СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3

1.  ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГОСТИНИЧНОМ КОМПЛЕКСЕ........................ 5

1.1.  Характеристика гостиничного комплекса............................................... 5

1.2.  Описание требований, предъявляемых к проектированию, строительству и оснащению данного предприятия................................................................... 6

2.  РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ................................ 8

2.1.  Цель деятельности предприятия.............................................................. 8

2.2.  Определение и обоснование основных положений гостиницы.............. 9

2.3.  Определение, обоснование и расчет площади помещения................... 13

2.4.  Описание интерьера помещения............................................................ 14

2.5.  Расчет затрат на строительство, отделку и оборудование помещений 19

3.  УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К ГОСТИНИЦЕ.................................... 22

3.1.  Организационная структура гостиницы............................................... 22

3.2.  Состав службы гостиницы..................................................................... 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................ 32

ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................ 33



ВВЕДЕНИЕ


По данным Всемирной туристической организации (ВТО), Российская федерация в 1998 году находилась на 16 месте в мире по получаемым доходам от международного туризма, а по числу иностранных граждан, прибывших в Россию – на 13.

Создание системы, стимулирующей въезд в Россию – в первую очередь туристов из экономически развитых стран за счет снижения визовых средств и отмены других платежей, в частности сбора за программное оформление, является одним из мероприятий, направленных на усиление государственного регулирования туристической деятельности. Также необходимо провести активизацию некоммерческой рекламы туристических воздействий страны, в том числе за счет бюджетных ассигнований, что является важнейшим условием обеспечения конкурентоспособности отечественного туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках.

Не в последнюю очередь, средства бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников, направляемые на финансирование текущих мероприятий по развитию туризма на территориях субъектов РФ, используются в рамках регионального туризма.

Для развития внутреннего туризма России необходимо наличие исключительно благоприятных географических и культурно-исторических условий. Для развития въездного туризма – активная, профессионально подготовленная реклама туристических возможностей России на мировом рынке, направленная на создание привлекательного имиджа страны.

Но если все мероприятия, направленные на развитие туристического бизнеса, будут осуществлены. Тогда в стране будет явно не хватать гостиниц различного уровня. Поэтому строительство гостиниц на данный момент является шагом в ближайшее будущее. Те люди, которые сегодня решат вопросы по строительству новых гостиниц или реконструкции заброшенных зданий не прогадают и в будущем получат весомый доход от деятельности данных учреждений.

Целью написания данной работы является разработка проекта по планированию двухместного номера «люкс» в гостинице 5*.

Для этого в следующей последовательности будут решены основные вопросы:

1.     Характеристика гостиничного комплекса

2.    Описание требований, предъявляемых к проектированию, строительству и оснащению данного предприятия

3.     Цель деятельности предприятия

4.     Определение и обоснование основных положений гостиницы

5.     Определение, обоснование и расчет площади помещения

6.     Описание интерьера помещения

7.     Расчет затрат на строительство, отделку и оборудование помещений

8.     Организационная структура предприятия

9.     Состав служб предприятия

10. Выводы по целесообразности строительства

1.   ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГОСТИНИЧНОМ КОМПЛЕКСЕ


1.1.  Характеристика гостиничного комплекса


Специализированные заведения (с единым руководством) также предназначены для обслуживания туристов. Они не имеют номеров. Здесь исходной единицей может быть жилище, коллективная спальня, площадка.

Кроме предоставления места для ночлега туристам, заведение может осуществлять и другие виды деятельности. Примерами таких специализированных заведений служат оздоровительные заведения (здравницы, курорты, санатории, оздоровительные «фермы» и пр.), лагеря, средства размещения в общественных видах транспорта (поезда, суда), в конгресс - центрах.

Функция предоставления мест для ночевки в здравницах, в санаториях, на курортах является не главной. Прежде всего, необходимы лечение и профилактика заболеваемости приезжающих с привлечением естественных факторов (климат, море, минеральная вода и пр.). Материальные и духовные влияния на человеческий организм включают устранение привычных условий труда и отдыха, обогащение приезжающих новыми впечатлениями. Наряду с лечением организуется питание, отдых, спорт, быт и, естественно, ночевка проживающих.

В работе будет рассмотрено проектирование номера «люкс» в курортной гостинице, расположенной на берегу озера Байкал.

1.2.  Описание требований, предъявляемых к проектированию, строительству и оснащению данного предприятия


В отелях категории курортных гостиниц предусматривается:

§  охранная сигнализация или электронные средства контроля за безопасностью номера;

§  выключатель дистанционного управления всех источников света у изголовья кровати;

§  электророзетки разнопазовые;

В системах отопления предусматривается термостат для индивидуальной регулировки температуры в номере,

§  регулятор кондиционирования воздуха;

§  будильное устройство (таймер);

§  телевизор цветной в каждом номере с экраном не менее 37 см по диагонали с дистанционным управлением;

§  холодильник в многокомнатных номерах;

§  размеры кроватей односпальных — 90 х 200 см,

§  двухспальных — 160 х 200 см;

§  покрытие пола в номерах ковровое или ковры.

В комплекте мебели номера предусматривается (кроме указанной аналогичной для всех категорий гостиниц) стулья — по одному на комнату, кресла — по одному на гостя, письменный стол с рабочим креслом, подставка под телевизор, зеркало в полный рост в каждой комнате, набор посуды для мини-бара.

