внутренний рынок;
• осуществляемый процесс приватизации и возможность участия в нем иностранного капитала.
Наличие этих факторов обусловливает то, что иностранные инвестиции в Россию все-таки поступают:
1) по линии межправительственных соглашений;
2) от национальных правительственных организаций;
3) из международных финансовых институтов и банков;
4) от различных частных организаций и предпринимателей.
Таким образом, иностранный капитал присутствует в России как в государственной (первые две категории), так и в частной (последняя категория) формах, а также как капитал международных организаций неправительственного типа (третья категория).
В качестве государственных инвестиций используются займы, кредиты, техническая помощь. Здесь речь идет об отношениях между государствами, регулируемых международными соглашениями и нормами международного права.
Инвестиции неправительственных международных организаций осуществляются такими организациями, как Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др. Первыми активными зарубежными участниками инвестиционного процесса в России стали ЕБРР, Мировой банк, а также ряд крупных банков Запада, открывших в нашей стране свои представительства. Комиссия Европейских сообществ приняла специальную программу технической помощи, предусматривающую консультативное содействие и передачу соответствующих технических средств в рамках одобренных проектов. Названные субъекты выступили инициаторами создания особых фондов для деятельности России, ибо практика инвестирования в новые и развивающиеся рынки показала предпочтительность использования коллективных организационных форм (инвестиционных синдикатов, компаний, фондов), благодаря которым снижается риск.
Частные инвестиции (как прямые, так и портфельные) являются теми, в которых Россия нуждается прежде всего. Одной из наиболее распространенных форм привлечения прямых вложений в российскую экономику является создание предприятий с иностранными инвестициями. Иностранные компании, работающие в России, по типу поведения на нашем рынке можно подразделить на две основные группы. Первая представлена фирмами, сравнительно недавно пришедшими в страну, не ставящими долгосрочных целей по завоеванию рынка и ориентирующимися на получение сверхвысоких доходов в течение короткого времени (путем торговых, посреднических и финансовых операций).
Вторая группа имеет фундаментальный интерес. Она в отличие от первой представлена солидными транснациональными компаниями и преследует цели долгосрочного закрепления на российском рынке. Пока, однако, подобные фирмы предпочитают скорее обозначить свое присутствие на нашем рынке, нежели масштабно на нем действовать. Такого рода стратегическим инвесторам в условиях рисковой социально-экономической ситуации в России выгоднее ограничиться заключением со своими партнерами лизинговых соглашений о поставке оборудования, а также проведением торговых и контрактных операций.
Все более возрастающую долю в притоке иностранного капитала составляют портфельные инвестиции. Наибольший интерес для западных покупателей представляют акции предприятий следующих сфер экономики:
1) топливно-энергетического комплекса (ТЭК);
2) алюминиевой промышленности;
3) связи и коммуникаций;
4) портов и пароходств;
5) производства цемента;
6) производства минеральных удобрений;
7) горнодобывающей промышленности;
8) пищевой промышленности.
С точки зрения потребностей российской экономики, желательно также привлечение иностранных инвестиций в оборонные предприятия, осуществляющие конверсию производства, в мощности по переработке и хранению продовольствия, добыче золота и алмазов и др. Основной поток привлекаемых иностранных инвестиций должен идти на развитие импортозамещающих отраслей и экспортоориентированных производств.
Тем не менее доля вложений в акции предприятий составляет менее 10% общего объема инвестиций. Большая доля иностранного инвестиционного портфеля (63,5%) представлена кредитами от международных финансовых организаций, кредитами правительств иностранных государств под гарантии Правительства РФ, прочими кредитами, банковскими вкладами'. Это свидетельствует о растущей роли целенаправленной спекулятивной игры на финансовом рынке России, что не способствует развитию реального сектора экономики.
Если говорить о структуре зарубежных инвесторов, то главное место среди них занимают США. Однако в последнее время увеличивается приток капитала из азиатских «новых индустриальных стран». По мнению ряда специалистов, главные резервы увеличения зарубежных инвестиций в Россию лежат не на Западе, а на Востоке. Страны этого региона отличаются тем, что:
• накопили огромный капитал;
• имеют опыт работы в переходной экономике;
• меньше, чем западные партнеры, боятся инвестиционных рисков;
• в большей степени готовы вкладывать капитал в высокотехнологичные объекты и т.д.
