Содержание

Введение                                                                                                                  3

1. Регуляция функций организма (нервная, рефлекторная, гуморальная).                                                                                                    4

2.История учения о высшей нервной деятельности.                                 9

Заключение                                                                                                           13

Список литературы                                                                                             14

Введение

Целью нашей работы будет рассмотрение двух вопросов: первый – регуляция функций организма; второй – история учения о высшей нервной деятельности. Перед тем как приступить к рассмотрению данных вопросов необходимо дать определение некоторым специфическим понятиям, которые непосредственно касаются нашей темы. Первое понятие – это понятие высшая нервная деятельность (ВНД) - это сложная форма жизнедеятельности, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление человека и высших животных к изменяющимся условиям окружающей среды, гормоны – химические вещества, обладающие высокой физиологической активностью и вырабатываемые железами внутренней секреции или отдельными клетками. Они контролируют обмен веществ, регулируют клеточную активность и проницаемость клеточных мембран, а также специфические функции организма, гомеостаз -относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма[1].

В первом вопросе мы рассмотрим три вида регуляции организма – нервную, рефлекторную и гуморальную, а также рассмотрим принцип действия данных регуляций. Во втором вопросе мы рассмотрим развитие учения о высшей нервной деятельности и о том какие ученые разрабатывали это направление.

Структурно наша работа состоит из введения, заключения, двух вопросов и списка литературы.

1. Регуляция функций организма (нервная, рефлекторная, гуморальная).

Системы органов работают не изолированно, а объединяются для достижения полезного организму результата. Такое временное объединение органов и систем органов называют функциональной системой. Например, быстрый бег может быть обеспечен функциональной системой, включающей большое число различных органов и их систем: нервную систему, органы движения, дыхания, кровообращения, потоотделения и др. Теорию функциональных систем разработал советский физиолог академик П. К. Анохин. Итак, организм человека имеет очень сложное строение: он состоит из систем органов, каждая система органов - из различных органов, каждый орган из нескольких тканей, ткань - из множества сходных клеток и межклеточного вещества.

В организме клетки, ткани, органы и системы органов работают как единое целое. Их согласованная работа регулируется тремя способами: гуморальным (лат. гумор - жидкость) - с помощью химических веществ через жидкие среды организма (кровь, лимфу, межклеточную жидкость), с помощью нервной системы и с помощью рефлексов.

Гуморальная регуляция функций. Химические вещества способны регулировать самые разнообразные процессы в клетках, тканях, органах и в организме в целом. Многие из этих веществ оказывают значительное физиологическое действие в очень малых концентрациях. Поэтому их называют биологически активными веществами. Биологически активные вещества вырабатываются многими клетками организма.

Часть этих веществ очень быстро разрушается, поэтому, выделяясь в межклеточную жидкость, может действовать только на соседние клетки. Действие других биологически активных веществ более продолжительное.

В организме имеются специальные органы - железы, вырабатывающие биологически активные вещества. Существует два типа желез. Одни из них имеют протоки, через которые вещества выделяются в полости тела, органов или на поверхность кожи. Их называют железами внешней секреции. Железами внешней секреции являются слезные, потовые, слюнные, железы желудка.

Железы, не имеющие специальных протоков и выделяющие вещества в протекающую через них кровь, называют железами внутренней секреции. К ним относятся гипофиз, щитовидная, вилочковая железы, надпочечники и другие железы.

Биологически активные вещества желез внутренней секреции называют гормонами. Гормоны разносятся кровью по всему организму и оказывают влияние на функции многих систем органов и на жизнедеятельность, организма в целом. Гормоны регулируют процессы обмена веществ, роста и развития.