Информационные материалы в номере на иностранных языках, рекламные материалы (буклеты, брошюры и пр.) с туристской и другой информацией, а также набор письменных принадлежностей (конверты, почтовая бумага, ручка, карандаш).

В санитарном узле предусмотрены зеркала большого размера, а также косметическое для бритья и макияжа, занавес над ванной, полотенца не менее пяти, кроме того, мыло в фирменной упаковке, салфетки бумажные и махровые, соль для ванны, пакеты для предметов гигиены, прачечной и химчистки.

В зоне отдыха общественных помещений предусматриваются ковры или ковровое покрытие пола, декоративное озеленение, художественные композиции, музыкальное вещание, газеты, журналы.

Предусматриваются:

§  сауна;

§  парикмахерская-салон (косметический кабинет, маникюр, педикюр);

§  магазин и торговые киоски;

§  в коридорах ковры или сплошное ковровое покрытие;

§  кафе, ресторан с несколькими залами, отдельными кабинетами,

§  уборка помещений предусматривается с контролем за его состоянием в течение дня,

§  смена белья и полотенец — ежедневная;

§  аренда (прокат) автомобилей;

§  услуги питания: возможность выбора любого из вариантов питания (завтрак, двухразовое, трехразовое), работа хотя бы одного кафе или бара в любое время суток, предоставление завтраков с началом в 7, окончанием не ранее 10 и

§  персонал должен работать в форменной одежде, дифференцированной по службам, со служебными значками;

Только при удовлетворении всех общих и индивидуальных требований возможно присвоение гостинице определенной категории.[1]


2.   РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ


2.1.  Цель деятельности предприятия


Курортные гостиницы относятся к специальным типам гостиниц. Их деятельность связана с оказанием медицинских услуг и проведением некоторых процедур, способствующих оздоровлению человека.

Эта гостиница нацелена на любого человека, т.е. сюда может приехать не только больной человек, которому порекомендовали врачи сюда обратиться, но и здоровые люди, которые хотят просто отдохнуть и ради профилактики пройти курс лечения в данном месте.

В проектируемой гостинице отдыхающие смогут восполнить утраченную энергию, расслабиться и отдохнуть со всем удовольствием. Гостям курортной гостиницы будут предоставлены всевозможные средства отдыха и лечения. Они смогут пройти курс оздоровительного массажа, принять солевые и грязевые ванны,  позагорать в солярии и отдохнуть, плавая в огромном бассейне. Все это можно будет найти здесь, в этом райском месте.

Но эту гостиницу можно считать таким местом не только потому, что предоставляются всевозможные услуги лечения и отдыха. Решающим фактором является внешний вид гостиницы и окружающая его живописная природа. С первой минуты нахождения здесь это место заставит вас полюбить его всем сердцем за красоту пейзажа, за чистый воздух, за тишину и еще много-много разных прелестей, которые можно увидеть только если посетить это прекрасное место.

Исходя из всего вышесказанного можно предложить название данной проектируемой гостиницы. Так как это место по праву можно считать райским, то и название должно быть подходящим. И поэтому она будет называться «Эдем», что означает «райское место» или попросту «рай на земле».


2.2.  Определение и обоснование основных положений гостиницы


ВЫБОР МЕСТА РАЗМЕЩЕНИЯ


Так как гостиница первоначально должна была принять статус курортной, то и расположение ее должно соответствовать этому статусу. Поэтому не случайно было выбрано живописное место на берегу озера Байкал.

Байкал — необыкновенное явление на нашей планете, одно из величай­ших и красивейших озёр. Это самое глубокое, самое большое по объёму чистейшей пресной воды (20 % миро­вых запасов), самое неповторимое по уникальности животного мира озеро. Байкал является классическим приме­ром тектонического озера — водо­ёма, образовавшегося в результате тектонических процессов. Байкал ле­жит в глубокой впадине, окружённой горными хребтами.

Байкал — одно из древнейших озёр мира: ему около 25 млн. лет. Бе­рега озера расходятся со скоростью до 2 см в год, и в отдалённом будущем оно вполне может превратиться в на­стоящий океан.

Более трёхсот рек и речек впада­ет в Байкал. Наиболее крупная из них — Селенга. Вытекает из Байкала одна река — Ангара. В 1959 г. на Ан­гаре, недалеко от её истока, была по­строена плотина Иркутской гидро­электростанции, и озеро соединилось с вновь созданным водохранилищем.

Берега Байкала высокие и крутые. Низкие берега встречаются лишь в устьях притоков, которые при впадении образуют обширные дельты.

Вода в Байкале темно-синего цвета, ярко-синие оттенки наблюдаются в ионе; прозрачность достигает более 40 метров. Интересен такой факт: в Байкале вода более пресная, чем вода впадающих в него рек и речек, и минерализация ее убывает с глубиной. Ученые предполагают, что на дне Байкал существует постоянный мощный источник сверхпресных вод. Но достоверность этой гипотезы еще надо доказать.

Уникальная флора и фауна создали Байкалу мировую славу своеобразного природного музея.