Хотя российская экономика еще не стала привлекательной для западных инвесторов, ее былая замкнутость основательно подорвана. Несмотря на скромные по международным меркам объемы, иностранные капиталовложения растут, особенно на фоне вялотекущей стабилизации в стране. Даже после августовского кризиса 1998 г. иностранные инвестиции увеличились. В январе — июле 1999 г. по сравнению с аналогичным периодом 1998 г. приток иностранных инвестиций в экономику России вырос в 1,6 раза.
Безусловно, все эти средства составляют лишь незначительную долю мировых инвестиций. Уже к концу 1996 г. общий объем накопленных в мире прямых зарубежных инвестиций составлял 2,7 трлн долл. В 1996 г. поток таких инвестиций между странами достиг 315 млрд долл.
Правда, определенные надежды можно связывать с новейшей тенденцией — переходом западных партнеров к инвестированию в национальной валюте, как принято во всех цивилизованных странах. Причем значительная часть этих рублевых активов формируется за счет реинвестиций прибыли совместных предприятий и полностью подконтрольных компаний, в том числе через взносы в уставный фонд, кредиты зарубежных совладельцев и собственников. По темпам роста они существенно превосходят долларовые вложения.
Тем не менее, несмотря на динамичный характер развития, роль предприятий с участием иностранного капитала в экономике страны невелика. Что касается крупных иностранных инвестиций, то в России их практически нет.
Кроме того, структура привлеченных иностранных активов не способствует освоению промышленного сектора. Предпочтение отдается финансовой сфере. В 1996 г. соотношение поступивших в Россию иностранных инвестиций производственного и непроизводственного назначения значительно изменилось в пользу последних: объемы зарубежных вложений в сферы финансово-кредитной деятельности, страхового и пенсионного обеспечения увеличились в 10 раз.
Серьезные диспропорции обнаруживаются и в распределении иностранных инвестиций по территории страны. Примерно 2/3 сконцентрированы в Центральном экономическом районе, причем в 1996 г. преобладающая часть поступила в Москву — в основном в виде кредитов международных финансовых организаций, торговых кредитов, банковских вкладов и прочих поступлений.
Кроме того, при всей внешней широте размаха международных организаций, взявшихся за содействие России в осуществлении рыночных реформ, существенно осязаемых результатов этой активности нет. Общий размер средств, выделенных международным сообществом с 1991 г. по сентябрь 1996 г., составил 79,2 млрд долл., из которых 52% уже выплачено. На инвестиции в этой сумме пришлось 28% (22,2 млрд долл.), из них 5,3млрд уже израсходовано.
Согласно критериям Всемирного банка выделенные инвестиции должны способствовать их притоку и из других источников, причем в десятикратном размере. Пока эти критериальные установки не реализованы, а деятельность МВФ, ЕБРР и др. в основном сводится к обучению российских кадров и осуществлению маломасштабных пилотных проектов. Выяснилось, что аппарат подобных организаций, как правило, тратит на оплату своих сотрудников больше выделяемых по линии технической помощи средств, чем на реальное инвестирование.
Из сказанного ясно: зарубежный капитал на сегодня не внес заметного инвестиционного вклада в обновление экономики России, пока он играет в ней преимущественно демонстрационную роль. В настоящее время Россия является местом борьбы международных компаний за сбыт своих товаров, а не ареной приложения капитала.
С учетом этого некоторые специалисты склоняются к необходимости большего использования различных форм иностранных кредитов, в частности целевых банковских вкладов с покрытием кредита товарными поставками на экспорт (компенсационные соглашения).
Другие считают, что главным источником инвестиционных вливаний в российскую экономику должен стать отечественный частный капитал, как находящийся внутри страны, так и эмигрировавший в последние годы за рубеж. По данным Дойче банка (Германия), прямые российские инвестиции в ФРГ в 4—6 раз превышают аналогичные немецкие инвестиции в экономику России. Для ускорения этого процесса предлагается амнистировать владельцев незаконно вывезенного капитала за границу с целью его возврата в Россию.