Гормональная регуляция является составной частью гуморальной. Возникнув на определенной стадии эволюционного развития является более ранней формой, чем нервная регуляция, и играет роль соединительного звена между центральной нервной системой(ц.н.с.) и тканями. Она играет важную роль в поддержании гомеостаза и в адаптации организма к меняющимся условиям окружающей и внутренней среды. Она осуществляется изменением секреции гормонов в ответ на внешние или внутренние воздействие.[2]

Некоторые гормоны влияют на функции преимущественно одной какой-либо системы органов. Такие органы называют органами-мишенями. Мембраны клеток органов-мишеней обладают повышенной чувствительностью к этим гормонам. Например, половые гормоны стимулируют рост и развитие системы органов размножения. Другие гормоны, например адреналин, который вырабатывается надпочечниками, одновременно изменяют функции многих органов. При повышении содержания адреналина крови усиливается работа сердца, сужаются кровеносные сосуды, поднимается температура тела и уровень глюкозы в крови. Работа всех желез внутренней секреции строго согласована. Повышенная или пониженная выработка гормона какой-либо одной железой стимулирует или угнетает функцию другой. Часть желез выполняет одновременно внешнесекреторную и внутрисекреторную функции. К числу таких желез принадлежит поджелудочная, а также половые железы.

Таким образом, биологически активные вещества регулируют функции организма: усиливают - возбуждают или угнетают - тормозят их. Эти вещества управляют деятельностью клеток, тканей, органов, систем органов.

Нервная регуляция функций(н.р.ф.)совокупность реакций ц.н.с., направленных на обеспечение оптимального уровня жизнедеятельности, поддержание гомеостаза и адекватности взаимодействия организма с окружающей средой.

В основе представлений о н.р.ф. лежит учение о рефлексе. Нервная регуляция обеспечивает стабилизацию параметров физиологических (биологических) констант (например рН крови) их перестройку на новый уровень, формирование новых видов двигательных и вегетативных реакций, обеспечение предвосхищающих реакций.

Выделяют два основных вида системных механизмов, лежащих в основе н.р.ф. – жесткие (фиксированные) и гибкие (нефиксированные). Жесткие механизмы генетически закреплены в процессе эволюции и осуществляют регуляцию достижения постоянно существующих цепей (например: протекание метаболического процесса, воспроизведение и переработка текущей информации). Гибкие механизмы обеспечивают достижение организмом сиюминутных целей, после достижения которых перестают функционировать.

В основе работы жестких механизмов лежат генетические программы, предопределяющие эфферентные пути регуляции; фенотипические влияния сказываются лишь на конкретных формах реализации этих программ.

Гибкие, нефиксированные механизмы, осуществляются временно создающимися нейронными ансамблями. Ведущим принципом объединения является доминанта, обеспечивающая синхронизацию работы входящих в ансамбль нервных структур.

Реализуется программа нервной регуляции посредством эфферентных влияний на исполнительные органы, работа которых обеспечивает активные изменения регулируемых параметров. Различают три вида таких влияний: пусковые, вызывающие активную деятельность регулируемы структур или прекращающих ее; адаптационные, влияющие на силу реакции и соотношение отдельных ее компонентов в процессе осуществления функции, и так называемые влияния готовности (формируют уровень готовности регулируемой структуры ответить на пусковые и адаптационные влияния)[3].   

 Головной и спинной мозг связан нервами со всеми органами. Мозг регулирует работу органов помощью электрических сигналов - нервных импульсов, передающихся по мембранам нервных клеток. Нервная система оказывает на организм такое же действие, как и биологически активные вещества, т.е. возбуждает или тормозит функции организма. Изменение функций организма определяется условиями внешней и внутренней среды. Мозг постоянно получает информацию об изменении условий. Между мозгом и всеми органами существуют двусторонние связи: от органов к мозгу и от мозга к органам. Благодаря двусторонним связям мозг обеспечивает соответствие работы органов потребностям организма.

Рефлекторная регуляция организма заключается в регуляции работы органов и координации их функций взаимодействия с целью обеспечения постоянства внутренней среды организма (гомеостаз), сохранения его целостности и возможности приспособления к меняющимся условиям окружающей среды посредством рефлексов. Рефлекторная деятельность нервной системы обеспечивает функциональное единство отдельных систем организма, а также сложный изменчивый и приспособленческий характер взаимодействия организма с окружающей средой.[4]

Нервная, рефлекторная и гуморальная регуляции осуществляют взаимосвязь и согласованную работу всех систем органов. Поэтому организм функционирует как единое целое.