Уникальный животный и растительный мир способствует сохранению чистоты Байкал. Однако если нарушить хотя бы одно из звеньев очень сложной и строго сбалансированной экологической системы, то вся она будет разрушена.[2]


ТИП КОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЙ


Так как гостиница «Эдем» расположена в живописном месте, то она имеет небольшую этажность, а именно три этажа. Это создает возможность для тех, кто будет приезжать в качестве гостей, быть в непосредственном контакте с окружающей природой. Конечно, выбор такой формы здания удлиняет горизонтальные коммуникации на этажах и увеличивает количество лестничных клеток, однако позволяет легко и быстро выбраться из здания на природу. Кроме того низкая постройка в меньшей степени изменяет ландшафт, чем многоэтажные здания, тем более что трехэтажный отель еще может быть скрыт деревьями.[3]

Гостиница будет построена в форме буквы «П», так как это самая подходящая конструкция гостиниц данного типа.


АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ ГОСТИНИЦЫ


Последние решения в строительстве гостиниц сводятся к простому блоку с номерами по обе стороны коридора, имеющими одинаковые жилые условия. Не будем отступать от этой тенденции: в гостинице «Эдем» планировка такая же (план гостиницы приведен в приложении 1). Благодаря стальным или железобетонным конструкциям можно получить произвольную высоту блока и количество номеров независимо от величины участка.

Решение жилых этажей с двухсторонним использованием коридора является, несомненно, более экономичным. Недостатками такой системы при длинных коридорах является отсутствие естественного света, однообразие выражения коридора, различные условия освещения солнцем номеров по обе стороны коридора, а также неодинаковые видовые условия жилых номеров. К коридору примыкает полоса санитарно-ванных узлов и холлов. Такое расположение изолирует жилой номер от шума из коридора и позволяет рационально использовать менее освещенную часть номеров.[4]

Планируется, что на первом этаже будет по 20 номеров первой категории, рассчитанных на одного человека, и 20 номеров, рассчитанных на двоих. На втором этаже будут находиться номера кингсайз (10 номеров) и 15 номеров «люкс». На третьем этаже будут находиться номера высшей категории (5 сьютов, 5 апартаментов, 5 студий). Так как в работе будет рассмотрено проектирование номера «люкс», то на плане будет показан второй этаж.

На каждом этаже будет построен служебный номер, номер для обслуживающего персонала, склад для белья и другие помещения услуг.

В коридоре, соединяющем жилые части, на первом этаже будут располагаться санитарная зона и обеденная зона, то есть небольшой ресторан, а также сауна и бассейн. На втором и третьих этажах предусмотрены в этом месте солярий, грязевые и соляные ванны и другие профилактические услуги гостиницы.

В гостинице «Эдем» не предусмотрены лифты, так как это оздоровительная лечебница, а прогулки по лестнице очень полезны для здоровья.

В общей сложности площадь гостиницы составит 1090 квадратных метров.


СТИЛЬ ИНТЕРЬЕРА ПОМЕЩЕНИЙ


В работе будет рассмотрено проектирование номера «люкс» гостиницы «Эдем», поэтому в данном пункте речь пойдет об этом номере.

В нашей гостинице номера люкс будут состоять из двух комнат и размещаться в одном большом и 2 смежных конструктивных шагах. По своему планировочному решению такие номера приближаются к квартирам без кухонь. Данный номер «люкс» будет состоять из следующих помещений:

–       спальня,

–       гостиная,

–       передняя,

–       одного санитарного узла, оборудованных ванной, умывальником, унитазом, полотенцесушителем.

Для более гибкого использования номерного фонда люксы будут скомпонованы из двух или более номеров, соединенных между собой дверями. Таким образом получатся номера-комплексы. Это позволит сдавать номер по частям, например, как однокомнатные или как люксы с различным числом комнат, что удобно при использовании номера для дружеских встреч, для коллективного отдыха и времяпрепровождения.[5]

В гостинице в номерах «люкс» и остальных номерах высшей категории также будут построены балконы, веранды и лоджии. Их будут использовать в летнее время для дневного отдыха. В этих мини-комнатах будут располагаться кресла, шезлонги, журнальные столики.

Все номера гостиницы «Эдем» будут выполнены в современном стиле с использованием классических элементов. Все это будет описано более детально в следующих разделах.

2.3.  Определение, обоснование и расчет площади помещения


Номер «люкс» как и все другие номера совмещает ряд функций:

–       Ее используют для сна,

–       Ее используют для работы,

–       иногда для дневного отдыха,

–       для хранения вещей,

–       для приема пищи,

–       а также для приема гостей.

В связи с этим архитектурно-планировочная организация номера должна обеспечить возможность удобного размещения всей необходимой для этого мебели. Приемы размещения зависят от ширины номера, его жилой площади, размеров простенок, системы отопления и отопительных приборов, их расположения.

Для расчета площади номеров «люкс» стандарты не предусмотрены, поэтому будем исходить из площади одноместного номера для двоих гостинцы 4*. По ГОСТу она равна 14 м2 [6], следовательно, при строительстве номеров «люкс» в проектируемой гостинице «Эдем» нужно исходить из площади в две такие комнаты. Получается площадь проектируемого помещения 28 м2.

Кроме этого нужно учитывать переднюю и санитарный узел.