В порядке решения задач стимулирования иностранных инвестиций в Россию 9 июля 1999 г. принят Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». В законе выделено самое главное — гарантия сохранности и стабильности осуществления инвестиций со стороны государства. В нем закреплены права иностранных инвесторов на инвестиции и полученные от них доходы и прибыли. Помимо этого гарантии прав иностранных инвесторов распространяются на:
• возмещение убытков;
• компенсацию при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
• обеспечение надлежащего разрешения спора в связи с осуществлением инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором;
• использование на территории Российской Федерации и перевод за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно получаемых денежных сумм;
• предоставление иностранному инвестору правового режима, не менее благоприятного, чем национальному инвестору.
Для реализации этих прав определен орган, в компетенцию которого входят разработка и осуществление государственной политики в сфере международного инвестиционного сотрудничества. Этим органом является Правительство РФ. Оно выполняет следующие функции:
• определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации;
• устанавливает меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в РФ;
• утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов;
• разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;
• осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации крупномасштабных инвестиционных проектов;
• осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций.
Таким образом, главным условием создания благоприятного инвестиционного климата в России остается формирование правовой обстановки, стабильной законодательной базы, обеспечивающей условия максимально эффективной защиты интересов инвесторов.
Продуманная политика привлечения иностранного капитала — наиболее эффективный путь выхода из кризиса. Тем не менее наряду с положительными моментами она имеет ряд недостатков:
1) приоритетное внимание к отраслям ТЭК приводит не только к ускоренному исчерпанию невозобновляемых ресурсов, но и к дальнейшей гипертрофии добывающих отраслей;
2) слабость государственного регулирования процесса привлечения иностранного капитала имеет негативные последствия для состояния экологии;
3) заниженный курс рубля позволяет западному капиталу скупать важные объекты за бесценок;
4) иностранные капиталовложения нередко используются как способ отмывания «грязных денег» из стран Запада и т.д.
В связи с этим в Законе предусмотрены меры, направленные на борьбу с недобросовестными инвестициями, в частности, указание на необходимость соблюдения иностранными инвесторами антимонопольного законодательства. В качестве некоторых видов нарушений отмечено, например, такое, как создание на территории России коммерческих организаций с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица для производства какого-либо пользующегося спросом товара, а затем самоликвидация в целях продвижения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения.
Таким образом, государство должно осуществлять весьма гибкую политику в отношении привлечения иностранных инвестиций. С одной стороны, следует формировать благоприятный для их привлечения инвестиционный климат, а с другой — осуществлять строгий контроль за соблюдением национальных интересов.
Международные правозащитные организации
В настоящее время в мире существует множество международных организаций, которые решают вопросы по всем направлениям сферы жизни человечества; как экономической так и политической. Наиболее остро стоят проблемы войны и мира, разоружения и разрешения военных конфликтов. Забота государств о своей безопасности привела к созданию военно-политических организаций. Одной, из которых явилась организация Североатлантического договора (НАТО). НАТО было создано 4 апреля 1949г. страны НАТО решили объединить свои усилия для коллективной обороны, сохранения мира и безопасности. Основной целью НАТО является обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами ООН. Организация НАТО призвана обеспечить прочный мир в Европе и сохранить стратегическое равновесие во всей Европе.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Целями ОБСЕ являются: содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира; поддержка разрядки международной напряжённости; признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всём мире; вклад в соблюдение прав человека, экономический социальный прогресс и благосостояние всех народов.
Главным органом ОБСЕ является совещание глав государств и правительств. Каждые 2 года оно собирается на сессии. Совещание определяет приоритеты и основные направления деятельности ОБСЕ. ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран, подписавших Хельсинский акт 1975г. ОБСЕ осуществляло посреднические миссии в Чечне, Абхазии, Приднестровья и других «горячих» точках Европы и Азии.
Заключение
Своеобразие России прежде всего в том, что она – крупнейшее государство мира, имеющее древнюю историю и разнообразную многонациональную культуру, обладающее богатейшим природными , интеллектуальными и духовными ресурсами.
