Стратегия «Омского бекона» - накормить Сибирь и добраться до Дальнего востока

Группа предприятий «Омский бекон» собрала более сотни дистрибьюторов из 12 регионов России и Казахстана, чтобы рассказать                им                 о                своих                планах               и                послушать                их                 предложения.

В Группу предприятий «Омский бекон» входят одноименная управляющая компания, мясокомбинат «Омский», птицефабрика «Сибирская» и Лузинский комбикормовый завод. Кроме того, компания имеет зернопроизводящие хозяйства, молочные фермы, фирменную розничную торговую сеть. В 2002 году на предприятиях «Омского бекона» произведено 43,8 тыс. т свинины в живом весе. 12,3 тыс. т мяса птицы. 49,2 тыс. т колбасных изделий и полуфабрикатов, 5 тыс. т молочных продуктов. Чистая консолидированная выручка компании составила 3,6 млрд руб.

Вообще-то на «Омском беконе» слово «дистрибьютор» не в ходу - здесь предпочитают говорить «партнер» и относиться к тем, кто доводит изделия компании до покупателя, как к добрым друзьям, вовлеченным в одно общее дело. Без такого подхода, по мнению генерального директора  Группы  предприятий  «Омский  бекон» Александра  Кивича,  «дальнейшее  развитие  проблематично».

На конференцию «Партнер-2003» прибыло около 100 представителей торговых фирм и частных предпринимателей из 12 регионов России от Урала до Иркутска, а также из Алма-Аты. Руководители компании рассказали гостям о структуре холдинга, о стратегии его развития на ближайшие годы. Как заявил Александр Кивич, с июля предприятия компании начинают работать «не от производства, а от потребностей рынка». Рыночный спрос «Омским беконом» учитывался всегда, но производственные возможности диктовали свое, и подчас продукция выходила с линий не совсем та или не в том количестве, что на данный момент требовал рынок. Теперь решено кардинально                развернуться                в                  сторону                повседневных               запросов                 потребителей.

Исходя из избранной стратегии формируются и планы развития производства. «Омский бекон» имеет самое большое - 285 тысяч - поголовье свиней даже не в России - в мире. Английская порода и голландские технологии выращивания свиней позволили довести среднесуточные привесы до 720 граммов при средних по стране 500 граммах. При этом на 3 кг привеса уходит менее 4 кг кормов, тогда как на других российских свинокомплексах - 5-5,5 кг. Чтобы закрыть потребности в кормах, особенно возросшие после вхождения в холдинг Сибирской птицефабрики, намечено в полтора раза увеличить мощности Лузинского комбикормового завода. В целом же компания является предприятием с полным производственным циклом - от выращивания зерна до продажи конечной продукции в фирменной торговой сети. Это позволяет омской свинине быть конкурентоспособной даже по сравнению с импортной, щедро дотируемой                                                                     правительствами                                                                    стран-производителей.

Перерабатывающие предприятия «Омского бекона» загружены сегодня полностью и ежедневно выпускают 140-150 тонн готовой мясной продукции и 20 тонн молока, но с растущими запросами рынка уже не справляются. Поэтому в планах компании - строительство нового комплекса, в который войдут цеха по убою скота, переработке мяса и производству полуфабрикатов. В предприятие будет инвестировано         $70         млн,         его         проектная         документация         уже         в         стадии         разработки.

Ввод новых мощностей, по словам исполнительного директора мясокомбината «Омский» Владимира Лахтина, позволит к 2011 году втрое увеличить производство мясной продукции, а главное - изменить его структуру, которая сместится в сторону продуктов быстрого приготовления. В США, например, их доля составляет 70% всех мясных изделий, в России - только 20%. На «Омском беконе» принято решение следовать мировому опыту. Уже пошли в продажу полуфабрикаты для изготовления шашлыков, поджарки, гуляша; с пуском нового мясоперерабатывающего комплекса выпуск полуфабрикатов значительно возрастет. В следующем десятилетии все изделия «Омского бекона» будут поступать в торговую сеть в упакованном виде, а их доля на российском рынке достигнет 6% по полуфабрикатам                       и                         7%                         -                          по                         колбасным                        изделиям.

Немало предстоит сделать и в сфере маркетинга и продаж. Сегодня примерно половина продукции «Омского бекона» реализуется в Омской области, и хотя потребление мяса омичами возросло в прошлом году на 25%, экспансию в соседние регионы планируется усилить. Тем более что об этом просят сами регионы. По словам гендиректора новосибирской торговой фирмы «Восток-1» Анны Заборовской, за восемь лет ее покупатели привыкли к омским деликатесам и колбасам, и спрос на них растет, несмотря на то что местные предприятия за эти годы значительно улучшили качество и ассортимент своей продукции. «Восток-1» ежемесячно закупает у «Омского бекона» более 70 тонн изделий и готов брать больше, особенно копченостей и полукопченых колбас. Это, считает госпожа Заборовская, обусловлено еще и тем, что цены на продукцию омичей ниже, чем на аналогичные изделия их новосибирских коллег.

Ценовой политике на «Омском беконе» вообще уделяется много внимания. Здесь введена система бонусов и региональных скидок, которая учитывает объемы закупок, а главное -компенсирует оптовикам из отдаленных регионов транспортные расходы. В результате цены на продукцию «Бекона» в магазинах Омска и, скажем, Новосибирска или Екатеринбурга практически одинаковы. По мнению директора ООО «Ноябрьскторгнефть» Сергея Корнеева, именно грамотная ценовая политика наряду с высоким качеством продукции позволяет    «Омскому    бекону»    занимать    лидирующие    позиции    на    продовольственном    рынке    Тюменского    Севера.

Просьбы и предложения оптовых покупателей сводились в основном к работе над увеличением объемов отпускаемой продукции и сроков ее реализации, а также к рекламной поддержке изделий «Омского бекона». Как сообщил Александр Кивич, анализ показал, что некоторые изделия (в основном нижней ценовой категории) рынок востребует все меньше, и в этом кроется главный резерв увеличения выпуска той продукции, которую хотят видеть покупатели, - линии будут переведены на нее. Будет учтена также сезонность спроса на отдельные                                                                                             виды                                                                                              изделий.

По словам генерального директора по маркетингу и продажам Сергея Егорова, чтобы добиться расширения поставок продукции за пределы области, компания начинает серьезную работу над увеличением сроков ее реализации. Сейчас омские деликатесы и колбасы не уходят дальше Иркутска, но с внедрением в нынешнем году упаковки в среде защитных газов они смогут храниться до четырех недель, а значит, «доедут» и до Дальнего Востока. Большие надежды возлагаются на введенный в строй этой весной Центральный склад готовой продукции. Пока он работает в режиме обкатки, и его сверхкомпьютеризированная система подчас дает сбои. Но с выходом на нормальный режим этот крупнейший за Уралом терминал-холодильник в полной мере покажет оптовикам свои возможности,          значительно         ускорив          процесс         заказа,                 подбора           и            отпуска            продукции.

«Омский бекон» намерен также усилить рекламную поддержку своих изделий, разработать и внедрить на рынок новые брэнды, в том числе национального масштаба. Этого ждут партнеры компании в других регионах, где продукцию омичей знают не так хорошо, как в родном крае. Пока рекламная деятельность за пределами области, по словам Сергея Егорова, нормально налажена только в Новосибирске, где имеется представительство «Омского бекона», но в скором времени дистрибьюторские центры откроются в Тюмени и Красноярске. Маркетологи компании готовы помочь своим партнерам в продвижении омских мясопродуктов и в других регионах.

На правах рекламы

41