Будем считать, что передняя  занимает два квадратных метра, а санитарный узел по ГОСТу составит 5 квадратных метров.

Тогда общая площадь проектируемого помещения номера «люкс» составит 28 + 2 + 5 = 35 квадратных метров.

Предусмотрен также балкон шириной не менее 1,2 метра.

2.4.  Описание интерьера помещения


Как уже было выше сказано в номере «люкс» будут предусмотрены следующие секции:

–       спальня (зона сна),

–       гостиная (зона приема гостей),

–       передняя (зона гардероба),

–       санитарный узел.

Создание объемно-пространственной композиции интерьера определяется общей тенденцией современной архитектуры — максимально раскрыть пространство. Эта особенность композиционного построения в наибольшей степени сказалась в распределении масс и объемов, т. е. мебели и меблировки.

Требования к предметам оборудования устанавливаются в соответствии с категорией гостиницы исходя из ГОСТ Р-50644 – 94.[7]

На меблировке прежде всего отражается характер пространственного решения архитектуры интерьера, построенного на сочетании гладких больших поверхностей. Чтобы максимально раскрыть пространство небольшой комнаты номера, надо освободить площадь посередине, придвинув по возможности все предметы к стенам. Так предметы менее заметны, кажутся плоскими, как бы сливающимися с гладкой поверхностью стены. Этот принцип меблировки вызвал развитие новых типов и видов изделий мебели. В гостиницах благодаря этому уменьшилась площадь, занимаемая мебелью, и количество предметов в наборах.

Относительно ограниченное количество предметов также нелегко разместить в номере, так как предметы эти (кровать, стол, шкаф) — различны по величине, высоте и форме. Это мешает расстановке, загромождает пол и усложняет эксплуатацию помещения, особенно уборку. Поэтому одной из основных задач стало максимальное освобождение площади пола и применение встроенной, пристроенной и прикрепленной к стене навесной мебели. Количество предметов в номере уменьшают за счет тех, функции которых можно перенести в другие помещения.

Практика показала, что при ограниченном количестве предметов комфортность номера не ухудшается; он становится эстетически выразительнее, каждый элемент виднее и значительнее. Сокращения площади, занимаемой мебелью, достигают изменением габаритов существующих изделий и совершенствованием их конструкций с точки зрения функциональной целесообразности.

Чтобы лучше решить композицию меблировки комнаты, нужно уравнять предметы по высоте. Для этого следует вынести из номера в шлюз-переднюю единственный высокий предмет — платяной шкаф. Чтобы сократить количество предметов, своим видом раз­бивающих композицию, их блокируют в большие по размерам агрегаты. Так, можно соединить кровать с ночным столиком, сделав последний в виде связанной с кроватью полочки, шкафчика или ящика; объединить в один предмет письменный стол и подставку для чемодана, при этом нижняя полка будет служить местом для чемодана, а верхняя доска с ящиком — для покупок. Совмещают также диван со столиком и тумбой для постели.

Очень важно, чтобы каждый предмет мебели гостиницы был высококачественным, прочным, удобным и красивым. Красота мебели в целесообразности ее конструкции, в соответствии ее художественной формы функциональному назначению, масштабности по отношению к человеку и помещению, в тщательной отделке, качестве изготовления. Красота изделия не в украшении формы лепной или резной деталью, а в проработке рисунка и силуэта предмета в целом, его пластичности, пропорциях, цвете.

В номенклатуру жесткого оборудования, кроме мебели, входят приборы общего и местного освещения, зеркало и другие предметы малых форм.

В номере основным предметом как по своему назначению, так и по занимаемой площади является кровать. Расположение кровати (или кроватей) определяет размещение остальных предметов обстановки, а значит, и характер всего интерьера.

Способ размещения кроватей параллельно окну, торцами к стене, одна против другой и разделенных небольшим проходом удобен в эксплуатации (во время уборки номера). Такой способ целесообразен для спален курортных гостиниц, где двухместные номера заняты преимущественно супружескими парами или вместе путешествующими близкими друзьями или родными.

Поскольку расстановка мебели зависит, как уже сказано, от ширины комнаты и расположения дверного проема, можно по самой конфигурации комнаты, ее ширине и длине, размещению окна и двери определить наиболее рациональный прием расстановки мебели.

Двухкомнатные номера «люкс» состоят из спальни на двух человек и гостиной. Гостиная двухкомнатного номера служит кабинетом-приемной, столовой и комнатой отдыха.

В спальне устанавливается туалетный столик с пуфом, платяной шкаф, кресло для отдыха; в общей комнате-гостиной — небольшой обеденный стол и стулья, диван, подставка для приемника или телевизора, одно - или двухтумбовый письменный стол, зеркала, ковры, мебель малых форм и декоративные изделия.

В многокомнатных номерах ставят иногда и музыкальные инструменты — рояль, пианино. Устройство одного или нескольких номеров с музыкальным инструментом желательно, поскольку в них нуждаются приезжающие на гастроли артисты.

Номера высшей категории оборудуют специальной гарнитурной мебелью: спальными гарнитурами с платяными шкафами, трельяжем и креслами, гарнитуром общей комнаты-гостиной с сервантом и группой столовой мебели на 2—4 человека, кабинетным гарнитуром для третьей комнаты. Во комнате номера ставят мягкую мебель, в одной из них — диван, который может служить дополнительным спальным местом.