Россия располагает многими объективными предпосылками для того чтобы стать одним из наиболее развитых государств мира, обеспечивающих своему народу достойное существование и гармоничное развитие в мировом сообществе. Анализ современного положения России в мировой экономике показал, что распад Советского союза и хаотичные экономические преобразования последних лет оказали существенное влияние, преимущественно негативное, влияние на положение страны в различных сферах мирового хозяйства.
Прежде всего, наиболее заметно снижение основных макроэкономических показателей, по многим причинам из которых Россия уступает не только промышленно развитым странам и большинству новых индустриальных стран, но и отдельным развивающимся государствам и некоторыми с переходной экономикой. Начиная с 1990г. наблюдается устойчивая тенденция к снижению стоимость ВВП, который к настоящему времени сократился почти больше чем на половину.
Наряду с резким снижением макроэкономических показателей наблюдается падение рейтинга России среди других государств мира по многим важнейшим социально-экономическим параметрам. Рейтинг России по таким показателям как индекс человеческого развития и индекс качества жизни, среди других государств мира также довольно низкий и имеет тенденцию к дальнейшему снижению.
С другой стороны, Россия занимает не престижно высокие места в рейтинге стран по таким показателям , как уровень внешней задолженности, степень политического и финансового риска для иностранных капитоловложений, степень бюрократизации общества и коррумпированности государственного аппарата, уровень преступности и др.
Очевидно, что современное положение России в мировой экономике не соответствует ее природному , интеллектуальному и духовному потенциалу.
Россия имеет благоприятное геополитическое положение между двумя динамичными регионами мирового хозяйства – Западной Европой и Азиатско- Тихоокеанским регионом.
Ни одна страна в мире не имеет такого жизненного пространства, такого количества и разнообразия природных ресурсов, устойчивости генофонда и богатства национальных культур.
По расчетам российских ученых, национальное богатство России, включающее материальные активы и природные ресурсы, в конце 90-х годов оценивалось в 340 трлн. долл., что в 10 раз больше совокупного ВВП всех стран мира. Несмотря на кризисное положение в экономике России, в стране сохраняется значительный экспортный потенциал, который примерно в 2 раза больше нынешнего уровня экспорта и оценивается в 150-170-млрд.долл.
Возрождение экономической мощи России невозможно без интеграции в мировую экономику, однако этот процесс не должен ограничиваться отраслями топливо- энергетического комплекса, первичной переработкой минерального и сельскохозяйственного сырья. Россия должна найти свою нишу на мировом рынке прежде всего в сфере высоких технологий..
Одним из основных приоритетов государственной экономической политики России должно стать сохранение и развитие научно- технического потенциала страны.
Основой этого процесса служат пока еще сохраняющиеся высокие общеобразовательный уровень и интеллектуальный потенциал страны.
Литература
1. Статья «Международное экономическое право: Некоторые вопросы теории и практики» - Московский журнал международного права, № 3, 2000, стр. 137-161
2. Зайцева О. Г. Международные межправительственные организации.1989
3. Моравецкий. В. Функции международных организаций. 1993г.
4. Морозов. Г. И. Международные организации. 1992г.
5. Международные неправительственные организации. Справочник. Москва, 1997г.
6. Венская Конвенция о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.). /Справочная информационная система ГАРАНТ.
7. Энциклопедический юридический словарь /Под ред. В.Е. Крутских. - М.: ИНФРА-М, 1998.
8. Бирюков П.Н. Международное право. - М.: Юристъ, 1998.
9. Советский энциклопедический словарь. М., 1986.
10. А.И. Денькевич, М.А. Игнатская. /«Деньги и кредит» - №8, 1998г.
11. Национальная экономика. М.К. Букинина. М. « Дело»- 2001г.
12. Россия в цифрах. Госкомстат РФ. М.- 2000г
13. Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку. /Под ред. И.П. Фаминского. - М., 1999.
14. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. В.Д. Андрианов. М. « Экономика» 1999г.
15. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. - М., 2000.
16. Фомичев В.И. Международная торговля. - М., 1999.
17. Экономика внешних связей. /Под ред. Булатова А.С. - М., 1999.
18. Экономика: инновационные подходы. А.П. Кураков, А.Г. Краснов. М.- 1998г.