Содержание
Введение. 3
1. Особенности дивидендной политики и решение о выплате дивидендов 4
2. Факторы, определяющие дивидендную политику. 5
Заключение. 9
Список литературы.. 10
Введение
Дивидендная политика, как и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние на цену акций предприятия. Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени сигнализируют им о том, что предприятие, в акции которого они вложили свои деньги, работает успешно. С теоретической позиции выбор дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов: влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров? Если да, то какова должна быть оптимальная их величина?
Существуют два различных подхода в теории дивидендной политики. Первая теория утверждает: акционеры в большей степени предпочитают стабильность дивидендной политики, чем получение каких-то экстраординарных доходов и дивидендная политика не нужна. Оппоненты данной теории считают, что дивидендная политика влияет на величину совокупного богатства акционеров, и инвесторы, исходя из принципа минимизации риска, всегда предпочитают текущие дивиденды возможным будущим, равно как и возможному приросту акционерного капитала. (1, с.212)
Второй подход является более распространенным. Вместе с тем признается и тот факт, что какого-то единого формализованного алгоритма в выработке дивидендной политики не существует – она определяется многими факторами, в том числе и трудно формализуемыми, например психологическими. Поэтому каждое предприятие должно выбирать свою субъективную политику, исходя, прежде всего, из присущих ему особенностей.
Целью данной работы является анализ оптимальной дивидендной политики предприятия и направления ее разработки.
Можно выделить две основополагающие задачи, решаемые в процессе выбора оптимальной дивидендной политики: а) обеспечение максимизации совокупного достояния акционеров; б) обеспечение достаточного финансирования деятельности предприятия.
1. Особенности дивидендной политики и решение о выплате дивидендов
Дивидендом является часть чистой прибыли предприятия, подлежащая распределению среди акционеров, приходящаяся на одну обыкновенную или привилегированную акцию. Чистая прибыль, направляемая на выплату дивидендов, распределяется между акционерами пропорционально числу и виду принадлежащих им акций.
Дивидендная политика заключается в принятии решения по вопросу: какую часть прибыли выплачивать акционерам в форме дивидендов, а какую удерживать в обществе для реинвестирования в развитие производства. Дивидендная политика поэтому в значительной степени определяет и инвестиционную политику. (5, с.618)
Основные правила принятия решения о выплате дивидендов, установленные Федеральным законом об акционерных обществах.
1. Общество вправе выплачивать промежуточные (ежеквартально, раз в полгода) и годовые дивиденды.
2. Дивиденды могут выплачиваться деньгами или иным имуществом.
3. Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли за текущий год.
4. Общее собрание акционеров вправе принять решение о невыплате дивидендов. Норма дивидендов (размер в процентах от стоимости акции) зависит от доли прибыли, используемой на выплату дивидендов и рентабельности акционерного капитала.
5. Общество не вправе принимать решение о выплате (объявлении) дивидендов по акциям:
а) до полной оплаты всего уставного капитала;
б) до выкупа всех акций по законным требованиям акционеров;
в) если имеются признаки несостоятельности;
г) если стоимость чистых активов меньше (или будет меньше после выплаты дивидендов) суммы уставного капитала, резервного фонда и величины превышения ликвидационной стоимости привилегированных акций над их номинальной стоимостью.
Общество вправе приобретать размещенные им акции:
1.По решению общего собрания акционеров об уменьшении уставного капитала общества путем приобретения части размещенных акций в целях сокращения их общего количества, если номинальная стоимость акций, оставшихся в обращении, не станет ниже минимального размера уставного капитала. Изымаемые из оборота акции погашаются при их приобретении.
2.По решению совета директоров, если стоимость акций, находящихся в обращении, не станет менее 90% уставного капитала. Приобретенные акции должны быть реализованы в течение года, в противном случае они погашаются и соответственно уменьшается уставной капитал общества или увеличивается номинальная стоимость оставшихся акций с сохранением размера уставного капитала.
3.Реорганизация общества или совершение крупной сделки.
4.Внесения изменений в устав общества или принятия устава в новой редакции. (4, с. 36)
2. Факторы, определяющие дивидендную политику
В любой стране имеются определенные нормативные документы, в той или иной степени регулирующие различные стороны хозяйственной деятельности, в том числе и порядок выплаты дивидендов. Кроме того, существуют и национальные традиции в содержании дивидендной политики, общие тенденции в отношении выплаты дивидендов. Существуют и некоторые другие обстоятельства формального и неформального, объективного и субъективного характера, влияющие на дивидендную политику. Приведем наиболее характерные из них. (2, с. 136)
1) Ограничения правового характера
Собственный капитал предприятия состоит из трех крупных элементов: акционерный капитал, эмиссионный доход, нераспределенная прибыль. В большинстве стран законом разрешена одна из двух схем - на выплату дивидендов может расходоваться либо только прибыль (прибыль отчетного периода и нераспределенная прибыль прошлых периодов), либо прибыль и эмиссионный доход.
В национальных законодательствах имеются и другие ограничения по выплате дивидендов. В частности, если предприятие неплатежеспособно или объявлено банкротом, выплата дивидендов в денежной форме, как правило, запрещена. Поскольку налогом облагаются только полученные акционерами дивиденды, а отложенные к выплате дивиденды (нераспределенная прибыль) налогом не облагаются, нередко компании не выплачивают дивиденды с тем, чтобы избежать налога. В этом случае по усмотрению местных налоговых органов превышение нераспределенной прибыли над установленным нормативом облагается налогом. Причина введения подобных ограничений кроется в необходимости защиты прав кредиторов и предотвращения возможного "проедания" собственного капитала предприятия.