Комнаты этих номеров разделяют перегородками с дверями, раздвижными стенами и остекленными перегородками или с открытыми проемами.

Так как все в гостинице «Эдем» должно напоминать единение с природой, то в интерьере каждого номера (не только номеров высшей категории, в том числе и «люкса») обязательным элементом являются цветы или декоративные растения.

Являясь одним их наиболее эффективных средств декоративного убранства, озеленение выполняет и определенные функции в разрешении пространственных задач, поставленных современной архитектурой, и улучшает микроклимат.

В гостиницах, особенно в вестибюлях, холлах, на нижних этажах озеленение служит активным художественным средством разделения пространства на функциональные зоны. Это выполняют группы крупных зеленых декоративных растений, вносящих в убранство интерьера иллюзию непосредственного единения с окружающей живой природой, связи с экстерьером здания.

Крупные (кадочные) экземпляры растений устанавливают поодиночке. Обычно кадку ставят прямо на пол или подкладывают тонкую плиту в специально оставленное в полу углубление. Ее делают из дерева, на ножках, с выдвигающимся поддоном.

Для разделения площади применяют и группы растений, разных по размерам, виду, форме и цвету.

При удачном решении композиции она может стать значительным, даже главным элементом художественной выразительности интерьера. В зависимости от видов растений группа может быть собрана из отдельных вазонов на одной подставке той или иной высоты и формы или посажена в одном ящике. Такие общие ящики иногда устанавливают на полу, делают из того же материала, что и покрытие пола: из плиток, мозаики, бетона, кирпича, естественного камня. Эти группы называют клумбами-кашпо.

Большое помещение многофункционального назначения в гостиницах делят на зоны устройством зеленых стенок из вьющихся растений или прозрачными и полупрозрачными экранами с подвешенными и установленными на них или около них декоративными растениями. Высокие стенки и более низкие панели и экраны делают в виде решетки, деревянного или легкого металлического каркаса. Вьющиеся и ампельные растения с падающими вниз ветвями в небольших цветных майоликовых горшочках ставят на решетку или прикрепляют к ней.

Зеленое ограждение может быть чисто иллюзорным (из свободно установленных на полу растений) или четко делящим площадь на отдельные отсеки — при установке ампельных и других растений глухой панели, которая может быть элементом мебели или другого оборудования, спинкой дивана, барьером, отделяющим рабочие боксы и т. п.

Устраивают зеленые стенки также из вьющихся растений со стелющимися вверх ветвями; в этом случае горшки устанавливают внизу, а ветви распределяют по поверхности стенки или каркасу решетки. К таким растениям относятся, прежде всего, различные виды плюща с белыми и розовыми воскообразными цветами, нежным запахом и красивыми кожистыми листьями. По выносливости и красоте плющи занимают первое место среди вьющихся растений. Есть такие экземпляры плюща, которые могут покрыть ветвями всю стену или потолок. К весьма распространенным вьющимся растениям надо отнести разные виды комнатного винограда. Особенно декоративен дикий виноград с пестрыми крупными листьями, но зимой его приходиться убирать, поскольку он теряет листву.[8]

В общем декоративные растения должны в выгодном свете представить номера «люкс» и другие номера гостиницы «Эдем». Гостиница должна стать самой распространенной на берегу озера Байкал.


2.5.  Расчет затрат на строительство, отделку и оборудование помещений


В гостиницу будет переоборудовано недостроенное старое здание. Раньше видимо кто-то уже хотел строить гостиницу, но по каким-то причинам не достроил. Вот это здание и послужит в будущем новой гостиницей на берегу озера Байкал, то есть райским местом для отдыхающих.

Именно оно должно стать будущей жемчужиной озера Байкал, «эдемом» современной жизни.

Гостиница оснащается разнообразным инженерным оборудованием. Поддержание его в рабочем состоянии обеспечивается соответствующими технологиями. Должны соблюдаться требования техники безопасности и охраны труда. Различные шумы, вибрации, недостаточное или избыточное освещение, тепло, влагоотделение, присутствие в здании вредных веществ наносят ущерб здоровью персонала и проживающих.

Водопроводная сеть обеспечивает здание гостиницы водой для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд. Загрязненная вода попадает в систему канализации и удаляется из гостиницы. Наряду с обеспечением гостиниц холодной водой действуют системы горячего и пожарного водоснабжения.

Для отопления гостиниц применяются различные системы водяного, парового или воздушного отопления. Для жилой части гостиницы обычно имеются отдельные системы отопления. Расход теплоты на отопление зависит от объема и конфигурации здания, величины потерь тепла в отапливаемых помещениях (через внешние ограждения, двери и т.п.), температуры наружного воздуха, особенностей конструкции здания.

Общее потребление теплоты включает потребление на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение. На единицу пропускной способности гостиницы рассчитывается удельный расход теплоты.

В гостиницах предусматриваются технологии очистки воздуха от аллергенов и загрязнений, кондиционирования (регулирование внутреннего климата).