Нервная система и биологически активные вещества обеспечивают постоянство внутренней среды и устойчивость всех функций организма. Это достигается путем саморегуляции. Саморегуляция заключается в том, что любое отклонение от нормального состава внутренней среды организма включает нервные, рефлекторные и гуморальные процессы, возвращающие его к исходному уровню. Например, повышение уровня сахара (глюкозы) в крови включает механизмы нервной и гуморальной регуляции, способствующие его снижению. Ослабление работы сердца и падение кровяного давления включают нервно-гуморальные механизмы, которые нормализуют сердечно-сосудистую деятельность, т. е. усиливают работу сердца и повышают кровяное давление.

2. История учения о высшей нервной деятельности.

Человечество издавна стремилось проникнуть в “тайну из тайн” жизни  - головной мозг. Зависимость сознания от мозга утверждал еще отец медицины - Гиппократ. Ученики Гиппократа, следуя своему учителю, рассматривали мозг как центр всех центров и главный орган ума. Ошибочными были взгляды великого мыслителя Древней Эллады -Аристотеля. Он учил, что головной мозг способен только умерять “теплоту сердца” и питать его.

С развитием эксперимента в физиологии ученые пытались выяснить свойства нервной системы и те процессы, которые в ней протекают, но долгое время они оставались неизвестными. Познать функцию мозга и нервов трудно. Примечателен следующий факт. В Дрездене есть замечательная модель женщины, через тело которой просвечивают внутренние органы. Модель иллюстрирует процессы дыхания, кровообращения, пищеварения. А показать деятельность нервной системы оказалось невозможным[5].

С середины XIX века наука шла путем эксперимента. Ученым удалось с помощью приборов наблюдать и регистрировать нервные процессы. Первое время применяли только острый опыт. Одни ученые вскрывали череп собаки и, раздражая отдельные участки мозга электрическим током, наблюдали ответные реакции тех или иных органов. Другие удаляли части мозга и наблюдали расстройства тех или иных жизненных функций. При нормальном состоянии животного изучить их было невозможно.

Огромный вклад в физиологию нервной системы и органов чувств внесли крупнейшие ученые - Мюллер, Гельмгольц, Клод Бернар, Дюбуа -Реймон.

Самое значительное достижение XIX-XX веков - создание рефлекторной теории нервной деятельности. Хотя термин “рефлекс” (в переводе с латинского “отражение”) употреблял еще Декарт в XVII веке, но новый физиологический смысл вложили в него главным образом русские физиологи И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Введенский, А. А. Ухтомский.

Понятие «высшая нервная деятельность» введено великим русским физиологом И. П. Павловым в связи с открытием условного рефлекса как новой, не известной до этого формы нервной деятельности. И. П. Павлов противопоставил высшую нервную деятельность низшей нервной деятельности, направленной в основном на поддержание гомеостаза организма в процессе его жизнедеятельности. При этом нервные элементы, осуществляющие взаимодействие внутри организма, объединены нервными связями уже к моменту рождения. И, наоборот, нервные связи, обеспечивающие В. н. д., реализуются лишь в процессе жизнедеятельности организма в форме жизненного опыта. Поэтому низшую нервную деятельность можно определить  как врожденную форму, а высшую нервную деятельность - как приобретаемую в индивидуальной жизни человека или животного. Истоки противопоставления высшей и низшей форм нервной деятельности  восходят к идеям древнегреческого мыслителя Сократа о существовании у животных «низшей формы души», отличающейся от души человека, обладающей «мыслительной силой». В 19 в. в трудах отечественного ученого, основоположника современной физиологии И. М. Сеченова был раскрыт рефлекторный характер деятельности головного мозга. В книге «Рефлексы головного мозга», вышедшей в 1863 г., он первым сделал попытку объективного изучения психических процессов. Само первоначальное название книги «Попытка ввести физиологические основы в психические процессы», измененное под влиянием цензуры, говорит о том, что И. М. Сеченов давал в руки исследователей объективный метод изучения сложных процессов психической деятельности.

Идеи И. М. Сеченова блестяще развил И. П. Павлов. На основе разработанного им метода условных рефлексов он показал пути и возможности экспериментального изучения функций коры больших полушарий, играющих ключевую роль в сложных процессах психической деятельности. Ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. С помощью разработанного им метода условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования Павловым физиологии высшей нервной деятельности (2-й сигнальной системы, типов нервной системы, локализации функций, системности работы больших полушарий и др.) оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики. 