Согласно российскому Положению об акционерных обществах процедура объявления дивиденда проводится в два этапа: промежуточный дивиденд объявляется директоратом и имеет фиксированный размер; окончательно - дивиденд утверждается общим собранием по результатам года с учетом выплаты промежуточных дивидендов. Величина окончательного дивиденда в расчете на одну акцию предлагается на утверждение собранию директоратом общества. Размер дивиденда не может быть больше рекомендованного директорами, но может быть уменьшен собранием. Что касается фиксированного дивиденда по привилегированным акциям, равно как и процента по облигациям, то он устанавливается при их выпуске.
2) Ограничения контрактного характера
Во многих странах величина выплачиваемых дивидендов регулируется специальными контрактами в том случае, когда предприятие хочет получить долгосрочную ссуду. Чтобы обеспечить обслуживание такого долга, в контракте, как правило, оговаривается либо предел, ниже которого не может опускаться величина нераспределенной прибыли, либо минимальный процент реинвестируемой прибыли. В России подобной практики нет; отдаленным аналогом ее выступает обязательность формирования резервного капитала в размере не менее 10% уставного капитала общества.
3) Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью
Дивиденды в денежной форме могут быть выплачены лишь в том случае, если у предприятия есть деньги на расчетном счете или денежные эквиваленты, конвертируемые в деньги, достаточны для выплаты. Теоретически предприятие может взять кредит для выплаты дивидендов, однако это не всегда возможно и, кроме того, связано с дополнительными расходами. Таким образом, предприятие может быть прибыльным, но не готовым к выплате дивидендов по причине отсутствия реальных денежных средств. В России в условиях исключительно высокой взаимной неплатежеспособности такая ситуация вполне реальна. (3, с. 661)
4) Ограничения в связи с расширением производства
Многие предприятия, особенно на стадии становления, сталкиваются с проблемой поиска финансовых источников целесообразного расширения производственных мощностей. Дополнительные источники финансовых ресурсов нужны как предприятиям, наращивающим объемы производства высокими темпами, для приобретения дополнительных основных средств, так и предприятиям с относительно невысокими темпами роста для обновления материально-технической базы. В этих случаях нередко прибегают к практике ограничения дивидендных выплат. Известна практика, когда в учредительных документах оговаривается минимальная доля текущей прибыли, обязательная к реинвестированию.
5) Ограничения в связи с интересами акционеров
Как было отмечено выше, в основе дивидендной политики лежит общеизвестный ключевой принцип финансового управления – принцип максимизации совокупного дохода акционеров. Величина его за истекший период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендов, директорат предприятия и акционеры должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на цену предприятия в целом. Последняя, в частности, выражается в рыночной цене акций, которая зависит от многих факторов: общего финансового положения компании на рынке товаров и услуг, размера выплачиваемых дивидендов, темпа их роста и др.
Имеются и другие обстоятельства, увязывающие размер дивидендов и интересы акционеров. Так, если на рынке капиталов имеются возможности участия в инвестиционных проектах с более высокой нормой дохода, чем обеспечивается данным предприятием, его акционеры могут проголосовать за более высокий дивиденд (еще раз отметим, что в России ситуация несколько иная). Определенные противоречия могут возникать среди самих акционеров. Так, более богатые акционеры могут настаивать на реинвестировании всей прибыли с тем, чтобы избежать налога; другие интересы могут быть у относительно небогатых акционеров.
6) Ограничения рекламно-финансового характера
В условиях рынка информация о дивидендной политике компаний тщательно отслеживается аналитиками, менеджерами, брокерами и др. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся в данной компании практики могут привести к понижению рыночной цены акций. Поэтому нередко предприятие вынуждено поддерживать дивидендную политику на достаточно стабильном уровне, несмотря на возможные колебания конъюнктуры. Степень стабильности дивидендной политики для многих неискушенных акционеров служит своеобразным индикатором успешности деятельности данного предприятия. (3, с.665)
Заключение
В этой работе был рассмотрен вопрос о том, какая часть прибыли компании должна выплачиваться акционерам в форме дивидендов. Дивидендная политика должна рассматриваться в свете общей финансовой задачи компании, которая заключается в максимизации богатства акционеров. Она имеет большое значение, потому что она влияет на структуру капитала и финансирование компании, а в случае с акционерными компаниями и на информационную ценность.
Если дивидендная политика является чисто финансовым решением, то количество привлекательных инвестиционных проектов, доступных для фирмы, будет определять уровень выплат. Если внутри фирмы имеются хорошие инвестиционные возможности, то должны анализироваться соответствующие цены заемного капитала и нераспределенной прибыли. Если в настоящее время инвестиционные возможности отсутствуют, но они возможны в будущем, то может быть предпочтительнее выплатить дивиденд, чтобы акционеры смогли индивидуально найти наилучшее применение средствам, а не оставлять в компании избыточные средства в ожидании будущих возможностей с неопределенным результатом.
Чтобы объявить дивиденд, необходимо иметь достаточную текущую или нераспределенную прибыль для его покрытия, но для выплаты дивиденда необходимы наличные денежные средства. Следовательно, при принятии решения по дивидендной политике следует учитывать ликвидность, а также возможности по получению ссуды.
Согласно закону дивиденды могут выплачиваться только из текущей или нераспределенной прибыли.
Список литературы
1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика, 1997.
2. Палий В.Ф. Анализ деятельности акционерного общества. – М.: Финансы и статистика, 1999.
3. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2002.
4. Справочник бухгалтера '03. Налоги и отчетность в нормативных документах/ Сб. нормативных документов. М.: ИНТЭК-ЛТД, 2003.
5. Финансовый менеджмент. Теория и практика. Под ред. Стояновой Е. С. – М.: Перспектива, 2003.