Для обслуживания силовых нужд, на освещение, на нагревательные цели потребляется электрическая энергия. В состав силового оборудования гостиницы входят: электродвигатели, машины для уборки помещений, лифты, холодильники, насосы, компрессоры, станки и пр. Использование оборудования характеризуется временем работы; мощностью, обслуживающей производственные процессы; общей и удельной выработкой электроэнергии.

В системе электроснабжения предусмотрены две изолированные схемы — от основного источника (схема имеет основную и дежурную разведку) и резервную (аварийную).

Поддержание инженерного оборудования в рабочем состоянии достигается осуществлением контроля за использованием оборудования; соблюдением нормативных условий эксплуатации; своевременным проведением осмотров, эксплуатационного и капитального ремонтов оборудования. В настоящее время ЭВМ может обеспечить регулирование, управление и ведение функций измерения сигнализации, переключения, учета процессов жизнедеятельности в гостинице.

Затраты на систему пожарной сигнализации составляют около 1% стоимости ночевки.

Телевизионные системы гостиниц в зависимости от назначения классифицируются на систему наблюдения, охранную, информационную, гостевую, предприятий питания, конференц-залов. Телевизионная система наблюдения обеспечивает контроль производственных процессов, служб гостиницы. Телевизионные замеры, установленные у стоек регистрации клиентов, на эскалаторах, помогают наблюдать за техническим обеспечением гостиницы, оперативно реагировать на изменения потока клиентов, проводить анализ и экспертизу чрезвычайных ситуаций, облегчают работу персонала.[9]

Ниже в таблице 1. Будет дан подробный список затрат на строительство и переоборудование помещения под номер «люкс», так как именно он является основным элементом при рассматривании этого вопроса потому, что цель работы проектирование номера «люкс» в курортной гостинице.


Таблица 1.

Затраты на номер «люкс»


Вид затрат

Сумма, руб.

Отделочные материалы

2000

ковролин

4000

Система водоснабжения (организация сан.узла)

6000

отопление

5000

Телевизионная техника

5000

антенна

1000

туалетный столик с пуфом и стулья,

4000

комод

6000

кресло для отдыха

4500

небольшой журнальный стол

3000

диван

6350

подставка для приемника или телевизора

1500

Однотумбовый письменный стол

2500

зеркала

3000

ковры

10000

мебель малых форм и декоративные изделия

2000

Итого

65850


Сумма затрат получается несколько великовата, но это должно компенсироваться будущими доходами от сдачи этого номера.

3.   УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К ГОСТИНИЦЕ

3.1.  Организационная структура гостиницы

Надпись: Управляющий

Надпись: Директор отдела обслужи-ванияНадпись: Главный инженерНадпись: Главный бухгалтер

Надпись: Директор пищевого комплексаНадпись: Директор отдела кадров

Рис. 1. Структура управления гостиницы


Управляющий вместе с группой исполнительных директоров ответственен за все главные решения, влияющие на жизнь отеля. Эти директора, каждый из которых отвечает за порученную ему службу, составляют прогнозы заполняемости отеля и рассчитывают его бюджет, рассчитывая прибыли и расходы.

Они собираются раз в неделю на час или два, чтобы обсудить какие-нибудь из следующих злободневных тем:

— Гостей.

— Служащих.

— Общее качество управления.

— Прогнозы на заполняемость.

— Планы маркетинга и сбыта.

— Обучение персонала.

— Главные статьи расхода.

— Вопросы реконструкции.

— Отношения с владельцами.

— Экономию энергии.

— Проблему переработки отходов.

— Новое законодательство.

—   Доходность предприятия.

3.2.  Состав службы гостиницы


Отдел обслуживания

Рис. 3. Структура отдела обслуживания гостиницы
 

Отдел обслуживания включает в себя:

— Офис главного администратора

— Стол резервирования

— Административно-хозяйственное подразделение

— Связь

— Обслуживающий персонал

— Служба безопасности

— Служба по маркетингу и сбыту

— Ночной аудитор

Главный администратор.

Обязанность главного администратора состоит в том, чтобы улучшать обслуживание гостей, постоянно совершенствуя Службы в целях лучшего удовлетворения потребностей гостей. Среди должностных обязанностей главного администратора три следующих:

— Руководить сбытом номеров

— Вести балансовые гостевые счета

— Предлагать услуги типа доставки почты, факсов, посланий, а также местных и гостиничных новостей.

Под руководством главного администратора находится также автоматизированная система управления. Она состоит из набора компьютерных программ, с помощью которых можно собирать использовать информацию, актуальную для работы офисов управления и поддержки. Четыре программы из этого набора особенно важны, потому что обеспечивают администраторов необходимой информацией по следующим направлениям:

— Управление службой резервирования

— Управление обслуживанием гостей

— Управление расчетами с гостями

— Общие вопросы управления отелем

Отдел резервирования возглавляется менеджером, который подчиняется директору отдела обслуживания. Отдел резервирования работает с 8.00 до 18.00. Задача его служащих продать все свободные номера отеля за максимально высокую цену, и поэтому они должны бороться за каждого потенциального, клиента, убеждая его в том, что их отель не только соответствует его ожиданиям, но даже их превосходит, однако у клиента не должно возникать впечатления, что с него пытаются «содрать лишнего».