Учения Сеченова и Павлова продолжил и развил Российский ученый, Анохин Петр Кузьмич, в своих трудах по нейрофизиологии рассмотрел механизмы условного рефлекса и внутреннего торможения, онтогенезу нервной системы.

 Анохиным и его учениками показано, что главным условием формирования целенаправленного поведения является возможность достижения биологически важного результата действия. Именно для получения полезного приспособительного результата и формируется объединение разнородных центральных и периферических нервных аппаратов в единую так называемую функциональную систему. В соответствии с теорией функциональной системы непременным условием любого поведенческого акта является определенная мотивация. Она всегда возникает в условиях конкретной обстановки. И высшие животные, и человек получают от органов чувств необходимые сведения о совокупности внешних факторов, определяющих реальную обстановку. Затем включаются механизмы, извлекающие из памяти сведения о случаях удовлетворения данной мотивации в сходных условиях в прошлом. Специальный нейрофизиологический аппарат, контролирующий степень соответствия реальных результатов действия задуманным, был назван П. К. Анохиным акцептором результатов действия. В процессе получения сведений о результатах действия возможны два крайних варианта: либо результаты полностью соответствуют намеченным, либо отличаются от них до неузнаваемости. В первом случае действие оценивается как выполненное правильно и хорошо поработавший организм сам себя награждает положительной эмоцией, а проделанная реакция фиксируется в памяти как позитивный опыт («так надо»). Во втором -действие выполнено неудовлетворительно, возникает отрицательная эмоция, а ход реакции становится частью негативного опыта («так не надо»).

Изучал деятельность целостного организма на основе разработанной им теории функциональных систем, которая внесла вклад в развитие системного подхода в биологии и кибернетики.




Заключение

Таким образом, в своей работе мы рассмотрели вопросы регуляции функций организма. Установили, что нервная, рефлекторная и гуморальная регуляции осуществляют взаимосвязь и согласованную работу всех систем органов. Поэтому организм функционирует как единое целое. Во втором вопросе мы рассмотрели историю развития учения о высшей нервной деятельности. Весомый вклад в развитие учения внесли великие русские ученые Иван Михайлович Сеченов и Иван Петрович Павлов. Сеченов в своей работе «Рефлексы головного мозга» психическую деятельность человека объяснил рефлекторным принципом работы нервной системы.  Павловым были разработаны учения о безусловных и условных рефлексах. Российский ученый Анохин Петр Кузьмич в своих трудах по нейрофизиологии рассмотрел механизмы условного рефлекса и внутреннего торможения, онтогенезу нервной системы. Изучал деятельность целостного организма на основе разработанной им теории функциональных систем, которая внесла вклад в развитие системного подхода в биологии и кибернетики. Считаю вопросы, поставленные в работе, раскрытыми, цель работы достигнута.





Список литературы

1.     Большая медицинская энциклопедия. Гл. ред. Петровский Б.В. в 30-и т., т. 5.- М.: 1981 г. – 548 с.

2.     Большая медицинская энциклопедия. Гл. ред. Петровский Б.В. в 30-и т., т.16.- М.: 1981 г. – 512 с.

3.     Большая медицинская энциклопедия. Гл. ред. Петровский Б.В. в 30-и т., т. 22.- М.: 1981 г. – 544 с.

4.     Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. Учебное пособие. – М.: 1988. – 367 с.

5.     Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: 1978. – 239 с.

6.     Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. Покровский В.И. – 3-е изд. – М.: 1992. – 688 с.

7.     Цузмер А.М., Петришина О.Л. Биология: человек и его здоровье: Учебник. – М.: 1990. - 240 с.



[1] Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. Покровский В.И. – 3-е изд. – М.: 1992. – 109,142,143 с.


[2] Большая медицинская энциклопедия. Гл. ред. Петровский Б.В. в 30-и т., т. 5.- М.: 1981 г. – 257 с.

[3]  Большая медицинская энциклопедия. Гл. ред. Петровский Б.В. в 30-и т., т. 15.- М.: 1981 г. – 378-379 с.


[4] Большая медицинская энциклопедия. Гл. ред. Петровский Б.В. в 30-и т., т. 22.- М.: 1981 г. – 251 с.


[5] Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: 1978. – 158 с.