Средства связи включают внутреннюю связь для служебного пользования, связь с клиентами (включая пейджеровую и радио), звукозаписывающие автоответчики, факсы, службу передачи сообщений и аварийный центр. Центр связи работает круглосуточно.

Обслуживающий персонал возглавляет менеджер. Ему подчинены швейцары, портье и коридорные.

Швейцары первыми встречают гостей. Одетые в приметную униформу они стоят у дверей, приветствуя гостей, помогают им выйти из машины, вызывают для них такси.

Коридорные сопровождают гостей, доставляют их багаж в комнаты, Помогая гостям разместиться в номере, они объясняют что и как работает (освещение, телевизор, служба «побудки», прачечная, чистка и глажение одежды, обслуживание в номере, ресторан, плавательный бассейн и т. д.)

Административно-хозяйственная служба самое крупное подразделение, в нем работает до 50% всех служащих. Важность административно-хозяйственной службы подчеркивается всеми опросами, проведенными среди гостей, постоянно указывающими в системе приоритетов на чистоту и порядок как их требование номер один. Служба безопасности занимается следующими проблемами:

— Разработка процедур реагирования на чрезвычайные происшествия

— Повседневная безопасность гостевых комнат

— Контроль ключей

— Предотвращение краж, контроль за замками

— Контроль доступа в здание гостиницы

— Система сигнализации тревоги

— Контроль территории

— Наружное освещение

— Система наблюдения с помощью телемониторов

— Сейфы

— Сбор и хранение информации

Ночной аудитор начинает работу около часа ночи, проверяет и подытоживает кредиторскую задолженность гостей.


Пищевой комплекс

Надпись: Повара Надпись: Помощники шеф-повараНадпись: Кухня
Шеф-повар

Рис. 4. Пищевой комплекс гостинцы
 

Надпись: Кафе
Менеджер 
Надпись: Отдел обслужива-ния массовых ме-роприятий
Координатор ме-роприятий
Надпись: Менеджер по об-служиванию банке-товНадпись: Уборщики, 
посудомойщики
Надпись: Секция уборки внутренних поме-щений и мытья по-суды
Менеджер 
Надпись: Бармены, 
официанты
Надпись: Официант Надпись: Ст. официантНадпись: Бармен Надпись: Ресторан
Администра-тор 
Надпись: ДИРЕКТОР
Пищевой комплекс включает в себя:

— Кухня

— Ресторан

— Бары, кафе

— Секция уборки внутренних помещений и мытья посуды

— Отдел обслуживания массовых мероприятий

Кухня находится в ведении шеф-повара, который отчитывается перед директором пищевого комплекса за качество приготовляемой пищи.

У шеф-повара есть три помощника. Один отвечает за дневную смену, один - за вечернюю, еще один - за банкеты.

Ресторан управляется администратором (метродотелем). Обязанности администратора:

— Поддерживать высокое качество обслуживания посетителей

— Нанимать, обучать и рационально использовать персонал

— Устанавливать и поддерживать высокие стандарты качества

— Следить за обслуживанием в номерах, мини-барах, коктейль-барах

— Предоставлять директору пищевого комплекса расчет бюджетов и бизнес прогноз на следующие неделю, месяц, год

Секция уборки внутренних помещений и мытья посуды. Заведующий секцией подчиняется непосредственно директору пищевого комплекса и отвечает за следующие виды работ:

- Уборку внутренних помещений отеля (тех, где гости обычно не бывают)

- Мойку и чистку фарфоровой и стеклянной посуды, а также столовой утвари, которые используются торговыми точками пищевого комплекса.

- Ведение строгого учёта посуды и утвари и ежемесячную проверку их запаса.

- Поддержание в рабочем состоянии посудомоечных машин.

- Инвентаризацию запаса чистящих и моющих препаратов

- Сан.обработку кухни, банкетных помещений, кладовых, стационарных холодильников, морозильных камер и всего оборудования

- Контроль за кухонными насекомыми и вызов дезинсекторов в случае необходимости

-         Своевременное пополнение персонала.

Отдел обслуживания массовых мероприятий.

Мероприятия, обслуживаемые отделом.

Совещания

Конференции

Званые обеды и ужины

Свадьбы

 

Отдел кадров

Надпись: Отдел кадров
Инспектора


Надпись: Старший инспектор отдела кадров

 

Надпись: Рис. 5. Структура отдела кадров гостиницы

 

 

 

Отдел кадров выполняет следующие функции:

—   Набор

—   Обучение

—   оценка

— Регулирование труда и зарплаты

— Вопросы премирования

— Дисциплинарные меры взыскания

— Недопущение случаев незаконного увольнения

Бухгалтерия

Надпись: Бухгалтерия
Главный бухгалтер

 

 

Надпись: Экономисты Надпись: Бухгалтера

 

Рис. 6. Структура бухгалтерии гостиницы

 
 

 

Бухгалтерия выполняет следующие функции:

— Составление бюджета

— Контроль за расходами, себестоимостью, оплатой труда и т.д.

— Проверка документации/ ревизия

— Контроль за кредиторской/ дебиторской задолженностью

— Контроль за выручкой

— Соблюдение положений контрактов

—   Управление наличностью/ банковские операции


Инженерная служба








Надпись: Рис. 7. Инженерная служба гостиницы


 

Инженерная служба возглавляется главным инженером.

Служба ТБ выполняет следующие функции:

— Инструктаж по ТБ

— Контроль за выплатой пособий по нетрудоспособности

— Ежемесячное инструктирование/ проверки

— Контроль за сметой расходов, связанных с производственными травмами

Служба эксплуатации номерного фонда отвечает за ремонт и эксплуатацию номерного фонда (освещение, отопление, вентиляция, сантехника, мебель и т.д.).[10]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Подводя итог по данной работе можно сказать, что строительство курортной гостиницы «Эдем» обойдется недешево. Но это в краткосрочном периоде. В долгосрочной перспективе планируется покрытие все расходов за счет большого притока туристов и отдыхающих, приехавших подлечиться. Номера «люкс» и другие номера построенной гостиницы должны удовлетворить любого человека с достаточным финансовым положением, так как проектируемая гостиница отнюдь не будет дешевой.

Исходя из проведенного исследования рынка гостиничного бизнеса необходимость строительства этой гостиницы объясняется несколькими причинами:

1.     Нехватка мест для ночлега во время колоссального притока туристов в середине лета.

2.     Возможность поправить здоровье, не выезжая за пределы страны.

3.     Отдых и лечение в самом прекрасном и живописном уголке нашей страны – на берегу озера Байкал.

4.     Возможность полюбоваться зимним пейзажем берега Байкала.

Есть еще ряд особенностей, но вышеперечисленные являются наиболее существенными.

Написание данной работы – это не реклама озера Байкал, а выбор наиболее подходящего места для строительства курортной гостиницы. Конечно, это не пятизвездочный отель, но любителям единения с природой обязательно должно понравиться это тихое и уютное местечко с самыми прекрасными пейзажами, с самой чистой водой озера Байкал, а также с самым чистым воздухом, который может сравниться только с воздухом в горах.

Посещение этого райского места – мечта каждого человека, а строительство проектируемой гостиницы «Эдем» первый шаг к исполнению этой мечты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Джон Уокер. Введение в гостеприимство. - М.: ЮНИТИ, 1999.

2.     Байлик С.И. Гостичное хозяйство. Проблемы, перспективы, сертификация. – Киев: ВИРА-Р, 2001.

3.     Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме современный опыт управления. – М., 1999.

4.     Линн Ван Дер Ваген Гостиничный бизнес Серия «Учебное пособие», Ростов н/Д: Феникс, 2001.

5.     Малюк Л.П., Гостиничные услуги, услуги общественного питания. Сборник информационно-методических и нормативных документов. – Х., 1999.

6.     Чудновский А.Д Гостиничный и туристический бизнес – М., ассоциация авторов и издателей «ТАДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998.

7.     Энциклопедия для детей. Т.12. Россия: природа, население, экономика/ Глав. ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта+, 1998.

8.     Волков Ю.Ф. Интерьер и оборудование гостиниц и ресторанов/ Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

9.     ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц».

10.            ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования».



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

План гостиницы «Эдем»

Приложение 2.

Надпись: 17Надпись: 16Надпись: 15Надпись: 30000Надпись: 13Надпись: 18Надпись: 12Надпись: 10Надпись: 11Надпись: 9Надпись: 8Надпись: 7Надпись: 5Надпись: 2Надпись: 1Интерьер гостиничного номера «Люкс»

Надпись: 5000Надпись: 4500Надпись: 300Надпись: 1000Надпись: 2500Надпись: 2500Надпись: 14Надпись: 6Надпись: 4Надпись: 3

1 – комод с тремя ящиками 0,5 х 1,1 х 1;

2 – трельяж с двумя выдвижными ящиками 0,5 х 1,3 х 2;

3 – кровать 1,5 х 2;

4 – тумба прикроватная 0,5 х 0,5 х 0,5;

5 – тумба под телевизор 1 х 0,5;

6 – обувная полочка 1 х 0,5;

7 – кадочный цветок;

8 – цветок – пальма;

 9 – письменной стол 1 х 0,5;


10 – кресло;

11 – диван;

12 – журнальный столик диаметром 0,7 м;

13 – стул;

14 –тумба для ванной комнаты 0,5 х 0,5 х 0,5

15, 16 – зеркала

17 – полочка для декоративного украшения номера

18 – пуфик.



[1] Малюк Л.П., Гостиничные услуги, услуги общественного питания. Сборник информационно-методических и нормативных документов. – Х., 1999.

[2] Энциклопедия для детей. Т.12. Россия: природа, население, экономика/ Глав. ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта+, 1998. – 704 с.: ил

[3] Волков Ю.Ф. Интерьер и оборудование гостиниц и ресторанов/ Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

[4] Чудновский А.Д Гостиничный и туристический бизнес – М., ассоциация авторов и издателей «ТАДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998.

[5] Линн Ван Дер Ваген Гостиничный бизнес Серия «Учебное пособие», Ростов н/Д: Феникс, 2001.

[6] ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования».

[7] ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц».

[8] Байлик С.И. Гостичное хозяйство. Проблемы, перспективы, сертификация. – Киев: ВИРА-Р, 2001.


[9] Джон Уокер. Введение в гостеприимство. - М.: ЮНИТИ, 1999.

[10] Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме современный опыт управления. – М., 1999.